Майтрейя Упанишад
Майтрейя Упанишад | |
---|---|
![]() Шива делится своей мудростью о душе и Брахмане в Майтрейя Упанишаде. | |
Деванагари | Майтрейя |
ИАСТ | Майтрейя |
Дата | после III века н.э. [ 1 ] |
Тип | Санньяса |
Связанная Веда | Самаведа |
Главы | 3 |
Стихи | 73 |
Философия | Веданта или ведические учения |
Майтрея Упанишада (санскрит: इत्रेय उपनिषत्, : Майтрейя Упанишад) — одна из второстепенных Упанишад индуизма IAST . Написано на санскрите , [ 2 ] это одна из 16 Упанишад, принадлежащих Самаведе , классифицируется как одна из 20 Саньяса Упанишад (Отречения), [ 3 ] и является одной из Веданта Упанишад. [ 4 ] Текст указан под номером 29 в последовательном порядке в Муктике, перечисленной Рамой Хануману в современной эпохи, антологии состоящей из 108 Упанишад. [ 5 ]
Упанишады утверждают, что отречение и самопознание — это путь к мокше (освобождению и духовной свободе). [ 6 ] По словам Майтрейи, «Господь находится в сердце каждого человека, он свидетель танца разума и объект величайшей любви». [ 7 ] Человек должен отречься от мира, чтобы достичь восторга Самости и стать единым с Брахманом . [ 8 ] [ 9 ] «Лучшее отречение — это такое, — утверждает Майтрейя, — когда человек отказывается от гордости, богатства, заблуждений и похоти; когда в человеке умирает заблуждение, рождается просветление. [ 10 ]
Во 2 и 3 главах Упанишад Господь Шива проповедует мудрецу Майтрейе тайну высшей реальности (Брахмана). [ 11 ] В тексте говорится, что Атман (душа, я), Брахман и Шива - одно и то же, человек должен понять свою истинную сущность, то есть душу, и должен поклоняться с мыслью: «Я есть он». [ 12 ]
Майтрейя Упанишада, как утверждает Патрик Оливель , представляет собой запись ритуалов и обрядов Сандхья , от которых отказались в Адвайта Веданта традиции индуизма , а также обоснование этого развития. [ 13 ]
Этимология
[ редактировать ]Слово «Майтрейя» означает «благожелательный» или «дружелюбный». [ 14 ] Это потомок имени ригведического божества, а именно Митры . Название Упанишад, вероятно, отражает имя автора. Текст также известен как Майтрейопанишад. [ нужна ссылка ]
Хронология
[ редактировать ]Патрик Оливель утверждает, что шесть Санньяса-упанишад - Аруни , Лагху-Санньяса, Катхасрути Парамахамса , Джабала и Брахма-упанишады - были завершены в последние несколько столетий 1-го тысячелетия до нашей эры, за ними последовала Ашрама-упанишада, завершенная около 300 г. н.э. Майтрейя Упанишада — одна из младших Упанишад, которая, вероятно, последовала за Ашрамом в средневековый период 1-го тысячелетия нашей эры. [ 1 ]
Рукописи
[ редактировать ]До наших дней дошли две версии рукописей Майтрейя-упанишад: одна из северной Индии и одна из южной . [ 15 ] Они различаются главным образом в главе 2, но суть, по сути, та же. [ 15 ] Южноиндийская рукопись является частью собрания 108 Упанишад и, как правило, представляет собой часто переводимую версию. [ 15 ]
Майтрейя Упанишада также называется Майтрейи Упанишад в двух антологиях. [ 15 ] : xlviii Шрейдер утверждает, что это ошибка, но она распространилась на многие собрания рукописей. [ 15 ] : xlviii
Структура
[ редактировать ]Упанишады состоят из трех глав. Первая глава состоит из четырех разделов, первые три из которых представляют собой прозу, а последний раздел содержит пролог и четырнадцать стихов, построенных как диалог между царем-аскетом Брихадратхой и Сакаяньей . [ 16 ] Вторая глава начинается с прозаического пролога и состоит из трех разделов, состоящих в общей сложности из тридцати стихов, структурированных как знания от бога Шивы до Майтрейи. [ 17 ] Третья глава не имеет отдельных разделов и состоит из 24 стихов, в которых дополнительно развивается мудрость Шивы о Брахмане, Атмане и их единстве. [ 4 ] [ 18 ]
Содержание
[ редактировать ]Глава 1: Царь-аскет и путь к мокше
[ редактировать ]
Царь Брихадратха отказывается от своего королевства и удаляется в пустыню. [ 4 ] [ 19 ] Он совершает Тапас в течение тысячи дней Сурье (богу Солнца), после чего его посещает мудрец Сакаянья , тот, кто знает Атман. Довольный Брихадратхой, мудрец просит его искать блага. Санньяси Брихадратха . просит мудреца познать душу [ 19 ]
Вначале мудрец говорит, что тема Брахмана или Атмы трудна для объяснения, старомодное знание, и царю-аскету следует попросить о чем-то другом. [ 4 ] [ 20 ] Царь-аскет утверждает, что все преходяще, высокие вершины рушатся, полярная звезда колеблется в зависимости от времени года, океаны высыхают и боги падают со временем. Как и все во вселенной, утверждает отрекшийся король, желания и радость преходящи, возрождение является частью существования. Он ищет освобождения от круговорота жизни. [ 21 ]
Затем Сакаянья излагает природу человеческой жизни, начиная с утверждения, что «Артха - это Анартха» или «объекты чувств на самом деле бесполезны», что душа, которая жаждет гедонистических удовольствий и привязана к ним, никогда не достигает своего высшего потенциала. [ 4 ] [ 21 ]
Тапасом , человек достигает добра
через доброту он овладевает умом.
Через ум он достигает себя,
достигнув себя, он приходит в покой.- Майтрейя Упанишад, 1.4.2. [ 7 ]
Майтрейя Упанишада в стихе 1.4.4 утверждает, что выполнение ритуалов и обрядов ложно, что именно ум, путешествуя по пути истины, самоосвобождается и достигает свободы. Человек со спокойным умом безмятежен, это тот, кто пребывает в своей душе и наслаждается неугасающим блаженством, утверждает Упанишада. Человек должен сосредоточить свой ум на Брахмане, как и на объекте чувств, и тот, кто это делает, находится на пути к освобождению. [ 7 ] [ 20 ]
Ибо только ум – это самсара !
Пусть человек очистит его усердием.
Разум, которым обладает человек, формирует его будущий курс:
это вечная тайна.- Майтрейя Упанишада, 1.4.5. [ 7 ]
Господь (Бог) находится в сердце каждого человека, переводит Оливель: «Он свидетель танца разума и объект величайшей любви». [ 7 ] Этот Господь не имеет ни начала, ни конца, является чистым светом, его нельзя ни схватить, ни оставить, он не имеет отметки или знака, спокоен и глубок, утверждает Упанишада. Он — ни свет, ни тьма, Он неизменен и без ложных обличий, Он — знание, Он свободен, Он истинен, Он тонок, Он — океан блаженства, и Он — Я, внутренняя сущность человека, утверждает Майтрея Упанишада. [ 7 ] Чтобы получить прибежище, нужно вернуться к своему изначальному блаженству. [ 20 ] На того, кто без привязанностей, ничего не влияет и никакое горе его не постигает. «Те, кто не принимает социальный класс, подразделения, обязанности, навязанные другими, живут своей совестью и насыщаются собственным блаженством, никакие мучения не могут коснуться их сути», — утверждает Майтрейя Упанишада. [ 11 ]
Глава 2: Созерцайте истину, откажитесь от ритуалов и идолов
[ редактировать ]Вторая глава Упанишад начинается с того, что Майтрейя встречает бога Шиву на горе Кайлаша и спрашивает его о познании высшей реальности. [ 11 ] Он просит Его просветить его в тайнах Таттвы . [ 4 ]
Шива объясняет ему, что человеческое тело — это храм, в котором заключена Джива , представляющая Его одного. [ 4 ]
Говорят, что тело – это храм,
а душа поистине Шива.
Отбросьте увядшие цветочные подношения невежества,
Поклонение с мыслью: «Я — это он».- Майтрейя Упанишада, 2.1.1. [ 11 ]
Человеческое тело, как говорится в тексте, — это «грязный дом радости и печали», построенный из юмора, рожденный, на протяжении всей жизни страдающий от болезней и в конце концов умирающий. [ 22 ] В разделе 2 главы 2 говорится, что тот, кто ищет освобождения, должен искать, как утверждает Упанишада, «внутреннее или духовное омовение, состоящее в очищении ума». [ 11 ] Истинное очищение достигается путем «омывания почвой знания и водой непривязанности», принося чистоту ума. [ 23 ]
Человек, стремящийся к освобождению, утверждает Упанишада, должен отречься от всего и покинуть родную землю. [ 11 ] Ему следует отказаться от гордости, отказаться от богатства, отказаться от заблуждений и отказаться от похоти . [ 23 ] Когда заблуждение умирает, говорится в стихе 2.3.4, рождается просветление. [ 10 ]
В разделе 3 главы 2 текст ставит под сомнение ценность ритуалов для духовного просветления, а также необходимость монастыря и жизни в лесу. Эти стихи, как утверждает Патрик Оливель, обобщают причины, по которым традиция Адвайта Веданты отказалась от ритуалов и по-новому определила, что означает одиночество и путь к самопознанию:
Солнце сознания всегда светит ярко,
в небе наших сердец,
Оно не садится и не поднимается,
как мы можем совершать сумеречное поклонение.
Есть один один без второго:
это убеждение пришло через слова учителя,
говорят, это настоящее одиночество,
ни монастырь, ни глубина леса.
Это мнение повторяется в стихах 2.3.8 и далее в Упанишадах, но в тексте добавляется, что само по себе «оставление обрядов и повторение отречения» не ведет к знанию. [ 10 ] Именно медитация о единстве «души и высшего я» ведет к просветлению. [ 10 ] Прежде чем отречься, предполагает Майтрейя, человек должен достичь внутреннего состояния, в котором возникает отвращение ко всем мирским благам. [ 4 ] Как только человек достиг этого состояния и отрекся от него, он должен размышлять о духовных истинах, говорится в тексте. [ 10 ] В Упанишадах утверждается, переводит Оливель, что «размышлять над писаниями — это посредственно, размышлять над мантрами — еще хуже, думать о священных местах для купания — еще хуже». [ 10 ] Упанишады рекомендуют истинно духовному человеку не поклоняться идолам: [ 25 ]
Поклонение идолам из камня, металла, глины или драгоценных камней.
заставляет человека, ищущего свободы, переживать повторные рождения.
Поэтому отшельник должен поклоняться только в своем сердце,
чтобы избежать перерождения, пусть он избегает внешнего поклонения.
Поклоняйтесь Самости (душе) внутри вас, тому, что сияет перед актом видения, состоянию, которое находится за пределами бодрствующего сознания и спящего сознания, тому, которое является высшим и существенным состоянием внутри вас, утверждают стихи 2.3.20 и 2.3.21 Упанишады. [ 27 ]
Глава 3: Я — это я, я — Брахман, я — это он.
[ редактировать ]
Глава 3 — это празднование и восхваление того, кто достиг живого освобождения. Сюда также входят высказывания о внутреннем состоянии и характеристиках человека, достигшего мокши . [ 28 ]
Я есть я, но также и другой; Я Брахман, я источник,
Я учитель всего мира, я весь мир, я он!
Я — это только я, я совершенен, я чист, я высший,
Я безупречен и вечен, я — это я, я — всегда он!
От чести и бесчестия и от качеств я свободен, я Шива,
От единства и двойственности и от противоположностей я свободен, я — он!
От возникновения и прекращения существования, и от света я свободен,
Я и уродлив, и прекрасен, я свободен от равных и неравных,
Я свободен от Всего и Не-всего, у меня природа добра, я всегда есть,
У меня нет прибежища, я не прибежище, я чист, я Брахман, я он!- Майтрейя Упанишад, 3.1.1 – 3.1.9 (в сокращении), перевод Патрика Оливелла
В этой главе говорится, что освобожденная душа вечна, есть Ом , и за пределами медитирующего, медитации и объекта медитации она есть Брахман, это «бытие-сознание-блаженство», это сущность «всех священных мест для купания», это это Шива, это плод всей святости и чистый дух. [ 29 ] Душа, как говорится в тексте, свободна от шести изменений (существования, рождения, роста, зрелости, распада и смерти), свободна от шести оболочек (кожи, крови, плоти, жира, костного мозга и костей) и свободна от шести внутренние враги (желание, ненависть, жадность, заблуждение, гордыня и зависть). Эта душа — «свет чистого сознания» и не имеет атрибутов, — утверждает Майтрейя Упанишада. [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Оливель 1992 , с. 8-9.
- ^ Рамамурти и Ном 2000 , стр. 19.
- ^ Оливель 1992 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Айяр (тр), Нараянасвами (1914). «Тридцать малых Упанишад» . стр. VI, 24–29 . Проверено 17 декабря 2015 г.
- ^ Деуссен, Бедекар и Палсуле (тр.) 1997 , стр. 556.
- ^ Olivelle 1992 , стр. 75, 79–81, 159–161.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Оливель 1992 , с. 160.
- ^ Наир 2008 , с. 579.
- ^ Шанкарананда 2004 , с. 182.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Оливель 1992 , с. 163.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Оливель 1992 , с. 161.
- ^ Оливель 1992 , стр. 161–169.
- ^ Оливель 1992 , с. 163, сноска 14.
- ^ «Санскритский словарь» . Spokensanskrit.de . Проверено 17 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Ф. Отто Шредер, Малые Упанишады, Том 1: Самньяса Упанишады , Библиотека Адьяра, страница xxxiii
- ^ Оливель 1992 , стр. 158–161.
- ^ Оливель 1992 , стр. 161–165.
- ^ Оливель 1992 , стр. 165–169.
- ^ Jump up to: а б Оливель 1992 , с. 158.
- ^ Jump up to: а б с Пармешварананд 2000 , стр. 345–49.
- ^ Jump up to: а б Оливель 1992 , стр. 159.
- ^ Оливель 1992 , стр. 161–162.
- ^ Jump up to: а б Оливель 1992 , с. 162.
- ^ ॥ Миссисипи मैत्युपनिषत् ॥ Санскритский текст Майтрейи Упанишад, Архив санскритских документов (2009 г.); Примечание: номера стихов в книге Оливелла разделены, тогда как в этом источнике они нумеруются последовательно;
Цитата: Солнце сознания всегда светит и светит на небе сердца. Как мы можем поклоняться вечерним сумеркам, когда они не заходят и не восходят? Есть только одна и уникальная вещь, которая определяется словами духовного учителя. Говорят, что это уединенное место, не монастырь и не лес. - ^ Jump up to: а б ॥ Миссисипи मैत्युपनिषत् ॥ Санскритский текст Майтрейи Упанишад, Архив санскритских документов (2009 г.); Примечание: номера стихов в книге Оливелла разделены, тогда как в этом источнике они нумеруются последовательно;
Цитата: Поклонение шести, железу, драгоценным камням и глиняным предметам является средством возрождения и наслаждения для искателя освобождения. Поэтому святой человек должен поклоняться в своем сердце и избегать внешнего поклонения ради перерождения. - ^ Оливель 1992 , с. 164.
- ^ Оливель 1992 , стр. 164–165.
- ^ Оливель 1992 , стр. 78–81, 165–169.
- ^ Оливель 1992 , стр. 166–167.
- ^ Olivelle 1992 , стр. 167–168 со сноской 29.
Библиография
[ редактировать ]- Деуссен, Пол; Бедекар, В.М. (тр.); Палсуле (тр.), Великобритания (1 января 1997 г.). Шестьдесят Упанишад Вед . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1467-7 .
- Наир, Шанта Н. (1 января 2008 г.). Отголоски древнеиндийской мудрости . Книжный дворец. ISBN 978-81-223-1020-7 .
- Оливель, Патрик (1992). Самньяса Упанишады . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195070453 .
- Пармешварананд, Свами (1 января 2000 г.). Энциклопедический словарь Упанишад . Саруп и сыновья. ISBN 978-81-7625-148-8 .
- Рамамурти, доктор Х.; Ном (2000). Песня Рибху: английский перевод тамильской Гиты Рибху . Общество Пребывания в Истине. ISBN 978-0-9703667-0-2 .
- Шанкарананда, Свами (2004). Как жить в старости . Миссия Чинмайя. ISBN 978-81-7597-290-2 .