Jump to content

Группа памятников Сирпур

Координаты : 21 ° 20'43 "N 82 ° 11'05" E  /  21,345225 ° N 82,184814 ° E  / 21,345225; 82.184814

Группа памятников в Сирпуре
В Сирпуре раскопали произведение искусства целующейся пары VIII века.
Расположение Сирпур , Махасамунд , Чхаттисгарх , Индия
Ближайший город Райпур
Координаты 21 ° 20'43 "N 82 ° 11'05" E  /  21,345225 ° N 82,184814 ° E  / 21,345225; 82.184814
Построен 4–12 века н.э.
Руководящий орган Археологическая служба Индии
Группа памятников Сирпур расположена в Индии.
Группа памятников Сирпур
Расположение Сирпура

Группа памятников Сирпур — археологический и туристический объект, содержащий индуистские , джайнские и буддийские памятники V-XII веков в районе Махасамунд штата Чхаттисгарх , Индия . [1] Расположен недалеко от одноименной деревни, в 78 километрах (48 миль) к востоку от Райпура , столицы штата. [2] Участок расположен недалеко от берега реки Маханади . [3]

Город Сирпур (он же Ширпур) упоминается в эпиграфических и текстовых записях, датируемых V-VIII веками нашей эры. Когда-то город был столицей царей и Сомавамши государства Шарбхапурия Дакшина Косала . Это было важное поселение индуистов, буддистов и джайнов в королевстве Южная Косала между 5 и 12 веками нашей эры. [1] Его посетил Хиеун Цанг, китайский буддийский паломник VII века. Недавние раскопки обнаружили 12 буддийских вихар , 1 джайнскую вихару, монолитные статуи Будды и Махавиры , 22 храма Шивы и 5 храмов Вишну , храмы Шакти и тантрические храмы, подземный амбарный рынок и баню шестого века.

Сирпур выкапывает облегчение: она наступает ему на ноги, просит прощения жестом намасте.

Сирпур, также называемый в древнеиндийских текстах и ​​надписях Шрипуром и Шрипурой (буквально «город благоприятности, изобилия, Лакшми»), представляет собой деревню на реке Маханади в 78 километрах (48 миль) к востоку от Райпура . В надписи на Аллахабадском столбе, датированной 4 веком нашей эры, Сирпур упоминается как Шрипура. [4] Во второй половине I тысячелетия н. э. это была столица, имевшая большое коммерческое и религиозное значение для королевства Дакшина Косала . [1] Самые ранние документальные свидетельства утверждают, что сначала это была столица династии Шарабхапурия , а затем династии Пандувамши . [1] Сама династия Шарабхапурия датируется концом V века нашей эры, но в надписях упоминается, что ее первой столицей был Шарабхапура, место которой пока неизвестно. [5]

В многочисленных надписях середины VI века нашей эры в этом регионе упоминаются индуистский царь Шайв Тивардева и царь VIII века Шивагупта Баларджуна, основавшие в своем королевстве храмы и монастыри для индуистов, буддистов и джайнов. Китайский паломник и путешественник Хуэнь Цанг в своих мемуарах упоминает посещение Сирпура в 639 году нашей эры. [1] Он писал, что царь был кшатрием и благосклонен к буддистам, регион процветал. Согласно его мемуарам, здесь проживало около 10 000 буддийских бхикшу (монахов) Махаяны в 100 монастырях и было более 100 храмов. [1]

Самый ранний датированный памятник Сирпура - храм Лакшмана, датируемый 595-605 годами нашей эры. Наряду с этим, было обнаружено множество других храмов вдоль реки Маханади, простирающихся более чем на 150 километров (93 миль) от Раджима до Харода и датированных периодом между 600 и 710 годами нашей эры. [5]

Королевство Южная Косала вместе со столицей Сирпуром было захвачено династией Калачури в 11 веке, а восточные части Южной Косалы перешли под власть королевства Сомавамши на востоке. [6] История региона XII и XIII веков неясна. Раскопки в этом регионе выявили слои отложений, прослеживаемые с середины 1-го тысячелетия до нашей эры, периода империи Гуптов, до периода позднего средневековья, причем самый молодой слой отложений представляет собой руины, смешанные с чилумом (дымовая труба) и монетами эпохи султаната, что позволяет предположить, что Сирпур был активным населенным пунктом, по крайней мере, на протяжении раннего Делийского султаната. [7]

Археологический памятник

[ редактировать ]

Сирпур стал крупным археологическим объектом после того, как в 1882 году его посетил Александр Каннингем , колониальный чиновник Британской Индии. [8] Его отчет о храме Лакшмана (Лакшмана) в Сирпуре привлек к нему международное внимание. Это место оставалось заброшенным в начале 20-го века, в течение десятилетий мировых войн, и раскопки возобновились в 1953 году. [1] Дальнейшие раскопки проводились в 1990-х годах, а затем, особенно после 2003 года, когда было обнаружено 184 кургана, причем некоторые из них были раскопаны выборочно. В ходе этих раскопок на данный момент обнаружено 22 храма Шивы, 5 храмов Вишну, 10 вихар Будды, 3 джайнских вихары, рынок 6-7 веков и снана-кунд (баня). [1] Это место демонстрирует обширный синкретизм, где буддийские и джайнские статуи или мотивы смешиваются с храмами Шивы, Вишну и Деви. [1]

Произведения искусства из руин индуистского храма в Сирпуре; слева: Дурга в образе Махишасурамардини; справа: женщина, несущая ребенка.

Есть две теории о гибели города Сирпур и о том, что привело к внезапному разрушению столицы. Кто-то утверждает, что землетрясение сравняло с землей весь регион, и люди покинули столицу и королевство. Другой постулирует катастрофические разрушения после вторжения и грабежа. монеты султана Алауда дина Халджи Делийского султаната Среди руин были найдены , а на лестнице одного из памятников имеются следы частичного обрушения, что не подтверждает и не исключает этих предложений. Обнаружение монет эпохи Халджи, смешанных с руинами во время раскопок, можно объяснить другими причинами, такими как торговля между Делийским султанатом и королевством Дакшина Косала, а обрушение места может быть связано с локальным проседанием почвы . [9]

Сирпур также является крупным местом археологических раскопок «бронзовых скульптур раннего средневековья». По словам Джери Хокфилда Маландры, Сирпур был важной бронзовой мастерской древней Индии, а буддийские бронзовые произведения искусства, раскопанные в Сирпуре, входят в число «лучших бронзовых скульптур» той эпохи. [10] По словам Маландры, существует поразительное сходство между произведениями искусства в Сирпуре и пещерах Эллора , а также в Ратнагири, и это может указывать на поток идей и художников между двумя регионами. [10]

Индуистские памятники

[ редактировать ]
Храм Лаксмана в Сирпуре

Храм Лакшмана

[ редактировать ]

Храм Лакшмана, также называемый храмом Лаксмана, представляет собой кирпичный храм 7-го века, в основном поврежденный и разрушенный. Вход в гарбхагрию, а также резные башни и двери храма Лакшмана в Сирпуре достаточно неповреждены, чтобы их можно было изучить. Над перемычкой двери святилища вырезаны изображения лежащего Вишну на Шеше (Анантасаяна Вишну) и панель с изображением Кришны из Бхагавата Пураны . Вокруг двери расположены полосы резных фигурок, на которых изображены десять аватаров Вишну, а также повседневная жизнь и пары на разных стадиях ухаживания и митхуны . Храм стоит на каменной платформе джагати (около 40х80 футов) с достаточно широким пространством для обхода. Сам храм построен из кирпича, за исключением каменного резного каркаса вокруг грабха-грии (святилища). Святилище открывается на восток. Перед святилищем находится очертание антаралы (вестибюля) и продолговатой мандапы (церемониального общественного зала). В зале видны места для колонн, которые теперь потеряны для истории. За исключением святилища и башни, многое лежит в руинах. Каменный каркас святилища снаружи имеет площадь 22x22 фута, внутри - примерно 10x10 футов. Стены святилища простые, как типичные индуистские храмы. Оригинальная статуя святилища отсутствует. Руководство объекта установило для посетителей несколько небольших статуэток из того, что было найдено в груде руин. [1]

Храм Рамы

[ редактировать ]

Храм Рамы расположен менее чем в 100 метрах к юго-востоку от храма Лакшмана, но почти полностью лежит в руинах. Однако на месте храма Рамы сохранились очертания фундамента нескольких святынь, а также кирпичный обрубок нижней части первоначального храма Рамы. [11] Непосредственно к северу от храма Рамы находится памятник, который, как утверждает местная традиция, также был посвящен Лакшману как паре Рама-Лакшмана. Храм Рамы выполнен в форме звездчатого джагати, в то время как его пара Лакшмана не имела такового. По словам Дональда Штадтнера, мандапа и другие атрибуты Рамы были давно разрушены, а храм Рамы, вероятно, датируется примерно 600 годом нашей эры. Это один из самых ранних храмов на платформе Джагати в форме звезды в центральной Индии. Возможно, он служил прототипом храма для практики до того, как архитекторы Сирпура 7-го века построили гораздо более величественные индуистские храмы по звездчатому принципу в Хароде, Палари и Раджиме. [11]

Произведения искусства на прибрежных стенах храма Гандешвара Шивы.

Храм Гандешвара

[ редактировать ]

Храм Гандхешвар: действующий храм Шивы, храм Гандхешвар расположен на берегу реки Маханади . [12] От реки к святилищу ведет каменная лестница. Храм регулярно моют и перекрашивают. Вероятно, он включает в себя восстановленные руины этого района, в которые местные жители включили индуистскую, буддийскую и джайнскую иконографию. На каменной плите, являющейся частью стены храма, имеется надпись Бхрамхи письмом Нагари, начинающаяся с символа Ом и посвященная Господу Будде, датируемая 8 веком. [13]

Храмы Балешвара Махадева

[ редактировать ]

Группа храмов Балешвара Махадева: храм Шивы примерно в 50 метрах к северо-западу от памятника Тивару Деву, через дорогу Сирпур. Он состоит из нескольких храмов. Из трех раскопанных храмов Шивы сохранился обходной Джагати в виде высотной платформы, похожей на храм Лакшмана. У другого виден только фундамент. Кластер был построен царем Шайвов Шивагуптой Баларджуной и датируется серединой 8 века. Два храма расположены рядом и, в отличие от большинства храмов Сирпура, выходят на запад. В обоих есть мандапа, антарала и гарбха грия в форме звезды, сделанная из кирпича и камня. Звездчатое святилище состоит из двух квадратов, один из которых повернут на 45 градусов. Выставлены некоторые произведения искусства, обнаруженные во время раскопок, на которых изображены женщины и пары, стоящие, одетые в одежды 8-го века. В святилище есть Шива-лингам, сделанный из мрамора.

Храм Суранг Тила, Сирпур.

Суранг Тила: Это самый большой храмовый комплекс в Сирпуре, с террасой с колоннами, возвышающейся на 30 футов над группой, каменные ступени, соединяющие террасу с разрушенной платформой Мандапа, остаются внизу. Лестница частично обрушилась в месте из- за проседания грунта . Терраса с колоннами наверху, вероятно, была мандапой, так как на ней сохранились руины множества резных колонн в стиле наваранги. Терраса соединяется с пятью святилищами, в которых есть два серых шива-линга, в одном - черный гранитный шива-лингам, а два других посвящены Вишну. Храм выполнен из белого камня. Раньше это был земляной холм с туннелями ( суранг ), которым пользовались местные жители, но храм был раскопан в период с 2006 по 2007 год. Во время раскопок была найдена надпись, которая сейчас находится в музее Райпура. Согласно этой надписи, этот храм действовал во времена Шивагупты Баларджуны и датируется VII или VIII веком. Под террасой храма находятся руины двух зданий: одно, вероятно, было резиденцией буддийских священников и монахов, а другое - небольшой тантрический храм с 16-гранным Шива-лингамом, возможно, построенным в более поздние века. [14]

Другие памятники

[ редактировать ]

Ракела Тал, руины форта и другие храмы: расположенное к югу от храма Рамы, на восточной стороне дороги Сирпур, находится искусственное озеро, полное цветов лотоса. Вокруг озера расположены руины старого форта, несколько индуистских и буддийских памятников, сельскохозяйственные угодья и современный храм Кришны. В Сирпуре находится более 20 других раскопанных средневековых храмов и 50 дополнительных нераскопанных курганов, расположенных на площади в три квадратных километра.

Буддийские памятники

[ редактировать ]
Статуя Будды, раскопанная в руинах монастыря.

Ананда Прабху вихара

[ редактировать ]

Ананда Прабху Кути вихара: храм и монастырь с 14 комнатами, построенный бхикшу Анандом Прабху, названным в некоторых надписях Анандой Прабхой, при финансовой поддержке индуистского короля Шивагупты Баларджуны. Руины монастыря и храма включали памятник Авалокитешваре и Макарвахини Ганге. Каменная надпись, найденная на этом месте, на санскрите, написанная письмом Нагари и датированная серединой 8-го века нашей эры, использует смесь ведических размеров (Анустубх, Шрагдхара, Арья, Васантатилака и другие). Надпись начинается с благоприятных символов Ом и Сиддхам, восхваляет Сугату (Будду), а затем восхваляет царя Баларджуну. После этого упоминается монах Анандапрабха, посвященный Будде Мараварину (врагу Мары) и разрушителю цикла перерождений и смертей. В надписи говорится, что король основал «вихара кути» (монастырские резиденции) и дом для бесплатного кормления для всех находящихся там монахов, оборудованный сетике и вьянджаной (рисовой едой с приправами) «до тех пор, пока солнце украшает небо» (навечно). . Поэма-надпись после этого напоминает монахам о необходимости помнить дух царского дара, непостоянство богатства, что дхарма является единственной спасительной благодатью для наполненного страданиями мирского существования. Надпись подписана художником, создавшим ее для монастыря. [15]

Храмовая свастика

[ редактировать ]

Свастичная вихара: раскопанный в 1950-х годах памятник с высоты птичьего полета напоминает свастичный знак. На этом месте были обнаружены статуя Будды и металлические идолы, относящиеся к буддийской эпохе. Рядом с Буддой было изображение Падамапани с метелкой для мух. [12]

Раскопанный храм Сирпур Шивы

Тевардев

[ редактировать ]

Тивар дев: монастырь эпохи Дакшина Косала , эта Вихара, также известная как Тиврадева, расположена рядом с храмом Шивы и примерно в 1 км от храма Лакшмана. Храм синкретический, построенный шиваитским королем и его буддийской королевой, он демонстрирует индуистские и буддийские темы. Памятник представляет собой синкретическую коллекцию буддийского и индуистского искусства, поскольку наряду со статуями Будды и буддийскими произведениями искусства он демонстрирует индуистские темы, такие как богини Ганги и Ямуны, сцены камы и митхуны, сказки Панчатантры , а также Гаджалакшми. [14]

Джайнские памятники

[ редактировать ]

Руины одного джайнского басати и монастыря были обнаружены недалеко от берега реки и примерно в 100 метрах от храма Шивы 8-го века. В руинах было найдено бронзовое изображение Адинатхи (Ришбхи, первого Тиртханкара), изображение датируется 9 веком. [16]

Музей АСИ

[ редактировать ]

В музее Археологической службы Индии в помещении храма Лакшмана хранятся части произведений искусства и фрагменты археологических руин, найденные во время раскопок 1950-х и 2000-х годов. Они принадлежат к религиям Шайва , Вайшнавов , Будды и Джайн и датируются по-разному между 6 и 12 веками. [12] [17]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Атула Кумар Прадхан и Шамбунатх Ядав (2013), Сирпур - уникальный городок раннесредневековой Индии , Труды Индийского исторического конгресса, Том. 74 (2013), стр. 854-864.
  2. ^ Сирпур raipur.gov.in
  3. ^ СИРПУР: Золотая жила истории Прасар Бхарти
  4. ^ Чандра, Моти. Торговля и торговые пути в Древней Индии . Публикации Абхинава. п. 170. ИСБН  978-81-7017-055-6 .
  5. ^ Jump up to: а б Джоанна Готфрид Уильямс (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ Академик. стр. 137–140. ISBN  90-04-06498-2 .
  6. ^ Дилип К. Чакрабарти (2010). Геополитические орбиты Древней Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 107–108. ISBN  978-0-19-908832-4 .
  7. ^ Г.С. Ходжа (2007). Арун Кумар Шарма (ред.). Раскопки в Сирпуре, Чхаттисгарх . Индийское археологическое общество. стр. 46–51.
  8. ^ Сэр Александр Каннингем (1884 г.). Отчет о поездке по центральным провинциям и Нижнему Гангскому Доабу в 1881-1882 годах . стр. 23–31.
  9. ^ Ом Пракаш Мишра (2003). Археологические раскопки в Центральной Индии: Мадхья-Прадеш и Чхаттисгарх . Публикации Миттала. стр. 208–219. ISBN  978-81-7099-874-7 .
  10. ^ Jump up to: а б Джери Хокфилд Маландра (1993). Развертывание мандалы: буддийские пещерные храмы в Эллоре . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 112–113 . ISBN  978-0-7914-1355-5 .
  11. ^ Jump up to: а б Дональд Штадтнер (1981). Джоанна Готфрид Уильямс (ред.). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ Академик. стр. 139–140. ISBN  90-04-06498-2 .
  12. ^ Jump up to: а б с «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 1 августа 2014 года . Проверено 6 августа 2014 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  13. ^ Аджай Митра Шастри (1995). Надписи Шарабхапурий, Пандувамшинов и Сомавамшинов . Мотилал Банарсидасс. стр. 152–153. ISBN  978-81-208-0637-5 .
  14. ^ Jump up to: а б Сирпур: Тантрический путь , Бибек Бхаттачарья, путешественник Outlook (2014)
  15. ^ Аджай Митра Шастри (1995). Надписи Шарабхапурий, Пандувамшинов и Сомавамшинов . Мотилал Банарсидасс. стр. 149–150. ISBN  978-81-208-0637-5 .
  16. ^ Ом Пракаш Мишра (2003). Археологические раскопки в Центральной Индии: Мадхья-Прадеш и Чхаттисгарх . Публикации Миттала. п. 26. ISBN  978-81-7099-874-7 .
  17. ^ «Храм Лакшмана, Сирпур - Памятники с билетами - Археологическая служба Индии» . asi.nic.in. ​Архивировано из оригинала 22 октября 2007 года.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cbb14749d7d48217dfb12e38aad8ed8c__1709098740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/8c/cbb14749d7d48217dfb12e38aad8ed8c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sirpur Group of Monuments - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)