Вайкунтха Чатурмурти
Вайкунтха Чатурмурти | |
---|---|
![]() Вайкунтха Чатурмукха, 9 век, Кашмир, в Художественном музее округа Лос-Анджелес. | |
Принадлежность | Форма Вишну |
Устанавливать | Гаруда |
Вайкунтха Чатурмурти или Вайкунтха Вишну — четырехглавый аспект индуистского бога Вишну , в основном встречающийся в Непале и Кашмире (северная часть Индийского субконтинента). Икона представляет Вишну как Верховное Существо . У него человеческая голова, голова льва, голова кабана и голова свирепого. Иногда даже трехголовые аспекты Вишну, где опущена свирепая задняя голова, считаются олицетворением Вайкунтхи Чатурмурти. Хотя иконографические трактаты описывают его как восьмирукого, часто его изображают с четырьмя. Обычно Вайкунтха Чатурмурти изображается стоящим, но иногда его изображают сидящим на своей вахане (горе) Гаруде .
Концепция четырехглавого Вишну впервые появляется в индуистском эпосе Махабхарата , но полная иконография впервые встречается в тексте Панчаратры V века . Икона отражает влияние периода Гуптов и архитектурной традиции Гандхары . В то время как согласно одной интерпретации, головы животных представляют аватар Вишну Нарасимху (человек с головой льва) и Вараху (кабан), другая теория, основанная на текстах Панчаратры, связывает четыре головы с Чатурвьюхой : Васудева (Кришна), Самкаршана (Баларама), Прадьюмна . и Анируддха – четыре вьюхи (проявления) Вишну. Культ Вайкунтхи Чатурмурти развился в Кашмире в VIII–XII веках, когда божество также пользовалось королевским покровительством в этом регионе. Храм Лакшмана в Кхаджурахо предполагает поклонение ему в королевстве Чандела (Центральная Индия) в 10 веке.
Имена
[ редактировать ]Икона известна под разными названиями: Вайкунтха , [ 1 ] [ 2 ] Вайкунтханатха («Господь Вайкунтхи»), [ 1 ] Чатурмурти («четырехкратное изображение»), [ 3 ] Чатуранана («четырёхликий»), [ 4 ] Для Васудевы Нараяны , [ 5 ] Вишну Чатурмурти , Вишну Чатуранана и Вайкунтха Чатурмукхи («четырёхликий Вайкунтха»). [ 2 ] Вишнудхармоттара -пурана называет его Вишну-Вайкунтхой . [ 6 ] Икону можно назвать Чатурвьюха («имеющая четыре вьюхи»), если она отождествляется с четырьмя проявлениями или вьюхами Вишну. [ 3 ]
Вайкунтха обычно относится к обители Вишну, но в Махабхарате и Пуранах этот термин также используется как эпитет Вишну. [ 7 ] Хотя четкой этимологии слова «вайкунтха» не существует, считается, что этот термин произошел от слова «ви-кунтха» , что буквально означает «не тупой». Самые ранние писания, такие как Веды , Упанишады и Брахманы, связывают этот эпитет с Индрой , царем богов и верховным богом той эпохи. Ко времени Махабхараты Вишну получил роль Индры и эпитет Вайкунтха к нему перешел . Использование Вайкунтхи в названии также предполагает, что эта форма представляет собой Пара (Высшую Реальность) форму Вишну. [ 8 ]
Имя Чатурмурти также встречается в « Вишну-сахасранаме» («Тысяча имен Вишну»). [ 9 ]
Иконография
[ редактировать ]В Панчаратры тексте Джаяхья-Самхита упоминается, что Вайкунтха Чатурмурти имеет четыре лица: Вайкунтха, Нарасимха, Вараха и Капила и четыре руки, держащие обычные атрибуты Вишну: шанкха (раковина), чакра , гада ( булава ) и падма (лотос). [ 10 ] В Вишнудхармоттара-пуране Вайкунтха Чатурмурти описывается как имеющий восемь рук и четыре лица, человеческий ( нара – человеческий или саумья – мягкий или пуруша – человек), обращенный на Восток (спереди), лев ( Нарасимха – львиноголовый аватар Вишну) на юге (его правая голова, левая), вепрь ( Вараха – вепрь-аватар Вишну), на севере (его левая голова, правая) и демонический ( капила или раудра – свирепый/гневный или ракшаса – демон), обращенный на запад (сзади). [ 3 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
На одном из самых ранних изображений Вайкунтхи Чатурмурти, датируемом эпохой Гуптов – ок. VI век (сейчас находится в музее Матхуры), головы кабана и льва поменялись местами, хотя это редкая аберрация. [ 14 ] Центральная передняя грань может улыбаться. [ 13 ] Иногда задняя грань может быть опущена. [ 15 ] Четвертую голову может заменить лошадь ( Хаягрива , еще один аватар Вишну) или Чакрапуруша (олицетворенная Сударшана Чакра – диск-оружие Вишну). [ 12 ] [ 16 ] Голова капила может иметь усы, большие глаза навыкате, третий глаз , ухмыляющиеся зубы, клыки, короткий подбородок, широкие брови и свирепое, мрачное или печальное выражение лица. Его волосы обычно завязаны в большой узел – джата (спутанные волосы), как у мудреца; редко он может носить корону. [ 4 ] [ 14 ] [ 17 ]

Имя четвертой головы, как Капила, интерпретируется двояко. Принимая буквальное значение слова «капила» как «красный», оно интерпретируется как означающее свирепый или гневный. Эпитет капила связан с богом огня Агни и солнечным божеством Сурьей в ранних канонических текстах. [ 18 ] Другая теория связана с мудрым аватаром Вишну и основателем санкхьи философии Капилой , который описывается как обладающий гневной натурой и проклинающий сыновей Сагары превратиться в пепел за оскорбление его. Головной убор джатаджута типичен для мудрецов -брахманов, таких как Капила. Агни Пурана также описывает икону с четырьмя головами, не описывая природу каждой. В иконографических трактатах «Апараджитапричча» и « Рупамандана» упоминается, что четвертая голова — это Шри ( Лакшми — жена Вишну) и Стри (женская) соответственно, однако скульптур с четвертой женской головой обнаружено не было. [ 19 ] Задняя грань может быть вырезана на нимбе за тремя центральными головами в виде барельефа или в пространстве между нимбом. [ 4 ] [ 14 ]
В иконографии Кашмира VIII и IX веков боги индуистского Тримурти — Брахма , Вишну и Шива — изображаются с тремя головами каждый. В скульптуре, выставленной в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, четырехголовый Брахма, а также Шива изображены с тремя видимыми головами. В этой конфигурации Вишну изображается как Вайкунтха Чатурмурти с тремя видимыми головами. [ 15 ]

Вайкунтха Чатурмурти обычно изображается стоящим. Он носит богатую одежду (обычно в скульптуре, только дхоти) . [ 14 ] ), а также различные украшения, такие как корона, повязки, ожерелья и т. д., символизирующие королевскую власть, и ягнопавиту (священную нить). [ 20 ] В текстах предписано, что в восьми руках он несет гада (булаву), меч, стрелы и Сударшана-чакру в левых руках, а шанкху (раковину), щит, лук и лотос - в правых. [ 1 ] Однако в скульптуре он часто четырёхрукий. [ 3 ] [ 19 ] в двух руках он держит лотос и раковину, а другие его руки покоятся на головах его олицетворенного оружия ( айудхапуруша ) — Гададеви или Гаданари (гада в женском образе) справа от него и Чакрапуруша слева, который стоят маленькими фигурками у его ног. Они оба смотрят вверх, в его сторону, и держат в руках метелки. Крошечная фигурка богини земли Притхви (которая ассоциировалась с Варахой и Вишну как со своей супругой) поднимается с пьедестала между его ногами, как бы поддерживая божество. Короткий кинжал или меч может быть заткнут за пояс бога возле правого бедра, что является особенностью кашмирских икон. Служители или преданные также могут быть показаны рядом с Вишну или под ним. [ 4 ] [ 14 ] [ 21 ] Иногда Брахма и Шива, а также десять аватаров Вишну . на заднем плане могут быть изображены [ 14 ]
Как предписано в «Джяхья-самхите» , Вайкунтха Чатурмурти также может быть изображен едущим на своей колеснице ( вахане ) Гаруде , [ 1 ] [ 10 ] хотя эти изображения встречаются реже. В этой конфигурации бог держит меч, лотос, булаву или раковину и чакру . Обычно на четырех перьях Гаруды сидят четыре женские фигуры, по две по обе стороны от Вайкунтхи Чатурмурти. Личность женских фигур неизвестна. Их интерпретируют как двух богинь (возможно, супруг Вишну – Лакшми и Бхуми) и двух служанок. [ 22 ] В Джаяхья-Самхите упоминаются четыре богини Лакшми, Кирти, Джая и Майя как женские аналоги Вайкунтхи Чатурмурти. [ 23 ] Редко Вайкунтху Чатурмурти сопровождает его супруга Лакшми, которая сидит на его левом бедре. Эта форма называется Лакшми Вайкунтха в Джаяхья-Самхите . [ 24 ]
В редких случаях, согласно текстовым описаниям, Вайкунтха Чатурмурти изображается восьмируким. Примеры этого существуют в храме Кандария Махадева , Кхаджурахо; Храм Сиддханатхи Махадева, Сандера, Гуджарат и музей Джалавара . [ 25 ] Десятирукий Вайкунтха Чатурмурти найден в храме Сасбаху , Нагда . Двенадцатерукое изображение Вайкунтхи отнесено к другой форме, называемой Ананта в иконографических трактатах ; иллюстрацию того же можно найти в храме Лакшана Деви, Брахмаур, Чамба. Эта форма также отождествляется с Вишварупы формой Вишну . Другой вариант изображения Вайкунтхи — шестнадцатирукий и называется Трайлокьямохана . [ 26 ]
Есть несколько скульптур, которые синтезируют форму Вайкунтхи с другими формами Вишну. Скульптура 1170 года н.э. в Чамбе изображает Сешасайи Вишну (Вишну, лежащий на змее Шеше ) с тремя головами в форме Вайкунтхи. Другая скульптура в храме Маркулы Деви сочетает в Удайпуре в себе Тривикраму (еще один аватар Вишну) с тремя головами Вайкунтхи. [ 25 ]
Развитие и символика
[ редактировать ]5 век н.э.
Вайкунтха Чатурмурти впервые появляется в Махабхарате , где он известен как Муртичатуштая . Однако, кроме четырех лиц, никаких подробностей его иконографии не обнаружено. [ 10 ] Джаяхья -Самхита , обычно датируемая периодом Гуптов (около 5 века н. э.), является первым иконографическим упоминанием Вайкунтхи Чатурмурти. [ 28 ]
Хотя трехликие изображения Вишну из школы Матхуры существуют с периода Гуптов , до сих пор не обнаружено ни одного четырехликого Вайкунтхи Чатурмурти этой эпохи. [ 28 ] К Вайкунтхе Чатурмурти ученые предлагают отнести и трехликие изображения Вишну, где четвертая голова скульпторами была опущена просто для удобства. [ 28 ] Альтернативная теория датирует Джаяхья-Самхиту ок. 600–850 гг. н.э. и предполагает, что трехликие изображения Вишну эпохи Гупта, а также гуптские иконы Вишварупы (другой формы Вишну) вдохновили иконографию Вайкунтхи Чатурмурти, которая возникла в Кашмире в 8 веке и прикрепила четвертую голову. на обороте древней иконы трехликого Вишну. [ 28 ] Хотя четырехглавая икона популярна в Кашмире, ее редко можно увидеть за ее пределами. [ 4 ] [ 19 ]
Иконография Вайкунтхи Чатурмурти находилась под влиянием архитектурной традиции Гандхары , которая повлияла на иконографические изображения скульптур Северо-Западной Индии, особенно тех, которые были созданы в Кашмире. [ 20 ] В соответствии со стилем Гандхары тело и ноги изображаются сильными и крепкими. Считается, что мускулистое тело наполняется праной (жизненным дыханием) — индийская концепция. Дугообразные брови и глаза в форме лотоса также характерны для индийской школы скульптуры. [ 20 ] Присутствие богини земли у ног также отражает центральноазиатское влияние. Аюдхапуруши на иконе могут быть вдохновлены иконографией Вишну в искусстве Гуптов . [ 4 ] Они и богиня земли также являются частью традиционной иконографии Вишну, даже когда он изображается одноголовым. [ 29 ]
Центральная голова Вишну и боковые головы Варахи и Нарасимхи могут находиться под влиянием других конфигураций архитектуры. Например, Вишну, Вараха и Нарасимха могут изображаться на задних (западных) и боковых (северных/южных) стенах храмов. Вараха (спасает Землю из космических вод в начале эона ) , Вишну (как человек) и Нарасимха (уничтожающий демона) могут представлять созидание, сохранение и разрушение – три функции в индуистской вселенной. [ 30 ] Вайкунтха Чатурмурти представляет Вишну как Высшее Существо , Создателя Вселенной. [ 5 ] [ 20 ] Кроме того, Вараха и Нарасимха являются древнейшими в древности (аватары Матсья и Курма , которые описаны в священных текстах как появившиеся до того, как Вараха и Нарасимха были связаны с Вишну в более позднее время). [ 31 ] Их присутствие в иконографии Вайкунтхи Чатурмурти позволяет предположить, что эта форма зародилась в эпоху Гуптов, когда их культы были на пике своего развития. [ 10 ]
Многие писатели связывают головы кабана и льва с аватарами Варахой и Нарасимхой, другие — с Чатурвьюхами , однако последнее вызывает серьезные споры. [ 4 ] [ 13 ] [ 31 ] Вишнудхармоттара -пурана описывает Чатурвьюх – Васудеву (Кришну), Самкаршану (Балараму), Прадьюмну , Анируддху – четыре проявления Вишну. Хотя текст явно не приравнивает эти две формы. Многие современные индологи, а также последователи Панчаратры связывают их обоих на основе ассоциации Чатурвьюх с гунами (качествами) в Вишнудхармоттара-пуране и текстах Панчаратры. Гуны, в свою очередь, связаны с Вайкунтхой Чатурмурти. Человеческое лицо — Васудева, символизирующий силу/власть ( бала ); лев — это Самкаршана, олицетворяющий знание/мудрость ( джняна ); демоническая форма — Прадьюмна, олицетворяющий процветание/суверенитет ( айшварья ), а вепрь — Анируддха, Владыка энергии ( шакти ). [ 4 ] [ 31 ]
Поклонение
[ редактировать ]
Присутствие Вайкунтхи Чатурмурти, найденного в Кашмире и северо-западной Индии до 10 века, предполагает поклонение Вишну в этой форме в ту эпоху. Культ этой формы возник между 8 и 10 веками нашей эры. В хронике XII века Раджатарангини также упоминается об установлении этой формы Вишну. Икона получила королевское покровительство короля Авантивармана , основателя династии Утпала (годы правления: 855–883 гг.); храмы, построенные во время его правления, часто изображают Вайкунтху Чатурмурти. [ 32 ] Вайкунтха Чатурмурти стал божеством-покровителем династий Каркотас и Утпала в Кашмире. Он также был популярен в регионах, прилегающих к Кашмиру. [ 29 ]
Храм Лакшмана в Кхаджурахо посвящен Вайкунтхе Чатурмурти. Несмотря на то, что он трехликий, надпись в храме предполагает, что его следует считать четырехликим. В нем также записана легенда, в которой Капила и другие демоны объединились в единую форму и были благословлены Брахмой, что только кто-то в той же форме мог их убить, поэтому Вишну принял форму Вайкунтхи Чатурмурти. [ 12 ] [ 33 ] Наличие храма Лакшамана в Кхаджурахо предполагает поклонение в королевстве Чандела в 10 веке. [ 24 ]
Форме Вишну Трайлокьямохана поклонялись в Гуджарате между 12 и 15 веками нашей эры. [ 34 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Рао, Т. А. Гопинатха (1916). Элементы индуистской иконографии . Том. 1: Часть I. Мадрас: Юридическая типография. п. 256.
- ^ Jump up to: а б Александра Анна Энрика ван дер Гир (2008). Животные в камне: индийские млекопитающие, созданные сквозь время . БРИЛЛ. стр. 406–7. ISBN 978-90-04-16819-0 . Проверено 22 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Чатурмурти или Чатурвьюха. (2002). В словаре индуистских преданий и легенд, Темза и Гудзон . Получено с http://www.credoreference.com/entry/thhll/chaturmurti_or_chaturvyuha.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Пратападитья Пал (1 февраля 1989 г.). Индийская скульптура (700–1800): Каталог художественной коллекции Музея округа Лос-Анджелес . Музей искусств округа Лос-Анджелес и издательство Калифорнийского университета. стр. 53–4, 70–2. ISBN 978-0-520-06477-5 . Проверено 22 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Вишну как Пара Васудева-Нараяна» . Официальный сайт . Метрополитен-музей . Проверено 6 марта 2014 г.
- ^ Гейл с. 300
- ^ Гейл с. 305
- ^ Десаи стр. 37–8
- ^ Свами Чинмаянанда (1983). Тысяча путей к трансцендентному: Вишнусахасранама . Миссия Чинмайя. п. 193. ИСБН 978-81-7597-245-2 . Проверено 23 декабря 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д Десаи п. 39
- ^ Гейл, стр. 297–300, 306.
- ^ Jump up to: а б с РТ Вяс; Умакант Премананд Шах (1 января 1995 г.). Шилпасамвит . Публикации Абхинава. стр. 88–9. ISBN 978-81-7017-316-8 . Проверено 22 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «Вайкунтха Чатурмурти» . Художественный и археологический музеи . Проверено 22 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Десаи п. 41
- ^ Jump up to: а б Метрополитен-музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк) (1993). Десятилетие коллекционирования, 1984–1993: Друзья азиатских художественных подарков . Метрополитен-музей. стр. 49–. ISBN 978-99947-1-120-8 . Проверено 17 декабря 2012 г.
- ^ Гейл, стр. 297–300.
- ^ «Азия» (pdf) . Метрополитен-музей . Проверено 22 декабря 2012 г.
- ^ Десаи стр. 39–40
- ^ Jump up to: а б с Гейл п. 306
- ^ Jump up to: а б с д Стивен Коссак; Эдит В. Уоттс (1 января 2001 г.). Искусство Южной и Юго-Восточной Азии: ресурс для педагогов . Метрополитен-музей. п. 73. ИСБН 978-0-87099-992-5 . Проверено 17 декабря 2012 г.
- ^ Вишну в образе Вайкунтхи, 10 век. Фонд Нортона Саймона.
- ^ Десаи стр. 42–3
- ^ Бимал Бандиопадхьяй (1 января 1987 г.). Обзор индийской металлической скульптуры . Сандип Пракашан. п. 146 . Проверено 17 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Десаи п. 43
- ^ Jump up to: а б Десаи п. 44
- ^ Десаи стр. 44–5
- ^ Jump up to: а б с Краткое содержание на английском языке см. на стр. 80. Шмид, Шарлотта (1997). Лес Вайкунтха гупта Матхура: Вишну или Кришна? . стр. 60–88.
- ^ Jump up to: а б с д Гейл стр. 305–6.
- ^ Jump up to: а б Публикации Марга (1989). Искусство и архитектура древнего Кашмира . Публикации Марга. п. 85. ИСБН 978-81-85026-06-0 . Проверено 17 декабря 2012 г.
- ^ Гейл, стр. 300, 305.
- ^ Jump up to: а б с Гейл стр. 297–9, 305–6.
- ^ Десаи с. 47
- ^ НО
- ^ Десаи с. 45
Ссылки
[ редактировать ]
- Калпана Десаи (31 декабря 2013 г.). Иконография Вишну . Публикации Абхинава. стр. 37–. GGKEY:GSELHU3JH6D. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Адальберт Дж. Гейл (1983). «О символизме трех- и четырехликих изображений Вишну: пересмотр доказательств». Артибус Азия . 44 (4). JSTOR 3249614 .