Чатурбхуджа

Чатурбхуджа ( санскрит : चतुर्भुज , латинизированный : Caturbhuja , букв. «четырёхрукий») — концепция в индуистской иконографии , в которой божество изображается с четырьмя руками. Некоторые индуистские божества в иконографии, представленной в индуистской литературе , часто изображаются с четырьмя руками . Считается, что иконография четырех рук символизирует божественность и власть, а также власть над четырьмя сторонами вселенной. [ 1 ]
Чатурбхуджа также в основном используется как эпитет божества-хранителя Вишну . [ 2 ] [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]Самые ранние изображения вайшнавов , по мнению ученого Гэвина Флада , представляют собой стоящую двух- или четырехрукую фигуру, несущую в своей иконографии сочетание атрибутов раковины, колеса и булавы. Это соглашение о множественности, согласно которому божества в своих изображениях имели множество конечностей и голов, было установлено в регионе Матхура , прежде чем стало обычаем в более поздней индуистской иконографии. [ 4 ]
По словам автора Нандиты Кришны , считается, что изображение индуистских божеств в чатурбхудже на их иконах отражает их неограниченный потенциал. Он демонстрирует их божественную способность владеть несколькими предметами, например оружием, и выполнять множество действий одновременно. [ 5 ]
Индолог Дорис Шринивасан утверждает, что как в образах вайшнавов , так и в образах шайвов форма Чатурбхуджи считается проявлением божества, которое нисходит на землю и совершает благоприятные действия на благо человечества, обычно вызывая почитание людей. [ 6 ]
Примеры
[ редактировать ]Вишну обычно изображают с четырьмя руками, несущими четыре атрибута: Панчаджанья (раковина), Сударшана чакра (диск), Каумодаки (булава) и Падма (лотос). [ 7 ] Его десять воплощений также часто изображаются на иконах с этими четырьмя атрибутами, наиболее заметно в аватаре Кришны его . [ 8 ] [ 9 ]
Лакшми держит лотосы в двух руках, две другие выражают жесты абхайя -мудры и варада-мудры , иногда заменяемые калашей и зеркалом. [ 10 ]
Шива изображается с четырьмя руками в форме Натараджи . Его задняя правая рука держит дамару (барабан), его передняя правая рука выражает абхая мудру, задняя левая рука несет огонь на сосуде или ладони, а его передняя левая рука выражает гаджахаста мудру . [ 11 ] [ 12 ] Считается, что это аллегорическое изображение его многочисленных рук указывает на его функции созидания и разрушения. [ 13 ]
Парвати описывается как четырёхрукая, держащая петлю и стрекало, а две другие руки изображают абхая-мудру и варада-мудру В «Шива-пуране» . [ 14 ]
Ардханаришвара , составная форма, держит тришулу (трезубец) и выражает варада-мудру на правой половине, представляя Шиву, в то время как левая половина держит лотос, представляющий Парвати . [ 15 ]
Харихара , составная форма, держит в двух правых руках тришулу и тюбетейку, символизируя Шиву, а в двух левых руках — раковину и диск, символизируя Вишну. [ 16 ]
Брахма изображен держащим в четырех руках Веды и четки. [ 17 ]
Сарасвати изображается держащей в двух руках инструмент, известный как вина , а в двух других руках - книгу, петлю , четки , слоновий рожок и лотос. [ 18 ]
Ганеша держит петлю, слоновий рожок, сладкую клецку, называемую модака , а другая его рука изображает абхая мудру. [ 19 ]
Индра изображается с копьем, жезлом, Ваджрой и голубым лотосом. [ 20 ]
Агни изображен с четырьмя руками В Харивамше . [ 21 ]
Трипура Сундари описывается с четырьмя руками в Калика Пуране . [ 22 ]
Галерея
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Статли, Маргарет (9 апреля 2019 г.). Иллюстрированный словарь индуистской иконографии . Рутледж. п. 107. ИСБН 978-0-429-62425-4 .
- ^ Рама, Свами (1985). Вечная психология Бхагавад-гиты . Издательство Гималайского института. п. 469. ИСБН 978-0-89389-090-2 .
- ^ Доусон, Джон (2004). Классический словарь индуистской мифологии, религии, географии, истории и литературы . Азиатские образовательные услуги. п. 388. ИСБН 978-81-206-1786-5 .
- ^ Бэйли, Грег (2 января 2017 г.). Индуизм в Индии: ранний период . Публикации SAGE Индия. п. 181. ИСБН 978-93-5150-573-0 .
- ^ Киршна, Нандита (20 июля 2009 г.). Книга Вишну . Пингвин Великобритания. п. 15. ISBN 978-81-8475-865-8 .
- ^ Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. стр. 157, 168. ISBN. 978-90-04-10758-8 .
- ^ Берг, Себастьян (3 ноября 2021 г.). Индуистская мифология: Путеводитель по богам и богиням Индии . Издательство Крик Ридж. п. 18.
- ^ Бхаттачарья, Сунил Кумар (1996). Культ Кришны в индийском искусстве . MD Publications Pvt. ООО с. 58. ИСБН 978-81-7533-001-6 .
- ^ Куш, Дениз; Робинсон, Кэтрин; Йорк, Майкл (21 августа 2012 г.). Энциклопедия индуизма . Рутледж. п. 181. ИСБН 978-1-135-18979-2 .
- ^ Коултер, Чарльз Рассел; Тернер, Патрисия (4 июля 2013 г.). Энциклопедия древних божеств . Рутледж. п. 650. ИСБН 978-1-135-96397-2 .
- ^ Хойберг, Дейл (2000). Студенческая Британика Индия . Популярный Пракашан. п. 93. ИСБН 978-0-85229-760-5 .
- ^ Йост, Диана Бренсшайдт ген; Бренсшайдт, Диана (2011). Шива на сцене: труппа индуистских танцоров и музыкантов Удая Шанкара в Европе и США, 1931–38 . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 242–243. ISBN 978-3-643-90108-8 .
- ^ Робертс, Хелен Э. (5 сентября 2013 г.). Энциклопедия сравнительной иконографии: темы, изображенные в произведениях искусства . Рутледж. п. 171. ИСБН 978-1-136-78792-8 .
- ^ Шастри, Дж.Л. (1 января 2017 г.). Шива Пурана, часть 4: Древние индийские традиции и мифология, том 4 . Мотилал Банарсидасс. п. 1661. ISBN 978-81-208-3871-0 .
- ^ Брокерское дело, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. п. 37. ИСБН 978-0-14-341421-6 .
- ^ Пармешварананд, Свами (2004). Энциклопедия шиваизма . Саруп и сыновья. п. 290. ИСБН 978-81-7625-427-4 .
- ^ Чу, Лалит (8 апреля 2016 г.). Богатое наследие Карнатаки – искусство и архитектура: от доисторических времен до периода Хойсала . Идея Пресс. п. 186. ИСБН 978-93-5206-825-8 .
- ^ Чу, Лалит (23 мая 2017 г.). Богатое наследие Карнатаки – храмовые скульптуры и танцующие апсары: смесь индуистской мифологии, Натьяшастры и Сильпасастры . Идея Пресс. п. 529. ИСБН 978-1-947137-36-3 .
- ^ Вутнау, Роберт (01 июля 2011 г.). Америка и проблемы религиозного разнообразия . Издательство Принстонского университета. п. 42. ИСБН 978-1-4008-3724-3 .
- ^ Далал, Рошен (18 апреля 2014 г.). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин Великобритания. п. 559. ИСБН 978-81-8475-277-9 .
- ^ Чандра, Суреш (1998). Энциклопедия индуистских богов и богинь . Саруп и сыновья. п. 10. ISBN 978-81-7625-039-9 .
- ^ Кинсли, Дэвид (19 июля 1988 г.). Индуистские богини: представления о божественной женственности в индуистской религиозной традиции . Издательство Калифорнийского университета. п. 147. ИСБН 978-0-520-90883-3 .