Надписи Хатибады Госунди
Надписи Хатибады Госунди | |
---|---|
Материал | Камень |
Письмо | санскрит |
Созданный | 1 век до нашей эры |
Обнаруженный | 24 ° 58'01 "N 74 ° 40'59" E / 24,967 ° N 74,683 ° E |
Место | Нагари (Читторгарх), Раджастхан |
Текущее местоположение | Правительственный музей, Удайпур |
Надписи Хатибада Госунди , иногда называемые просто Надписью Госунди или Надпись Хатибада , являются старейшими санскритскими надписями, написанными шрифтом Брахми и датированными I веком до нашей эры. Надпись Хатибада была найдена возле деревни Нагари , примерно в 8 милях (13 км) к северу от Читторгарха , Раджастхан , Индия , а надпись Госунди была найдена в деревне Госунди, примерно в 3 милях (4,8 км) к юго-западу от Читторгарха .
Описание
[ редактировать ]Надписи Хатибады Госунди, датированные I веком до нашей эры, являются одними из старейших известных санскритских надписей шрифтом брахми из индуистской традиции древней Индии, особенно вайшнавизма . [1] [2] Некоторые ученые, такие как Ян Гонда , датируют их II веком до нашей эры. [3] [4]
Надписи Хатибады Госунди были найдены в том же районе, но не совсем в том же месте. Одна часть была обнаружена внутри древнего водяного колодца в Госунди, другая — у пограничной стены между Госунди и Басси, а третья — на каменной плите во внутренней стене Хатибады. Каждый из трех фрагментов неполный, но изучается вместе. Считается, что они были перемещены, потому что император Великих Моголов Акбар во время захвата Читторгарха разбил лагерь в Нагари и построил некоторые объекты, сломав и повторно используя старые постройки - наследие, которое дало этому месту название «Хатхи-бада» или «слоновья конюшня». Часть, обнаруженная в стене Хатибады, имеет тот же стиль, тот же шрифт Брахми и частично тот же текст, что и текст колодца Госунди, что указывает на связь. [5] [6]
Религиозное значение
[ редактировать ]Надпись важна не только своей древностью, но и как источник информации о древних индийских письменах, обществе, его истории и религиозных верованиях. [5] Это подтверждает древнее почитание индуистских божеств Самкаршаны и Васудевы (также известных как Баларама и Кришна ), существование каменного храма, посвященного им в I веке до нашей эры, традицию пуджи и царя, совершившего ведическое жертвоприношение Ашвамедха. [1] [7] [8] Надпись также подтверждает связь двух божеств Самкаршаны и Васудевы с Нараяной ( Вишну ), что, возможно, является шагом к их полному включению в вайшнавский пантеон в качестве аватаров Вишну. [9]
В сочетании с независимыми свидетельствами, такими как надпись Беснагар, найденная на колонне Гелиодора , надписи Хатибада Госунди предполагают, что один из корней вайшнавизма в форме бхагаватизма процветал в древней Индии между 2-м и 1-м веками до нашей эры. [7] [10] Однако это не самая старая известная индуистская надпись. Другие, такие как надпись Айодхья и надпись в пещере Нанагхат, обычно считаются более старыми или старыми. [2] [11]
Надпись
[ редактировать ]Обнаруженная надпись является неполной и восстановлена по правилам санскритской просодии . Там написано: [5]
Фрагмент А1 .....𑀢𑀸𑀦 𑀕𑀚𑀬𑀦𑁂𑀦 𑀧𑀭𑀰𑀸𑀭𑀺𑀧𑀼𑀢𑁆𑀭𑁂𑀡 𑀲..
2.....𑀚𑀺𑀦𑀸 𑀪𑀕𑀯𑀪𑁆𑀬𑀁 𑀲𑀁𑀓𑀭𑁆𑀱𑀡 𑀯𑀸𑀲𑀼𑀤𑁂𑀯𑀸𑀪𑁆𑀬𑀁
3.....𑀪𑁆𑀬𑀁 𑀧𑀽𑀚𑀰𑀺𑀮𑀸 𑀧𑁆𑀭𑀓𑀸𑀭𑁄 𑀦𑀸𑀭𑀸𑀬𑀡 𑀯𑀸𑀝𑀺𑀓𑀸
1 ..... что Гаджаянена П(а)рашарлпутрана Са-
2 ….. [j]и[на] Бхагавабхава Санкаршан-В[а]судевабха(Н)
3 ......бхьям пуджашила-пракаро Нараяна-ват(и)ка.
Фрагмент Б
1 .....𑀢𑁆𑀭𑁂𑀡 𑀲𑀭𑁆𑀯𑀢𑀸𑀢𑁂𑀦 𑀅𑀰𑁆𑀯𑀫𑁂𑀥𑀸 ...
2.... 𑀲𑀭𑁆𑀯𑁂𑀲𑁆𑀯𑀸𑀭𑀪𑁆𑀬𑀁
1. ….[tr](e)(ṇa) Сарвататен Ас[в]амед….
2 .....сарвешварабх(йам).
Фрагмент С1....𑀯𑀸𑀢𑀸𑀦 𑀕𑀚𑀬𑀦𑁂𑀦 𑀧𑀭𑀰𑀸𑀭𑀺𑀧𑀼𑀢𑁆𑀭𑁂𑀡 𑀲𑀭𑁆𑀯𑀢𑀸𑀢𑁂𑀦 𑀅𑀰𑁆𑀯𑀫𑁂𑀥𑀸 𑀬𑀚𑀺𑀦
2....𑀡 𑀯𑀸𑀲𑀼𑀤𑁂𑀯𑀸𑀪𑁆𑀬𑀁 𑀅𑀦𑀺𑀳𑀸𑀢𑁂𑀪𑁆𑀬𑀁 𑀲𑀭𑁆𑀯𑁂𑀲𑁆𑀯𑀸𑀭𑀪𑁆𑀬𑀁 𑀧𑀽𑀚𑀰𑀺𑀮𑀸 𑀧𑁆𑀭𑀓𑀸𑀭𑁄 𑀦𑀸𑀭𑀸𑀬𑀡 𑀯𑀸𑀝𑀺𑀓𑀸
1 ....ват(ен) [Г]дж(а)ян[е]н П(а)р(ашарипу)т(ре)н [Са](р)[вата]тен Аш(ваме)[дха ](да)- [j](нет)
2 ....(n)-V(a)sudevabh[y]a(n) anihata(bhya) s(r)v(e)[sh]v[r](a)bh(y) p(u )[j](a)- [sh](i)l(a)-p[r]a[k]o Nr[a]yan-vat(i)[k](a).- Надписи Госунди Хатибады, I век до н.э. [5]
Реставрация
[ редактировать ]Бхандаркар предположил, что эти три фрагмента предполагают, каким могло бы быть полное прочтение фрагмента А. Его предложение было:
Фрагмент А (экстраполированный)
1 (Карито=йам раджна Бхагава) тена Гаджаянена Парашарипутрена Са-
2 (рвататена Ашвамедха-йа) джина бхагава[д*]бхьяих Самкаршана-Васудевабхьям
3 (анихатабхйарх сарвешвара) бхйам пуджашила-пракаро Нараяна-ватика.
Переводы
[ редактировать ]Бхандаркар – археолог, переводит это так:
(Эта) ограждающая стена вокруг камня (объекта) поклонения, называемого Нараяна -ватика (Комплекс) для божеств Самкаршаны - Всудевы , которые непобедимы и являются повелителями всего (была сделана) (царем) Сарвататой , Гаджаяна и сын (женщины) Парасараготры, который является преданным Бхагавата ( Вишну или Самкаршана / Васудева ) и совершил жертвоприношение Ашвамедхи.
- Надписи Госунди Хатибады, I век до н.э. [5]
Гарри Фальк - индолог утверждает, что король не упоминает своего отца по имени, только мать, и в своем посвящении не называет себя раджей (королем). [15] Король принадлежал к династии индуистских брахманов Канвас, последовавшей за индуистской династией Сунгас. Один из фрагментов он переводит так:
приверженец Господа ( бхагават ), принадлежащий к готре Гаджаян, сын матери из готры Парашара, исполнитель Ашвамедхи. [15]
Бенхамин Пресиадо-Солис, индолог, переводит это как:
[Это] каменное ограждение, называемое Нараяна Ватика, для поклонения Бхагавану Самкаршане и Бхагавану Васудеве, непобедимым повелителям всего, [было возведено] [Бхага]ватой, царем рода Гаджи, Сарвататой, победоносным, который совершил ашвамедху, сын Парашари. [16]
Сараватата
[ редактировать ]Сараватата | |||||
---|---|---|---|---|---|
Король Мадхьямики | |||||
Царствование | 3 век до н.э. | ||||
| |||||
Религия | индуизм |
В надписях местный царь Мадхьямики (современный Нагари, Раджастхан ) по имени Сарвата. упоминается [17] [18] [19] [20] Согласно надписям, он совершил Ашвамедха Яджану, а также построил комплекс Нараяна-ватика, посвященный Самкаршане и Васудеве. [21] Некоторые ученые считают его вассальным королем любого более позднего императора Маурьев. Надпись, в которой Гаджаяна названа его готарой или именем династии, хотя это также неясно. В той же надписи готра его матери также называется Парашари или Парашара . [22] [23]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ричард Саломон (1998). Индийская эпиграфика: Руководство по изучению надписей на санскрите, пракрите и других индоарийских языках . Издательство Оксфордского университета. стр. 239–240. ISBN 978-0-19-509984-3 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 13 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Тео Дамстигт (1978). Эпиграфический гибридный санскрит . Брилл Академик. стр. 209–211. Архивировано из оригинала 28 декабря 2019 года . Проверено 13 декабря 2017 г.
- ^ Ян Гонда (2016). Вишнуизм и шиваизм: сравнение . Академик Блумсбери. стр. 166, примечание 243. ISBN. 978-1-4742-8082-2 . Архивировано из оригинала 19 августа 2020 года . Проверено 13 декабря 2017 г.
- ^ Джеймс Хегарти (2013). Религия, повествование и общественное воображение в Южной Азии: прошлое и место в санскритской Махабхарате . Рутледж. стр. 46, примечание 118. ISBN. 978-1-136-64589-1 . Архивировано из оригинала 19 августа 2020 года . Проверено 13 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Д. Р. Бхандаркар , Надпись Хати-бада Брахми в Нагари , Epigraphia Indica Vol. XXII, Археологическая служба Индии, стр. 198–205.
- ^ Дилип К. Чакрабарти (1988). История индийской археологии с начала до 1947 года . Мунширам Манохарлал. стр. 137–138. ISBN 978-81-215-0079-1 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 13 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Жерар Колас (2008). Гэвин Флуд (ред.). Блэквеллский спутник индуизма . Джон Уайли и сыновья. стр. 230–232. ISBN 978-0-470-99868-7 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 13 декабря 2017 г.
- ^ Раджендра Чандра Хазра (1987). Исследования пуранических записей индуистских обрядов и обычаев . Мотилал Банарсидасс. стр. 200–201. ISBN 978-81-208-0422-7 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 13 декабря 2017 г.
- ^ Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32 : 50–51. ISSN 0066-6637 . JSTOR 20111096 .
- ^ Лаванья Вемсани (2016). Кришна в истории, мысли и культуре . АВС-КЛИО. стр. 37–38. ISBN 978-1-61069-211-3 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 13 декабря 2017 г.
- ^ Джулия Шоу (2013). Буддийские пейзажи в Центральной Индии: холм Санчи и археология религиозных и социальных изменений, с третьего века до нашей эры до пятого века нашей эры . Рутледж. стр. 264, примечание 14. ISBN. 978-1-61132-344-3 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 13 декабря 2017 г.
- ^ ASI Джайпурский круг Хативада. Архивировано 15 апреля 2021 года в Wayback Machine.
- ^ Сингх, Апиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. стр. 436–438. ISBN 978-81-317-1120-0 . Архивировано из оригинала 1 марта 2020 года . Проверено 16 декабря 2019 г.
- ^ Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32:50 . ISSN 0066-6637 . JSTOR 20111096 .
- ^ Jump up to: а б Гарри Фальк (2006). Патрик Оливель (ред.). Между империями: Общество в Индии с 300 г. до н.э. по 400 г. н.э. Издательство Оксфордского университета. стр. 149–150. ISBN 978-0-19-977507-1 . Архивировано из оригинала 27 сентября 2020 года . Проверено 13 декабря 2017 г.
- ^ Бенхамин Пресиадо-Солис (1984). Цикл Кришны в Пуранах: темы и мотивы героической саги . Мотилал Банарсидасс. п. 23. ISBN 978-0-89581-226-1 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 13 декабря 2017 г.
- ^ Эпиграфия Индика . Менеджер публикаций. 1984. Архивировано из оригинала 27 августа 2022 года . Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ Индийская история . Британская энциклопедия (Индия). 1960. ISBN 978-0-07-132923-1 . Архивировано из оригинала 27 августа 2022 года . Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ Ранаде, П.В. (1964). «ПРОИСХОЖДЕНИЕ САТАВАХАН — НОВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ» . Труды Индийского исторического конгресса . 26 : 60–68. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44133087 . Архивировано из оригинала 17 июля 2021 года . Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ Сант, Урмила (1997). Терракотовое искусство Раджастхана: от дохараппских и хараппских времен до периода Гуптов . Арийские книги International. ISBN 978-81-7305-115-9 . Архивировано из оригинала 27 августа 2022 года . Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ Доктор философии, Лаванья Вемсани (13 июня 2016 г.). Кришна в истории, мысли и культуре: Энциклопедия индуистского Господа многих имен: Энциклопедия индуистского Бога многих имен . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-61069-211-3 . Архивировано из оригинала 27 августа 2022 года . Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ Оливель, Патрик (13 июля 2006 г.). Между империями: Общество в Индии с 300 г. до н.э. по 400 г. н.э. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-977507-1 . Архивировано из оригинала 27 сентября 2020 года . Проверено 13 декабря 2017 г.
- ^ Сингх, Чандрамани (2002). Охраняемые памятники Раджастана . Джавахар Кала Кендра. ISBN 978-81-86782-60-6 . Архивировано из оригинала 27 августа 2022 года . Проверено 27 августа 2022 г.