Пхра Мэй Торани
Переводы в Васундхаре | |
---|---|
Есть | в Васундхаре |
бирманский | Ватондаре ( Wathondare ) Wathondara (ဝသုန္ဓရာВатондара |
кхмерский | Неанг Конгхинг (Neang Konghing) Преа Торони (Земля) Преа Мэй Торони (ព្រះ ម៉ែ ធរណី) |
тайский | Васундхара ( Богиня Земли ) Мэй Пхра Торани ( Мать-Земля ) Нанг Торани ( Nang Thorani ) |
Глоссарий буддизма |

Васундхара или Дхарани — хтоническая богиня из буддийской мифологии Тхеравады в Юго - Восточной Азии . К подобным земным божествам относятся Притхиви , Кшити и Дхарани, бодхисаттва Васудхара в Ваджраяне и Бхуми деви и Притхви в индуизме .
Этимология
[ редактировать ]Она известна под разными именами по всей Юго-Восточной Азии . На кхмерском языке она известна под титулом Неанг Конгхинг ( នាង គង្ហីង , букв. «Леди-принцесса»), [ 1 ] или как Преа Торони ( ព្រះ ធរណី ) или Преа Мэй Торони ( ព្រះ ម៉ែ ធរណី ; «Богиня-Мать-Земля»). [ 2 ] На бирманском языке она известна как Ватондаре или Ватхондара (с пали : васундхара ) и по-разному транслитерируется как Ватундари, Ватундайе, Васундари и т. д. [ 1 ] На тайском и других тайских языках она известна как Торани (от пали : дхарани , букв. «земля, земля»). [ 3 ] в различных наименованиях, включая Нанг Торани ( Nang Thorani ), Мае Торани ( Mae Thorani ) и Пхра Мае Торани ( Phra Mae Thorani ). [ 1 ]
Иконография и символика
[ редактировать ]
|
Изображения Пхра Мэй Торани распространены в святынях и буддийских храмах Бирмы , Камбоджи , Таиланда и Лаоса . Согласно буддийским мифам, Пхра Мэ Торани олицетворяется молодой женщиной, выжимающей из своих волос прохладную воду отстраненности, чтобы утопить Мару , демона, посланного искушать Гаутаму Будду , когда он медитировал под Древом Бодхи .
Бодхисаттва . сидел в медитации на своем троне под Древом Бодхи , Мара, Злой, завидовал и хотел помешать ему достичь просветления В сопровождении своих воинов, диких животных и дочерей, олицетворений желания, он пытался сбросить Бодхисаттву с его трона. Все боги были в ужасе и убежали, оставив Бодхисаттву одного противостоять вызову Мары. Бодхисаттва протянул правую руку и коснулся земли, призывая ее стать его свидетелем. Земное божество в образе прекрасной женщины поднялось из-под трона и подтвердило право Бодхисаттвы занять ваджрисану. Она закрутила свои длинные волосы, и потоки воды, собранные там в результате бесчисленных дарственных возлияний Будды на протяжении веков, создали потоп. Потоп смыл Мару и его армию, а Бодхисаттва получил свободу и достиг просветления.
- Исследование истории и культа буддийского божества Земли в материковой части Юго-Восточной Азии. [ 4 ]
На храмовых фресках Пхра Мэ Торани часто изображается с Буддой в мудре, известной как призыв земли в свидетели . Воды, текущие из ее длинных волос, смывают армии Мары и символизируют воду ( совершенства щедрости бодхисаттвы дана парами) .
Призыв Земли в свидетели
[ редактировать ]В иконографии Гаутамы Будды в Лаосе и Таиланде «касания земли» мудра ( отношение Маравиджайи ) относится к указанию Буддой на землю, чтобы призвать Богиню Земли, чтобы она пришла ему на помощь в достижении просветления , свидетельствуя о его прошлых добрых делах . [ 5 ]
Буддийское водное возлияние
[ редактировать ]В буддизме Бирмы водная церемония ( йай зет ча ), которая включает в себя церемониальное переливание воды из стакана в вазу, капля за каплей, завершает большинство буддийских церемоний, включая праздники пожертвований и праздники. Это церемониальное возлияние совершается для того, чтобы поделиться накопленными заслугами со всеми другими живыми существами на всех 31 планах существования. [ 6 ] исповедание веры, называемое сю таунг имайя дхамману . Пока наливается вода, монахи читают и проводят [ 7 ] Затем заслуги распределяются между жертвователями, что называется ахмья вэй , путем трехкратного произнесения «Ахмья ахмья ахмья ю дау му гья ба гон закон» , а аудитория отвечает таду , что на пали означает «молодец». Богиня земли, известная на бирманском языке как Ватондара ( ဝသုန္ဒရာ ) или Ватондаре ( ဝသုန္ဒရေ ), призвана стать свидетелем этих достойных дел. [ 7 ] После этого возлитую воду выливают на землю снаружи, чтобы вернуть воду богине.
Современное использование как символа
[ редактировать ]Пхра Мэй Торани изображен на логотипе :
- Столичное управление водоснабжения и Провинциальное управление водоснабжения Таиланда.
- Демократическая партия (Таиланд), чтобы подчеркнуть важность земли и воды для Таиланда, вместе с палийской пословицей сачамве аматта вача ( สจฺจํเว อมตา วาจา ) «истина действительно бессмертное слово», чтобы символизировать ценности партии . [ 8 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Будда во время битвы с Марой указывает на землю, призывая Пхра Мэй Торани прийти к нему на помощь из Боробудура . Она находится на левой руке и держит Калашу .
-
Будда во время битвы с Марой, указывающей на землю, призывающей Пхра Мэй Торани прийти ему на помощь в Ват Траймит.
-
Роспись в лаосском вате . Будда во время битвы с Марой, указывая на землю, призывая Пхра Мэй Торани прийти ему на помощь.
-
Фонтан Пхра Мэ Торани, Бангкок
-
Фреска Ват Пном : Пхра Мэй Торани ставит себя между демонами и Гаутамой Буддой.
-
Деревянная статуя Пхра Мэ Торани в Ват Четаван , Малайзия.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Гатри 2004 , с. 2.
- ^ Хедли, Роберт К. (1977). Камбоджийско-английский словарь . Издательство Католического университета.
- ^ Тернер и Тернер 2006 , с. 385.
- ^ Гатри 2004 , с. 1.
- ^ Кулер 2009 .
- ^ Спиро, Мелфорд Э. (1996). Бирманский сверхъестественный мир . Издатели транзакций. стр. 44–47. ISBN 978-1-56000-882-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Спиро, Мелфорд Э. (1982). Буддизм и общество: великая традиция и ее бирманские перипетии . Издательство Калифорнийского университета. стр. 213–214. ISBN 978-0-520-04672-6 .
- ^ Гатри 2004 , с. 175.
Библиография
[ редактировать ]- Кейт, Сандра (2003). Делая заслуги, создавая искусство: тайский храм в Уимблдоне . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-2357-3 .
- Кулер, доктор Ричард М. (2009). «Просветленный Будда» (Иллюстрированное учебное пособие) . Искусство и культура Бирмы, Глава III Языческий период: классический период Бирмы - 11-14 века, Часть 4 D. Скульптура, 2. Тематическое обсуждение иконографии и значения . SEAsite, Центр исследований Юго-Восточной Азии, Университет Северного Иллинойса . Проверено 20 января 2011 г.
- Гатри, Элизабет (2004), «Исследование истории и культа буддийского божества Земли в материковой части Юго-Восточной Азии», диссертация, представленная в рамках частичного выполнения требований для получения степени доктора религиоведения в Кентерберийском университете , Университете Кентербери, Крайстчерч, Новая Зеландия, с. 2, HDL : 10092/4350
- Холт, Джон (2009). Духи места: буддизм и лаосская религиозная культура . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-3327-5 .
- Маршалл (2005). Боги, богини и мифология . Маршалл Кавендиш. ISBN 978-0-7614-7563-7 .
- Мишра, ПК (1 января 1999 г.). Исследования индуистского и буддийского искусства . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-368-7 .
- Роведа, Витторио (2005). Образы богов: кхмерская мифология в Камбодже, Таиланде и Лаосе . Речные книги. ISBN 978-974-9863-03-9 .
- Страттон, Кэрол (2004). Буддийская скульптура Северного Таиланда . Serindia Publications, Inc. ISBN 978-1-932476-09-5 .
- Свирер, Дональд К. (1 января 1995 г.). Буддийский мир Юго-Восточной Азии . СУНИ Пресс. ISBN 978-1-4384-2165-0 .
- Тервиль, Б.Дж. (1994). Монахи и магия: анализ религиозных церемоний в центральном Таиланде . Белый Лотос.
- Тернер, сэр Ральф Лилли ; Тернер, Дороти Риверс (2006) [1962]. Сравнительный словарь индоарийских языков (Сопровождается тремя дополнительными томами: индексами , составленными Дороти Риверс Тернер: 1969. – Фонетический анализ : 1971. – Addenda et corrigenda : 1985. Изд.). Лондон: Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 15 декабря 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]