Брихаджабала Упанишад
Брихаджабала | |
---|---|
![]() Шайва-садху, отмеченный линиями Бхасмы. | |
Деванагари | Брихаджабал |
ИАСТ | Брихаджабала |
Название означает | Великая Джабала |
Дата | эпоха позднего средневековья |
Тип | Шива [ 1 ] |
Связанная Веда | Атхарваведа |
Главы | 8 |
Часть серии о |
Шиваизм |
---|
![]() |
![]() |
Брихаджабала -упанишада ( санскрит : ऋहर्जबाल उपनिषद , Bṛhajjābāla ) — одна из малых Упанишад , написанная на санскрите . Этот индуистский текст прилагается к Атхарваведе . [ 2 ] и является одной из 14 Шайва -упанишад. [ 1 ]
В нем описывается процесс получения Вибхути (Бхасмы), или священного пепла, методы его использования для тилаки Трипундры на различных частях тела и его значение в шиваизме. В тексте также упоминается Рудракша как четки.
Клаус Клостермайер классифицирует Брихаджабала Упанишад наряду с Бхасмаджабала Упанишадой , Рудракшаджабала Упанишадой , Калагни Рудрой Упанишадой и Акшамалика Упанишадой как шиваистские тексты, объясняющие символику обрядов и объектов поклонения в шиваизме. [ 3 ]
Его также пишут как Брихад Джабала Упанишад , Брихаджабалопанишад и Брихат Джабала Упанишад .
История
[ редактировать ]Дата составления и автор этого текста неизвестны. Вероятно, это Упанишада позднего средневековья, появившаяся после XII века, и она не является ни частью сборника 50 важных индуистских Упанишад 17-го века, опубликованного Дара Шико эпохи Великих Моголов , ни частью антологии 18-го века, состоящей из 52 популярных Упанишад в Северной Индии. опубликовано Коулбруком , и его нет в Bibliotheca Indica антологии популярных Упанишад в Южной Индии . Нараяна. [ 4 ]
В на телугу антологии 108 Упанишад Муктики современной эпохи , рассказанной Рамой Хануману . , она указана под порядковым номером 26 [ 5 ]
Содержание
[ редактировать ]Брихаджабала -упанишада разделена на 8 глав, называемых Брахманами . Он представлен как разговор между мудрецом Бхусундой, потомком мудреца Джабали (так называемого Джабалы), отождествляемого в тексте с мудрецом Санаткумарой , и Калагни Рудрой, разрушительной формой бога Шивы , отождествляемого с Бхайравой . [ 6 ] [ 7 ]
В первом «Брахмане» мудрец Бхусунда просит Калагни Рудру рассказать ему о вибхути (священном пепле). Бог направляет его к тексту, написанному мудрецом Пиппаладой по этому вопросу. Бхусунда настаивает на том, чтобы ему рассказали о писании Брихаджабала (Великая Джабала). Калагни Рудра рассказывает о пяти видах священного пепла: Вибхути, Бхасита, Бхасма, Кшара и Ракша. Каждый пепел связан с формой Шивы, махабхутой (классическим элементом), Силой (Калой), коровой и ее навозом. Описана форма Шивы, создающая элемент его лица. Из элемента возникает сила, которая, в свою очередь, создает корову разного цвета, из навоза которой создается священный пепел. Далее приводится происхождение названия священного ясеня. [ 6 ] [ 7 ]
Священный пепел | Форма Шивы | Элемент | Власть | Корова | Цвет коровы | Значение |
Вибхути | Садьоджата | Притхви (Земля) | Нивритти, уход от мирских удовольствий | Нанда | золотой | Причина процветания |
Бхасита | Вамадева | Ап (вода) | Молитвы | Бхадра | черный | Поскольку оно светится |
Бхасма | Агора | Агни (Огонь) | Видья, знание | Сурабхи | красный | Уничтожает грехи |
क्शारा | Татпуруша | Вайю (Вода) | Шанти, мир | Сушила | белый | Отгоняет опасности |
Ракша | Ишана | Акаша (Эфир) | Santyatita, | Сумана | разноцветный | Защищает от страхов |

Во втором Брахмане мудрец спрашивает о Бхасма снане (омовении в священном пепле), который является формой Агни (Огня) и Сомы (Эликсира богов, Луны ). Рассказывается о взаимозависимости противоположностей Агни и Сомы. Агни символизирует Калагни Рудра или Шива, а Сома дополняет его как Шакти , супруга Шивы. Бхасма приравнивается к Агни, а вода – к Соме. Вместе они составляют Бхасма снана . Даны мантры, связанные с нанесением Бхасмы на тело. Говорят, что тот, кто соблюдает этот ритуал, достигает мукти (освобождения). тот, кто обжигает себя Агни Шивы и охлаждает себя каплями Сомы методом йоги, становится бессмертным. Говорят, что [ 6 ] [ 7 ]
В третьем «Брахмане» Бхусунда спрашивает о методе изготовления священного пепла. Перечислены характеристики коровы, навоз которой можно использовать. Наиболее подходящим считается навоз коричневой коровы. Коровью мочу предлагается смешать с навозом. Рассказаны ритуалы извлечения навоза, такие как поклонение корове, сбор мочи и навоза из источника перед тем, как коснуться земли, и связанные с ними мантры. Рассказаны мантры для смешивания навоза с мочой, сушки шариков смеси и сжигания высохших шариков. Шары сжигают в течение трех дней в хоме (огненном жертвоприношении), заправленном кукурузной мякиной. На четвертый день пепел извлекают и смешивают с парфюмерной водой или коровьей мочой и различными порошками, такими как сандал, кумкум и т. д. Наконец, лепешки из этой смеси сушат и используют как бхасму . Перечислены четыре типа бхасмы, дарующие спасение. Анукальпа — результат огненных жертвоприношений Агнихотры и Вируджаналы . Упакальпа создается путем сжигания высушенного коровьего навоза из леса в соответствии с директивами Тексты Грихья Сутры . Упопакальпа готовится путем сжигания коровьего навоза с коровьей мочой в соответствии с указаниями писаний Кальпы . Акальпу получают из храмов Шивы. [ 6 ] [ 7 ]
В четвертом Брахмане провидец спрашивает о методе Бхасма снаны («пепельной ванны»), когда человека смазывают Бхасмой. Калагни Рудра рассказывает о двух видах: Маласнана (омовение для удаления грязи) и Видхишнана (ритуальное омовение). Маласнана — это нанесение бхасмы на все тело; рассказаны мантры для нанесения на тело. Видхишнана — это нанесение бхасмы на определенные части тела, такие как голова, лицо, грудь, ступни и «тайные части» (пах). Мантры для этого перечислены. Далее указывается время, когда следует выполнять Бхасма снану, например, в сумерках, после еды, после прикосновения к женщине, кошке, орлу и т. д. Во время поклонения богам, гуру, мудрецам или приближения к священному огню или в местах нечистоты Трипундра Шайва- тилаку Рекомендуется наносить в виде трех горизонтальных линий пепла. Бхусунда продолжает исследовать правила Трипундры. Калагни Рудра предписывает Трипундру наносить на 32, 16, 8 или 5 мест на теле, которые перечислены вместе с управляющими божествами этих мест. Вместо полного Бхасма снана , Трипундра можно наносить на локти, предплечья, спину, голову и лоб; рассказывается о мантрах, главенствующих божествах применения на каждой части, а также о грехе, который уничтожается применением на конкретной части. Например, нанесение мантры на грудь/сердце выполняется путем призывания бога огня Агни и, как говорят, уничтожает грехи, совершенные разумом. [ 6 ] [ 7 ]

Пятый Брахман продолжает ответ Калагни Рудры на Трипундру. Описаны кастовые правила, касающиеся Бхасмы, а затем правила Бхасмы для четырех стадий жизни ( Ашрама (стадия) ). Каждому предписано получить Бхасму из разного священного пламени. Бхасму из храмов Шивы может использовать каждый. Затем воспевается слава Бхасмы. Говорят, что бхасма уничтожает различные грехи. Сообщается о вредных последствиях отсутствия ношения Трипундры на лбу. Оскорбление Трипундры считается оскорблением Шивы. Брихаджабала -упанишада неоднократно подчеркивает важность ношения Трипундры и Бхасма-снаны, перечисляя ее достоинства. [ 6 ] [ 7 ]
В шестом Брахмане мудрец задает вопросы о пяти типах Бхасмы, Вибхути и других. упоминается в первом «Брахмане» . Калагни Рудра рассказывает историю. Брамин Вашиштхи Каруна из семьи мудреца . был проклят стать мухой и был убит своим братом Жена Каруны Сушишмита отправилась к Арундхати , жене Васиштхи, с трупом мухи его мужа. Арундати воскресила Каруну с помощью Бхасмы. Через 100 лет он был убит другим родственником, но вновь воскрешён Бхасмой. спасает богов от греха вожделения Ахалии (жены мудреца Гаутамы ) В другой сказке мудрец Дурваса благодаря Бхасме. Рассказывают еще один случай, когда бог Вишну намазался Бхасмой по совету Шивы, который рассказал Вишну о величии Бхасмы. [ 6 ] [ 7 ]
Седьмой Брахман начинается с разговора царя Джанаки и мудреца Ягьявалкьи , где Джанака расспрашивает мудреца о Трипундре и Бхасме. Затем Джанака и мудрец Пиппалада подходят к богу Брахме, чтобы узнать больше о Трипундре. Затем Пиппалада спрашивает то же самое Вишну и Калагни Рудре. Пересказываются преимущества ношения бхасмы. Затем Санаткумара спрашивает Калагни Рудру о священной Рудракше , после чего следует короткий ответ о величии Рудракши. [ 6 ] [ 7 ]
Восьмой Брахман в традиции Упанишад посвящен достоинствам Упанишад, о которых спрашивает Бхусунда. Тот, кто ежедневно изучает Брихаджабалу , очищается и обретает силы различных божеств, освобождается от различных грехов, становится завоевателем миров и получает заслугу изучения различных писаний. Говорят, что чтение этой Упанишады превосходит Атхарвашиха Упанишад и Нрисимха Тапания Упанишад . Говорят, что он достиг Высшей Обители Всепроникающего Бога. [ 6 ] [ 7 ]
Комментарий
[ редактировать ]Брихаджабала -упанишада описывает многие ритуалы секты Пашупата шиваизма. Бхасма, священный пепел, приравнивается к атману (душе) и антратману (внутренней душе). Ритуалы Бхасмананы (пепельной ванны) и применение Трипундры вместо пепельной ванны являются важными практиками Шайвы. [ 8 ]
Бхасма Джабала Упанишада, как и Брихаджабала Упанишада, восхваляет Бхасму. Однако в ритуалах, описанных в обеих Упанишадах, есть некоторые различия. Первый рекомендует наносить пепел на шею, щеки, глаза, рот, локти, запястья, плечи, сердце (грудь), пупок и ладони, тогда как эта Упанишада предписывает наносить пепел главным образом на пять частей: лоб, ступни, бедра и гениталии. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тиноко 1997 , стр. 87–88.
- ^ Фаркухар, Джон Никол (1920), Очерк религиозной литературы Индии , Х. Милфорд, издательство Оксфордского университета, стр. 364, ISBN 81-208-2086-Х
- ^ Клостермайер 1984 , стр. 134, 371.
- ^ Деуссен 1997 , стр. 558–564.
- ^ Деуссен 1997 , стр. 556–557.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Пиар Рамачандера. «Брихад Джабала Упанишада» . Веданта Духовная библиотека. Архивировано из оригинала 26 сентября 2012 года . Проверено 21 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я РА Шастри. «БРИХАТ ДЖАБАЛОПАНИШАТ» . Проверено 21 января 2015 г.
- ^ Свами Пармешварананд (2004). Энциклопедия шиваизма . Саруп и сыновья. п. 196 . ISBN 978-81-7625-427-4 .
- ^ Священные индуистские символы . Публикации Абхинава. 2001. стр. 59–60. ISBN 978-81-7017-397-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Дойссен, Пол (1997). Шестьдесят Упанишад Вед . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1467-7 .
- Клостермайер, Клаус К. (1984). Мифологии и философии спасения в теистических традициях Индии . Уилфрид Лорье Univ. Нажимать. ISBN 978-0-88920-158-3 .
- Крамриш, Стелла (1981). Присутствие Шивы . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-8120804913 .
- Хаттангади, Сандер (2000). «Брихат-Джабала Упанишад» (PDF) (на санскрите ) Получено 28 января.
- Тиноко, Карлос Альберто (1997). Упанишады . ИБРАСА. ISBN 978-85-348-0040-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Брихаджабала-упанишада на санскрите