Надпись в пещере Гопика
Надпись в пещере Гопа | |
---|---|
Материал | Пещерная скала |
Письмо | Санскрит, сценарий Гупта (скрипт гоп) |
Период/культура | Династия Маухари (эпоха Гупта) |
Обнаруженный | Район Гая, Бихар |
Место | Холм Нагарджуни, пещеры Барабар |
Текущее местоположение | Пещера Гопа |
, Пещерная надпись Гопа также называемая Гоп ки Гупха (Пещерная надпись II на холме Нагарджуни в Анантавармане) или ранее надпись Гья (имеется в виду близлежащий город Гая ), [1] [2] надпись V или VI века нашей эры — это санскритская на языке позднего брахми, найденная в пещере на холме Нагарджуни группы пещер Барабар в районе Гая, штат Бихар , Индия. [3] [4]
Надпись взята из традиции шактизма в индуизме. Он примечателен стихом, посвящённым Дурге , а также включением символа Ома в эпоху Гуптов. Надпись гласит, что король Анантаварман посвящает пещере статую богини Катьяяни (Дурга-Махишасурамардини). Статуя пропала, когда пещеры привлекли внимание археологов в конце 18 века. [3] [5]
История
[ редактировать ]Пещера Гопа, также называемая Гоп ки Гупха, — одна из трех пещер, найденных в группе холмов Нагарджуни недалеко от пещер Барабар в Бихаре. Две другие — это пещера Вапияка и пещера Вадатика, также называемые Вапия ка Гупха и Вадати ка Гупха соответственно. [6] Они находятся недалеко от пещеры Ломас Риши , самой ранней известной пещеры, раскопанной в III веке до нашей эры и подаренной Ашокой монахам Адживикас . Пещеры Нангарджуни были раскопаны в 214 г. до н. э. на гранитном холме внуком Ашоки. [6] Они находятся примерно в 16 милях (26 км) к северу от Гайи . [6]
По словам Артура Бэшема, мотивы, вырезанные в этих группах пещер, а также надписи помогают установить, что пещеры Нагарджуни и Барабар-Хилл датируются III веком до нашей эры. [7] Коренными жителями этих мест были адживики, небуддийская индийская религия, которая позже вымерла. В какой-то момент они покинули пещеры. [7] Затем эти пещеры использовали буддисты, поскольку здесь найдены надписи Бодхимулы и Клеша-кантара. [6] Столетия спустя индуистский король по имени Анантаварман из династии Маухари посвятил индуистские мурти (изображения) вайшнавизма , шиваизма и шактизма в трех из этих пещер в V или VI веке. [5] В ознаменование освящения он оставил надписи на санскрите. Эти надписи выполнены распространённым в то время шрифтом Гупта (скриптом гоп), и они сохранились. [6] [7] [8] После 14 века этот район был оккупирован мусульманами, так как поблизости находится несколько гробниц. [6]
Пещера Гопа, буквально «пещера доярки», является самой большой из трех пещер на холме Нагарджуни. Он находится на южной стороне холма, вход обращен на юг. Две другие пещеры (пещеры Вадатика и Вапияка) находятся на северной стороне того же холма. [6] К пещере ведет лестница, также высеченная в камне. Когда Александр Каннингем посетил пещеру в 1860-х годах, он написал, что «пещера была частично скрыта деревом и стеной Идга», построенной мусульманами. Пещера имеет длину около 46,5 футов (14,2 м) и ширину 19,16 футов (5,84 м) с полукруглыми концами. [6] Имеет один вход. Над входом находится надпись внука Ашоки , Дашаратхи Маурья , посвящающая пещеру аскетам Адживика , что датирует пещеру концом III века до нашей эры. Эта меньшая надпись в переводе Джеймса Принсепа начинается со слов «Пещера Гопи, обитель…», что и дало пещере ее название. [6]
Надпись Анантавармана в Пещере Гопа, внутри входного коридора с левой стороны, была впервые замечена в 1785 году Дж. Х. Харрингтоном, о которой затем сообщалось ученым в выпуске журнала Asiatic Researches за 1788 год, том 1 . [3] [9] Харрингтон заявил, что рядом с этими пещерами жили мусульмане. Он предположил, что когда-то это были «религиозные храмы», потому что увидел в них три испорченных изображения. [9] Надпись на позднем брахми была скопирована Харрингтоном и впервые расшифрована в 1785 году Чарльзом Уилкинсом , опубликовавшим по существу правильный перевод. [4] Уилкинс, по-видимому, в основном полагался на сходство с более поздними брахмическими сценариями , такими как письмо периода Пала и ранние формы деванагари . [4] [10] Уилкинс также правильно определил, что надпись связана с индуизмом. [9] Другой перевод был опубликован Камалакантой Видьяланкаром совместно с Джеймсом Принсепом в 1837 году. Джон Флит опубликовал еще один исправленный перевод в 1888 году. [3]
Описание
[ редактировать ]Надпись высечена на стене внутри входного коридора, ее площадь составляет около 4,92 фута (1,50 м) на 2 фута (0,61 м). Он состоит из десяти строк шрифтом Гупта с буквами высотой примерно 1 дюйм (25 мм). Это одна из самых ранних индийских надписей, в которой используются полные матры (горизонтальная полоса над каждой буквой). [11] Надпись хорошо сохранилась, за исключением названия деревни, подаренной царем для содержания храма Дурги. Недостающая часть находится в 10-й строке, которая, похоже, кем-то намеренно повреждена. [12]
Значение
[ редактировать ]Эта надпись является надписью Шакти. В нем упоминается, что в этой пещере была освящена статуя Катьяяни (синоним Дурги), а также пожертвование доходов деревни на содержание и эксплуатацию храма Бхавани (синоним Дурги). [5] [13] [примечание 1] Надпись начинается с Ом, непосредственно перед первой строкой, как и надпись в пещере Вадатика , что указывает на ее важность в индуистском богословии V века. [3]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Я счел необходимым послать копию части надписи Gya, которая была переведена, вместе с современными буквами, написанными под ней, как это дал доктор Уилкинс» в Принсеп, Джеймс (1834). Журнал Азиатского общества Бенгалии. Эд. Джеймс Принсеп . Крещение. Мисс Пресс. п. 111.
- ^ Уилкинс, Чарльз (1788). Азиатские исследования . Лондон: Отпечатано для Дж. Сьюэлла [и др.], стр. 276–281 .
- ^ Jump up to: а б с д и Д. Р. Бхандаркар, Б. К. Чхабра и Г. С. Гай, 1981 , стр. 226–228.
- ^ Jump up to: а б с Саломон, Ричард (1998). Индийская эпиграфика . стр. 206-207 .
- ^ Jump up to: а б с Ханс Баккер (2014). Мир Скандапураны . БРИЛЛ Академик. стр. 43–44 со сносками. ISBN 978-90-04-27714-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сэр Александр Каннингем (1871 г.). Четыре отчета, сделанные за 1862-63-64-65 годы . Центральная правительственная пресса. стр. 43–52 .
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б с Артур Ллевеллин Бэшем (1951). История и доктрины адживиков, исчезнувшей индийской религии . Мотилал Банарсидасс. стр. 153–159. ISBN 978-81-208-1204-8 .
- ^ Петр Бальцерович (2015). Ранний аскетизм в Индии: адживикизм и джайнизм . Тейлор и Фрэнсис. стр. 335–336. ISBN 978-1-317-53852-3 . ;Подробнее о датировке Маухари см.: Династия Маухари , Британская энциклопедия.
- ^ Jump up to: а б с Дж. Х. Харрингтон (1799). Азиатские исследования, или Труды общества, учрежденного в Бенгалии для изучения истории и древностей, искусства, науки и литературы Азии . БМО Пресс. стр. 276–279.
- ^ Уилкинс, Чарльз (1788). Азиатские исследования . Лондон: Отпечатано для Дж. Сьюэлла [и др.], стр. 278–281 .
- ^ Д. Р. Бхандаркар, BC Чхабра и Г. С. Гай 1981 , стр. 226–227.
- ^ Jump up to: а б Д.Р. Бхандаркар, Б.К. Чхабра и Г.С. Гай 1981 , стр. 226.
- ^ Киран Кумар Таплял (1985). Надписи Маухари, Поздних Гуптов, Пушпабхути и Яшовармана из Канауджа . Индийский совет исторических исследований. стр. 135–138.
Библиография
[ редактировать ]- Д.Р. Бхандаркар; БК Чхабра; Г.С. Гай (1981). Надписи ранних царей Гуптов Дж. Флита, Corpus Inscriptionum Indicarum, том III, 3-е издание . Археологическая служба Индии. OCLC 606389410 .
- Динесчандра Сиркар (1965). Избранные надписи, касающиеся истории и цивилизации Индии, том 1, 2-е издание . Университет Калькутты. OCLC 785763290 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Надпись в пещере Гопика, заархивированная 20 апреля 2021 г. в Wayback Machine , Сиддхэм, Великобритания.