Санкаршана
Санкаршана | |
---|---|
![]() Санкаршана на монете Агафокла Бактрийского , ок. 190–180 гг. до н.э. [1] [2] Это «самый ранний однозначный образ» божества. [3] [4] | |
Принадлежность | Баларама , Вишну [5] |
Генеалогия | |
Рожденный | |
Родители | Деваки (мать) Васудева Анакадундубхи (отец) |
Братья и сестры | Васудева (младший брат) Субхадра (сестра) |
Вришни герои |
---|
![]() |
Часть серии о |
Вайшнавизм |
---|
![]() |
Самкаршана ( IAST Самкаршана , «Пахарь») [7] позже известный как Баларама , был сыном Васудевы Анакадундубхи , царя Вришни в районе Матхуры . [8] Он был ведущим представителем героев Вришни и вполне мог быть древним историческим правителем региона Матхура. [8] [9] [10] [11] Культ Санкаршаны вместе с культом Васудевы исторически является одной из самых ранних форм поклонения личному божеству в Индии, засвидетельствованной примерно с 4 века до нашей эры. [12] [13] [14]
Культ Васудевы и Санкаршаны был одним из крупнейших независимых культов вместе с культами Нараяны , Шри и Лакшми , которые позже объединились в вишнуизм . [1] Согласно вайшнавской доктрине аватаров , Вишну принимает различные формы, чтобы спасти мир, и Васудева , а также Санкаршана стали пониматься как некоторые из этих форм, причем одни из самых популярных. [15] Этот процесс длился с 4 века до нашей эры, когда Васудева и Санкаршана были независимыми божествами, до 4 века нашей эры, когда Вишну стал гораздо более заметным как центральное божество интегрированного вайшнавского культа, а Васудева и Санкаршана теперь являются лишь некоторыми из его проявлений. [15]
В эпических и пуранических преданиях Санкаршана был также известен под именами Рама , Баладева , Баларама , Раухинейя или Халаюдха и представлен как старший брат Васудевы . [16]
Первоначально Санкаршана, кажется, имеет преимущество перед своим младшим братом Васудевой , поскольку он появляется на аверсе монет царя Бактрии Агафокла ( ок. 190–180 гг. до н.э.), и обычно первым в порядке именования, как в надписи Госунди . [4] Позже этот порядок был изменен, и Васудева стал самым важным божеством из них двоих. [4]
Характеристики
[ редактировать ]Эволюция как божество
[ редактировать ]
Вера в Васудеву и Санкаршану, возможно, возникла из поклонения исторической личности, принадлежащей к клану Вришни в районе Матхуры . [1] Они являются ведущими членами пяти « героев Вришни ». [1]
Считается, что божество-герой Санкаршана, возможно, превратилось в вайшнавское божество посредством поэтапного процесса: 1) обожествления героев Вришни , лидерами которых были Вадушева и Самкаршана 2) общения с Богом Нараяной - Вишну 3 ) включение в концепцию Вьюхи последовательных эманаций Бога. [18] Эпиграфически обожествленный статус Санкаршаны подтверждается его появлением на монетах Агафокла Бактрийского (190-180 гг. до н.э.). [19] Позже связь Самкаршаны с Нараяной ( Вишну ) подтверждается надписями Хатибады Госунди I века до нашей эры. [19] Ко II веку нашей эры « концепция аватара находилась в зачаточном состоянии», и изображение четырех эманаций Вишну ( Чатур-вьюха ), состоящих из героев Вришни, включая Васудеву, Самкаршану и минус Самбу, начинает становиться видимым в искусство Матхуры в конце кушанского периода. [20]
Харивамса описывает сложные отношения между Кришной Васудевой, Самкаршаной, Прадьюмной и Анируддхой , которые позже сформировали вайшнавскую концепцию первичной четверной экспансии, или чатур вьюха . [21]
Имя Самкарсана впервые появляется в эпиграфике в надписях пещеры Нанагхат и надписях Хатибада Госунди , датированных I веком до нашей эры. В этих надписях Самкаршана предстает перед Васудевой , предполагая старшинство и старшинство. [ нужна ссылка ]
Символика Самкаршаны в Беснагаре (около 100 г. до н.э.)
[ редактировать ]Различные скульптуры и капители колонн были найдены возле колонны Гелиодора в Беснагаре , и считается, что они были посвящены родственникам Васудевы, также известным как герои Вришни и объекты культа Бхагаваты . [24] Это тала (капитель из веерной пальмы), макара (крокодиловая) капитель, капитель из баньяна и возможная статуя богини Лакшми, также связанная с культом Бхагавата. [25] Так же, как Гаруда ассоциируется с Васудевой, капитель веерной пальмы обычно ассоциируется с Самкаршаной, а макара — с Прадьюмной . [22] [16] Столица баньянового дерева с аштаниди связана с Лакшми. [25]
Присутствие этих капителей колонн, найденных рядом с колонной Гелиодора, позволяет предположить, что вера в Бхагавату, хотя и сосредоточена вокруг фигур Васудевы и Самкаршаны, могла также включать поклонение другим божествам Вришни. [16]
В своей териоморфной форме Санкаршана связан со львом. [26]
Параллели с греческой мифологией
[ редактировать ]Санкаршану сравнивают с греческим богом Дионисом , сыном Зевса , поскольку оба связаны с плугом и вином, а также со страстью к борьбе и изысканной еде. [27] [28] Арриан в своей «Индике» , цитируя Мегасфена , пишет о Дионисе в Индии:
О Дионисе он пишет: «Однако Дионис, когда он пришел и завоевал народ, основал города и дал этим городам законы, и ввел употребление вина у индийцев, как он это сделал у греков, и научил их сеять земля, сама поставляющая семена для этой цели (...) Также говорят, что Дионис сначала запряг волов в плуг, сделал многих индейцев земледельцами вместо кочевников и снабдил их орудиями земледелия, и что; Индейцы поклоняются другим богам, и в особенности самому Дионису, с цимбалами и барабанами, потому что он научил их этому, а также научил их сатирическому танцу, или, как его называют греки, кордаксу и который он поручил индейцам позволить; их волосы отрастают длинные в честь бога и носят тюрбан».
— Арриан, Индика , Глава VII. [29]
Вакханальные оргии
[ редактировать ]Вначале вера в Смаркасану связана со злоупотреблением вином, а вакханальные черты веры в Диониса обнаруживаются также в вере в Самкаршану. [30] В «Махабхарате» упоминаются вакхические оргии Баладевы (другое имя Смаркасаны), и его часто изображают держащим чашу в нетрезвом состоянии. [31]
Надпись Нанегат (I век до н.э.)
[ редактировать ]
В надписи Нанегхат, датируемой I веком до нашей эры, упоминаются как Самкаршана, так и Васудева , а также ведические божества Индра , Сурья , Чандра , Яма , Варуна и Кубера . [32] Это обеспечило связь между ведической традицией и традицией вайшнавов . [33] [34] [35] он высечен на камне и датирован I веком до н Учитывая, что . 1-е тысячелетие нашей эры. Надпись представляет собой надежную историческую запись, дающую имя и цвет династии Сатавахана . [32] [34] [36]
Надпись Госунди
[ редактировать ]Васудева и Санкаршана также упоминаются в надписях Хатибады Госунди I века до нашей эры вместе с Нараяной : [1]

(Эта) окружающая стена вокруг камня (объекта) поклонения, называемого Нараяна-ватика (Комплекс) для божеств Самкаршаны-Васудевы, которые непобедимы и являются повелителями всего (была создана) (царем) Сарвататой, Гаджаяна и сын (женщины) Парасараготры, который является преданным Бхагавата ( Вишну или Самкаршана / Васудева ) и совершил жертвоприношение Ашвамедхи.
- Надписи Госунди Хатибады, I век до н.э. [37]
Петроглифы Чиласа
[ редактировать ]На археологическом памятнике Чилас II, датируемом первой половиной I века н.э. на северо-западе Пакистана , недалеко от границы с Афганистаном, выгравированы два мужчины, а рядом находится множество буддийских изображений. Более крупный из двух самцов держит в двух руках плуг и дубину. На произведении также имеется надпись шрифтом Кхарости, которая была расшифрована учеными как Рама-Кришна и интерпретирована как древнее изображение двух братьев Самкаршаны и Кришны. [38] [39]
Самкаршана в индо-скифской чеканке (I век до н. э.)
[ редактировать ]
Известно , что Самкаршана, старший Вришни и ведущее божество до прихода к власти Васудевы , появлялся на монетах индо-скифских правителей Мауэса и Азеса I в I веке до нашей эры. [3] [40] На этих монетах он изображен держащим булаву и плуг. [3] [40] [41]
- Самкаршана-Баларама на монете Азеса (58-12 гг. до н. э.)
Санкаршана в скульптуре II века н.э.
[ редактировать ]Некоторые скульптуры этого периода предполагают, что концепция аватаров начала проявляться, когда изображения « Чатур-вьюхи » (четырех эманаций Нараяны ). появляются [20] Знаменитая статуя «Чатурвьюха» в Музее Матхуры представляет собой попытку показать в одной композиции Васудеву вместе с другими членами клана Вришни : системы Панчаратры Самкаршаной, Прадьюмной и Анируддхой , при этом Самба отсутствует, а Васудева является центральным божеством, от которого другие исходят. [10] На обратной стороне рельефа вырезаны ветви дерева кадамба , что символически показывает взаимоотношения между различными божествами. [10] Изображение Вишну стилистически заимствовано из образа богато украшенных бодхисаттв с богатыми украшениями и богато украшенным головным убором. [42]
Самкаршана на рельефе Кондамоту (4 век н.э.)
[ редактировать ]Самкаршана занимает видное место на рельефе из Кондамоту, района Гунтур в Андхра-Прадеше , датируемом 4 веком нашей эры, на котором изображены герои Вришни, стоящие в генеалогическом порядке вокруг Нарасимхи . [43] [44] Санкаршана стоит слева на месте старшинства, держа булаву и плуг, увенчанный изображением льва, за ним следует Васудева , с рукой в абхая мудре и другой рукой на бедре, держащей раковину. [43] У Васудевы также есть корона, которая отличает его от других. [45] Затем следуют Прадьюмна , держащий лук и стрелы, Самба , держащий кубок с вином, и Анируддха , держащий меч и щит. [43] Тот факт, что они стоят вокруг Нарасимхи, предполагает слияние культа Сатваты с культом Вришни. [43]

Символ льва
[ редактировать ]
В вайшнавизме Санкаршана ассоциируется со львом, который является его териоморфным аспектом. [48] [46] Его можно идентифицировать как Нарасимху . [49] [50] Самкаршана появляется в образе льва в некоторых статуях Чатурвьюхи (статуя Бхиты), где он является помощником Васудевы , и в Вайкунтха Чатурмурти , когда его львиная голова выступает сбоку от . головы Вишну [46]
Санкаршана также связана с качеством знания . [50]
См. также
[ редактировать ]Вьюхас | Изображение | Атрибуты | Символ [54] [55] | Направление | Лицо | Концепция | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Нараяна Вишну | Васудева | ![]() | Чакры Колесо В Мейсе Шанкха Конч | Гаруда Орел | ![]() | Восток | Саумья (Спокойный/доброжелательный) | ![]() | Джнана Знание |
Самкаршана | ![]() | Лангала плуг Мусала Пестик Бокал для вина | История Веерная пальма | ![]() | Юг | Симха Лев | ![]() | Бала Сила | |
Прадьюмна | ![]() | Капа Лук Бана Стрела | Макара Крокодил | ![]() | Запад | Раудра Капила | ![]() | Айшварии Суверенитет | |
Анируддха | ![]() | Карма Щит Кханга Меч | Рсия (ऋष्य) Белоногая антилопа | Север | Вараха Кабан | ![]() | Шакти Сила |
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Сингх, Апиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. стр. 436–438. ISBN 978-81-317-1120-0 .
- ^ Осмунд Бопеараччи , Появление изображений Вишну и Шивы в Индии: нумизматические и скульптурные свидетельства , 2016.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. п. 215. ИСБН 978-90-04-10758-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Остин, Кристофер Р. (2019). Прадьюмна: возлюбленный, волшебник и потомок Аватара . Издательство Оксфордского университета. п. 22. ISBN 978-0-19-005412-0 .
- ^ Брайант, Эдвин Ф., изд. (2007). Кришна: Справочник . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 114. ИСБН 978-0-19-514891-6 .
- ^ Райчаудхури, ХК (1972), Политическая история Древней Индии , Калькуттский университет, стр. 124
- ^ «Sanskritdictionary.com: Определение самкаршаны» . www.sanskritdictionary.com .
- ^ Перейти обратно: а б Васудева и Кришна «вполне могли быть также царями этой династии» в Розенфилд, Джон М. (1967). Династические искусства кушанов . Издательство Калифорнийского университета. стр. 151–152 и рис.51.
- ^ Уильямс, Джоанна Готфрид (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. п. 129. ИСБН 978-90-04-06498-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Пол, Пран Гопал; Пол, Дебжани (1989). «Брахманические образы в кушанском искусстве Матхуры: традиции и инновации». Восток и Запад . 39 (1/4): 132–136, для фотографии с. 138. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29756891 .
- ^ Смагур, Эмилия «Влияние вайшнавов в кушанской чеканке, Нумизматические заметки - Zapiski Numizmatyczne, X (2015)» : 67.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Дорис Шринивасан (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ Академик. стр. 211–220, 236. ISBN. 90-04-10758-4 .
- ^ Гэвин Д. Флуд (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета. стр. 119–120. ISBN 978-0-521-43878-0 .
- ^ Кристофер Остин (2018). Диана Димитрова и Татьяна Оранская (ред.). Обожествление в южноазиатских традициях . Тейлор и Фрэнсис. стр. 30–35. ISBN 978-1-351-12360-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Курта, Флорин; Холт, Эндрю (2016). Великие события в религии: Энциклопедия ключевых событий в истории религии [3 тома] . АВС-КЛИО. п. 271. ИСБН 978-1-61069-566-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Остин, Кристофер Р. (2019). Прадьюмна: возлюбленный, волшебник и потомок Аватара . Издательство Оксфордского университета. п. 24. ISBN 978-0-19-005412-0 .
- ^ Гупта, Винай К. «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 70–72.
- ^ Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32:50 . JSTOR 20111096 .
- ^ Перейти обратно: а б Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32:51 . ISSN 0066-6637 . JSTOR 20111096 .
- ^ Перейти обратно: а б Сингх, Апиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. п. 439. ИСБН 978-81-317-1677-9 .
- ^ «Чатур вьюха», Архивировано 10 июня 2015 г. в статье Wayback Machine на сайте Bhaktipedia (сайт кришнаитов).
- ^ Перейти обратно: а б Гупта, Винай К. «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 81.
- ^ Шоу, Джулия (2016). Буддийские пейзажи в Центральной Индии: холм Санчи и археология религиозных и социальных изменений, ок. Третий век до нашей эры – пятый век нашей эры . Рутледж. п. 74. ИСБН 978-1-315-43263-2 .
- ^ Индийская история . Союзные издательства. 1988. с. А-222. ISBN 978-81-8424-568-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Индийская история . Союзные издательства. 1988. с. А-224. ISBN 978-81-8424-568-4 .
- ^ Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32 : 39–40. ISSN 0066-6637 . JSTOR 20111096 .
- ^ «Мы считаем, что Дионис — это то же самое, что Самкаршана, потому что, как в Греции первый ассоциируется с вином и плугом, так и последний в Индии» Бозе, Ананта Кумар (1934). Индийский исторический ежеквартальный журнал, том 10 . п. 288.
- ^ «Вера в Диониса с ее вакханальными чертами напоминает нам веру в Самкаршану». Шастри, Каллидайкуричи Айя Нилаканта (1952). Эпоха Нандов и Маурьев . Бхаратия Итихас Паришад. п. 306. ИСБН 978-0-89684-167-3 .
- ^ Пушкаш, Ильдико (1990). «Магасфен и «индийские боги» Геракл и Дионис». Средиземноморские исследования . 2 : 42. ISSN 1074-164X . JSTOR 41163978 .
- ^ «Вера в Диониса с ее вакханальными чертами напоминает нам веру в Самкаршану». Шастри, К. Нилаканта (1952). Эпоха Нанд и Маурьев . п. 306.
- ^ «...пьяное состояние этого Аватара, что полностью подтверждается наличием чаши с вином в руках на некоторых из дошедших до нас изображений Баларамы, а также выпученными глазами, изображенными на других. «Махабхарата» относится к вакханальные оргии Баладевы» в Журнал Индийского общества восточного искусства, том 14 . 1946. с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б Чарльз Аллен 2017 , стр. 169–170.
- ^ Джоанна Готфрид Уильямс (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ Академик. стр. 129–130. ISBN 90-04-06498-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Мираши 1981 , стр. 131–134.
- ^ Эдвин Ф. Брайант (2007). Кришна: Справочник . Издательство Оксфордского университета. стр. 18, примечание 19. ISBN 978-0-19-972431-4 .
- ^ Винсент Лефевр (2011). Портретная живопись в ранней Индии: между быстротечностью и вечностью . БРИЛЛ Академик. стр. 33, 85–86. ISBN 978-90-04-20735-6 .
- ^ Д. Р. Бхандаркар , Надпись Хати-бада Брахми в Нагари , Epigraphia Indica Vol. XXII, Археологическая служба Индии, стр. 198–205.
- ^ Дорис Шринивасан (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ Академик. стр. 214–215 со сносками. ISBN 90-04-10758-4 .
- ^ Джейсон Нилис (2010). Ранние буддийские сети передачи и торговли: мобильность и обмен внутри и за пределами северо-западных границ Южной Азии . БРИЛЛ Академик. стр. 271–272. ISBN 978-90-04-18159-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Шринивасан, Дорис (2007). На пороге эпохи: искусство в мире докушаны . БРИЛЛ. п. 22. ISBN 978-90-474-2049-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Эррингтон, Элизабет; Трест, Древняя Индия и Иран; Музей, Фицуильям (1992). Перекресток Азии: трансформация образа и символа в искусстве древнего Афганистана и Пакистана . Древняя Индия и Иранский трест. п. 80 с изображением и описанием того же типа монеты: «Индийский бог Баларама идет влево, держит палицу и плуг». ISBN 978-0-9518399-1-1 .
- ^ Баутце-Пикрон, Клодин (2013). «Забытый аспект иконографии Вишну и других богов и богинь» . Журнал Индийского общества восточных искусств . XXXVIII–XXIX: 81–92.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гупта, Винай К. «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 74–75.
- ^ Перейти обратно: а б Остин, Кристофер Р. (2019). Прадьюмна: возлюбленный, волшебник и сын Аватара . Издательство Оксфордского университета. п. 27. ISBN 978-0-19-005411-3 .
- ^ Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. п. 217. ИСБН 978-90-04-10758-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32 : 39–54. ISSN 0066-6637 . JSTOR 20111096 .
- ^ Краткое содержание на английском языке см. на стр. 80. Шмид, Шарлотта (1997). «Гупта Вайкунтхи Матхуры: Вишну или Кришна?» (PDF) . Азиатское искусство . 52 :60–88. дои : 10.3406/arasi.1997.1401 .
- ^ «Самкаршана представлен своей териоморфной формой льва...» в Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. стр. 253–254. ISBN 978-90-04-10758-8 .
- ^ Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. п. 241 Примечание 9. ISBN 978-90-04-10758-8 .
- ^ Перейти обратно: а б «Мягкость и сила связаны с Васудевой, «знание — с Самкаршаной, (Нарасимха) — женской силой с Прадьюмной (Вараха), а свирепость и владычество — с Анируддхой (Капила)». Камалакар, Г.; Верендер, М. (1993). Вишну в искусстве, мысли и литературе . Бирлаский археолого-культурный научно-исследовательский институт. п. 92.
- ^ Атертон, Синтия Пакерт (1997). Скульптура раннего средневековья Раджастхана . БРИЛЛ. п. 78. ИСБН 978-90-04-10789-2 .
- ^ Всеобъемлющая история Индии: pt. 1-2. 300-985 годы нашей эры . Ориент Лонгманс. 1982. с. 866.
- ^ Парлье-Рено, Эдит (2007). Храмы Южной Индии: VI-VIII вв. Постановка мифов . Прессует Париж Сорбонну. стр. 38–42. ISBN 978-2-84050-464-1 .
- ^ «Святилище Анируддхи, четвертого из «вьюх», в стенах которого находилась «ршьядхваджа», то есть колонна с фигурой «рсьи» или белой антилопы на вершине, которая была его характерной «ланчаной». ." в Журнал Индийского общества восточного искусства . Индийское общество восточного искусства. 1937. с. 16.
- ^ Гупта, Винай К. «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 80–81.
Ссылки
[ редактировать ]- Чарльз Аллен (2017), «6», Коромандел: личная история Южной Индии , Литтл Браун, ISBN 978-1-4087-0539-1
- Мираши, Васудев Вишну (1981), История и надписи Сатаваханов: Западные кшатрапы , Совет штата Махараштра по литературе и культуре
- Фортсон, Бенджамин В. IV (2004). Индоевропейский язык и культура . Издательство Блэквелл. ISBN 1-4051-0316-7 .
- Гастингс, Джеймс Родни (2003) [1908–26]. Энциклопедия религии и этики . Том. 4. Джон Селби (2-е изд.). Эдинбург: Kessinger Publishing, LLC. п. 476. ИСБН 0-7661-3673-6 . Проверено 3 мая 2008 г.
Энциклопедия будет содержать статьи обо всех религиях мира и обо всех великих этических системах. Целью его будет содержание статей о всех религиозных верованиях и обычаях, а также о каждом этическом движении, каждой философской идее, каждой моральной практике.
- Хейн, Норвин (1986). «Революция в кришнаизме : Культ Гопалы: История религий, том 25, № 4 (май 1986 г.), стр. 296–317». История религий . 25 (4): 296–317. дои : 10.1086/463051 . JSTOR 1062622 . S2CID 162049250 .
- ПЕВИЦА, Милтон (1900). Мифы о Кришне, обряды и отношения . УНИВЕРСИТЕТ ЧИКАГО. ISBN 0-313-22822-1 .
- Дельмонико, Н. (2004). «История индийского монотеизма и современного чайтанья-вайшнавизма» . Движение Харе Кришна: постхаризматическая судьба религиозной трансплантации . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-12256-6 . Проверено 12 апреля 2008 г.
- Махони, WK (1987). «Перспективы различных личностей Кришны». История религий . 26 (3): 333–335. дои : 10.1086/463085 . JSTOR 198702 . S2CID 164194548 .
- БХАТТАЧАРЬЯ, Гурисвар: Ванамала Васудевы-Кришны-Вишну и Санкаршана-Баларамы . В: Ванамала. Фестиваль AJ Gail. Серта Адальберто Джоанни Гейл LXV. diem natalem celebranti ab amicis collegis discipulis dedicata. Под редакцией Герда Дж. Р. Мевиссена и Клауса Брюна. Берлин, 2006 г.; стр. 9–20.
- КУТЮР, Андре: Появление группы из четырех персонажей (Васудева, Самкаршана, Прадьюмна и Анируддха) в Харивамше: вопросы для рассмотрения . Журнал индийской философии 34,6 (2006) 571–585.