Панчабрахма Упанишад
Панчабрахма Упанишад | |
---|---|
![]() Текст прославляет пятиликого Шиву. | |
Деванагари | Панчабрахма |
ИАСТ | Панча-брахма |
Название означает | Пять реальностей |
Дата | до ~ 7 века н.э. |
Тип | Шива [ 1 ] |
Связанная Веда | Кришна Яджурведа [ 1 ] |
Главы | 1 |
Стихи | 36 [ 2 ] |
Философия | Шиваизм , Веданта |
Часть серии о |
Шиваизм |
---|
![]() |
![]() |
Панчабрахма Упанишада ( санскрит : Панча Брахма Упанишад , IAST : Панча-брахма Упанишад) — санскритский текст и одна из второстепенных Упанишад индуизма средневековый . Текст классифицируется как одна из 14 Шайва Упанишад и одна из 32 Упанишад Кришна Яджурведы . [ 3 ] [ 1 ]
Упанишады прославляют Шиву, используя терминологию недвойственности Веданты . [ 4 ] Текст примечателен тем, что он сосредоточен на Садашиве как Брахмане , с пятью лицами, соответствующими пяти Ишварам. [ 5 ] и за рекомендацию медитации на «Сохам» или «Я есть он, Он есть я» для достижения мокши , союза с Брахманом. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Дата и автор Панчабрахма Упанишады неизвестны. Крамриш утверждает, что это поздний текст, но, возможно, он был составлен до Вишнудхармоттара-пураны . [ 7 ] Последнее она датирует примерно 7 веком нашей эры, современником картин пещер Аджанты . [ 8 ]
Рукописи этого текста также встречаются под названием Панчабрахма Упанишад и Панчабрахмопанишад . [ 2 ] [ 9 ] В на телугу антологии состоящей из 108 Упанишад канона Муктика , рассказанных Рамой Хануману , , она указана под номером 93 как Панчабрахма Упанишада . [ 10 ] Этот текст не является частью сборника 50 важных индуистских Упанишад 17-го века, опубликованного Эрой Великих Моголов Дара Шико , и антологии 52 Упанишад 18-го века, опубликованной Колбруком , а также не встречается в антологии Bibliotheca Indica Нараяны. [ 11 ]
Как Упанишада, она является частью собрания литературы Веданты , в которой представлены философские концепции индуизма. [ 12 ]
Содержание
[ редактировать ]Текст начинается с того, что мудрец Пайппалада спрашивает Шиву: «Что возникло первым?» Ответ Шивы структурирован в виде стихов Панчабрахма Упанишады . [ 13 ] [ 14 ]
Панчабрахма -упанишада описывает пять форм реальности (Брахмана) или Шивы, возникших из высшей реальности – Садьоджата , Агхора , Вамадева , Татпуруша и Ишана . [ 15 ] [ 16 ] Он — панчатмак , скрывающий в себе все пять Брахм, и осознать его — это мокша . Ишана, утверждает текст, — это высшая форма Брахмана, непроявленное колесо, украшенное Ом , и что все пять Брахм превращаются в верховного Ниргуна (бесформенного) Брахмана. [ 15 ] [ 17 ] Высшее сияет своим собственным светом, за пределами пяти Брахм, говорится в тексте Панчабрахмы. [ 15 ]
Шива находится внутри всех существ
В Брахмапуре (городе Брахмы, тела), где находится обитель формы белого лотоса (сердца), известного как Дахара, в середине его находится эфир, известный как Дахаракаша. Этот эфир — Шива, бесконечное существование, недвойственное сознание и непревзойденное блаженство…
Этот Шива — свидетель, утвердившийся в сердце всех существ…
- Панчабрахма Упанишада 40–41, [ 4 ]
В тексте утверждается, что Садьоджата представляет землю и связана с Крия Шакти (силой действия). Агхора представляет огонь и стимулирует Ичча Шакти (силу воли, желания), а Вамадева представляет воду и побуждает Джняна Шакти (силу знания). [ 4 ] [ 16 ] Татпуруша представляет воздух и силу жизни (дыхание, прана), а Ишана представляет эфирное пространство и трансцендентное. [ 5 ] [ 15 ]
Теун Гудриан, профессор кафедры востоковедения и автор, [ 18 ] утверждает, что Панчабрахма Упанишада фокусируется на символизме пяти лиц Шивы и мистических уравнениях для всех, кроме лица Ишаны. [ 19 ] Ишанское лицо Шивы прославляется такими общими эпитетами, как «превосходящий умиротворенного», как «Брахман», как «Высший», как «сияние за всем» и как «Я сам есть этот Брахман», подчеркивая тем самым его фундаментальное лицо. место в этом тексте. [ 19 ] В 23-м стихе рукописи утверждается, что нужно медитировать на Шиву внутри себя с « Сохам » или «Я есть Он, Он есть я», чтобы достичь мокши , союза с Брахманом. [ 6 ] [ 19 ] [ 20 ] Такой взгляд на этот текст соответствует адвайта-веданты позиции индуистской философии , утверждает Гудриан. [ 21 ]

Эта Упанишада, как утверждает Крамриш, отдает приоритет «силе знания», в отличие от некоторых шиваитских текстов, таких как Ватуласуддх-агама , которые подчеркивают «силу воли». [ 7 ] По мнению Крамриша, это могут быть либо доктринальные различия, либо возможные ошибки при передаче рукописей на протяжении веков, но компоненты онтологии шиваизма одинаковы во всех текстах, начиная со второй половины I тысячелетия нашей эры. [ 7 ] В тексте, добавляет Крамриш, утверждается, что «весь этот феноменальный мир есть Парабрахман, Шива, имеющий характер пятичастных брахманов», и что все во внутренних и внешних чувствах существа, что находится внутри или лежит за пределами, есть Шива пятичленного типа. Брахманский персонаж. [ 22 ] [ 23 ]
Искатель осознает этот аспект пяти Брахманов Шивы в соответствии с силой своего видения, своим духовным развитием, и именно Шива находится в сердце всех существ, Шива — это Сат-Чит-Ананда , что означает существование, сознание и Блаженство. [ 24 ] [ 25 ] Шива — освободитель, утверждает текст. [ 24 ] [ 26 ] [ 25 ]
Прием
[ редактировать ]Концепция панчабрахмы , присутствующая в этой Упанишаде, также встречается в Шайва- агамах , описанных аналогичным образом. [ 14 ] [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Тиноко 1996 , с. 87.
- ^ Перейти обратно: а б Хаттангади 2000 .
- ^ Наир 2008 , с. 179.
- ^ Перейти обратно: а б с Крамриш 1981 , стр. 187–188.
- ^ Перейти обратно: а б Пармешварананд 2004 , стр. 196–197.
- ^ Перейти обратно: а б Карл Олсон (1997), Индийский отказник и постмодернистский яд: межкультурная встреча, П. Ланг, ISBN 978-0820430225 , стр. 139
- ^ Перейти обратно: а б с Крамриш 1981 , с. 187.
- ^ Стелла Крамриш, Вишнудхармоттара, часть III: Трактат об индийской живописи и создании изображений , 2-е издание, Calcutta University Press, стр. 5
- ^ Ведическая литература, Том 1, Описательный каталог санскритских рукописей , с. PA449, в Google Книгах , правительство Тамил Наду, Мадрас, Индия, страницы 268, 449–450.
- ^ Деуссен 1997 , стр. 556–557.
- ^ Деуссен 1997 , стр. 558–564.
- ^ Макс Мюллер, Упанишады , Часть 1, Oxford University Press, страница LXXXVI, сноска 1, 22, стих 13.4.
- ^ Хаттангади 2000 , с. Стих 1.
- ^ Перейти обратно: а б Айянгар 1953 , стр. 110–114.
- ^ Перейти обратно: а б с д Махадеван 1975 , стр. 229–230.
- ^ Перейти обратно: а б Айянгар 1953 , стр. 110–113.
- ^ Хаттангади 2000 , с. стихи 18–19.
- ^ «Тун Гудриан | Издательство Государственного университета Нью-Йорка» . sunypress.edu . Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гудриан 2008 , стр. 160–161.
- ^ Хаттангади 2000 , с. стих २३ (23).
- ^ Гудриан 2008 , с. 161.
- ^ Крамриш 1981 , с. 182, 187.
- ^ Хаттангади 2000 , с. стихи 25–26.
- ^ Перейти обратно: а б Крамриш 1981 , с. 188.
- ^ Перейти обратно: а б Айянгар 1953 , стр. 113–114.
- ^ Хаттангади 2000 , с. стихи 40–41.
- ^ Марк С.Г. Дычковский (1989), Канон Шайвагамы, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120805958 , страницы 31–32.
Библиография
- Айянгар, ТРС (1953). Шайва Упанишады . Jain Publishing Co. (Переиздание 2007 г.). ISBN 978-0895819819 .
- Дойссен, Пол (1997). Шестьдесят Упанишад Вед . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1467-7 .
- Гудриан, Теун (2008). Майя: божественное и человеческое . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-8120823891 .
- Крамриш, Стелла (1981). Присутствие Шивы . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-8120804913 .
- Пармешварананд, С. (2004). Энциклопедия шиваизма, том 1 . Саруп и сыновья. п. 196 .
- Махадеван, ТМП (1975). Упанишады: Избранное из 108 Упанишад . Мотилал Банарсидасс Publ. ISBN 978-81-208-1611-4 .
- Наир, Шанта Н. (2008). Отголоски древнеиндийской мудрости . Книжный дворец. ISBN 978-81-223-1020-7 .
- Хаттангади, Сандер (2000). «Панчабрахма Упанишад » (PDF) (на санскрите ) Получено 1 февраля.
- Тиноко, Карлос Альберто (1996). Упанишады . ИБРАСА. ISBN 978-85-348-0040-2 .