Маханараяна Упанишад
Маханараяна Упанишад | |
---|---|
![]() | |
Деванагари | Маханараяна Упанишад |
ИАСТ | Маханараяна |
Название означает | Великий Нараяна [ 1 ] |
Дата | 1100 г. до н. э. |
Тип | Вайшнав [ 1 ] |
Связанная Веда | Кришна Яджурведа [ 2 ] или Атхарваведа [ 3 ] |
Главы | варьируется |
Стихи | зависит от рукописи |
Философия | Вайшнавизм |
Часть серии о |
Вайшнавизм |
---|
![]() |
Маханараяна Упанишада ( санскрит : महानारायन उपनिष्द , IAST : Маханараяна Упанишад), также Бриханнараяна Упанишад , [ 4 ] — древний санскритский текст и одна из Упанишад индуизма . второстепенных Текст классифицируется как Вайшнавская Упанишада . [ 3 ] [ 2 ]
Текст существует в трех основных вариантах. [ 5 ] Одна версия с 64 главами прилагается к Кришна Яджурведе в нескольких южноиндийских антологиях, а тот же текст в издании Андхры существует в расширенном виде с 80 главами, прикрепленными к той же Веде. [ 2 ] Вторая версия прилагается к Атхарваведе . [ 3 ] состоит из 25 глав и имеет префикс Трипадвибхути . [ 6 ] Эти рукописи иногда называют Яджники-упанишадами или Трипад-вибхути-маханараяна-упанишадами . [ 7 ] [ 3 ] По словам Свами Вималананды , эта Упанишада также называется Ягники Упанишадой в честь мудреца Ягнатмы Нараяны. [ 8 ]
Автор Дорис Шринивасан говорит: «Упанишады», несмотря на название, которое означает «Великий Нараяна», [ 9 ] примечателен тем, что прославляет Нараяну и Рудру как первое эквивалентное воплощение Брахмана , концепции окончательной, безличной и трансцендентной реальности в индуизме. [ 5 ] Упанишады используют Веданты . терминологию [ 10 ] и использует многочисленные фрагменты из Ригведы , Тайттирия Брахмана, Ваджасанейи Самхиты и Основных Упанишад . [ 10 ]
При выполнении сандхьяванданам мантры, используемые для Пранаямы, Мантрачамана, Гаятри ахванам, Деватанамаскары и Гаятри Прастханам, взяты непосредственно из Маханараяны Упанишады (издания Андхры, содержащего 80 ануваков). [ 11 ]
Разработка
[ редактировать ]Автор и век, в котором была написана Маханараяна Упанишада, неизвестны. Относительная хронология текста, основанная на его поэтических стихах и текстовом стиле, была предложена Пармешваранандом к тому же периоду создания, что и Катха , Иша , Мундака и Шветашватара Упанишады , но до Майтри , Прашны и Мандукья Упанишад . [ 12 ] Фейерштейн сравнивает относительную хронологию состава Маханараяны с хронологией Мундаки и Прашна Упанишад. [ 13 ] Эти оценки относительной хронологии датируют текст второй половиной I тысячелетия до нашей эры. [ 12 ] [ 14 ]
Шринивасан предлагает более позднюю дату, примерно после 300 г. до н. э., примерно в начале нашей эры, вероятно, в I веке н. э., основываясь на цитируемых им текстах и сравнении деталей ритуала Самдхья, найденных в Маханараяне Упанишадах, с найденными в других Сутрах и Шастрах . [ 15 ] Деуссен считает ее древней и переходным звеном между Упанишадами трех Вед (Риг, Сама и Яджур) и Атхарваведой. [ 1 ]
Рукописи этого текста также называются Маханарьянопанишад. [ 16 ] [ 17 ] на телугу, В антологии из 108 Упанишад канона Муктика , рассказанных Рамой Хануману состоящей , она указана как Трипадвибхутимаханараяна Упанишада под номером 52. [ 18 ] Она отличается от более короткой версии Нараяна Упанишады Атхарва Веды . [ 1 ] десятая глава Тайттирия-упанишады . В этом тексте Маханараяны заимствована [ 19 ]
Маханараяна Упанишада была среди текстов, включенных в сборник из пятидесяти Упанишад, переведенных на персидский язык султаном Мухаммедом Дара Шикхохом в 1656 году под названием Маха-нарайн, и внесенным в список 30 в сборнике под названием Упанекхат . [ 20 ] В версии 52 Упанишад Коулбрука, популярной в Северной Индии, она указана под номерами 39–40 как Брихаднараяна. В антологии Нараяны, популярной в Южной Индии, она включена под номером 34 как Маханараяна или Брихаднараяна в Bibliothica Indica. [ 21 ] Несмотря на то, что Ади Шанкара не давал прямых комментариев по поводу этой Упанишады, его комментарий к Брахмасутрам, например, в III.3.24, применим к этому тексту, поскольку некоторые из Веданта-сутр включены в эту Упанишаду. [ 8 ]
Содержание
[ редактировать ]Все добродетели – это Тапас
Истина – это Тапас,
Обучение – это Тапас,
Тихая природа – это Тапас,
Самоограничение – это Тапас,
Благотворительность – это Тапас,
Жертвоприношение – это Тапас,
когда было сказано,
Бхур-бхувах-свар- Брахман обожает это ,
это также Тапас.
- Маханараяна Упанишада Глава 8 [ 22 ]
Текст открывается космологией , стихом, описывающим принцип Брахмана , существовавший до сотворения вселенной, который существовал как и в свете в «безграничных космических водах». [ 5 ] [ 23 ] Стиль первых стихов предполагает, что метафизический принцип Брахмана был уже прочно установлен ко времени написания этого текста. [ 5 ] Оно описывается как то, откуда и из чего возник мир и во что он распадется, на чем основаны все боги, это то, что было в прошлом и что будет, все это части времени, это то, что окутывает всю вселенную, которая порождает и присутствует во всех существах, подвижных и неподвижных, и то, что находится в Оме . [ 24 ] Это высшее из высочайших, величайшее из величайших, [ 25 ] это закон, это истина, это Брахман. [ 24 ] В тексте этот метафизический принцип называется Агни (огонь), Ваю (ветер), Сурья (солнце), Чандрама (луна), Праджапати , Пуруша , Рудра и Нараяна, и все они являются не кем иным, как Брахманом. [ 26 ] [ 27 ] Именно об этом говорится в стихе 10.19, который существовал еще до появления богов. [ 28 ]
Текст извлекает, повторяет и объединяет гимны из ведических текстов. Например, первые десять глав ссылаются и включают фрагменты гимнов или целые гимны из Ригведы 1.18, 1.22, 1.164, 2.3, 4.58, 5.82, 9.96 и 10.81. [ 29 ] Яджурведа с 32.1 по 32.4, [ 30 ] [ 31 ] Атхарваведа 10.8.13, [ 31 ] раздел 6.9 Катха-упанишады , 4.2 Шветашватара-упанишады , 2.1 Мундака-упанишады и другие. [ 32 ] Во второй главе текста дается, например, детально разработанная версия Ригведической мантры Гаятри . [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]
Аксиология в Упанишадах
Благотворительность или дар – это доспехи в мире,
Все существа живут даром другого,
Через подарки незнакомцы становятся друзьями,
Подарками отгоняют трудности,
На подарках и дарениях всё упирается,
Вот почему благотворительность является высшей.
Нараяна особенно прославляется в 11-й главе текста, называя Атман (душу) Нараяной. [ 38 ] Это описание отражает те, которые можно найти в Йогашиха-упанишаде и Йогататтва-упанишаде . [ 38 ] Нараяна описывается как высшая цель, запредельный свет, высшее «я», высший Брахман, высший объект мысли. [ 38 ] [ 16 ]
Глава 12 и двадцать шесть стихов, которые следуют за ней, прославляют Рудру, подобно Нараяне, как всю вселенную, проявленного Единого, истинного, справедливого, истину и высочайшего Брахмана. [ 39 ] [ 40 ] И снова текст ссылается и объединяет многочисленные гимны и их фрагменты из Вед, прославляя Нараяну и Рудру. [ 41 ] [ 42 ]
Упанишады описывают ее аксиологию , описывая высшие принципы человеческих усилий: сатьям (истина), тапас (покаяние), дама (воздержание, самоограничение), сама (тишина, тишина леса), данам (милосердие), дхармам ( долг), праджанам (рождение детей), агнихотрам (священный домашний огонь), ягья (огненный ритуал), манасам (созерцание ума), ньяса (отречение, саньяса ). [ 43 ] Затем он объявляет отречение изысканным среди них, возможно, потому, что этому тексту следуют Саньяса-упанишады в Атхарваведе. [ 43 ] [ 16 ] Обсуждение человеческих добродетелей и систем ценностей проводится в двух частях Упанишад: один раз в главе 8, а затем снова в главах 62 и 63, но объясняется с разными подробностями. [ 44 ] [ 16 ]
Последняя глава текста в разных версиях рукописи представляет собой стихотворение почтения к тем, кто отрекается от своего пути познания, метрически описывающее, как жизнь этого санньяси (монаха) сама по себе является актом поклонения. [ 45 ] [ 16 ] Он — человек знания, утверждает Упанишада, чья вера — его жена, чье тело — священное топливо, его грудь — место жертвоприношения, его пучок волос — его жертвенная метла, его любовь — священное гхи (топленое масло). Его речь — жрец Хотр, его дыхание — жрец Удгатр, его глаза — жрец Адхварью, его ум — объект его поклонения, его знание — его жертва. [ 46 ] [ 16 ] эту главу Маханараяны Упанишады назвал Французский индолог Жан Варенн отдельной Саньяса Упанишадой. [ 47 ]
Текст примечателен тем , используется слово Ньяса , что, как утверждает Патрик Оливель , значение которого приближается к санньясе (Яти, Бхикшу, индуистский монах). [ 47 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Дойссен 1997 , с. 247.
- ^ Перейти обратно: а б с Дойссен 1997 , стр. 247–248.
- ^ Перейти обратно: а б с д Тиноко 1996 , с. 88.
- ^ Нараяна; Джейкоб, Джордж Адольф (1888). Маханараяна-Упанишада Атхарва-Веды с Дипикой Нараяны. Под редакцией Г.А. Джейкоба Робартс – Университет Торонто. Центральный книжный склад правительства Бомбея. п. 1.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шринивасан 1997 , с. 112.
- ^ Деуссен, стр.248. А также Bloomfield Concordance, Предисловие. Оба цитируют Джейкоба 1888 года.
- ^ Деуссен 1997 , стр. 219, 247–248.
- ^ Перейти обратно: а б Вималананда 1957 , с. ix.
- ^ Маханарая , Санскритско-английский словарь, Кельнский университет, Германия (2012)
- ^ Перейти обратно: а б Дойссен 1997 , с. 247-268.
- ^ «Маханараяна_Упанишады» (PDF) . Свами Вималананда (2-е изд.). Шри Рамакришна Матх. 1968.
- ^ Перейти обратно: а б Пармешварананд 2000 , стр. 458–459.
- ^ Фейерштейн 1989 , стр. 119–120.
- ^ Оливель 1998 , стр. 11–14.
- ^ Шринивасан 1997 , стр. 112, 120.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хаттангади, 1999 год .
- ^ Ведическая литература, Том 1, Описательный каталог санскритских рукописей , с. PA495, в Google Книгах , правительство Тамил Наду, Мадрас, Индия, страницы 291, 495–496.
- ^ Деуссен 1997 , стр. 556–557.
- ^ Далал 2014 , с. 195.
- ^ Деуссен 1997 , стр. 558–59.
- ^ Деуссен 1997 , стр. 561–64.
- ^ Деуссен 1997 , с. 253.
- ^ Деуссен 1997 , с. 249.
- ^ Перейти обратно: а б Дойссен 1997 , стр. 249–250.
- ^ Шринивасан 1997 , с. 114.
- ^ Деуссен 1997 , стр. 250–251.
- ^ Шринивасан 1997 , с. 115.
- ^ Деуссен 1997 , с. 256.
- ^ Деуссен 1997 , стр. 249–252, 254–255 со сносками.
- ^ Деуссен 1997 , стр. 249–252 со сносками.
- ^ Перейти обратно: а б Шринивасан 1997 , с. 113.
- ^ Деуссен 1997 , стр. 249–256 со сносками.
- ^ Фроули 2006 , с. 288.
- ^ Вималананда 1957 , стр. 39–50.
- ^ Хаттангади 1999 , стр. 4–5.
- ^ Хаттангади 1999 , с. 63,6, Коэффициенты:
Милосердие, жертвоприношения, Варута, милостыня в мире, дающий Они кормят всех существ милостыней и пересекают реку милостыней. Враги становятся друзьями. Все утверждается в милосердии, и потому говорят, что милосердие – это высшая форма милосердия. 6 ॥
- ^ Деуссен 1997 , с. 264; Примечание: этот гимн также появляется в «Шатапатха-Брахмане».
- ^ Перейти обратно: а б с Дойссен 1997 , с. 257.
- ^ Шринивасан 1997 , с. 117.
- ^ Деуссен 1997 , с. 260.
- ^ Шринивасан 1997 , с. 118.
- ^ Деуссен 1997 , стр. 257–260.
- ^ Перейти обратно: а б Дойссен 1997 , стр. 262–263.
- ^ Деуссен 1997 , стр. 253, 262–266.
- ^ Деуссен 1997 , стр. 267–268.
- ^ Deussen 1997 , стр. 267–268, см. введение, стихи 65.1 и 65.2.
- ^ Перейти обратно: а б Оливель 2011 , стр. 128–129.
Библиография
[ редактировать ]- Далал, Рошен (2014). Индуизм: Алфавитный справочник . Издательство Пингвин . ISBN 978-81-8475-277-9 .
- Дойссен, Пол (1997). Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1 . Издательство Мотилал Банарсидасс . ISBN 978-8120814677 .
- Дойссен, Пол (2010). Философия Упанишад . Издательство Оксфордского университета (перепечатано Козимо). ISBN 978-1-61640-239-6 .
- Фроули, Дэвид (1 января 2006 г.). Йога и священный огонь: самореализация и планетарная трансформация . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-2746-2 .
- Фаркуар, Джон Никол (1920). Очерк религиозной литературы Индии . Х. Милфорд, Издательство Оксфордского университета. ISBN 81-208-2086-Х .
- Фейерштейн, Джордж (1989). Йога: технология экстаза . Тарчер. ISBN 978-0874775259 .
- Хаттангади, Сандер (1999). «Маханараяна Упанишад» (PDF) (на санскрите) . Проверено 23 января 2016 г.
- Оливель, Патрик (2011), Аскеты и брахманы: исследования идеологий и институтов , Anthem Press , ISBN 978-0-85728-432-7
- Оливель, Патрик (1998). Упанишады . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0192835765 .
- Пармешварананд, С. (2000). Энциклопедический словарь Упанишад . Саруп и сыновья . ISBN 978-81-7625-148-8 .
- Шринивасан, Дорис (1997). Множество голов, рук и глаз . БРИЛЛ Академик. ISBN 978-9004107588 .
- Вималананда, Свами (1957). Маханараянопанишад . Шри Рамакришна Матх . ISBN 978-0702501562 . OCLC 851208392 .
- Тиноко, Карлос Альберто (1996). Упанишады . ИБРАСА . ISBN 978-85-348-0040-2 .
- Джейкоб, Джорджия, изд. (1888). Маханараяна-упанишад Атхарва-веды . Бомбейская санскритская серия. Том. ХХХV. Бомбей.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )