Панча Бхута Сталам
Часть серии о |
Шиваизм |
---|
Портал индуизма |
Панча Бхута Сталам ( тамильский : Панча Бхута Сталам , санскрит : Панча Бхута Сталам , романизированный : Панчабхута Сталам ) относится к пяти храмам, посвященным Шиве , [ 1 ] каждый представляет собой проявление пяти основных элементов природы: земли, воды, огня, воздуха и эфира. [ 2 ] Панча означает «пять», Бхута означает «элементы», а Стхала означает «место». Храмы расположены в Южной Индии , четыре в Тамилнаде и один в Андхра-Прадеше . Считается, что пять элементов заключены в пяти лингамах. [ 1 ] храмов, где каждый лингам назван в честь представленного элемента. Все пять храмов расположены на 78° и 79° восточной долготы и между 10° и 14° северной широты. [ 3 ]
Главные божества почитаются в тамильском шиваитском каноническом произведении VII века « Теварам» , написанном тамильскими святыми поэтами, известными как Наянары и классифицированным как Паадал Петра Сталам . Три храма в Тамил Наду, за исключением храма Чидамбарам Натараджа, обслуживаются и управляются Департаментом индуистских религиозных и благотворительных пожертвований правительства Тамилнада . В конкретном случае с храмом Чидамбарам Натараджа Верховный суд Индии подтвердил право Дикшитаров на принадлежность к религиозной конфессии, обеспечивающей административный контроль над храмом, одновременно отменив назначение HRCE исполнительного директора.
Панча Бхутам
[ редактировать ]Согласно Ведам , материальный мир представляет собой комбинацию пяти основных элементов природы, а именно земли , воды , огня , воздуха и эфира . Бхута (санскрит: भूत) на санскрите означает элемент, а маха бхута указывает на фундаментальный элемент. [ 4 ] Согласно Аюрведе , древней индийской медицинской системе, равновесие тела с панча-бхутой регулируется принципами тридош — каф (мокрота), питта (желчь), вайю (газ), дхату и малас (продукты жизнедеятельности). [ 5 ] Рабиндранат Тагор в своей книге «Панча бхута » объяснил, что эмоциональная способность человеческого разума остро чувствительна ко всем объектам света, цвета, звука, эффектам скорости, солнцу, луне и звездам. [ 6 ]
Пять храмов
[ редактировать ]Говорят, что в Тируваннамалай храме Шива проявил себя в виде массивного огненного столба. Празднование этого проявления можно увидеть даже сегодня в древних традициях, соблюдаемых во время фестивалей Маха Шиваратри и Картика Дипам . Агни Лингам объясняет мифы жизни – долг, добродетель, самопожертвование и, наконец, освобождение посредством аскетической жизни в конце Агни кальпы . [ 7 ] Главные божества почитаются в тамильском шиваитском каноническом произведении VII века « Теварам» , написанном тамильскими святыми поэтами, известными как Наянары и классифицированным как Паадал Петра Сталам . Три из четырех храмов в Тамил Наду обслуживаются и управляются Департаментом индуистских религиозных и благотворительных пожертвований правительства Тамилнада . Обслуживание и управление храмом Чидамбарам Натараджа обеспечивает религиозная конфессиональная община, называемая Дикшитары.
Категория | Лингам | Храм | Фото | Расположение | Подробности |
Земля | Бхуми Лингам [ 8 ] | Храм Экамбаресварар | Канчипурам 12 ° 50'51 ″ с.ш. 79 ° 42'00 ″ в.д. / 12,84750 ° с.ш. 79,70000 ° в.д. | Шиве поклоняются как Экамбаресварару или Экамбаранатару, и он представлен лингамом , а его идолом называют Притхви лингам . Храмовый комплекс занимает площадь 25 акров и является одним из крупнейших в Индии. В нем находятся четыре надвратные башни, известные как гопурамы . Самой высокой является южная башня, 11 этажей и высотой 58,5216 метра (192 фута), что делает ее одной из самых высоких храмовых башен в Индии. В храмовом комплексе много залов; Самым примечательным является тысячеколонный зал, построенный в период Виджаянагара . Легенда гласит, что однажды Парвати , супруга Шивы, захотела искупить свой грех, совершив аскезу под древним манговым деревом храма возле реки Вегавати. [ 9 ] | |
Вода | Варуна Лингам (Джамбу Лингам) [ 1 ] | Храм Джамбукешварар, Тируванаикавал | Тируванаикавал , недалеко от Тричи. 10 ° 51'12 "N 78 ° 42'20" E / 10,85333 ° N 78,70556 ° E | В святилище Джамбукешвары есть подземный водный ручей, и, несмотря на откачку воды, он всегда наполнен водой. Однажды Парвати высмеяла покаяние Шивы ради улучшения мира. Шива хотел осудить ее поступок и приказал ей пойти на землю из Кайласама (обители Шивы), чтобы совершить покаяние. Парвати в образе Акиландешвари по желанию Шивы нашла лес Джамбу (Тируванаикойл), чтобы совершить свое покаяние. Она сделала лингам из воды реки Кавери (также называемой рекой Понни) под деревом Венн Нааваль (дерево Венн Нааваль на вершине святого Джамбу) и начала свое поклонение. Лингам . известен как Аппу Лингам (Водный Лингам) По словам Фергюссона , в архитектурном отношении храм превосходит храм Шрирангама Ранганатхасвами, которые оба были построены в одно и то же время. [ 10 ] [ 11 ] Внутри храма пять ограждений. Массивная внешняя стена, покрывающая пятый участок, известная как Вибуди Пракара , простирается более чем на милю, имеет толщину два фута и высоту более 25 футов. Легенда гласит, что стену построил Шива, работая с рабочими. [ 12 ] Четвертый участок содержит зал с 796 колоннами и имеет размеры 2436 футов на 1493 год. [ 11 ] | |
Огонь | Агни Лингам (Джьоти Лингам) [ 7 ] | Храм Аруначалешвары | Тируваннамалай 12 ° 13'31,02 "с.ш. 79 ° 4'28,91" в.д. / 12,2252833 ° с.ш. 79,0746972 ° в.д. | Шиве поклоняются как Аруначалешваре или Аннамалайяру, и он представлен лингамом , а его идолом называют Агни лингам . 9-го века Шайвский святой поэт Маниккавачакар написал здесь Тирувемпааваи . Храмовый комплекс занимает площадь 10 гектаров и является одним из крупнейших в Индии. В нем находятся четыре надвратные башни, известные как гопурамы . Самой высокой является восточная башня, имеющая 11 этажей и высоту 66 метров (217 футов), что делает ее одной из самых высоких храмовых башен в Индии, построенной севаппой Найаккаром (династия Наякар). В храмовом комплексе много залов; Самым примечательным является тысячеколонный зал, построенный в период Виджаянагара . Фестиваль Картика Дипам отмечается в день полнолуния с ноября по декабрь, и на вершине холма зажигается огромный маяк. Его видно на многие мили вокруг, и он символизирует огненный лингам Шивы , соединяющийся с небом. Свидетелями этого события стали три миллиона паломников. В день, предшествующий каждому полнолунию, паломники обходят основание храма и холмы Аруначалы во время поклонения, называемого Гиривалам — практика, которую ежегодно совершают один миллион паломников. [ 13 ] | |
Воздух | Vayu Lingam | Храм Шри Калахасти [ 14 ] | Калахасти , Андхра-Прадеш 13 ° 44'58 "с.ш. 79 ° 41'54" в.д. / 13,74944 ° с.ш. 79,69833 ° в.д. | Калахастхи - один из самых известных храмов Шивы в Южной Индии, и, как говорят, это место, где Каннаппа был готов поднести оба глаза, чтобы скрыть кровь, текущую из Шива -лингама, прежде чем Шива остановил его и даровал ему мокшу . Храм также считается кшетрой Раху-Кету и Дакшина Кайласам . Внутренний храм был построен примерно в 5 веке, а внешний храм был построен в 11 веке Раджендрой Чолой I , позже королями Чола и королями Виджаянагара . Шиве в его аспекте Ваю поклоняются как Калахастешваре. [ 15 ] | |
Эфир | Индра Лингам (Акаша Лингам) [ 16 ] | Храм Тиллаи Натараджар | Чидамбарам 11 ° 23'58 "N 79 ° 41'36" E / 11,39944 ° N 79,69333 ° E | Чидамбарам, название города и храма, буквально означает «атмосфера мудрости» или «одетая в мысль», архитектура храма символизирует связь искусства и духовности, творческой деятельности и божественного. [ 17 ] Резьба на стене храма отображает все 108 каран из Натья Шастры Бхараты Муни, и эти позы составляют основу Бхаратанатьям , классического индийского танца. [ 18 ] Нынешний храм был построен в 10 веке, когда Чидамбарам был столицей династии Чола, что делает его одним из старейших сохранившихся действующих храмовых комплексов в Южной Индии. После его освящения в 10 веке Чолами, считавшими Натараджу своим семейным божеством, [ 19 ] Сам Шива представлен как Натараджа, исполняющий Ананда Тандава («Танец наслаждения») в золотом зале святилища Пон Амбалам . [ 20 ] Храм является одним из пяти элементальных лингамов в традиции паломничества шиваизма и считается самым тонким из всех храмов Шивы ( ковил ) в индуизме. [ 21 ] Это также место проведения исполнительских искусств, в том числе ежегодного танцевального фестиваля Натьянджали на Маха Шиваратри . [ 22 ] |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Рамасвами 2007, стр. 301-302.
- ^ Словарь, канарский и английский Уильям Рив, Дэниел Сандерсон
- ^ «Храм Натараджа, Чидамбарам. | Район Каддалор, правительство Тамилнада | Сахарница Тамилнада | Индия» . Проверено 18 апреля 2022 г.
- ^ Дайваджня 1996, с. 12
- ^ Дж. 2008, с. 215
- ^ Тименецка 2002, стр. 40.
- ^ Перейти обратно: а б Блабацкий 1981, с. 176
- ^ Тиртха: священные центры паломничества индусов: саптапури и чаар дхаам , Субхадра Сен Гупта, стр. 66
- ^ В. и Мина (1974). Храмы в Южной Индии (1-е изд.). Канниякумари: Искусство Харикумара. п. 44.
- ^ Гастингс 1916 , с. 475
- ^ Перейти обратно: а б Хантер 1881 , стр. 109-110.
- ^ Айяр 1991 , с. 248
- ^ В., Шанмуганатан (2014). Замечательное политическое путешествие . Прабхат Пракашан. п. 121.ISBN 9788184302578 .
- ^ Баджва 2007, с. 271
- ^ «Начало истории» . Индус . Проверено 1 марта 2017 г.
- ^ M.K.V 2007, p. 37
- ^ Дональд Фредерик Лакх; Эдвин Дж. Ван Клей (1993). Южная Азия . Издательство Чикагского университета. стр. 1002–1003. ISBN 978-0-226-46754-2 .
- ^ Констанс Джонс; Джеймс Д. Райан (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. п. 107. ИСБН 978-0-8160-7564-5 .
- ^ Харл 1994 , стр. 292–304, 311–313
- ^ Калифорния и 1985 г.
- ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. п. 147. ИСБН 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Трейси Пинчман (2007). Женская жизнь, женские ритуалы в индуистской традиции . Издательство Оксфордского университета. стр. 194–195. ISBN 978-0-19-803934-1 .
Ссылки
[ редактировать ]- Айяр, П.В. Джагадиса (1991). Южноиндийские святыни: с иллюстрациями . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. ISBN 81-206-0151-3 .
- Баджва, Джагир Сингх; Равиндер Каур (2007), Управление туризмом , Нью-Дели: SB Nangia, ISBN 978-81-313-0047-3
- Дайваджня, Венкатеша (1996), Шри Сарвартачинтамани: английский перевод, Том 1 , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited, ISBN 81-208-1352-9 .
- Гастингс, Джеймс; Джон Александр Селби; Луи Герберт Грей (1916). Энциклопедия религии и этики, Том 8 . ISBN 9780567065087 .
- Хантер, WW (1881 г.). Императорский географический справочник Индии . Том. 5.
- Дж., Агарвал (2008), Я горжусь тем, что я индуист , Дели: Книги по индуологии, ISBN 978-81-223-1022-1 .
- Кнапп, Стивен (2005), Сердце индуизма: восточный путь к свободе, расширению прав и возможностей и просветлению , NE: iUniverse, ISBN 978-0-595-35075-9 .
- MKV, Нараян (2007), Обратная сторона индуистского символизма: социологические и научные связи в индуизме , Калифорния: Fultus Corporation, ISBN 978-1-59682-117-0 .
- Рамасвами, Виджая (2007), Исторический словарь тамилов , США: Scarecrow Press, INC., ISBN 978-0-470-82958-5
- Теософский глоссарий (1918), Теософский глоссарий , Калифорния: Теософское издательство, ISBN 81-7478-177-3 .
- Туристический путеводитель по Тамил Наду (2007), Туристический путеводитель по Тамил Наду , Ченнаи: T. Кришна Пресс, ISBN 978-81-7478-177-2 .
- Тименецка, Анна-Тереза (2002), Analecta Huseerliana Ежегодник феноменальных исследований, том LXXVI - Жизнь, истина в ее различных перспективах: познание, самопознание, творчество, научные исследования, участие в жизни, экономика... , Нидерланды: Kluwer Academic Publishers, ISBN. 1-4020-0071-5 .