Храм Дашаватара, Деогарх
Храм Дашаватара | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Лалитпурский район |
Божество | Вишну |
Расположение | |
Расположение | реки Бетва Долина |
Состояние | Уттар-Прадеш |
Страна | Индия |
Географические координаты | 24 ° 31'35,8 "N 78 ° 14'24,4" E / 24,526611 ° N 78,240111 ° E |
Архитектура | |
Стиль | Страна |
Завершенный | ок. 500 г. н. э. [1] [2] |
Храм Дашаватара начала VI века, — индуистский храм расположенный в Деогархе , Лалитпур район , штат Уттар-Прадеш , в 125 километрах от Джханси, в долине реки Бетва в северно-центральной Индии . [3] [4] Он имеет простой план в одну квадратную ячейку и является одним из самых ранних индуистских каменных храмов, сохранившихся до сих пор. [3] [5] построенный в период Гуптов Храм Дашаватара в Деогархе, Гуптов в стиле , демонстрирует богато украшенную архитектуру . [6] [7]
Храм в Деогархе посвящен Вишну , но включает в себя небольшие изображения различных божеств, таких как Шива , Парвати , Картикея , Брахма , Индра , речные богини Ганга и Ямуна , а также панель, изображающая пять Пандавов индуистских . эпическая Махабхарата . [3] [4] Храм построен из камня и каменной кладки из кирпича. [8] Легенды, связанные с Вишну, высечены на внутренних и внешних стенах храма. Также вырезаны светские сцены и любовные пары на разных стадиях ухаживания и близости. [3] [4]
По словам Александра Лубоцкого, этот храм был построен в соответствии с третьей кхандой индуистского текста Вишнудхармоттара Пурана , которая описывает дизайн и архитектуру храма в стиле Сарватобхадра , тем самым обеспечивая флоруит для текста и, вероятно, храмовой традиции, существовавшей в древней Индии. . [9] Несмотря на разрушение, храм сохранился в достаточно хорошем состоянии, чтобы стать ключевым храмом в науке об индуистской храмовой архитектуре, особенно в корнях североиндийского стиля храмового дизайна. [4] [10] [11]
Храм Дашаватара в местном масштабе известен как Сагар Марх , что буквально означает «храм на резервуаре», название, которое он получил от квадратного бассейна с водой, вырезанного в скале перед ним. [12]
Расположение
[ редактировать ]Храм находится в Деогархе, также называемом Девгарх (санскрит: «крепость богов»). [13] ), в долине реки Бетва на границе штатов Уттар-Прадеш и Мадхья-Прадеш. Это древний индуистский храм ниже холма Деогарх, в сторону реки, примерно в 500 метрах (1600 футов) от группы из трех дюжин джайнских храмов с дхармашалой, построенных несколько столетий спустя, и форта Деогарх Карнали, построенного в начале 13 века. [14] [12]
Храм Дашаватара находится примерно в 30 километрах (19 миль) от города Лалитпур в Уттар-Прадеше, в 220 километрах (140 миль) к западу от Кхаджурахо , в 250 километрах (160 миль) к югу от Гвалиора , в 230 километрах (140 миль) к северо-востоку от Бхопала и примерно 400 километров (250 миль) к юго-западу от Канпура . Ближайшая железнодорожная станция расположена в Лалитпуре , а ближайший крупный аэропорт с ежедневными рейсами — Кхаджурахо ( IATA : HJR) и Бхопал (IATA: DBH). [15]
Это место находится на западной окраине хребта Лалитпур, среди леса, на расстоянии около 500 метров (1600 футов) от скалистых порогов реки Бетва. Археолог эпохи Британской Индии Александр Каннингем посетил это место в 1875 году и назвал это место «исключительно живописным». В форте есть несколько джайнских храмов, а храм Дашаватара — единственный индуистский памятник на полпути между фортом и деревней Деогарх. [14]
История
[ редактировать ]Деогарх — древнее место. Здесь были найдены многочисленные надписи на разных языках и письменности, а также ряд индуистских, джайнских и буддийских памятников. Это позволяет предположить, что когда-то это было значительное населенное поселение, вероятно, место на имперском торговом пути, по которому сюда привозили людей разного языкового происхождения. По словам Мадхо Ватса, Деогарх, расположенный среди живописных холмов на севере, западе и юге, вместе с его обильными водами, был удобно расположен между крупными древними экономическими центрами, такими как Паталипутра (Патна), Каши (Варанаси), Санчи , Удаягири , Удджайн , Бхилса и Баг. [12] Каннингем в 1875 году отметил, что надписи, которые он нашел в Деогархе во время своего тура, были написаны шрифтом Гупта, и некоторые другие он не смог расшифровать. Его команда смогла прочитать надписи на индуистском санскрите, которые начинались с таких фраз, как « Ом ! Намах Шивая ! (...)», а даты самвата , включенные в надписи, означали, что различные надписи варьировались от 808 г. н.э. до 1164 г. н.э., ни до 8-го века, ни после 13-го века. [14] Каннингем сообщил о колоссальных статуях Тиртханкараса на территории джайнских храмов, а затем добавил обширный отчет об одиночном индуистском храме Деогарх, который он назвал «Храмом Гупта». [14] [13] В самом конце своего отчета он отметил, что архитектурный стиль и темы, представленные в храме Дашаватара, предполагают, что храм, должно быть, был построен до 700 г. н.э., по его предположению, от 600 до 700 г. н.э. [14]
До отчета Каннингема за 1875 год около 1871 года храм посетил Чарльз Страхан, который нашел его посреди зарослей джунглей. Страхан поделился своим энтузиазмом по поводу храма с Каннингемом следующим образом: [14]
Джунгли наиболее густы в непосредственной близости от Деогарха, где Бетва по обоим берегам возвышается над скалистыми утесами, когда-то священными для индуистских святынь, чьи руины демонстрируют высочайшее изобилие скульптурного искусства, но теперь едва ли перекрывают окружающие деревья. Один величественный храм с широкой мощеной дорогой, ведущей от подножия холма, на котором он стоит, вдоль скал, представляет большой археологический интерес, некоторые скульптуры хорошо сохранились.
- Чарльз Страхан (выделено согласно публикации Каннингема). [14] )
В 1899 году П. К. Мукерджи более тщательно обследовал это место по поручению Археологической службы Индии. Он заметил обилие изображений Вишну на рельефах и принял местную устную традицию, утверждавшую, что десять аватаров Вишну были вырезаны на храме, но сейчас отсутствуют. В своем отчете он назвал его храмом Дашаватара и упомянул местное Сагар Марх . название храма [12]
В течение десятилетий после отчета Мукерджи раскопки в регионе Деогарх в начале 20-го века, такие как раскопки Дайи Рама Сахни, дали свидетельства наличия большего количества индуистских святынь, а также надписей, джайнских храмов и буддийских памятников. К ним относятся надписи Нахаргати, монастырская пещера и рельеф с надписью Саптаматрикас (семь матерей, шактизм ). В 1918 году Сахини также нашел панели храма, захороненные рядом с фундаментом и использованные кем-то для строительства стены поблизости. На этих панелях рассказывались сцены из индуистского эпоса Рамаяна . [16] По словам Брюна, надписи, пещеры и скульптуры Деогарха Нахаргати являются индуистскими памятниками и одними из самых богатых археологических находок в районе Деогарха, и они включают произведения искусства эпохи Гупта, несколько ранних и поздних надписей письмом Нагари, ранний рельеф Махишасура-мардини Дурга, Шиву. лингамы и различные индуистские статуи. [13] [12]
В начале 20-го века пропавшие десять аватаров, о которых Сахни знал, но никто не видел доказательств, привели к спорам о том, следует ли называть храм храмом Дашаватара или как-то еще. Однако раскопки и последующее изучение рельефов с места храма Деогарх такими учеными, как Ватс, дали свидетельства наличия рельефов с изображением Кришны , Нарасимхи , Ваманы , Будды , Рамы и других. [16] [примечание 1] После этого храм стал широко известен как храм Дашаватара Деогарха. [16] По словам Ватса, данные свидетельствуют о том, что большое количество рельефов, существовавших в конце 19 века, пропало в первые несколько десятилетий 20 века. [16] Большая часть храма Дашаватара, а также близлежащие джайнские храмы находятся в руинах и имеют следы повреждений. [18] [примечание 2]
Археологи пришли к выводу, что это самый ранний известный храм Панчаятаны в Северной Индии. [19] Впоследствии Каннингем переименовал его в Дашаватара Мандир или Храм Дашаватара (поскольку храм изображает десять воплощений Вишну), а также в Сагар Марх (что означает: храм у колодца).
Дата
[ редактировать ]Храм Дашаватара обычно датируется концом V - началом VI веков, или примерно 500 годом нашей эры. [1] [20] Бенхамин Пресиадо-Солис, профессор истории Индии, специализирующийся на индуистской и буддийской иконографии, датирует его V веком. [21] По словам Джорджа Мичелла, историка искусства и профессора, специализирующегося на индуистской архитектуре, неясно, когда именно был построен храм Дашаватара, но его стиль предполагает шестой век. [4] Майкл Мейстер, другой историк искусства и профессор индийской храмовой архитектуры, датирует храм периодом между 500 и 525 годами нашей эры. [22]
Описание
[ редактировать ]Храм Дашаватара имеет высокий постамент ( джагати ) и подвальное крыльцо. В центре платформы со всех сторон храма предусмотрены ступеньки, позволяющие паломнику войти в храм со всех четырех сторон. [24]
Храм обращен на запад, с небольшим отклонением на юг, что позволяет лучам заходящего солнца падать на главного идола храма. Постамент квадратный со стороной 55,5 футов (16,9 м), примерно на 9 футов (2,7 м) над нижней ступенькой (называемой лунным камнем) святыни. [24] В каждом углу платформы есть квадратный выступ размером 11 футов (3,4 м) с остатками святыни. Плинтус был отлит в четыре параллельных ряда, каждый из которых имел толщину около 0,95 фута (0,29 м). Над четырьмя молдингами вдоль всего постамента проходили прямоугольные панели, разделенные пилястрами, с фризами, повествующими индуистские тексты, такие как Рамаяна и Махабхарата . [25] [26] Некоторые из этих фризов сейчас находятся в таких музеях, как Национальный музей в Дели . Они показывают, например, повествования из легенды о Кришне. [17]
На платформе расположен макет из девяти квадратов. Сохранившийся храм Вишну находится на средней площади. [27] Святилище представляет собой квадрат со стороной 18,5 футов (5,6 м). Его дверной проем украшен замысловатой резьбой с рельефами. Изображения на вершине перемычки святилища и стен изображают Вишну и Лакшми в окружении Шивы , Парвати , Индры , Картикеи , Ганеши , Брахмы и других. Внешняя стена святилища с трех сторон имеет ниши со скульптурами легенд о Вишну: Гаджендра-мокша, прилетевший с Гарудой , Нара-Нараяна, сидящий в позе лалитасана , и Анантасайи Вишну в полулежащем положении. [4]
На вершине святилища находятся остатки сикхары храма Дашаватара. По словам Ватса, эта шикхара является одной из самых ранних сохранившихся каменных иллюстраций в Северной Индии наряду с иллюстрацией в храме Мундешвари в Бихаре. Храм Деогарх построен по квадратному плану, а храм Мундешвари – по восьмиугольному. [28] Сикхара храма Деогарха имела пирамидальную форму с отступающими ярусами ( тала ) с прямым краем.
Храм Дашаватара тесно связан со знаковой архитектурной храмовой структурой, описанной в Вишнудхармоттара-пуране , и может быть интерпретирован как архитектурное представление концепции Чатурвьюхи и доктрины Панчаратры , основанное на изображениях четырех основных эманаций Вишну : Васудевы , Самкаршаны. , Прадьюмна и Анируддха . [29]
Скульптуры
[ редактировать ]На террасном подвале можно увидеть скульптурные панели с резными фигурками речных богинь Ганги и Ямуны, обрамляющих дверной проем в святилище, стоящих соответственно на своих ваханах: крокодиле и черепахе. [30] Панели каменной двери украшены замысловатой резьбой, изображающей влюбленные пары на разных стадиях ухаживания и близости. На фасаде стоят двое мужчин: один держит цветок, а другой гирлянду, как бы приветствуя посетителя. [30]
Рельеф на дверной перемычке святилища изображает Вишну. [30] У него четыре руки, он держит свою культовую раковину в задней левой руке, культовую чакру - в задней правой, передняя правая рука находится в абхая мудре, а левая передняя - на бедре. Под ним, справа, изображена женская фигура, предположительно Лакшми, но ее знаковые детали отсутствуют. Справа от него стоит Нарасимха (аватар Вишну-человек-лев) в позе намасте , а слева - карлик, который интерпретируется как Вамана (аватар-карлик). [31] или чаще Гана , поскольку ему не хватает знаковых деталей Ваманы. [30]
На внешних стенах каждой стороны святилища есть ниши. В каждой нише есть альт-рельеф из вайшнавской мифологии: [33]
- На северной стороне находится Гаджендра Мокша в нише размером 3,25 на 5 футов (соотношение 0,65:1). Символический слон молит о помощи, положив ногу в пруд и с цветком лотоса в хоботе, где его душат. Показано, как Вишну прилетает к Гаруде, чтобы освободить слона от злого удушения. [32]
- На восточной стороне находится Нара Нараяна альт-рельеф . Нара и Нараяна сидят в медитации в лалитасане. Оба они держат в руках четки, изображены с закрытыми глазами и спокойными, словно погруженными в медитацию. Апсары изображены летящими над головой с заостренными руками, словно осыпающими цветы. Ниже Нары и Нараяны мирно и без тревог сидят лев и олень. На панели также изображен четырехголовый Брахма, сидящий на лотосе и в лотосовой асане.
- В нише южной стороны находится легенда об Анантасайи Вишну, отдыхающем после создания нового космического цикла. Он спит на Сеше, семиголовый капюшон которого закрывает его. Лакшми сидит у ног Вишну и ласкает его правую ногу. Вишну носит сложную корону ( киритамукута ) и украшения на шее, ушах, руках и теле. Миниатюрный четырехголовый Брахма находится вверху в центре, но он не выходит из пупка Вишну (версия встречается в более поздних Пуранах). У Брахмы также только две руки, одна из которых держит его культовый камандалу (горшок с водой). Другие, окружающие Брахму, — это Индра и Картикея (Сканда) с одной стороны, Шива и Парвати с Нанди и человек с гирляндой. Ниже лежащего Вишну находится панель, изображающая пятерых мужчин ( Пандавов ) и одну женщину ( Драупади ) из легенды Махабхараты . [32] [примечание 4]
По мнению Лубоцкого, вполне вероятно, что вход посвящен Васудевскому аспекту Вишну; сторона Ананташаяны — это его роль творца ( Анируддха ); мудрая форма стороны Нара-Нараяны символизирует его роль сохранения и хранителя в космическом существовании ( Прадьюмна ); а сторона Гаджендрамокши представляет его роль разрушителя ( Самкаршана ). [31]
Рельефы и музеи
[ редактировать ]В храме Дашаватара было множество постаментов размером примерно 2,5 на 2 фута каждая с фризами, связанными со светской жизнью и темами индуизма. Некоторые из этих рельефов были найдены во время раскопок на этом месте, некоторые обнаружены поблизости и идентифицированы по местонахождению, материалу конструкции и стилю. Многие потеряны. Найденные рельефы сейчас хранятся в крупнейших музеях. Некоторые из выявленных значительных облегчений включают в себя:
- Сцены Рамаяны : панно изображает легенду Ахалья-уддхары , где индуистский бог Рама выкупает Ахалью . В этой сцене Ахалья в почтительном состоянии предлагает цветы, Рама и Лакшмана держат луки, а рядом сидит монах -риши с четками. Другие легенды включают уход Рамы, Ситы и Лакшманы в изгнание; трое прибывают в обитель мудреца Атри; легенда о Сурпанахе ; Дандака ; лесная легенда похищение Ситы Раваной; издевательства над Ситой согласно легенде о Раване; легенда о победе Сугривы и Хануман, принесший гору, содержащую травы, для легенды о Лакшмане. [34]
- Сцены Махабхараты и Вишну-пураны : панель повествует о рождении Кришны в тюремной легенде; Яшода и Нанда играют с Баладевой и Кришной; Кришна сражается с легендой о Камсе; Кришна крадет купающуюся одежду гопи и двух обнаженных женщин, скрывающих свою грудь; легенда о Судаме и некоторые другие. На одной из панелей изображены легенды Ваманы, Бали и Тривикрамы; еще одна легенда о Нарасимхе, спасающем Прахладу. [35]
- Сцены из светской жизни: на нескольких панелях изображены одинокие женщины с разными выражениями лиц; маленькие мальчики играют; девушки собирают цветы в поле; шесть девушек, из которых пятеро смотрят, а одна танцует; пять девушек, из которых одна в центре танцует, а остальные четыре играют на музыкальных инструментах; женщина отдает ребенка мужчине, чтобы он мог подержать ребенка, но мужчина остается равнодушным; и другие. [36]
- Сцены Камы и Митхуны: влюбленные изображены так, как будто разговаривают, положив одну руку ей на плечо, застенчивая женщина смотрит в другую сторону; она сидит у него на коленях, а он ласкает ее грудь; мужчина и женщина с переплетенными телами, ее тело лежало на его; мужчина отворачивается, а женщина обнимает его сзади и прижимается к нему; еще одна панель, на которой изображена женщина, отказывающаяся от заигрывания с мужчиной; и другие. [36]
Другая скульптура, найденная в храме Вишну, изображает легенду о Кришне , в которой Деваки передает своего новорожденного сына Кришну своему мужу Васудеве . Говорят, что эта скульптура является одним из лучших изображений искусства периода Гуптов, основанным на чувственном и изящном моделировании фигурок, но отличающимся тем, что ее одежда показана эксклюзивно драпированной. Сейчас он хранится в Национальном музее в Нью-Дели . [37]
Панно демонстрируют культуру и одежду древней Индии. Ювелирные изделия и одежда, включая дхоти , сари , курту , лахангу , блузку, плиссированную юбку, допатту ( уттарию ), ланготи , одежду для шеи и другие. [38]
Текстовые корни
[ редактировать ]Индуистский трактат Вишнудхармоттара Пурана описывает несколько храмов, в том числе «храм Сарватобхадры», который археологи и индологи сравнивают с храмом Дашаватара (храмом Вишну) или Гупта Мандиром Деогарха. По словам Лубоцкого, сравнительное исследование показывает, что идеальный дизайн и иконография храма, описанные в трактате как «храм Сарватобхадры», были такими же, как и храм Вишну в Деогархе. Этот вывод был основан на плане, размере, иконографии и некоторых других нормах, описанных для строительства индуистских храмов в стиле Сарватобхадра. [39] На основе этого сравнения были сделаны выводы о структурных деталях храма Деогарха. Также были составлены карты храмовой структуры. Вероятная дата строительства храма оценивается между 425 и 525 годами. [40]
Конструкция Сарватобхадры требует надстройки с девятью шикхарами. В храме Дасаватара в Деогархе изображена только одна «шикара» и правильные квадраты без каких-либо остатков конструкции. Лубоцкий признает, что этот аспект замысла Сарватобхадры не может быть полностью установлен существующими доказательствами. Тем не менее, в руинах были обнаружены поддерживающие элементы в виде накладок и амалака (выпуклого каменного навершия ), что подтверждает теорию о том, что на восьми мандапах, как части храма, существовало больше шикаров. [41]
Четыре лестницы за пределами платформы ведут в храм. Однако, согласно деталям раскопок, в сочетании с двумя небольшими святилищами и центральной святыней, видимой сейчас, планировка храма была интерпретирована как представляющая типичный стиль панчаятаны храмов Северной Индии. [19] Общая высота святыни по изометрическим проекциям составляет около 45 футов (14 м). [42] Наличие портиков не подтверждено, но некоторые аналогичные сравнения с храмом Вараха (кабан-воплощение Вишну) на территории крепости, относящимся к тому же периоду, позволяют предположить существование портиков даже в храме Вишну. Кроме того, более поздний храм Курия Бира, расположенный примерно в 2 милях (3,2 км) к югу от храма Вишну, был упомянут для подтверждения того, что в этом храме была мандапа вокруг небольшого святилища шикара, как того требует проект Сарватобхадры. [43]
По мнению Лубоцкого, храм Деогарха соответствовал описанию храма Сарватобхадры в древнем трактате «Вишнудхармоттара Пурана». [44]
Прием
[ редактировать ]Уникальность храма Вишну кратко выразил археолог Перси Браун в таких словах:
В завершенном виде это здание, несомненно, отличалось редким достоинством в правильном расположении своих частей, одинаково служивших практическим целям, но в то же время наполненных высшим художественным чувством. Немногие памятники могут продемонстрировать такой высокий уровень мастерства в сочетании со зрелостью и богатой изысканностью скульптурного эффекта, как храм Гупта в Деогархе . [45]
Предлагаемые реконструкции
[ редактировать ]Первоначально Каннингем предложил реконструкцию храма с четырьмя колоннами с каждой стороны, поддерживающими портик и шихару, увенчанную амалакой. [46] Однако чаны [47] и Имиг предположили, что это был храм панчаятана. Имиг сравнил ряд храмов этого региона и других регионов того же периода и пришел к выводу, что камера гарбхагриха (святилище) была окружена стеной, образующей передвижной дом.
См. также
[ редактировать ]- Джайнский храм, Деогарх
- Храм Патаини
- Бхитаргаон
- Санчи
- Тигава
- Видиша
- Танцующие индуистские храмы
- Бхумара
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Многие из этих более поздних раскопанных рельефов сейчас находятся в крупных музеях, в крупнейшей коллекции Национального музея в Дели и некоторых в музее ASI в Деогархе. В Музее Дели есть храмовые рельефы Деогарха, повествующие легенды о Кришне. [17]
- ↑ Этот регион, как и остальная часть центральной и северной Индии, стал свидетелем войн и разрушений во время мусульманского вторжения и периода султаната. Этот регион был завоеван Айн-уль-Мульком, мусульманским полководцем Делийского султаната, который затем был назначен губернатором. Позже регионом Чандери правили султаны малва, а затем Моголы до 17 века. После правления мусульманских Великих Моголов этот регион завоевала индуистская империя маратхов, а затем пришла Британская Индия. Деогарх принадлежал региону Чандери, но Деогарх не был политическим центром или центром в этот период. По словам Клауса Брюна, роль мусульман в истории Деогарха неясна. Все теории о том, кто вызвал разрушения, являются спекулятивными, поскольку мусульманские писатели периода султаната не упоминают Деогарх, а в надписях, найденных в Деогархе, не упоминаются какие-либо набеги кого-либо. [18] Надписи в индийской традиции, утверждает Брун, имеют тенденцию сосредотачиваться на пожертвованиях и позитивных вещах, а не на записи исторических разрушений. [18] Большие храмы в Деогархе имеют признаки большего ущерба, но не меньшие, хотя последние были бы слабее и их было бы легче разрушить. Возможно, хотя это и предположение, что кто-то использовал памятники Деогарха в качестве карьера для какого-то неизвестного проекта. [18] В 1956 году был создан штат Мадхья-Прадеш, граница которого с Уттар-Прадешем частично проходила по реке Бетва. Таким образом, Деогарх стал частью Уттар-Прадеша, хотя его история больше связана с историей Гвалиора и региона малва. [18]
- ^ Вид с воздуха и более полный/точный план см. в рисунках Ватса. [23]
- ^ Jump up to: а б Эта панель является спорной. Ватс предлагает вторую интерпретацию, утверждая, что четверо левых — это Каумодаки, Сударшана, Сарнга и Нандака, готовящиеся сразиться с двумя демонами, которые появились как мужчина Кайтабха и женщина Мадху. [32]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б План храма Дасаватара , Корнельский университет
- ^ Т. Ричард Блартон (1993). Индуистское искусство . Издательство Гарвардского университета. п. 52. ИСБН 978-0-674-39189-5 .
- ^ Jump up to: а б с д Дехеджия, Видья. Индийское искусство. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Phaidon Press Limited, 1997, стр. 143
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джордж Мичелл (1977). Индуистский храм: введение в его значение и формы . Издательство Чикагского университета. стр. 27 с рисунком 5, 95–96. ISBN 978-0-226-53230-1 .
- ^ Фред С. Кляйнер (2010). Искусство Гарднера сквозь века: глобальная история, расширенное издание . Сенгаге. п. 170 . ISBN 978-1-4390-8578-3 .
- ^ Роуленд, Бенджамин. Искусство и архитектура Индии. Кингспорт, Теннесси: Kingsport Press, Inc., 1953, стр. 224
- ^ Миттер, Парта. Индийское искусство. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2001. с. 42
- ^ Дай, Джозеф. Искусство Индии. Музей изящных искусств Вирджинии. 2001. с. 112
- ^ Иконография храма Вишну в Деогархе и Вишнудхармоттарапурана, Александр Лубоцкий, Ars Orientalis, Vol. 26, (1996), стр. 65-80.
- ^ Мейстер, Майкл В. (1974). «Заметка о надстройке марсианского храма». Искусство Азии 36 (1/2): 81–88. дои : 10.2307/3249713 . JSTOR 3249713 .
- ^ Винсент Артур Смит, Искусство Индии . Паркстоун Интернэшнл, 2012.
- ^ Jump up to: а б с д и Мадхо Саруп Чаны (1952), Храм Гупта в Деогархе , Мемуары археологической службы Индии, Том. LXX, стр. 1-2 со сносками.
- ^ Jump up to: а б с Клаус Брюн (1987). Джина Изображения Деогарха . Брилл. стр. 28–29.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г А. Каннингем, Туры в Бунделькханд и малва , Отчет об археологических исследованиях, том. 10, стр. 100, 104-110, В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Клаус Брюн (1987). Джина Изображения Деогарха . Брилл. стр. 515–516.
- ^ Jump up to: а б с д Мадхо Саруп Чаны (1952), Храм Гупта в Деогархе , Мемуары археологической службы Индии, Том. LXX, стр. 2–3 со сносками.
- ^ Jump up to: а б Бенджамин Прешес-Солис (1984). Цикл Кришны в Пуранах: темы и мотивы героической саги . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 106–107. ISBN 978-0-89581-226-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и Клаус Брюн (1987). Джина Изображения Деогарха . Брилл. стр. 55, 66.
- ^ Jump up to: а б Лубоцкий 1992 , стр. 9–10.
- ^ Фредерик М. Ашер (1980). Искусство Восточной Индии: 300–800 . Университет Миннесоты Пресс. п. 30. ISBN 978-1-4529-1225-7 . , Цитата: «(...) элегантный Вишну, лежащий на кольцах Сеши, изображен на южной стороне храма Деогарха конца пятого или начала шестого века».
- ^ Бенджамин Прешес-Солис (1984). Цикл Кришны в Пуранах: темы и мотивы героической саги . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 106–107. ISBN 978-0-89581-226-1 .
- ^ Мейстер, Майкл В. (1988). «Прасада как дворец: Кутина истоки храма Нагара». Искусство Азии 49 (3/4): 274 Подпись к рис. 29. дои : 10.2307/3250039 . JSTOR 3250039 .
- ^ Мадхо Саруп Чаны (1952), Храм Гупта в Деогархе , Мемуары археологической службы Индии, Том. LXX, стр. 49–51 Таблички 1–3.
- ^ Jump up to: а б Мадхо Саруп Чаны (1952), Храм Гуптов в Деогархе , Мемуары археологической службы Индии, Том. LXX, стр. 5 со сносками
- ^ Хизер Элгуд (2000). Индуизм и религиозные искусства . Издательство Блумсбери. п. 144. ИСБН 978-0-8264-9865-6 .
- ^ Мадхо Саруп Чаны (1952), Храм Гупта в Деогархе , Мемуары археологической службы Индии, Том. LXX, стр. 15–20 со сносками.
- ^ Любоцкий 1992 , стр. 7.
- ^ Мадхо Саруп Чаны (1952), Храм Гупта в Деогархе , Мемуары археологической службы Индии, Том. LXX, стр. 4 со сносками
- ^ Jump up to: а б Лубоцкий, Александр (1996). «Иконография храма Вишну в Деогархе и Вишудхармоттарапурана». Арс Ориенталис . 26 : 65–80. ISSN 0571-1371 . JSTOR 4629500 .
- ^ Jump up to: а б с д Мадхо Саруп Чаны (1952), Храм Гуптов в Деогархе , Мемуары археологической службы Индии, Том. LXX, стр. 12–13 со сносками.
- ^ Jump up to: а б Лубоцкий 1992 , стр. 5.
- ^ Jump up to: а б с Мадхо Саруп Чаны (1952), Храм Гупта в Деогархе , Мемуары археологической службы Индии, Том. LXX, стр. 13–15 со сносками.
- ^ Бхуталингам, Матурам (2016). С., Манджула (ред.). Храмы Индии Мифы и легенды . Нью-Дели: Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. стр. 7–10. ISBN 978-81-230-1661-0 .
- ^ Мадхо Саруп Чаны (1952), Храм Гупта в Деогархе , Мемуары археологической службы Индии, Том. LXX, стр. 16–18 со сносками.
- ^ Мадхо Саруп Чаны (1952), Храм Гупта в Деогархе , Мемуары археологической службы Индии, Том. LXX, стр. 18–21 со сносками.
- ^ Jump up to: а б Мадхо Саруп Чаны (1952), Храм Гуптов в Деогархе , Мемуары археологической службы Индии, Том. LXX, стр. 21-23, 26 со сносками.
- ^ Солис, Бенджамин Прешес-Солис (1984). Цикл Кришны в Пуранах: темы и мотивы героической саги . Мотилал Банарсидасс. п. 106. ИСБН 0895812266 . Проверено 6 января 2010 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Мадхо Саруп Чаны (1952), Храм Гупта в Деогархе , Мемуары археологической службы Индии, Том. LXX, стр. 21–27, 33–41 со сносками.
- ^ Любоцкий 1992 , стр. 2–3.
- ^ Любоцкий 1992 , стр. 4.
- ^ Любоцкий 1992 , стр. 15.
- ^ Любоцкий 1992 , стр. 11.
- ^ Любоцкий 1992 , стр. 13.
- ^ Любоцкий 1992 , стр. 16.
- ^ Любоцкий 1992 , стр. 17.
- ^ Recherchen über den Gupta-Tempel в Деогархе (Исследование храма Гупта в Деогархе) [с кратким изложением на английском языке], Клаус Имиг, Artibus Asiae, Vol. 63, № 1 (2003), стр. 35-68.
- ^ Ватс, доктор медицины (1952). Храм Гуптов в Деогархе. Археологическая служба Индии. Нью-Дели.
Библиография
[ редактировать ]- Прасанна Кумар Ачарья (2010). Энциклопедия индуистской архитектуры . Издательство Оксфордского университета (переиздано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-7536-534-6 .
- Прасанна Кумар Ачарья (1997). Словарь индуистской архитектуры: трактовка санскритских архитектурных терминов с иллюстративными цитатами . Издательство Оксфордского университета (перепечатано в 1997 году Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-7536-113-3 .
- Винаяк Бхарне; Крупали Круще (2014). Открытие заново индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-4438-6734-4 .
- Элис Бонер (1990). Принципы композиции в индуистской скульптуре: период пещерного храма . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0705-1 .
- Элис Бонер; Садашива Ратх Шарма (2005). Силпа Пракаша . Brill Academic (перепечатано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-8120820524 .
- А.К. Кумарасвами; Майкл В. Мейстер (1995). Очерки теории архитектуры . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-0-19-563805-9 .
- Дехеджия, В. (1997). Индийское искусство . Файдон: Лондон. ISBN 0-7148-3496-3 .
- Адам Харди (1995). Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-312-0 .
- Адам Харди (2007). Храмовая архитектура Индии . Уайли. ISBN 978-0470028278 .
- Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-93-81406-41-0 .
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Моника Джунеха (2001). Архитектура в средневековой Индии: формы, контексты, истории . Ориент Блэксван. ISBN 978-8178242286 .
- Стелла Крамриш (1976). Индуистский храм, том 1 . Мотилал Банарсидасс (перепечатано, 1946 г., издательство Princeton University Press). ISBN 978-81-208-0223-0 .
- Стелла Крамриш (1979). Индуистский храм, том 2 . Мотилал Банарсидасс (перепечатано, 1946 г., издательство Princeton University Press). ISBN 978-81-208-0224-7 .
- Лубоцкий, Александр (1992), А. В. ван ден Хук; и др. (ред.), Карта изоморфной реконструкции храма Сарводхбхадры или храма Вишну в Деогархе, в «Ритуалах, государстве и истории в Южной Азии. Очерки в честь Дж. К. Хистермана» (PDF);
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан Даки (1986). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры Американский институт индийских исследований. ISBN 978-0-8122-7992-4 .
- Джордж Мичелл (1988). Индуистский храм: введение в его значение и формы . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-53230-1 .
- Джордж Мичелл (2000). Индуистское искусство и архитектура . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-20337-8 .
- Т. А. Гопинатха Рао (1993). Элементы индуистской иконографии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0878-2 .
- Аджай Дж. Синха (2000). Воображая архитекторов: творчество в религиозных памятниках Индии . Университет Делавэра Пресс. ISBN 978-0-87413-684-5 .
- Бертон Стейн (1978). Южноиндийские храмы . Викас. ISBN 978-0706904499 .
- Бертон Стейн (1989). Новая Кембриджская история Индии: Виджаянагара . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-26693-2 .
- Бертон Стейн; Дэвид Арнольд (2010). История Индии . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4443-2351-1 .
- Капила Вацяян (1997). Площадь и Круг индийских искусств . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-362-5 .