Гондофары
Гондофары | |
---|---|
Король королей | |
Индо-парфянский царь | |
Царствование | в. 19 – с. 46 |
Предшественник | Танлис Мардатес [ 1 ] |
Преемник | Ортаннес ( Дрангиана и Арахозия ) Абдагас I ( Гандхара ) |
Умер | 46 |
Религия | Зороастризм |
Гондофар I ( греч . Γονδοφαρης Gondopharēs , Υνδοφερρης Hyndopherrēs ; Kharosthi : 𐨒𐨂𐨡𐨥𐨪 Гу-да-фа-ра , Гудафара ; [ 2 ] 𐨒𐨂𐨡𐨥𐨪𐨿𐨣 Гу-да-пха-рна , Гудафарна ; [ 3 ] [ 4 ] 𐨒𐨂𐨡𐨂𐨵𐨪 Лето , Лето [ 5 ] ) был основателем Индо-Парфянского царства и его самым выдающимся царем, правившим с 19 по 46 годы. Вероятно, он принадлежал к линии местных князей, управлявших парфянской провинцией Дрангиана с момента ее разрушения индо -скифами в ок. 129 г. до н.э. и, возможно, был членом Дома Суренов . Во время его правления его царство стало независимым от парфянской власти и было преобразовано в империю, включавшую Дрангиану, Арахозию и Гандхару . [ 6 ] Он широко известен по Деяниям Фомы , надписи Тахт-и-Бахи , а также серебряным и медным монетам с его изображением.
Его преемником в Дрангиане и Арахосии стал Ортангнес , а в Гандхаре - его племянник Абдагас I. [ 7 ] [ 8 ]
Этимология
[ редактировать ]Имя Гондофара было не личным именем, а эпитетом, происходящим от среднеиранского имени 𐭅𐭉𐭍𐭃𐭐𐭓𐭍, Виндафарн (парфянский) и 𐭢𐭥𐭭𐭣𐭯𐭥, Гундапар (среднеперсидский), в свою очередь, происходящего от древнеиранского имени 𐎻𐎡𐎭 𐎳𐎼𐎴𐎠 ( Ви н дафарна , «Да обретёт он славу» (ср. греч. Ἰνταφέρνης , Интаферн )), [ 9 ] так звали также одного из шести дворян, которые помогли ахеменидскому царю царей ( шаханшаху ) Дарию Великому ( годы правления 522 г. до н. э. — 486 г. до н. э. ) захватить трон. [ 10 ] [ 11 ] На староармянском языке это «Гастафар». «Гундапарна», очевидно, было восточно-иранской формой имени. [ 12 ]
Эрнст Герцфельд утверждает, что его имя увековечено в названии афганского города Кандагар , который он основал под названием Гундофаррон. [ 13 ]
Согласно исторической перспективе персидской литературы , Гондофар идентичен Фариборзу из иранских национальных повествований. Имя «Фариборз» было написано Абу Али Балами и Ат-Табари как «Борзафра» (Борзафра), а Ибн Балхи как «Зарафа» (Зарафа). Автор Моймала ат-Тавариха написал название как «Борзфари» (بُرزفَری) и заявил, что Фирдоуси изменил его на «Фариборз», чтобы сохранить ритмическую структуру метра . [ 14 ] [ 15 ]
Фон
[ редактировать ]Гондофары, возможно, были членом Дома Суренов , одной из самых уважаемых семей в Аршакидском Иране, которая не только имела наследственное право возглавлять королевскую армию, но и возлагать корону на парфянского царя во время коронации. [ 10 ] В ц. 129 г. до н. э. восточные части Парфянской империи, прежде всего Дрангиана , были захвачены кочевыми народами, в основном восточно-иранскими саками ( индо-скифами ) и индоевропейскими юэчжи , что дало начало названию провинции Сакастан. («земля саков»). [ 16 ] [ 17 ]
Правитель Парфянской империи Митридат II (124–88 до н.э.) победил саков региона Сакастан и основал в регионе «сатрапов», одним из которых, вероятно, был Танлис Мардатес . Эти парфянские сатрапы правили Сакастаном до основания династии Гондофаров (19-46 гг. н.э.). [ 18 ]
В результате этих вторжений семья Сурен, возможно, получила контроль над Сакастаном, чтобы защитить империю от дальнейших вторжений кочевников; Суренидам, возможно, удалось не только дать отпор индо-скифам, но также вторгнуться и захватить их земли в Арахозии и Пенджабе , что привело к созданию Индо-Парфянского царства . [ 10 ]
Правило
[ редактировать ]Гондофары взошел на престол в ок. 19 или с. 20 года и быстро провозгласил независимость от Парфянской империи, чеканив монеты в Дрангиане, где принял греческий титул автократора («тот, кто правит сам»). [ 19 ] [ 20 ]
Гондофарам I традиционно присваивается более поздняя дата; Правление одного царя, называвшего себя Гондофаром, было установлено в 20 году нашей эры по наскальной надписи, которую он установил в Тахт-и-Бахи недалеко от Мардана , Пакистан , в 46 году нашей эры. [ 21 ] третьего века и он также был связан с Деяниями Фомы .
Гондофары I завладели долиной Кабула и Пенджаба и Синда районом у скифского царя Азеса . В действительности, ряд вассальных правителей, похоже, перешли от индо-скифов к Гондофару I. Его империя была огромной, но представляла собой лишь рыхлую структуру, которая распалась вскоре после его смерти. Его столицей был гандхарский город Таксила . [ 22 ] Таксила расположена в Пенджабе к западу от нынешнего Исламабада.
Хронология
[ редактировать ]На монетах Гондофара царские имена иранские, но другие легенды монет написаны на греческом и хароштхском языках . [ нужна ссылка ]
Эрнст Герцфельд утверждал, что династия Гондофаров представляла Дом Суренов . [ 23 ]
Библейский маг «Гаспар».
[ редактировать ]Имя Гондофара было переведено на армянский язык как «Гастафар», а затем на западные языки как «Гасбар[д], Гаспас, Касп, Каспар, גִזבָּר». Он может быть «Гасбаром [д], казначеем и царем Персии», который, согласно апокрифическим текстам и восточно-христианской традиции, был одним из трех библейских волхвов , присутствовавших при рождении Христа. [ 24 ] Благодаря этому взаимодействию и ассоциации Гаспар [d] был принят европейцами (и в западной традиции) как мужское имя.
Связь со святым Фомой и Аполлонием Тианским.
[ редактировать ]В апокрифических Деяниях Фомы упоминается некий царь Гуднафар . [ 25 ] Такие ученые, как М. Рейно, связывали этого короля с Гондофаром I, поскольку еще не было установлено, что существовало несколько королей с таким же именем. Поскольку говорят, что Св. Фома жил там в определенный период времени, это часто используется для обеспечения более конкретной хронологии в других историографически отсутствующих временных рамках. [ 26 ] Ричард Н. Фрай, почетный профессор иранистики Гарвардского университета, отметил, что этот правитель отождествляется с королем по имени Каспар в христианской традиции апостола Святого Фомы и его визита в Индию. [ 27 ] Недавнее нумизматическое исследование Р. К. Старшего подтверждает мнение о том, что царем, который лучше всего соответствует этим отсылкам, был Гондофарес- Сасес , четвертый царь, носивший титул Гондофар. [ 28 ]
ADH Бивар, пишущий в «Кембриджской истории Ирана» , сказал, что даты правления одного Гондофара, записанные в надписи Тахт-и Бахи (20–46 или позже нашей эры), согласуются с датами, указанными в апокрифических Деяниях Фомы для апостола. путешествие в Индию после Распятия в ок. 30 год нашей эры. [ 29 ] [ 30 ] Б. Н. Пури с кафедры древней индийской истории и археологии Университета Лакхнау, Индия, также отождествил Гондофара с правителем, который, как говорят, был обращен апостолом Фомой. [ 31 ] То же самое касается упоминания индо-парфянского царя в рассказах о жизни Аполлония Тианского . Пури говорит, что даты, данные Филостратом в его «Жизни Аполлония Тианского» для визита Аполлония в Таксилу (43–44 гг. Н.э.), относятся к периоду правления Гондофара I, который также носил парфянское имя Фраот. [ 32 ] Святой Фома предстал перед царем Гундафаром (Гондофаром) в его столице Таксиле. [ 33 ] «Таксила» — это греческая форма современного палийского названия города «Таккасила» от санскритского «Такша-сила». Название города было преобразовано в последующих легендах о Фоме, которые были объединены в Historia Trium Regum (История трех королей) Иоанна Хильдесгеймского (1364–1375), в «Силла», «Эгрисилла», «Грискула». , и так далее, [ 34 ] имя претерпело процесс метаморфозы, подобный тому, который превратил «Виндафарна» (Гондофары) в «Каспар». Хильдесхайма В «Historia Trium Regum» говорится: «В третьей Индии находится королевство Фарсис, которым в то время правил король Каспар, который предлагал благовония нашему Господу. Знаменитый остров Эйрисулла [или Эгроцилла] лежит в этой земле: это там погребен святой апостол Фома». [ 35 ] «Эгрисилла» появляется на глобусе, сделанном в Нюрнберге Мартином Бехаймом в 1492 году, где она появляется в самой южной части полуострова Хох-Индия, «Высокая Индия» или «Верхняя Индия», на восточной стороне Великого Синуса («Верхняя Индия»). Большой залив», Сиамский залив ): там Эгрисилла отождествляется с надписью das lant wird genant egtisilla («земля под названием Эгрисилла»). В своем исследовании глобуса Бехайма Э.Г. Равенштейн отметил: «Эгтисилла, или Эйрискулла [или Эгрисилла: буквы «r» и «t» в письме на глобусе выглядят одинаково], упоминается в версии Иоанна Хильдесхаймского». «Три короля» как остров, на котором похоронен святой Фома». [ 36 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Резахани 2017 , с. 56.
- ^ Гарднер, Перси , Монеты греческих и скифских царей Бактрии и Индии в Британском музее , с. 103-106
- ^ Александр Каннингем , Монеты саков , Нумизматическая хроника и журнал Нумизматического общества, Третья серия, Том. 10 (1890), стр. 103–172.
- ^ Гарднер, Перси, Монеты греческих и скифских царей Бактрии и Индии в Британском музее , с. 105
- ^ Конов, Стен , Надписи Хароштхи, за исключением надписей Ашоки , Corpus Inscriptionum Indicarum, Vol. II, Часть I. Калькутта: Центральное издательское отделение правительства Индии, с. 58
- ^ Резахани 2017 , с. 35.
- ^ Резахани 2017 , с. 37.
- ^ Газерани 2015 , с. 25
- ^ В. Скалмовски и А. Ван Тонгерлоо, Среднеиранские исследования: материалы международного симпозиума, организованного Католическим университетом Левена с 17 по 20 мая 1982 г. , с. 19
- ^ Перейти обратно: а б с Бивар 2002 , стр. 135–136.
- ^ Газерани 2015 , с. 23.
- ^ Мэри Бойс и Франц Жене, История зороастризма, Лейден, Брилл, 1991, стр. 447–456, № 431.
- ^ Эрнст Герцфельд, Археологическая история Ирана, Лондон, Издательство Оксфордского университета для Британской академии, 1935, стр.63.
- ^ Калани, Реза. 2022. Индопарфяне и возвышение сасанидов, издательство Тахури, Тегеран, стр. 375.
- ^ «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» .
- ^ Фрай 1984 , с. 193.
- ^ Босворт 1997 , стр. 681–685.
- ^ Газерани 2015 , стр. 24–25.
- ^ Гош, Сучандра (11 января 2016 г.), «Индо-Парфянское царство» , в Далзиэле, Найджел; Маккензи, Джон М. (ред.), Энциклопедия Империи , Оксфорд, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd, стр. 1–2, doi : 10.1002/9781118455074.wbeoe038 , ISBN 978-1-118-45507-4 , получено 28 января 2023 г.
- ^ ADH Бивар, «История Восточного Ирана», в Эхсане Яршатере (ред.), Кембриджская история Ирана, Том 3 (1), Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды, Лондон, Cambridge University Press, 1983, стр. .197.
- ^ Б. Н. Пури, «Саки и индопарфяне», в А. Х. Дани, В. М. Массоне, Яноше Харматте, К. Э. Боаворте, История цивилизаций Центральной Азии, Motilal Banarsidass Publ., 2003, Глава 8, стр. 196.
- ^ Эрнст Герцфельд, Археологическая история Ирана, Лондон, Издательство Оксфордского университета для Британской академии, 1935, стр.63, ср. Бивар, ADH (1983), «Политическая история Ирана при Аршакидах», в Яршатер, Эхсан (редактор), Кембриджская история Ирана , том. 3, Лондон: Кембриджский университет, с. 51
- ^ Альфред фон Гучмид, Королевские имена в апокрифических Деяниях апостолов, в Рейнском музее филологии (1864), XIX, 161-183, № стр. 162; Марио Буссагли, «Искусство Гандхары», стр.207.
- ^ Кертин, ДП; Джеймс, MR (июнь 2018 г.). Деяния святого Фомы в Индии . Далкасская издательская компания. ISBN 9781087965710 .
- ^ Кей, Джон (2000). Индия: История . Гроув Пресс. ISBN 9780802137975 .
- ^ Ричард Н. Фрай, «Падение греко-бактрийцев: саки и индопарфяне», в Зигфриде Дж. де Лаэте, История человечества, Лондон, Нью-Йорк и Париж, Рутледж и ЮНЕСКО, Том III, 1996, Иоахим Херрманн и Эрик Цюрхер (ред.), От седьмого века до нашей эры до седьмого века нашей эры, стр.455.
- ^ Роберт К. Старший, Индо-скифские монеты и история, Том 4: Приложение, Лондон, Chameleon Press, (2006).
- ^ У. Райт (перевод), Апокрифические деяния Томаса, Лейден, Брилл, 1962, стр.146; цитируется в ADH Bivar, «История Восточного Ирана», в Эхсане Яршатере (редактор), « Кембриджская история Ирана», том 3 (1), «Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды», Лондон, Cambridge University Press, 1983, стр.197.
- ^ Индия и апостол Фома, А. Е. Медликотт, полностью воспроизведено с иллюстрациями (включая монеты Гондафара) в издании «Классика истории индийской церкви» под ред. Джордж Менахери, Оллур, 1998 г.
- ^ Б. Н. Пури, «Саки и индопарфяне», в Янош Харматта, Б. Н. Пури и Г. Ф. Этемади (редакторы), История цивилизаций Центральной Азии, Париж, ЮНЕСКО, Том II, 1994, стр. 196.
- ^ Пури, «Саки и индопарфяне», стр.197.
- ^ AE Медликотт, Индия и апостол Фома, Лондон, Дэвид Натт, 1905, глава 1, «Апостол Фома и Гондофар, индийский король»
- ^ Франк Шаер, Три короля Кельна, Гейдельберг, зима, 2000, Среднеанглийские тексты № 31, стр.196.
- ^ Джоаннес Хильдесхаймский, Три короля Кельна: ранний английский перевод «Historia Trium Regum» вместе с латинским текстом, Лондон, Трубнер, 1886; представитель Elibron Classics, 2001, cap.xi, стр. 227–28; перевод Ф. Х. Маунтни, «Три короля Кёльна», Gracewing Publishing, 2003, стр. 31, 47.
- ^ Э. Г. Равенштейн, Мартин Бехайм: Его жизнь и его земной шар, Лондон, Джордж Филип, 1908, стр.95.
Источники
[ редактировать ]- Босворт, Клиффорд Эдмунд (1997). «Систан» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IX: Без вещей . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 681–685. ISBN 978-90-04-10422-8 .
- Шмитт, Р. (1995). «ДРАНГИАНА». Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 5 . стр. 534–537.
- Фрай, Ричард Нельсон (1984). История Древнего Ирана . ЧБек. стр. 1 –411. ISBN 9783406093975 .
История древнего Ирана.
- Газерани, Саги (2015). Эпосный цикл Систани и национальная история Ирана: на задворках историографии . БРИЛЛ. стр. 1–250. ISBN 9789004282964 .
- Бивар, ADH (2002). «ГОНДОФАРЫ». Энциклопедия Ираника, Том. 2 . стр. 135–136.
- Резахани, Ходадад (2017). Переориентация сасанидов: Восточный Иран в поздней античности . Издательство Эдинбургского университета. стр. 1–256. ISBN 9781474400305 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Британская энциклопедия . Том. 11 (11-е изд.). 1911. .
- А. Е. Медликотт, Индия и апостол Фома, Лондон, 1905 г .: Глава I: «Апостол Фома и Гондофар, индийский царь»
- Монеты Гондофаров
- Индо-парфянская чеканка