Сохам (санскрит)
Сохам или Сохум ( सो ऽहम со'хам [1] ) — индуистская мантра , означающая «Я есть» на санскрите . [2] [3]
В ведической философии это означает отождествление Брахмана со вселенной или высшим Брахманом. [2]
Мантра также переворачивается с со 'хам ( сандхи сах + ахам ) на хам + са . Комбинация со 'хам хамсах также интерпретируется как «Я - Лебедь », где лебедь символизирует Атман . [4]
Этимология
[ редактировать ], термин «сохам» связан с «са» По словам Монье-Вильямса , и эта фраза переводится как «Я есть» . [5] Интерпретируемое как номинальное предложение , его также можно прочитать как «Я есть Абсолют» или «Великая истина». [2] [3] Этот термин встречается в ведической литературе и представляет собой фразу, обозначающую «Единое со вселенной или высшую реальность». [2]
История
[ редактировать ]Эта фраза встречается в основных упанишадах, таких как Иша-упанишада (стих 16), которая заканчивается:
- (...) То сияние, которое является Твоей самой благоприятной формой, я вижу в Тебе, и тем самым Пурушой я являюсь .
- теджо йат те рупам кальянатам тат те пашйами йо 'сав [асау пурушах] со'хам асми
- «Свет, который является твоей прекраснейшей формой, я вижу его. Я есть то, что это есть » (перевод Макса Мюллера ) [6]
Сохам, или «Я есть То», очень распространен в древней и средневековой литературе. [7] Вот некоторые примеры:
- Саньяса Упанишады [7] такие как Нарадапаривраджака Упанишада , [8] Нирвана Упанишада , [9] Ашрама Упанишад, [10] Майтрейя Упанишад [11] и Сатьяния Упанишада. [10]
- Йога-упанишады, такие как Дхьянабинду-упанишада. [12] [13] [14] и Йогашиха Упанишад [15] [16]
- Хамса Упанишада [17]
- Гандхарва Тантра [18] [19]
- Кали Тантра [19] [20]
- Куларнава Тантра [21] [22] [23] [24]
- Маханирвана Тантра [25] [26] [27]
- Нируттара Тантра [13]
- Брат Гаурисам [28] [ нужен лучший источник ]
- Гоуреса Аштакам [29] [ нужен лучший источник ]
- Шакти Махимна Стотрам [30] [ нужен лучший источник ]
- Трипурасундари Виджая Стхава [31] [ нужен лучший источник ]
Ади Шанкара [32] Что случилось [33] последующие работы в традиции натхов , лежащей в основе хатха-йоги .
- Матсьендранатха Йогавишая
- Горакшанатха Сиддха Сиддханта Паддхати [34]
- Горакшанатха Йога-биджа [35]
- Горакшанатха Горакша Шатака [36] [37]
- Джнандева Лакхота [38]
- Джнандева Йогапар Абхангамала [39]
- основополагающий для Свара йоги оригинальный сценарий Шива Свародайя [40] [41] [42]
а также классические трактаты по йоге Гхеранда Самхита [43] [44] [45] [46] и Шива Самхита [47] все упоминают сохам и хамсу, описывая их значение, и при обучении единообразно учат Со на вдохе и хам на выдохе.
Эта традиционная практика в ее различных формах и ее предыстория описаны во многих других книгах. [32] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54]
Хамса
[ редактировать ]Свами Муктананда - хотя и учит традиционному Со на вдохе и ветчине в письме Франклину Джонсу от 1968 года. на выдохе, как показано [55] - позже опубликовал книгу [56] обучение Хам на вдохе и Са на выдохе. Эта практика описана в нескольких более поздних книгах, все они относятся к Муктананде. [57] [58] [59] [60] [61]
Учение Хама о вдохе и са на выдохе якобы упоминается в тексте Кашмирского шиваизма , Виджняна Бхайраве :
Воздух выдыхается со звуком СА и вдыхается со звуком ХАМ. Затем повторение мантры ХАМСА продолжается непрерывно. [62]
Однако этот стих 155b не встречается в Виджняна Бхайраве, впервые опубликованном в 1918 году в Кашмирской серии текстов и исследований. [63] но цитируется из комментария ученика Абхинавагупты Кшемараджа. [64] в его «Шива-сутре Вимаршини» (комментарии к Шива-сутрам) [63] в более поздних изданиях Виджняна Бхайравы . [65]
Йога
[ редактировать ]При использовании для медитации «Сохум» действует как естественная мантра , позволяющая контролировать характер дыхания, помогая достичь глубокого дыхания и сконцентрироваться.
- Ооооо... это звук вдоха, который запоминается в уме вместе с этим вдохом.
- «Хмммм…» — это звук выдоха, который запоминается в уме вместе с этим выдохом.
Сохам также считается мантрой в тантризме и крийя-йоге , известной также как Аджапа-мантра , Аджапа-Гаятри , Хамса -Гаятри , Хамса-мантра , Прана-мантра , Шри Парапрасада-мантра , Параматма-мантра , и как таковая используется, в частности, сама по себе, в медитации. практиковать аджапа-джапу [66] и в практике крийи шабда санчалана. [67]
См. также
[ редактировать ]- Ахам Брахмасми
- Будь, и это
- Я есть то, что я есть
- Дуализм (индийская философия)
- Недвойственность
- Монизм
- Таттвам Аси
Ссылки
[ редактировать ]- ^ В англоязычной литературе также печатается как Со'хам , Со Хам , Со-ахам , Сохум , Со Хум , Сахам , Са'хам , Сау-ха , Сах-карена/Сахкара = звук Са.
- ^ Jump up to: а б с д Olivelle 1992 , стр. 80–81, 210 со сносками.
- ^ Jump up to: а б Мариасусай Дхавамони (1999), Индуистская духовность, GB Press, ISBN 978-8876528187 , стр. 129.
- ^ Альпер, Харви П. (1991). Понимание мантр . Мотилал Банарсидасс. п. 104. ИСБН 978-81-208-0746-4 .
- ^ Monier Monier Словарь Уильямса, Sa sv «6.»: «часто для акцента связано с другим местоимением, например, с ахам , твам , эша , аям и т. д. (например , со'хам , сатвам , 'Я (или ты), что очень человек»
- ^ Упанишады, Часть 1 1879 г., с. 313. Мюллер приводит сноску: «Асау пурушах, вероятно, следует опустить», принимая эти слова как пояснительную трактовку, случайно включенную в текст.
- ^ Jump up to: а б Оливель 1992 , стр. 80–81.
- ^ Оливель 1992 , стр. 210, 216.
- ^ Оливель 1992 , стр. 227, 229.
- ^ Jump up to: а б Оливель 1992 , стр. 156.
- ^ Оливель 1992 , стр. 160–161, 165–166.
- ^ Пармешварананд Свами (2000). Энциклопедический словарь Упанишад . Саруп и сыновья. п. 140. ИСБН 978-81-7625-148-8 .
Джива выходит с буквой Ха и снова входит с буквой Са.
- ^ Jump up to: а б Вудрофф, Джон Джордж (1974). Змеиная сила - Секреты тантрической и шактической йоги (7-е изд.). Публикации Courier Dover. п. 76. ИСБН 978-0-486-23058-0 .
- ^ Сингх, Нагендра Кр (1997). Энциклопедия индуизма . Публикации Anmol PVT. ООО. п. 213. ИСБН 978-81-7488-168-7 .
- ^ «Йога Сикха Упанишад» . Проверено 17 мая 2009 г.
6.53 Прана выходит со звуком «хам» и входит со словом «са», и все существа естественным образом повторяют мантру «Хамса, Хамса» (при выдохе и вдохе).
- ^ Ренфрю Брукс, Дуглас (2000). Революция медитации: история и теология линии Сиддха-йоги . Мотилал Банарсидасс. п. 510. ИСБН 978-81-208-1648-0 .
- ^ Пармешварананд Свами (2000). Энциклопедический словарь Упанишад . Саруп и сыновья. п. 231. ИСБН 978-81-7625-148-8 .
Говорят, что мы выдыхаем с Ха, а вдыхаем с Са.
- ^ «Гандхарва Тантра (аннотация)» . Проверено 17 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Вудрофф, Джон Джордж (2007). Шакти и Шакта . Нувидение Публикации, ООО. п. 343. ИСБН 978-1-59547-920-4 .
- ^ Авалон, Артур (2008). Гимн Кали . БиблиоБазар, ООО. п. 27. ISBN 978-1-4346-9196-5 .
- ^ «Куларнава Тантра» . Проверено 17 мая 2009 г.
Хам-Сах — это путь дыхания живых существ. Эта мантра существует в форме выдоха и вдоха.
- ^ «Куларнава Тантра» . Проверено 17 мая 2009 г.
- ^ Чаудхри, ЛР (2007). Тайны Янтры, Мантры и Тантры . Стерлинг Паблишерс Пвт. ООО с. 93 . ISBN 978-1-84557-022-4 .
«Ха» — выдох, «са» — вдох.
- ^ Олсон, Карл (2007). Индуистские первоисточники: сектантский читатель . Издательство Университета Рутгерса. п. 506. ИСБН 978-0-8135-4070-2 .
- ^ Авалон, Артур (2004). Маханирвана Тантра Великого Освобождения . Издательство Кессинджер. п. 82. ИСБН 978-1-4191-3207-0 .
Аджапа Гаятри, которая представляет собой изгнание дыхания Ханкарой и его вдохновение Шакарой.
- ^ Даял, П. (1991). Раджа Рао: Исследование его романов . Атлантические издатели и дистрибьюторы. п. 53. ИСБН 81-7156-160-8 .
Маханирвана-тантра недвусмысленно определяет тождество между дживой и Брахманом (...) Идея «Со'хам» (Я есть Она/Он или я един с Высшим) явно подчеркивается в этом тантрическом тексте.
- ↑ Маханирвана-тантра считается юридической выдумкой в: Дункан, Джон (1978). Очерки классического и современного индуистского права . БРИЛЛ. п. 197 и далее. ISBN 978-90-04-04808-9 .
- ^ «Бхаджа Гаурисам» . Проверено 17 мая 2009 г.
- ^ «Говреса Аштакам» . Проверено 17 мая 2009 г.
- ^ «Шакти Махимна Стотрам» . Проверено 17 мая 2009 г.
- ^ «Трипурасундари Виджая Стхава» . Проверено 17 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Шринивасан, Северная Каролина (2007). Безопасные и простые шаги к плодотворной медитации . Пустак Махал. стр. 48–49. ISBN 978-81-223-0891-4 .
- ^ «Вакья Вритти Ади Шанкары» . Проверено 17 мая 2009 г.
- ^ Фейерштейн, Георг (2002). Традиция йоги: ее история, литература, философия и практика . Мотилал Банарсидасс. п. 537. ИСБН 978-81-208-1923-8 .
[Психика] выходит из [тела] со звуком ха и возвращается обратно со звуком са.
- ^ Сиддха Гуру Горакхнатх. Брахмамитра Авасти (ред.). Йога Биджа . Дели, Индия: Институт йоги Свами Кешвананды. п. 112.
- ^ Олсон, Карл (2007). Индуистские первоисточники: сектантский читатель . Издательство Университета Рутгерса. п. 439. ИСБН 978-0-8135-4070-2 .
- ^ Кинле, Катарина (1997). Песни о йоге: тексты и учения махаштрианских натхов . Франц Штайнер Верлаг. стр. 155–56. ISBN 978-3-515-06922-9 .
- ^ Кинле, Кэтрин (1997). Песни о йоге: тексты и учения махараштрианских натхов Издательство Франца Штайнера. п. 185. ИСБН 978-3-515-06922-9 .
- ^ Кинле, Кэтрин (1997). Песни о йоге: тексты и учения махаштрианских натхов Издательство Франца Штайнера. п. 301. ИСБН 978-3-515-06922-9 .
- ^ Наир, Шринат (2007). Восстановление дыхания: сознание и работоспособность . Родопи. п. 100 и далее. ISBN 978-90-420-2306-2 .
- ^ Веннеманн, Майкл (2008). Не бойся, Петр Романус - Часть 2 . М. Веннеманн. стр. 522–23. ISBN 978-3-00-025348-5 .
- ^ «Шива Свародая (51)» . Проверено 17 мая 2009 г.
В 51-м стихе писания Шива Свародайи говорится: «Говорят, что процесс выдоха содержит букву хам, а вдох содержит букву са».
- ^ Мэллинсон, Джеймс (2004). Гхеранда самхита: оригинальный санскрит и английский перевод . YogaVidya.com. п. 127. ИСБН 978-0-9716466-3-6 .
- ^ Ма Йога Шакти (1995). Гхеранда самхита. Наука йоги . Студия Tesi Editions. п. 181. ИСБН 978-88-272-1099-4 .
- ^ Йог Пранавананда (2000). Тони Родригес (ред.). Чистая йога . Мотилал Банарсидасс. п. 113 и далее. ISBN 978-81-208-1508-7 .
Со звуком «Сах» происходит вдох; со звуком «Хам» выходит дыхание
- ^ «Гхеранда Самхита 5:84» . Проверено 17 мая 2009 г.
В «Гхеранда-самхите» 5:84 указывается: «Дыхание каждого человека при входе издает звук «са», а при выходе (бахирьяти) — звук «хам». "
- ^ Сингх, Панчанан (2004). Силовая йога: перевод Хатха-йоги-прадипики, Гхеранда-самхиты и Шива-самхиты . Мотилал Банарсидасс. п. 275. ИСБН 978-81-208-2055-5 .
- ^ Сатьянанда Сарасвати (1989). Йога и Крия: Систематический курс древних тантрических техник (2-е изд.). Мангер, Бихар, Индия: Бихарская школа йоги. п. 497 и далее. ISBN 978-81-85787-08-4 .
- ^ Девананд, ГК (2008). Преподавание йоги . Издательство Гималайского института. п. 116. ИСБН 978-81-313-0172-2 .
Сохам — это универсальная вибрация мантры, где «Суу…» вспоминается на вдохе, а «Хуммм»… вспоминается на выдохе.
- ^ Мамфорд, Джон (1999). Смерть: начало или конец? : методы бессмертия . Ллевеллин по всему миру. п. 97 и далее. ISBN 978-1-56718-476-1 .
- ^ Маргарет Статли; Аноним (1977). Словарь индуизма . Лондон: Рутледж. п. 372 . ISBN 978-0-429-62754-5 . ОЛ 35543927М . Викиданные Q110087969 .
Хамса символизирует знание и жизненную силу или космическое дыхание (прану), причем «хам» — это выдох, а «са» — вдох, который считается возвращением индивидуальной жизненной силы к Брахману, ее космическому источнику.
{{cite book}}
:|author2=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Тигунаит, Пандит Раджмани (2000). Сила Мантры и Тайна Посвящения . Издательство Гималайского института. п. 68 и далее. ISBN 978-0-89389-176-3 .
(..) вы услышите звук «ооо» на вдохе и «хаммммм» на выдохе.
- ^ Вудрофф, Джон (1910). Шакти и Шакта . Забытые книги. п. 318. ИСБН 978-1-60620-145-9 .
- ^ Ксавье, Дж. Фрэнсис (2004). Йога для здоровья и личности . Пустак Махал. стр. 98–99. ISBN 978-81-223-0892-1 .
- ^ «Письмо Свами Муктананды Франклину Джонсу, 23 апреля 1968 года» . Проверено 17 мая 2009 г.
Гармонизируйте повторение мантры с дыханием следующим образом: с «Со» вдыхайте и с «хам» выводите. (...) Когда ум фиксируется на «Со» при вдохе и на «хам» при выдохе, это мантра-джапа. (...) Ваша красота, ваша энергия, ваш долг, ваша религия, ваш Гуру и наставник; ваше обучение, поклонение и молитва — все это заключается в том, чтобы посвятить себя памятованию и повторению «Со’хам», «Со’хам». Это мое наставление, это моя заповедь. Этому следует следовать, практиковать и с благоговением размышлять над этим.
- ^ Свами Муктананда (1992). Я есть то: Наука Хамсы от Виджняна Бхайравы . Фонд СИДА. п. 27 и далее. ISBN 978-0-914602-27-9 .
Сидите спокойно и наблюдайте за выдохом и вдохом. . . Бхайрава говорит, что при вдохе издается звук хам, а при выдохе — звук са. Это известно как аджапа-джапа, неповторяющееся повторение мантры. Тот, кто просто наблюдает за дыханием, осознавая, что оно входит и выходит со звуками хам и са, совершает аджапа-джапу, и это и есть истинный способ практики мантры.
- ^ Ренфрю Брукс, Дуглас (2000). Революция медитации: история и теология линии Сиддха-йоги . Мотилал Банарсидасс. п. 509 и далее. ISBN 978-81-208-1648-0 .
- ^ Свами Шанкарананда (2003). Счастлив без уважительной причины: научитесь медитировать, станьте сильнее, спокойнее и счастливее . Мотилал Банарсидасс. стр. 114–15. ISBN 978-81-208-2006-7 .
- ^ Кедар, Ачарья (2003). Сутры о пятичастном акте божественного сознания . iUniverse. п. 150. ИСБН 978-0-595-29389-6 .
- ^ Кедар, Ачарья (2003). Вибрация Божественного Сознания: Духовная автобиография Ачарьи Кедара . iUniverse. п. 230. ИСБН 978-0-595-27410-9 .
- ^ Сопоры, СК (2004). Взгляд на Кашмир . Издательство АПХ. п. 103 и далее. ISBN 978-81-7648-547-0 .
- ^ «Виджняна Бхайрава» . Архивировано из оригинала 21 августа 2006 г. Проверено 17 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Онлайн-библиотека Муктабодхи, Кашмирская серия текстов и исследований» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2009 года . Проверено 17 мая 2009 г.
- ^ Альпер, Харви П. (1991). Понимание мантр . Мотилал Банарсидасс. п. 282. ИСБН 978-81-208-0746-4 .
- ^ Сингх, Джайдева (1991). Йога восторга, удивления и изумления: перевод Виджняна-бхайравы . СУНИ Пресс. п. 143 и далее. ISBN 978-0-7914-1073-8 . перепечатано и опубликовано как: Сингх, Джайдева (2002). Виджнянабхайрава или Божественное Сознание: Сокровищница 112 видов йоги . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 173.ISBN 978-81-208-0820-1 .
- ^ Сатьянанда Сарасвати (1989). Йога и Крия: Систематический курс древних тантрических техник (2-е изд.). Мангер, Бихар, Индия: Бихарская школа йоги. п. 497 и далее. ISBN 978-81-85787-08-4 .
Внимательно прислушайтесь к своему дыханию; вы услышите звук Со на вдохе и звук Хам на выдохе.
- ^ Сатьянанда Сарасвати (1989). Йога и Крия: Систематический курс древних тантрических техник (2-е изд.). Мангер, Бихар, Индия: Бихарская школа йоги. п. 668 и далее. ISBN 978-81-85787-08-4 .
Библиография
[ редактировать ]- Оливель, Патрик (1992). Самньяса Упанишады . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195070453 .