Jump to content

Нараяна

(Перенаправлено с Нараяны )
Вишну в образе Нараяны, отдыхающего на Шеше в небесных водах , в сопровождении своей супруги Лакшми.

Нараяна ( санскрит : नारायण , IAST : Нараяна ) — одна из форм и эпитетов Вишну . В этой форме божество изображается в йогическом сне под небесными водами , символизируя мужское начало и связанное с его ролью творения. [ 1 ] [ 2 ] Он также известен как Пурушоттама и считается Высшим Существом в вайшнавизме . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]

Этимология

[ редактировать ]

Нараян Айянгар утверждает, что значение санскритского слова «Нараяна» можно проследить до Законов Ману (также известных как Манусмрити , текст Дхармашастры ), [ 7 ] в котором говорится:

Воды называются Нара, (для) воды, действительно, потомки Нара; Поскольку они были его первой резиденцией (Аяна), его оттуда называют Нараяной.

- Глава 1, Стих 10. [ 8 ]

Это определение используется во всей постведической литературе, такой как Махабхарата и Вишну-пурана . [ 7 ] [ 9 ] «Нараяна» также определяется как «сын первобытного человека ». [ 10 ] и «Высшее Существо, которое является основой всех людей». [ 11 ]

  • «Нара» (санскрит नर) означает «вода» и «человек». [ 12 ]
  • «Яна» (санскрит यान) означает «транспортное средство», «сосуд» или, более широко, «обитель» или «дом». [ 13 ]

Л.Б. Кени предполагает, что Нараяна был связан с дравидийской и, в конечном итоге, с цивилизацией долины Инда до его синкретизма с Вишну. С этой целью он утверждает, что этимология божества связана с дравидийским словом nara , означающим «вода», ай , что на тамильском языке означает «лежать на месте», и an , который является окончанием мужского рода в дравидийских языках . Он утверждает, что это также причина, по которой Нараяна изображается лежащим на змее в море. Он цитирует: «Этот Нараяна арийского пантеона, кажется, является высшим существом мохенджо-дарианцев, богом, которого, вероятно, называли Ан, имя, которое до сих пор сохраняется в тамильской литературе как Андиванам, прототип исторического Шивы ». [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]

Описание

[ редактировать ]

В Ведах и Пуранах Нараяна описывается как имеющий божественный черновато-синий цвет наполненных водой облаков, четырехрукий, держащий Падму (лотос), Каумодаки гаду (булаву), Панчаджанья шанкху (раковину) и Сударшана чакру. (дискус).

Изображение Нараяны в пещерных храмах Бадами в Карнатаке.

эпосе Итихаса Махабхараты Как : сказано в

Я Нараяна, Источник всего сущего, Вечный, Неизменный. Я – Создатель всего сущего, но также и Разрушитель всего. Я Вишну , я Брахма и я Шанкара , глава богов. Я царь Вайшравана и Яма, повелитель умерших духов. Я Шива , я Сома и я Кашьяпа, повелитель сотворенных вещей. И, о лучший из возрожденных, я — тот, кого зовут Дхатри, а также тот, кого зовут Видхатри, и я — воплощенное Жертвоприношение. Огонь — мои уста, земля — мои ноги, а Солнце и Луна — мои глаза; Небо — макушка моей головы, небосвод и стороны света — мои уши; воды рождены моим потом. Пространство со сторонами света — мое тело, а Воздух — мой разум…

... И, о Брахман, все, что достигается людьми посредством практики истины, благотворительности, аскетического аскетизма, мира и безвредности по отношению ко всем существам, а также других красивых дел, достигается благодаря моим замыслам. Руководствуясь моим постановлением, люди бродят внутри моего тела, их чувства подавляются мной. Они движутся не по своей воле, а так, как движутся мной.

- Махабхарата (перевод Кисари Мохана Гангули, 1883–1896), Книга 3, Варна Парва, Глава CLXXVIII (188) [ 9 ]

Согласно таким текстам, как « Вишну-пурана» , «Бхагавата-пурана» , «Гаруда-пурана» и « Падма-пурана» , Нараяна — это сам Вишну , который воплощается в различных аватарах .

Согласно Бхагавад-гите , он также является «Гуру Вселенной». [ нужна ссылка ] «Бхагавата-пурана» объявляет Нараяну Верховной Личностью Бога , которая участвует в создании 14 миров во вселенной. Брахма , который является Божеством раджас - гуны , сам поддерживает, поддерживает и сохраняет вселенную как Вишну , принимая саттва - гуну . [ нужна ссылка ] Сам Нараяна уничтожает вселенную в конце Маха-Кальпы как Калагни Рудра , управляющее божество тамас - гуны .

Согласно «Бхагавата-пуране» , «Пуруша-сукте» , «Нараяна-сукте » и «Нараяна-упанишадам Вед » он является высшей душой.

Согласно Мадхвачарье , Нараяна — одна из пяти вьюх Вишну , которые являются космическими эманациями Бога, в отличие от его воплощенных аватаров . Мадхвачарья разделяет проявления Вишну на две группы: вьюхи (эманации) Вишну и Его аватары (воплощения). [ 17 ] Вьюхи берут свое начало в Панчаратрах , сектантском тексте, который был признан авторитетным как Вишиштадвайта , так и Двайта школами Веданты . Это механизмы, с помощью которых Вселенная упорядочивается, создается и развивается. Нараяна обладает аспектами чатур-вьюха Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анируддхи, которые развиваются один за другим в развитии вселенной. В Махабхарате Арджуна Кришна также является синонимом Нараяны, а упоминается как Нара. [ 18 ] Эпос идентифицирует их либо во множественном числе как «Кришны», либо как части воплощений более ранних воплощений Вишну , напоминая об их мистической идентичности как Нара-Нараяна . [ 19 ]

Нараяна (как Кришна) также описывается в Бхагавад-гите как имеющий универсальную форму ( Вишварупа ), которая находится за пределами обычных пределов человеческого восприятия или воображения. [ 20 ]

В Нараяна-сукте Нараяна, по сути, является высшей силой и/или сущностью всего: «Нараяна парабрахман татвам Нараяна параха». [ 21 ]

Вечная и высшая обитель Нараяны за пределами материальной вселенной — Вайкунтха , царство блаженства и счастья, называемое Парамапада , что означает последнее или высшее место для освобожденных душ, где они вечно наслаждаются блаженством и счастьем в обществе верховного Господа. Вайкунтха находится за пределами материальной вселенной и, следовательно, не может быть воспринята или измерена с помощью материальной науки или логики. [ 22 ] Иногда Кшира Сагара , где Нараяна или Вишну покоится на Шеше в своей лежащей форме ананта шаяна , [ 23 ] также воспринимается как Вайкунтха в материальной вселенной.

В текстах Шрути Нараяна упоминается как изначальное существо, которое присутствовало даже тогда, когда Брахмы и Ишаны ( Шивы ) не было. В текстах он рассматривается как Высшая Душа. [ 24 ]

В Махасамайя-сутте (DN 20) Палийского канона упоминается божество по имени Венху (санскрит: Вишну ), хотя текст предполагает, что это имя может также обозначать класс дэвов. Он также появляется в Венду-сутте (SN 2.12) как Венду , где он обращается к Гаутаме Будде , прославляя радость, испытываемую теми, кто следует Дхамме . Он также кратко упоминает Ману . [ 25 ]

Буддизм Махаяны подробно описывает характер этого божества, которого часто называют Нараяной ( китайский : 那羅延天 ; тибетский : མཐུ་བོ་ཆེ། ) или, реже, Нарасимха ( 納拉辛哈 ) и Васудева ( 婆藪天 ). В литературе он часто изображается как Ваджрадхара ( 金剛力士 ). Он присутствует в Мандале Царства Чрева и входит в число двенадцати дэв-хранителей Мандалы Алмазного Царства . он связан со Шраваной . В эзотерической астрологии [ 26 ] Его супруга-царица — Нараяни. [ 27 ] Говорят, что он родился из Авалокитешвары . сердца [ 28 ] говорят Иногда о Буддах , что у них твердое тело, как у Нараяны.

Йогачарабхуми Шастра описывает его как человека с тремя лицами и зеленовато-желтым цветом лица. В правой руке он держит колесо и едет на гаруде . В главе 6 « Ициэцзин Иньи» объясняется, что он принадлежит к Камадхату и почитается за обретение силы. В главе 41 добавлено, что у него есть восемь рук, которые владеют различным «оружием Дхармы» ( дхармаюда ), с помощью которого он подчиняет себе асуров .

Он появляется как собеседник в нескольких сутрах Махаяны , включая Карандавьюха-сутру , Сарвапуньясамуккаясамадхи-сутру и Нараянапариприччха-дхарани .

Он также упоминается в нескольких местах в Лалитавистара-сутре , одной из сутр , описывающих жизнь Гаутамы Будды . Говорят, что Будда «наделен великой силой Нараяны, его называют самим великим Нараяной».

Китайский манихейский манускрипт Мони Гуанфо , синкретический религиозный текст, включающий в себя как буддийские, так и манихейские элементы, считает Нараяну ( китайский : 那羅延 ; пиньинь : Налуоян ) одним из Пяти Будд, а другими буддами являются Зороастр , Шакьямуни , Иисус и Мани . [ 29 ]

Джайнизм

[ редактировать ]

Балабхадра и Нараяна — могучие сводные братья, которые появляются девять раз в каждой половине временных циклов джайнской космологии и совместно управляют половиной Земли как получакраварти. В конце концов Прати-нарьяна убит Нараяной за его неправедность и безнравственность. Нараяна чрезвычайно могущественен и по силе равен двум Балабхадрам. Чакравартины столь же могущественны, как 2 Нараяны. Таким образом, Нараяна становятся получакравартинами. Тиртханкары намного могущественнее Чакравартинов. В «Джайнской Махабхарате» есть дружеская дуэль между двоюродными братьями Неминатхой (Тиртханкарой) и Кришной (Нарьяной), в которой Неминатх проиграл Кришне без каких-либо усилий. Существует также история о том, как Неминатха поднял раковину Кришны и без всякого усилия дул в нее. В джайнской Махабхарате описан конфликт между Кришной и Джарасандхой , которого убивает Кришна.

Литература

[ редактировать ]

Нараяна восхваляется в некоторых частях Вед, таких как Нараяна Суктам и Вишну Суктам . Он также восхваляется в избранных Вайшнавских Упанишадах, таких как Нараяна Упанишада , Маханараяна Упанишада и Нрисимха Тапания Упанишада . [ 30 ]

В «Падма-пуране» рассказывается об эпизоде, когда Нараяна дарует Рудре (Шиве) благословение. Божество-разрушитель ищет два блага. Во-первых, он желает быть величайшим из преданных Нараяны, а также иметь репутацию такового во всем мире. Во-вторых, он желает иметь возможность предложить спасение всякому, кто ищет у него убежища. [ 31 ]

Доблесть Нараяны описана в Рамаяне : [ 32 ]

Нараяна, подобный светящемуся облаку, своими превосходными стрелами, выпущенными из Его лука, как множество ударов молний, ​​истребил этих ночных следопытов с растрепанными и развевающимися на ветру волосами. Их зонтики сломаны, их богатые одежды разорваны стрелами, их внутренности разорваны, их глаза расширены от страха, эти воины, бросив свое оружие, впали в неистовство ужаса. Напоминая слонов, атакованных львом, эти ночные рейнджеры на своих лошадях издавали крики, спасаясь от первобытного льва [т. е. воплощения Вишну как Нрисимхи — получеловека-полульва], который их преследовал.

- Валмики , Рамаяна , Книга 7, Глава 7.

Молитва Рамануджи о предании Нараяне в Шаранагати Гадьям Тируваймоли была и имеет большое значение для его последователей Шри - Вайшнавов, поскольку она стала образцом молитвы для будущих поколений. В этой молитве Рамануджа описывает Нараяну как «возлюбленную супругу Шри , Бхуми и Нилы ». Утверждается, что он проживает в своей обители на Вайкунтхе, где берет на себя роль создания, сохранения, а также разрушения вселенной. Нараяну превозносят как Высшую Реальность, Брахмана . Он считается прибежищем всего творения, повелителем духовных и материальных существ, а также рассеивателем страданий своих преданных. Он заканчивает свою молитву приветствием Нараяны и его супруги Шри, которым он предается своим «лотосоподобным стопам». [ 33 ]

См. также

[ редактировать ]
Вьюх Изображение Атрибуты Символ [ 37 ] [ 38 ] Направление Лицо Концепция
Нараяна
Вишну
Васудева Чакры Колесо
В Мейсе
Шанкха Конч
Гаруда Орел Восток Саумья
(Спокойный/доброжелательный)
Джнана Знание
Самкаршана Лангала плуг
Мусала Пестик
Бокал для вина
Говори веерную ладонь Юг Симха Лев Бала Сила
Прадьюмна Капа Лук
Бана Стрела
Макара Крокодил Запад Раудра Капила Айшварии Суверенитет
Анируддха Карма Щит
Кханга Меч
Рсия (ऋष्य) Белоногая антилопа Север Вараха Кабан Шакти Сила
  1. ^ Лиминг, Дэвид (17 ноября 2005 г.). Оксфордский справочник мировой мифологии . Издательство Оксфордского университета. п. 278. ИСБН  978-0-19-028888-4 .
  2. ^ «Призыв к благоприятности [Глава 1]» . 14 августа 2014 г.
  3. ^ Джон Клиффорд Холт (2008). Буддийский Вишну: религиозная трансформация, политика и культура . Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 268. ИСБН  9788120832695 .
  4. ^ Джон Пол Сиднор (29 марта 2012 г.). Рамануджа и Шлейермахер: на пути к конструктивному сравнительному богословию . ООО "ИСД". п. 110. ИСБН  9780227900352 .
  5. ^ К. Маккензи Браун (29 августа 1990 г.). Триумф Богини: канонические модели и теологические видения Деви-Бхагавата-пураны . СУНИ Пресс. п. 28. ISBN  9780791403648 .
  6. ^ Питер Кларк; Фридхельм Харди; Лесли Хоулден; Стюарт Сазерленд (14 января 2004 г.). Религии мира . Рутледж. п. 748. ИСБН  9781136851858 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Нараян Айянгар (1901). Очерки индоарийской мифологии . стр. 196 .
  8. ^ «Законы Ману I» . www.sacred-texts.com . Проверено 7 декабря 2019 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б «Махабхарата, Книга 3: Вана Парва: Маркандейя-Самасья Парва: Раздел CLXXVIII» . www.sacred-texts.com . Проверено 5 декабря 2019 г.
  10. ^ «Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса — н» . факультет.washington.edu . Архивировано из оригинала 7 мая 2020 года . Проверено 5 декабря 2019 г.
  11. ^ Хариванш , Адхьяй 88 шлок 44, а также Ману Смрути 1:10 «Свод законов Ману», опубликовано Oxford University Press, ISBN   0-19-280271-2 , стр. 11.
  12. ^ «Санскритский словарь разговорного санскрита: 'нара' » . сайт Speakingsanskrit.org . Проверено 5 декабря 2019 г.
  13. ^ «Санскритский словарь разговорного санскрита «яна» » . сайт Speakingsanskrit.org . Проверено 5 декабря 2019 г.
  14. ^ Клостермайер, Клаус К. (1 января 2006 г.). Мифологии и философии спасения в теистических традициях Индии . Уилфрид Лорье Univ. Нажимать. стр. 70–71. ISBN  978-0-88920-743-1 .
  15. ^ Книга Аватаров и Божеств . Penguin Random House India Private Limited. 21 ноября 2018 г. ISBN  978-93-5305-362-8 .
  16. ^ Кришна, Нандита (июнь 2010 г.). Книга Вишну Книги Пингвинов Индия. п. 10. ISBN  978-0-14-306762-7 .
  17. ^ Гош, А. (2 марта 2009 г.). «Кришна: Справочник. Под редакцией Эдвина Ф. Брайанта» . Журнал индуистских исследований . 2 (1): 124–126. дои : 10.1093/jhs/hip002 . ISSN   1756-4255 .
  18. ^ Вайшнавизм, Шиваизм и малые религиозные системы , Рамкришна Гопал Бхандаркар. Опубликовано Asian Educational Services, стр. 46.
  19. ^ Хилтебейтель, Альф (1990). Ритуал битвы: Кришна в Махабхарате . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  0-7914-0249-5 . стр.61
  20. ^ Прабхупада, А.Ч. Бхактиведанта . «Бхагавад-гита как она есть», глава 11, стих 3» . vedabase.net. Архивировано из оригинала 15 мая 2008 года . Проверено 10 мая 2008 г. «увидеть космическое проявление»
  21. ^ «॥ Нараяна Сукта со значением ॥ - .. Нараяна Сукта .. - Санскритские Документы » sanskritdocuments.org . Получено 21 октября.
  22. ^ «Сапфагири» . Архивировано из оригинала 15 мая 2007 года . Проверено 21 мая 2007 г.
  23. ^ ДК (2 июня 2008 г.). Знаки и символы: иллюстрированное руководство по их происхождению и значению . Дорлинг Киндерсли Лимитед. п. 15. ISBN  978-1-4053-3648-2 .
  24. ^ «Упанишады» .
  25. ^ «SN 2.12: С Вишну — Бхиккху Суджато» . СуттаЦентрал . Проверено 25 декабря 2019 г.
  26. ^ «那羅延» . Цифровой словарь буддизма . 2009 . Проверено 25 декабря 2019 г.
  27. ^ Сутра Вайрочанабхисамбодхи (PDF) . Перевод Гибеля, Рольфа В. BDK America, Inc. 2005.
  28. ^ Робертс, Питер Алан; Тулку Еши (2013). «Витрина корзины» . 84000: Перевод слов Будды . Проверено 25 декабря 2019 г.
  29. ^ Ма, Сяохэ; Ван, Чуан (9 июля 2018 г.). «О ритуальном руководстве Сяпу Мани, Будда Света» . Религии . 9 (7). MDPI AG: 212. doi : 10.3390/rel9070212 . ISSN   2077-1444 .
  30. ^ «Нараянастра - Защита вайшнавизма как высшей ведической позиции» . narayanastra.blogspot.in . Проверено 21 октября 2015 г.
  31. ^ www.wisdomlib.org (26 сентября 2019 г.). «Нараяна дарует Рудре блага [Глава 2]» . www.wisdomlib.org . Проверено 12 августа 2022 г.
  32. ^ www.wisdomlib.org (27 сентября 2020 г.). «Битва между Вишну и ракшасами [глава 7]» . www.wisdomlib.org . Проверено 12 августа 2022 г.
  33. ^ Макаранд Джоши (1989). Тамильская ведическая интерпретация Пиллана Тируваймоли Дж. Кармана и В. Нараянана . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета.
  34. ^ Атертон, Синтия Пакерт (1997). Скульптура раннего средневековья Раджастхана . Брилл. п. 78. ИСБН  978-90-04-10789-2 .
  35. ^ Всеобъемлющая история Индии: pt. 1-2. 300-985 годы нашей эры . Ориент Лонгманс. 1982. с. 866.
  36. ^ Парлье-Рено, Эдит (2007). Храмы Южной Индии: VI-VIII вв. Постановка мифов . Прессует Париж Сорбонну. стр. 38–42. ISBN  978-2-84050-464-1 .
  37. ^ «Святилище Анируддхи, четвертого из «вьюх», в стенах которого находилась «ршьядхваджа», то есть колонна с фигурой «рсьи» или белой антилопы на вершине, которая была его характерной «ланчаной». ." в Журнал Индийского общества восточного искусства . Индийское общество восточного искусства. 1937. с. 16.
  38. ^ Гупта, Винай К. «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 80–81.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 402969da36ed1459ba39e1978a51c40d__1724768160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/0d/402969da36ed1459ba39e1978a51c40d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Narayana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)