Храм Кедарнатх
Храм Кедарнатх | |
---|---|
Кедарнатх Джьотирлинга | |
![]() Храм Кедарнатх | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Рудрапраяг |
Божество | Шива |
Фестивали | Маха Шиваратри |
Руководящий орган | Храмовый комитет Шри Бадаринатха Кедарнатха |
Расположение | |
Расположение | Кедарнатх |
Состояние | Уттаракханд |
Страна | ![]() |
Географические координаты | 30 ° 44'6,7 "с.ш. 79 ° 4'0,9" в.д. / 30,735194 ° с.ш. 79,066917 ° в.д. |
Архитектура | |
Тип | Северо-индийская гималайская архитектура |
Создатель | Пандавы |
Высота | 3583 м (11755 футов) |
Веб-сайт | |
Бадринатх-кедарнатх |
Часть серии о |
Шиваизм |
---|
![]() |
![]() |
Храм Кедарнатх ( санскрит : केदारनाथ मंदिर, IAST : Кедаранатха Мандира , букв. храм Бога поля » ) — индуистский храм , один из двенадцати джьотирлингов Шивы « . Храм расположен на гималайском хребте Гарвал. [1] недалеко от реки Мандакини , в штате Уттаракханд , Индия. Из-за экстремальных погодных условий храм открыт для широкой публики только в период с апреля ( Акшая Тритья ) по ноябрь ( Картик Пурнима , осеннее полнолуние). Зимой виграха (божество) храма переносится в Ухимат, где ему поклоняются в течение следующих шести месяцев. Кедарнатх рассматривается как однородная форма Шивы, «Повелителя Кедарханда», исторического названия региона. [2]
До храма нельзя напрямую добраться по дороге, и до него нужно подняться в гору длиной 22 километра (14 миль) от Гаурикунда . на пони, мулах и манчанах До храма можно добраться . Согласно индуистским легендам, храм изначально был построен Пандавами и является одним из двенадцати Джьотирлингамов , святейших индуистских святынь Шивы. [1] Пандавы должны были доставить удовольствие Шиве, совершая покаяние в Кедарнатхе . [1] [3] Храм является одним из четырех основных мест паломничества Чота Чар Дхам в Индии в Северных Гималаях и первым из мест паломничества Панч Кедар . Этот храм является самым высоким среди 12 Джьотирлингамов. [4] Это один из 275 падал петра сталамов, изложенных в Тевараме , священном тамильском шиваитском тексте, написанном в VI и VII веках 63 святыми, называемыми Наянарами . Об этом храме воспевают Тиругнанасамбандар , Аппар , Сундарар и Секкижар в своих текстах Теварам . [5]
Кедарнатх больше всего пострадал во время наводнений 2013 года в Северной Индии . Храмовый комплекс, прилегающие территории и город Кедарнатх понесли значительный ущерб, но структура храма не получила каких-либо серьезных повреждений, за исключением нескольких трещин на одной стороне четырех стен, образовавшихся из-за стекающих обломков с более высоких гор. Большой камень среди обломков служил барьером, защищающим храм от наводнения. Окружающие помещения и другие постройки на территории рынка сильно пострадали. [6]
История и легенды происхождения
[ редактировать ]
На высоте 3583 м (11755 футов), в 223 км (139 миль) от Ришикеша , на берегу реки Мандакини , притока Ганги , находится каменное сооружение неизвестной даты. [7] Неизвестно, кто и когда построил первоначальный храм Кедарнатх. Имя «Кедарнатх» означает «господин поля»: оно происходит от санскритских слов кедара («поле») и натха («господин»). В тексте Каши Кедара Махатмья говорится, что он назван так потому, что здесь растет «урожай освобождения ». [8]
Народная легенда о Кедарнатхе относится к Пандавам, героям индуистского эпоса Махабхарата . Пандавы хотели искупить грехи, совершенные во время войны на Курукшетре . Таким образом, они передали бразды правления своим родственникам и отправились на поиски Шивы и в поисках его благословения. Но Шива хотел избежать их и принял форму быка ( Нанди ). Бхима , второй из пяти братьев Пандавов, затем увидел быка, пасущегося возле Гуптакаши («скрытый Каши» — имя, происходящее от сокрытия Шивы). Бхима сразу узнал в быке Шиву. Бхима схватил быка за хвост и задние ноги. Но Шива в форме быка исчез в земле, чтобы позже вновь появиться по частям: горб поднялся в Кедарнатхе, руки появились в Тунгнатхе , лицо появилось в Рудранатхе , набхи (пупок) и живот появились в Мадхьямахешваре и появились волосы. в Кальпешваре . Пандавы были довольны этим новым появлением в пяти различных формах и построили в пяти местах храмы для почитания и поклонения Шиве. Эти пять мест вместе известны как Панч Кедар. [1] [9] [10]
В одном из вариантов сказки Бхима не только поймал быка, но и не дал ему исчезнуть. В результате бык был разорван на пять частей и появился в пяти местах в Кедар-Кханде в регионе Гарвал в Гималаях. [9] После строительства храмов Панч Кедар Пандавы медитировали в Кедарнатхе в поисках спасения, совершали ягью (огненное жертвоприношение), а затем по небесному пути, называемому Махапантх (также называемому Сваргарохини), достигли рая или спасения. Храмы Панч Кедар построены в стиле северо-индийской гималайской храмовой архитектуры, при этом храмы Кедарнатх, Тунгнатх и Мадхьямахешвар выглядят похожими. [11]
Шивы После завершения паломничества даршана в храмы Панч Кедар, это неписаный религиозный обряд посещения Вишну в храме Бадринатх в качестве окончательного подтверждения преданным того, что он искал благословения Шивы. [12]
В «Махабхарате» , повествующей о Пандавах и войне на Курукшетре, не упоминается ни одно место под названием Кедарнатх. Одно из самых ранних упоминаний о Кедарнатхе встречается в « Сканда-пуране» (ок. 7-8 веков), где содержится история, описывающая происхождение реки Ганг . В тексте Кедара (Кедарнатх) упоминается как место, где Шива вылил святую воду из своих спутанных волос. [13]
Согласно житиям, Мадхавы основанным на «Санкшепа-шанкара-виджая» , философ VIII века Ади Шанкара умер в горах недалеко от Кедарнатха; хотя другие жития, основанные на «Прачина-Шанкара-Виджая» Анандагири , утверждают, что он умер в Канчипураме . Руины памятника, обозначающего предполагаемое место смерти Шанкары, расположены в Кедарнатхе. [14] Кедарнатх определенно был известным центром паломничества к XII веку, когда он упоминается в «Критья-калпатару», написанном министром Гахадавалы Бхаттой Лакшмидхарой. [15] Считалось, что Ади Шанкара возродил этот храм вместе с Бадринатхом и другими храмами Уттаракханда; Считается, что он достиг Махасамадхи в Кедарнатхе.
Кедарнатх Тиртх Пурохиты — древние брахманы этого региона, их предки (Риши-Муни) поклонялись лингаму со времен Нара-Нараяны и Дакша Праджапати. Король Джанмеджай, внук Пандавов, дал им право поклоняться этому храму и пожертвовать весь регион Кедар , и с тех пор они поклоняются паломникам. [8] [13] [14]
Согласно традиции, записанной английским альпинистом Эриком Шиптоном (1926), «много сотен лет назад» один священник проводил службы в храмах Кедарнатх и Бадринатх , ежедневно путешествуя между этими двумя местами. [16]
Божества и архитектура
[ редактировать ]Главное изображение Кедарнатха в форме лингама имеет более треугольную форму с постаментом 3,6 м (12 футов) в окружности и 3,6 м (12 футов) в высоту. [17] Перед храмом находится небольшой зал с колоннами, украшенный изображениями Парвати и пяти принцев Пандавов. Вокруг самого Кедарнатха есть четыре храма, а именно: Тунгнатх, Рудранатх, Мадхьямахешвар и Калпешвар, которые образуют места паломничества Панч Кедар. [18] В первом зале храма Кедарнатх находятся статуи пяти братьев Пандавов, Кришны , Нанди, колесницы Шивы и Вирабхадры , одного из стражей Шивы. [19] статуи Драупади и других божеств. В главном зале также установлены [2] Необычной особенностью храма является голова человека, высеченная в треугольном каменном лингаме. Подобную голову можно увидеть вырезанной в другом храме неподалеку, построенном на месте, где состоялась свадьба Шивы и Парвати. Позади храма находится самадхи- мандир Ади Шанкары . [20]
Ритуалы
[ редактировать ]Главный жрец ( Равал ) храма Кедарнатх принадлежит к общине Вирашайва из Карнатаки. [21] Однако, в отличие от храма Бадринатха, в храме Равала Кедарнатха пуджи не проводятся. Пуджи проводятся помощниками Раваля по его указанию. Зимой Раваль переезжает с божеством в Ухимат. В храме пять главных священников, и они поочередно становятся главными священниками на один год. Нынешний (2013 г.) Равал храма Кедарнатх - Шри Вагиша Лингачарья из района Даванагере, Карнатака. [21] Вокруг Кедарнатха находится множество символов Пандавов. Раджа Панду умер в Пандукешваре. Местные племена исполняют танец под названием « Пандав Лила ». [22] Вершина горы, откуда Пандавы отправились в Сваргу, известна как «Сваргарохини» и расположена недалеко от Бадринатха . Когда Юдхиштхира , старший из Пандавов, отправлялся на небеса, один из его пальцев упал на землю. В этом месте Юдхиштхира установил Шива-лингам размером с большой палец. Чтобы обрести Машишарупу, Господь Шива и Бхима сражались булавами. Бхиму охватило раскаяние. Он начал массировать тело Шивы топленым маслом. В память об этом событии даже сегодня этот треугольный лингам Шивы массируют топленым маслом. [17]
Администрация
[ редактировать ]Храм был включен в Закон о правительстве штата Уттар-Прадеш № 30/1948 как Закон №. 16,1939, который стал известен как Закон Шри Бадаринатха и Шри Кедарнатха Мандира. Комитет, назначенный правительством штата, управляет обоими храмами. В 2002 году закон был изменен правительством штата Уттаракханд, которое предусматривало добавление дополнительных членов комитета, включая правительственных чиновников и заместителя председателя. [23] Всего в совете директоров семнадцать членов; трое избираются Законодательным собранием Уттаракханда , по одному члену избираются окружными советами округов Чамоли , Паури Гарвал , Техри Гарвал и Уттаркаши , и десять членов назначаются правительством Уттаракханда . [24] С религиозной стороны есть Равал (главный священник) и трое других священников: Наиб Равал, Ачарья/Дхармадхикари и Ведпати. [25] Административная структура храма состоит из главного исполнительного директора, который выполняет приказы правительства штата. Главному исполнительному директору помогают заместитель генерального директора, два OSD, исполнительный директор, бухгалтер, храмовый чиновник и специалист по рекламе. [26]
наводнение 2013 г.
[ редактировать ]
Долина Кедарнатх, как и другие части штата Уттаракханд , пострадала от беспрецедентных внезапных наводнений 16 и 17 июня 2013 года. 16 июня, примерно в 19:30, возле храма Кедарнатх произошел оползень и сели с громкими раскатами грома. . Послышался чрезвычайно громкий раскат, и около 8:30 вечера огромное количество воды начало хлынуть из Чорабари Тала или Ганди Тала вниз по реке Мандакини, смывая все на своем пути. 17 июня 2013 года около 6:40 утра вода снова начала с огромной скоростью низвергаться каскадом из рек Сварасвати и Чорабари Тал или Ганди Тал, неся с собой огромное количество ила, камней и валунов. Огромная скала застряла за храмом Кедарнатх и защитила его от разрушительного воздействия наводнения. Воды хлынули по обеим сторонам храма, уничтожая все на своем пути. Даже очевидец заметил, что один большой камень был отнесен к задней части храма Кедарнатх, тем самым заблокировав обломки и отклонив поток реки и мусора. по сторонам храма, избегая повреждений. Скалу, защищавшую храм, почитают как Скалу Бога (भीम शीला).
Другая теория, согласно которой храм не был разрушен, связана с его постройкой. [27] [28] [29] [30] Хотя храм выдержал сильное наводнение, комплекс и прилегающая территория были разрушены, что привело к гибели сотен паломников и местных жителей. Магазины и отели в Кедарнатхе были разрушены, все дороги разрушены. Люди укрывались внутри храма на несколько часов, пока индийская армия не перебросила их по воздуху в более безопасные места. [21] Уттаракханда Главный министр объявил, что храм Кедарнатх останется закрытым в течение года для расчистки завалов.

Эксперты, которых Археологическая служба Индии попросила изучить состояние фундамента после наводнения, пришли к выводу, что опасности для храма нет. С этой целью специалисты ИИТ Мадрас трижды посетили храм. Инструменты неразрушающего контроля, не нарушающие структуру храма, использовались командой ИИТ для оценки состояния конструкции, фундамента и стен. Они представили промежуточный отчет о том, что храм стабилен и серьезной опасности нет. [31] [32]
На Институт альпинизма Неру (NIM) была возложена ответственность за восстановление Кедарнатха. Хотя в институте не было опыта городского планирования и строительства, они освоили высотную подготовку. Под руководством опытного альпиниста, полковника Аджая Котияла , НИМ усердно работал в течение года и сделал паломничество ятры возможным уже в следующем году. [33]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Розен. стр. 363–364. ISBN 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Jump up to: а б «Храм Кедарнатх» . Кедарнатх - Официальный сайт. 2006 год . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ Дж. Гордон Мелтон; Мартин Бауманн, ред. (2010). Религии мира: Всеобъемлющая энциклопедия верований и практик . Том. 1 (AB) (2-е изд.). АВС-КЛИО. п. 1624. ISBN 978-1-59884-204-3 .
- ^ «КЕДАРНАТ» . Чардхамтур .
- ^ «Тирукетхарам (Кедарнатх)» (на тамильском языке). Архивировано из оригинала 6 ноября 2021 года . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Джоанна Сагден; Шрейя Шах (19 июня 2013 г.). «Храм Кедарнатх пережил внезапные наводнения» . ВСЖ .
- ^ Абрам, Дэвид (2003). Грубый путеводитель по Индии . Нью-Йорк: Грубые гиды.
- ^ Jump up to: а б Диана Л. Эк (2013). Банарас: Город Света . Кнопф Даблдэй. стр. 185–186. ISBN 978-0-307-83295-5 .
- ^ Jump up to: а б «Панч Кедар Ятра» . Проверено 5 июля 2009 г.
- ^ Капур. АК; Сатванти Капур (1994). Экология и человек в Гималаях . MD Publications Pvt. ООО с. 250. ИСБН 9788185880167 .
- ^ «Панч Кедар» . chardhamtour.in . 5 марта 2014 года . Проверено 4 марта 2022 г.
- ^ «Панч Кедар» . Архивировано из оригинала 31 августа 2009 года . Проверено 15 июля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Алекс Маккей (2015). Истории Кайласа: отказ от традиций и построение сакральной географии Гималаев . Брилл. п. 135. ИСБН 978-90-04-30618-9 .
- ^ Jump up to: а б Н. В. Исаева (1993). Шанкара и индийская философия . СУНИ Пресс. стр. 90–91. ISBN 978-0-7914-1282-4 .
- ^ Эдвард Куинн (2014). Критический компаньон Джорджа Оруэлла . Информационная база. п. 232. ИСБН 978-1-4381-0873-5 .
- ^ Джин М. Гроув (2004). Малые ледниковые периоды: древние и современные . Тейлор и Фрэнсис. п. 238. ИСБН 978-0-415-33422-8 .
- ^ Jump up to: а б «Храм Кедарнатх: интересные факты о важном храме Господа Шивы, которые вас удивят» . Английский Джагран . 20 декабря 2023 г. Проверено 31 января 2024 г.
- ^ Харшананда, Свами (2012). Индуистские паломнические центры (2-е изд.). Бангалор, Индия: Рамакришна Матх. стр. 71–3. ISBN 978-81-7907-053-6 .
- ^ Уитмор, Люк (2018). Гора, Вода, Скала, Бог: понимание Кедарнатха в двадцать первом веке . Издательство Калифорнийского университета. п. 38.
- ^ «Сайт правительства Уттаракханда» . Правительство Уттаракханда. Архивировано из оригинала 10 июня 2008 года . Проверено 9 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Семья священника Кедарнатха молится за его благополучное возвращение» . Декан Вестник . 24 июня 2013 года . Проверено 9 сентября 2013 г.
- ^ «Танцевальные формы Гархвали» . euttaranchal.com. 6 марта 2013 г.
- ^ «Управление храмом» . Шри Бадринатх - Храмовый комитет Шри Кедарнатха. 2006.
- ^ «Члены комитета храма» . Шри Бадринатх - Храмовый комитет Шри Кедарнатха. 2006.
- ^ «Религиозное устройство храма» . Шри Бадринатх - Комитет храмов Шри Кедарнатха. 2006.
- ^ «Силовое сооружение храма» . Шри Бадринатх - Храмовый комитет Шри Кедарнатха. 2006 год . Проверено 9 сентября 2013 г.
- ^ «Что произошло в ночь на 16 июня внутри храма Кедарнатх» . Техелка.com . 17 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 9 сентября 2013 г.
- ^ «Отчеты выживших после наводнения в Уттаракханде» . Новости Yahoo . 17 июня 2013 года . Проверено 9 сентября 2013 г.
- ^ «Счет выживших» . youtube.com. 17 июня 2013 г. Архивировано из оригинала 31 октября 2021 г. Проверено 9 сентября 2013 г.
- ^ «Счет пострадавших от наводнения» . youtube.com. 17 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 31 октября 2021 года . Проверено 9 сентября 2013 г.
- ^ «Ярость муссона оставляет святилище Кедарнатха погруженным в грязь и слякоть» . Индийский экспресс . 19 июня 2013 года . Проверено 9 сентября 2013 г.
- ^ «Храм Кедарнатх в безопасности, он останется закрытым в течение года» . Индус . 19 июня 2013 года . Проверено 9 сентября 2013 г.
- ^ «Восстановление Кедарнатха: назревает новая катастрофа» . Проволока . Проверено 1 июня 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чатурведи, БК (2006). Шив Пурана (Первое изд.). Diamond Pocket Books (P) Ltd. Нью-Дели: ISBN 81-7182-721-7 .
- Эк, Диана Л. (1999). Банарас, город света (Первое изд.). Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-11447-8 .
- Гвинн, Пол (2009). Мировые религии на практике: сравнительное введение . Оксфорд: Публикация Блэквелла. ISBN 978-1-4051-6702-4 .
- Хардинг, Элизабет У. (1998). «Бог, Отец». Кали: Черная богиня Дакшинешвара . Мотилал Банарсидасс. стр. 156–157. ISBN 978-81-208-1450-9 .
- Лохтефельд, Джеймс Г. (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. п. 122. ИСБН 0-8239-3179-Х .
- Р., Венугопалам (2003). Медитация: в любое время, в любом месте (первое изд.). B. Jain Publishers (P) Ltd. Дели: ISBN 81-8056-373-1 .
- Вивекананда, Свами. «Парижский конгресс истории религий» . Полное собрание сочинений Свами Вивекананды . Том. 4.