Мудгарпаани
Матхура, 100 г. до н.э.
Мудгарпани ( санскрит : мудгарупани , латинизированное : Мудгарапани ) — божество якшей в древней Индии. Его имя означает «Держатель Мадгара», причем Мудгар — это древняя форма тяжелой дубины, обычно сделанной из дерева, но она также может быть сделана из железа. [ 4 ] [ 5 ]
Якша
[ редактировать ]Якши, по-видимому, были объектом важного культа в ранние периоды индийской истории, многие из них были известны, например, Кубера , царь якшей, Манибхадра или Мудгарпани. [ 6 ] Якши — это широкий класс духов природы, обычно доброжелательных, но иногда озорных или капризных, связанных с водой, плодородием, деревьями, лесом, сокровищами и дикой природой. [ 7 ] [ 8 ] и были объектом народного поклонения. [ 9 ] Многие из них позже были включены в буддизм, джайнизм или индуизм. [ 6 ]
Скульптуры
[ редактировать ]Одними из самых ранних произведений искусства художественной школы Матхуры являются Якши, монументальные скульптуры земных божеств, датируемые II-I веками до нашей эры. Якши стали центром создания колоссальных культовых изображений, обычно около 2 метров и более в высоту, которые считаются, вероятно, первыми индийскими антропоморфными произведениями из камня. [ 10 ] [ 6 ] Хотя немногие древние статуи якши сохранились в хорошем состоянии, энергичность этого стиля получила одобрение и выражает в основном индийские качества. [ 10 ] Они часто пузатые, двурукие и свирепого вида. [ 6 ] Яши часто изображаются с оружием или атрибутами, например Якша Мудгарпани. [ нужна ссылка ]
Мудгарпани («Держатель булавы») Якша из Бхарана Калана
[ редактировать ]Статуя Мудгарпани («Держатель булавы») Якши из Бхарана Калана, которую можно увидеть в Музее Матхуры , датируется примерно 100 годом до нашей эры. [ 11 ] Он был обнаружен в Бхарана Калане, в 32 километрах к северо-западу от Матхуры. [ 11 ] В правой руке он держит мудгаровую булаву, а в левой руке он держал фигурку маленького стоящего преданного или ребенка, взявшего руки в молитве. [ 12 ] [ 2 ] [ 6 ]
Надпись шрифтом брахми на основании статуи находится в очень плохом состоянии, но частично расшифрована. Некоторые параллели с современной статуей Агнипани, вероятно, посвященной тому же человеку, также помогли интерпретации:
аматиена прати[хар](е)[на]...
(?)[jayagh](o)[s](ena).....[то]прай
.......(нет)
«...Джаягосой, министром, отвечающим за привратников (?)...» [ 13 ]
На рельефе в Музее Матхуры также изображен похожий Мудгарпани, датированный тем же периодом, но с более четкими атрибутами: особенно гораздо заметнее фигура маленького стоящего преданного или ребенка, взявшего руки в молитве. [ 2 ] [ 12 ]
Стиль
[ редактировать ]
Часто предполагается, что стиль колоссальной скульптуры Якши оказал важное влияние на создание более поздних божественных изображений и человеческих фигур в Индии. [ 14 ] Женским эквивалентом якшей были якшини , часто ассоциирующиеся с деревьями и детьми, чьи сладострастные фигуры стали вездесущими в индийском искусстве. [ 6 ] Из музея Матхуры известен также рельеф, на котором изображен Мудгарпани с такими же атрибутами. [ 2 ]
Было предложено некоторое эллинистическое влияние, такое как геометрические складки драпировки или контрапосто статуй. [ 10 ] По мнению Джона Бордмана , подол платья монументальных ранних статуй Якши заимствован из греческого искусства. [ 10 ] Описывая драпировку одной из этих статуй, Джон Бордман пишет: «Она не имеет местных предшественников и больше всего похожа на греческий позднеархаический маньеризм», и предполагает, что она, возможно, заимствована из эллинистического искусства соседней Бактрии , где этот дизайн известен. [ 10 ] У индо-греков культ якшей, возможно, был также связан с вакхическим культом Диониса . [ 15 ]
В производстве колоссальных круглых статуй Якши, которые можно найти в нескольких местах северной Индии, искусство Матхуры считается самым передовым по качеству и количеству в этот период. [ 16 ]
Истории и более поздняя история
[ редактировать ]Древняя джайнская история под названием Антагададасао рассказывает историю человека по имени Аджунака, который поклонялся образу «Якши, держащего булаву», когда на него напали пять бандитов, событие, которое потрясло преданность Яшке. После этого Якша овладел Аджунакой, дав ему силы убить пятерых бандитов. [ 9 ]
В настоящее время в тренировочных целях при использовании индийских дубинок могут использоваться одна или две деревянные гада («мудгар»), вес которых достигает до 70 килограммов: их можно качать за спиной несколькими различными способами; это особенно полезно для развития силы хвата и выносливости плеч. [ 17 ] [ 18 ]
Примеры
[ редактировать ]-
Мудгарпани Якша (вид сзади).
-
Мудгарпани Якша (3/4).
-
Портрет Мудгарпани Якши.
-
Деталь узла «Геракл». [ 19 ]
-
Надпись на постаменте Мудгарпани в Брахми
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Датировано 100 г. до н.э. на рис.88. Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н.э. – 100 г. н.э. БРИЛЛ. п. 368, рис. 88. ISBN 9789004155374 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Рис. 85 в Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н.э. – 100 г. н.э. БРИЛЛ. п. Рис.85, стр.365. ISBN 9789004155374 .
- ^ Датировано 100 г. до н.э. на рис. 85. Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н.э. – 100 г. н.э. БРИЛЛ. п. Рис.85, стр.365. ISBN 9789004155374 .
- ^ Бюллетень Мемориала Виктории . Попечители Мемориала Виктории. 1973. с. 49.
- ^ Ханда, Девендра; Агравал, Ашвини (1989). Ратна-чандрика: Панорама востоковедения: Shri RC Agrawala Festschrift . Издательство Харман. п. 90. ИСБН 978-81-85151-29-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Далал, Рошен (2010). Религии Индии: краткое руководство по девяти основным конфессиям . Книги Пингвинов Индия. стр. 397–398. ISBN 978-0-14-341517-6 .
- ^ Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии . Нью-Дели: Pearson Education. п. 430. ИСБН 978-81-317-1120-0 .
- ^ «якша» . Британская энциклопедия . Проверено 15 июля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шарма, Рамеш Чандра (1994). Великолепие искусства и музея Матхуры . ДК Принтмир. п. 76. ИСБН 978-81-246-0015-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бордман, Джон (1993). Распространение классического искусства в древности . Издательство Принстонского университета. п. 112. ИСБН 0691036802 .
- ^ Перейти обратно: а б Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н.э. – 100 г. н.э. БРИЛЛ. п. 84. ИСБН 978-90-04-15537-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н.э. – 100 г. н.э. БРИЛЛ. п. 121. ИСБН 978-90-04-15537-4 .
- ^ Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н.э. – 100 г. н.э. БРИЛЛ. п. 258. ИСБН 978-90-04-15537-4 .
- ^ «Народное искусство олицетворяет более древнюю пластическую традицию из глины и дерева, которая теперь была воплощена в камне, как видно из массивных статуй Якши, которые также имеют исключительную ценность как модели последующих божественных изображений и человеческих фигур». в Агравала, Васудева Шарана (1965). Индийское искусство: история индийского искусства с древнейших времен до третьего века нашей эры . Притхиви Пракашан. п. 84.
- ^ «У нас нет возможности узнать, существовала ли какая-либо прямая связь между культом Яшей и Диониса в индо-греческую эпоху, но это вполне возможно» в Картер, Марта Л. (1968). «Дионисийские аспекты кушанского искусства». Арс Ориенталис . 7 : 141. ISSN 0571-1371 . JSTOR 4629244 .
- ^ «Что касается крупномасштабных культовых скульптур, вырезанных в круглой форме (...), регион Матхура не только конкурировал с другими районами, но и превосходил их по общему качеству и количеству на протяжении второго и начала первого века до нашей эры». в Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н.э. – 100 г. н.э. БРИЛЛ. п. 24. ISBN 9789004155374 .
- ^ Касулис, Томас П.; Эймс, Роджер Т.; Диссанаяке, Вимал (1993). «Я» как тело в азиатской теории и практике . СУНИ Пресс. ISBN 9780791410806 .
- ^ «Мудгарский фитнес-клуб» . Британский музей . Проверено 1 февраля 2019 г.
- ^ Стоунман, Ричард (2019). Греческий опыт Индии: от Александра до индо-греков . Издательство Принстонского университета. п. 439. ИСБН 978-0-691-18538-5 .