Намасте
Намасте ( Санскритское произношение: [nɐmɐste:] , [1] Деванагари : नमस्ते), иногда называемый намаскар и намаскарам , является традиционным индуистским ритуалом. [2] [3] [4] манера уважительного приветствия и чествования человека или группы людей, используемая в любое время суток. [5] Он используется на Индийском субконтиненте , а также среди индийской и непальской диаспоры . Намасте обычно произносят с легким поклоном, сложив руки вместе, ладони соприкасаются, пальцы направлены вверх, большие пальцы прижаты к груди. Этот жест называется анджали мудра ; поза стоя, включающая в себя эту позу, — это пранамасана . [6]
Этимология, значение и происхождение
[ редактировать ]Намасте ( Намас + те ) происходит от санскрита и представляет собой комбинацию слова намас падежа второго лица и местоимения дательного в его энклитической форме, те . [7] Слово намах принимает сандхи форму намас перед звуком те . [8] [9]
Его можно найти в ведической литературе. Намас-крита и родственные термины встречаются в индуистском писании Ригведе, например, в Виваха-сукте , стих 10.85.22. [10] в смысле «поклонение, поклонение», в то время как Намаскара появляется в смысле «восклицательного обожания, почтения, приветствия и поклонения» в Атхарваведе , Тайттирия Самхите и Айтарейя Брахмане . Это выражение почитания, поклонения, почтения, «предложения почтения» и «обожания» в ведической литературе и постведических текстах, таких как Махабхарата . [11] [12] В этом значении фраза «Намас-те» встречается в Ригведе 8.75.10: [13] Стих Атхарваведы 6.13.2, Тайттирья Самхита 2.6.11.2 и во многих других случаях во многих ранних индуистских текстах. [14] Он также встречается в многочисленных скульптурах древних и средневековых эпох и мандапы рельефах в индуистских храмах . [15]
По словам индолога Стивена Филлипса, термины « те» и «твам » представляют собой неформальную, знакомую форму «вы» на санскрите, и обычно она не используется по отношению к незнакомым взрослым. Оно предназначено для кого-то знакомого, близкого, божественного или ребенка. [16] [17] Использование дательного падежа твам в приветствии «Намас-те» придает этому слову вторичный, метафорический смысл. Это основа прагматического значения Намасте , то есть «приветствия (божественному) ребенку (в вашем сердце)», утверждает Филлипс. [16]
В современную эпоху намах означает «поклон», «поклонение», «благоговейное приветствие» или «поклонение». [18] и te означает «тебе» (единственное число в дательном падеже от «твам»). Поэтому намасте буквально означает «поклоняюсь тебе». [19] В индуизме это также имеет духовное значение, отражающее веру в то, что «божественное и я ( атман , Я) одинаковы в тебе и во мне», и означает «Я склоняюсь перед божественным в тебе». [20] [5] [21] По словам социолога Холли Оксхэндлер, это индуистский термин, который означает «священное во мне признает священное в тебе». [22]
Менее распространенный вариант используется в случае обращения к трем или более людям, а именно «Намо вах» , который представляет собой комбинацию намах и энклитического местоимения второго лица множественного числа вах . [7] Слово намах принимает сандхи форму намо перед звуком v . [8] Еще менее распространенный вариант используется в случае обращения к двум людям, а именно, Namo vām , который представляет собой комбинацию намаха и энклитического двойного местоимения второго лица вам . [7]
История
[ редактировать ]Раскопки различных цивилизаций долины Инда обнаружили терракотовые фигуры мужчин и женщин в позе намасте . [23] [24] Эти археологические находки датируются Зрелым Хараппским периодом . [25] [26]
Анджали Мудра
[ редактировать ]Жест скрещивания рук во время намасте называется Анджали Мудра . [27] Помимо намасте , эта мудра является одной из поз индийского классического танца, такого как Бхаратанатьям . [28] и в практике йоги. [29] Он широко встречается в рельефах индийских храмов и скульптурах в мандапаме, на входах и в иконографии, такой как Лингобхавамурти шиваизма . [30] [31] Анджали мудра отличается от намасте тем, что представляет собой невербальный жест, тогда как намасте можно произносить как с жестом, так и без него. По мнению Бхаумика и Говила, Анджали мудра и Намаскара мудра очень похожи, но имеют небольшое различие. Тыльная сторона больших пальцев в Анджали мудре обращена к груди и перпендикулярна другим пальцам, а в Намаскара мудре большие пальцы выровнены с другими пальцами. [32]
Анджали мудра описана в санскритских текстах, таких как стих 9.127–128 Натья Шастры (200 г. до н.э. – 200 г. н.э.), в текстах храмовой архитектуры, датированных после шестого века нашей эры, например в стихе 5.67 «Девата мурти пракарана» и в текстах, посвященных храмовой архитектуре, датированных после шестого века нашей эры. картина под названием « Читрасутры» . В Натья Шастре , классическом индийском танцевальном тексте, описывается это как поза, в которой две руки сложены вместе в благоговейном состоянии, и что она используется для молитвы перед божеством, приема любого человека, которого почитают, а также для приветствия друзей. В Натья Шастре далее говорится, что для молитв внутри храма Анджали мудру следует располагать возле головы или над головой, при встрече с кем-то почтенным ее размещают перед лицом или подбородком, а для друзей - возле груди. [33] [34]
Использование
[ редактировать ]Этот жест широко используется на Индийском субконтиненте, в некоторых частях Азии и за его пределами, куда мигрировали люди происхождения из Южной и Юго-Восточной Азии. [20] Намасте используется как уважительная форма приветствия, признания и приветствия родственника, гостя или незнакомца. [35] В некоторых контекстах намасте используется одним человеком, чтобы выразить благодарность за предложенную или оказанную помощь, а также чтобы поблагодарить другого человека за его щедрую доброту. [36]
Намаскара — одна из 16 упачар (практик почитания), используемых в храмах или в любом месте формальной пуджи (поклонения). [37] Намасте в контексте поклонения божествам, заключают ученые: [38] [39] имеет ту же функцию, что и приветствие гостя или кого-либо еще. Он выражает вежливость, учтивость, честь и гостеприимство от одного человека к другому. Его также используют при прощании. это иногда выражается В древних индуистских писаниях, таких как Тайттирия Упанишада , как Атити Дево Бхава (буквально относиться к гостю как к богу). [40] [41]
Намасте — одна из шести форм пранамы , и в некоторых частях Индии эти термины используются как синонимы. [42] [43]
Поскольку намасте является бесконтактной формой приветствия, некоторые мировые лидеры использовали этот жест в качестве альтернативы рукопожатию во время пандемии коронавируса 2020 года в качестве средства предотвращения распространения вируса. [44] [45]
Галерея
[ редактировать ]- Вид сбоку на индуиста в позе намасте.
- Риши Сунак , бывший премьер-министр Соединенного Королевства, и его жена Акшата Мурти с приветствиями Намасте в храме Акшардхам, Дели.
- Девятая строка сверху, последнее слово в приведенной выше рукописи Ригведы — это намас в смысле «благоговейного поклонения».
- Статуя в позе намасте (вай) в тайском храме
- Статуя Намасте на Бали, Индонезия
- Намасте (якши салабханджика), ок. 100 г. до н.э., Сатна, Мадхья-Прадеш.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «намасте» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . подписка или членство участвующей организации ( Требуется .) . Британское произношение — /ˈnaməsteɪ/ или /naməˈsteɪ/ , а американское — /ˈˌnɑməˈˌsteɪ/ .
- ^ «Как «Намасте» вошло в английский язык» . www.merriam-webster.com . Проверено 18 августа 2021 г.
- ^ «Почему «намасте» стало идеальным приветствием во время пандемии» . Служба религиозных новостей . 01.10.2020 . Проверено 18 августа 2021 г.
- ^ «Вот история этих приветствий без прикосновения» . Путешествовать . 2020-03-23. Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 18 августа 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б К.В. Сингх (2015). Индуистские обряды и ритуалы: истоки и значения . Книги о пингвинах. стр. 123–124. ISBN 978-0143425106 . Архивировано из оригинала 17 декабря 2019 г. Проверено 20 мая 2017 г.
- ^ Чаттерджи, Гаутам (2001), Священные индуистские символы , Abhinav Publications, стр. 47–48, ISBN 9788170173977 , заархивировано из оригинала 11 января 2017 г. , получено 28 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Томас Берроу, Санскрит , стр. 263–268.
- ^ Перейти обратно: а б Томас Берроу, Санскрит , стр. 100–102.
- ^ Намах. Архивировано 27 августа 2014 г. в Wayback Machine . санскритском словаре
- ^ " Нейси Нэнсон Мэн В фильме «Джон Джонс» Гриффит переводит это как «Подъем». отсюда, Вишвавасу, мы с почтением поклоняемся тебе . Найди себе другую девицу, согласную, и оставь невесту с мужем ее; Р.В., Гриффит, Wikisource. Архивировано 5 января 2020 г. в Wayback Machine ; другие примеры включают РВ 9.11.6 и многие другие ведические тексты; подробный список см. в Морисе Блумфилде, Vedic Concordance, заархивировано 31 марта 2019 г. в Wayback Machine , Harvard University Press.
- ^ Монье Монье-Уильямс, Санскритско-английский словарь с этимологией намас. Архивировано 18 мая 2019 г. в Wayback Machine , Oxford University Press, стр. 528
- ^ namas. Архивировано 6 октября 2018 г. в Wayback Machine , Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса, издание 1899 г.], Обновление Гарвардского университета (2008 г.)
- ^ RV 8.75.10, Wikisource :
О огонь, ты источник всей энергии, и посевы восхваляют тебя.
Перевод: « Поклоняюсь твоей силе, Агни! Отдельные народы воспевают тебя, о бог».
Переводчики: Стефани Джеймисон и Джоэл Бреретон (2014), Ригведа , Том 2 из трех, Oxford University Press, ISBN 978-01-99363-780 , с. 1172 - ^ Морис Блумфилд, Vedic Concordance. Архивировано 31 марта 2019 г. в Wayback Machine , Harvard University Press, стр. 532–533.
- ^ А.К. Кришна Намбияр (1979). Намасте: его философия и значение в индийской культуре . стр. vii–viii с перечислением страниц. OCLC 654838066 . Архивировано из оригинала 01 января 2020 г. Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стивен Х. Филлипс (2009). Йога, карма и перерождение: краткая история и философия . Издательство Колумбийского университета. стр. 272, примечание 26. ISBN. 978-0-231-51947-2 .
- ^ Это похоже на tu/vous французского и романского языков в Европе, утверждает индолог Патрик Оливель , см.: Патрик Оливель (2005). Судебный кодекс Ману . Издательство Оксфордского университета. стр. 346, примечание 11.205. ISBN 978-0-19-517146-4 .
- ^ «Кёльнский цифровой санскритский лексикон», Кёльнские цифровые санскритские словари (результаты поиска), Кёльнский университет , заархивировано из оригинала 25 сентября 2013 г. , получено 24 марта 2012 г.
- ^ Намасте. Архивировано 2 марта 2014 г. в Wayback Machine Дуглас Харпер, Этимологический словарь.
- ^ Перейти обратно: а б Инь, Ю.В., Кумбс, М., и Ли, Пенсильвания (1999), «Семейные отношения между поколениями американских подростков азиатского происхождения», Культурное разнообразие и психология этнических меньшинств , 5 (4), стр. 350–363.
- ^ Лоуренс, доктор медицинских наук (2007), «Границы веры: путешествие по Индии», Проповедь , 41 (2), стр. 1–3.
- ^ Оксхэндлер, Холли (2017). «Теория намасте: количественная обоснованная теория религии и духовности в лечении психических заболеваний» . Религии . 8 (9): 168. дои : 10.3390/rel8090168 .
- ^ Шарма и Шарма (2004), Панорама Хараппской цивилизации , ISBN 978-8174790576 , Kaveri Books, с. 129
- ^ «Истоки индуизма». Архивировано 26 февраля 2014 г. в Wayback Machine . Индуизм сегодня , том 7, выпуск 2 (апрель/май/июнь), глава 1, с. 3
- ↑ Сидящий мужчина в позе Намаскар. Архивировано 23 февраля 2014 г. в Национальном музее Wayback Machine , Нью-Дели, Индия (2012).
- ^ С. Кальянараман, Шифр индийского письма: иероглифы индийской языковой области , ISBN 978-0982897102 , стр. 234–236
- ^ «Значение Намасте» . Журнал йоги . 14 июня 2021 г. Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ Анами, Басаварадж С.; Бхандаге, Венкатеш А. (4 июня 2018 г.). «Метод, основанный на признаках вертикально-горизонтальных пересечений, для идентификации изображений мудры двойной руки бхаратанатьям». Мультимедийные инструменты и приложения . 77 (23). Спрингер Сайенс: 31021–31040. дои : 10.1007/s11042-018-6223-y . ISSN 1380-7501 . S2CID 46968377 .
- ^ С. Кэрролл; Р. Кэрролл (2012). Мудры Индии: подробное руководство по жестам рук йоги и индийского танца . Издательство СД. стр. 44–46. ISBN 978-0-85701-067-4 .
- ^ Дуглас Барретт (1964). «Ранняя кола Лингодбхавамурти». Ежеквартальный журнал Британского музея . 28 (1/2 (Лето)): 32–39. JSTOR 4422848 .
- ^ Стелла Крамриш (1957). «Недавно приобретенная индийская скульптура». Бюллетень Художественного музея Филадельфии . 52 (252): 30–38 с рис. 2 и 3. doi : 10.2307/3795036 . JSTOR 379036 .
- ^ Бхаумик, Гопа; Говил, Махеш Чандра (2020). «Буддийское распознавание хаста-мудры по морфологическим признакам». Коммуникации в компьютерной и информатике . Сингапур: Springer Сингапур. стр. 356–364. дои : 10.1007/978-981-15-6315-7_29 . ISBN 978-981-15-6314-0 . ISSN 1865-0929 . S2CID 225349190 .
- ^ Изабелла Нарди (2003). Теория индийской живописи: Читрасутры, их использование и интерпретации . СОАС, Лондонский университет. стр. 132–134, также см. рис. 67 на стр. 273.
- ^ Джеймс Р. БРЭНДОН (2009). Театр Юго-Восточной Азии . Издательство Гарвардского университета. стр. 137–139. ISBN 9780674028746 .
- ^ Констанс Джонс и Джеймс Д. Райан, Энциклопедия индуизма , ISBN 978-0-8160-5458-9 , с. 302
- ^ Джозеф Шаулес (2007), Глубокая культура: скрытые проблемы глобальной жизни, ISBN 978-1847690166 , стр. 68–70
- ^ Вишванатха, СВ (21 августа 2013 г.). Расовый синтез в индуистской культуре . Рутледж. п. 209. ИСБН 978-1-136-38420-2 .
- ^ Джеймс Лохтефельд, Иллюстрированная энциклопедия индуизма, том 2, ISBN 0-8239-2287-1 , 720 стр.
- ^ Фуллер, CJ (2004), Камфорное пламя: популярный индуизм и общество в Индии , Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, стр. 66–70, ISBN. 978-0-691-12048-5
- ^ Келкар (2010), Ведический подход к измерению качества обслуживания , Services Marketing Quarterly, 31 (4), 420–433.
- ^ Роберто Де Нобили, Проповедь мудрости мудрым: три трактата, ISBN 978-1880810378 , с. 132
- ^ Р. Р. Мехротра (1995), Как быть вежливым на индийском английском, Международный журнал социологии языка. Том 116, выпуск 1, стр. 99–110.
- ^ Г. Чаттерджи (2003), Священные индуистские символы , ISBN 978-8170173977 , стр. 47–49
- ^ «Коронавирус: индийское приветствие намасте становится глобальным» . Би-би-си . 13 марта 2020 г. Проверено 13 октября 2023 г.
- ^ «Приветствуйтесь по-индийски: премьер-министр Израиля призывает граждан принять «Намасте» вместо рукопожатий, чтобы избежать Covid-19» . www.timesnownews.com . 5 марта 2020 г. Архивировано из оригинала 12 марта 2020 г. Проверено 29 марта 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Значение журнала Намасте Йога
- Прощание на разных языках – Намасте.
- Способы приветствия в Кашмири , Индийский институт языковых исследований.
- Отпечаток древней печати долины Инда с изображением Намасте / Анджали мудры , CSU Chico