Дом Фавна
Дом Фавна | |
---|---|
Дом Фавна | |
Общая информация | |
Расположение | Помпеи , Римская империя |
Страна | Италия |
Строительство началось | 180 г. до н.э. |
Дом Фавна ( итал . Casa del Fauno ), построенный во 2 веке до н. э. в самнитский период (180 г. до н. э.), [1] был величественным эллинистическим дворцом, обрамленным перистилем в Помпеях , Италия . Историческое значение этого впечатляющего поместья проявляется во многих великих произведениях искусства, которые хорошо сохранились от пепла извержения Везувия в 79 году нашей эры . Это один из самых роскошных аристократических домов Римской республики , отражающий этот период лучше, чем большинство археологических свидетельств, найденных даже в самом Риме . [2]
Дома высшего класса
[ редактировать ]Дом Фавна, наряду с Домом Пансы и Домом Серебряной свадьбы, представляют собой высший класс римских домов Республики. [3] Спустя более чем 190 лет после раскопок мастерство и качество материалов были признаны исключительными даже среди других благородных домов Помпеи. [3] Есть свидетельства, особенно в восточных стенах тетрастильного атриума , что после землетрясения в Помпеях в 62 году нашей эры Дом Фавна был перестроен и отремонтирован, как показали раскопки под полом дома; [3] тем не менее, здание снова использовалось только до 79 года нашей эры, когда оно окончательно стало непригодным для использования из-за извержения Везувия. Хотя извержение было разрушительным, в слоях пепла, покрывающих город, сохранились произведения искусства, такие как мозаика, которые в противном случае, вероятно, были бы уничтожены или сильно обветшали с течением времени.
Статуя фавна
[ редактировать ]Бронзовая статуя танцующего фавна (на самом деле сатира , поскольку нижняя часть тела принадлежит человеку) — это то, в честь чего назван Дом Фавна. В центре атриума находится имплювий из белого известняка — таз для сбора воды. Статуя была найдена 26 октября 1830 года возле одной стороны имплювия и небольшого фонтана в центре. [4] Оригинальная статуя в настоящее время находится в Национальном археологическом музее (Museo Archeologico Nazionale) в Неаполе , поэтому статуя, которую можно увидеть сегодня в руинах дома, является копией. [5] Фавны — духи диких лесов; их обычно изображают наполовину людьми, наполовину козлами. Грамотные и эллинизированные римляне часто связывали свои изображения фавнов с Паном и греческими сатирами, которые были дикими последователями греческого бога вина и драмы Диониса . Это чисто декоративная скульптура высокого уровня: «Поза легкая и изящная», - сэр Кеннет Кларк . заметил [6]
Надписи и их семейные ассоциации
[ редактировать ]Археологи обнаружили надпись с прозвищем Сатурнин, предполагающую, что жилище принадлежало важному роду или клану Сатрия; Также было найдено кольцо с фамилией Кассий , что указывает на то, что кто-то из семьи Кассий женился на роде Сатрий и жил в Доме Фавна. [7]
Раскопки
[ редактировать ]Дом Фавна был первоначально раскопан в 1830 году Немецким археологическим институтом.
В доме были обнаружены пять тел, в том числе одна женщина и трое мальчиков. [8]
Самым известным из произведений искусства, найденных в Доме Фавна, является Александровская мозаика ; реконструированную версию мозаики можно увидеть и сегодня, но первоначально она была снята с пола, где была найдена, и помещена в Национальный археологический музей в Неаполе. [9] В 1830-х годах, когда она была впервые обнаружена, считалось, что мозаика представляет собой батальную сцену, изображенную в « Илиаде» , но историки архитектуры обнаружили, что мозаика на самом деле изображает битву при Иссе в 333 году до нашей эры между Великим и Дарием III Персидским Александром , которая произошло примерно за 150 лет до того, как был построен Дом Фавна. [10] Эта мозаика может быть вдохновлена или скопирована с греческой картины, законченной в конце четвертого века до нашей эры. [2] вероятно, художником Филоксеном из Эретрии . [11] В отличие от большинства помпейских тротуаров конца второго и начала первого веков, эта мозаика сделана из тессеры , а не из более распространенного opus Signinum или других видов каменной крошки, заложенной в раствор. [12]
Александровскую мозаику дополняют другие напольные мозаики с нилотскими сценами и театральными масками. [2] Другие известные произведения искусства из Дома Фавна включают эротических Сатира и Нимфу , а также мозаику из рыб, произведение, очень напоминающее другие мозаики в Помпеях. [2]
Архитектурное проектирование
[ редактировать ]Дом Фавна был самой большой и дорогой резиденцией, найденной в Помпеях, и сегодня это одна из самых посещаемых руин. Дом занимает целый городской квартал или остров , а внутренняя площадь составляет около 3000 квадратных метров, что составляет почти 32 300 квадратных футов. [13] Дом основан на двух великолепных садах или перистилях с колоннадами : ионическом и дорическом . Он также имеет два атриума: тосканский и перистиль. [3] Фокус убранства дома, Александровская мозаика , расположен на центральной визуальной оси между первым и вторым перистилями, в помещении, называемом экседрой . Мозаика на полу перистилей напоминает флору и фауну Нила. Настенные фрески над этими тротуарами представляют собой крупнейший сохранившийся образец ложных мраморных панелей, характерных для Первый помпейский стиль . [14]
Некоторые историки (такие как М. Бергманн, Ф. Гвидобальди, Ж. Ж. Томас, А.-М. Гимье-Сорбетс) отмечали, что декоративная схема второй фазы дома демонстрирует явную связь с Египтом и, в частности, с Птолемеевской Александрией. Мозаики включают типично александрийскую/египетскую иконографию и мотивы или, по-видимому, соответствуют александрийским типам. [15] [16] Они также широко используют фаянс , который в то время был редкостью за пределами Египта. Некоторые покрасочные работы в доме имитируют виды египетского камня, которые еще не были известны на итальянском полуострове, а иллюзионистский лепной фасад в вестибюле дома перекликается с александрийской архитектурой. Бергман предположил, что даже бронзовый сатир, давший дому название, мог быть создан в Александрии или александрийскими художниками. И Гвидобальди, и Гимье-Сорбет приходят к выводу, что александрийские мастерские отвечали за по крайней мере часть декоративной схемы второго этапа (например, мозаику, сектильный опус и окраску). [15]
Как и во многих древнеримских домах, в Доме Фавна были таверны или лавки, а также очень сложный план здания, в котором подробно описаны многочисленные комнаты. Вход в Дом Фавна украшен красно-белым камнем, на котором написано латинское послание « HAVE », которое можно перевести как «Слава тебе!». [14] Тот факт, что эта мозаика не на местных языках, осканском и самнийском , вызвал споры между историками о том, была ли она построена до римской колонизации Помпеи в 80 г. до н. э., или же ее владельцы «претендовали на латинскую славу». [17]
Как и другие богатые аристократы Римской республики, владельцы Дома Фавна установили частную банную систему , или бальнеум в доме . Баня располагалась в хозяйственном флигеле справа от входа и отапливалась вместе с кухней большой печью. [3] В комнатах для прислуги было темно и тесно, мебели было немного. [18] В доме есть красивые сады-перистили, второй из которых был создан как сцена для декламаций , мимов и пантомим . Кроме того, в доме был входной проход, несколько спален ( кубикула ), столовых ( триклиния ) как летом, так и зимой, приемная ( ойкус ) и кабинет ( таблинум ). [3]
Туристическая достопримечательность
[ редактировать ]В наши дни посетители все еще могут исследовать остатки Дома Фавна в современных Помпеях, вдоль Виа ди Нола. Хотя большинство оригинальных произведений искусства было перенесено в Национальный археологический музей Неаполя , самые известные произведения, такие как «Танцующий фавн» и мозаика Александра , были воссозданы, чтобы дать туристам более четкое представление о том, каким был дом изначально. [19] Пьетро Джованни Гуццо, один из бывших руководителей археологических раскопок Помпеи, объяснил: «Я хочу, чтобы у посетителей создалось впечатление, что они входят в тот же роскошный дом, в котором жили древние помпейские владельцы до того, как он был разрушен извержением Везувия в 79 году нашей эры. " [19]
Галерея
[ редактировать ]- Мозаика из фруктов и масок (деталь)
- Мозаика «HAVE» (вариант написания Ave )
- Работа ведется в вестибюле
- Мозаичный пейзаж реки Нил
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кембриджская древняя история . [Новое] изд. Лондон: Издательство Кембриджского университета, 1970.
- ^ Jump up to: а б с д Грант, Майкл; Китцингер, Рэйчел (1988). Цивилизация древнего Средиземноморья: Греция и Рим . Нью-Йорк: Скрибнерс. ISBN 0-684-17594-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дуайер, Юджин Дж. (2001). «Единый план Дома Фавна». Журнал Общества историков архитектуры . 60 (3): 328–343. дои : 10.2307/991759 . JSTOR 991759 .
- ^ Jump up to: а б Зан, Вильгельм Иоганн Карл (февраль 1831 г.). «Последние открытия Помпеи и Геркуланума. Письмо профессора Гульельмо Зана профессору Герхарду» . Вестник Института археологической корреспонденции (на итальянском языке). Рим: Институт археологической корреспонденции: 19, 25 . Проверено 1 мая 2023 г.
26 октября в атриуме, недалеко от имплювия, была обнаружена бронзовая фигура... ...посередине имплювий с небольшим фонтаном. На одной из его сторон был найден бронзовый подобие.
- ^ Донован, Мэтт (2012). «Дом Фавна, Помпеи» . Агни (76): 26–33. JSTOR 23621338 . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ Кларк, Обнаженная натура: исследование в идеальной форме 1956: 263 (иллюстрировано на рис. 145).
- ^ Гордон, Мэри Л. (1927). «Ордан Помпеи» . Журнал римских исследований . 17 : 165–183. дои : 10.2307/296132 . JSTOR 296132 .
- ^ Г. Луонго и др. / Журнал вулканологии и геотермальных исследований 126 (2003), стр. 195.
- ^ Херст, К. «Дом фавна в Помпеях - самая богатая резиденция Помпеи» . МысльКо . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ Херст, К. «Дом фавна в Помпеях - самая богатая резиденция Помпеи» . МысльКо . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ Плиний Старший , Естественная история xxxv. 10.36§ 22.
- ^ Вестгейт, Рут (2000). « Pavimenta atque Emblemata Vermiculata : региональные стили эллинистической мозаики и ранних мозаик в Помпеях» Американский журнал археологии . 104 (2): 255–275. дои : 10.2307/507451 . JSTOR 507451 . S2CID 194101486 .
- ^ Херст
- ^ Jump up to: а б «Цифровая библиотека Персея» .
- ^ Jump up to: а б Гимье-Сорбе, Анн-Мари (1 октября 2021 г.). Мозаики Александрии: тротуары греческого и римского Египта . Каир, Нью-Йорк: Американский университет в Каире Press. стр. 194–197. ISBN 978-1649030740 .
- ^ Томас, Джошуа Дж. (июнь 2022 г.). «Картина Птолемея? «Правая рука» Александра и истоки Александровской мозаики» . Журнал римской археологии . 35 (1): 306–321. дои : 10.1017/S1047759421000532 . ISSN 1047-7594 .
- ^ Херст, К. «Дом фавна в Помпеях - самая богатая резиденция Помпеи» . МысльКо . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ Стиллвелл, Ричард; Макдональд, Уильям Ллойд; Макаллистер, Мэриан Холланд (1976). Принстонская энциклопедия классических памятников . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691035420 .
- ^ Jump up to: а б Мерола, Марко (2006). «Александр, по частям» . Археология . 59 (1).
- Баттерворт, Алекс; Лоуренс, Рэй (2005). Помпеи: Живой город . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 0-312-35585-8 .
- Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони (1996). Оксфордский классический словарь (3-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866172-6 .
- Литтл, АМГ (1935). «Украшение эллинистического перистиля дома в Южной Италии». Американский журнал археологии . 39 (3): 360–371. дои : 10.2307/498623 . JSTOR 498623 . S2CID 192938430 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Виртуальный тур в 4К по Дому Фавна
- 3D-модель Танцующего фавна Помпеи, полученная с помощью лазерного сканирования слепка в музее Skulpturhalle Basel.
40 ° 45'4,5 "с.ш. 14 ° 29'4,5" в.д. / 40,751250 ° с.ш. 14,484583 ° в.д.