Надпись колодца Мора
Надпись колодца Мора | |
---|---|
![]() Древняя на санскрите надпись Матхура GMM Q.1 | |
Письмо | санскрит [1] |
Созданный | около 15 г. н.э. |
Обнаруженный | 27 ° 30'54 "с.ш. 77 ° 35'15" в.д. / 27,515040 ° с.ш. 77,587409 ° в.д. |
Место | Матхура , Уттар-Прадеш |
Текущее местоположение | Правительственный музей, Матхура (англ. 27 ° 29'43 "с.ш. 77 ° 40'46" в.д. / 27,495382 ° с.ш. 77,679540 ° в.д. ) |
Идентификация | ГММ В.1 |
Расположение Моры, недалеко от Матхуры. |
Надпись «Колодец Мора» — древняя надпись на санскрите , найденная в деревне Мора примерно в 7 милях (11 км) от Матхуры , Индия . [9] [10] Он примечателен ранним упоминанием пратимы (изображений), каменного храма и Панчавираса . [9] [11]
Описание
[ редактировать ]Надпись колодца Мора рано упоминает пратиму (мурти, изображения), каменное святилище (храм) и называет Вришни бхагаватами пять . [9] [11] [12] Он датирован первыми десятилетиями I века нашей эры, во время правления Содасы , вероятно, около 15 года нашей эры. [9]
Идентификация
[ редактировать ]В надписи «Колодец Мора» не используется специфически сектантский язык, и были даны различные интерпретации. [13]
Индуистские Пураны , такие как средневековая Ваю-пурана в разделе 97.1-2, называют Самкаршану, Васудеву, Прадьюмну, Самбу и Анируддху «героями династии Вришни». [9] [12] [13] Надпись может также означать рост бхагаватизма в 1-м тысячелетии до нашей эры до вайшнавизма в первые века нашей эры, а также процесс, посредством которого герои и героические идеи привлекают преданность. [9] В древней брахманической литературе нет упоминаний об этих героях. [13] но некоторые ученые, такие как Чандра, утверждают, что пять Вришни, упомянутые в надписи, являются отсылкой Пандавам Махабхараты к . [13]
По мнению Сони Кинтанилья, надпись Мора не является сектантской и не обязательно может относиться к корням вайшнавизма . Это может быть межконфессиональное движение - джайнизм и индуизм, или, что также возможно, отражать раннее движение Бхагаваты, утверждает Кинтанилья. [13] По мнению Розенфилда, надпись колодца Мора относится к пяти героям Вришни , но их точная личность неясна. Они, включая Васудеву и Кришну, возможно, были древними царями Матхуры, которые стали обожествляться из-за своих героических свершений. Они «олицетворяли определенные качества Вишну и, таким образом, по сути [были обожествлены как] его аватары», утверждает Розенфилд, и это может быть «чрезвычайно ранней формой вайшнавизма, теперь называемой системой Панчаратры», также встречающейся в Беснагаре, Нанагхате и Касунди. [14] Другое объяснение принадлежит Людерсу, который, опираясь на джайнские тексты, датированные между 9 и 12 веками нашей эры, утверждает, что Вришни, возможно, были пятью джайнскими героями во главе с Акрурой . [13] Культ Вришни, возможно, был межконфессиональным, как и культ Якшей. [13] [14]
Царствование Содасы
[ редактировать ]В надписи упоминается имя Великого сатрапа Раджувула , [15] и, по-видимому, был сделан его сыном, [16] Матхуры Содаса Великий сатрап [17]
Обнаружение надписи на колодце Мора в 19 веке побудило археологов раскопать курган Мора в 1911–1912 годах недалеко от колодца Мора. [18] Они нашли большие кирпичи с надписями круглого кирпичного здания с именем женщины, вероятно, дочери царя Брихасватимитры из Каусамби конца II века до нашей эры. В кургане также были найдены два мужских торса, а также нижняя половина женского туловища с начертанными именами Канишка и Тоша, что подтверждает возможную связь камня-надписи с курганом. [18]
Надпись
[ редактировать ]Обнаруженная надпись неполная. [10] Начало — гибридный санскрит, а остальные три строки — стандартный санскрит. [1] Там написано: [11] [10]
1. махакшатрапаса рамджувуласа путраса свами ...
2. Бхагаватам Вришнина[н] Пачавирана Пратима[х] Шайладевагр[хе]
3. Йа[с] тошайах шаилам шримадгрихам атулам удадха самадхара...
4. аркадешам шаилам памча джвалата ива парамавапуша ...- Надпись колодца Мора, I век н.э.
Перевод
[ редактировать ]Соня Кинтанилья переводит это так: [11]
. . . сына Махакшатрапы Рамджувулы , свами. . .
изображения святых памчавир Вришни. . .
каменный храм... для которого был воздвигнут и поддерживается великолепный несравненный каменный дом Тоша...
пять предметов обожания, сделанных из камня, сияющих как бы высочайшей красотой...
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ричард Саломон (1998). Индийская эпиграфика: Руководство по изучению надписей на санскрите, пракрите и других индоарийских языках . Издательство Оксфордского университета. стр. 84–88. ISBN 978-0-19-509984-3 .
- ^ Сингх, Апиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. п. 437. ИСБН 978-81-317-1120-0 .
- ^ Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н. э. — 100 г. н. э . БРИЛЛ. стр. 211–213. ISBN 978-90-04-15537-4 .
- ^ «Во время раскопок в святилище Мора мы действительно обнаружили каменные торсы, изображающие героев Вришни (...). Их стиль очень похож на стиль отдельно стоящих якшей в том смысле, что они вырезаны по кругу. Они одеты в дхоти . и уттарайя и некоторые виды украшений, которые встречаются на фигурах Якши, их правая рука держится в ахбаямудре …» в « Агравала, Васудева Шарана (1965). Индийское искусство: история индийского искусства с древнейших времен до третьего века нашей эры . Притхиви Пракашан. п. 253.
- ^ Эта статуя изображена на рис.51 как одна из статуй, раскопанных в кургане Мора в Розенфилд, Джон М. (1967). Династические искусства кушанов . Издательство Калифорнийского университета. п. 151-152 и рис.51.
- ^ Людерс, Х. (1937). Индийская эпиграфия Том 24 стр. 199 -200.
- ^ Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н. э. — 100 г. н. э . БРИЛЛ. п. 171. ИСБН 9789004155374 .
- ^ Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н. э. — 100 г. н. э . БРИЛЛ. п. 206. ИСБН 978-90-04-15537-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дорис Шринивасан (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ Академик. стр. 211–214, 308–311 со сносками. ISBN 90-04-10758-4 .
- ^ Jump up to: а б с Генрих Людерс и Клаус Людвиг Янерт (1961), надписи Матхуры, Геттинген: Ванденхук и Рупрехт, OCLC 717966622 , стр. 154, изображение на стр. 301
- ^ Jump up to: а б с д Соня Ри Кинтанилья (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н. э. — 100 г. н. э . БРИЛЛ Академик. п. 260. ИСБН 90-04-15537-6 .
- ^ Jump up to: а б Лаванья Вемсани (2016). Кришна в истории, мысли и культуре . АВС-КЛИО. стр. 202–203. ISBN 978-1-61069-211-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н. э. — 100 г. н. э . БРИЛЛ. стр. 211–213. ISBN 978-90-04-15537-4 .
- ^ Jump up to: а б Розенфилд, Джон М. (1967). Династические искусства кушанов . Издательство Калифорнийского университета. п. 151-152 и рис.51.
- ^ Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . Издательство Кембриджского университета для Королевского азиатского общества. 1911. с. 151.
- ^ Гупта, Пармананд (1989). География по древним индийским монетам и печатям . Концептуальное издательство. п. 58. ИСБН 9788170222484 .
- ^ Чакраварти, Н. П. (1937). Эпиграфия Индика Том 24 . п. 194 .
- ^ Jump up to: а б Джон М. Розенфилд (1967). Династические искусства кушанов . Издательство Калифорнийского университета. стр. 151–152. GGKEY:0379L32LPNJ.