Нараяна

Часть серии о |
Вайшнавизм |
---|
![]() |
Нараяна ( санскрит : नारायण , IAST : Нараяна ) — одна из форм и эпитетов Вишну . В этой форме божество изображается в йогическом сне под небесными водами , символизируя мужское начало и связанное с его ролью творения. [ 1 ] [ 2 ] Он также известен как Пурушоттама и считается Высшим Существом в вайшнавизме . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Этимология
[ редактировать ]Нараян Айянгар утверждает, что значение санскритского слова «Нараяна» можно проследить до Законов Ману (также известных как Манусмрити , текст Дхармашастры ), [ 7 ] в котором говорится:
Воды называются Нара, (для) воды, действительно, потомки Нара; Поскольку они были его первой резиденцией (Аяна), его оттуда называют Нараяной.
- Глава 1, Стих 10. [ 8 ]
Это определение используется во всей постведической литературе, такой как Махабхарата и Вишну-пурана . [ 7 ] [ 9 ] «Нараяна» также определяется как «сын первобытного человека ». [ 10 ] и «Высшее Существо, которое является основой всех людей». [ 11 ]
- «Нара» (санскрит नर) означает «вода» и «человек». [ 12 ]
- «Яна» (санскрит यान) означает «транспортное средство», «сосуд» или, более широко, «обитель» или «дом». [ 13 ]
Л.Б. Кени предполагает, что Нараяна был связан с дравидийской и, в конечном итоге, с цивилизацией долины Инда до его синкретизма с Вишну. С этой целью он утверждает, что этимология божества связана с дравидийским словом nara , означающим «вода», ай , что на тамильском языке означает «лежать на месте», и an , который является окончанием мужского рода в дравидийских языках . Он утверждает, что это также причина, по которой Нараяна изображается лежащим на змее в море. Он цитирует: «Этот Нараяна арийского пантеона, кажется, является высшим существом мохенджо-дарианцев, богом, которого, вероятно, называли Ан, имя, которое до сих пор сохраняется в тамильской литературе как Андиванам, прототип исторического Шивы ». [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Описание
[ редактировать ]В Ведах и Пуранах Нараяна описывается как имеющий божественный черновато-синий цвет наполненных водой облаков, четырехрукий, держащий Падму (лотос), Каумодаки гаду (булаву), Панчаджанья шанкху (раковину) и Сударшана чакру. (дискус).
индуизм
[ редактировать ]
эпосе Итихаса Махабхараты Как : сказано в
Я Нараяна, Источник всего сущего, Вечный, Неизменный. Я – Создатель всего сущего, но также и Разрушитель всего. Я Вишну , я Брахма и я Шанкара , глава богов. Я царь Вайшравана и Яма, повелитель умерших духов. Я Шива , я Сома и я Кашьяпа, повелитель сотворенных вещей. И, о лучший из возрожденных, я — тот, кого зовут Дхатри, а также тот, кого зовут Видхатри, и я — воплощенное Жертвоприношение. Огонь — мои уста, земля — мои ноги, а Солнце и Луна — мои глаза; Небо — макушка моей головы, небосвод и стороны света — мои уши; воды рождены моим потом. Пространство со сторонами света — мое тело, а Воздух — мой разум…
... И, о Брахман, все, что достигается людьми посредством практики истины, благотворительности, аскетического аскетизма, мира и безвредности по отношению ко всем существам, а также других красивых дел, достигается благодаря моим замыслам. Руководствуясь моим постановлением, люди бродят внутри моего тела, их чувства подавляются мной. Они движутся не по своей воле, а так, как движутся мной.- Махабхарата (перевод Кисари Мохана Гангули, 1883–1896), Книга 3, Варна Парва, Глава CLXXVIII (188) [ 9 ]
Согласно таким текстам, как « Вишну-пурана» , «Бхагавата-пурана» , «Гаруда-пурана» и « Падма-пурана» , Нараяна — это сам Вишну , который воплощается в различных аватарах .
Согласно Бхагавад-гите , он также является «Гуру Вселенной». [ нужна ссылка ] «Бхагавата-пурана» объявляет Нараяну Верховной Личностью Бога , которая участвует в создании 14 миров во вселенной. Брахма , который является Божеством раджас - гуны , сам поддерживает, поддерживает и сохраняет вселенную как Вишну , принимая саттва - гуну . [ нужна ссылка ] Сам Нараяна уничтожает вселенную в конце Маха-Кальпы как Калагни Рудра , управляющее божество тамас - гуны .
Согласно «Бхагавата-пуране» , «Пуруша-сукте» , «Нараяна-сукте » и «Нараяна-упанишадам Вед » он является высшей душой.
Согласно Мадхвачарье , Нараяна — одна из пяти вьюх Вишну , которые являются космическими эманациями Бога, в отличие от его воплощенных аватаров . Мадхвачарья разделяет проявления Вишну на две группы: вьюхи (эманации) Вишну и Его аватары (воплощения). [ 17 ] Вьюхи берут свое начало в Панчаратрах , сектантском тексте, который был признан авторитетным как Вишиштадвайта , так и Двайта школами Веданты . Это механизмы, с помощью которых Вселенная упорядочивается, создается и развивается. Нараяна обладает аспектами чатур-вьюха Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анируддхи, которые развиваются один за другим в развитии вселенной. В Махабхарате Арджуна Кришна также является синонимом Нараяны, а упоминается как Нара. [ 18 ] Эпос идентифицирует их либо во множественном числе как «Кришны», либо как части воплощений более ранних воплощений Вишну , напоминая об их мистической идентичности как Нара-Нараяна . [ 19 ]
Нараяна (как Кришна) также описывается в Бхагавад-гите как имеющий универсальную форму ( Вишварупа ), которая находится за пределами обычных пределов человеческого восприятия или воображения. [ 20 ]
В Нараяна-сукте Нараяна, по сути, является высшей силой и/или сущностью всего: «Нараяна парабрахман татвам Нараяна параха». [ 21 ]
Вечная и высшая обитель Нараяны за пределами материальной вселенной — Вайкунтха , царство блаженства и счастья, называемое Парамапада , что означает последнее или высшее место для освобожденных душ, где они вечно наслаждаются блаженством и счастьем в обществе верховного Господа. Вайкунтха находится за пределами материальной вселенной и, следовательно, не может быть воспринята или измерена с помощью материальной науки или логики. [ 22 ] Иногда Кшира Сагара , где Нараяна или Вишну покоится на Шеше в своей лежащей форме ананта шаяна , [ 23 ] также воспринимается как Вайкунтха в материальной вселенной.
В текстах Шрути Нараяна упоминается как изначальное существо, которое присутствовало даже тогда, когда Брахмы и Ишаны ( Шивы ) не было. В текстах он рассматривается как Высшая Душа. [ 24 ]
буддизм
[ редактировать ]В Махасамайя-сутте (DN 20) Палийского канона упоминается божество по имени Венху (санскрит: Вишну ), хотя текст предполагает, что это имя может также обозначать класс дэвов. Он также появляется в Венду-сутте (SN 2.12) как Венду , где он обращается к Гаутаме Будде , прославляя радость, испытываемую теми, кто следует Дхамме . Он также кратко упоминает Ману . [ 25 ]
Буддизм Махаяны подробно описывает характер этого божества, которого часто называют Нараяной ( китайский : 那羅延天 ; тибетский : མཐུ་བོ་ཆེ། ) или, реже, Нарасимха ( 納拉辛哈 ) и Васудева ( 婆藪天 ). В литературе он часто изображается как Ваджрадхара ( 金剛力士 ). Он присутствует в Мандале Царства Чрева и входит в число двенадцати дэв-хранителей Мандалы Алмазного Царства . он связан со Шраваной . В эзотерической астрологии [ 26 ] Его супруга-царица — Нараяни. [ 27 ] Говорят, что он родился из Авалокитешвары . сердца [ 28 ] говорят Иногда о Буддах , что у них твердое тело, как у Нараяны.
Йогачарабхуми Шастра описывает его как человека с тремя лицами и зеленовато-желтым цветом лица. В правой руке он держит колесо и едет на гаруде . В главе 6 « Ициэцзин Иньи» объясняется, что он принадлежит к Камадхату и почитается за обретение силы. В главе 41 добавлено, что у него есть восемь рук, которые владеют различным «оружием Дхармы» ( дхармаюда ), с помощью которого он подчиняет себе асуров .
Он появляется как собеседник в нескольких сутрах Махаяны , включая Карандавьюха-сутру , Сарвапуньясамуккаясамадхи-сутру и Нараянапариприччха-дхарани .
Он также упоминается в нескольких местах в Лалитавистара-сутре , одной из сутр , описывающих жизнь Гаутамы Будды . Говорят, что Будда «наделен великой силой Нараяны, его называют самим великим Нараяной».
Китайский манихейский манускрипт Мони Гуанфо , синкретический религиозный текст, включающий в себя как буддийские, так и манихейские элементы, считает Нараяну ( китайский : 那羅延 ; пиньинь : Налуоян ) одним из Пяти Будд, а другими буддами являются Зороастр , Шакьямуни , Иисус и Мани . [ 29 ]
Джайнизм
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2023 г. ) |
Балабхадра и Нараяна — могучие сводные братья, которые появляются девять раз в каждой половине временных циклов джайнской космологии и совместно управляют половиной Земли как получакраварти. В конце концов Прати-нарьяна убит Нараяной за его неправедность и безнравственность. Нараяна чрезвычайно могущественен и по силе равен двум Балабхадрам. Чакравартины столь же могущественны, как 2 Нараяны. Таким образом, Нараяна становятся получакравартинами. Тиртханкары намного могущественнее Чакравартинов. В «Джайнской Махабхарате» есть дружеская дуэль между двоюродными братьями Неминатхой (Тиртханкарой) и Кришной (Нарьяной), в которой Неминатх проиграл Кришне без каких-либо усилий. Существует также история о том, как Неминатха поднял раковину Кришны и без всякого усилия дул в нее. В джайнской Махабхарате описан конфликт между Кришной и Джарасандхой , которого убивает Кришна.
Литература
[ редактировать ]Нараяна восхваляется в некоторых частях Вед, таких как Нараяна Суктам и Вишну Суктам . Он также восхваляется в избранных Вайшнавских Упанишадах, таких как Нараяна Упанишада , Маханараяна Упанишада и Нрисимха Тапания Упанишада . [ 30 ]
В «Падма-пуране» рассказывается об эпизоде, когда Нараяна дарует Рудре (Шиве) благословение. Божество-разрушитель ищет два блага. Во-первых, он желает быть величайшим из преданных Нараяны, а также иметь репутацию такового во всем мире. Во-вторых, он желает иметь возможность предложить спасение всякому, кто ищет у него убежища. [ 31 ]
Доблесть Нараяны описана в Рамаяне : [ 32 ]
Нараяна, подобный светящемуся облаку, своими превосходными стрелами, выпущенными из Его лука, как множество ударов молний, истребил этих ночных следопытов с растрепанными и развевающимися на ветру волосами. Их зонтики сломаны, их богатые одежды разорваны стрелами, их внутренности разорваны, их глаза расширены от страха, эти воины, бросив свое оружие, впали в неистовство ужаса. Напоминая слонов, атакованных львом, эти ночные рейнджеры на своих лошадях издавали крики, спасаясь от первобытного льва [т. е. воплощения Вишну как Нрисимхи — получеловека-полульва], который их преследовал.
Молитва Рамануджи о предании Нараяне в Шаранагати Гадьям Тируваймоли была и имеет большое значение для его последователей Шри - Вайшнавов, поскольку она стала образцом молитвы для будущих поколений. В этой молитве Рамануджа описывает Нараяну как «возлюбленную супругу Шри , Бхуми и Нилы ». Утверждается, что он проживает в своей обители на Вайкунтхе, где берет на себя роль создания, сохранения, а также разрушения вселенной. Нараяну превозносят как Высшую Реальность, Брахмана . Он считается прибежищем всего творения, повелителем духовных и материальных существ, а также рассеивателем страданий своих преданных. Он заканчивает свою молитву приветствием Нараяны и его супруги Шри, которым он предается своим «лотосоподобным стопам». [ 33 ]
-
Храм Нараян на территории дворца Нараянхити, Катманду, Непал
-
Самая старая статуя Шридхара Нараяна в Наксаале, Катманду
-
На носу королевской баржи Нараи Сонг Субан Его Величества Рамы IX из Таиланда вырезано изображение Нараяны верхом на Гаруде.
-
Скульптура Нараяны около 14/15 века, найденная в Девасатане , внутренний Бангкок, Таиланд.
-
Скульптура Нараяны на Гаруде, построенная в стиле кхмерского искусства, перед отелем InterContinental Bangkok, Phloen Chit Road . Это одна из самых уважаемых индуистских святынь в районе Ратчапрасонг , как и храм Эраван.
-
Статуя Нараяны в стиле тайского искусства стоит на горе Мандара в аэропорту Суварнабхуми , Самутпракан, Таиланд
-
Кхмерская перемычка с изображением Нараяны, спящего на Шешанаге посреди Млечного океана , Национальный музей Бангкока.
См. также
[ редактировать ]Вьюх | Изображение | Атрибуты | Символ [ 37 ] [ 38 ] | Направление | Лицо | Концепция | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Нараяна Вишну |
Васудева | ![]() |
Чакры Колесо В Мейсе Шанкха Конч |
Гаруда Орел | ![]() |
Восток | Саумья (Спокойный/доброжелательный) |
![]() |
Джнана Знание |
Самкаршана | ![]() |
Лангала плуг Мусала Пестик Бокал для вина |
Говори веерную ладонь | ![]() |
Юг | Симха Лев | ![]() |
Бала Сила | |
Прадьюмна | ![]() |
Капа Лук Бана Стрела |
Макара Крокодил | ![]() |
Запад | Раудра Капила | ![]() |
Айшварии Суверенитет | |
Анируддха | ![]() |
Карма Щит Кханга Меч |
Рсия (ऋष्य) Белоногая антилопа | Север | Вараха Кабан | ![]() |
Шакти Сила |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лиминг, Дэвид (17 ноября 2005 г.). Оксфордский справочник мировой мифологии . Издательство Оксфордского университета. п. 278. ИСБН 978-0-19-028888-4 .
- ^ «Призыв к благоприятности [Глава 1]» . 14 августа 2014 г.
- ^ Джон Клиффорд Холт (2008). Буддийский Вишну: религиозная трансформация, политика и культура . Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 268. ИСБН 9788120832695 .
- ^ Джон Пол Сиднор (29 марта 2012 г.). Рамануджа и Шлейермахер: на пути к конструктивному сравнительному богословию . ООО "ИСД". п. 110. ИСБН 9780227900352 .
- ^ К. Маккензи Браун (29 августа 1990 г.). Триумф Богини: канонические модели и теологические видения Деви-Бхагавата-пураны . СУНИ Пресс. п. 28. ISBN 9780791403648 .
- ^ Питер Кларк; Фридхельм Харди; Лесли Хоулден; Стюарт Сазерленд (14 января 2004 г.). Религии мира . Рутледж. п. 748. ИСБН 9781136851858 .
- ^ Перейти обратно: а б Нараян Айянгар (1901). Очерки индоарийской мифологии . стр. 196 .
- ^ «Законы Ману I» . www.sacred-texts.com . Проверено 7 декабря 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Махабхарата, Книга 3: Вана Парва: Маркандейя-Самасья Парва: Раздел CLXXVIII» . www.sacred-texts.com . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ «Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса — н» . факультет.washington.edu . Архивировано из оригинала 7 мая 2020 года . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ Хариванш , Адхьяй 88 шлок 44, а также Ману Смрути 1:10 «Свод законов Ману», опубликовано Oxford University Press, ISBN 0-19-280271-2 , стр. 11.
- ^ «Санскритский словарь разговорного санскрита: 'нара' » . сайт Speakingsanskrit.org . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ «Санскритский словарь разговорного санскрита «яна» » . сайт Speakingsanskrit.org . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ Клостермайер, Клаус К. (1 января 2006 г.). Мифологии и философии спасения в теистических традициях Индии . Уилфрид Лорье Univ. Нажимать. стр. 70–71. ISBN 978-0-88920-743-1 .
- ^ Книга Аватаров и Божеств . Penguin Random House India Private Limited. 21 ноября 2018 г. ISBN 978-93-5305-362-8 .
- ^ Кришна, Нандита (июнь 2010 г.). Книга Вишну Книги Пингвинов Индия. п. 10. ISBN 978-0-14-306762-7 .
- ^ Гош, А. (2 марта 2009 г.). «Кришна: Справочник. Под редакцией Эдвина Ф. Брайанта» . Журнал индуистских исследований . 2 (1): 124–126. дои : 10.1093/jhs/hip002 . ISSN 1756-4255 .
- ^ Вайшнавизм, Шиваизм и малые религиозные системы , Рамкришна Гопал Бхандаркар. Опубликовано Asian Educational Services, стр. 46.
- ^ Хилтебейтель, Альф (1990). Ритуал битвы: Кришна в Махабхарате . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-0249-5 . стр.61
- ^ Прабхупада, А.Ч. Бхактиведанта . «Бхагавад-гита как она есть», глава 11, стих 3» . vedabase.net. Архивировано из оригинала 15 мая 2008 года . Проверено 10 мая 2008 г. «увидеть космическое проявление»
- ^ «॥ Нараяна Сукта со значением ॥ - .. Нараяна Сукта .. - Санскритские Документы » sanskritdocuments.org . Получено 21 октября.
- ^ «Сапфагири» . Архивировано из оригинала 15 мая 2007 года . Проверено 21 мая 2007 г.
- ^ ДК (2 июня 2008 г.). Знаки и символы: иллюстрированное руководство по их происхождению и значению . Дорлинг Киндерсли Лимитед. п. 15. ISBN 978-1-4053-3648-2 .
- ^ «Упанишады» .
- ^ «SN 2.12: С Вишну — Бхиккху Суджато» . СуттаЦентрал . Проверено 25 декабря 2019 г.
- ^ «那羅延» . Цифровой словарь буддизма . 2009 . Проверено 25 декабря 2019 г.
- ^ Сутра Вайрочанабхисамбодхи (PDF) . Перевод Гибеля, Рольфа В. BDK America, Inc. 2005.
- ^ Робертс, Питер Алан; Тулку Еши (2013). «Витрина корзины» . 84000: Перевод слов Будды . Проверено 25 декабря 2019 г.
- ^ Ма, Сяохэ; Ван, Чуан (9 июля 2018 г.). «О ритуальном руководстве Сяпу Мани, Будда Света» . Религии . 9 (7). MDPI AG: 212. doi : 10.3390/rel9070212 . ISSN 2077-1444 .
- ^ «Нараянастра - Защита вайшнавизма как высшей ведической позиции» . narayanastra.blogspot.in . Проверено 21 октября 2015 г.
- ^ www.wisdomlib.org (26 сентября 2019 г.). «Нараяна дарует Рудре блага [Глава 2]» . www.wisdomlib.org . Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ www.wisdomlib.org (27 сентября 2020 г.). «Битва между Вишну и ракшасами [глава 7]» . www.wisdomlib.org . Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ Макаранд Джоши (1989). Тамильская ведическая интерпретация Пиллана Тируваймоли Дж. Кармана и В. Нараянана . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета.
- ^ Атертон, Синтия Пакерт (1997). Скульптура раннего средневековья Раджастхана . Брилл. п. 78. ИСБН 978-90-04-10789-2 .
- ^ Всеобъемлющая история Индии: pt. 1-2. 300-985 годы нашей эры . Ориент Лонгманс. 1982. с. 866.
- ^ Парлье-Рено, Эдит (2007). Храмы Южной Индии: VI-VIII вв. Постановка мифов . Прессует Париж Сорбонну. стр. 38–42. ISBN 978-2-84050-464-1 .
- ^ «Святилище Анируддхи, четвертого из «вьюх», в стенах которого находилась «ршьядхваджа», то есть колонна с фигурой «рсьи» или белой антилопы на вершине, которая была его характерной «ланчаной». ." в Журнал Индийского общества восточного искусства . Индийское общество восточного искусства. 1937. с. 16.
- ^ Гупта, Винай К. «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 80–81.
Внешние ссылки
[ редактировать ]