Прасат Та Муен Том
Прасат Та Муен Том | |
---|---|
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Божество | Шива |
Расположение | |
Расположение | Сурин , Таиланд |
Страна | Таиланд |
Географические координаты | 14 ° 20'57 "N 103 ° 15'59" E / 14,34917 ° N 103,26639 ° E |
Архитектура | |
Тип | кхмерский |
Создатель | Удаядитьяварман II |
Завершенный | 11 век [ 1 ] |
Прасат Та Муен Том ( тайский : Прасат Та Муен Том , RTGS : Прасат Та Муан Том , произносится [prāːsàːt tāː mɯ̄a̯n tʰōm] ) или Прасат Та Моан Том ( кхмерский : ប្រាសាទ តា មាន់ ធំ , латинизированный : Прасат Та Моан Том ) — кхмерский храм, расположенный на -Тайская граница .
Его кхмерское название буквально переводится как «Великий храм дедушки-цыпленка». Он расположен недалеко от двух родственных храмов в густо засаженной деревьями местности, куда затруднен доступ на одном из перевалов через горы Дангрек . Больничная часовня Прасат Та Муен Тох («Маленький храм Дедушки Цыпленка») находится в двух с половиной километрах к северо-западу, а всего в 300 метрах от нее находится часовня дома отдыха Прасат Та Муен («Храм Дедушки Цыпленка»). В 1980-90-х годах, когда красные кхмеры Демократической Кампучии контролировали этот район, храмы в регионе были разграблены красными кхмерами для финансирования своей партизанской кампании. Многие архитектурные объекты и оригинальные скульптуры были украдены, иногда отделены с помощью динамита и вывезены контрабандой из Камбоджи или проданы на черном рынке. [ 2 ] Эти три храма, расположенные в пределах нескольких сотен метров друг от друга, образовывали комплекс, который был важной остановкой на главном маршруте Кхмерской империи — Древнем кхмерском шоссе от ее столицы Ангкора до ее главного административного центра на северо-западе Пхимаи. (сейчас в Таиланде). [ 3 ]
Макет
[ редактировать ]Храм расположен на перевале Та Муен Том на вершине откоса гор Дангрек, который образует нынешнюю границу между Камбоджей и Таиландом в регионе. К северу от границы находится плато Корат, а к югу - крутые скалы, а горы образуют отвесные обрывы, спускающиеся к равнинам северо-запада Камбоджи. Та Муен Том построен из латерита. [ 1 ] и имеет прямоугольную форму с входом, обращенным на юг, что весьма необычно для кхмерских храмов, которые обычно обращены на восток. Предполагается, что это связано с топографией: как для того, чтобы встретить путешественников, только что поднявшихся по перевалу с равнин внизу, так и для обеспечения оборонительной позиции со стратегическим видом на юг, вниз по горам. [ 4 ] Ограждение храма имеет размеры 46 на 38 метров, его центр находится в центральном святилище, построенном из розовато-серого песчаника, которому предшествуют мандапа и антарала . Естественный канал в скале использовался в качестве сомасутры , воронки, по которой транспортировалась святая вода, используемая в ритуалах, от статуи в главной камере, которая вытекает из гарбхагрихи и указывает на относительную важность этого места. [ 4 ]
На северной стороне находятся две башни и два других здания из латерита, которые все еще стоят, а также фундамент трех других зданий, которые больше не стоят. Эти здания представляют собой остатки придорожного дома отдыха и больницы Джаявармана VII, построенных как дополнение к храмовому комплексу, где паломники и путешественники могли ночевать и восстанавливать силы перед следующим этапом своего путешествия. [ 4 ] На южном фасаде, со стороны главного входа, находится главная гопура , которая намного больше остальных. Ко входу в храм ведет большая широкая крутая лестница из латерита, также обращенная на юг и простирающаяся далеко на территорию Камбоджи. Есть также латеритовая лестница, ведущая к ручью на камбоджийской стороне, огибающему храм. [ 4 ] Ориентация Та Муен Тома очень похожа на ориентацию Прасат Хин Пхимай и других в Историческом парке Пхимай .
Недавние раскопки внутри главной башни показали существование естественного линга, выступающего из вершины холма, вокруг которого был построен храм. [ 4 ] Похожий природный лингам есть в кхмерском храме Ват Фу в Лаосе .
Доступ
[ редактировать ]Из-за своего расположения на тайской стороне нынешней границы доступ к храму возможен только из Таиланда. Доступ из Камбоджи будет затруднен, поскольку древнее кхмерское шоссе, ведущее к перевалу, уже давно занято джунглями. Во время пограничного спора между Камбоджей и Таиландом (2009–2011 гг.), который в основном был сосредоточен вокруг владения храмом Преа Вихеар , пограничные столкновения распространились на Та Муен, и доступ к храму был временно закрыт. После этого напряженность остается высокой, и туристам в храме не разрешается отходить дальше, чем на несколько метров к югу от главного входа, а вооруженная тайская пограничная полиция стоит на страже, отмечая границу. [ 5 ]
С 2010 года вход в храм Та Муен Том на стороне Камбоджи стал проще благодаря развитию дорожной инфраструктуры, в том числе дорога, ведущая к храму Та Муен Том, который был построен в 2009 году и официально открыт в 2010 году. Она состоит из 24 км. дороги из красного гравия (но в последние годы она была модернизирована до асфальтированной дороги) и 500-метровая горная бетонная дорога. Посетителям рекомендуется припарковать свои машины возле холма, после чего они могут продолжить прогулку по полукилометровой горной бетонной дороге, некоторые участки которой являются крутыми. В этом месте туристы также наслаждаются захватывающим пейзажем горного хребта Дангрек, множеством больших деревьев и лесных цветов. [ 6 ]
Галерея
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Учида, Эцуо; Ито, К.; Симидзу, Н. (2010). «Происхождение песчаника, использованного при строительстве кхмерских памятников в Таиланде» . Археометрия . 52 (4): 550–574. дои : 10.1111/j.1475-4754.2009.00505.x . Проверено 11 ноября 2015 г.
- ^ Фриман, Майкл (2004). Камбоджа . Книги реакции. п. 108 . ISBN 1861894465 . Проверено 11 ноября 2015 г.
это муэн.
- ^ Гоше, Жак (1992). «О посещении кхмерских достопримечательностей Таиланда» . Вестник Французской школы Дальнего Востока . 79 (1): 249–256. дои : 10.3406/befeo.1992.1832 . Архивировано из оригинала 2 июня 2018 года . Проверено 11 ноября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Чаруван, Пхунгтян (2000). Тайско-камбоджийская культура: отношения через искусство (PDF) . Университет Магадха, Индия: Ассоциация образования Дхармы Будды, Inc. Архивировано (PDF) из оригинала 6 июля 2021 года . Проверено 11 ноября 2015 г.
- ^ Панчали, Сайкия (август 2012 г.). «Спор по поводу Преа Вихеар: видимые проблемы, невидимые ставки» (PDF) . Специальный доклад МПХБ . 129 . Институт исследований мира и конфликтов. Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 11 ноября 2015 г.
- ^ «Храмы Та Моан Том и Та Крабей в спокойном состоянии | Новости Камбоджи | Кхмерские новости - ព័ត៌មាន ខ្មែរ» . Архивировано из оригинала 15 марта 2018 г. Проверено 08 марта 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Майкл Фриман, Путеводитель по кхмерским храмам в Таиланде и Лаосе , Rivers Books, 1996 г. 974-8900-76-2
- Майкл Фриман, Дворцы богов: кхмерское искусство и архитектура в Таиланде , River Books, 2001 г. 974-8303-19-5
- Ёсиаки Исизава, «Вдоль королевских дорог в Ангкор» , Уэтерхилл, 1999 г. 083-4804-72-7
- Клод Жак и Филипп Лафон, Кхмерская империя , River Books, 2007 г. 974-9863-30-5
- Витторио Роведа, Образы богов: кхмерская мифология в Камбодже, Таиланде и Лаосе , River Books, 2005 974-9863-03-8
- Бетти Гослинг, Истоки тайского искусства , River Books, 2004 г. 0-8348-0541-3