Храмы Масрура
Храмы Масрура | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Кангрский район |
Божество | Шива , Вишну , Деви и другие. |
Расположение | |
Расположение | Отра, реки Беас долина |
Состояние | Химачал-Прадеш |
Страна | Индия |
Географические координаты | 32 ° 04'21,2 "N 76 ° 08'13,5" E / 32,072556 ° N 76,137083 ° E |
Архитектура | |
Стиль | Страна |
Завершенный | 8 век [ 1 ] |
Храмы Масрура , также называемые храмами Масрура или высеченными в скале храмами в Масруре , представляют собой комплекс высеченных в скалах индуистских храмов начала 8-го века в долине реки Кангра на реке Беас в штате Химачал-Прадеш , Индия. [ 2 ] Храмы обращены на северо-восток, в сторону хребта Дхауладхар в Гималаях . [ 1 ] Они представляют собой версию североиндийского архитектурного стиля Нагара , посвященного Шивы , Вишну , Деви и Сауры традициям индуизма , с сохранившейся иконографией, вероятно, вдохновленной генотеистической структурой.
Несмотря на то, что это крупный храмовый комплекс в сохранившемся виде, археологические исследования показывают, что у художников и архитекторов был гораздо более амбициозный план, и комплекс остается незавершенным. Большая часть скульптур и рельефов храма Масрура утеряна. Они также были сильно повреждены, скорее всего, от землетрясений. [ 1 ]
Храмы были высечены из монолитной скалы с шикхарой и снабжены священным бассейном с водой, как рекомендовано индуистскими текстами по храмовой архитектуре. [ 1 ] Храм имеет три входа на северо-восточной, юго-восточной и северо-западной сторонах, два из которых незавершены. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что четвертый вход был запланирован и начат, но остался в основном незавершенным, что было признано археологическими группами колониальной эпохи начала 20-го века, но проигнорировано, что привело к неправильной идентификации и ошибочным отчетам. [ 1 ] Весь комплекс симметрично расположен на квадратной сетке, где главный храм окружен храмами меньшего размера в виде мандалы. Главное святилище храмового комплекса имеет квадратную форму, как и другие святыни и мандапа. Комплекс храмов украшен рельефами основных ведических и пуранических богов и богинь , а его фризы повествуют легенды из индуистских текстов. [ 1 ] [ 2 ]
О храмовом комплексе впервые сообщил Генри Шаттлворт в 1913 году, обратив на него внимание археологов. [ 3 ] Они были независимо исследованы Гарольдом Харгривзом из Археологической службы Индии в 1915 году. По словам Майкла Мейстера , историка искусства и профессора, специализирующегося на индийской храмовой архитектуре, храмы Масрура представляют собой сохранившийся пример храмовой индуистской архитектуры в горном стиле, олицетворяющей Земля и горы вокруг нее. [ 1 ]
Расположение
[ редактировать ]Храмы Масрур находятся примерно в 45 километрах (28 миль) к юго-западу от Дхарамшала -Маклеод-Гандж и в 35 километрах (22 мили) к западу от города Кангра в горном штате Химачал-Прадеш на севере Индии. Храм построен в долине реки Беас, в предгорьях Гималаев, напротив заснеженных вершин хребта Дхауладхар . Храмы находятся примерно в 225 километрах (140 миль) к северо-западу от Шимлы , примерно в 150 километрах (93 мили) к северу от Джаландхара и примерно в 85 километрах (53 мили) к востоку от Патханкота . Ближайшая железнодорожная станция — Нагрота Суриан , а ближайший аэропорт — Дхарамсала ( IATA : DHM). Ближайшие крупные аэропорты с ежедневными рейсами — Амритсар и Джамму . [ 1 ] [ 2 ]
Высеченный в скале храм расположен в долине, на вершине естественного скалистого холма, который Харгривз в 1915 году описал как «стоящий на высоте около 2500 футов над уровнем моря и откуда, как и из индуистских храмов, открывается великолепный вид». над красивой, хорошо орошаемой и плодородной территорией их положение, хотя и отдаленное, но исключительно приятное». [ 4 ]
Дата
[ редактировать ]Индуистские храмы в Масруре имеют сходство с пещерами Элефанта недалеко от Мумбаи (1900 км), Ангкор-Ватом в Камбодже (4000 км) и высеченными в скалах храмами Махабалипурама в Тамил Наду (2700 км). Особенности также предполагают влияние «гуптского классицизма», поэтому он относит их постройку к VIII веку. [ 5 ] На территории вокруг храмового комплекса есть пещеры и руины, что позволяет предположить, что в регионе Масрур когда-то было большое человеческое поселение. [ 6 ]
По словам Мейстера, храмы относятся к первой половине VIII века, что основано на региональной политической и художественной истории. [ 7 ] Храмы следуют одной из версий архитектуры Нагара, стиля, который развился в Центральной Индии, особенно во время правления индуистского короля Ясовармана, покровителя искусства. [ примечание 1 ] В Кашмире, регионе непосредственно к северу и северо-западу от этого места, к середине 1-го тысячелетия нашей эры индуисты построили храмы с квадратными пирамидальными башнями, такие как многочисленные каменные храмы, построенные индуистским королем Лалитадитьей, еще одним покровителем искусства. [ 7 ] Эти королевства традиционно сотрудничали, а также конкурировали в своих строительных проектах, в то время как гильдии художников перемещались между двумя регионами, через долины древнего Химачал-Прадеша. Этот регион расположен в Гималаях и покрыт лесами, что делает завоевания трудными и дорогостоящими. Исторические записи VI–XII веков не упоминают о каком-либо военном соперничестве в районе долины реки Беас-Кангра. [ 7 ] В текстах раннего средневековья есть упоминание о гималайском королевстве Бхармур к северу от района Масрура. В тексте XII века «Раджатарангини» , а также в Кашмирской хронике Калханы XII века упоминается политическое соперничество в 9 веке, но эти авторы 11 и 12 веков были слишком далеки во времени от событий 8 века, и в них так много вплетено. древней мифологии, что их полувымышленные тексты во многом антиисторичны и недостоверны. [ 7 ] [ 8 ]
Надписи и архитектура предполагают, что влияние Ясовармана достигло предгорий Гималаев на севере Индии, а влияние центральной Индии иллюстрируется архитектурным стилем, принятым для храмов Масрура, а не стилями, обнаруженными в разрушенных и раскопанных храмах северо-западного Индийского субконтинента. [ 7 ] По мнению Мейстера, влияние Средней Индии, должно быть, достигло северного индийского региона раньше, чем в 8 веке, и этот стиль вызывал восхищение у королевского сословия и элиты, потому что этот стиль храмового строительства теперь прослеживается во многих других исторических местах, таких как те, что в Баджауре, и во многих местах в Химачал-Прадеше, Уттаракханде и Непале, где берут начало многие священные реки индусов. Некоторые из небольших каменных храмов, сохранившихся в этом регионе на крутых горах, датируются 7 веком. Кроме того, эти крупные храмовые комплексы во второй половине I тысячелетия представляли собой дорогостоящие проекты и требовали существенного покровительства, что позволяет предположить, что более ранние примеры, должно быть, предшествовали им и получили широкое общественное и теологическое признание. [ 7 ]
История
[ редактировать ]Период между 12 и 19 веками был в основном отмечен религиозными войнами и геополитической нестабильностью на Индийском субконтиненте, и в литературе этой эпохи не упоминаются храмы Масрура и не представлены какие-либо научные исследования каких-либо индуистских, джайнских или буддийских храмов, если уж на то пошло. скорее они упоминают иконоборчество и разрушение храмов. После XII века сначала северо-западный Индийский субконтинент, а затем и Индия в целом стали свидетелями серии грабительских набегов и нападений тюрко-афганских султанов, возглавляемых мусульманскими армиями в поисках богатства, геополитической власти и распространения ислама. [ 9 ] [ 10 ] [ примечание 2 ] Сменявшие друг друга мусульманские династии контролировали Делийский султанат, а волны войн, восстаний, отделений и жестоких контрзавоеваний охватили индийские регионы, включая Кашмир и его окрестности. [ 9 ] [ 10 ] [ 13 ] Империя Великих Моголов заменила Делийский султанат в начале 16 века. Династия Великих Моголов правила большей частью Индийского субконтинента в начале 18 века, а некоторыми его частями номинально - в 19 веке. Регион долины Кангра с Масруром в Гималаях находился под властью меньших джагирдаров и феодальных горных раджей, которые на протяжении многих столетий платили дань администрации Великих Моголов. [ 14 ] Наступление колониальной эпохи ознаменовало еще один сейсмический сдвиг в политике региона. К концу 19 века официальные лица Британской Индии начали археологические исследования и усилия по сохранению наследия. Первые известные посещения храмов Масрура с целью изучения произошли в 1887 году. [ 15 ]
Офицер Британской империи Генри Шаттлворт посетил и сфотографировал храмы в 1913 году, назвав его «храмом вайшнавов» и заявив в своем отчете, что он был первым европейцем, посетившим их. [ 15 ] Он написал статью о храмах, которая была опубликована в журнале The Indian Antiquary . [ 16 ] Он поделился своими выводами с Гарольдом Харгривзом, в то время офицером Северного круга Археологической службы Индии. Харгривз знал больше об индуистской теологии, заметил лингам Шивы в святилище и исправил отчет Шаттлворта. [ 15 ] Харгривз описал свое путешествие и опубликовал свои фотографии и наблюдения в 1915 году как часть 20-го тома годового отчета ASI. [ 4 ] Харгривс признал открытие, что чертежник в его офисе уже осматривал, измерял и создавал планы и разрезы храмов в 1887 году, и что некоторые другие сотрудники ASI и европейцы посещали храм в 1875 и после 1887 года. [ 4 ] [ 15 ] В отчете Харгривза описывается это место как множество храмов, перечисляется иконография в этих храмах из различных индуистских традиций, упоминаются его предположения о связях с памятниками Махабалипурама и искусством Гандхары, а также другие теории. Текст Харгривза стал введением в храмы Масрура для репортеров, практически не знакомых с индийскими храмовыми традициями или индуистской теологией. [ 4 ] [ 15 ] По словам Мейстера, эти сочинения начала 20-го века стали источником неправильной идентификации храма и последовавших за этим искажений. [ 15 ]
Ущерб от землетрясения
[ редактировать ]В конце 19 века это место уже было повреждено, но все еще оставалось в приличном состоянии. Харгривз писал, что «отдаленность и общая недоступность храмов были одновременно причиной их пренебрежения и их счастливого спасения от разрушительных рук различных мусульманских захватчиков долины». [ 4 ] Во время землетрясения в Кангре в 1905 году регион долины Химачал был разрушен. Были разрушены многочисленные древние памятники. Однако, хотя части храма Масрура треснули и рухнули, храм остался стоять из-за своей монолитной природы, построенной из камня на месте. [ 4 ] [ 15 ]
Ущерб от войн и землетрясения 1905 года в регионе затруднил сравнительные исследования. Однако тщательные измерения и рисунки, сделанные неизвестным чертежником в 1887 году, особенно уровня крыши и мандапы, которые были разрушены в 1905 году, стали важным источником для исследований конца 20-го века. [ 15 ] Это подтверждает ранние комментарии Шаттлворта о том, что храмовый комплекс имеет «идеальную симметрию дизайна». [ 15 ]
Описание
[ редактировать ]Храм Масрур: симметрия дизайна
Сначала это кажется экстравагантной и запутанной массой шпилей.
дверные проемы и орнамент. Идеальная симметрия дизайна,
все сосредоточено в одном высшем шпиле, прямо над
небольшая основная клетка, которая вместе образует виману ,
может быть реализовано только после тщательного изучения каждой части
по отношению к другому.
— Генри Шаттлворт , 1913 г. [ 15 ]
Главный памятник на месте храмов Масрура на первый взгляд кажется комплексом святынь, но на самом деле это целостный памятник. [ 15 ] В его центре находится главная святыня, которая, в отличие от большинства индуистских храмов, обращена не на восток, а на северо-восток, в сторону заснеженных гималайских вершин хребта Дхауладхар. Главный шпиль окружен дополнительными шпилями меньшего размера, все восемь которых расположены симметрично, образуя восьмиугольник (или два повернутых квадрата). Эти шпили храма словно вырастают из природной скалы, из которой состоит гора. Над главным святилищем скала была вырезана, чтобы сформировать плоскую крышу, и второй уровень храма естественным образом слился с возвышающимся главным шпилем ( шихара ), а также с восемью вспомогательными святынями. [ 4 ] [ 15 ]
В главном святилище есть четыре входа, из которых один на восточной стороне завершен, два на северной и южной стороне частично завершены, а четвертый можно увидеть, но он в значительной степени незавершен. [ примечание 3 ] [ примечание 4 ] У восточного входа была большая мандапа и портик, но они были разрушены во время землетрясения 1905 года, о его существовании было известно из записей о посещении места до землетрясения. К этой мандапе были прикреплены две лестницы, по которым паломники могли подняться на верхний уровень. Лестница была расположена внутри двух вращающихся лестничных шпилей меньшего размера, но большая часть ее конструкции тоже исчезла. Таким образом, когда-то главный храм имел 13 шпилей по подсчетам Харгривза и 15 по подсчетам Шаттлворта, и все они создавали впечатление, что они естественным образом растут из скалы. [ 4 ] [ 15 ]
По словам Мейстера, ранние описания, хотя и были сделаны из лучших побуждений, были основаны на доступной на тот момент информации и омрачены предположениями этих авторов. Эти предположения и в целом поврежденное состояние комплекса, например, побудили Шаттлворта и Харгривза описывать храм в таких терминах, как «дополнительный» и «святыни», вместо того, чтобы свидетельствовать об интегрированном плане и архитектуре в ранних индуистских текстах о дизайне храма. [ 18 ]
Материал конструкции
[ редактировать ]Храмовый комплекс высечен в природной скале песчаника . В некоторых местах камень по своей природе очень твердый, и его было бы трудно вырезать, но это также причина того, что замысловатая резьба на нем сохранилась более 1000 лет. В других местах камень был мягким или среднего качества. В некоторых случаях художники вырезали из более мягкого камня, который со временем испортился по естественным причинам. В других случаях твердость камня была настолько низкой, что мастера вырезали камень и заменяли его более качественными каменными блоками. Потом добавляли свои фризы или скульптуры. Замененные блоки лучше противостояли воздействию природы и времени. [ 4 ] [ 15 ]
Бассейн и мандапа
[ редактировать ]Перед храмовым комплексом с восточной стороны есть священный бассейн. Строительство священного бассейна датируется началом VIII века. Его прямоугольные размеры составляют примерно 25 на 50 метров (82 х 164 фута) или два сложенных друг на друга квадрата. Храм имел внешнюю квадратную мандапу со стороной около 27 футов (8,2 м) и высотой 20 футов (6,1 м). У него была прочная крыша толщиной 1,5 фута (0,46 м), поддерживаемая четырьмя массивными резными колоннами. Платформа имела крытую дренажную систему, позволяющую воде с любой точки мандапы стекать естественным путем. Это было видно до землетрясения 1905 года, сейчас остались только остатки пола и колонны. [ 1 ] [ 4 ]
Входы ведут паломника и посетителя к главному святилищу через ряд мандап с настенной резьбой, а затем через антаралу (вестибюль). Они также соединяют созданное пространство с парой крытых лестниц на северной и южной стороне с верхним этажом, откуда можно совершить прадакшину ( обход), чтобы увидеть больше скульптур и горные пейзажи, все это пространство и структура, созданная из ранее существовавшей монолитной породы. [ 1 ] [ 4 ]
Святилище и потолок
[ редактировать ]Гарбхагриха имеет квадратную форму с каждой стороной 13 футов (4,0 м). [ 19 ] В главном святилище изображен четырехликий Шива. [ 18 ] [ 20 ]
Потолок различных мандап и святилища внутри храма полностью украшены резьбой, преимущественно с открытыми лотосами. [ 18 ] Однако внутренние стены остались незавершенными. Возможно, это связано с тем, что художники, вырезавшие скалу, сначала работали над вырезанием и отделкой потолка, а затем переходили к вырезанию, отделке и украшению внутренних стен и созданию колонн под этими потолками. Высота стены составляет 16 футов (4,9 м), и только восточный вход и проход в святилище полностью завершены, тогда как боковые входы еще не завершены, а четвертый западный вход является наименее завершенным. [ 18 ] На сайте предполагается, что работы выполнялись параллельно бригадами рабочих. Это распространенный стиль строительства, встречающийся во многих индуистских храмах, сохранившихся, по крайней мере, в виде руин, с первого тысячелетия. Трехвходный четырехликий Шива VIII века, найденный в храме Масрура, не уникален, поскольку тот же план найден в пещерном храме Джогешвари недалеко от Мумбаи . Строительство Джогесвари датируется периодом между 400 и 450 годами нашей эры, то есть за несколько столетий до строительства храма Масрур, что позволяет предположить, что общая тематическая основа, вдохновившая эти храмы, уже существовала в индуистских текстах. [ 18 ] [ примечание 5 ]
Историк искусства Стелла Крамриш определила, что одним из этих текстов индуистской архитектуры является « Вишнудхармоттара» , датируемый 8-м веком ( флоруит ), и чьи рукописи были найдены у индусов в долине Кашмира. Это один из таких текстов, описывающих конструкции «сто одного [индуистского] храма». [ 22 ] По словам Мейстера, план святилища и шпиля храма Масрур соответствует одному из них, где он называется дизайном Кайласы . [ 23 ]
Индуистский храм в стиле Кайласа представляет собой центральный Шикхара (шпиль) , симметрично окруженный четырьмя меньшими шпилями, установленными между четырьмя входами в храм с четырех сторон света, формат, который соответствует плану храма Масрур. Кроме того, текст Вишнудхармоттары также описывает принципы и процедуры создания изображений и рисования; первый также сохраняется в мандапе и святилище храма Масрур. [ 23 ] Кроме того, Джогешвари и Масрур — не единственные сохранившиеся храмы, соответствующие этому стилю, были обнаружены и другие, такие же, как, например, индуистский храм Баджаура в долине Кулу в Химачал-Прадеше, который представляет собой еще один каменный храм. [ 23 ] [ примечание 6 ]
По словам Мейстера, стиль с несколькими шпилями, возможно, вдохновлен индийской мифологией Меру, которую разделяют буддисты, индуисты и джайны. Пышная гористая Меру — это рай и обитель богов, но горы не единичны, а существуют в хребтах. Самая высокая гора Кайлаша – обитель Шивы, а второстепенные шпили символизируют горный массив. В этой мифологии восемь небесных континентов окружают гору Кайлаша, где все Дэвы ( боги) и Дэви (богини) живут вместе. Храм Масрур символически проецирует этот мифический пейзаж, повествующий об индийской космологии из камня в камень. [ 25 ]
Конструкция шпиля
[ редактировать ]Все шпили храма Масрур выполнены в стиле Нагара , архитектуре, которая была разработана и усовершенствована в центральной Индии за несколько столетий до 8 века. [ 26 ] Точнее, это то, что в индийских текстах называется латина подстилем , от lata . Это криволинейные шпили, состоящие из ритмической серии наложенных друг на друга сужающихся горизонтальных квадратных плит со смещениями, каждое из которых называется латой или виноградной лозой, что в принципе отражает естественный рост каменной горы. [ 27 ] [ 28 ]
Башни надстройки воплощают стили, которые можно найти в индийских храмах 7-го и 8-го веков, таких как индуистский храм Махуа и храмы Алампур Навабрахма , но они больше не встречаются в храмах, которые можно точно датировать после 8-го века. Это подтверждает датировку храма Масрура примерно серединой VIII века. [ 29 ] Шпили различаются, но все шпили, расположенные симметрично в храмовой мандале, имеют одинаковый дизайн. Шпиль лестницы основан на четырех перевернутых квадратах и имеет восемь вращающихся широких шипов, которые чередуются с восемью прямоугольными выступами. [ 29 ]
В храмовом комплексе также есть две отдельно стоящие субсвятыни возле священного бассейна. У них есть шпили с шестнадцатью шипами латы - стиль, который необычен в Индии и связан с храмами Шивы, связанными с индуистскими монахами матамаюра матха между 7 и 12 веками нашей эры, такими как храм Баджаура в соседней долине Кулу и храм Чандрехи в центральная Индия. [ 29 ]
Скульптура и рельефы
[ редактировать ]В главном святилище девять сидящих божеств. Центральным является Шива, а с ним другие, включая Вишну , Индру , Ганешу , Картикею и Дургу . В святилищах вокруг центрального храма в одном корпусе изображены пять Дэви, в то время как в других святилищах почтительно почитаются Вишну, Лакшми, Ганеша, Картикея, Сурья , Индра и Сарасвати . аватары Вишну, такие как Вараха и Нарасимха В нишах представлены . В руинах были найдены большие скульптуры Варуны , Агни и других ведических божеств. Храм также включает в себя слияние или синкретические идеи, почитаемые в индуизме, такие как Ардханаришвара (наполовину Парвати, наполовину Шива), Харихара (наполовину Вишну, наполовину Шива) и трехликая троица, изображающая Брахму, Вишну и Шиву в одной скульптуре. [ 30 ] В храме также есть светские изображения из общей жизни людей, ухаживающих пар и различных уровней близости (митхуна), людей, занимающихся музыкой и танцами, апсар и орнаментальных завитков. [ 31 ]
В сохранившихся сооружениях храма Масрура нет изображения Лакулиши , основателя пашупатского шиваизма, что делает маловероятным, что этот храм был связан с этой традицией. По словам Мейстера, широкий спектр тем Шайвы, Вайшнава, Шакти и Сауры (Сурья, бог Солнца), представленных в храме Масрура, позволяет предположить, что он был построен теми, кто ценит экуменизм или генотеизм , в стиле, обычно встречающемся в индуистской литературе Панчаратры. . [ 30 ]
Дом отдыха паломника
[ редактировать ]По словам Харгривза, когда он впервые посетил храм в 1913 году, в храмовом комплексе была дхармашала (дом отдыха паломников), кухня и священник, для которого было небольшое жилое помещение. Храмовая работа была подработкой священника, а его основным источником средств к существованию было содержание скота и работа на фермах. [ 4 ]
Анализ и интерпретация
[ редактировать ]VIII века, Храм Масрур и храм Прасат Ак Юм найденный в Сиам-Рипе, Камбоджа, имеют параллели, поскольку оба представляют собой храмовые горы с симметричным дизайном. [ 29 ]
Легенды
[ редактировать ]Согласно местной легенде, Пандавы , прославившиеся Махабхаратой, проживали здесь во время своего «инкогнито» изгнания из своего королевства и построили этот храм. [ 33 ] По словам Хана, личность и местонахождение Пандавов были раскрыты, поэтому они переместились отсюда. Говорят, именно поэтому храмовый комплекс остался незавершенным. [ 5 ] Где-то в 20 веке кто-то установил внутри храма, обращенного на восток, три небольшие статуи из черного камня. Это Рама, Лакшмана и Сита, известные из Рамаяны . [ 34 ]
По крайней мере, с тех пор, как Гарольд Харгривс посетил храм в 1913 году, местный центральный храм стал называться Тхакурдвара . [ 4 ] [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]- Храм Лакшана Деви, Бхармур - деревянный храм в Химачал-Прадеше, датируемый примерно 700 годом нашей эры.
- Мартандский Храм Солнца
Примечания
[ редактировать ]- ^ Некоторые ученые относят основные индуистские храмы, в том числе такие знаковые, как Тели ка Мандир в Гвалиоре, к эпохе Ясовармана. [ 8 ]
- ↑ Мусульманские историки упоминают о разграблении и разрушении храмов. [ 11 ] В некоторых текстах также упоминаются периоды терпимости и ремонта храмов, например, во время правления Акбара . [ 12 ]
- ^ Например, фотографию незавершенного северного входа см. на рисунке 13 в публикации Мейстера 2006 года. [ 17 ]
- ^ В храме не было двери, он всегда был открыт, что типично для древних и средневековых индуистских храмов. Раньше здесь была приподнятая мандапа и обнесенный стеной портик. Однако после землетрясения оба пропали. Руководство храма добавило толстую деревянную дверь, чтобы дикие животные и крупный рогатый скот, ищущие новое убежище, не могли проникнуть в святилище.
- ^ Индуистский пещерный храм Джогесвари обычно датируется либо V, либо VI веком. Например, Уолтер Спинк в своей статье 1978 года предложил Джогешвари быть связующим звеном между пещерами Аджанта и пещерами Элефанта и датировал его завершение десятилетиями сразу после пещер Аджанты, или 500-525 годами нашей эры. [ 21 ]
- ^ Храмы Баджауры также называют храмом Бишвешвар, датируемыми Джорджем Мичеллом последними веками 1-го тысячелетия, а точнее концом 9-го века. [ 24 ] Другие соответствия можно найти в сохранившихся храмовых структурах, которые не высечены в скале, а структурны, например, в храме Чатрари, который можно более точно датировать 8-м веком на основании надписей, найденных на этом месте. [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Майкл В. Мейстер (2006), Горные храмы и храмовые горы: Масрур , Журнал Общества историков архитектуры , Том. 65, № 1 (март 2006 г.), University of California Press, стр. 26–49.
- ^ Jump up to: а б с Лаксман С. Тхакур (1996). Архитектурное наследие Химачал-Прадеша: происхождение и развитие стилей храмов . Мунширам Манохарлал. стр. 27, 39–43. ISBN 978-81-215-0712-7 .
- ^ Мулк Радж Ананд 1997 , стр. 16–17, 22.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Гарольд Харгривз, Монолитные храмы Масрура , Годовой отчет ASI, том 20, страницы 39-49
- ^ Jump up to: а б с Хан 2014
- ^ Хан 2014 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Майкл В. Мейстер (2006), Горные храмы и храмовые горы: Масрур , Журнал Общества историков архитектуры , Том. 65, № 1 (март 2006 г.), University of California Press, стр. 27–30.
- ^ Jump up to: а б Лаксман С. Тхакур (1996). Архитектурное наследие Химачал-Прадеша: происхождение и развитие стилей храмов . Мунширам Манохарлал. стр. 47–56. ISBN 978-81-215-0712-7 .
- ^ Jump up to: а б Барбара Д. Меткалф (2009). Ислам в Южной Азии на практике . Издательство Принстонского университета. стр. 2–9, 20–31. ISBN 978-1-4008-3138-8 .
- ^ Jump up to: а б Андре Винк (2002). Аль-Хинд, Создание индо-исламского мира: раннесредневековая Индия и распространение ислама, 7-11 века . БРИЛЛ Академик. стр. 1–11, 249–252. ISBN 0-391-04173-8 .
- ^ Андре Винк (2004). Индо-исламское общество: 14-15 вв . БРИЛЛ Академик. стр. 124–129. ISBN 90-04-13561-8 .
- ^ Джордж Мичелл; Рана П.Б. Сингх; Клэр Арни (2005). Банарас, город раскрыт . Марг. п. 25. ISBN 9788185026725 .
- ^ Питер Джексон (2003). Делийский султанат: политическая и военная история . Издательство Кембриджского университета. стр. 146, 168. ISBN. 978-0-521-54329-3 .
- ^ В. Верма (1995). Возникновение Химачал-Прадеша: обзор конституционных изменений . Инд. стр. 32–35. ISBN 978-81-7387-035-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Майкл В. Мейстер (2006), Горные храмы и храмовые горы: Масрур , Журнал Общества историков архитектуры , Том. 65, № 1 (март 2006 г.), University of California Press, стр. 30–32.
- ^ Jump up to: а б Высеченный в камне храм вайшнавов в Масруре , Индийский антиквар: журнал восточных исследований, том XLIV, январь 1911 г., страницы 19-23
- ^ Майкл В. Мейстер (2006), Горные храмы и храмовые горы: Масрур , Журнал Общества историков архитектуры , Том. 65, № 1 (март 2006 г.), University of California Press, с. 35 Рисунок 13
- ^ Jump up to: а б с д и Майкл В. Мейстер (2006), Горные храмы и храмовые горы: Масрур , Журнал Общества историков архитектуры , Том. 65, № 1 (март 2006 г.), University of California Press, стр. 32–41.
- ^ Сингх 2009 , с. 39.
- ^ Синха 1998 , с. 19–21.
- ^ Уолтер Спинк (1978), Джогесвари: краткий анализ, Журнал Индийского общества восточного искусства , выпуск, посвященный памяти Моти Чандры, страницы 1-34
- ^ Стелла Крамриш (1976). «Сто один храм Вишнудхармоттары». Индуистский храм, Том 2 . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 411–426. ISBN 978-81-208-0224-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Майкл В. Мейстер (2006), Горные храмы и храмовые горы: Масрур , Журнал Общества историков архитектуры , Том. 65, № 1 (март 2006 г.), University of California Press, стр. 36–39.
- ^ Анджело Андреа Ди Кастро; Дэвид Темплман (2015). Горизонты Азии: буддийские, индийские, гималайские и центральноазиатские исследования Джузеппе Туччи . Издательство Университета Монаша. стр. 243–245 со сносками. ISBN 978-1-922235-33-6 .
- ^ Майкл В. Мейстер (2006), Горные храмы и храмовые горы: Масрур , Журнал Общества историков архитектуры , Том. 65, № 1 (март 2006 г.), University of California Press, стр. 42–43.
- ^ Майкл В. Мейстер (2006), Горные храмы и храмовые горы: Масрур , Журнал Общества историков архитектуры , Том. 65, № 1 (март 2006 г.), University of California Press, стр. 28, 37–38.
- ^ Г.Р. Тиллотсон (2014). Парадигмы индийской архитектуры: пространство и время в представлении и дизайне . Рутледж. стр. 110–114. ISBN 978-1-136-79981-5 .
- ^ Адам Харди (1995). Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация: традиция Карната-Дравида, 7-13 века . Публикации Абхинава. стр. 19, 270–284. ISBN 978-81-7017-312-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Майкл В. Мейстер (2006), Горные храмы и храмовые горы: Масрур , Журнал Общества историков архитектуры , Том. 65, № 1 (март 2006 г.), University of California Press, стр. 39–40.
- ^ Jump up to: а б Майкл В. Мейстер (2006), Горные храмы и храмовые горы: Масрур , Журнал Общества историков архитектуры , Том. 65, № 1 (март 2006 г.), University of California Press, с. 44, 49, примечание 113
- ^ Мулк Радж Ананд 1997 , с. 22.
- ^ Майкл В. Мейстер (2006), Горные храмы и храмовые горы: Масрур , Журнал Общества историков архитектуры , Том. 65, № 1 (март 2006 г.), University of California Press, с. 44 Рисунок 25
- ^ Капур 2002 , с. 4713.
- ^ «Достопримечательности района Кангра» (PDF) . Храм Масрура . Правительство штата Химачал-Прадеш . Проверено 5 октября 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Мулк Радж Ананд (1997). Великолепие наследия Химачала . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-351-9 .
- Капур, Субодх (2002). Индийская энциклопедия: Махи-Меват . Публикации Космо. ISBN 978-81-7755-272-0 .
- Хан, Нисар (2014). «Архитектура высеченных в скалах храмов Масрура» . Реставраторы наследия, Нью-Дели . Проверено 5 октября 2015 г.
- Стелла Крамриш , Индуистский храм: Тома 1 и 2 , ISBN 978-8120802223 , Издательство Принстонского университета
- Майкл В. Мейстер , Энциклопедия индийской храмовой архитектуры , ISBN 978-0195615371
- С.Л. Нагар, Храмы Химачал-Прадеша. Нью-Дели: Адитья Пракашан.
- Синха, Чандрешвар Прасад (1998). Материалы 6-й сессии Конгресса истории индийского искусства, Шиллонг, ноябрь 1997 г. Конгресс истории искусств Индии.
- Сингх, Северная Каролина (2009). Коронация Шивы: новое открытие храма Масрур . Публикации Хар-Ананда. ISBN 978-81-241-1478-0 .
- Прасанна Кумар Ачарья (2010). Энциклопедия индуистской архитектуры . Издательство Оксфордского университета (переиздано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-7536-534-6 .
- Прасанна Кумар Ачарья (1997). Словарь индуистской архитектуры: трактовка санскритских архитектурных терминов с иллюстративными цитатами . Издательство Оксфордского университета (перепечатано в 1997 году Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-7536-113-3 .
- Винаяк Бхарне; Крупали Круще (2014). Открытие заново индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-4438-6734-4 .
- Элис Бонер (1990). Принципы композиции в индуистской скульптуре: период пещерного храма . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0705-1 .
- Элис Бонер; Садашива Ратх Шарма (2005). Силпа Пракаша . Brill Academic (перепечатано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-8120820524 .
- А.К. Кумарасвами; Майкл В. Мейстер (1995). Очерки теории архитектуры . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-0-19-563805-9 .
- Дехеджия, В. (1997). Индийское искусство . Файдон: Лондон. ISBN 0-7148-3496-3 .
- Адам Харди (1995). Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-312-0 .
- Адам Харди (2007). Храмовая архитектура Индии . Уайли. ISBN 978-0470028278 .
- Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-93-81406-41-0 .
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Моника Джунеха (2001). Архитектура в средневековой Индии: формы, контексты, истории . Ориент Блэксван. ISBN 978-8178242286 .
- Стелла Крамриш (1976). Индуистский храм, том 1 . Мотилал Банарсидасс (перепечатано, 1946 г., издательство Принстонского университета). ISBN 978-81-208-0223-0 .
- Стелла Крамриш (1979). Индуистский храм, том 2 . Мотилал Банарсидасс (перепечатано, 1946 г., издательство Princeton University Press). ISBN 978-81-208-0224-7 .
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан Даки (1986). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры Американский институт индийских исследований. ISBN 978-0-8122-7992-4 .
- Джордж Мичелл (1988). Индуистский храм: введение в его значение и формы . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-53230-1 .
- Джордж Мичелл (2000). Индуистское искусство и архитектура . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-20337-8 .
- Т. А. Гопинатха Рао (1993). Элементы индуистской иконографии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0878-2 .
- Аджай Дж. Синха (2000). Воображая архитекторов: творчество в религиозных памятниках Индии . Университет Делавэра Пресс. ISBN 978-0-87413-684-5 .
- Бертон Стейн (1978). Южноиндийские храмы . Викас. ISBN 978-0706904499 .
- Бертон Стейн (1989). Новая Кембриджская история Индии: Виджаянагара . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-26693-2 .
- Бертон Стейн; Дэвид Арнольд (2010). История Индии . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4443-2351-1 .
- Капила Вацяян (1997). Площадь и Круг индийских искусств . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-362-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с монолитными храмами, высеченными в скале, Масруром на Викискладе?
- Шиваизм
- Монолиты
- Индуистские храмы VIII века
- Места индуистского паломничества в Индии
- Индийская архитектурная история
- Индийская скальная архитектура
- Индуистские пещерные храмы в Индии
- Туризм в Химачал-Прадеше
- Туристические достопримечательности Химачал-Прадеша
- Индуистские храмы в Химачал-Прадеше
- Здания и сооружения в районе Кангра
- Заведения VIII века в Индии
- Пещеры Химачал-Прадеша