Jump to content

Джад язык

Джад
Дзад
Дзад написан шрифтом умэ.
Родной для Индия
Носители языка
(300 по данным 1997 г.) [1]
Коды языков
ИСО 639-3 jda
глоттолог jadd1243
ЭЛП Джад

Джад (Дзад), также известный как Бхотия и Чхонгса , — это язык, на котором говорит сообщество, насчитывающее около 300 человек в штатах Уттаракханд и Химачал-Прадеш в Индии. [1] На нем говорят в нескольких деревнях, и тремя основными деревнями являются Джадханг , Неланг и Пулам Сумда в Харсил подразделении округа Уттаркаши . [2] Джад тесно связан с языком Лахули-Спити , который является еще одним тибетским языком. [3] На джаде говорят наряду с гархвали и хинди . Переключение кода между Джадом и Гархвали очень распространено. [1] Язык заимствует некоторую лексику как из хинди, так и из гархвали. [1] Это прежде всего разговорный язык.

Название Бхотия означает «те, кто с севера», имея в виду географическое положение населения, говорящего на этом языке. [4] Имя Бхотия охватывает большой набор языков и используется для обозначения нескольких групп. На Джаде говорят, в частности, Бхотиа из Неланга. Термин Бхотия не имеет отношения к языку народа Бутана, независимого гималайского государства в северо-восточной части субконтинента. [4] Название Джад происходит от названия летней деревни, где жители Джада проводят летний сезон, и которое называется Джадханг. [2]

Стипендии на Джада и других людей были очень ограничены. Популяция не подвергалась тщательному изучению и опросу. Работа разбросана и имеет неопределенное качество. По состоянию на 1977 год было две причины отсутствия исследований по языку и людям. Во-первых, бхотиа проживают в труднодоступных географически местах. Во-вторых, прежде чем ученым будет разрешено посетить границу, где проживают джады, необходимо получить разрешение Министерства внутренних дел и Министерства обороны Индии. [5] В результате объем проведенных исследований ограничен по объему и охвату.

Фонология

[ редактировать ]

В следующей таблице описаны места во рту, где произносятся гласные в джаде. [6]

Передний Центральный Назад
Высокий я в
Средний и а тот
Низкий а

В Джаде нет дифтонгов , но гласные часто встречаются последовательно. Не существует строгого правила, в каком порядке должны располагаться гласные в последовательности, поэтому в Jad встречается много разных порядков. [7]

Гласные имеют тенденцию назализоваться , когда они следуют за назализованным согласным, и глоттализироваться, когда они стоят перед гортанной смычкой. [8]

Высокий тон связан с гласной перед концом слова /h/ или после ретрофлекса в начале слова и зубных взрывных звуков. [9]

Согласные

[ редактировать ]
Согласные [10]
 двугубный Стоматологический Ретрофлекс Палатальный Велар Глоттальный
носовой м н ɳ с ŋ
взрывной глухой п т ʈ с к ( ʔ )
безнаддувный тʰ ʈʰ к'д
озвученный б д ɖ ɟ ɡ
хриплый голос ( бʱ ) ( дʱ ) ( ɖʱ ) ɟʱ ( ɡʱ )
Фрикативный с ɕ час
Боковые стороны л ( л` )
Ротический р ( рʱ ) ɽ
Полугласные В дж

Фонематический статус хриплоголосого и т. д. неясен. Они встречаются только в начале слова, где существует сильная тенденция к аспирации звонких взрывных, назальных звуков и жидкостей. Озвученные придыхательные в принципе не контрастируют с соответствующими непридыхательными. Д. Д. Шарма отмечает, что здесь, по-видимому, существуют диалектные вариации и что можно обнаружить контрасты, связанные с заимствованиями, но, тем не менее, решает в конечном итоге рассматривать их как аллофоны . [11]

Голосовой фрикатив / h / реализуется как велярный фрикативный звук / x / между гласными: /laha/ -> [laxa] 'работа'. [12]

Большинство согласных могут начинать слово, за исключением /ɳ/ и /ɽ/ . Единственные согласные, которые могут появляться в конце слова, — это жидкие согласные (например , /l/ и /r/ ) и звонкие взрывные звуки /b d ɡ/ . [13] Звонкие согласные обычно становятся глухими, когда они находятся в конечной позиции слова или стоят непосредственно перед глухим звуком. Глухие взрывные звуки обычно озвучиваются после звонкого звука. В конце слова перед паузой /ɡ/ и /d/ и, в меньшей степени, другие звонкие согласные, как правило, глоттализуются : / pʰeroɡ/ -> [pʰeroʔ] . [9] Как и гласные в джаде, произношение согласных звуков меняется в зависимости от звуков, окружающих согласные.

Группы согласных можно встретить в начальных и средних частях слов. В начале слова группы согласных обычно имеют форму взрывных (или фрикативных) + одна из полугласных /j w/ : /ɡwã/ 'яйцо', /myabo/ 'бедный', /swã/ 'новый'. [14]

Структура слова

[ редактировать ]

Слова могут быть мономорфемными и полиморфемными. Слова подчиняются следующему набору правил:

  1. Слова могут начинаться с любой согласной, кроме ṇ и ṛ.
  2. Родные слова оканчиваются на гласную, взрывную , носовую или жидкую согласную .
  3. Ни одно родное слово не начинается и не заканчивается группой согласных, за исключением упомянутых выше исключений.
  4. Обычно ни один придыхательный согласный, хриплый согласный или полугласный не заканчивает родное слово.
  5. В медленном темпе речи слова имеют небольшую паузу по обе стороны от них. [15]

Состав слов также ограничен набором допустимых слогов . Разрешенные слоги: /V/, /VC/, /CV/, /CCV/, /CVC/, /CCVC/ и /CVCC/. Эти слоги можно объединять в более длинные слова. [15]

Существительные

[ редактировать ]

В Jad существительные выступают в качестве субъектов или объектов глаголов. Существительные имеют число, род и падеж. Неодушевленные существительные не имеют рода и не изменяются во множественном числе. Одушевленные существительные и человеческие существительные имеют разные механизмы обозначения пола. Множественность отмечена только для людей. [15] Новые существительные могут образовываться путем добавления новых основ, повторения основ или добавления суффиксов. [15]

Пол обозначается двумя способами. Могут быть добавлены префиксы для обозначения пола живых существ или для обозначения женских и мужских аналогов используются разные слова. Множественное число обозначается одушевленными существительными путем добавления суффиксов множественного числа. Множественное число можно отметить в неодушевленных существительных, используя дескрипторное слово, чтобы предоставить подробную информацию о существительном, но само по себе оно не может быть изменено для представления множественного числа. [15]

Разные падежи существительных используются для описания множества функций. К ним относятся владение, предмет, предмет, средство, цель, преимущество, отделение, происхождение, материальный состав, время, место и т. д. [15]

Порядок слов

[ редактировать ]

Джад следует структуре существительного-прилагательного. Примером может служить фраза «очень черная собака». На Джаде эта фраза звучит как « khi nagpo məŋpo cig », или «черная собака». Это иллюстрирует порядок слов существительное-прилагательное. Он также помещает прилагательные перед дескрипторами степени, следуя синтаксической форме степени прилагательного. Например, фраза «очень черный» в Джаде будет выглядеть как « nagpo məŋpo », где nagpo переводится как черный, а məŋpo — очень. [16]

Язык в основном был устным. Язык Джад был написан с использованием разновидности тибетского письма Уме во время торговли с Тибетом во время правления Техри. [17]

Это прежде всего разговорный язык. Все письменное общение ведется на хинди. Отношение к Джаду негативное при незначительной институциональной поддержке. Образование, средства массовой информации, телевидение и все другие официальные источники информации работают на хинди. [2] Никакой известной литературы нет, за исключением одностраничного перевода рассказа о блудном сыне. [15] Он находится под серьезной угрозой исчезновения, и неясно, сохранится ли нынешнее состояние двуязычия и переключения кодов или Джад будет полностью заменен хинди или гархвали. [1]

  1. ^ Jump up to: а б с д и Джад в Ethnologue (25-е изд., 2022 г.) Значок закрытого доступа
  2. ^ Jump up to: а б с Шарма, Сухну Рам (2001). «Исследование тибето-бирманских языков Уттар-Прадеша» . Исследование шангжунга и родственных ему гималайских языков . 19 (19): 187–194. Архивировано из оригинала 5 мая 2014 года . Проверено 4 мая 2014 г.
  3. ^ Боннерджеа, Бирен (1936). «Фонология некоторых тибето-бирманских диалектов Гималайского региона». Тунг Пао . Второй. 32 (4): 240–241. JSTOR   4527096 .
  4. ^ Jump up to: а б Чаттерджи, Бишва (январь 1976 г.). «Бхотиа Уттаракханда». Ежеквартальный журнал Индийского международного центра . 3 (1): 3–15. JSTOR   23001864 .
  5. ^ Чаттерджи, Бишва (декабрь 1977 г.). «Литература о бхотиях Кумаун-Гархвала и библиография». Индийский антрополог . 7 (2): 125–137. JSTOR   41919321 .
  6. ^ Шарма, Д.Д. (1990). Тибето-гималайские языки Уттаракханда . Том. 2. Нью-Дели: Публикации Миттал. стр. 1–90. ISBN  81-7099-171-4 .
  7. ^ Шарма 1990 , стр. 6–8.
  8. ^ Шарма 1990 , с. 8.
  9. ^ Jump up to: а б Шарма 1990 , стр. 15–16.
  10. ^ Шарма 1990 , с. 9 и далее. Некоторые из заданий IPA носят предварительный характер, поскольку источник не всегда предоставляет достаточные фонетические подробности.
  11. ^ Шарма 1990 , стр. 10, 12, 15.
  12. ^ Шарма 1990 , с. 16.
  13. ^ Шарма 1990 , с. 10.
  14. ^ Шарма 1990 , стр. 16–17.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г Шарма 1990 .
  16. ^ Драйер, Мэтью. «Порядок слов в тибето-бирманских языках» (PDF) . Лингвистика Тибето-Бирманского региона : 1–78 . Проверено 5 мая 2014 г.
  17. ^ PLSI Языки Уттаракханда . п. 29.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bd016d24fc3bacccfb7414687289dfd3__1716019620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/d3/bd016d24fc3bacccfb7414687289dfd3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jad language - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)