Помпеи Лакшми
Помпеи Якши | |
---|---|
Статуэтка Лакшми из слоновой кости (I век н.э.), найденная в руинах Помпеи. | |
Материал | слоновая кость |
Высота | 24,5 см ( 9 + 1 ⁄ 2 дюйма) |
Обнаруженный | в. 1930–1938 гг. Помпеи |
Текущее местоположение | Секретный музей, Неаполь , Италия |
Идентификация | 149425 |
Расположение Помпеи, где была раскопана статуэтка Лакшми. |
Помпеи Лакшми обнаруженная в руинах Помпеи , римского города, разрушенного во время извержения Везувия — статуэтка из слоновой кости , в 79 году нашей эры. Его нашел Амедео Майури , итальянский учёный, в 1938 году. [ 1 ] Статуэтка датируется первым веком нашей эры. [ 2 ] Статуэтка считается символом индийской богини женской красоты и плодородия. Возможно, изначально скульптура представляла собой ручку зеркала. [ 2 ] Якши в является свидетельством коммерческой торговли между Индией и Римом первом веке нашей эры.
Первоначально считалось, что статуэтка изображает богиню Лакшми , богиню плодородия, красоты и богатства, почитаемую ранними индуистами , буддистами и джайнами . [ 3 ] [ 4 ] Однако иконография, в частности обнаженные гениталии, показывает, что фигура, скорее всего, изображает якши , женский древесный дух, олицетворяющий плодородие, или, возможно, синкретическую версию Венеры-Шри-Лакшми из древнего обмена между классическими греко- Римская и индийская культуры . [ 1 ]
Фигура сейчас находится в Секретном музее Национального археологического музея Неаполя . [ 5 ]
Содержание
[ редактировать ]Статуэтка была обнаружена в октябре 1938 года рядом с Домом четырех стилей в Помпеях. [ 2 ] Судя по архитектурным остаткам и плану, этот «Дом четырех стилей», расположенный прямо на улице Виа дель Аббонданца, теперь считается, что он принадлежал успешному торговцу. [ 6 ] Он наполнен роскошными индийскими товарами, что позволяет предположить, что римляне в первом веке нашей эры увлекались древностями не только из Греции, но и из отдаленных культур, и что у римлян было желание приобретать предметы, которые они считали экзотическими. [ 6 ]
Статуэтка высотой 0,25 метра (9,8 дюйма) почти обнажена, если не считать узкого пояса и роскошных драгоценностей, а также сложной прически. У нее есть две служанки, по одной с каждой стороны лицом наружу, которые держат контейнеры с косметикой. [ 3 ] В статуэтке есть отверстие, просверленное в макушке головы. Существует теория, что его целью могла быть ручка зеркала. [ 2 ]
Существование этой статуэтки в Помпеях к 79 году нашей эры, когда извержение Везувия и похоронило город, свидетельствует об интенсивности индо-римских торговых отношений в I веке нашей эры. [ 3 ] [ 7 ] По данным Национального археологического музея Неаполя, эта статуэтка была создана в Индии в первой половине того века. [ 5 ]
-
Статуэтка после обнаружения в Помпеях до реставрации.
-
Помпеи Лакшми, спереди и сзади.
-
Боковые стороны статуэтки.
Торговля
[ редактировать ]Хотя происхождение Помпеи Лакшми не совсем точно, судя по археологическим находкам и работам историков, происхождение Помпеи Лакшми сомнительно. Есть свидетельства активных торговых путей между Римской империей при императоре Нероне и Индией в этот период. [ 8 ] По мнению Полларда, благодаря римской дальней торговле она, как полагают, оказалась в городе во времена правления Августа . [ 8 ] Археологические данные свидетельствуют о том, что пик торговли между Римом и Индией, по-видимому, пришелся на первый и второй века нашей эры. Эта торговля велась по нескольким маршрутам: как по суше, как документально подтверждено Исидором Хараксом на парфянских стоянках, так и по морю, как сообщает торговый путеводитель, известный как « Перипл Марис Эритрей» . [ 8 ]
Есть вероятность, что статуэтка попала на запад во время правления западного сатрапа Нахапаны в районе Бхокардана и была отправлена из порта Баригаза . [ 9 ]
Рим играл важную роль в восточно-восточной торговле древности, они импортировали множество товаров из Индии и одновременно открывали в стране свои торговые фактории. [ 10 ] сухопутные маршруты, такие как пересечение Аравийского полуострова и Месопотамии , а также морскую торговлю из Красного моря и Индийского океана . По словам Кобба, римляне использовали [ 10 ]
Богатство торговли было достаточно значительным, чтобы Плиний утверждал, что 100 миллионов сестерциев ежегодно отправлялись в Индию, Китай и Аравию. [ 10 ] Судя по поставкам нарда, слоновой кости и тканей, археологические данные свидетельствуют о том, что римская торговля с Востоком достигла своего пика в первом и втором веках нашей эры. [ 10 ] В этот период времени также произошел существенный сдвиг в римском мастерстве, которое быстро начало отдавать предпочтение импортной слоновой кости по сравнению с традиционной костью для использования в мебели, музыкальных инструментах, аксессуарах и многом другом. [ 11 ] Ненасытное стремление к ремеслу из слоновой кости даже привело к созданию политически влиятельной гильдии римских рабочих из слоновой кости: Эборарии. [ 11 ]
Источник
[ редактировать ]
Первоначально предполагалось, что статуэтка была изготовлена в Матхуре , но, по словам Дхаваликара, сейчас считается, что местом ее изготовления был Бхокардан, поскольку там были обнаружены две подобные статуэтки. [ 13 ] Бхокардан был частью территории и культурной сферы Сатаваханы , хотя в течение нескольких десятилетий он мог принадлежать западным сатрапам , которые, возможно, были теми, кто обеспечивал экспортный путь в римский мир. [ 14 ]
также имеется надпись на Харости В основании статуэтки Помпеи (буква śi, как śi в Шиве ). [ 12 ] Это позволяет предположить, что она могла родом из северо-западных регионов Индии, Пакистана или Афганистана или, по крайней мере, пройти через эти районы. [ 15 ] Поскольку статуэтка Помпеи обязательно была изготовлена где-то до 79 г. н.э., если она действительно была изготовлена в Гандхаре , это позволяет предположить, что слоновая кость Беграма также относится к этому раннему времени, в I веке н.э. [ 15 ]
Иконография
[ редактировать ]Статуэтка представлена в круглой форме и в центре двух других женских фигур. Ноги повернуты в сторону, а одна рука согнута, чтобы держать серьги. Предполагается, что на нее можно смотреть только спереди, потому что детали сзади очень плоские. Как заявил Д'Анкона, иконография относится к широкой категории женских божеств Индии. [ 16 ]
В случае межкультурного опыления тема богини, которую сопровождают два ребенка-помощника, что можно увидеть в случае с Помпейской Лакшми, представляет собой необычное изображение Лакшми или Яши в индийском искусстве . В нем отсутствует цветок лотоса , который можно найти в иконографии Лакшми. По мнению Д'Анконы, иконография, представленная на этой статуэтке, возможно, была импортирована из классического мира и, возможно, заимствована из иконографии Венеры, сопровождаемой херувимами, держащими косметические контейнеры, которые хорошо известны в греко-римском искусстве. Она может быть одним из нескольких изображений Венеры-Шри-Лакшми, появившихся в I веке нашей эры, утверждает Д'Анкона. [ 1 ] Другой пример этого распространенного римского изображения Венеры, сопровождаемой амурами, можно увидеть в «Имитации статуэтки женщины, лежащей на диване с эротами» на вилле Гетти в Лос-Анджелесе. [ 17 ] Чрезвычайная орнаментация этой статуэтки и полуобнаженная женская фигура напоминают Помпейскую Лакшми. Синкретизм между римскими и иностранными божествами не был редкостью, особенно с египетскими божествами, такими как Исида и Осирис. [ 18 ] В Помпеях романизация божеств ( Interpretatio Romana ) могла бы полностью объяснить кажущуюся смесь индийского и классического искусства, присутствующую в Помпейской Лакшми. [ 1 ] [ 18 ]
Ранний рельеф из Ступы Санчи № 2 с во многом похожей сценой Лакшми с двумя детьми-помощниками, возможно, послужил первоначальным вдохновением для Помпейской Лакшми, особенно если учесть, что Сатаваханы контролировали Санчи с 50 г. до н.э. [ 1 ] Считается, что эти ранние рельефы в ступе Санчи № 2 были сделаны мастерами с северо-запада, особенно из индо-греческого региона Гандхара , поскольку на рельефах имеются следы каменщика в Харошти , в отличие от местного письма брахми . [ 19 ] Вероятно, мастерам принадлежат иноземные мотивы и фигуры, которые можно встретить на перилах ступы. [ 19 ]
-
Венера со спутниками-амурами.
-
Венера со спутниками-амурами.
-
Лакшми с лотосом и детьми-помощниками, Ступа Санчи № 2 , 115 г. до н.э.
-
Женщина, почти наверняка Венера, возлежит на диване в сопровождении двух служителей-амуров (репродукция).
См. также
[ редактировать ]
- Площадь Сатор , обнаруженная в Помпеях
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Д'Анкона, Мирелла Леви (1950). «Индийская статуэтка из Помпеи». Искусство Азии 13 (3): 166–180. дои : 10.2307/3248502 . JSTOR 3248502 .
- ^ Jump up to: а б с д «Рефераты статей». Классический еженедельник . 32 (18): 214–215. 1939. JSTOR 4340562 .
- ^ Jump up to: а б с Борода, Мэри (2010). Помпеи: жизнь римского города . Профильные книги. п. 24. ISBN 978-1847650641 .
- ^ Вангу, Мадху Базаз (2003). Изображения индийских богинь: мифы, значения и модели . Публикации Абхинава. п. 57. ИСБН 978-8170174165 .
- ^ Jump up to: а б «Лакшми» . Археологический музей Неаполя . Проверено 4 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Паркер, Грант (2002). «Ex Oriente Luxuria: индийские товары и римский опыт». Журнал экономической и социальной истории Востока . 45 (1): 40–95. ISSN 0022-4995.
- ^ Де Альбентис, Эмидио; Фолья, Альфредо (2009). Тайны Помпеи: Повседневная жизнь Древнего Рима . Публикации Гетти. п. 43. ИСБН 9780892369416 .
- ^ Jump up to: а б с Поллард, Элизабет Энн (7 августа 2013 г.). «Индийские специи и римская «магия» в имперской и позднеантичной Индо-Средиземноморье». Журнал всемирной истории . 24 (1): 1–23. дои : 10.1353/jwh.2013.0012 . ISSN 1527-8050 . S2CID 145360753 .
- ^ Бранкаччо, Пиа (2010). Буддийские пещеры в Аурангабаде: трансформации в искусстве и религии . Брилл. п. 64 Примечание 94. ISBN 978-9004185258 .
- ^ Jump up to: а б с д Кобб, Мэтью Адам (апрель 2013 г.). «Прием и потребление восточных товаров в римском обществе» . Греция и Рим . 60 (1): 136–152. дои : 10.1017/S0017383512000307 . ISSN 0017-3835 . S2CID 161205518 .
- ^ Jump up to: а б БАРНЕТТ, РИЧАРД Д. (1982). «ДРЕВНИЕ ИЗ Слоновой кости НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ». Кедем . 14 : III–99. ISSN 0333-5844.
- ^ Jump up to: а б Статуэтка из слоновой кости индийского искусства в Помпеях, Майури, р. 112
- ^ Jump up to: а б Дхаваликар, МК (1999). «Глава 4: Махарашатра: экологический и исторический процесс» . В Кулкарни, Арканзас; Уэйгл, Северная Каролина (ред.). Регион, национальность и религия . Популярный Пракашан. п. 46. ИСБН 9788171548552 .
- ^ Бранкаччо, Пиа (2010). Буддийские пещеры в Аурангабаде: трансформации в искусстве и религии . Брилл. п. 64 Примечание 94. ISBN 978-9004185258 .
- ^ Jump up to: а б Афганистан: формирование цивилизаций на Шелковом пути, Джоан Аруз, Элизабетта Вальц Фино, Метрополитен-музей, 2012 , стр. 75
- ^ Альбентис, Эмидио Де; Фолья, Альфредо (2009). Тайны Помпеи: Повседневная жизнь Древнего Рима . Публикации Гетти. ISBN 978-0892369416 .
- ^ «Имитация статуэтки женщины, лежащей на диване с эротами (Коллекция музея Дж. Пола Гетти)» . Коллекция музея Дж. Пола Гетти . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Петерсен, Лорен Хакворт (01 сентября 2016 г.). Места римской Исиды . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199935390.013.128.
- ^ Jump up to: а б Энциклопедия индийской археологии Амалананды Гоша , Брилл, с. 295
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сравнительные изображения статуэток Бхокардана, Тера и Помпеи в Помпеях Лакшми и сестры-близнеца из Бхокардана.
- Артефакты I века
- Археологические открытия 1938 года
- Культурная история Махараштры
- Римско-индийские отношения
- Древние индийские скульптуры
- Произведения искусства из слоновой кости
- Лакшми
- Помпеи (древний город)
- Индийская буддийская скульптура
- Религиозный синкретизм
- Скульптуры богинь
- Скульптуры Венеры
- Скульптуры женщин в Италии
- Статуи в Италии
- Индийско-итальянские отношения
- Якши
- Скульптуры в Национальном археологическом музее Неаполя.