Jump to content

Мухалинга

, эпохи Гуптов Одноликий мукхалинга Бхумара
Четырехликий мухалинга, X век, Музей азиатского искусства .

Мукхалинга ; буквально или мухалингам ( санскрит : मुखलिङ्गम्, латинизированный: mukhalinga « лингам с лицом ») — это лингам, представленный с одним или несколькими человеческими лицами в индуистской иконографии . [1] Лингам – это аниконическое изображение индуистского бога Шивы . Мухалингам может быть каменным или состоять из металлической оболочки, закрывающей обычный лингам.

У мукхалинга обычно одно, четыре или пять лиц. Считается, что у мухалингов, имеющих четыре лица, есть невидимое пятое лицо на вершине лингама. Четырех- и пятиликие мухалинги представляют пять аспектов Шивы. [2] которые также относятся к классическим элементам и сторонам света.

В то время как бесформенный аспект Шивы классифицируется как нишкала (нематериальный), мукхалинга классифицируется как сакала нишкала (материально-нематериальный). [3]

Иконография камня Мухалингас в текстах

[ редактировать ]

Иконография и изготовление мукхалинга предписаны в Агамах и Тантрах . [4] Эти скульптурные линги подпадают под классификацию мануша-лингам («искусственные линги»), а другой категорией являются сваямбху или линги естественного происхождения. [4] Мануша -лингам состоит из трех частей: Брахма-бхага , самая нижняя часть линга, представляющая собой квадратную платформу; Вишну-бхага — средняя часть линга с постаментом или питхой и Рудра-бхага — самая верхняя часть центрального стержня с закругленным кончиком. [4] Мукхалинга должна быть сарвасама («всеравные»), где три части равны. На самой верхней рудра-бхаге или пуджа-бхаге может быть вырезано одно лицо и максимум пять лиц. Если святилище ( гарбхагриха ) имеет только одну дверь, то лингам должен иметь только одну сторону спереди (восток), обращенную к двери. В случае двух дверей она должна иметь две стороны – переднюю и заднюю – обращенные к дверям на востоке и западе. В случае трех дверей лингам должен иметь три лица, за исключением западной. Когда в святилище четыре двери, у лингама может быть четыре или пять лиц. Четыре лица должны быть обращены к дверям в четырех основных направлениях; кроме того, если существует пятая грань, она должна быть вырезана сверху и обращена вперед, на восток. Когда мукхалинга четырехликая, а не только лица, бюсты божеств вырезаются с четырех сторон; у каждого по две руки. [4]

Каменные мукхалинги могут изображаться состоящими только из центрального стержня, но могут быть частью полной сборки, где стержень встроен в пьедестал питхи , обозначая йони , женский аналог. [5] [6] [7]

Мухалинги в виде металлических ножен

[ редактировать ]
Одноликий Мухалинга, Махараштра ; сейчас в LACMA
Пятиликий Мухалинга, Химачал-Прадеш ; сейчас в LACMA

Обычный лингам можно превратить в мукхалинга, надев кавачу («доспехи»), металлическое (обычно золотое) покрытие, вырезанное в форме головы Шивы. На лбу изображен третий глаз Шивы, полумесяц над головой и корона. [8] Покрытие или оболочка также известна как коша или линга-коша и может быть сделана из металлических сплавов, золота, серебра или [9] медь. [5] Другая форма крышки вырезана в форме линга, с закругленной вершиной, с четырьмя гранями, вырезанными по четырем сторонам. [10]

Одноликий Мухалинга

[ редактировать ]

Одноликого мукхалинга называют эка-мукхалинга , «лингам с одним лицом». Лицо создано в высоком рельефе. Волосы он собирает на голове в виде пучка, а более длинные волосы ниспадают ему на плечи. [11] Он также может носить серьги и ожерелье, иметь полумесяц на голове и третий глаз на лбу. [7] Лица Шивы обычно вырезаются от уха и далее, выходя из лингама. [12]

Четырех/Пятиликий Мухалинга

[ редактировать ]
Пятиглавый Мукхалинга, заключенный в йони; Буданилканта , Непал
Четырехголовая металлическая крышка в виде Мухалинги, Непал; сейчас находится в Музее азиатского искусства

Пятиликий мукхалинга называется панча-мукхалинга . Пять лиц соотносят Шиву с классическими элементами, направлениями, пятью чувствами и пятью частями тела. Они представляют пять аспектов Шивы: Садьоджата , Вамадева , Агхора , Татпуруша и Ишана . [8] Говорят, что четырехликий лингам также представляет пять аспектов Шивы, пятый аспект - это центр, сам стержень или предполагается, что он выходит из вершины стержня и обозначает бесформенный Абсолют . [5] [10] Таким образом, четырехликий мукхалинга можно также назвать панча-мукхалинга («лингам с пятью лицами» Шивы). [5] Эти четырехликие линги являются наиболее часто встречающимися мукхалингамами.

Панча мукха шивалинга 13-го века нашей эры находится в Калахасти, Андхра-Прадеш . Пятое лицо не будет показано, чтобы подчеркнуть характер Шивалинга Нишкалы. [13]

Верхнее лицо известно как Ишана или Садашива, который изображается редко и управляет зенитом и небом ( Акаша ). Восточный лик — Садьоджата или Махадева, правитель земли ( Притхви ). Западный лик — это Татпуруша или Нанди (бык Шивы) или Нандивактра (лик Нанди), обозначающий ветер, Ваю . В то время как Вамадева или Ума ( Парвати , супруга Шивы) или Умавактра (лик Парвати) или Тамрешвара (вода, Ап ) обращены на север, Агхора или Бхайрава смотрит на юг (огонь, Агни ). В некоторых текстах восточный лик называется Садьоджатой, а западный. [4] [5] [10] Значок пяти аспектов представляет всю вселенную. [10]

В Непале четыре аспекта имеют схожие лица. Они носят одинаковые короны и прически и обладают третьим глазом Шивы. Махадева может иметь усы и спутанные волосы на голове. На лбу Нанди носит сектантский знак ( тилака ) Шайвов ( поклонников Шивы) и серьги с цветком. Лицо Умы также несет на себе знак Шайвы и изображает Шиву как Ардханаришвару , составную андрогинную форму Шивы и Парвати. Правая половина — это мужчина Шива с усами, а левая половина — женщина Парвати; глаза, губы, серьги (змея и цветочная серьга), а также стороны короны могут различаться пополам. Бхайрава , ужасная форма Шивы, обычно изображается разгневанным; однако может иметь более мягкое выражение. Он носит серьги-змеи или асимметричные серьги и у него вьющиеся волосы. Все они изображены с двумя руками, несущими акшамалу (четки) в правой и кувшин с водой в левой. Рука с четками держится в абхаямудре , жесте уверенности. Четки означают Смерть или Время, тогда как кувшин с водой представляет собой их противоположность: Амрита , эликсир жизни. Руки указывают на то, что Шива приведет своих преданных к мокше , освобождению. [5] [10]

Восьмиликая шивалинга расположена в Мандсауре (Мадхья-Прадеш) на берегу реки Шивана, известной в местном масштабе как «Аштамукхи Пашупатинатх», которая считается уникальной с точки зрения своей скульптуры. Восемь лиц, вырезанных на лингаме, демонстрируют восемь настроений/выражений лица, обращенных в четыре стороны, по два в каждом направлении, расположенных одно над другим.

Эволюция

[ редактировать ]

Мухалинги встречаются по всей Индии. [8] и Непал. [5] Они также появляются в бывшем королевстве Чампа , в настоящее время во Вьетнаме, а также в Камбодже и Борнео в Юго-Восточной Азии. [9] [14] и Афганистан к западу от Индии. [7] Один из самых ранних экземпляров мукхалинга - пятиликий в Бхите, датируемый вторым веком до нашей эры.

Ален Даниэлу говорит, что мухалинги Шивы напоминают аналогичные изображения фаллосов с вырезанными лицами из Греции и кельтской Европы. второго века Он также отмечает, что фаллосы с полными человеческими фигурами также встречаются во Франции и Индии, ссылаясь на лингам Гудималлам в качестве раннего примера. [8]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Статли, Маргарет и Джеймс (9 апреля 2019 г.). Словарь индуизма: его мифология, фольклор и развитие 1500 г. до н.э. – 1500 г. н.э. Рутледж. п. 345. ИСБН  978-0-429-62754-5 .
  2. ^ Рао, Т. А. Гопинатха (1985). Элементы индуистской иконографии . Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 97. ИСБН  978-81-208-0878-2 .
  3. ^ АЛАЯМ: Индуистский храм; воплощение индуистской культуры; Г.Венкатарамана Редди; Опубликовано Адхьякшей; Шри Рамакришна Матх; ISBN   978-81-7823-542-4 ; Страница 46
  4. ^ Jump up to: а б с д и Рао стр. 86-88
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Коссак стр.139
  6. ^ Коссак с. 143.
  7. ^ Jump up to: а б с Филипп Де Монтебелло (1994). Путеводитель по Метрополитен-музею . Метрополитен-музей. п. 102 . ISBN  978-0-87099-710-5 .
  8. ^ Jump up to: а б с д Ален Даниэлу (1995). Фаллос: священный символ мужской творческой силы . Внутренние традиции / Медведь и компания, стр. 41–43. ISBN  978-1-59477-731-8 .
  9. ^ Jump up to: а б Эндрю Дэвид Харди; Мауро Кукарци; Патриция Золезе (2009). Чампа и археология Му Сона (Вьетнам) . НУС Пресс. стр. 138, 159. ISBN.  978-9971-69-451-7 .
  10. ^ Jump up to: а б с д и Пратападитья Пал (1 января 1985 г.). Искусство Непала: Каталог художественной коллекции Музея округа Лос-Анджелес . Издательство Калифорнийского университета. п. 109 . ISBN  978-0-520-05407-3 .
  11. ^ Коссак с.94.
  12. ^ Крамриш с. 178
  13. ^ АЛАЯМ: Индуистский храм; воплощение индуистской культуры; Г.Венкатарамана Редди; Опубликовано Адхьякшей; Шри Рамакришна Матх; ISBN   978-81-7823-542-4 ; Страница 47
  14. ^ О'Коннор, SJ (1961). «ЭКАМУХАЛИНГА ИЗ СИАМСКОГО ПОЛУОСТРОВА» (PDF) . Журнал Сиамского общества . Сиамское общество . Проверено 2 июля 2014 г.
  • Рао, Т. А. Гопинатха (1916). Элементы индуистской иконографии . Том. 2: Часть I. Мадрас: Юридическая типография. OCLC   630452416 .
  • Крамриш, Стелла (1988). «Линга: Линга и лик Шивы». Присутствие Шивы . Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN  9788120804913 .
  • Стивен Коссак (1991). Трансцендентный лотос: искусство Индии и Юго-Восточной Азии из коллекции Сэмюэля Эйленберга . Метрополитен-музей. ISBN  978-0-87099-613-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d354fd0eeb5a9987ba521b23a831e46b__1718321220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/6b/d354fd0eeb5a9987ba521b23a831e46b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mukhalinga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)