Группа памятников Сирпур
Группа памятников в Сирпуре | |
---|---|
Расположение | Сирпур , Махасамунд , Чхаттисгарх , Индия |
Ближайший город | Райпур |
Координаты | 21 ° 20'43 "N 82 ° 11'05" E / 21,345225 ° N 82,184814 ° E |
Построен | 4–12 века н.э. |
Руководящий орган | Археологическая служба Индии |
Группа памятников Сирпур — археологический и туристический объект, содержащий индуистские , джайнские и буддийские памятники V-XII веков в районе Махасамунд штата Чхаттисгарх , Индия . [1] Расположен недалеко от одноименной деревни, в 78 километрах (48 миль) к востоку от Райпура , столицы штата. [2] Участок расположен недалеко от берега реки Маханади . [3]
Город Сирпур (он же Ширпур) упоминается в эпиграфических и текстовых записях, датируемых V-VIII веками нашей эры. Когда-то город был столицей царей и Сомавамши государства Шарбхапурия Дакшина Косала . Это было важное поселение индуистов, буддистов и джайнов в королевстве Южная Косала между 5 и 12 веками нашей эры. [1] Его посетил Хиеун Цанг, китайский буддийский паломник VII века. Недавние раскопки обнаружили 12 буддийских вихар , 1 джайнскую вихару, монолитные статуи Будды и Махавиры , 22 храма Шивы и 5 храмов Вишну , храмы Шакти и тантрические храмы, подземный амбарный рынок и баню шестого века.
История
[ редактировать ]Сирпур, также называемый в древнеиндийских текстах и надписях Шрипуром и Шрипурой (буквально «город благоприятности, изобилия, Лакшми»), представляет собой деревню на реке Маханади в 78 километрах (48 миль) к востоку от Райпура . В надписи на Аллахабадском столбе, датированной 4 веком нашей эры, Сирпур упоминается как Шрипура. [4] Во второй половине I тысячелетия н. э. это была столица, имевшая большое коммерческое и религиозное значение для королевства Дакшина Косала . [1] Самые ранние документальные свидетельства утверждают, что сначала это была столица династии Шарабхапурия , а затем династии Пандувамши . [1] Сама династия Шарабхапурия датируется концом V века нашей эры, но в надписях упоминается, что ее первой столицей был Шарабхапура, место которой пока неизвестно. [5]
В многочисленных надписях середины VI века нашей эры в этом регионе упоминаются индуистский царь Шайв Тивардева и царь VIII века Шивагупта Баларджуна, основавшие в своем королевстве храмы и монастыри для индуистов, буддистов и джайнов. Китайский паломник и путешественник Хуэнь Цанг в своих мемуарах упоминает посещение Сирпура в 639 году нашей эры. [1] Он писал, что царь был кшатрием и благосклонен к буддистам, регион процветал. Согласно его мемуарам, здесь проживало около 10 000 буддийских бхикшу (монахов) Махаяны в 100 монастырях и было более 100 храмов. [1]
Самый ранний датированный памятник Сирпура - храм Лакшмана, датируемый 595-605 годами нашей эры. Наряду с этим, было обнаружено множество других храмов вдоль реки Маханади, простирающихся более чем на 150 километров (93 миль) от Раджима до Харода и датированных периодом между 600 и 710 годами нашей эры. [5]
Королевство Южная Косала вместе со столицей Сирпуром было захвачено династией Калачури в 11 веке, а восточные части Южной Косалы перешли под власть королевства Сомавамши на востоке. [6] История региона XII и XIII веков неясна. Раскопки в этом регионе выявили слои отложений, прослеживаемые с середины 1-го тысячелетия до нашей эры, периода империи Гуптов, до периода позднего средневековья, причем самый молодой слой отложений представляет собой руины, смешанные с чилумом (дымовая труба) и монетами эпохи султаната, что позволяет предположить, что Сирпур был активным населенным пунктом, по крайней мере, на протяжении раннего Делийского султаната. [7]
Археологический памятник
[ редактировать ]Сирпур стал крупным археологическим объектом после того, как в 1882 году его посетил Александр Каннингем , колониальный чиновник Британской Индии. [8] Его отчет о храме Лакшмана (Лакшмана) в Сирпуре привлек к нему международное внимание. Это место оставалось заброшенным в начале 20-го века, в течение десятилетий мировых войн, и раскопки возобновились в 1953 году. [1] Дальнейшие раскопки проводились в 1990-х годах, а затем, особенно после 2003 года, когда было обнаружено 184 кургана, причем некоторые из них были раскопаны выборочно. В ходе этих раскопок на данный момент обнаружено 22 храма Шивы, 5 храмов Вишну, 10 вихар Будды, 3 джайнских вихары, рынок 6-7 веков и снана-кунд (баня). [1] Это место демонстрирует обширный синкретизм, где буддийские и джайнские статуи или мотивы смешиваются с храмами Шивы, Вишну и Деви. [1]
Есть две теории о гибели города Сирпур и о том, что привело к внезапному разрушению столицы. Кто-то утверждает, что землетрясение сравняло с землей весь регион, и люди покинули столицу и королевство. Другой постулирует катастрофические разрушения после вторжения и грабежа. монеты султана Алауда дина Халджи Делийского султаната Среди руин были найдены , а на лестнице одного из памятников имеются следы частичного обрушения, что не подтверждает и не исключает этих предложений. Обнаружение монет эпохи Халджи, смешанных с руинами во время раскопок, можно объяснить другими причинами, такими как торговля между Делийским султанатом и королевством Дакшина Косала, а обрушение места может быть связано с локальным проседанием почвы . [9]
Сирпур также является крупным местом археологических раскопок «бронзовых скульптур раннего средневековья». По словам Джери Хокфилда Маландры, Сирпур был важной бронзовой мастерской древней Индии, а буддийские бронзовые произведения искусства, раскопанные в Сирпуре, входят в число «лучших бронзовых скульптур» той эпохи. [10] По словам Маландры, существует поразительное сходство между произведениями искусства в Сирпуре и пещерах Эллора , а также в Ратнагири, и это может указывать на поток идей и художников между двумя регионами. [10]
Индуистские памятники
[ редактировать ]Храм Лакшмана
[ редактировать ]Храм Лакшмана, также называемый храмом Лаксмана, представляет собой кирпичный храм 7-го века, в основном поврежденный и разрушенный. Вход в гарбхагрию, а также резные башни и двери храма Лакшмана в Сирпуре достаточно неповреждены, чтобы их можно было изучить. Над перемычкой двери святилища вырезаны изображения лежащего Вишну на Шеше (Анантасаяна Вишну) и панель с изображением Кришны из Бхагавата Пураны . Вокруг двери расположены полосы резных фигурок, на которых изображены десять аватаров Вишну, а также повседневная жизнь и пары на разных стадиях ухаживания и митхуны . Храм стоит на каменной платформе джагати (около 40х80 футов) с достаточно широким пространством для обхода. Сам храм построен из кирпича, за исключением каменного резного каркаса вокруг грабха-грии (святилища). Святилище открывается на восток. Перед святилищем находится очертание антаралы (вестибюля) и продолговатой мандапы (церемониального общественного зала). В зале видны места для колонн, которые теперь потеряны для истории. За исключением святилища и башни, многое лежит в руинах. Каменный каркас святилища снаружи имеет площадь 22x22 фута, внутри - примерно 10x10 футов. Стены святилища простые, как типичные индуистские храмы. Оригинальная статуя святилища отсутствует. Руководство объекта установило для посетителей несколько небольших статуэток из того, что было найдено в груде руин. [1]
Храм Рамы
[ редактировать ]Храм Рамы расположен менее чем в 100 метрах к юго-востоку от храма Лакшмана, но почти полностью лежит в руинах. Однако на месте храма Рамы сохранились очертания фундамента нескольких святынь, а также кирпичный обрубок нижней части первоначального храма Рамы. [11] Непосредственно к северу от храма Рамы находится памятник, который, как утверждает местная традиция, также был посвящен Лакшману как паре Рама-Лакшмана. Храм Рамы выполнен в форме звездчатого джагати, в то время как его пара Лакшмана не имела такового. По словам Дональда Штадтнера, мандапа и другие атрибуты Рамы были давно разрушены, а храм Рамы, вероятно, датируется примерно 600 годом нашей эры. Это один из самых ранних храмов на платформе Джагати в форме звезды в центральной Индии. Возможно, он служил прототипом храма для практики до того, как архитекторы Сирпура 7-го века построили гораздо более величественные индуистские храмы по звездчатому принципу в Хароде, Палари и Раджиме. [11]
Храм Гандешвара
[ редактировать ]Храм Гандхешвар: действующий храм Шивы, храм Гандхешвар расположен на берегу реки Маханади . [12] От реки к святилищу ведет каменная лестница. Храм регулярно моют и перекрашивают. Вероятно, он включает в себя восстановленные руины этого района, в которые местные жители включили индуистскую, буддийскую и джайнскую иконографию. На каменной плите, являющейся частью стены храма, имеется надпись Бхрамхи письмом Нагари, начинающаяся с символа Ом и посвященная Господу Будде, датируемая 8 веком. [13]
Храмы Балешвара Махадева
[ редактировать ]Группа храмов Балешвара Махадева: храм Шивы примерно в 50 метрах к северо-западу от памятника Тивару Деву, через дорогу Сирпур. Он состоит из нескольких храмов. Из трех раскопанных храмов Шивы сохранился обходной Джагати в виде высотной платформы, похожей на храм Лакшмана. У другого виден только фундамент. Кластер был построен царем Шайвов Шивагуптой Баларджуной и датируется серединой 8 века. Два храма расположены рядом и, в отличие от большинства храмов Сирпура, выходят на запад. В обоих есть мандапа, антарала и гарбха грия в форме звезды, сделанная из кирпича и камня. Звездчатое святилище состоит из двух квадратов, один из которых повернут на 45 градусов. Выставлены некоторые произведения искусства, обнаруженные во время раскопок, на которых изображены женщины и пары, стоящие, одетые в одежды 8-го века. В святилище есть Шива-лингам, сделанный из мрамора.
Видимо
[ редактировать ]Суранг Тила: Это самый большой храмовый комплекс в Сирпуре, с террасой с колоннами, возвышающейся на 30 футов над группой, каменные ступени, соединяющие террасу с разрушенной платформой Мандапа, остаются внизу. Лестница частично обрушилась в месте из- за проседания грунта . Терраса с колоннами наверху, вероятно, была мандапой, так как на ней сохранились руины множества резных колонн в стиле наваранги. Терраса соединяется с пятью святилищами, в которых есть два серых шива-линга, в одном - черный гранитный шива-лингам, а два других посвящены Вишну. Храм выполнен из белого камня. Раньше это был земляной холм с туннелями ( суранг ), которым пользовались местные жители, но храм был раскопан в период с 2006 по 2007 год. Во время раскопок была найдена надпись, которая сейчас находится в музее Райпура. Согласно этой надписи, этот храм действовал во времена Шивагупты Баларджуны и датируется VII или VIII веком. Под террасой храма находятся руины двух зданий: одно, вероятно, было резиденцией буддийских священников и монахов, а другое - небольшой тантрический храм с 16-гранным Шива-лингамом, возможно, построенным в более поздние века. [14]
Другие памятники
[ редактировать ]Ракела Тал, руины форта и другие храмы: расположенное к югу от храма Рамы, на восточной стороне дороги Сирпур, находится искусственное озеро, полное цветов лотоса. Вокруг озера расположены руины старого форта, несколько индуистских и буддийских памятников, сельскохозяйственные угодья и современный храм Кришны. В Сирпуре находится более 20 других раскопанных средневековых храмов и 50 дополнительных нераскопанных курганов, расположенных на площади в три квадратных километра.
Буддийские памятники
[ редактировать ]Ананда Прабху вихара
[ редактировать ]Ананда Прабху Кути вихара: храм и монастырь с 14 комнатами, построенный бхикшу Анандом Прабху, названным в некоторых надписях Анандой Прабхой, при финансовой поддержке индуистского короля Шивагупты Баларджуны. Руины монастыря и храма включали памятник Авалокитешваре и Макарвахини Ганге. Каменная надпись, найденная на этом месте, на санскрите, написанная письмом Нагари и датированная серединой 8-го века нашей эры, использует смесь ведических размеров (Анустубх, Шрагдхара, Арья, Васантатилака и другие). Надпись начинается с благоприятных символов Ом и Сиддхам, восхваляет Сугату (Будду), а затем восхваляет царя Баларджуну. После этого упоминается монах Анандапрабха, посвященный Будде Мараварину (врагу Мары) и разрушителю цикла перерождений и смертей. В надписи говорится, что король основал «вихара кути» (монастырские резиденции) и дом для бесплатного кормления для всех находящихся там монахов, оборудованный сетике и вьянджаной (рисовой едой с приправами) «до тех пор, пока солнце украшает небо» (навечно). . Поэма-надпись после этого напоминает монахам о необходимости помнить дух царского дара, непостоянство богатства, что дхарма является единственной спасительной благодатью для наполненного страданиями мирского существования. Надпись подписана художником, создавшим ее для монастыря. [15]
Храмовая свастика
[ редактировать ]Свастичная вихара: раскопанный в 1950-х годах памятник с высоты птичьего полета напоминает свастичный знак. На этом месте были обнаружены статуя Будды и металлические идолы, относящиеся к буддийской эпохе. Рядом с Буддой было изображение Падамапани с метелкой для мух. [12]
Тевардев
[ редактировать ]Тивар дев: монастырь эпохи Дакшина Косала , эта Вихара, также известная как Тиврадева, расположена рядом с храмом Шивы и примерно в 1 км от храма Лакшмана. Храм синкретический, построенный шиваитским королем и его буддийской королевой, он демонстрирует индуистские и буддийские темы. Памятник представляет собой синкретическую коллекцию буддийского и индуистского искусства, поскольку наряду со статуями Будды и буддийскими произведениями искусства он демонстрирует индуистские темы, такие как богини Ганги и Ямуны, сцены камы и митхуны, сказки Панчатантры , а также Гаджалакшми. [14]
Джайнские памятники
[ редактировать ]Руины одного джайнского басати и монастыря были обнаружены недалеко от берега реки и примерно в 100 метрах от храма Шивы 8-го века. В руинах было найдено бронзовое изображение Адинатхи (Ришбхи, первого Тиртханкара), изображение датируется 9 веком. [16]
Музей АСИ
[ редактировать ]В музее Археологической службы Индии в помещении храма Лакшмана хранятся части произведений искусства и фрагменты археологических руин, найденные во время раскопок 1950-х и 2000-х годов. Они принадлежат к религиям Шайва , Вайшнавов , Будды и Джайн и датируются по-разному между 6 и 12 веками. [12] [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Атула Кумар Прадхан и Шамбунатх Ядав (2013), Сирпур - уникальный городок раннесредневековой Индии , Труды Индийского исторического конгресса, Том. 74 (2013), стр. 854-864.
- ^ Сирпур raipur.gov.in
- ^ СИРПУР: Золотая жила истории Прасар Бхарти
- ^ Чандра, Моти. Торговля и торговые пути в Древней Индии . Публикации Абхинава. п. 170. ИСБН 978-81-7017-055-6 .
- ^ Jump up to: а б Джоанна Готфрид Уильямс (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ Академик. стр. 137–140. ISBN 90-04-06498-2 .
- ^ Дилип К. Чакрабарти (2010). Геополитические орбиты Древней Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 107–108. ISBN 978-0-19-908832-4 .
- ^ Г.С. Ходжа (2007). Арун Кумар Шарма (ред.). Раскопки в Сирпуре, Чхаттисгарх . Индийское археологическое общество. стр. 46–51.
- ^ Сэр Александр Каннингем (1884 г.). Отчет о поездке по центральным провинциям и Нижнему Гангскому Доабу в 1881-1882 годах . стр. 23–31.
- ^ Ом Пракаш Мишра (2003). Археологические раскопки в Центральной Индии: Мадхья-Прадеш и Чхаттисгарх . Публикации Миттала. стр. 208–219. ISBN 978-81-7099-874-7 .
- ^ Jump up to: а б Джери Хокфилд Маландра (1993). Развертывание мандалы: буддийские пещерные храмы в Эллоре . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 112–113 . ISBN 978-0-7914-1355-5 .
- ^ Jump up to: а б Дональд Штадтнер (1981). Джоанна Готфрид Уильямс (ред.). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ Академик. стр. 139–140. ISBN 90-04-06498-2 .
- ^ Jump up to: а б с «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 1 августа 2014 года . Проверено 6 августа 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Аджай Митра Шастри (1995). Надписи Шарабхапурий, Пандувамшинов и Сомавамшинов . Мотилал Банарсидасс. стр. 152–153. ISBN 978-81-208-0637-5 .
- ^ Jump up to: а б Сирпур: Тантрический путь , Бибек Бхаттачарья, путешественник Outlook (2014)
- ^ Аджай Митра Шастри (1995). Надписи Шарабхапурий, Пандувамшинов и Сомавамшинов . Мотилал Банарсидасс. стр. 149–150. ISBN 978-81-208-0637-5 .
- ^ Ом Пракаш Мишра (2003). Археологические раскопки в Центральной Индии: Мадхья-Прадеш и Чхаттисгарх . Публикации Миттала. п. 26. ISBN 978-81-7099-874-7 .
- ^ «Храм Лакшмана, Сирпур - Памятники с билетами - Археологическая служба Индии» . asi.nic.in. Архивировано из оригинала 22 октября 2007 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Храм Лакшмана, Сирпур , Археологическая служба Индии