Чатурвьюха
«Четыре эманации»
Спереди : Васудева (в центре) и его родственники, исходящие от него. Васудева четырехрукий, он удобно расположен в центре со своей украшенной тяжелой булавой сбоку и держит раковину, его старший брат Баларама справа от него под змеиным капюшоном, его сын Прадьюмна слева от него (потерянный) и его внук Анируддха сверху. [ 2 ]
Чатурвьюха или Чатур-вьюха ( санскрит : चतुर्व्यूह , латинизированное : Чатурвьюха , букв. «четыре эманации») — древняя индийская религиозная концепция, первоначально фокусирующаяся на четырех земных эманациях ( Вьюхах ) Верховного божества Нараяны. , [ 1 ] а позже Вишну . [ 4 ] Первой из этих эманаций является бог-герой Васудева , а остальные эманации — его родственники, представленные как продолжения самого Васудевы. [ 1 ] Примерно с I века нашей эры эта «доктрина Вьюхи» ( Вьюхавада ) развилась из более раннего Виравады культа героев Вришни , в котором пять героев Самкаршана , Васудева , Прадьюмна , Самба и Анируддха оставались в основном человеческими по своему характеру. [ 5 ] Еще позже, примерно в IV веке нашей эры, она превратилась в Аватаравады систему воплощений Вишну , в которой Вишну был первобытным существом, а герои Вришни стали его аватарами. [ 6 ] [ 4 ]
Концепция и эволюция
[ редактировать ]Четыре земные эманации, или « Вьюхи » , идентифицируются как Самкаршана ( Баларама -Самкаршана, сын Васудевы от Деваки ), [ 7 ] [ 8 ] Васудева Кришна (сын Васудевы от Деваки ), [ 7 ] [ 8 ] Прадьюмна (сын Васудевы Кришны от Рукмини ), [ 7 ] и Анируддха (сын Прадьюмны). [ 9 ] [ 10 ] Вероятно, они похожи на легендарных героев Вришни из региона Матхура , за исключением Самбы (сына Васудевы от Джамбавати ). [ 7 ]
Первоначально некоторые из этих земных божеств, особенно Васудева , по-видимому, сформировали один из нескольких крупных независимых культов вместе с культами Нараяны , Шри и Лакшми , прежде чем они позже объединились, чтобы сформировать вишнуизм . [ 11 ] Настоящий культ Вишну развился только после того, как были установлены эти первоначальные культы. [ 11 ]
Затем герои превратились бы в вайшнавских божеств посредством поэтапного процесса: 1) обожествления героев Вришни 2) объединения с Богом Нараяной - Вишну 3) включения в концепцию Вьюхи последовательных эманаций Бога. [ 12 ] В эпиграфическом отношении обожествленный статус Васудевы, в частности, подтверждается его появлением на монетах Агафокла Бактрийского (190–180 гг. до н. э.) и религиозным характером надписи на столбе Гелиодора (около 110 г. до н. э.). [ 13 ] Позже связь с Нараяной ( Вишну ) предполагают надписи Хатибада Госунди I века до нашей эры. [ 13 ]
Кушан Чатурвьюха (2 век до н.э.)
[ редактировать ]Ко II веку нашей эры « концепция аватара находилась в зачаточном состоянии», и изображение Вишну с его четырьмя эманациями ( Чатур-вьюха ), состоящее из героев Вришни без Самбы, начинает становиться видимым в искусстве в конце II века н.э. Кушанский период . [ 4 ] Начиная с искусства Матхуры , Васудева (аватар Вишну ) уместно появляется в центре скульптурных композиций, с украшенной тяжелой булавой сбоку и раковиной в руке, его старший брат Баларама справа от него под змеиным капюшоном. и держит чашу для питья, его сын Прадьюмна слева от него, а его внук Анируддха сверху. [ 2 ]
-
Васудева с богато украшенной короной и цветочным ожерельем выполняет Абхая Мудру .
-
Самкаршана - Баларама под змеиным капюшоном держит чашу.
-
Булава Васудевы, которую он держит в одной из дополнительных рук.
Возможный Бхита Чатурвьюха (2 век до н.э.)
[ редактировать ]
Древняя статуя из Бхиты недалеко от Аллахабада ( 25 ° 18'29 "N 81 ° 47'38" E / 25,308 ° N 81,794 ° E ), с четырьмя фигурами, обращенными в четырех направлениях, сейчас находится в музее Лакхнау , и было предложено представлять концепцию Чатурвьюхи , [ 14 ] хотя интерпретации различаются. [ 15 ] По стилистическим признакам он датируется II веком до нашей эры и очень похож по стилю на монументальные статуи Якши . [ 14 ] [ 16 ]
Главная фигура крупнее остальных, носит корону и серьги, а также богато украшенное ожерелье и браслеты, поднимает руку в « абахайя мудре », символе обожествления, и держит кувшин в левой руке. [ 14 ] Этой фигурой будет Васудева . [ 14 ] [ 1 ] Справа от коронованной фигуры изображено неопознанное лицо, а под ним — сидящий лев. [ 14 ] Эту часть можно было отождествить с Самкаршаной , сочетающей в себе антропоморфные и териоморфные характеристики, а позже ассоциировать с Нарасимхой . [ 14 ] На правой левой стороне коронованной фигуры также появляется неопознанное лицо, а под ним - кабан на пьедестале, стоящий на задних ногах, с согнутыми передними ногами в намаскара . жесте молитвы и преданности [ 14 ] Это мог быть Анируддха , позже отождествленный с Варахой . [ 14 ] Фигура на реверсе лишена орнамента, волосы разделены посередине пробором и свободно ниспадают, но обе руки сломаны, что не позволяет определить их атрибуты. [ 14 ] Это мог быть Прадьюмна , позже связанный с Рудрой и свирепым на вид Капилой. [ 14 ]
Эта скульптура Чатурвьюхи изображает героев Вришни, но уже связывает их с их животным обликом. [ 14 ] Кажется, это является прообразом Вишну Чатурмурти , в котором Вишну , увенчанный нимбом, также окружен изображениями Нарасимхи и Варахи с Капилой сзади, как видно на примерах из Кашмира . [ 14 ]
Общий стиль фигур очень похож на стиль ранних якш , и было высказано предположение, что их роль могла быть понята как параллельная: точно так же, как якши считаются эманациями Верховного божества Брахмана , четыре Вьюхи аналогичным образом эманации Нараяны . [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. стр. 209–210. ISBN 978-90-04-10758-8 .
- ^ Jump up to: а б с Пол, Пран Гопал; Пол, Дебжани (1989). «Брахманические образы в кушанском искусстве Матхуры: традиции и инновации». Восток и Запад . 39 (1/4): 132–136, для фотографии стр.138. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29756891 .
- ^ Пол, Пран Гопал; Пол, Дебжани (1989). «Брахманические образы в кушанском искусстве Матхуры: традиции и инновации». Восток и Запад . 39 (1/4): 136 [26]. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29756891 .
- ^ Jump up to: а б с Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. п. 439. ИСБН 978-81-317-1677-9 .
- ^ Индийская история . Союзные издательства. 1988. с. А222. ISBN 978-81-8424-568-4 .
- ^ Шоу, Джулия (2016). Буддийские пейзажи в Центральной Индии: холм Санчи и археология религиозных и социальных изменений, ок. Третий век до нашей эры – пятый век нашей эры . Рутледж. стр. 73–74. ISBN 978-1-315-43263-2 .
- ^ Jump up to: а б с д Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. стр. 436–438. ISBN 978-81-317-1120-0 .
- ^ Jump up to: а б Джоанна Готфрид Уильямс (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. стр. 127–131. ISBN 90-04-06498-2 .
- ^ Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. стр. 436–440. ISBN 978-81-317-1120-0 .
- ^ Уильямс, Джоанна Готфрид (1981). Каладаршана: американские исследования в искусстве Индии . БРИЛЛ. п. 129. ИСБН 978-90-04-06498-0 .
- ^ Jump up to: а б Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. п. 436. ИСБН 978-81-317-1120-0 .
- ^ Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32:50 . JSTOR 20111096 .
- ^ Jump up to: а б Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32:51 . ISSN 0066-6637 . JSTOR 20111096 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32 : 39–54. ISSN 0066-6637 . JSTOR 20111096 .
- ^ Харл, Джеймс К. (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. п. 490, примечание 34. ISBN 978-0-300-06217-5 .
- ^ Джоши, НП (1972). «Некоторые незамеченные находки, представляющие иконографический интерес». Восток и Запад . 22 (1/2): 41–49. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29755743 .