Указывая
Указание — это жест, указывающий направление тела человека, обычно указывающий на место, человека, событие, вещь или идею. Обычно он формируется путем вытягивания руки, кисти и указательного пальца , хотя функционально он может быть аналогичен другим жестам рук. Типы указания можно подразделить в зависимости от намерений человека, а также языковой функции, которую оно выполняет.
Указание обычно развивается в течение первых двух лет жизни человека и играет важную роль в развитии речи и чтении у детей. Это занимает центральное место в использовании языка жестов , при этом большое количество знаков представляет собой некоторую вариацию указания. Характер указания пальцем может отличаться у детей с , а аутизмом или глухих также может различаться в зависимости от пола. Обычно оно не наблюдается у детей, слепых от рождения.
Указание может существенно различаться в разных культурах, причем в некоторых из них существует множество различных типов указания, как в отношении используемых физических жестов, так и в отношении их интерпретации. Указание пальцем, особенно на других людей, может считаться неуместным или грубым в определенных контекстах и во многих культурах. Обычно это считается видоспецифичной особенностью человека, которая обычно не встречается у других приматов в дикой природе. Это наблюдалось у животных в неволе; однако существуют разногласия относительно природы этого нечеловеческого указания.
Определение и виды
[ редактировать ]Основная цель указания — указать направление, местоположение, событие или предмет относительно человека. [2] [а] [3] Наведение обычно определяется как наличие трех или четырех основных элементов:
- Разгибание указательного пальца ;
- Сгибание остальных пальцев в ладонь, возможно, большим пальцем в сторону;
- Обычно, но не всегда, пронация ладони обращена вниз или к средней линии тела; и
- Разгибание руки. [2] [4]
Жесты, которые не соответствуют этим трем или четырем критериям, обычно классифицируются как «досягаемые» или «указательные жесты», хотя нет четкого консенсуса относительно того, как различать эти два жеста. Кроме того, поведенческие или функциональные различия могут быть незначительными или отсутствовать вовсе в зависимости от того, считается ли жест указывающим, тянущимся или иным образом указывающим, и тянущееся движение может считаться формой указания всей рукой. [4] В одном обзоре было дано 11 отдельных определений связанным движениям протягивания, протягивания, протягивания, указания и указания. [4]
Повелительное, повествовательное и вопросительное указание
[ редактировать ]Типы указания традиционно разделяются по цели: на императивное и декларативное указание. [5] Императивное указание указывает на необходимость запроса объекта, а декларативное указание указывает на объявление или комментирование объекта. Как выразились Ковач и его коллеги: «Дайте мне это» вместо «Мне это нравится»». [6] Это разделение аналогично тому, которое провели Харрис и Баттерворт между «дающим» и «коммуникативным» указанием. [7] : 157–8 Определение намерения указывать у младенцев осуществляется с учетом трех факторов:
- Является ли поведение прямым по отношению к другому,
- Включает ли оно «поведение визуальной ориентации», такое как наблюдение за получателем указания в дополнение к указанному объекту, и
- Повторяется ли жест, если он не дает желаемого эффекта на получателя. [8]
Декларативное указание можно разделить на декларативно-экспрессивное указание, предназначенное для выражения чувств по поводу вещи, и декларативно-вопросительное указание, предназначенное для поиска информации о вещи. [8] Однако, по мнению Ковача и его коллег, вопросительное указание явно отличается от декларативного указания, поскольку его функция состоит в том, чтобы получить новую информацию о референте, которую можно узнать от знающего адресата. [6] Таким образом, в отличие от декларативного указания, вопросительное указание предполагает асимметричные эпистемические отношения между коммуникативными партнерами.
Лингвистическая функция
[ редактировать ]Виды коммуникативного указания можно разделить по языковым функциям на три основные группы: [9] : 43
- Объективное указание: указание на объект в поле зрения как указателя, так и получателя, например, указание на стул. физически присутствующий [б]
- Синтаксическое или анафорическое указание: указание на ранее идентифицированные лингвистические объекты или выражения, например, указание на стул , которого физически нет. [с]
- Образное указание: указание на вещи, существующие в воображении, например, указание на вымышленный или запомнившийся стул. [д]
Кроме того, указание у глухих детей можно разделить на диктическое или «естественное» указание, которое свойственно слышащим детям, и символическое указание, используемое специально на языке жестов, которому обучаются путем наблюдения и подражания другим, которые жестикулируют. [11] : 34
Разработка
[ редактировать ]Указание пальцем — первый коммуникативный жест, развивающийся у младенцев. [12] Неясно, в какой степени такое поведение может сначала проявиться как форма бессмысленной ритуализации . [и] могут ли некоторые младенцы понимать и визуально следовать указаниям других, еще не указывая на себя, или же указание начинается как форма значимого подражания , когда младенец учится, что может производить на взрослых тот же эффект, что и взрослые, имитируя действие указывать и привлекать внимание к предмету. [11] : 33–4
Указание обычно появляется в течение первых двух лет жизни, за несколько недель до того, как ребенок произнес первое слово , и играет центральную роль в овладении языком . [2] [ф] [13] : 352 Указательное поведение обычно проявляется в возрасте от семи до 15 месяцев, в среднем от 11 месяцев до одного года. [13] : 353 Родители сообщили, что к восьми месяцам 33% детей демонстрировали указывающее поведение: указание на близлежащие объекты обычно происходит к 11 месяцам, а указание на более удаленные объекты — к 13 месяцам. [2] К одному году более половины детей демонстрируют указательное поведение. [4]
Было показано, что уже в 10-месячном возрасте дети проводят больше времени, уделяя внимание новым объектам, когда на них указывают другие, по сравнению с объектами, которые им просто предъявляют. Это время увеличивается, если объект также маркируется словесно. Указание детьми связано с высокой степенью вербальной реакции взрослых, в частности, маркировки объекта, на который указывают. [7] : 129 Это взаимодействие позволяет ребенку проверять наличие слов, обозначающих объекты, которые он еще не знает, и в сочетании с декларативными вербальными утверждениями со стороны ребенка может позволить ему проверить точность слов, которые он уже выучил. [14] : 62
Младенцы могут начать показывать пальцем в ситуациях, когда больше никого нет, что является формой эгоцентрического выражения, называемой «указыванием на себя». Это отличается от «указания на других», которое выполняется, глядя на «получателя» указания, и выполняется как коммуникативный жест. [13] : 353–4 Кита определяет эту разновидность указания в контексте дейктического жеста , который делается на благо аудитории, в отличие от того, что считается «внешне похожим поведением». [2] Демонстрируя это, по мере взросления младенцы сначала будут указывать на объект, а затем визуально проверять, внимателен ли получатель к объекту, а к 15 месяцам сначала проверят, что они привлекли внимание получателя, и только потом точку как средство перенаправления этого внимания. [7] : 157
Дети чаще указывают пальцем на взрослых, которые положительно реагируют на этот жест. В 16 месяцев они с меньшей вероятностью будут указывать на взрослых, которые оказались ненадежными, на взрослых, которые неверно назвали предметы, для которых дети уже знают правильное слово. [г] Было показано, что в возрасте двух лет дети чаще указывают пальцем на взрослых, чем на детей своего возраста. [6]
Связь с языком
[ редактировать ]Метаанализ , проведенный Колоннеси и его коллегами, обнаружил сильную связь между указанием пальцем и языком, в том числе между указанием в раннем возрасте и языковыми способностями в более позднем возрасте, а также указанием на ранний возраст как предиктором голосовых комбинаций из двух слов. Они пришли к выводу, что лишь «несколько исследований» не обнаружили сильной корреляции между указанием пальцем и развитием речи. [13] : 354 Исследования также показали, что частота коммуникативных указаний в возрасте от 9 до 12,5 месяцев положительно коррелирует с размером словарного запаса у детей в возрасте двух лет. [15] [час] Связь между развитием речи и указанием, как правило, сильнее в исследованиях, в которых изучалось декларативное указание конкретно или указание в целом, а не императивное указание. [13] : 355, 361
У детей школьного возраста чтение с пальцем (чтение с указанием на слова или буквы во время их произнесения) может играть важную роль в развитии чтения , помогая подчеркнуть связь между произнесенным и печатным словом и поощряя детей к внимательно относиться к смыслу текста. [16] : 36–7
Глухие носители языка жестов
[ редактировать ]Указание играет важную роль в языке жестов , где до 25% знаков являются разновидностью указания. [2] [я] дети Было показано, что глухие начинают показывать пальцем в том же возрасте, что и неглухие дети, но это не давало никаких преимуществ в усвоении местоимений в американском языке жестов. [13] : 353–4
Первоначальные наблюдения дают некоторые указания на то, что глухие дети, осваивающие использование американского языка жестов (ASL), могут проявлять поведение, указывающее на себя раньше, чем слышащие дети, осваивающие речь. [17] Указание на место становится дейктическим как для глухих, так и для слышащих детей, но становится лексикализированным для более зрелых жестов. Существует различие между лингвистическим указанием на ASL и жестовым указанием глухих пользователей, причем последнее идентично для глухих и слышащих людей. [18]
Одно небольшое исследование показало, что ошибки в указывающем поведении, совершаемые глухими детьми с аутизмом и слышащими детьми с аутизмом, были одинаковыми. [19] И глухие, и слышащие дети широко используют указание при изучении языка, и первоначально по одной и той же причине, хотя по мере того, как глухие дети овладевают знаками, ситуация начинает расходиться. Младенцы с довербальным слухом широко используют указание и комбинацию одного слова и одного жеста (в основном указывая), прежде чем они смогут составить предложение из двух слов. Другое исследование изучало глухих японских младенцев, осваивающих речь в возрасте от четырех месяцев до двух лет, и обнаружило, что младенцы перешли от дуэтов (где точка плюс знаковый знак обозначали одно и то же) к комбинациям из двух знаков, где они обозначали два разных знака. вещи. По мере их роста последнее становилось все более частым и привело к развитию двузнаковых предложений в японском языке жестов . [20]
Нейродивергентные люди
[ редактировать ]Дети с аутизмом демонстрируют заметные различия по сравнению с другими, а также им сложнее интерпретировать указание как форму общения и признак «чего-то интересного». Это похоже на трудности, которые они могут испытывать при другом дейктическом общении , которые зависят от интерпретации отношений между говорящим и слушателем или от конкретных пространственных привязок. [7] : 159 Отсутствие декларативных или прото-декларативных указаний и неспособность следовать изложенному являются важными диагностическими критериями для детей с аутизмом и были включены в инструменты скрининга, такие как « Модифицированный контрольный список для выявления аутизма у малышей» . [11] : 34 [21]
Другие факторы
[ редактировать ]Указание зависит от зрения и не наблюдается у слепых от рождения детей. [2] Наблюдался ряд различий в отношении начала указывающего поведения и пола, а также тенденции указывать правой или левой рукой: девочки с большей вероятностью указывают на левую зрительную периферию под углом до 15 градусов , используя правую руку, и будучи амбидекстром дальше влево, в то время как мальчики обычно амбидекстры на 15 градусов влево и вправо от центра. [2]
Культурные вариации
[ редактировать ]Жесты, используемые для указания, и их интерпретация различаются в разных культурах. [22] [23] Хотя в исследованиях наблюдалось указание указательным пальцем у младенцев в различных культурах, поскольку в изучаемых культурах взрослые также часто используют этот тип указания, необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить, являются ли это примерами имитации поведения, выполняемого наблюдаемыми взрослыми, или указывает ли это на указание, может быть определено биологически . [2] [Дж]
В большинстве стран мира указание указательным пальцем считается грубым или неуважительным, особенно указание на человека. [24] В некоторых культурах указание левой рукой является табу. [25] В некоторых контекстах указание открытой рукой считается более вежливым и уважительным. [26] : 51 В Никарагуа указание часто осуществляется губами в форме «поцелуя», направленными на объект внимания.
В разных культурах могут указывать различные варианты указания указательного пальца. В Японии указание осуществляется сведением пальцев ладонью вверх. [27] [ нужна страница ] [28] [ нужна страница ] [29] [ нужна страница ] Люди индийского происхождения могут указывать подбородком, всей рукой или большим пальцем. Они могут счесть указание указательным пальцем грубым, но в дальнейшем различают точку, использующую два пальца, для использования только в отношении того, кого считают нижестоящим. [30] : 12 У тех, кто живет недалеко от реки Ваупес , Диксон отметил по крайней мере три различных типа указаний:
указание губами для «видимого и близкого» ... указание губами плюс наклон головы назад для «видимого и не близкого» ... указание указательным пальцем для «невидимого» (если направление, в котором объект лжи известен) [25] : 69
В качестве альтернативы, среди австралийских аборигенов, говорящих на аррернте , исследователи определили шесть различных типов указания: указательный палец, открытая рука ладонью вниз, открытая рука ладонью вертикально, указание «рог-рука» (с вытянутым большим пальцем, указательным пальцем и мизинцем). ", указывая выпученной губой и указывая глазом. [25] : 69
Указывая на положение во времени, многие, но не все культуры склонны указывать вперед, чтобы указать на события в будущем, и назад, чтобы указать на события в прошлом. Заметным исключением являются носители языка аймара , которые вместо этого склонны ассоциировать то, что находится в прошлом, то, что известно, с тем, что впереди, с тем, что видно, и наоборот. [25] : 71
У животных, не являющихся людьми
[ редактировать ]Существуют значительные разногласия относительно природы указывающего поведения животных, не являющихся людьми. Миклоши и Сопрони описали указание пальца как «видоспецифичный человеческий коммуникативный жест», который не используется регулярно ни одним другим видом приматов , живущим в дикой природе. [31] : 82 Кита пришел к аналогичному выводу, что «на сегодняшний день только люди используют декларативный указательный жест, чтобы разделить внимание с представителями своего вида». [2] Ковач и его коллеги утверждают, что «указание как референциальный коммуникативный акт, по-видимому, уникально для человеческого поведения». [6] [к]
Однако утверждения о том, что указание пальцем является уникальным человеческим жестом, не остались без внимания. Исследование, проведенное Веа и Сабатер-Пи в 1998 году, описало примеры явного декларативного указания пальцем у бонобо на территории нынешней Демократической Республики Конго посредством следующих наблюдений: «Слышны шумы, доносящиеся из растительности. Молодой самец раскачивается на ветке и прыгает на дерево. Он издает резкие крики, на которые отвечают другие особи, которых не видно. Он указывает — вытянув правую руку и наполовину сомкнув ладонь, за исключением указательного и безымянного пальцев, — на положение двух групп замаскированных наблюдателей, находящихся в подлеске». [32] Это было одно из немногих наблюдений приматов в дикой природе за многие годы, но недавно были задокументированы и другие возможные примеры. [33] [ самостоятельный источник ] Исследователи утверждали, что наблюдали императивные указательные жесты, производимые бонобо при попытке инициировать трение гениталий. [34] а также шимпанзе, когда они тянутся к желаемым объектам, [35] хотя даже эти исследователи признали редкость шимпанзе, указывающих в дикой природе. [35] Было показано, что в дикой природе и шимпанзе, и бонобо, по-видимому, подают сигналы и жесты, чтобы привлечь внимание друг друга, например, подзывая друг друга. [36] и «направленное царапание». [37] Таким образом, хотя очевидно, что другие приматы используют жесты для направления внимания, до сих пор неясно, делается ли это открыто, как у людей, посредством указания. [33] [ самостоятельный источник ]
Хотя вопрос о том, могут ли приматы указывать пальцем в дикой природе, все еще остается дискуссионным, в неволе это широко распространено среди приматов. Ливенс и Хопкинс отмечают, что указывающее поведение наблюдалось в неволе у ряда видов. У некоторых, например у обезьян, такое поведение в большинстве случаев является спонтанным (то есть без явной подготовки к этому), но у других, например у обезьян, оно встречается лишь изредка. [4] Если оно присутствует, это может сопровождаться визуальным наблюдением за человеком, с которым взаимодействуют, аудиторией его жеста, а не вниманием только к указанному объекту. [4] Более того, кажется, что человекообразные обезьяны, кроме человека, также принимают точку зрения коммуникативного партнера, чтобы высказать ясные и недвусмысленные мысли. [38] Исследования показали, что обезьяны указывают пальцем с двойной целью: привлечь внимание и попросить еды, и, кроме того, они чувствительны к взгляду в ответ на указательные жесты. [39] Остаются вопросы относительно того, является ли это «истинным указанием». [14] : 71 и есть ли у нелюдей социальные или когнитивные способности, чтобы понять намеренную коммуникативную природу указания. [40] : 124 Эти вопросы возникают особенно из-за природы указательных жестов приматов. Они производятся только для людей, а не для других обезьян, и часто используют всю руку вместо типичного вытянутого указательного пальца, который используют люди. [41] Однако этому можно противопоставить наблюдения над обезьянами, обученными использовать язык жестов, которые указывают указательным пальцем. [41] Недавние исследования также показали, что шимпанзе в неволе используют указание в качестве гибкого сигнала, поднимая руки, чтобы указать на объекты, находящиеся дальше. [42] [43] Таким образом, хотя обезьяны, безусловно, могут указывать, трудно определить, являются ли они указывающими естественным путем. Однако эти дебаты могут возникнуть из-за того, что существуют процедурные различия в том, как тестируются приматы, кроме человека, что затрудняет выяснение того, действительно ли приматы, кроме человека, указывают на это. [44] Экспериментатор должен быть в безопасности, поскольку в результате тестирования приматов, кроме человека, между участником и экспериментатором устанавливается барьер. Собаки и младенцы не соблюдают эту меру предосторожности. Однако Уделл и его коллеги [45] [46] тестировали собак с забором и без него, используя задачу выбора объекта аналогично задаче выбора барьера. Авторы сообщили, что барьер привел к снижению успеха у собак на 31%. Это также было показано при пойнтинге, где барьеры, имеющиеся для собак, показали более низкие показатели успеха, чем при их отсутствии. [47] подчеркивая, что эти дебаты могут быть частично результатом систематических процедурных различий.
В отличие от указывания, некоторые виды животных, кроме человека, могут соответствующим образом реагировать на указательные жесты, предпочитая объект или направление, которое ранее было указано жестом. Кошки, [48] слоны, [49] хорьки, [50] лошади [51] и печати [52] могут следовать за указательным жестом человека без всякой случайности, в то время как собаки могут полагаться на различные типы человеческих точек [53] и их производительность сравнима с производительностью двухлетних малышей, выполняющих аналогичную задачу. [54] Однако похоже, что функция наведения по умолчанию у собак и людей различна, поскольку действия наведения относятся к определенным местам или направлениям для собак. [55] в повелительной форме, тогда как эти жесты обычно указывают на конкретные объекты у людей, чтобы запросить новую информацию или прокомментировать объект. [6]
Ведутся серьезные споры о том, способны ли обезьяны также понимать указательные жесты, и даже утверждается, что собаки лучше способны понимать указывающие жесты, чем обезьяны. Некоторые предполагают, что понимание указаний должно быть более распространено у видов с более сильной тенденцией к сотрудничеству, что объясняет отрицательные результаты у обезьян из-за в основном конкурентных отношений, присутствующих у большинства видов обезьян и мартышек. [31] Однако волки также плохо справляются с тестами на понимание указаний и являются очень склонным к сотрудничеству видом, что противоречит этой гипотезе. [31] Более поздние исследования опровергли утверждение о том, что обезьяны плохо понимают указания, и предоставили доказательства того, что тесты, используемые для оценки понимания указаний, часто бывают неточными, особенно у обезьян. [56] Таким образом, существуют противоречивые данные и споры о том, полностью ли обезьяны понимают указательные жесты.
См. также
[ редактировать ]- Дейксис , слова и фразы, которые невозможно полностью понять без дополнительной контекстной информации.
- Совместное внимание , совместное внимание двух людей к объекту в результате указания или других сигналов.
- Список жестов, используемых в невербальном общении
- Наглядное определение передает значение термина путем указания примеров.
- Пойнтбольные собаки, обученные находить и указывать направление игры.
- Указательное устройство — входной интерфейс для ввода пространственных данных в компьютер.
- Семиотика , изучение смыслообразования, знакового процесса и значимого общения.
- Знак (семиотика) — нечто, передающее значение, не являющееся самим знаком.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Прототипический указательный жест — это коммуникативное движение тела, которое проецирует вектор из части тела. Этот вектор указывает определенное направление, местоположение или объект». [2]
- ^ « deixis ad oculos et aures », или «референт в области общей доступности говорящего и слушающего» [10] : 226
- ^ «к чему-то, что нужно искать и находить в местах речи» [10] : 226
- ^ « дейксис в фантазии » ... «ситуации воспоминания и воображения, подобные восприятию» [10] : 226
- ^ Например, если младенец получает позитивное взаимодействие при указании, он может начать указывать пальцем как средство достижения самого позитивного взаимодействия, а не как средство намеренного общения. [11] : 33
- ^ «Указание возникает из предшествующего поведения, такого как ненаправленное вытягивание указательного пальца, за несколько недель до первого произнесенного слова». [2]
- ^ Например, обозначение кошки как мяча , цитируя Бегуса К., Саутгейта В. Указание младенца выполняет вопросительную функцию. Наука развития. 2012;15:611–617. [6]
- ^ Это справедливо как для пользователей языка жестов, так и для устной речи. [15]
- ^ «...указание широко распространено в нашем повседневном взаимодействии с другими людьми. ...Даже когда мы говорим о референтах, которые представляют собой расстояние в пространстве и времени, мы часто указываем на, казалось бы, пустое пространство перед нами. ...'каждые четыре знака в жестовой речи являются указательными'» [2]
- ^ «Является ли указание указательным пальцем младенцев биологически запрограммированным выбором? ... Более убедительный ответ на эти вопросы требует будущего исследования ... в культуре, где взрослые вообще не используют указание указательным пальцем или делают это лишь изредка. ." [2]
- ^ Ссылка на Томаселло М. Почему мы сотрудничаем? Массачусетский технологический институт Пресс; Кембридж: 2009. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Минимальное содержание курса по общим сигналам руками при подводном плавании» (PDF) . Совет по рекреационному подводному обучению, Inc. (RSTC) (Джексонвилл, Флорида, США). 1 декабря 2005 года . Проверено 3 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Кита С (20 июня 2003 г.). Указание: место встречи языка, культуры и познания . Психология Пресс. ISBN 9780805840148 . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ Коллетта, Жан-Марк; Гуидетти, Мишель (13 июня 2012 г.). Жест и мультимодальное развитие . Издательство Джона Бенджамина. ISBN 9789027202581 . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ливенс Д.А., Хопкинс В.Д. (декабрь 1999 г.). «Точка всей руки: структура и функция указания со сравнительной точки зрения» . Журнал сравнительной психологии . 113 (4): 417–25. дои : 10.1037/0735-7036.113.4.417 . ПМК 2080771 . ПМИД 10608565 .
- ^ Бейтс, Элизабет; Камайони, Луиджа; Вольтерра, Вирджиния (1975). «Овладение перформативами до речи». Ежеквартальный журнал Меррилл-Палмер . 21 : 205–226 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ковач, Агнес М.; Таузин, Тибор; Теглас, Эрно; Грегори, Джордж; Чибра, Гергеи (1 ноября 2014 г.). «Указание как эпистемический запрос: 12-месячные дети указывают на получение новой информации» . Младенчество . 19 (6): 543–57. дои : 10.1111/инфа.12060 . ПМЦ 4641318 . ПМИД 26568703 .
- ^ Jump up to: а б с д и Харрис М., Баттерворт Дж. (6 декабря 2012 г.). Психология развития: Справочник для студентов . Психология Пресс. ISBN 9781841691923 . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Коше, Элен; Воклер, Жак (2010). «Указательный жест у маленьких детей: предпочтение рук и развитие речи» (PDF) . Жест . 10 (2–3): 129–149. дои : 10.1075/gest.10.2-3.02coc . S2CID 53062902 . Проверено 18 января 2018 г.
- ^ Вайсенборн, Юрген; Кляйн, Вольфганг (1 января 1982 г.). Здесь и там: межлингвистические исследования дейксиса и демонстрации . Издательская компания Джона Бенджаминса . ISBN 9789027225191 . Проверено 18 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Ленц, Фридрих (17 апреля 2003 г.). Дейктическая концептуализация пространства, времени и человека . Издательская компания Джона Бенджаминса . ISBN 9789027253545 . Проверено 18 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Томаселло, Майкл (30 июня 2009 г.). Построение языка . Издательство Гарвардского университета . ISBN 9780674017641 . Проверено 24 января 2018 г.
- ^ «Указание пальцем — первый коммуникативный жест младенца» . Наука Дейли . 24 февраля 2014 года . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Колоннеси С., Герт Дж.Дж., Костер И., Нумб М.Дж. (декабрь 2010 г.). «Связь между указанием и развитием речи: метаанализ» (PDF) . Обзор развития . 30 (4): 352–366. дои : 10.1016/j.dr.2010.10.001 . [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Бехарано, Тереза (2011). Стать человеком: от указательных жестов к синтаксису . Издательство Джона Бенджамина. ISBN 9789027252173 . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Баттерворт Дж. (2 января 2014 г.). Принципы психологии развития: Введение . Психология Пресс. ISBN 9780863772801 . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ Центр, Йола (21 октября 2005 г.). Начало чтения: сбалансированный подход к обучению чтению в течение первых трех лет обучения в школе . А&С черный . ISBN 9780826488756 . Проверено 24 января 2018 г.
- ^ Слобин, Дэн Исаак (5 июля 2017 г.) [1-й паб. 1985 Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс]. Межлингвистическое исследование овладения языком: Том 1: Данные . Тейлор и Фрэнсис. п. 980. ИСБН 978-1-317-76885-2 . OCLC 994006126 . Проверено 17 января 2018 г.
- ^ Маршарк, Марк (1997). Психологическое развитие глухих детей . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 84–85. ISBN 978-0-19-511575-8 . OCLC 948981235 . Проверено 17 января 2018 г.
- ^ Квинто-Позос, Дэвид (29 января 2014 г.). Многоязычные аспекты жестового общения и расстройств . Нарушения общения на разных языках. Бристоль, Великобритания: Вопросы многоязычия. п. 101. ИСБН 978-1-78309-130-0 . OCLC 862092449 . Проверено 17 января 2018 г.
- ^ Торигоэ, Такаши (31 августа 2006 г.). «19. Японский язык жестов» . В Накаяме, Минехару; Мазука, Рэйко; Шираи, Ясухиро (ред.). Справочник по восточноазиатской психолингвистике: Том 2, японский . Том. 2. Издательство Кембриджского университета. стр. 142–143. ISBN 978-1-139-45597-8 . Проверено 17 января 2018 г.
- ^ Фолькмар Ф.Р., Пол Р., Роджерс С.Дж., Пелфри К.А. (2014). Справочник по аутизму и распространенным нарушениям развития, оценке, вмешательствам и политике . Джон Уайли и сыновья . п. 301. ИСБН 978-1-118-28220-5 . Проверено 24 января 2018 г.
- ^ Дэвид Уилкинс, «Почему указание указательным пальцем не является универсальным (в социокультурных и семиотических терминах)», глава 8 в: Кита С (20 июня 2003 г.). Указание: место встречи языка, культуры и познания . Психология Пресс. ISBN 9780805840148 . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ Куперрайдер, Кензи; Нуньес, Рафаэль; Слотта, Джеймс (январь 2014 г.). «Многообразный указательный жест: вариация строительного блока человеческого общения» . Труды Общества когнитивных наук : 355–360. дои : 10.15781/T2NV99S9C . Проверено 22 января 2018 г.
- ^ Оксфордский словарь английского языка , 3-е издание, март 2017 г., sv указатель пальца
- ^ Jump up to: а б с д Сенфт, Гюнтер (21 января 2014 г.). Понимание прагматики . Рутледж . ISBN 9780415840569 . Проверено 23 января 2018 г.
- ^ Калпепер, Джонатан; Хо, Майкл; Кадар, Даниэль З. (11 мая 2017 г.). Справочник Пэлгрейва по лингвистической (не)вежливости . Издательство Спрингер . ISBN 9781137375070 . Проверено 22 января 2018 г.
- ^ Фонтес, Лиза Аронсон (22 августа 2012 г.). Интервьюирование клиентов разных культур: Руководство для практикующего . Гилфорд Пресс . п. 84. ИСБН 978-1606237298 . Проверено 22 января 2018 г.
- ^ Самовар, Ларри А.; Портер, Ричард Э.; Макдэниел, Эдвин Р.; Рой, Кэролайн Секстон (1 января 2016 г.). Коммуникация между культурами . Cengage Обучение . ISBN 9781285444628 . Проверено 23 января 2018 г.
- ^ Янах, Сабина (2 сентября 2001 г.). Культурные различия: барьер на пути преодоления сингапурской культуры и ее особенностей . Diplom.de. ISBN 9783838644578 . Проверено 23 января 2018 г.
- ^ Клементс, Ронда Л.; Рэди, Эми Мельцер (2012). Городское физическое воспитание: педагогическая практика и культурная деятельность . Кинетика человека. ISBN 9780736098397 . Проверено 23 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Миклоши А, Сопрони К (апрель 2006 г.). «Сравнительный анализ понимания животными указательного жеста человека». Познание животных . 9 (2): 81–93. дои : 10.1007/s10071-005-0008-1 . ПМИД 16235075 . S2CID 6394972 . ПроКвест 807620916 .
- ^ Веа, Хоаким; Сабатер-Пи, Хорди (1998). «Спонтанное указывающее поведение дикого карликового шимпанзе (Pan paniscus)» . Фолиа Приматологическая . 69 (5): 289–290. дои : 10.1159/000021640 . ISSN 0015-5713 . ПМИД 9751833 . S2CID 3824325 .
- ^ Jump up to: а б Куперрайдер, Кензи (03 апреля 2020 г.), Пятнадцать способов взглянуть на указательный жест , doi : 10.31234/osf.io/2vxft , S2CID 241511017
- ^ Дуглас, Памела Хайди; Московице, Лиза Р. (ноябрь 2015 г.). «Указание пальцем и пантомима у диких обезьян? Самки бонобо используют референциальные и знаковые жесты, чтобы попросить потереть гениталии» . Научные отчеты . 5 (1): 13999. дои : 10.1038/srep13999 . ISSN 2045-2322 . ПМЦ 4642555 . ПМИД 26358661 .
- ^ Jump up to: а б Хобайтер, Кэтрин; Ливенс, Дэвид А.; Бирн, Ричард В. (2014). «Дейктическая жестикуляция у диких шимпанзе (Pan troglodytes)? Некоторые возможные случаи» . Журнал сравнительной психологии . 128 (1): 82–87. дои : 10.1037/a0033757 . ISSN 1939-2087 . ПМИД 24040760 .
- ^ Дженти, Эмили; Цубербюлер, Клаус (июль 2014 г.). «Пространственная привязка в жесте бонобо» . Современная биология . 24 (14): 1601–1605. дои : 10.1016/j.cub.2014.05.065 . ПМИД 24998531 . S2CID 8209324 .
- ^ Пика, Симона; Митани, Джон (март 2006 г.). «Референциальная жестовая коммуникация у диких шимпанзе (Pan troglodytes)» . Современная биология . 16 (6): Р191–Р192. дои : 10.1016/j.cub.2006.02.037 . ПМИД 16546066 . S2CID 2273018 .
- ^ Таузин, Тибор; Бон, Мануэль; Гергей, Дьёрдь; Колл, Хосеп (23 января 2020 г.). «Контекстно-зависимая регулировка наведения у человекообразных обезьян» . Научные отчеты . 10 (1): 1048. Бибкод : 2020НатСР..10.1048Т . дои : 10.1038/s41598-019-56183-7 . ISSN 2045-2322 . ПМЦ 6978377 . ПМИД 31974479 .
- ^ Галина, Марта; Либал, Катя; Томаселло, Майкл (25 апреля 2018 г.). Бард, Ким А. (ред.). «Цель указания обезьяны» . ПЛОС ОДИН . 13 (4): e0195182. дои : 10.1371/journal.pone.0195182 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 5918613 . ПМИД 29694358 .
- ^ Либал, Катя; Мюллер, Корнелия; Пика, Симона (2007). Жестовая коммуникация у нечеловеческих и человеческих приматов . Издательство Джона Бенджамина . ISBN 9789027222404 . Проверено 24 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Ливенс, Дэвид (2012). Совместное внимание: Двенадцать мифов . стр. 43–72. ISBN 9780262016827 .
- ^ Гонсет, Хлоя; Каваками, Фумито; Ичино, Эцуко; Томонага, Масаки (ноябрь 2017 г.). «Чем выше, тем дальше: референциальные жесты, специфичные для расстояния, у шимпанзе (Pan troglodytes)» . Письма по биологии . 13 (11): 20170398. doi : 10.1098/rsbl.2017.0398 . ISSN 1744-9561 . ПМЦ 5719372 . ПМИД 29142043 .
- ^ Робертс, Анна Илона; Вик, Сара-Джейн; Робертс, Сэм Джордж Брэдли; Мензель, Чарльз Р. (май 2014 г.). «Шимпанзе изменяют намеренные жесты, чтобы координировать поиск спрятанной еды» . Природные коммуникации . 5 (1): 3088. дои : 10.1038/ncomms4088 . ISSN 2041-1723 . ПМЦ 4350813 . ПМИД 24430433 .
- ^ Кларк, Ханна; Эльшериф, Махмуд М.; Ливенс, Дэвид А. (октябрь 2019 г.). «Онтогенез и филогения в сравнении приматов и собак: метаанализ задачи выбора объекта» . Неврологические и биоповеденческие обзоры . 105 : 178–189. doi : 10.1016/j.neubiorev.2019.06.001 . ПМИД 31170434 . S2CID 173992048 .
- ^ Уделл, Моник А.Р.; Дори, Николь Р.; Винн, Клайв Д.Л. (декабрь 2008 г.). «Волки превосходят собак в следовании социальным сигналам человека» . Поведение животных . 76 (6): 1767–1773. дои : 10.1016/j.anbehav.2008.07.028 . S2CID 11226439 .
- ^ Уделл, Моник А.Р.; Джильо, Робсон Ф.; Винн, Клайв Д.Л. (2008). «Домашние собаки (Canis Familiaris) используют человеческие жесты, а не нечеловеческие жесты, чтобы найти спрятанную еду» . Журнал сравнительной психологии . 122 (1): 84–93. дои : 10.1037/0735-7036.122.1.84 . ISSN 1939-2087 . ПМИД 18298285 .
- ^ Кирххофер, Катарина К.; Циммерманн, Фелицитас; Камински, Джулиана; Томаселло, Майкл (08 февраля 2012 г.). «Собаки (Canis familiis), но не шимпанзе (Pan troglodytes), понимают повелительное указание» . ПЛОС ОДИН . 7 (2): e30913. дои : 10.1371/journal.pone.0030913 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 3275610 . ПМИД 22347411 .
- ^ Миклоши, Ам; Понграч, Петер; Лакатос, Габриэлла; Топал, Йожеф; Чаньи, Вилмос (2005). «Сравнительное исследование использования визуальных коммуникативных сигналов во взаимодействии между собаками (Canis Familiaris) и людьми, а также кошками (Felis Catus) и людьми». Журнал сравнительной психологии . 119 (2): 179–186. дои : 10.1037/0735-7036.119.2.179 . ISSN 1939-2087 . ПМИД 15982161 .
- ^ Смет, Анна Ф.; Бирн, Ричард В. (2013). «Африканские слоны могут использовать человеческие указывающие сигналы, чтобы найти спрятанную еду» . Современная биология . 23 (20): 2033–2037. дои : 10.1016/j.cub.2013.08.037 . hdl : 10023/5074 . ISSN 0960-9822 . ПМИД 24120635 .
- ^ Эрнади, Анна; Кис, Анна; Турчан, Борбала; Топал, Йожеф (2012). «Лучший друг человека в подземелье: домашние хорьки, в отличие от диких форм, демонстрируют сходные с собачьими социально-когнитивные навыки» . ПЛОС ОДИН . 7 (8): е43267. Бибкод : 2012PLoSO...743267H . дои : 10.1371/journal.pone.0043267 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 3419687 . ПМИД 22905244 .
- ^ Упс, Линн; Уолтон, Мегген; МакКомб, Карен (2010). «Использование сигналов человека домашними лошадьми Equus caballus во время задачи выбора объекта». Поведение животных . 79 (6): 1205–1209. дои : 10.1016/j.anbehav.2010.02.015 . ISSN 0003-3472 . S2CID 52235607 .
- ^ Шойман, Марина; Колл, Хосеп (1 апреля 2004 г.). «Использование сигналов экспериментатора южноафриканскими морскими котиками (Arctocephalus pusillus)». Познание животных . 7 (4): 224–230. дои : 10.1007/s10071-004-0216-0 . ISSN 1435-9448 . ПМИД 15057598 . S2CID 24106660 .
- ^ Сопрони, Кристина; Миклоши, Адам; Топал, Йожеф; Чаньи, Вилмос (2002). «Реакция собак (Canis familaris) на указательные жесты человека». Журнал сравнительной психологии . 116 (1): 27–34. дои : 10.1037/0735-7036.116.1.27 . ISSN 1939-2087 . ПМИД 11926681 .
- ^ Лакатос, Габриэлла; Сопрони, Кристина; Дока, Антал; Миклоши, Адам (3 апреля 2009 г.). «Сравнительный подход к пониманию собаками (Canis Familiaris) и человеческими младенцами различных форм указательных жестов». Познание животных . 12 (4): 621–631. дои : 10.1007/s10071-009-0221-4 . ISSN 1435-9448 . ПМИД 19343382 . S2CID 18078591 .
- ^ Таузин, Тибор; Сик, Андор; Кис, Анна; Топал, Йожеф (2015). «Что или где? Значение референтного указания человека для собак (Canis Families)» (PDF) . Журнал сравнительной психологии . 129 (4): 334–338. дои : 10.1037/a0039462 . ISSN 1939-2087 . ПМИД 26147704 .
- ^ Хопкинс, Уильям Д.; Рассел, Джейми; Макинтайр, Джо; Ливенс, Дэвид А. (20 ноября 2013 г.). Аддесси, Эльза (ред.). «Действительно ли шимпанзе так плохо понимают необходимость указывать пальцем? Некоторые новые данные и альтернативный взгляд на социальное познание собак и обезьян» . ПЛОС ОДИН . 8 (11): е79338. дои : 10.1371/journal.pone.0079338 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 3835830 . ПМИД 24278128 .