Содаса
Содаса | |
---|---|
Индо-скифский северных сатрапов царь | |
Царствование | ок. 15 г. н.э. |
Предшественник | Раджувула |
Отец | Раджувула |
Мать | Камуя Аяса |
Содаса ( Кхарости : 𐨭𐨂𐨜𐨯 Шу-да-са , Шудаса ; [3] Среднебрахмиское письмо : Шо-да-са , Шодаса , также Шу-да-са , Судаса ) — индо-скифский северный сатрап и правитель Матхуры во второй половине I века до нашей эры или в начале I века нашей эры. [4] Он был сыном Раджувулы , Великого сатрапа региона от Таксилы до Матхуры . [5] Он упоминается в львиной столице Матхуры . [6]
Имя
[ редактировать ]Имя Содаса записано в Кхарости как Шудаса ( 𐨭𐨂𐨜𐨯 ). [3] и в Брахми как Шодаса ( ) и Судаса ( ), которые происходят от сакского имени * Судаса , что означает «кто хранил в памяти добрые дела». [7]
Правило
[ редактировать ]Содаса правил в I веке нашей эры, а также в какой-то момент принял титул Великого сатрапа, вероятно, также в районе Матхуры, но, возможно, под сюзеренитетом индо -парфянского царя Гондофара . правили индо-скифы Бхадаяса В это же время в восточном Пенджабе . [4] Между индо-скифами северо-запада и жителями Матхуры происходили многочисленные культурные и политические обмены. [4]
Содаса, возможно, был современником западного кшатрапы Нахапаны и индо-парфянских гондофаров . [4] Индопарфяне , возможно, дестабилизировали индо-скифское правление в северной Индии, но следов индо-парфянского присутствия в Матхуре нет. [4] Содаса, возможно, был вытеснен в Матхуре кушанским правителем Вимой Кадфисом , который воздвиг трон его имени в Матхуре, но об этих взаимодействиях ничего не известно. [4]
В Матхуре Содаса — последний из индо-скифов, оставивший монеты. [4] Позже, при Канишке , сыне Вимы Кадфизеса, великий сатрап Харапаллана и сатрап Ванаспара , как говорят, правили в Матхуре с Канишкой в качестве сюзерена, указывая на продолжающееся индо-скифское правление под сюзеренитетом Кушана, по крайней мере, до времен Канишки. [8] [9] [10] [11]
Надписи
[ редактировать ]Известны многочисленные надписи из Матхуры, в которых упоминается правление Содасы. Надпись в деревне Мирзапур (в окрестностях Матхуры) упоминает о возведении резервуара для воды Мулавасу и его супругой Каусики во время правления Содасы, принявших титул «Свами (Господь) Махакшатрапа (Великий Сатрап)». [2]
Львиная столица Матхуры упоминает правление его отца и предшественника Раджувулы как Махакшатрапа, а Содаса упоминается как Кшатрапа. Содаса, вероятно, также посвятил надпись Мора Колодец , где он представил себя сыном Раджувулы . [12]
Большая каменная плита, табличка Содаса Канкали Тила , обнаруженная в Канкали в районе Матхуры, имеет трехстрочный эпиграф, в котором упоминается, что в 42 или 72 году «Господа Махакшатрапы Содасы» памятник для поклонения был установлен некий Амохини. [13] Недавняя дата правления Содасы была указана как 15 г. н. э., а это означает, что дата правления в надписи будет начинаться с эпохи Викрамы ( календарь Бикрами (начиная с 57 г. до н. э.) + 72 = 15 г. н. э.). [14] [15] Это означало бы, что долгое правление его отца Раджувулы пришлось на последнюю четверть I века до нашей эры, что вполне вероятно. [15]
Другая надпись Содаса в Матхуре сообщает о дарах брахмана по имени Гаджавара из Сеграва-готры во времена Саудасы, Великого сатрапа господина (верховного, имя которого утеряно) танков под названием Кшаявада, а также западного танка, колодец, сад и столб. [16]
- В львиной столице Матхуры Содаса упоминается как «Сатрап», а его отец Раджувула был «Великим Сатрапом».
- Стела Мирзапура с надписью о правлении Содасы, район Мирзапура в Матхуре. Музей Матхуры . Надпись относится к возведению резервуара для воды Мулавасу и его супругой Каушики во время правления Содасы, принявшими титул «Свами (Господь) Махакшатрапа (Великий Сатрап)»: [2] [17] [18]
- с Табличка Содасы Канкали Тила надписью, в которой упоминается 42 или 72 год правления Содасы как Макакшатрапы (Великого Сатрапа). [13]
- Васу Надпись на дверном косяке .
- Надпись Канкали Тила Содасы (из таблички Канкали Тила Содасы ). В этой надписи упоминается правление Свамисы Махакшатрапаша Шодаса ( «О Господе и Великом Сатрапе Судасе») с начала второй строки. [19]
- Надпись в Горном храме, в которой упоминается Содаса и его отец Раджувула.
- Надпись «Колодец Мора» от имени Раджувулы и его сына Содасы.
Чеканка монет
[ редактировать ]Монеты Содасы были найдены только в Матхуре , что позволяет предположить, что он правил только регионом Матхуры. [20] Они не следуют традиционным индо-скифским образцам чеканки монет, а скорее дизайнам местных правителей Матхуры, и сделаны только из сплава свинца и меди. [20] В легендах используется только индийское письмо Брахми , использовал ли отец Саодаса Раджувула монеты, полученные от индо-греков , с легендами на греческом и харошти . [20] Это говорит о том, что Содаса значительно интегрировался в местную индийскую культуру. [20]
На аверсе монет Содасы обычно изображен стоящий женский древовидный символ с надписью «Махакатапаса путаса Хатапаса Содаса» , то есть «Сатрап Содаса, сын Великого Сатрапа». На реверсе изображена Лакшми со слонами, обливающими ее водой. [1] [20]
Известны три типа легенд, причем на одной монете Содаса изображена легенда «сын Раджувулы»:
- «Сатрап Содаса, сын Великого Сатрапа» ( Меч , за которым следует свастика ) [20]
- «Сатрап Содаса, сын Раджувулы» (свастика, за которой следует Раджувула путаса кхатапаса шодасаса ) [20] [4]
- «Великий Сатрап Содаса» ( Mahakhatapasa śodasasa ) [20]
- Монета Содасы. Реверс: «Махакшатрапа путаса Кхатапаса Содасаса» («Сатрап Содаса, сын Великого сатрапа»).
- Монета Содасы, сатрапа Матхуры, AE.
Аверс: Лакшми стоит между двумя символами на аверсе и надписью вокруг «Махахатапаса путаса Хатапаса Содасаса».
Преподобный: Стоящий Абхишека Лакшми, помазанный двумя слонами.
Скульптурные стили
[ редактировать ]Обилие дарственных надписей во имя Содасы (известно восемь из них, часто на скульптурных произведениях), а также тот факт, что Содаса известен благодаря чеканке своих монет, а также благодаря его отношениям с другими индо-скифскими правителями, даты которых известны, означает, что Содаса действует как исторический маркер, позволяющий определить стили скульптуры в Матхуре во время его правления, в первой половине I века нашей эры. [24] Следующая историческая веха соответствует правлению Канишки при кушанах, правление которых началось около 127 г. н.э. [24]
— Табличка Содасы Канкали Тила одно из тех скульптурных произведений, на которых непосредственно написано имя Содасы. [24] Еще один фрагмент — Катра Торана. [24] [25] [26] Скульптурные стили в Матхуре во время правления Содасы весьма самобытны и значительно отличаются от стиля предыдущего периода около 50 г. до н.э. или стилей позднего периода Кушанской империи во 2 веке н.э. [24] Тогда стилистически схожие произведения можно отнести к тому же периоду правления Содасы. [24]
Раннее изображение Будды
[ редактировать ]«Исапур Будда» из Матхуры , вероятно, самое раннее известное изображение Будды (возможно, вместе со статуями Будды, найденными в Барикоте в Свате ), на перилах, датируется примерно 15 годом нашей эры во время правления Содасы. [27] Другое изображение Будды того же периода появляется в ларце Бимарана .
Палеография
[ редактировать ]Надписи имени Содасы также являются важным маркером палеографии письма брахми , форма букв брахми развивалась со временем, а также менялась в зависимости от регионов. [28]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Каталог монет Индийского музея Калькутты. Том 1 Смита, Винсента А. стр.196
- ^ Jump up to: а б с Буддийское искусство Матхуры, Рамеш Чандра Шарма, Агам, 1984 г., стр. 26
- ^ Jump up to: а б Конов, Стен (1929). Надписи Хароштхи: за исключением надписей Ашоки . Калькутта: Центральное издательское отделение правительства Индии. п. 41 , ТАБЛИЦА VIII .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Династическое искусство кушанов, Розенфилд, Калифорнийский университет Press, 1967, стр.136.
- ^ Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н. э. — 100 г. н. э . БРИЛЛ. п. 170. ИСБН 9789004155374 .
- ^ Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н. э. — 100 г. н. э . БРИЛЛ. стр. 168–169. ISBN 9789004155374 .
- ^ Харматта, Янош (1999). «Языки и письменность в Греко-Бактрии и Сакских царствах». В Харматте Янош ; Пури, БН ; Этемади, Г.Ф. (ред.). История цивилизаций Центральной Азии (PDF) . Том. 2. Дели: Издательство Мотилал Банарсидасс . п. 401. ИСБН 978-8-120-81408-0 .
- ^ Аспекты политических идей и институтов в Древней Индии, Рам Шаран Шарма, Motilal Banarsidass Publ., 1991, стр. 295 [1]
- ^ Древняя индийская история и цивилизация, Сайлендра Нат СенNew Age International, 1999, стр. 198 [2]
- ^ Иностранное влияние на Древнюю Индию, Кришна Чандра Сагар, Северный книжный центр, 1992, стр.167 [3]
- ^ Источник: «Каталог индийских монет в Британском музее. Андхрас и т. д.» Рэпсон, стр. ciii.
- ^ Чакраварти, Н. П. (1937). Эпиграфия Индика Том 24 . п. 194 .
- ^ Jump up to: а б Джайнская ступа и другие древности Матхуры работы Смита, Винсента Артура. Табличка XIV.
- ^ Проблемы изображения: происхождение и развитие образа Будды в ранней Южной Азии Роберт Дэниел ДеКароли, University of Washington Press, 2015 , стр. 205
- ^ Jump up to: а б Индийские исследования, том 7, Рамакришна Майтра, 1966, стр.67.
- ^ Jump up to: а б Отчет за 1871-72 год, том III, Александр Каннингем
- ^ История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н. э. - 100 г. н. э., Соня Ри Кинтанилья, стр. 260.
- ^ Индийская эпиграфия, Том 40
- ^ Чандра, Рамапрасад (1919). Мемуары археологического обследования Индии №1-5 . п. 22 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н. э. — 100 г. н. э . БРИЛЛ. п. 169. ИСБН 9789004155374 .
- ^ Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н. э. — 100 г. н. э . БРИЛЛ. стр. 199–206, 204 для точной даты. ISBN 9789004155374 .
- ^ Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н. э. — 100 г. н. э . БРИЛЛ. п. 171. ИСБН 9789004155374 .
- ^ Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н. э. — 100 г. н. э . БРИЛЛ. стр. 174–176. ISBN 9789004155374 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н. э. — 100 г. н. э . БРИЛЛ. стр. 168–179. ISBN 9789004155374 .
- ^ Фотография видна на стр. 396 в Зин, Моника (2015). В правой руке она держала серебряный нож с колокольчиками... (PDF) . Исследования индийской культуры и литературы, Harrassowitz Verlag. п. 396.
- ^ Фотография (спереди) Фотография (сзади)
- ^ Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н. э. — 100 г. н. э . БРИЛЛ. стр. 199–206, 204 для точной даты. ISBN 9789004155374 .
- ^ Кумар, Аджит (2014). «Скульптуры Бхархута и их несостоятельная ассоциация Сунга» . Наследие: журнал междисциплинарных исследований в археологии . 2 : 223–241.