Раванануграха
Раванануграха | |
---|---|
Раванануграха, Тируваннамалай | |
Принадлежность | Шиваизм |
Оружие | Тришула |
Супруга | Парвати |
Раванануграха или Раванануграха-мурти («форма, проявляющая благосклонность к Раване» [ 1 ] ) — доброжелательный аспект индуистского бога Шивы , изображенный сидящим в своей обители на горе Кайлас со своей супругой Парвати , в то время как ракшас -король (царь-демон) Равана на Ланке пытается искоренить его. Согласно индуистским писаниям , однажды Равана попытался поднять гору Кайлас, но Шива толкнул гору на место и поймал Равану под ней. В течение тысячи лет заключенный в тюрьму Равана пел гимны во славу Шивы, который, наконец, благословил его и подарил ему непобедимый меч и могущественный лингам (аниконический символ Шивы, Атмалинга) для поклонения. Эта тема популярна в индийском искусстве и встречается еще в эпоху Гупта - Паллавы (300–600 гг. Н. Э.). [ 2 ]
Легенда
[ редактировать ]В «Уттара Канде» индуистского эпоса «Рамаяна» записано: десятиглавый, двадцатьрукий могучий царь Равана разгромил и разграбил Алаку — город своего сводного брата и бога богатства Куберы , расположенный недалеко от горы Кайлас . После победы Равана возвращался на Ланку на Пушпака Вимане (летающей колеснице, украденной у Куберы), когда заметил красивое место. Однако колесница не смогла пролететь над ним. Шивы Равана встретил на этом месте вахану , быка-слугу Нанди (Нандиша, Нандикешвара) и спросил, почему его колесница не может проехать по этому месту. Нанди сообщил Раване, что Шива и Парвати проживают на горе и что никому не разрешено проходить. Равана издевался над Шивой и Нанди. Разгневанный оскорблением своего хозяина, Нанди проклял Равану, что обезьяны уничтожат его. В свою очередь, Равана решил искоренить Кайлас, разгневанный проклятием Нанди и его неспособностью двигаться дальше. Он подложил все свои двадцать рук под Кайлас и начал его поднимать. Когда Кайлас начал трястись, испуганная Парвати обняла Шиву. Однако всеведущий Шива уже знал, что за угрозой стоит Равана, и прижал гору к месту большим пальцем ноги, заманив Равану под нее. Равана громко вскрикнул от боли. По совету своих министров Равана пел гимны, восхваляющие Шиву, на протяжении тысячи лет. Наконец Шива не только простил Равану, но и подарил ему непобедимый меч. Поскольку Равана плакал, ему дали имя «Равана» – тот, кто плакал. [ 3 ] [ 4 ]
В Тевараме , [ 5 ] Работа Тамильского Шайва, Равана отрезал себе одну голову и построил вину из нее . Он использовал свои сухожилия вместо струн и начал восхвалять Шиву. Это была песня Шива Тандава Стотрам . Довольный Шива даровал могущественный лингам , Атмалингам (лингам души), свой символ, которому Равана на Ланке должен был поклоняться, но с условием, что где бы лингам ни находился на земле, он останется там навечно. С помощью сына Шивы Ганеши боги разработали план и обманом заставили Равану передать лингам Ганеше, который немедленно положил его на землю. Храмы в Гокарне были местом, где размещался атма-лингам. [ 6 ]
Иконография
[ редактировать ]
Шива и Парвати изображены сидящими на горе Кайлас в верхней части изображения, а Равана, поднимающий гору, изображен в нижнем регистре.
В верхнем регистре центральными фигурами являются четырехрукий Шива и слева от него Парвати, которая цепляется за своего мужа, обхватив его двумя руками. [ 7 ] Шива спокоен, утешает свою перепуганную супругу, обнимая ее одной или двумя руками. [ 8 ] Шива носит джата-мукуту (головной убор из спутанных волос), а волосы Парвати собраны в пучок. В верхней руке Шива держит тришулу (трезубец), а его нижняя правая рука совершает абхаямудру (жест отсутствия страха). Пара может сидеть на пьедестале лотоса или положить на него ноги. В некоторых случаях Парвати сидит на левом колене Шивы. Иногда он может с любовью коснуться ее подбородка. [ 7 ]

Гору можно представить по-разному: как простую груду камней или даже как простую платформу или сложную многоярусную структуру. В последнем изображении на разных уровнях показаны различные обитатели Кайласа, включая божеств, служителей, мудрецов и животных, а Шива и Парвати восседают на вершине горы. [ 7 ] [ 8 ] слуги-мужчины Шивы и женщины-Парвати, а также карликовые последователи Шивы Ганы Даже в противном случае вокруг божественной пары на Кайласе могут быть изображены . Вместе с ними могут быть изображены и другие летающие божества, восхваляющие Шиву и Парвати. [ 8 ] Примечательные изображения включают двух сыновей пары – бога мудрости с головой слона Ганешу и Картикею , бога войны; Шивы Вахана – бык Нанди и лев Парвати. В некоторых случаях животные и обслуживающий персонал убегают, испугавшись трясущейся горы. В некоторых случаях жители нападают на Равану с оружием и валунами. [ 7 ]
Равана изображен как крепко сложенный мужчина, изо всех сил поднимающий гору. Равана обычно изображается десятиглавым; однако он может быть изображен с меньшим количеством голов или с одной головой. Голова осла также может быть изображена как его десятая голова. Выражение его лица может отражать разочарование или боль. Равана изображается многоруким; однако количество рукавов не фиксировано и доходит до двадцати. Обычно его задние или верхние руки поддерживают гору, в то время как нижние могут опираться на землю или колено для поддержки или нести в себе оружие. [ 7 ] Иногда он держит большой меч, намекая на божественный меч, дарованный Шивой. [ 8 ] Другое оружие включает щит, лук, стрелу и молнию. Равана может приседать или стоять на коленях. [ 7 ]
Скульптуры
[ редактировать ]
Храм Кайлаша в Эллоре имеет огромный рельеф, изображающий легенду о Раванануграхе. Он расположен под южным крыльцом храма Мандапа . Рельеф имеет фигуры размером с человека и детальную резьбу, позволяющую эффективно передать трехмерность. [ 9 ] На рельефе Равана изображен в полом пространстве под стилизованной формой горы, которая представляет собой божественную обитель Шивы, гору Кайлаша. Шива и Парвати изображены сидящими в центральной части горы в сопровождении ганы Шивы , животных и других сопровождающих. Пока Парвати склоняется к Шиве, служанка справа от нее, кажется, в испуге убегает.
Скульптура в музее Альберт-холла в Джайпуре , сделанная из желтого песчаника, представляет собой легенду с изображением Раваны, пытающегося поднять гору Кайлаша, в то время как Шива и Парвати сидят на ней.
-
Раванануграха, Храм Кайлас , Эллора
Примечания
[ редактировать ]- ^ Даллапиккола, Анна Л. (2003). «Раванануграхамурти» . Словарь индуистских преданий и легенд . Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-51088-9 . (требуется подписка)
- ^ Браун, Роберт Л. (1991). Ганеша: Исследования азиатского бога . Олбани: Государственный университет Нью-Йорка. п. 181. ИСБН 0-7914-0657-1 .
- ^ Рао, стр. 217–8.
- ^ Кала, стр. 37–8.
- ^ www.wisdomlib.org (24 июня 2020 г.). «Равана-ануграха-мурти (изображение Раваны) [Глава 2.5]» . www.wisdomlib.org . Проверено 4 октября 2022 г.
- ^ Дональдсон, Томас Юджин (1995). Вяс, RT (ред.). Исследования джайнского искусства, иконографии и смежных предметов . Публикации Абхинава. п. 170. ИСБН 9788170173168 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Время стр. 38–42
- ^ Jump up to: а б с д Рао стр. 218–20
- ^ Хантингтон, Сьюзен Л.; Хантингтон, Джон К. (1 января 2014 г.). Искусство Древней Индии: буддизм, индуизм, джайнизм . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-3617-4 .
Ссылки
[ редактировать ]- Кала, Джаянтика (1988). Эпические сцены в индийской пластике . Публикации Абхинава.
- Рао, Т. А. Гопинатха (1916). Элементы индуистской иконографии . Том. 2: Часть I. Мадрас: Юридическая типография. OCLC 630452416 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]