Совместное внимание

Совместное внимание или совместное внимание — это совместное внимание двух людей на объекте. Это достигается, когда один человек предупреждает другого об объекте посредством пристального взгляда , указания или других вербальных или невербальных указаний. Человек смотрит на другого человека, указывает на объект, а затем возвращает взгляд на человека. Скайф и Брунер были первыми исследователями, представившими в 1975 году поперечное описание способности детей следить за взглядом. Они обнаружили, что большинство детей в возрасте от восьми до десяти месяцев следовали линии взгляда, и что все дети в возрасте от 11 до 14 лет Месячные дети так и сделали. ребенка к определенным объектам в окружающей среде Это раннее исследование показало, что взрослый человек может привлечь внимание с помощью взгляда. [1]
Последующие исследования показали, что двумя важными навыками совместного внимания являются отслеживание взгляда и определение намерения . Способность смотреть друг на друга – важный навык для установления референции . Способность определять намерение важна для способности ребенка изучать язык и направлять внимание других. Совместное внимание важно для многих аспектов развития речи, включая понимание , произношение и изучение слов . Эпизоды совместного внимания предоставляют детям информацию об окружающей среде, позволяя людям ориентироваться в разговорной речи и учить слова. На социально-эмоциональное развитие и способность участвовать в нормальных отношениях также влияют способности совместного внимания. На способность устанавливать совместное внимание могут отрицательно влиять глухота , слепота и нарушения развития, такие как аутизм .
Другие животные, такие как человекообразные обезьяны , собаки и лошади , также демонстрируют некоторые элементы совместного внимания.
Люди
[ редактировать ]Уровни совместного внимания
[ редактировать ]Определение уровней совместного внимания важно для определения того, проявляют ли дети совместное внимание, соответствующее их возрасту. Существует три уровня совместного внимания: триадический, диадический и общий взгляд.
Триадное совместное внимание — это высший уровень совместного внимания, в котором два человека смотрят на объект. [2] Каждый человек должен понимать, что другой человек смотрит на тот же объект, и осознавать, что существует элемент общего внимания. [3] Чтобы случай социального взаимодействия можно было считать триадным совместным вниманием, необходимо, чтобы как минимум два человека уделяли внимание объекту или сосредоточивали свое внимание друг на друге. [4] Кроме того, человек должен продемонстрировать осознание того, что внимание распределяется между ним и другим человеком. [4] Триадное внимание характеризуется тем, что человек снова смотрит на другого человека после того, как посмотрел на объект.
Диадическое совместное внимание — это поведение, похожее на разговор, которое практикуют отдельные люди. Это особенно верно для взрослых и младенцев, которые начинают такое поведение, начиная с двухмесячного возраста. [2] Взрослые и младенцы по очереди обмениваются мимикой, звуками, а у взрослых – речью. Чувствительность к диадической ориентации играет важную роль в развитии диадического внимания. [5] Младенцы должны уметь правильно ориентироваться в ответ на требующее внимания взаимодействие.
Общий взгляд возникает, когда два человека просто смотрят на объект. [6] Общий взгляд — это самый низкий уровень совместного внимания. Фактические данные продемонстрировали адаптивную ценность совместного взгляда; это позволяет быстрее выполнять различные задачи, связанные с групповыми усилиями [7] Вероятно, это важная развитая черта, позволяющая людям общаться просто и целенаправленно. Утверждалось, что общий взгляд является одним из главных предшественников теории разума. [8]
Лица, которые участвуют в триадном совместном внимании, должны понимать как взгляд, так и намерение, чтобы установить общий ориентир. Взгляд относится к пониманию ребенком связи между умственной деятельностью и физическим актом зрения. Намерение относится к способности ребенка понять цель психических процессов другого человека.
взгляд
[ редактировать ]
Чтобы человек смог привлечь совместное внимание, он должен установить референцию . [9] Следование взгляду или направляющим действиям (например, указанию) других людей является распространенным способом установления ссылки. [9] Чтобы человек понял, что следующий взгляд устанавливает ссылку, он должен отобразить:
- Признание того, что рассматривание — это намеренное поведение, направленное на внешние объекты и события. Следующий взгляд служит цели установления референции. [9]
- Понимание того, что просмотр приводит к умственному опыту видения объекта или события. [9]
- Осознание того, что глаза отвечают за зрение. [9]
- Признание того, что другие обладают способностью видеть вещи. [9]
- Понимание направления голоса помогает определить, разговаривает ли с ним говорящий и на чем он или она имеет в виду или на чем сосредоточено внимание. [10]
Взгляд становится более сложным с возрастом и практикой. [11] [12] По мере усложнения взгляда люди могут лучше различать то, о чем говорят другие. [13] Совместное внимание также важно для социального обучения. Следящий взгляд отражает тип ориентации, основанный на ожидании, при котором внимание человека направляется поворотом головы или взгляда другого человека. [14] Люди мотивированы следить за взглядом другого человека и участвовать в совместном внимании, поскольку взгляд является сигналом, по которому происходят полезные события. [14]
Намерение
[ редактировать ]Способность идентифицировать намерение имеет решающее значение для совместного внимания. Когда люди понимают, что у других есть цели, намерения и состояния внимания, они могут проникать в внимание другого человека и направлять его. [9] Совместное внимание способствует и поддерживает диадические обмены и изучение природы социальных партнеров. [9] Способность к совместному вниманию имеет решающее значение для развития речи. [15] [16]
Лица, которые действуют намеренно, демонстрируют регулярность в своем поведении. [17] Люди находят объекты глазами, приближаются к объекту, а затем используют руки, чтобы вступить с ним в контакт и манипулировать им. [17] Изменение направления взгляда — один из нескольких поведенческих сигналов, которые люди используют в сочетании с изменениями в мимике, голосовых выражениях и позе тела, чтобы обозначить намерение воздействовать на объект. [17] Люди, которые ищут или следуют за совместным фокусом внимания, демонстрируют знание того, что то, что находится в их сознании, также находится в сознании другого. [3] Они верят, что испытывают тот же мир, что и другие. [3]
Совместное внимание играет важную роль в развитии теории сознания . Теория разума и совместное внимание являются важными предшественниками полного понимания умственной деятельности другого человека. [13] Хотя теоретически считается, что совместное внимание является важным предшественником теории разума, некоторые данные свидетельствуют о том, что люди решают эти задачи отдельно. [8] Одна лаборатория проверила совместное возникновение такого поведения в социальных сетях и обнаружила, что существенного совпадения не было. [8] Это не означает, что взаимосвязи нет, но это две разные конструкции, которые необходимо измерять независимо.
Понимание языка
[ редактировать ]Способность детей извлекать информацию из окружающей среды зависит от понимания поведения внимания, такого как указание . [11] Эпизоды совместного внимания дают детям большой объем информации об объектах путем установления ориентира и намерения. [11] Совместное внимание возникает в определенных условиях. Предметы и события в этой среде создают контекст, который позволяет ребенку связать значение с конкретным высказыванием. [18] Совместное внимание выделяет соответствующие аспекты контекста, помогая детям понять, что происходит. Недавние работы также связывают факторы, участвующие в мысленной репрезентации языка и интенциональных состояний, включая знание слов и совместное внимание, со степенью исполнительного функционирования. Исследователь обнаружил, что эти виды репрезентативных способностей увеличились через 14 месяцев, и предсказал увеличение успеха в выполнении задач исполнительного функционирования через 18 месяцев. [19] Это открытие предполагает, что эти способности являются важными строительными блоками элементов исполнительных функций.
Языковое производство
[ редактировать ]Социальная среда младенца связана с его или ее дальнейшим речевым развитием. [20] Первые слова детей тесно связаны с их ранним языковым опытом. [2] У детей с типично развивающимися речевыми навыками наблюдается тесное соответствие между материнской речью и окружающей средой: до 78% материнской речи соответствует объекту, на котором фокусируется ребенок. [2] У детей с задержкой речевого развития только 50% материнской речи соответствует объекту, на котором концентрируется внимание ребенка. [2] Младенцы с большей вероятностью будут проявлять совместное внимание, когда родитель говорит об объекте, на который обращает внимание ребенок, а не об объекте, находящемся за пределами внимания младенца. [20] Этот повышенный уровень совместного внимания способствует нормальному языковому развитию, включая понимание и произношение слов. [20] Когда присутствует совместное внимание, оно играет важную роль в изучении слов , важнейшем аспекте языкового развития. [21]
Некоторые недавние данные свидетельствуют о том, что, хотя совместное внимание важно для производства речи, оно не является необходимым или достаточным для создания словарного запаса. [22] Люди с аутистическим спектром, а также люди с синдромом Вильямса продемонстрировали способность изучать новый словарный запас при отсутствии совместного внимания. [22] Кроме того, люди с синдромом Дауна часто демонстрируют способности к совместному вниманию без ожидаемого словарного запаса. [22] Это демонстрирует пластичность, связанную с изучением языка.
Связь с социально-эмоциональным развитием
[ редактировать ]Совместное внимание и способность уделять внимание определенному аспекту своего окружения имеют основополагающее значение для нормальных отношений , основанных на обмене опытом и знаниями . [14] Младенцы очень мотивированы делиться опытом. младенца Мотивация к совместному вниманию достаточно сильна, и младенцы добровольно отворачиваются от интересных зрелищ, чтобы заняться совместным вниманием с другими. [12]
Как описано в теории привязанности , младенцам необходимо развивать отношения с основным опекуном, чтобы достичь нормального социального и эмоционального развития. Ключевой частью способности развивать эти отношения может быть совместное внимание. Помимо языкового развития , совместное внимание выполняет функцию подготовки младенцев к более сложным социальным структурам, участвующим в разговоре взрослых. Навыки детей инициировать совместное внимание и реагировать на него определяют их социальную компетентность в возрасте 30 месяцев. [23] Упреждающая улыбка (форма низкого уровня совместного внимания, включающая улыбку объекту с последующим обращением улыбки к партнеру по общению) в 9 месяцев положительно предсказывает оценки социальной компетентности, оцениваемые родителями, в 30 месяцев у младенцев. [24] Ранние способности совместного внимания объясняют различия в социальных и эмоциональных способностях в дальнейшей жизни. [24]
Недавние исследования показали, что определенные вмешательства могут оказать положительное влияние на уровень совместного внимания, которым вновь занимаются маленькие дети. [25] Дети с РАС были включены в программы поведенческого вмешательства, которые включали скоординированную групповую игру; Исследователи обнаружили, что после нескольких случаев вмешательства многие из их клиентов постоянно привлекали больше совместного внимания.
Маркеры в младенчестве
[ редактировать ]В возрасте 2 месяцев дети участвуют в диадическом совместном вниманию и разговорном обмене со взрослыми, во время которых каждый находится в центре внимания другого, и они по очереди обмениваются взглядами, звуками и движениями рта. [26] В возрасте 3 месяцев дети проявляют навыки совместного внимания, зовя воспитателя, когда они невидимы. [3] Когда опекун не реагирует аналогичным образом, ребенок демонстрирует серию реакций, которые впервые были изучены в начале 1970-х годов Эдвардом Троником. [27] в сотрудничестве с педиатром Т. Берри Бразелтоном в то время, когда последний создавал Шкалу оценки поведения новорожденных . В возрасте 6 месяцев младенцы проявляют навыки совместного внимания посредством:
- Ориентация в том же общем направлении (в поле зрения), что и другой человек. [26] Младенцы также перестают концентрироваться на первом интересном (заметном) объекте, с которым они сталкиваются. [26]
- Следование за направленным взглядом взрослых. [26]
- Расширение более сложных функций поведения, таких как проверка взгляда, когда первоначальное отслеживание взгляда не увенчалось успехом. [13]
- Уделять больше внимания глазам, реагировать на изменения направления взгляда и направлять свое внимание на основе взгляда другого человека. [11]
В возрасте 8 месяцев младенцы демонстрируют совместное внимание посредством протодекларативного указания пальцем, особенно у девочек. [26] В 9-месячном возрасте у младенцев начинает проявляться тройственное совместное внимание. [2] Младенцы также будут демонстрировать совместную деятельность по концентрации внимания, такую как коммуникативные жесты, социальные ссылки и использование поведения других для управления реакцией на новые вещи. [26]
В годовалом возрасте совместное внимание проявляется через понимание ребенком указания как целенаправленного действия. [26] Годовалые дети также устанавливают совместное внимание к объектам в их поле зрения раньше, чем к объектам за пределами их текущего поля зрения. В этом возрасте младенцы еще не способны представлять все окружающее, а только то, что они видят. [26] В возрасте 15 месяцев дети узнают мысли других . [26] В этом возрасте дети также осознают важность глаз для зрения и то, что физические объекты могут блокировать зрение. [11] В возрасте 18 месяцев младенцы способны следить за взглядом человека за пределами поля зрения и устанавливать (репрезентативное) совместное внимание. [26] 18-месячные дети также осознают интенциональную, референтную природу взгляда, менталистический опыт видения и роль глаз. [11] и умеют точно следить за взглядом и указывать. [11] В двухлетнем возрасте дети проявляют совместное внимание, выходя за рамки настоящего и понимая, что объект внимания других распространяется также и на прошлое. [3] Двухлетние дети также способны к репрезентативному мышлению или повышенной памяти . [3]
Лица с ограниченными возможностями
[ редактировать ]Несколько исследований показали, что проблемы с совместным вниманием связаны с процессами развития. [28] Трудности в установлении совместного внимания могут частично объяснять различия в социальных способностях детей с нарушениями развития (т.е. расстройствами аутистического спектра ). [28] Основной дефицит, отмечаемый при аутизме, — это взгляд в глаза. [29] Детям с аутизмом трудно чередовать внимание к партнеру и третьему объекту. [29] Эта трудность объясняется неспособностью следить за взглядом, что приводит к трудностям с инициированием и поддержанием совместного внимания. [29] Глухие младенцы способны проявлять совместное внимание, как и слышащие младенцы; однако время, затрачиваемое на совместное внимание, часто сокращается у глухих младенцев, рожденных от слышащих родителей. [30] Слышащие родители глухих детей часто с меньшей вероятностью будут реагировать и расширять инициативу и коммуникативные действия своих глухих детей. [30] Глухие дети глухих родителей не демонстрируют снижения времени, проводимого в совместном внимании. [30] Слуховой вклад не имеет решающего значения для совместного внимания, но схожие способы общения и понимания имеют жизненно важное значение. [30] Более того, матери, которые не могут успешно наладить регулярное совместное внимание со своим ребенком, оценивают этого ребенка ниже по шкалам социальной компетентности . [30] Суждение о низкой социальной компетентности можно сделать уже в 18-месячном возрасте. [30] У слепых младенцев совместное внимание устанавливается посредством слухового восприятия или ощущения руки другого человека на предмете и может задерживаться по сравнению с зрячими младенцами. [31]
В исследованиях фМРТ
[ редактировать ]Исследование, изучающее активность мозга во время выполнения совместных задач по концентрации внимания, позволило выявить некоторые области мозга, потенциально связанные с совместным вниманием. Большая активность в вентромедиальной лобной коре, левой верхней лобной извилине (ВА10), поясной коре и хвостатых ядрах наблюдалась, когда люди занимались совместной концентрационной деятельностью. [32] Многие из этих областей мозга вовлечены в соответствующую умственную деятельность. Было продемонстрировано, что вентромедиальная лобная кора связана с задачами теории разума, включающими присвоение психических состояний другим. [32] Проблемы в областях BA10 считаются возможным неврологическим коррелятом расстройства аутистического спектра, которое часто характеризуется дефицитом совместного внимания. Дальнейшие исследования, включающие методы отслеживания движений глаз и совместного внимания, обнаружили аналогичные нейронные корреляты. Исследователи наблюдали повышенную активацию правой миндалевидного тела, правой веретенообразной извилины, передней и дорсальной передней поясной извилины, стриатума, вентральной покрышки и задней теменной коры, когда участники занимались совместным вниманием на основе отслеживания глаз. [33]
Нейрофизиологические исследования на приматах
Недавние исследования изучали нейронную основу слежения за взглядом и совместного внимания у макак-резус. Было обнаружено, что нейроны в небольшой области задней верхней височной борозды, так называемой «участке следования взгляда», реагируют на объект, на который смотрит другой вид, и тем самым позволяют наблюдателю установить совместное внимание. Эти нейроны гибко интегрируют направление взгляда другого человека и объект интереса. Свойства этих нейронов определяют взгляд, следующий за патчем, как ключевой переключатель в управлении социальными взаимодействиями на основе взгляда другого человека. [34]
Другие животные
[ редактировать ]Определения у животных, кроме человека
[ редактировать ]Триадное совместное внимание — это высший уровень совместного внимания, в котором два человека смотрят на объект. [2] Каждый человек должен понимать, что другой человек смотрит на тот же объект, и осознавать, что существует элемент общего внимания. [3] [4] По сути, это требует, чтобы люди владели теорией разума . [13] Триадное внимание характеризуется тем, что человек снова смотрит на другого человека после того, как посмотрел на объект. [6] Диадическое совместное внимание предполагает взаимный взгляд родителя и младенца. [6] Взаимный взгляд характеризуется тем, что родитель и ребенок смотрят друг другу в глаза. [35] Если два человека просто смотрят на объект, это называется общим взглядом. [6]
Диадическое совместное внимание
[ редактировать ]Младенцы и родители шимпанзе нежно проявляют парное совместное внимание, глядя друг другу в глаза. [36] Животные, не относящиеся к человеку, такие как японские обезьяны, бабуины и другие обезьяны Старого Света, редко участвуют в диадическом совместном внимании. [36] Для этих животных зрительный контакт, участвующий в парном совместном внимании, считается угрожающим. [36]
Общий взгляд
[ редактировать ]Следящий взгляд, или совместный взгляд, можно встретить у ряда приматов . [6] : 155–71 [34] Домашние животные, такие как собаки и лошади, также демонстрируют общий взгляд. [37] [38] Этот тип совместного внимания важен для животных, поскольку перемещение взгляда служит индикатором, предупреждающим животное о местонахождении хищников, партнеров или пищи. [6]
Хотя обычно утверждается, что другие виды приматов, кроме человекообразных обезьян, не обладают совместным вниманием, есть некоторые свидетельства того, что макаки-резусы это делают. В одном эксперименте было замечено, что они дольше смотрели на объект взгляда другой обезьяны, чем на посторонний объект. Это предлагает, по крайней мере, некоторые доказательства их способности участвовать в общем взгляде.
Шимпанзе способны активно находить объекты, находящиеся в центре внимания другого человека, отслеживая взгляды других людей. [39] Они не ограничиваются тем, чтобы следить за взглядом на первый интересный объект, попавшийся им в поле зрения. [39] Они используют ряд различных сигналов для привлечения общего внимания, включая движение головы и взгляд. [6] Младенцы шимпанзе начинают следовать сигналам экспериментатора, постукивая пальцем, указывая пальцем и поворачивая голову, к девятимесячному возрасту. [6] К 13 месяцам они реагируют на взгляды без поворота головы. [6] Нет никаких доказательств того, что детеныши шимпанзе способны использовать только взгляд в качестве сигнала для последующих реакций. [6] К 20-месячному возрасту детеныши шимпанзе способны следовать по сигналам экспериментатора к цели позади шимпанзе, но детеныши шимпанзе не оглядываются на экспериментатора после того, как посмотрели на цель. [6] Для детенышей шимпанзе движущиеся цели более заметны, чем стационарные. [6] Младенцы шимпанзе чувствительны к лицам, которые смотрят на них, но шимпанзе младше трех-четырех лет смотрят только в пределах своего поля зрения, используя поворот головы экспериментатора в качестве сигнала. [6]
Однако отсутствие доказательств того, что шимпанзе могут не следить за взглядом глаз, может быть подорвано плохим дизайном и реализацией исследования. [40] Например, приматы, не являющиеся человеком, которые растут в среде обитания человека, с большей вероятностью будут следовать указаниям и взгляду, как и псовые. [41] Кроме того, при сравнении животных и людей, которые различаются по стадиям жизненного цикла, они, вероятно, проявят дефицит совместного внимания, но когда они соответствующим образом соответствуют возрасту и истории жизни, животные и люди демонстрируют одинаковое поведение совместного внимания. [42] [43] Кроме того, существует проблема, заключающаяся в том, что доказательства, подтверждающие утверждения об отсутствии эффектов, редко сообщают о правильных статистически незначимых результатах в четкой и формальной форме. [44] [45] В результате исследователи с большей вероятностью примут утверждения об отсутствии разницы, хотя на самом деле разница есть, но не достигла статистической значимости. Наконец, необходимы более формальные методы для оценки доказательств в сравнении с теоретическими предсказаниями. [45]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мур, К.; Данэм, П. (1995). Совместное внимание: его истоки и роль в развитии . Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс. ISBN 0-8058-1437-Х .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Оутс Дж. и Грейсон А. (2004). Когнитивное и языковое развитие у детей. Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing. ISBN 1-4051-1045-7
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Редди, В. (2005). Перед третьим элементом: Понимание внимания к себе. В Н. Эйлане, К. Хорле, Т. МакКормаке и Дж. Росслере (ред.), Совместное внимание: общение и другие умы (стр. 85–109). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-924563-0
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хобсон, Р.П. (2005). «Что придает совместному вниманию совместность?». В Росслер, Дж (ред.). Совместное внимание: Общение и другие умы . Издательство Оксфордского университета. стр. 185–204. ISBN 0-19-924563-0 .
- ^ Ликам, Сьюзен Р.; Рамсден, Кристофер А.Х. (24 февраля 2006 г.). «Диадическая ориентация и совместное внимание у детей дошкольного возраста с аутизмом». Журнал аутизма и нарушений развития . 36 (2): 185–197. дои : 10.1007/s10803-005-0054-1 . ISSN 1573-3432 . ПМИД 16502142 . S2CID 17657094 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Окамото-Барт, С.; Томонага, М. (2006). «Развитие совместного внимания у детенышей шимпанзе». В Танаке, М. (ред.). Когнитивное развитие у шимпанзе . Спрингер-Верлаг. стр. 155–171 . ISBN 4-431-30246-8 .
- ^ Бреннан, Сьюзен Э.; Чен, Синь; Дикинсон, Кристофер А.; Нейдер, Марк Б.; Зелинский, Грегори Дж. (01 марта 2008 г.). «Координация познания: затраты и преимущества совместного взгляда во время совместного поиска». Познание . 106 (3): 1465–1477. дои : 10.1016/j.cognition.2007.05.012 . ISSN 0010-0277 . ПМИД 17617394 . S2CID 6731527 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шоу, Джордан А.; Брайант, Лорен К.; Малле, Бертрам Ф.; Повинелли, Дэниел Дж.; Пруэтт, Джон Р. (01 мая 2017 г.). «Взаимосвязь между совместным вниманием и теорией разума у нейротипичных взрослых» . Сознание и познание . 51 : 268–278. дои : 10.1016/j.concog.2017.02.012 . ISSN 1053-8100 . ПМИД 28433857 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Д'Энтремон Б., Язбек А., Морган А. и Маколей С. (2007). Раннее отслеживание взгляда и понимание других. В Р. Фломме, К. Ли и Д. Мьюире (ред.), «Слежение за взглядом: его развитие и значение» (стр. 77–94). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates. ISBN 0-19-924563-0
- ^ Россано, Федерико; Малинда Карпентер; Майкл Томаселло (2012). «Годовые младенцы следуют указаниям других» (PDF) . Психологическая наука . 23 (11): 1298–1302. дои : 10.1177/0956797612450032 . hdl : 11858/00-001M-0000-000F-EDCC-9 . ПМИД 23070306 . S2CID 7116952 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Вудворд, А. (2005). Понимание младенцами действий, связанных с совместным вниманием. В книге Н. Эйлана, К. Хорла, Т. МакКормака и Дж. Росслера (ред.), «Совместное внимание: общение и другие умы» (стр. 110–128). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-924563-0
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Карпентер, М. (2011). Социальное познание и социальные мотивации в младенчестве. В книге У. Госвами (ред.), Справочник Уайли-Блэквелла по когнитивному развитию детей (стр. 106–128). Западный Суссекс, Великобритания: Blackwell Publishing Ltd. ISBN 1-4051-9116-3
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хил, Дж. (2005). «Совместное внимание и понимание ума». В Росслер, Дж (ред.). Совместное внимание: Общение и другие умы . Издательство Оксфордского университета. стр. 34–44.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Макферсон, А.С. и Мур, К. (2007). Управление вниманием с помощью взглядов в младенчестве. В Р. Фломме, К. Ли и Д. Мьюире (ред.), «Слежение за взглядом: его развитие и значение» (стр. 53–76). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
- ^ Томаселло, М.; Фаррар, Дж. (1986). «Совместное внимание и ранняя речь». Развитие ребенка . 57 (6): 1454–1463. дои : 10.1111/j.1467-8624.1986.tb00470.x . ПМИД 3802971 .
- ^ Болдуин, Д.А. (1995). Понимание связи между совместным вниманием и речью. В книге К. Мура и П. Дж. Данэма (ред.) «Совместное внимание: его истоки и роль в развитии» (стр. 131–158). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мамме Д., Бушнелл Э., ДиКорсиа Дж. и Ларивьер Л. (2007). Младенцы используют сигналы взгляда для интерпретации действий и эмоциональных реакций других людей. В Р. Фломме, К. Ли и Д. Мьюре (ред.), «Слежение за взглядом: его развитие и значение» (стр. 143–170). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates. ISBN 0-8058-4750-2
- ^ Брунер, Дж. (1983). Детский разговор: Учимся использовать язык. (стр. 67–88). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton & Co.
- ^ Миллер, Стефани Э.; Маркович, Стюарт (2015). «Изучение управляющей функции на втором году жизни: согласованность, стабильность и связь с совместным вниманием и речью» (PDF) . Психология развития . 51 (1): 101–114. дои : 10.1037/a0038359 . ISSN 1939-0599 . ПМИД 25546598 . S2CID 20307292 . Архивировано из оригинала (PDF) 02 марта 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Роллинз, PR (2003). «Условные комментарии лиц, осуществляющих уход, к 9-месячным младенцам: отношения с более поздним языком». Прикладная психолингвистика . 24 (2): 221–234. дои : 10.1017/S0142716403000110 . S2CID 145542385 .
- ^ Хиротани, М.; Стець, М.; Стриано, Т.; Фридерик, AD (2009). «Совместное внимание помогает младенцам выучить новые слова: потенциальные доказательства, связанные с событиями». Развивающая нейронаука . 20 (6): 600–605. дои : 10.1097/WNR.0b013e32832a0a7c . ПМИД 19287321 . S2CID 6616780 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ахтар, Намера; Гернсбахер, Мортон Энн (2007). «Совместное внимание и развитие словарного запаса: критический взгляд» . Язык и лингвистический компас . 1 (3): 195–207. дои : 10.1111/j.1749-818X.2007.00014.x . ISSN 1749-818X . ПМЦ 4258841 . ПМИД 25505491 .
- ^ Ван Хек, Эми Вон; Манди, Питер С.; Акра, К.Франсиозе; Блок, Джессика Дж.; Дельгадо, Кристина Э.Ф.; Парладе, Миган В.; Майерс, Джессика А.; Нил, А. Ребекка; Помарес, Юлий Б. (2007). «Совместное внимание, темперамент и социальная компетентность детей дошкольного возраста» . Развитие ребенка . 78 (1): 53–69. дои : 10.1111/j.1467-8624.2007.00985.x . ПМЦ 2662688 . ПМИД 17328693 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Паралад, Миган Венеция; Мессингер, Дэниел С.; Дельгадо, Кристина Э.Ф.; Кайзер, Мэригрейс Йель; Ван Хек, Эми Вон; Манди, Питер К. (2009). «Упреждающая улыбка: связь раннего аффективного общения и социальных результатов» . Поведение и развитие младенцев . 32 (1): 33–43. дои : 10.1016/j.infbeh.2008.09.007 . ПМК 2650826 . ПМИД 19004500 .
- ^ Зерчер, Крейг; Хант, Пэм; Шулер, Адриана; Вебстер, Дженис (декабрь 2001 г.). «Повышение совместного внимания, игры и языка посредством игры при поддержке сверстников». Аутизм . 5 (4): 374–398. дои : 10.1177/1362361301005004004 . ISSN 1362-3613 . ПМИД 11777255 . S2CID 43354234 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Госвами, Уша (2008) Когнитивное развитие: обучающийся мозг . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Психология.
- ↑ Доверительные отношения играют центральную роль в обучении детей — Уроки Эдварда Троника , Huffington Post, 31 января 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бхат, АН; Галлоуэй, Джей Си; Ланда, Р.Дж. (2010). «Социальные и несоциальные модели зрительного внимания и ассоциативное обучение у младенцев, подверженных риску аутизма» . Журнал детской психологии и психиатрии . 51 (9): 989–997. дои : 10.1111/j.1469-7610.2010.02262.x . ПМЦ 3653974 . ПМИД 20456532 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бруинсма, Ю.; Когель, Р.; Когель, Л. (2004). «Совместное внимание и дети с аутизмом: обзор литературы». Обзоры исследований умственной отсталости и нарушений развития . 10 (3): 169–175. дои : 10.1002/mrdd.20036 . ПМИД 15611988 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Новаковски, Матильда Э.; Таскер, Сьюзен Л.; Шмидт, Луи А. (2009). «Формирование совместного внимания в диадах слышащих матерей глухих и слышащих детей и его связь с адаптивным социальным поведением» . Американские анналы глухих . 154 (1): 15–29. дои : 10.1353/aad.0.0071 . ПМИД 19569301 . S2CID 23182211 .
- ^ Бигелоу, А.Е. (2003). «Развитие совместного внимания у слепых детей». Развитие и психопатология . 15 (2): 259–275. дои : 10.1017/S0954579403000142 . ПМИД 12931827 . S2CID 38829507 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уильямс, Джастин Х.Г.; Официант, Гордон Д.; Перра, Оливер; Перретт, Дэвид И.; Уайтен, Эндрю (01 марта 2005 г.). «ФМРТ-исследование опыта совместного внимания». НейроИмидж . 25 (1): 133–140. doi : 10.1016/j.neuroimage.2004.10.047 . ISSN 1053-8119 . ПМИД 15734350 . S2CID 26360555 .
- ^ Гордон, Иланит; Эйлботт, Джеффри А.; Фельдман, Рут; Пелфри, Кевин А.; Вик, Брент К. Вандер (1 ноября 2013 г.). «Мозговые сети социального вознаграждения и внимания задействованы, когда онлайн-заявки на совместное внимание встречают совпадающие или несогласованные ответы». Социальная нейронаука . 8 (6): 544–554. дои : 10.1080/17470919.2013.832374 . ISSN 1747-0919 . ПМИД 24044427 . S2CID 3903279 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рамезанпур, Хамидреза; Тьер, Питер (21 января 2020 г.). «Декодирование чужого фокуса внимания модулем височной коры» . Труды Национальной академии наук . 117 (5): 2663–2670. Бибкод : 2020PNAS..117.2663R . дои : 10.1073/pnas.1911269117 . ISSN 0027-8424 . ПМЦ 7007515 . ПМИД 31964825 .
- ^ Развитие социального познания в первые 2 года. В Т. Мацузава, М. Томонага и М. Танака (ред.), Когнитивное развитие у шимпанзе (стр. 182-197). Токио: Springer-Verlag.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эволюционное происхождение отношений матери и ребенка. В Т. Мацузава, М. Томонага и М. Танака (ред.), Когнитивное развитие у шимпанзе (стр. 127-141). Токио: Springer-Verlag.
- ^ Итакура, С. (2004). «Слежение за взглядом и совместное визуальное внимание у животных, не являющихся людьми». Японские психологические исследования . 46 (3): 216–226. дои : 10.1111/j.1468-5584.2004.00253.x .
- ^ МакКинли, Дж.; Сэмбрук, ТД (9 мая 2000 г.). «Использование сигналов человека домашними собаками (Canis familis) и лошадьми (Equus caballus)» . Познание животных . 3 (1): 13–22. дои : 10.1007/s100710050046 . ISSN 1435-9448 . S2CID 26973156 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Томаселло и др. и Эмери и др. как указано в (2006). Развитие совместного внимания у детенышей шимпанзе. В Т. Мацудзава, М. Томонага и М. Танака (ред.), Когнитивное развитие у шимпанзе (стр. 155–171). Токио: Springer-Verlag.
- ^ Ливенс, Дэвид А.; Эльшериф, Махмуд М.; Кларк, Ханна (01 сентября 2023 г.). «Что животные могут рассказать нам о предпосылках внимания и овладения языком» . Язык и общение . 92 : 55–73. дои : 10.1016/j.langcom.2023.06.004 . ISSN 0271-5309 . S2CID 259879610 .
- ^ Краузе, Марк А.; Уделл, Моник А.Р.; Ливенс, Дэвид А.; Скопос, Лира (август 2018 г.). «Наведение животных: меняющиеся тенденции и результаты 30 лет исследований» . Журнал сравнительной психологии . 132 (3): 326–345. дои : 10.1037/com0000125 . ISSN 1939-2087 . ПМИД 29952588 . S2CID 49483870 .
- ^ Краузе, Марк А.; Фаутс, Роджер С. (1997). «Шимпанзе (Pan troglodytes) указывание: формы рук, точность и роль взгляда» . Журнал сравнительной психологии . 111 (4): 330–336. дои : 10.1037/0735-7036.111.4.330 . ISSN 1939-2087 . ПМИД 9419879 .
- ^ Ливенс, Дэвид А.; Бард, Ким А. (1 января 2011 г.). «Влияние окружающей среды на совместное внимание у человекообразных обезьян: последствия для человеческого познания» . Журнал когнитивного образования и психологии . 10 (1): 9–31. дои : 10.1891/1945-8959.10.1.9 . ISSN 1945-8959 . S2CID 144890171 .
- ^ Аксель, Балаш; Палфи, Бенс; Соллози, Аба; Ковач, Мартон; Саси, Варнава; Сечи, Питер; Зрубка, Марк; Гронау, Квентин Ф.; ван ден Берг, Дон; Вагенмакерс, Эрик-Ян (сентябрь 2018 г.). «Количественная оценка поддержки нулевой гипотезы в психологии: эмпирическое исследование» . Достижения в методах и практике психологической науки . 1 (3): 357–366. дои : 10.1177/2515245918773742 . hdl : 10831/66177 . ISSN 2515-2459 . S2CID 149580874 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фаррар, Бенджамин Г.; Вернуйе, Ализе; Гарсиа-Пелегрин, Элиас; Легг, Эдвард В.; Брехт, Катарина Ф.; Ламберт, Поппи Дж.; Эльшериф, Махмуд; Фрэнсис, Шеннон; О'Нил, Лори; Клейтон, Никола С.; Остоич, Льерка (9 марта 2023 г.). «Сообщение и интерпретация незначительных результатов исследований когнитивных функций животных» . ПерДж . 11 : е14963. дои : 10.7717/peerj.14963 . ISSN 2167-8359 . ПМЦ 10008313 . ПМИД 36919170 .