Jump to content

Бантей Срей

Координаты : 13 ° 35'56 "N 103 ° 57'46" E  /  13,59889 ° N 103,96278 ° E  / 13,59889; 103,96278

Бантей Срей
Храм Бантей Срей
Религия
Принадлежность индуизм
Округ Бантей Срей
Божество Шива и Парвати со многими другими индуистскими божествами
Расположение
Расположение Ангкор
Состояние Сием Рип
Страна Камбоджа
Бантей Срей находится в Камбодже.
Бантей Срей
Показано в Камбодже
Географические координаты 13 ° 35'56 "N 103 ° 57'46" E  /  13,59889 ° N 103,96278 ° E  / 13,59889; 103,96278
Архитектура
Тип кхмерский
Создатель Яджнавараха
Завершенный 967

Бантей Срей ( кхмерский : បន្ទាយស្រី [ɓɑntiəj srəj] храм 10-го века нашей эры, ) — камбоджийский посвященный индуистскому богу Шиве и Парвати . Расположенный в районе Ангкора , он расположен недалеко от холма Пном Деи , в 25 км (16 миль) к северо-востоку от основной группы храмов, которые когда-то принадлежали средневековым столицам Яшодхарапура и Ангкор Том . [ 1 ] Бантей Срей построен в основном из красного песчаника , материала, который поддается сложной декоративной резьбе на стенах, которую можно увидеть и сегодня. Сами здания миниатюрны по размеру, что необычно по меркам ангкорского строительства. Эти факторы сделали храм чрезвычайно популярным среди туристов и привели к тому, что его широко оценили как жемчужину кхмерского искусства. [ 2 ]

Основание и преданность делу

[ редактировать ]
«Бантей Срей» («Цитадель женщин») — современное название кхмерского храма X века н.э., первоначально называвшегося «Трибхуванамахешвара» («Великий Господь тройственного мира»). [ 3 ] имя бога Шивы .

Освящен 22 апреля 967 г. н. э., [ 4 ] Бантей Срей был единственным крупным храмом в Ангкоре , построенным не правителями; его строительство приписывают придворным по имени Вишнукумара и Яджнавараха. [ 5 ] (современный кхмерский : យ ជ្ញ វ រា ហៈ ), который служил советником короля Раджендравармана II (современный кхмерский : ព្រះ បាត រា ជេ ន្រ្ទ វរ ្ម័ន ). На основополагающей стеле написано, что Яджнавараха, внук короля Харшавармана I, [ 6 ] : 117  был ученым и филантропом, который помогал тем, кто страдал от болезней, несправедливости или бедности. [ 7 ] Его учеником был будущий король Джаяварман V (годы правления 968 – ок. 1001). Первоначально храм был окружен городом под названием Ишварапура.

Бантей Срей известен сложной резьбой. На этой резьбе изображена Кала , мифическое животное, олицетворяющее время и бога Шиву.

Храм Яджнаварахи был в первую очередь посвящен индуистскому богу Шиве . Первоначально он носил имя Трибхуванамахешвара — великий владыка тройственного мира — в честь статуи Шивы , которая служила его центральным религиозным образом. [ 8 ] Однако храмовые здания, по-видимому, разделены вдоль центральной оси восток-запад между зданиями, расположенными к югу от оси и посвященными Шиве, и зданиями к северу от оси, посвященными Вишну .

Было высказано предположение, что современное название храма, Бантей Срей , связано с множеством деватов, вырезанных на стенах из красного песчаника.

Современное название храма Бантей Срей — цитадель женщин или цитадель красоты — вероятно, связано со сложностью барельефной резьбы на стенах и крошечными размерами самих зданий. [ 8 ] Некоторые предполагают, что это связано со многими дэватами, вырезанными на стенах зданий. [ 9 ]

Расширение и повторное посвящение

[ редактировать ]

Бантей Срей подвергался дальнейшему расширению и перестройке в одиннадцатом веке нашей эры. [ 10 ] : 96  В какой-то момент он перешел под контроль короля, и его первоначальное назначение было изменено; надпись K 194 из Пном Сандака , датированная понедельником, 14 июля 1119 года нашей эры, записывает (строка B 13), что храм был передан священнику Дивакарапандиту и повторно посвящен Шиве. [ 11 ] Согласно последней известной надписи K 569, датированной четвергом, 8 августа 1303 года нашей эры, он использовался по крайней мере до четырнадцатого века нашей эры. [ 12 ]

Реставрация

[ редактировать ]

Храм был вновь открыт в 1914 году и стал объектом знаменитого случая кражи произведений искусства , когда Андре Мальро украл четырех дэват в 1923 году (вскоре он был арестован, а фигуры были возвращены). [ 13 ] Инцидент стимулировал интерес к этому месту, которое было расчищено в следующем году.

В 1930-х годах Бантей Срей был восстановлен посредством первого важного использования анастилоза в Ангкоре, при котором разрушенное здание или памятник восстанавливается с использованием в максимально возможной степени оригинальных архитектурных элементов. До открытия стелы в фундаменте в 1936 году предполагалось, что крайний декор указывает на более позднюю дату, чем это было на самом деле. [ 14 ]

Чтобы предотвратить повреждение этого места водой, в период с 2000 по 2003 год в рамках совместного камбоджийско- швейцарского проекта по сохранению Бантей Срей была установлена ​​дренажная система. [ 15 ] Также были приняты меры для предотвращения повреждения стен храма близлежащими деревьями. [ 16 ]

К сожалению, храм подвергся разграблению и вандализму. Когда в конце 20-го века власти сняли некоторые оригинальные статуи и заменили их бетонными копиями, мародеры начали нападать на копии. Статую Шивы и Парвати, перевезенную на хранение в Национальный музей в Пномпене , подвергли нападению в самом музее, но позже вандалы были пойманы, а статуи были надежно сохранены. [ 17 ]

Материалы и стиль

[ редактировать ]

Бантей Срей построен в основном из твердого красного песчаника, который можно вырезать, как дерево. [ 18 ] Кирпич и латерит использовались только для стен корпуса и некоторых элементов конструкции. Храм известен красотой своих перемычек и фронтонов из песчаника .

Фронтон — это пространство примерно треугольной формы над прямоугольным дверным проемом или проемами. В Бантей Срей фронтоны относительно велики по сравнению с проемами ниже и имеют широкую остроконечную форму. Впервые в истории кхмерской архитектуры на фронтонах изображены целые сцены мифологической тематики.

Перемычка – это горизонтальная балка , перекрывающая зазор между двумя столбами. Некоторые перемычки служат структурным целям, поддерживая вес надстройки, тогда как другие имеют чисто декоративное назначение. Перемычки в Бантей Срей красиво вырезаны и по качеству не уступают перемычкам стиля Преа Ко 9-го века .

Многие ниши в стенах храма содержат резные изображения деватов или дварапал.

Примечательные декоративные мотивы включают Калу (зубастого мифического льва), стража дварапаласа (вооруженного защитника храма) и деватов (богов и богинь), ложную дверь и колонетту . [ 19 ] Действительно, декоративная резьба, кажется, покрывает почти каждую доступную поверхность. По словам исследователя-новатора Ангкора Мориса Глейза : «Учитывая особое очарование Бантей-Срей – его замечательную сохранность и превосходство почти идеальной орнаментальной техники – из всех памятников группы Ангкора следует без колебаний отдать ему высший приоритет». В Бантей-Срей, как писал Глейз, «работы больше связаны с ювелирным искусством и резьбой по дереву, чем со скульптурой из камня». [ 14 ]

Участок состоит из трех концентрических прямоугольных ограждений, построенных по оси восток-запад. Дорога, расположенная на оси, ведет от внешней гопуры , или ворот, к третьему или самому дальнему из трех ограждений. Во внутреннем ограждении находится святилище , состоящее из входной камеры и трех башен, а также два здания, условно называемые библиотеками .

Внешняя гопура

[ редактировать ]

Гопура — это все, что осталось от внешней стены, окружающей город Ишварапура. Считается, что стена имела площадь около 500 квадратных метров и могла быть построена из дерева. На восточном фронтоне гопуры изображен Индра , связанный с этим направлением, восседающим на своем трехголовом слоне Айравате . [ 13 ] Дорога длиной 67 м с остатками коридоров по обеим сторонам соединяет гопуру с третьим ограждением. К северу и югу от этой дамбы расположены галереи, ориентированные с севера на юг.

Третий (внешний) корпус

[ редактировать ]
Фронтон, изображающий битву между асурами братьями- Сундой и Упасундой за апсару Тилоттаму , в которой Сунда и Упасунда убиты друг другом, а Тилоттама убегает, находится в Музее Гиме . [ 20 ]

Третий вольер размером 95 на 110 м; он окружен латеритовой стеной, прорванной гопурами на восточном и западном концах. [ 21 ] Ни один фронтон восточной гопуры не находится на месте . Фронтон, обращенный на запад, сейчас находится в Музее Гиме в Париже. [ 20 ] На нем изображена сцена из Махабхараты , в которой асуры братья- Сунда и Упасунда сражаются за апсару Тилоттаму , и Сунда и Упасунда убивают друг друга, а Тилоттама убегает. Фронтон, обращенный на восток, лежит на земле. На нем изображена сцена из Рамаяны в которой демон Марича хватает Рамы жену , Ситу , а Марича убивается Рамой. [ 22 ] Большую часть территории третьего ограждения занимает ров, разделенный на две части дамбами на восток и запад.

Второй корпус

[ редактировать ]
Второй корпус
Битва между Вали и Сугривой , и Рама убивает Вали, изображена на западной гопуре.
Шива в образе Натараджи изображен на восточной гопуре внутренней стены ограждения.

Второй корпус расположен между внешней латеритовой стеной размером 38 на 42 м с гопурами на восточном и западном концах и кирпичной внутренней стеной размером 24 на 24 м. [ 21 ] Западная гопура имеет интересный барельеф, изображающий дуэль царей Ванары Вали и Сугривы , а также вмешательство Рамы от имени Сугривы, когда Рама убивает Вали и заставляет Сугриву выиграть дуэль. Внутренняя стена ограждения рухнула, оставив гопуру на восточном конце и кирпичный храм на западе. На восточном фронтоне гопуры изображен Шива в форме Натараджи ; на фронтоне, обращенном на запад, изображено Караиккал Аммайяр , одна из трех святых женщин среди шестидесяти трех наянаров (гончих Шивы). [ 23 ] Точно так же частично обрушились латеритовые галереи, которые когда-то заполняли второе ограждение (по одной на севере и юге, по две на востоке и западе). На фронтоне одной из галерей Вишну изображен в образе Нарасимхи , четвертого аватара Вишну в Дашаватаре , потрошащего и убивающего демона Хираньякашипу до смерти, а Нарасима убил Хираньякашипу.

Первый (внутренний) корпус

[ редактировать ]

Между гопурами на обрушившейся внутренней стене расположены постройки внутреннего ограждения: библиотека в юго-восточном углу и еще одна в северо-восточном углу, а в центре святилище, установленное на Т-образной платформе высотой 0,9 м. Помимо того, что это самые экстравагантно украшенные части храма, они также были наиболее успешно отреставрированы (благодаря долговечности песчаника и небольшому размеру). В 2010 году первый корпус снова открыт для посетителей, но внутренние храмы отгорожены веревками и недоступны.

Библиотеки

[ редактировать ]
Сложная рельефная резьба по камню красного цвета.

Две библиотеки построены из кирпича, латерита и песчаника. Каждая библиотека имеет два фронтона: один с восточной стороны, другой с западной. По словам Мориса Глеза, четыре библиотечных фронтона, «представляющие первое появление тимпанов со сценами, являются произведениями высочайшего уровня. Превосходя по композиции все последующие, они демонстрируют истинное мастерство моделирования в умелом сочетании стилизации и реализма. ." [ 24 ]

Другой фронтон показывает сожжение леса Кхандава Кришной и Арджуной с Агни против Индры в Махабхарате.

На восточном фронтоне южной библиотеки изображены Шива и Парвати, сидящие на вершине горы Кайлаша , их мифологической обители. Их супруги Парвати и Шива сидят рядом с ними и с тревогой цепляются за их туловища. На склонах горы присутствуют и другие существа, выстроенные в строгую иерархию в три яруса сверху вниз. В верхнем ярусе сидят бородатые мудрые святые и аскеты, в среднем — мифологические фигуры с головами животных и телами людей, а в нижнем — крупные животные, в том числе множество львов. В центре сцены стоит десятиглавый король демонов Равана . Равана сотрясает гору до самого ее основания, когда животные бегут от его присутствия, а мудрые святые и мифологические существа обсуждают ситуацию и молятся Парвати и Шиве. Согласно легенде, Шива и Парвати не позволили Раване трясти гору, надавив пальцами ног на гору и заманив Равану в ловушку под ней, прежде чем через некоторое время отпустить его. [ 25 ]

Мандапа . и центральная башня, вид с северо-востока

На фронтоне южной библиотеки, обращенном на запад, изображен Шива, снова восседающий на вершине горы Кайлаша. Он смотрит влево на бога любви Камадеву , направляющего в него стрелу. Парвати сидит справа от Шивы, а Шива сидит слева от Парвати; он протягивает ей цепочку бус, и она забирает ее у него. Склоны горы переполнены другими существами, опять-таки выстроенными в строгую иерархию сверху донизу. Сразу под Шивой и Парвати восседает группа бородатых мудрых святых и аскетов, под которыми второй ярус занимают мифологические существа с головами животных и телами людей; самый низкий уровень принадлежит простому народу, который общается с ручными оленями, крупным нежным рогатым скотом и другими животными. Согласно легенде, Камадева выпустил стрелу в Шиву, чтобы вызвать интерес Шивы к Парвати. Шива и Парвати, однако, были очень встревожены этой провокацией, поскольку они не хотели, чтобы он это сделал, и оба сожгли Камадеву, глядя на него своим третьим глазом, сожгли Камадеву дотла и воскресили его позже. [ 25 ]

На восточном фронтоне северной библиотеки изображен бог неба Индра, вызывающий сильные дожди, чтобы потушить лесной пожар, начатый богом огня Агни с целью убийства нагов царя Такшаки , жившего в лесу Кхандава . В Махабхарате , Кришна восьмой аватар Вишну в Дашаватаре Вишну, и его двоюродный брат Пандава Арджуна показаны помогающими Агни, выпуская густой град стрел, чтобы блокировать и уничтожать дожди Индры. Сын Такшаки Ашвасена изображен пытающимся спастись от пожара, и ему это удается, в то время как другие животные в панике бегут и тоже убегают.

На западном фронтоне северной библиотеки Вишну изображен как Кришна, убивающий своего злого дядю по материнской линии Камсу в Матхуре. [ 26 ]

Святилище

[ редактировать ]

Вход в святилище с востока осуществляется через дверной проем высотой всего 1,08 м: внутри находится входная камера (или мандапа ) с изогнутой кирпичной крышей, затем короткий коридор, ведущий к трем башням на западе: центральная башня - самая высокая, на высоте 9,8 м. Глейз отмечает впечатление изысканности, создаваемое башнями антефиксами на каждом из их ярусов. Каждая из шести лестниц, ведущих на платформу, охранялась двумя коленопреклоненными статуями человеческих фигур с головами животных; большинство из тех, что сейчас существуют, являются копиями, оригиналы были украдены или вывезены в музеи.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Хайэм, Цивилизация Ангкора , стр.79.
  2. ^ Глейз, Памятники группы Ангкор, с. 183.
  3. ^ упоминается в надписи K 842 на стеле Фонда: см. «Надписи Камбоджи», отредактированные и переведенные [Джорджем] Кодесом. Полет. Я, Ханой, 1937 г., стр. 147–157, строка 20 кхмерской части.
  4. ^ Дата в строфе XLIV надписи.
  5. ^ Хайэм, К., 2014, Ранняя материковая Юго-Восточная Азия, Бангкок: River Books Co., Ltd., ISBN   9786167339443
  6. ^ Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзан Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN  978-0-8248-0368-1 .
  7. ^ Хайэм, Цивилизация Ангкора , стр.80.
  8. ^ Jump up to: а б Фримен и Жак, Древний Ангкор, с. 206.
  9. ^ Джессап, Искусство и архитектура Камбоджи , стр.101.
  10. ^ Хайэм, К., 2001, Цивилизация Ангкора, Лондон: Вайденфельд и Николсон, ISBN   9781842125847
  11. ^ Cœdès & Dupont, 1943, стр. 141–150; Хайэм, Цивилизация Ангкора , с. 114.
  12. ^ см. Фино / Пармантье / Голубев 1926, стр. 79-82; Поу, Новые надписи, II и III, стр. 166-171
  13. ^ Jump up to: а б Фримен и Жак, Древний Ангкор , с. 207.
  14. ^ Jump up to: а б Глейз, «Памятники Ангкорской группы» , с. 183.
  15. ^ Управление APSARA, Новости, 12 августа 2005 г ..
  16. ^ Управление APSARA, Проект сохранения Бантей Срей
  17. ^ Джессап, Искусство и архитектура Камбоджи , стр.104.
  18. ^ Глейз, Памятники группы Ангкор , стр.183.
  19. Манникка, Бантей Срей. Архивировано 19 октября 2005 г. в Wayback Machine.
  20. ^ Jump up to: а б БАТИСТ Пьер и ЗЕФИР Тьерри , Кхмерское искусство в коллекциях Музея Гиме , Встреча национальных музеев, Париж, 2008 г.
  21. ^ Jump up to: а б Глейз, Памятники Ангкорской группы , стр.184.
  22. ^ Фримен и Жак, Древний Ангкор , с. 209.
  23. ^ «Через пространство и время» . Индус . 29 марта 2009 г. – через www.thehindu.com.
  24. ^ Глейз, Памятники группы Ангкор , с. 187.
  25. ^ Jump up to: а б Роведа, Кхмерская мифология , стр.34.
  26. ^ Роведа, Кхмерская мифология , с. 44.

Библиография

[ редактировать ]
  • Альбанезе, Марилия (2006). Сокровища Ангкора (в мягкой обложке). Верчелли: Издательство «Белая звезда». ISBN  88-544-0117-Х .
  • Кодес, Жорж / Дюпон, Пьер: «Звезды Сдок Как Тхом, Пном Сандак и Прах Вихур», BEFEO XLIII, 1943, стр. 56–154.
  • Фино, Луи / Пармантье, Анри / Голубев, Виктор: Храм Ичварапура , Париж: Г. Ваноест, 1926 (Археологические мемуары I).
  • Фриман, Майкл; Жак, Клод (2003). Древний Ангкор (Мягкая обложка). Бангкок: River Books. ISBN  974-8225-27-5 .
  • Глейз, Морис (издание 2003 г. английского перевода четвертого французского издания 1993 г.). Памятники группы Ангкор . Проверено 14 июля 2005 г.
  • Хайэм, Чарльз (2001). Цивилизация Ангкора . Феникс. ISBN   1-84212-584-2 .
  • Надписи из Камбоджи. Отредактировал и перевел Ж[орж] Кодес. Полет. Я, Ханой, 1937 год.
  • Джессап, Хелен Иббетсон (2004). Искусство и архитектура Камбоджи . Темза и Гудзон. стр. 99–104.
  • Полкингхорн, Мартин (2008). Кхмерские декоративные перемычки и распределение художественного труда , Arts Asiatiques 63: 21–35.
  • Роведа, Витторио (1997). Кхмерская мифология: Тайны Ангкора . Нью-Йорк: Уэзерхилл (эту работу следует использовать с осторожностью. Хотя она подробно описывает ангкорское изобразительное искусство и содержит много полезных фотографий, она иногда неточна в характеристике лежащих в основе индийских мифов и не отражает тщательного исследование источников этих мифов).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be3e4bd13e086db6f3e361978dc200f5__1720844100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/f5/be3e4bd13e086db6f3e361978dc200f5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Banteay Srei - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)