Джагешвар
Джагешвар
Джагешвар | |
---|---|
Координаты: 29 ° 38' с.ш. 79 ° 51' в.д. / 29,633 ° с.ш. 79,850 ° в.д. | |
Высота | 1870 м (6140 футов) |
Население (20
11) | |
• Общий | 14,000 |
Языки | |
• Официальный | Неа |
Часовой пояс | UTC+5:30 ( IST ) |
Телефонный код | 05962 |
Регистрация автомобиля | Великобритания -01 |
Веб-сайт | Великобритания |
Джагешвар индуистский паломнический город недалеко от Алморы в округе Алмора гималайского индийского штата Уттаракханд — . Это один из Дхамов (регионов паломничества) в традиции шиваизма. Это место защищено индийскими законами и находится под управлением Археологической службы Индии (ASI). Он включает в себя храм Дандешвар, храм Чанди-ка-ка, храм Джагешвар, храм Кубер, храм Мритунджая, Нанда Деви или Нау Дурга, храм Нава-гра, пирамидальный храм и храм Сурья. На этом месте отмечают фестиваль муссонов Джагешвар во время индуистского календарного месяца Шраван (совпадает с июлем – августом) и ежегодный Маха Шивратри Мела ( фестиваль Шивратри ), который проходит ранней весной.
Храмы Джагешвара , также называемые храмами Джагешвара или храмами долины Джагешвар , представляют собой группу из 125 древних индуистских храмов, построенных между 7 и 14 веками. [ 1 ] В долине есть несколько храмовых групп, таких как Дандешвар и Джагешвар. В некоторых местах в 20 веке были построены новые храмы. Вместе эти группы над долиной состоят из более чем 200 структурных храмов, построенных из тесаного камня. Многие из них малы, а некоторые значительны. Они преимущественно иллюстрируют североиндийский стиль архитектуры Нагара, за некоторыми исключениями, которые демонстрируют дизайн в стиле Южной и Центральной Индии , многие из них посвящены богу Шиве , в то время как другие в непосредственной близости посвящены богу Вишну , Шакти богиням Сурья и традициям индуизма . [ 1 ] [ 2 ]
В Гималайском регионе есть и другие индуистские храмы, которые называются храмом Джагешвар, например, в Далаше, штат Химачал-Прадеш . [ 3 ]
Расположение
[ редактировать ]Джагешвар расположен в 36 км (22 милях) к северо-востоку от Альморы , в регионе Кумаун . Участок храма находится на юге от дороги, через которую находится одноименная деревня на высоте 1870 м, в долине реки Джатаганга возле леса Деодар ( Cedrus deodara ). Группы храмов начинаются от дороги-спутника, ответвляющейся на восток от деревни Артола на шоссе Алмора - Питорагарх , в месте слияния ( сангам ) двух ручьев Нандини и Сурабхи после того, как они стекают с холмов в узкой долине. [ 4 ] Участок длиной около 3,5 километров (2,2 мили) вдоль реки Джатаганга представляет собой узкую лесистую долину с дубами , деодарой , рододендронами и соснами . [ 5 ] Вокруг долины расположены человеческие жилища, которые предоставляют услуги паломникам и путешественникам, посещающим эти храмы или проходящим через другие священные места в регионе Уттарханд. Постоянные деревни: Мокшадхам, Дандешвар, Джагешвар и Котешвар. [ 6 ]
Джагешвар находится примерно в 100 километрах (62 миль) к юго-востоку от исторического храма Байджнатх и примерно в 100 километрах (62 мили) к северо-востоку от курортного города Найнитал . Он упоминается в индуистских текстах, датированных периодом до 10 века, как место тиртхи (паломничества). [ примечание 1 ]
Ближайшая железнодорожная станция — Катгодам , 125 км. Джагешвар имеет прямое автомобильное сообщение с Алморой (35 км), Халдвани (131 км), Питорагархом (88 км) и Катгодамом. Государственный транспорт, а также частные джипы и такси регулярно курсируют отсюда в Джагешвар. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Происхождение храмов Джагешвара неясно. Его удаленное расположение ограничивало его исследования и научное внимание. На этом месте представлены свидетельства различных архитектурных стилей и периодов строительства как храмов, так и каменных стел , которые варьируются от 7-го по 12-й век, а затем и в наше время. [ 7 ] Оценки одного и того же храма или стелы сильно различаются, иногда 1400 лет. По данным ASI, некоторые относятся к постгуптовскому периоду или второй половине первого тысячелетия, а другие относятся ко второму тысячелетию. Некоторые предположения колониальной эпохи относят их к династиям холмов Катьюри или Чанд, но нет никаких текстовых или эпиграфических свидетельств, подтверждающих или опровергающих эти предположения. [ 7 ] Другая преобладающая теория состоит в том, что некоторые из этих храмов построил Ади Шанкара , но опять же нет никаких текстовых или эпиграфических свидетельств, подтверждающих это утверждение. Вместо этого архитектурные особенности и стиль некоторых из этих индуистских храмов относятся к началу 7 века, то есть примерно за 50–100 лет до того, как жил Ади Шанкара (ок. 788–820 гг. Н. Э.). [ 8 ]
Отсутствие систематических исследований индийских храмов и руин во многих частях отдаленных районов Гималаев ограничивает то, что можно сказать о хронологической последовательности памятников в долине Джагешвара. По словам Чанчани, вполне вероятно, что к 10 веку долина заняла видное место в индийской архитектуре, а самые ранние памятники датируются 7 веком. [ 7 ]
В долине есть два основных кластера индуистских храмов и ряд придорожных святынь. Из них около 151 храм был причислен ASI к охраняемым памятникам, построенным до XII века. Две самые большие группы на местном уровне называются храмами группы Дандешвар ( Дандешвар самух мандир , 15 храмов) и храмами группы Джагешвар ( Джагешвар самух мандир , 124 храма). Из них храмы под номерами 37, 76 и 146 являются самыми крупными, все они датируются поздними веками I тысячелетия. [ 7 ] В историческом тексте Джагешвар также упоминается как Ягешвара. [ 9 ]
Джагешвар когда-то был центром лакулишского шиваизма, вероятно, благодаря монахам и мигрантам, которые покинули равнины Индийского субконтинента из таких мест, как Гуджарат, и поселились в высоких горах. [ нужна ссылка ] Место храма со временем позиционировалось как сакральная география и разрасталось в форме северного ( Уттара ) Каши (Варанаси). [ 10 ]
Храмы Джагешвара
[ редактировать ]Храмы Джагешвара | |
---|---|
![]() Индуистские храмы долины Джагешвар, недалеко от города Алмора, Уттаракханд, Индия | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Альмора район |
Божество | Шива , Вишну , Деви и другие. |
Расположение | |
Расположение | Аартола, долина Джагешвар, недалеко от города Альмора, Великобритания. |
Состояние | Уттаракханд |
Страна | ![]() |
Географические координаты | 29 ° 38'14,3 "с.ш. 79 ° 51'16,9" в.д. / 29,637306 ° с.ш. 79,854694 ° в.д. |
Архитектура | |
Тип | Страна |
Завершенный | 7-14 века |
Высота | 1870 м (6135 футов) |
Группа храмов Джагешвара похожа на крупный исторический кластер индуистских храмов, найденный на Индийском субконтиненте. Например, подобное скопление можно увидеть возле Бхубханешвара, Одиша, в группе храмов Лингараджа . [ 10 ] [ 12 ] [ 13 ] Другая большая группа каменных храмов представлена в комплексе Батесвар в долине Чамбал в Мадхья-Прадеше . [ 10 ] [ 14 ] Почти все маленькие и большие храмы в долине Джагешвар, как утверждает Чанчани, имеют «святилища простой квадратной формы, ограниченные простыми стенами и многоярусными надстройками». [ 10 ]
Эти храмы нетипичны для других индуистских храмов, построенных после VI века. Храмы Джагешвара имеют дизайн, который намеренно не предполагает их использование в качестве молитвенных домов. Пространство святилища в большинстве храмов, как правило, слишком мало (~ 3 квадратных фута), поэтому священник не может сидеть внутри, не говоря уже о том, чтобы передвигаться для завершения ритуала. [ 15 ] Кроме того, большинство лингамов не обеспечивают отвод абхишека - особенность, которую включают в себя индуистские храмы периода Гуптов и постгуптов. Нет никаких записей об их использовании для богослужений, а также следов на месте, которые могли бы предполагать незарегистрированное использование. По словам Чанчани, большинство этих храмов могли быть памятниками индуистским монахам или святым или частью посвящения или гранта монастырям. [ 15 ]
Это место также примечательно наскальными стелами , посвященными индуистской теологической тематике. Сюда входят все четыре основные традиции индуизма: шиваизм, вайшнавизм, шактизм и саураизм. Примеры стел включают стелы Ксеманкари, Нараяны, Реванты и Сурьи. [ 16 ] Среди других значительных рельефов - танцующий Ганеша, сидящие и улыбающиеся Ума-Парвати и Саптаматрики. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Некоторые важные памятники в долине Джагешвар включают: [ 19 ]
- Храм 47, найденный на месте Джагешвара, представляет собой надстройку в стиле Валабхи Нагара с повозочным сводом VII или VIII века. Его западная стена была увенчана стелой Винадхара Шивы (лютня с легендой о Шиве, шиваизм ), северная стена - стелой Ганеши (паниндуистская), а восточная стена - йогой, исполняющей Саптаматрики (семь матерей, шактизма ). традиция [ 20 ]
- Храм 2, найденный на месте Джагешвара, представляет собой еще один ранний храм с многоярусной башней в криволинейном латинском стиле Нагара. Его квадратному святилищу предшествует короткий вестибюль ( антарала ). Платформа и формование основания напоминают Храм 47. Башня увенчана зубчатым диском ( амалака ), а над ним находится гипетральный лингам . В стенах этого храма есть ниши, а над дверным проемом святилища находится слуховое окно с вырезанным в нем трехликим Шивой. [ 20 ] В храме также есть рельефная резьба 7-го или 8-го века, изображающая Лакулиса , сидящего на лотосе в воде, в асане йоги, занимающегося медитацией, где боги приближаются к нему с небес, а йоги окружают его. [ 11 ]
- Храм 145, найденный на территории Дандешвара, также является храмом VII-VIII веков, но демонстрирует еще третий особый стиль, предполагающий принятие и распространение разнообразия художников. Его башня состоит из сложенных друг на друга рядов амалаков в виде зубчатых дисков уменьшающегося диаметра. Ниже находится квадратное святилище ( гарбха грия ), дверной косяк и мандапа которого образованы квадратными колоннами. Внутри святилища находится лингам Чатурмукха Шива, каждое лицо которого смотрит в сторону света. [ 21 ]
- Храм 76, найденный на месте Джагешвара, представляет собой еще один храм I тысячелетия на этом месте, но весьма солидный. Он посвящен форме Мритьюнджаи Шивы, или тому, кто победил смерть. Храм находится посреди лингамов и небольших святынь, что указывает на его важность на момент их постройки. Храм 76, также называемый храмом Мритьюнджая Махадева, представляет собой большой храм с архитектурой в латинском стиле Нагара. У него есть входная мандапа с четырьмя колоннами, затем мукха-мандапа (главный зал), который ведет в антаралу (вестибюль), а затем в квадратное святилище. Башня криволинейная. Его стена покрыта фризом и нишами формата 850-950 гг. н.э. Башня храма представляет собой многоэтажное сооружение, но в современную эпоху покрыта деревянным навесом. Внутри купола находится оригинальная амалака в форме зубчатого диска , увенчанная гипертральным навершием линга. [ 22 ] Храм Мритьюнджая соответствует плану и высоте ваступуруша-мандалы, найденным в текстах по архитектуре индуистских храмов. Он имеет 16 центральных квадратов, как и индуистский храм Махуа, длина святилища равна центральному смещению, а толщина стены равна длине углового блока - пропорции, описанные в симметричном плане из 16 сеток. [ 22 ] Храм был первым храмом, перед которым располагался зал с колоннами (мандапа), и этот зал использовался для общественных ритуалов и в качестве убежища для отдыха паломников. [ 22 ] Этот храм также примечателен короткими надписями на карнизах, стенах, пилястрах и колоннах. Округ Колумбия Сиркар датировал их периодом с 8 по 10 века. [ 16 ] [ 19 ]
- Храм 37 одноименно назван храмом Джагешвара. Он также большой, имеет мандапу, вестибюль и святилище. Однако, скорее всего, он был построен в 12 или, возможно, 13 веке, и свидетельства этого места свидетельствуют о том, что за свою историю он несколько раз перестраивался. [ 16 ] В храме было четыре входа, башня украшена сложной резьбой, а надстройка имеет пирамидальную форму с постепенно уступающими каменными блоками. В святилище есть две необычные дварапалы , добавленные в 14 веке или позже. Один четырехрукий дварапала держит череп в традиции Пашупата- Капалики в одной руке, четки в другой, фрукт в третьей, а четвертая рука удерживает какой-то предмет. [ 16 ] У его постамента — бык, оба на лотосе. Левая дварапала похожа, но отличается тем, что держит в руке змею вместо черепа и других предметов. Символика этих дварапал состоит в том, чтобы напомнить паломнику о неизбежности смерти для каждого и о том, что, проходя через них, они входят в духовное святилище и символизм освобождения, который существует вечно. Храм 37 остается действующим домом индуистского богослужения. [ 16 ] [ 19 ]
Винаяк Кшетра
[ редактировать ]
Это место находится в 200 м от деревни Артола, откуда начинаются храмы Джагешвара. Отсюда начинается Винаяк Кшетра или священная область. Это место находится между храмом Джанкер Саим , храмами Врудх Джагешвар и Котешвар.
Шри Вриддха или Бад Джагешвар
[ редактировать ]Этот храм расположен в семи км к северу от Джагешвара. Этот храм расположен на вершине холма и находится после подъема в гору. Это современник группы храмов Джагешвара. Этот храм расположен на большей высоте
Пушти Деви или Пушти Бхагавати Маа
[ редактировать ]Это храм богини Деви . В храме хранится полное мурти Богинь. Этот храм расположен в главном здании Джагешвара.
Надписи
[ редактировать ]более 25 надписей На стенах и колоннах храмов Джагешвара начертано разных периодов. Большинство из них относятся к периоду между 7-м и 10-м веками нашей эры. Диалект надписей — санскрит и брахми . Они изучаются Д.С. Саркаром в Epigraphica Indica .
Значение
[ редактировать ]Храм Джагешвара каждый день привлекает несколько сотен паломников и посетителей. Он остается частью священной географии индуизма, особенно для центрального региона Гималаев. Многие завершают часть последних обрядов после кремации после смерти близкого человека на месте храма Джагешвара. Храмы особенно популярны в конце сезона дождей. В другие месяцы паломники обычно совмещают свое паломничество к храмам Джагешвара с паломничеством на озеро Мансаровар, Бадринатх и Кедарнатх или в другие места в Гималаях, такие как Ганготри. Это место по-прежнему популярно среди индуистских монахов, и они продолжают защищать его сакральность. [ 23 ]
Связанные близлежащие памятники
[ редактировать ]В Археологическом музее Археологической службы Индии (ASI) хранится более 150 скульптур, найденных в долине Джагешвар. Они датируются 9-13 веками нашей эры. [ 24 ] Экспозиция включает в себя статуи Умы-Махешвара, Сурьи, Наваграхи, панели, повествующие легенду о Вишапахаранамурти (Шиве, пьющем яд), Кеваламурти и четырехрукой Чамунде Деви. [ 24 ]
- Река, протекающая через город, Джата Ганга.
- Река «Сам Ганга», берущая начало от храма Джанкер Саим и сливающаяся с рекой Джата Ганга возле руин храма Кот Линга.
- Пещера Айрават Гуфа.
- Брахма Кунд
- Другие храмы, такие как храм Шри Кубера и храм Батук Бхайрав .
- Храм Голу Деваты в Читае .
- Пещеры Патал Бхуванешвар [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Согласно Двадаса Джьотирлинга Стотре , Джагешвар является священной географией наряду с Сомнатхом Гуджаратом, Малликарджуной Джьотирлингой Андхра-Прадеш, Махакалешваром Мадхья-Прадешем, Омкарешваром Мадхья-Прадешем, храмом Байьянатх Джаркханд, Бхимашанкар Махараштра, храмом Раманатхасвами Тамилнад, храмом Каши Вишванатх Уттар Пра. деш, Тримбакешвар Джьотирлинга Махараштра, Кедаресвар Уттаракханд и Гришнешвар -Пещеры Эллора Махараштра.
Сомнатх в Саураштре и Малликарджуна в Шришаиле. В Удджайне я поклоняюсь Господу Махакале, Мокаре и Амалешваре.
Вайдьянатх в Парлье и Бхимашанкара в Дакини. Рамеш у моста и Нагеш в лесу Дарука.
В Варанаси Господу Вишвеше поклоняются на берегу реки Гаутамы. Кедар в Гималаях и Гушмеш в Шивалае.
Читать эти Джйотирлинги следует вечером и утром. Грехи, совершенные в семи рождениях, уничтожаются воспоминанием.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Начикет Чанчани 2013 , стр. 133–154.
- ^ Ашока Джерата (1995). Великолепие гималайского искусства и культуры . Инд. стр. 71–73. ISBN 978-81-7387-034-7 .
- ^ Омаканда Ханда (2001). Храмовая архитектура Западных Гималаев: деревянные храмы . Инд. стр. 252–256. ISBN 978-81-7387-115-3 .
- ^ Начикет Чанчани 2013 , стр. 133–135.
- ^ Начикет Чанчани 2013 , стр. 134–135.
- ^ Начикет Чанчани 2013 , стр. 136–137.
- ^ Jump up to: а б с д Начикет Чанчани 2013 , стр. 133–139.
- ^ Начикет Чанчани 2013 , стр. 139–140.
- ^ Начикет Чанчани 2013 , стр. 148–149.
- ^ Jump up to: а б с д Начикет Чанчани 2013 , стр. 136–139.
- ^ Jump up to: а б Начикет Чанчани 2013 , стр. 139–141.
- ^ Стелла Крамриш 1976 , с. 205.
- ^ Винаяк Бхарн и Крупали Круше 2014 , стр. 98–120.
- ^ Майкл В. Мейстер (1976), Строительство и концепция: Святилища Мандапика в Центральной Индии , Востоке и Западе , Vol. 26, № 3/4 (сентябрь - декабрь 1976 г.), стр. 415, контекст: 409-418
- ^ Jump up to: а б Начикет Чанчани 2013 , стр. 141–143.
- ^ Jump up to: а б с д и Начикет Чанчани 2013 , стр. 145–147.
- ^ «Чудесный храм» . Новая Индия . Новая Индия . Проверено 18 июля 2024 г.
- ^ Стелла Снид; Венди Донигер; Джордж Мичелл (1989). Животные в четырёх мирах: Скульптуры из Индии . Издательство Чикагского университета. стр. 38–39 . ISBN 978-0-226-76726-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Массимилиано А. Поличетти; Лаура Джулиано (2015). Доброжелательный Бог и Недоступная Богиня: Скульптуры из Индии и Непала. Исследования и реставрация . Спа-центр Гангеми Эдоре. стр. 27–33. ISBN 978-88-492-9963-2 .
- ^ Jump up to: а б Начикет Чанчани 2013 , стр. 137–138.
- ^ Начикет Чанчани 2013 , стр. 138–139.
- ^ Jump up to: а б с Начикет Чанчани 2013 , стр. 143–145.
- ^ Начикет Чанчани 2013 , стр. 149–151.
- ^ Jump up to: а б Археологический музей, Джагешвар. Архивировано 27 сентября 2007 года в Wayback Machine Археологической службе Индии .
- ^ Пещеры Патал Бхуванешвар
Библиография
[ редактировать ]- Прасанна Кумар Ачарья (2010). Энциклопедия индуистской архитектуры . Издательство Оксфордского университета (переиздано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-7536-534-6 .
- Прасанна Кумар Ачарья (1997). Словарь индуистской архитектуры: трактовка санскритских архитектурных терминов с иллюстративными цитатами . Издательство Оксфордского университета (перепечатано в 1997 году Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-7536-113-3 .
- Прасанна Кумар Ачарья (1996). Индуистская архитектура в Индии и за рубежом . Лорье. ISBN 978-81-215-0732-5 .
- Винаяк Бхарне; Крупали Круше (2014), Новое открытие индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии , Cambridge Scholars Publishing, ISBN 978-1-4438-6734-4
- Элис Бонер (1990). Принципы композиции в индуистской скульптуре: период пещерного храма . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0705-1 .
- Элис Бонер; Садашива Ратх Шарма (2005). Силпа Пракаша . Brill Academic (перепечатано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-8120820524 .
- Начикет Чанчани (2013). «Долина Джагешвар, где побеждена смерть». Архивы азиатского искусства . 63 (2). Издательство Университета Дьюка. дои : 10.1353/aaa.2014.0004 . S2CID 191618006 .
- Ашока Джерата (1995). Великолепие гималайского искусства и культуры . Индус Паблишинг. ISBN 978-81-7387-034-7 .
- А.К. Кумарасвами; Майкл В. Мейстер (1995). Очерки теории архитектуры . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-0-19-563805-9 .
- Дехеджия, В. (1997). Индийское искусство . Файдон: Лондон. ISBN 0-7148-3496-3 .
- Адам Харди (1995). Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-312-0 .
- Адам Харди (2007). Храмовая архитектура Индии . Уайли. ISBN 978-0470028278 .
- Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-93-81406-41-0 .
- Харди, Адам (2007). Храмовая архитектура Индии , Уайли: Чичестер. ISBN 978-0-470-02827-8
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Кнут А. Якобсен; Элен Басу; Анжелика Малинар; и др. (2009). Энциклопедия индуизма Брилла: Священные тексты, ритуальные традиции, искусство, концепции . Брилл Академик. ISBN 978-90-04-17893-9 .
- Моника Джунеха (2001). Архитектура в средневековой Индии: формы, контексты, истории . Ориент Блэксван. ISBN 978-8178242286 .
- Стелла Крамриш (1976), Индуистский храм, том 1 , Мотилал Банарсидасс (перепечатано, 1946 г., Princeton University Press), ISBN 978-81-208-0223-0
- Стелла Крамриш (1979). Индуистский храм, том 2 . Мотилал Банарсидасс (перепечатано, 1946 г., издательство Princeton University Press). ISBN 978-81-208-0224-7 .
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан Даки (1986). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры Американский институт индийских исследований. ISBN 978-0-8122-7992-4 .
- Джордж Мичелл (1988), Индуистский храм: введение в его значение и формы , University of Chicago Press, ISBN 978-0-226-53230-1
- Джордж Мичелл (2000). Индуистское искусство и архитектура . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-20337-8 .
- Джордж Мичелл (1995). Архитектура и искусство Южной Индии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-44110-0 .
- Т. А. Гопинатха Рао (1993). Элементы индуистской иконографии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0878-2 .
- Раджан, К.В. Саундара (1998). Стили храмов, вырезанных в скале . Публикации Сомайи: Мумбаи. ISBN 81-7039-218-7
- Аджай Дж. Синха (2000). Воображая архитекторов: творчество в религиозных памятниках Индии . Университет Делавэра Пресс. ISBN 978-0-87413-684-5 .
- Стелла Снид ; Венди Донигер; Джордж Мичелл (1989). Животные в четырёх мирах: Скульптуры из Индии . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-76726-0 .
- Д Шринивасан (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ Академик. ISBN 90-04-10758-4 .
- Бертон Стейн (1978). Южноиндийские храмы . Викас. ISBN 978-0706904499 .
- Бертон Стейн (1989). Новая Кембриджская история Индии: Виджаянагара . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-26693-2 .
- Бертон Стейн; Дэвид Арнольд (2010). История Индии . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4443-2351-1 .
- Капила Вацяян (1997). Площадь и Круг индийских искусств . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-362-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Джагешвару от Wikivoyage Путеводитель по
- Археологический музей Джагешвара