Jump to content

Сохам (санскрит)

Сохам или Сохум ( सो ऽहम со'хам [1] ) — индуистская мантра , означающая «Я есть» на санскрите . [2] [3]

В ведической философии это означает отождествление Брахмана со вселенной или высшим Брахманом. [2]

Мантра также переворачивается с со 'хам ( сандхи сах + ахам ) на хам + са . Комбинация со 'хам хамсах также интерпретируется как «Я - Лебедь », где лебедь символизирует Атман . [4]

Этимология

[ редактировать ]

, термин «сохам» связан с «са» По словам Монье-Вильямса , и эта фраза переводится как «Я есть» . [5] Интерпретируемое как номинальное предложение , его также можно прочитать как «Я есть Абсолют» или «Великая истина». [2] [3] Этот термин встречается в ведической литературе и представляет собой фразу, обозначающую «Единое со вселенной или высшую реальность». [2]

Эта фраза встречается в основных упанишадах, таких как Иша-упанишада (стих 16), которая заканчивается:

(...) То сияние, которое является Твоей самой благоприятной формой, я вижу в Тебе, и тем самым Пурушой я являюсь .
теджо йат те рупам кальянатам тат те пашйами йо 'сав [асау пурушах] со'хам асми
«Свет, который является твоей прекраснейшей формой, я вижу его. Я есть то, что это есть » (перевод Макса Мюллера ) [6]

Сохам, или «Я есть То», очень распространен в древней и средневековой литературе. [7] Вот некоторые примеры:

Упанишады

Тантры

Стотры

Ади Шанкара [32] Что случилось [33] последующие работы в традиции натхов , лежащей в основе хатха-йоги .

а также классические трактаты по йоге Гхеранда Самхита [43] [44] [45] [46] и Шива Самхита [47] все упоминают сохам и хамсу, описывая их значение, и при обучении единообразно учат Со на вдохе и хам на выдохе.

Эта традиционная практика в ее различных формах и ее предыстория описаны во многих других книгах. [32] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54]

Свами Муктананда - хотя и учит традиционному Со на вдохе и ветчине в письме Франклину Джонсу от 1968 года. на выдохе, как показано [55] - позже опубликовал книгу [56] обучение Хам на вдохе и Са на выдохе. Эта практика описана в нескольких более поздних книгах, все они относятся к Муктананде. [57] [58] [59] [60] [61]

Учение Хама о вдохе и са на выдохе якобы упоминается в тексте Кашмирского шиваизма , Виджняна Бхайраве :

Воздух выдыхается со звуком СА и вдыхается со звуком ХАМ. Затем повторение мантры ХАМСА продолжается непрерывно. [62]

Однако этот стих 155b не встречается в Виджняна Бхайраве, впервые опубликованном в 1918 году в Кашмирской серии текстов и исследований. [63] но цитируется из комментария ученика Абхинавагупты Кшемараджа. [64] в его «Шива-сутре Вимаршини» (комментарии к Шива-сутрам) [63] в более поздних изданиях Виджняна Бхайравы . [65]

При использовании для медитации «Сохум» действует как естественная мантра , позволяющая контролировать характер дыхания, помогая достичь глубокого дыхания и сконцентрироваться.

  • Ооооо... это звук вдоха, который запоминается в уме вместе с этим вдохом.
  • «Хмммм…» — это звук выдоха, который запоминается в уме вместе с этим выдохом.

Сохам также считается мантрой в тантризме и крийя-йоге , известной также как Аджапа-мантра , Аджапа-Гаятри , Хамса -Гаятри , Хамса-мантра , Прана-мантра , Шри Парапрасада-мантра , Параматма-мантра , и как таковая используется, в частности, сама по себе, в медитации. практиковать аджапа-джапу [66] и в практике крийи шабда санчалана. [67]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ В англоязычной литературе также печатается как Со'хам , Со Хам , Со-ахам , Сохум , Со Хум , Сахам , Са'хам , Сау-ха , Сах-карена/Сахкара = звук Са.
  2. ^ Jump up to: а б с д Olivelle 1992 , стр. 80–81, 210 со сносками.
  3. ^ Jump up to: а б Мариасусай Дхавамони (1999), Индуистская духовность, GB Press, ISBN   978-8876528187 , стр. 129.
  4. ^ Альпер, Харви П. (1991). Понимание мантр . Мотилал Банарсидасс. п. 104. ИСБН  978-81-208-0746-4 .
  5. ^ Monier Monier Словарь Уильямса, Sa sv «6.»: «часто для акцента связано с другим местоимением, например, с ахам , твам , эша , аям и т. д. (например , со'хам , сатвам , 'Я (или ты), что очень человек»
  6. ^ Упанишады, Часть 1 1879 г., с. 313. Мюллер приводит сноску: «Асау пурушах, вероятно, следует опустить», принимая эти слова как пояснительную трактовку, случайно включенную в текст.
  7. ^ Jump up to: а б Оливель 1992 , стр. 80–81.
  8. ^ Оливель 1992 , стр. 210, 216.
  9. ^ Оливель 1992 , стр. 227, 229.
  10. ^ Jump up to: а б Оливель 1992 , стр. 156.
  11. ^ Оливель 1992 , стр. 160–161, 165–166.
  12. ^ Пармешварананд Свами (2000). Энциклопедический словарь Упанишад . Саруп и сыновья. п. 140. ИСБН  978-81-7625-148-8 . Джива выходит с буквой Ха и снова входит с буквой Са.
  13. ^ Jump up to: а б Вудрофф, Джон Джордж (1974). Змеиная сила - Секреты тантрической и шактической йоги (7-е изд.). Публикации Courier Dover. п. 76. ИСБН  978-0-486-23058-0 .
  14. ^ Сингх, Нагендра Кр (1997). Энциклопедия индуизма . Публикации Anmol PVT. ООО. п. 213. ИСБН  978-81-7488-168-7 .
  15. ^ «Йога Сикха Упанишад» . Проверено 17 мая 2009 г. 6.53 Прана выходит со звуком «хам» и входит со словом «са», и все существа естественным образом повторяют мантру «Хамса, Хамса» (при выдохе и вдохе).
  16. ^ Ренфрю Брукс, Дуглас (2000). Революция медитации: история и теология линии Сиддха-йоги . Мотилал Банарсидасс. п. 510. ИСБН  978-81-208-1648-0 .
  17. ^ Пармешварананд Свами (2000). Энциклопедический словарь Упанишад . Саруп и сыновья. п. 231. ИСБН  978-81-7625-148-8 . Говорят, что мы выдыхаем с Ха, а вдыхаем с Са.
  18. ^ «Гандхарва Тантра (аннотация)» . Проверено 17 мая 2009 г.
  19. ^ Jump up to: а б Вудрофф, Джон Джордж (2007). Шакти и Шакта . Нувидение Публикации, ООО. п. 343. ИСБН  978-1-59547-920-4 .
  20. ^ Авалон, Артур (2008). Гимн Кали . БиблиоБазар, ООО. п. 27. ISBN  978-1-4346-9196-5 .
  21. ^ «Куларнава Тантра» . Проверено 17 мая 2009 г. Хам-Сах — это путь дыхания живых существ. Эта мантра существует в форме выдоха и вдоха.
  22. ^ «Куларнава Тантра» . Проверено 17 мая 2009 г.
  23. ^ Чаудхри, ЛР (2007). Тайны Янтры, Мантры и Тантры . Стерлинг Паблишерс Пвт. ООО с. 93 . ISBN  978-1-84557-022-4 . «Ха» — выдох, «са» — вдох.
  24. ^ Олсон, Карл (2007). Индуистские первоисточники: сектантский читатель . Издательство Университета Рутгерса. п. 506. ИСБН  978-0-8135-4070-2 .
  25. ^ Авалон, Артур (2004). Маханирвана Тантра Великого Освобождения . Издательство Кессинджер. п. 82. ИСБН  978-1-4191-3207-0 . Аджапа Гаятри, которая представляет собой изгнание дыхания Ханкарой и его вдохновение Шакарой.
  26. ^ Даял, П. (1991). Раджа Рао: Исследование его романов . Атлантические издатели и дистрибьюторы. п. 53. ИСБН  81-7156-160-8 . Маханирвана-тантра недвусмысленно определяет тождество между дживой и Брахманом (...) Идея «Со'хам» (Я есть Она/Он или я един с Высшим) явно подчеркивается в этом тантрическом тексте.
  27. Маханирвана-тантра считается юридической выдумкой в: Дункан, Джон (1978). Очерки классического и современного индуистского права . БРИЛЛ. п. 197 и далее. ISBN  978-90-04-04808-9 .
  28. ^ «Бхаджа Гаурисам» . Проверено 17 мая 2009 г.
  29. ^ «Говреса Аштакам» . Проверено 17 мая 2009 г.
  30. ^ «Шакти Махимна Стотрам» . Проверено 17 мая 2009 г.
  31. ^ «Трипурасундари Виджая Стхава» . Проверено 17 мая 2009 г.
  32. ^ Jump up to: а б Шринивасан, Северная Каролина (2007). Безопасные и простые шаги к плодотворной медитации . Пустак Махал. стр. 48–49. ISBN  978-81-223-0891-4 .
  33. ^ «Вакья Вритти Ади Шанкары» . Проверено 17 мая 2009 г.
  34. ^ Фейерштейн, Георг (2002). Традиция йоги: ее история, литература, философия и практика . Мотилал Банарсидасс. п. 537. ИСБН  978-81-208-1923-8 . [Психика] выходит из [тела] со звуком ха и возвращается обратно со звуком са.
  35. ^ Сиддха Гуру Горакхнатх. Брахмамитра Авасти (ред.). Йога Биджа . Дели, Индия: Институт йоги Свами Кешвананды. п. 112.
  36. ^ Олсон, Карл (2007). Индуистские первоисточники: сектантский читатель . Издательство Университета Рутгерса. п. 439. ИСБН  978-0-8135-4070-2 .
  37. ^ Кинле, Катарина (1997). Песни о йоге: тексты и учения махаштрианских натхов . Франц Штайнер Верлаг. стр. 155–56. ISBN  978-3-515-06922-9 .
  38. ^ Кинле, Кэтрин (1997). Песни о йоге: тексты и учения махараштрианских натхов Издательство Франца Штайнера. п. 185. ИСБН  978-3-515-06922-9 .
  39. ^ Кинле, Кэтрин (1997). Песни о йоге: тексты и учения махаштрианских натхов Издательство Франца Штайнера. п. 301. ИСБН  978-3-515-06922-9 .
  40. ^ Наир, Шринат (2007). Восстановление дыхания: сознание и работоспособность . Родопи. п. 100 и далее. ISBN  978-90-420-2306-2 .
  41. ^ Веннеманн, Майкл (2008). Не бойся, Петр Романус - Часть 2 . М. Веннеманн. стр. 522–23. ISBN  978-3-00-025348-5 .
  42. ^ «Шива Свародая (51)» . Проверено 17 мая 2009 г. В 51-м стихе писания Шива Свародайи говорится: «Говорят, что процесс выдоха содержит букву хам, а вдох содержит букву са».
  43. ^ Мэллинсон, Джеймс (2004). Гхеранда самхита: оригинальный санскрит и английский перевод . YogaVidya.com. п. 127. ИСБН  978-0-9716466-3-6 .
  44. ^ Ма Йога Шакти (1995). Гхеранда самхита. Наука йоги . Студия Tesi Editions. п. 181. ИСБН  978-88-272-1099-4 .
  45. ^ Йог Пранавананда (2000). Тони Родригес (ред.). Чистая йога . Мотилал Банарсидасс. п. 113 и далее. ISBN  978-81-208-1508-7 . Со звуком «Сах» происходит вдох; со звуком «Хам» выходит дыхание
  46. ^ «Гхеранда Самхита 5:84» . Проверено 17 мая 2009 г. В «Гхеранда-самхите» 5:84 указывается: «Дыхание каждого человека при входе издает звук «са», а при выходе (бахирьяти) — звук «хам». "
  47. ^ Сингх, Панчанан (2004). Силовая йога: перевод Хатха-йоги-прадипики, Гхеранда-самхиты и Шива-самхиты . Мотилал Банарсидасс. п. 275. ИСБН  978-81-208-2055-5 .
  48. ^ Сатьянанда Сарасвати (1989). Йога и Крия: Систематический курс древних тантрических техник (2-е изд.). Мангер, Бихар, Индия: Бихарская школа йоги. п. 497 и далее. ISBN  978-81-85787-08-4 .
  49. ^ Девананд, ГК (2008). Преподавание йоги . Издательство Гималайского института. п. 116. ИСБН  978-81-313-0172-2 . Сохам — это универсальная вибрация мантры, где «Суу…» вспоминается на вдохе, а «Хуммм»… вспоминается на выдохе.
  50. ^ Мамфорд, Джон (1999). Смерть: начало или конец? : методы бессмертия . Ллевеллин по всему миру. п. 97 и далее. ISBN  978-1-56718-476-1 .
  51. ^ Маргарет Статли; Аноним (1977). Словарь индуизма . Лондон: Рутледж. п. 372 . ISBN  978-0-429-62754-5 . ОЛ   35543927М . Викиданные   Q110087969 . Хамса символизирует знание и жизненную силу или космическое дыхание (прану), причем «хам» — это выдох, а «са» — вдох, который считается возвращением индивидуальной жизненной силы к Брахману, ее космическому источнику. {{cite book}}: |author2= имеет общее имя ( справка )
  52. ^ Тигунаит, Пандит Раджмани (2000). Сила Мантры и Тайна Посвящения . Издательство Гималайского института. п. 68 и далее. ISBN  978-0-89389-176-3 . (..) вы услышите звук «ооо» на вдохе и «хаммммм» на выдохе.
  53. ^ Вудрофф, Джон (1910). Шакти и Шакта . Забытые книги. п. 318. ИСБН  978-1-60620-145-9 .
  54. ^ Ксавье, Дж. Фрэнсис (2004). Йога для здоровья и личности . Пустак Махал. стр. 98–99. ISBN  978-81-223-0892-1 .
  55. ^ «Письмо Свами Муктананды Франклину Джонсу, 23 апреля 1968 года» . Проверено 17 мая 2009 г. Гармонизируйте повторение мантры с дыханием следующим образом: с «Со» вдыхайте и с «хам» выводите. (...) Когда ум фиксируется на «Со» при вдохе и на «хам» при выдохе, это мантра-джапа. (...) Ваша красота, ваша энергия, ваш долг, ваша религия, ваш Гуру и наставник; ваше обучение, поклонение и молитва — все это заключается в том, чтобы посвятить себя памятованию и повторению «Со’хам», «Со’хам». Это мое наставление, это моя заповедь. Этому следует следовать, практиковать и с благоговением размышлять над этим.
  56. ^ Свами Муктананда (1992). Я есть то: Наука Хамсы от Виджняна Бхайравы . Фонд СИДА. п. 27 и далее. ISBN  978-0-914602-27-9 . Сидите спокойно и наблюдайте за выдохом и вдохом. . . Бхайрава говорит, что при вдохе издается звук хам, а при выдохе — звук са. Это известно как аджапа-джапа, неповторяющееся повторение мантры. Тот, кто просто наблюдает за дыханием, осознавая, что оно входит и выходит со звуками хам и са, совершает аджапа-джапу, и это и есть истинный способ практики мантры.
  57. ^ Ренфрю Брукс, Дуглас (2000). Революция медитации: история и теология линии Сиддха-йоги . Мотилал Банарсидасс. п. 509 и далее. ISBN  978-81-208-1648-0 .
  58. ^ Свами Шанкарананда (2003). Счастлив без уважительной причины: научитесь медитировать, станьте сильнее, спокойнее и счастливее . Мотилал Банарсидасс. стр. 114–15. ISBN  978-81-208-2006-7 .
  59. ^ Кедар, Ачарья (2003). Сутры о пятичастном акте божественного сознания . iUniverse. п. 150. ИСБН  978-0-595-29389-6 .
  60. ^ Кедар, Ачарья (2003). Вибрация Божественного Сознания: Духовная автобиография Ачарьи Кедара . iUniverse. п. 230. ИСБН  978-0-595-27410-9 .
  61. ^ Сопоры, СК (2004). Взгляд на Кашмир . Издательство АПХ. п. 103 и далее. ISBN  978-81-7648-547-0 .
  62. ^ «Виджняна Бхайрава» . Архивировано из оригинала 21 августа 2006 г. Проверено 17 мая 2009 г.
  63. ^ Jump up to: а б «Онлайн-библиотека Муктабодхи, Кашмирская серия текстов и исследований» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2009 года . Проверено 17 мая 2009 г.
  64. ^ Альпер, Харви П. (1991). Понимание мантр . Мотилал Банарсидасс. п. 282. ИСБН  978-81-208-0746-4 .
  65. ^ Сингх, Джайдева (1991). Йога восторга, удивления и изумления: перевод Виджняна-бхайравы . СУНИ Пресс. п. 143 и далее. ISBN  978-0-7914-1073-8 . перепечатано и опубликовано как: Сингх, Джайдева (2002). Виджнянабхайрава или Божественное Сознание: Сокровищница 112 видов йоги . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 173.ISBN  978-81-208-0820-1 .
  66. ^ Сатьянанда Сарасвати (1989). Йога и Крия: Систематический курс древних тантрических техник (2-е изд.). Мангер, Бихар, Индия: Бихарская школа йоги. п. 497 и далее. ISBN  978-81-85787-08-4 . Внимательно прислушайтесь к своему дыханию; вы услышите звук Со на вдохе и звук Хам на выдохе.
  67. ^ Сатьянанда Сарасвати (1989). Йога и Крия: Систематический курс древних тантрических техник (2-е изд.). Мангер, Бихар, Индия: Бихарская школа йоги. п. 668 и далее. ISBN  978-81-85787-08-4 .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: df738881c4f6b9e1cedeb26186ad1843__1716230760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/df/43/df738881c4f6b9e1cedeb26186ad1843.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soham (Sanskrit) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)