Тилоттама
Тилоттама | |
---|---|
Деванагари | в Тилотте |
Санскритская транслитерация | в Тилоттаме |
Принадлежность | Апсара |
Обитель | черный (небо) |
Тилоттама ( санскрит : तिलोत्तमा , латинизировано : Тилоттама ) — апсара (небесная нимфа), описанная в индуистской мифологии .
«Тила» — это санскритское слово, обозначающее маленькую частицу, а «уттама» означает высшее. Таким образом, Тилоттама означает существо, чья мельчайшая частица является самой тонкой, или то, кто состоит из тончайших и высочайших качеств. [ 1 ]
В индуистском эпосе «Махабхарата » Тилоттама описан как созданный божественным архитектором Вишвакармой по просьбе Брахмы , взяв в качестве ингредиентов все самое лучшее. Она ответственна за взаимное уничтожение асуров ( класса злобных существ), Сунда и Упасунда . Описано, что даже дэвы (класс доброжелательных существ), такие как Индра , очарованы Тилоттамой.
В то время как легенда рассказывает о рождении уродливой вдовы, другая повествует о том, как проклял ее родиться принцессой дайтьи мудрец Дурваса Ушей .
Легенда
[ редактировать ]Смерть Сунда и Упасунды
[ редактировать ]В Ади Парве (Книга 1) эпоса «Махабхарата » божественный мудрец Нарада рассказывает братьям Пандавам историю гибели братьев-асур Сунда и Упасунды из-за апсары Тилоттамы и предупреждает Пандавов их общая жена Драупади. , что причиной могла стать о ссоре между ними. В легенде говорится, что Сунда и Упасунда были сыновьями асура Никумбхи . Их описывают как неразлучных братьев и сестер, которые делили все: царство, постель, еду, дом, место. Однажды братья совершали суровые аскезы в горах Виндхья , вынуждая бога-создателя Брахму даровать им благословение. Они просили великой силы и бессмертия, но в последнем было отказано, вместо этого Брахма дал им благо, что ничто, кроме них самих, не может навредить друг другу. Вскоре асуры напали на Сваргу и изгнали дэвов. Завоевав всю вселенную, асуры начали преследовать мудрецов и сеять во вселенной хаос. [ 2 ]
Дэвы и провидцы искали прибежища у Брахмы. Затем Брахма приказал божественному архитектору Вишвакарме создать прекрасную женщину. Вишвакарма собрал все прекрасное из трех миров (Сварги, земли, Паталы ) и все драгоценности мира и создал из них манящую женщину – непревзойденной красоты. Поскольку она была создана постепенно из драгоценных камней, Брахма назвал ее Тилоттама и приказал ей соблазнить братьев-асур до такой степени, что она станет предметом раздора между ними. [ 2 ]
Когда Сунда и Упасунда наслаждались игрой с женщинами и были поглощены распитием спиртных напитков на берегу реки в горах Виндхья, там появилась Тилоттама, срывающая цветы. Очарованные ее сладострастной фигурой, опьяненные властью и спиртным, Сунда и Упасунда схватили Тилоттаму за правую и левую руки соответственно. Поскольку оба брата утверждали, что Тилоттама должна стать его собственной женой, они схватили свои дубинки и напали друг на друга, в конечном итоге убив друг друга. Дэвы поздравили ее, и Брахма в качестве дара даровал ей право свободно странствовать по вселенной. Брахма также постановил, что никто не сможет долго смотреть на нее из-за ее блеска. [ 2 ]
Чародейка дэвов
[ редактировать ]Махабхарата (Книга 1: Ади Парва) повествует: Хотя на Брахму не повлияла красота Тилоттамы, другие дэвы были очарованы ее красотой. Поначалу Шива и Индра остаются невозмутимыми. [ 2 ] [ 3 ] однако желание великого бога Шивы (именуемого «Стхану» — твердый) было настолько велико, что он увидел ее, голова выросла по бокам и на затылке, когда она обходила его вокруг в знак почтения. Однако царь Сварги Индра развил на своем теле тысячи красных глаз, чтобы увидеть ее. [ 2 ] [ 4 ] Другая легенда описывает мудреца Гаутаму, проклинающего Индру за то, что тот соблазнил его жену Ахалью . Гаутама постановил, что на его теле у Индры появится тысяча влагалищ, но они превратятся в тысячу глаз, как только Индра увидит Тилиоттаму. [ 5 ]
Другая история в Махабхарате (книга 13) повествует о том, что Тилоттама приходит искушать Шиву. Стремясь увидеть ее, пока она обходила его, Шива развил четыре видимых лица. Другая интерпретация гласит, что Шива открыл себя Тилоттаме как пять Брахманов со своими пятью лицами (четыре видимых, одно невидимое). Восточная сторона означает его суверенитет над миром, северная сторона - для игры с Парвати, западная - для обеспечения счастья существ; южное лицо, чтобы уничтожить вселенную, а пятое лицо было невидимым, поскольку оно было за пределами понимания Тилоттамы. [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ] Другая легенда из Пуран гласит, что Брахма создал Тилоттаму и был ею пробужден. Он делает пять голов, чтобы увидеть ее, а затем отправляет ее на гору Кайлас , обитель Шивы, чтобы выразить ему свое почтение. Шива смотрит на нее, но избегает внимательно смотреть на нее, поскольку его супруга Парвати сидела рядом с ним. Когда Тилоттама обходила Шиву, он поворачивал голову в каждую сторону, чтобы увидеть ее. Божественный мудрец Нарада насмехается над Парвати: «Вы можете себе представить, что Шива думает об этой женщине, которую ругают мудрецы». Взволнованная Парвати закрывает глаза Шивы руками, погружая вселенную во тьму. Затем Шива развивает третий глаз, чтобы нести свет во вселенную. [ 5 ]
Проклятие царя Сахасраники
[ редактировать ]«Катхасарицагара » 1-го века Пайшачи , санскритский перевод текста «Брихаткатха» , повествующий о том, как царь Сахасраника был проклят Тилоттамой. Когда царь возвращался из Индралоки в свое королевство, Тилиоттама велела ему подождать, чтобы она могла рассказать интересный факт, но царь, поглощенный мыслями о своей возлюбленной - апсаре Аламбусе, проигнорировал сказанное Тилоттамой. Разъяренный поведением короля, Тилоттама проклял короля, что тот будет страдать от разлуки с той, о которой думал, - в течение четырнадцати лет. [ 8 ]
Предыдущее рождение и возрождение
[ редактировать ]Падма -пурана была уродливой вдовой по имени Кубджа повествует, что Тилоттама в своем предыдущем рождении . Кубджа в течение восьми лет подвергался благоприятным церемониям и, наконец, совершил ритуал Магха пуджи . Это гарантировало, что она родилась как Тилиоттама и появилась в Сварге как апсара. [ 9 ]
Брахма Вайварта Пурана повествует, что Сахасика, внук Бали, нарушил аскезу мудреца Дурвасы в его любовных отношениях с Тилоттамой. В результате мудрец превратил его в осла и проклял Тилоттаму, чтобы тот родился как дочь асуры Банасуры Уша. Уша позже станет женой Анируддхи , внука Кришны . [ 10 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В 1954 году по ее рассказу был снят фильм Хоми Вадиа режиссера Бабубхая Мистри с Читрой, Кайлашем, Марути, Б.М. Вьясом , Бабу Радже и Индирой Бансал в главных ролях.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ www.wisdomlib.org (28 января 2019 г.). «История Тилоттамы» . www.wisdomlib.org . Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Бьютенен, Джон Адриан Бернар (1978). Махабхарата том 1 Издательство Чикагского университета Ади Парва (Книга начал) Cantos 201-204. стр. 100-1 392-8
- ^ Jump up to: а б Коллинз, Чарльз Диллард (1 января 1988 г.). Иконография и ритуал Шивы в Элефанте: о жизни, просветлении и бытии . СУНИ Пресс. ISBN 9780887067747 – через Google Книги.
- ^ «Махабхарата, Книга 1: Ади Парва: Раджья-лабха Парва: Раздел CCXIII» . www.sacred-texts.com .
- ^ Jump up to: а б О'Флаэрти, Венди Донигер (1981). Шива, эротический аскет . Издательство Оксфордского университета, США. стр. 84–6, 294–5.
- ^ О шиваизме, том 1, Свами П. Ананд, Свами Пармешварананд, стр. 116
- ^ «Махабхарата, Книга 13: Анусасана Парва: Раздел CXLI» . www.sacred-texts.com .
- ^ Манохар Лаксман Варадпанде. История индийского театра . Том. 3. Публикации Абхинава. п. 115.
- ^ Уильямс, Джордж Мейсон (2003). Справочник по индуистской мифологии . АВС-КЛИО. п. 282.
- ^ Уилсон, Его Величество (сентябрь – декабрь 1833 г.). «Анализ Пуран: Брахма Вайверита». Азиатский журнал и ежемесячный реестр для британской и зарубежной Индии, Китая и Австралии . XII : 232.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Тилоттамой, на Викискладе?