Джад язык
Джад | |
---|---|
Дзад | |
Родной для | Индия |
Носители языка | (300 по данным 1997 г.) [1] |
в Китайско-Тибетском регионе
| |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | jda |
глоттолог | jadd1243 |
ЭЛП | Джад |
Джад (Дзад), также известный как Бхотия и Чхонгса , — это язык, на котором говорит сообщество, насчитывающее около 300 человек в штатах Уттаракханд и Химачал-Прадеш в Индии. [1] На нем говорят в нескольких деревнях, и тремя основными деревнями являются Джадханг , Неланг и Пулам Сумда в Харсил подразделении округа Уттаркаши . [2] Джад тесно связан с языком Лахули-Спити , который является еще одним тибетским языком. [3] На джаде говорят наряду с гархвали и хинди . Переключение кода между Джадом и Гархвали очень распространено. [1] Язык заимствует некоторую лексику как из хинди, так и из гархвали. [1] Это прежде всего разговорный язык.
Мы
[ редактировать ]Название Бхотия означает «те, кто с севера», имея в виду географическое положение населения, говорящего на этом языке. [4] Имя Бхотия охватывает большой набор языков и используется для обозначения нескольких групп. На Джаде говорят, в частности, Бхотиа из Неланга. Термин Бхотия не имеет отношения к языку народа Бутана, независимого гималайского государства в северо-восточной части субконтинента. [4] Название Джад происходит от названия летней деревни, где жители Джада проводят летний сезон, и которое называется Джадханг. [2]
История
[ редактировать ]Стипендии на Джада и других людей были очень ограничены. Популяция не подвергалась тщательному изучению и опросу. Работа разбросана и имеет неопределенное качество. По состоянию на 1977 год было две причины отсутствия исследований по языку и людям. Во-первых, бхотиа проживают в труднодоступных географически местах. Во-вторых, прежде чем ученым будет разрешено посетить границу, где проживают джады, необходимо получить разрешение Министерства внутренних дел и Министерства обороны Индии. [5] В результате объем проведенных исследований ограничен по объему и охвату.
Фонология
[ редактировать ]гласные
[ редактировать ]В следующей таблице описаны места во рту, где произносятся гласные в джаде. [6]
Передний | Центральный | Назад | |
---|---|---|---|
Высокий | я | в | |
Средний | и | а | тот |
Низкий | а |
В Джаде нет дифтонгов , но гласные часто встречаются последовательно. Не существует строгого правила, в каком порядке должны располагаться гласные в последовательности, поэтому в Jad встречается много разных порядков. [7]
Гласные имеют тенденцию назализоваться , когда они следуют за назализованным согласным, и глоттализироваться, когда они стоят перед гортанной смычкой. [8]
Высокий тон связан с гласной перед концом слова /h/ или после ретрофлекса в начале слова и зубных взрывных звуков. [9]
Согласные
[ редактировать ]двугубный | Стоматологический | Ретрофлекс | Палатальный | Велар | Глоттальный | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
носовой | м | н | ɳ | с | ŋ | ||
взрывной | глухой | п | т | ʈ | с | к | ( ʔ ) |
безнаддувный | pʰ | тʰ | ʈʰ | cʰ | к'д | ||
озвученный | б | д | ɖ | ɟ | ɡ | ||
хриплый голос | ( бʱ ) | ( дʱ ) | ( ɖʱ ) | ɟʱ | ( ɡʱ ) | ||
Фрикативный | с | ɕ | час | ||||
Боковые стороны | л ( л` ) | ||||||
Ротический | р ( рʱ ) | ɽ | |||||
Полугласные | В | дж |
Фонематический статус хриплоголосого bʱ dʱ и т. д. неясен. Они встречаются только в начале слова, где существует сильная тенденция к аспирации звонких взрывных, назальных звуков и жидкостей. Озвученные придыхательные в принципе не контрастируют с соответствующими непридыхательными. Д. Д. Шарма отмечает, что здесь, по-видимому, существуют диалектные вариации и что можно обнаружить контрасты, связанные с заимствованиями, но, тем не менее, решает в конечном итоге рассматривать их как аллофоны . [11]
Голосовой фрикатив / h / реализуется как велярный фрикативный звук / x / между гласными: /laha/ -> [laxa] 'работа'. [12]
Большинство согласных могут начинать слово, за исключением /ɳ/ и /ɽ/ . Единственные согласные, которые могут появляться в конце слова, — это жидкие согласные (например , /l/ и /r/ ) и звонкие взрывные звуки /b d ɡ/ . [13] Звонкие согласные обычно становятся глухими, когда они находятся в конечной позиции слова или стоят непосредственно перед глухим звуком. Глухие взрывные звуки обычно озвучиваются после звонкого звука. В конце слова перед паузой /ɡ/ и /d/ и, в меньшей степени, другие звонкие согласные, как правило, глоттализуются : / pʰeroɡ/ -> [pʰeroʔ] . [9] Как и гласные в джаде, произношение согласных звуков меняется в зависимости от звуков, окружающих согласные.
Группы согласных можно встретить в начальных и средних частях слов. В начале слова группы согласных обычно имеют форму взрывных (или фрикативных) + одна из полугласных /j w/ : /ɡwã/ 'яйцо', /myabo/ 'бедный', /swã/ 'новый'. [14]
Структура слова
[ редактировать ]Слова могут быть мономорфемными и полиморфемными. Слова подчиняются следующему набору правил:
- Слова могут начинаться с любой согласной, кроме ṇ и ṛ.
- Родные слова оканчиваются на гласную, взрывную , носовую или жидкую согласную .
- Ни одно родное слово не начинается и не заканчивается группой согласных, за исключением упомянутых выше исключений.
- Обычно ни один придыхательный согласный, хриплый согласный или полугласный не заканчивает родное слово.
- В медленном темпе речи слова имеют небольшую паузу по обе стороны от них. [15]
Состав слов также ограничен набором допустимых слогов . Разрешенные слоги: /V/, /VC/, /CV/, /CCV/, /CVC/, /CCVC/ и /CVCC/. Эти слоги можно объединять в более длинные слова. [15]
Существительные
[ редактировать ]В Jad существительные выступают в качестве субъектов или объектов глаголов. Существительные имеют число, род и падеж. Неодушевленные существительные не имеют рода и не изменяются во множественном числе. Одушевленные существительные и человеческие существительные имеют разные механизмы обозначения пола. Множественность отмечена только для людей. [15] Новые существительные могут образовываться путем добавления новых основ, повторения основ или добавления суффиксов. [15]
Пол обозначается двумя способами. Могут быть добавлены префиксы для обозначения пола живых существ или для обозначения женских и мужских аналогов используются разные слова. Множественное число обозначается одушевленными существительными путем добавления суффиксов множественного числа. Множественное число можно отметить в неодушевленных существительных, используя дескрипторное слово, чтобы предоставить подробную информацию о существительном, но само по себе оно не может быть изменено для представления множественного числа. [15]
Разные падежи существительных используются для описания множества функций. К ним относятся владение, предмет, предмет, средство, цель, преимущество, отделение, происхождение, материальный состав, время, место и т. д. [15]
Порядок слов
[ редактировать ]Джад следует структуре существительного-прилагательного. Примером может служить фраза «очень черная собака». На Джаде эта фраза звучит как « khi nagpo məŋpo cig », или «черная собака». Это иллюстрирует порядок слов существительное-прилагательное. Он также помещает прилагательные перед дескрипторами степени, следуя синтаксической форме степени прилагательного. Например, фраза «очень черный» в Джаде будет выглядеть как « nagpo məŋpo », где nagpo переводится как черный, а məŋpo — очень. [16]
Скрипт
[ редактировать ]Язык в основном был устным. Язык Джад был написан с использованием разновидности тибетского письма Уме во время торговли с Тибетом во время правления Техри. [17]
Статус
[ редактировать ]Это прежде всего разговорный язык. Все письменное общение ведется на хинди. Отношение к Джаду негативное при незначительной институциональной поддержке. Образование, средства массовой информации, телевидение и все другие официальные источники информации работают на хинди. [2] Никакой известной литературы нет, за исключением одностраничного перевода рассказа о блудном сыне. [15] Он находится под серьезной угрозой исчезновения, и неясно, сохранится ли нынешнее состояние двуязычия и переключения кодов или Джад будет полностью заменен хинди или гархвали. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Джад в Ethnologue (25-е изд., 2022 г.)
- ^ Jump up to: а б с Шарма, Сухну Рам (2001). «Исследование тибето-бирманских языков Уттар-Прадеша» . Исследование шангжунга и родственных ему гималайских языков . 19 (19): 187–194. Архивировано из оригинала 5 мая 2014 года . Проверено 4 мая 2014 г.
- ^ Боннерджеа, Бирен (1936). «Фонология некоторых тибето-бирманских диалектов Гималайского региона». Тунг Пао . Второй. 32 (4): 240–241. JSTOR 4527096 .
- ^ Jump up to: а б Чаттерджи, Бишва (январь 1976 г.). «Бхотиа Уттаракханда». Ежеквартальный журнал Индийского международного центра . 3 (1): 3–15. JSTOR 23001864 .
- ^ Чаттерджи, Бишва (декабрь 1977 г.). «Литература о бхотиях Кумаун-Гархвала и библиография». Индийский антрополог . 7 (2): 125–137. JSTOR 41919321 .
- ^ Шарма, Д.Д. (1990). Тибето-гималайские языки Уттаракханда . Том. 2. Нью-Дели: Публикации Миттал. стр. 1–90. ISBN 81-7099-171-4 .
- ^ Шарма 1990 , стр. 6–8.
- ^ Шарма 1990 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Шарма 1990 , стр. 15–16.
- ^ Шарма 1990 , с. 9 и далее. Некоторые из заданий IPA носят предварительный характер, поскольку источник не всегда предоставляет достаточные фонетические подробности.
- ^ Шарма 1990 , стр. 10, 12, 15.
- ^ Шарма 1990 , с. 16.
- ^ Шарма 1990 , с. 10.
- ^ Шарма 1990 , стр. 16–17.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шарма 1990 .
- ^ Драйер, Мэтью. «Порядок слов в тибето-бирманских языках» (PDF) . Лингвистика Тибето-Бирманского региона : 1–78 . Проверено 5 мая 2014 г.
- ^ PLSI Языки Уттаракханда . п. 29.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- [1] в проекте «Вымирающие языки» .
- [2] начала 20-го века. в лингвистическом обзоре Индии