Саччидананда
Часть серии о |
индуизм |
---|
Саччидананда ( санскрит : Саччидананда ; также Сат-чит-ананда [1] ) — эпитет и описание субъективного опыта высшей неизменной реальности, называемой Брахманом , [2] [3] [примечание 1] в некоторых отраслях индуистской философии , особенно в Веданте . Он представляет собой «существование, сознание и блаженство». [5] [7] или «истина, сознание, блаженство». [8]
Этимология
[ редактировать ]Саччидананда ( सच्चिदानन्द ; пре- сандхи форма сат-чит-ананда) — это составное санскритское слово, состоящее из слов «сат», «чит» и «ананда», причем все три слова считаются неотделимыми от природы высшей реальности, называемой Брахманом в индуизме. [9] Различные формы написания обусловлены эвфоническими (сандхи) правилами санскрита, полезными в разных контекстах. [9]
- сб ( सत ): [10] На санскрите сат означает «бытие, существование», «реальный, актуальный», «истинный, хороший, правильный» или «то, что действительно есть, существование, сущность, истинное бытие, действительно существующее, хорошее, истинное». [10] [примечание 2]
- цитирую चित्: [12] означает «сознание» или «дух». [13] [14] [15]
- ананда ( радость ): [16] означает «счастье, радость, блаженство», «чистое счастье, один из трех атрибутов Атмана или Брахмана в философии Веданты». [16] Локтефельд и другие ученые переводят ананду как «блаженство». [13] [14]
Поэтому Сатчитананду переводится как «блаженство сознания истины». [8] [17] [18] «блаженство сознания реальности», [19] [20] или «Блаженство Сознания Существования». [7]
Обсуждение
[ редактировать ]Этот термин контекстуально связан с «высшей реальностью» в различных школах индуистских традиций. [9] В теистических традициях Сатчитананда — это то же самое, что Бог, такой как Вишну . [21] Шива [22] или Богиня в традициях Шакти . [23] В монистических традициях сатчитананда считается непосредственно неотделимой от ниргуна (безатрибутного) Брахмана или «универсальной основы всех существ», в которой Брахман тождественен Атману, истинному индивидуальному «я». [24] [3] Дживе Ахам дано указание отождествить себя с Атманом , который является Брахманом в существе, поэтому цель человеческого рождения состоит в том, чтобы осознать «Я есть Брахман» ( Брахмасми ) через Праджню , что приводит к состоянию «высшего сознания», о котором говорится. как сат-чит-ананда , а затем и мокша , однако до тех пор, пока существо отождествляет себя с Майей , которая конечна, материальна и осязаема, оно будет продолжать собирать карму и оставаться в сансаре . [25] Сатчитананда или Брахман считается источником всей реальности, источником всех сознательных мыслей и источником всего совершенства-блаженства. [9] Это высшая, совершенная цель духовного поиска в индуизме. [9] [3] [26]
Текстовые ссылки
[ редактировать ]Брихадараньяка -упанишада ( ок. 800–600 гг. до н.э. ) является одним из самых ранних индуистских текстов, в которых связываются, а затем обсуждаются Атман (Я), Брахман (высшая реальность), осознание, радость и блаженство, как, например, в разделах 2.4, 3.9 и 4.3. [27] [28] [29] знанию , осознанию » , В разделах 3.14–3.18 Чандогья-упанишады (ок. 800–600 гг. До н. э.) обсуждаются Атман и Брахман, поскольку они тождественны «тому, что сияет и светится как внутри, так и снаружи», «дорогому», «чистому «сокровенное существо», «высший свет», «светоносный». [30] [31] В других текстах I тысячелетия до нашей эры, таких как Тайттирия-упанишада в разделе 2.1, а также второстепенных Упанишадах, обсуждаются Атман и Брахман в терминологии, связанной с саччиданандой. [32]
Первое упоминание составного слова сатчитананда находится в стихе 3.11 Техобинду Упанишады: [33] составлено до IV века нашей эры. [34] [35] Контекст сатчитананды объясняется в Упанишадах следующим образом: [36]
Реализация Атмана.
(...) Я имею природу сознания.
Я создан из сознания и блаженства.
Я недвойственен, чист по форме, абсолютному знанию, абсолютной любви.
Я неизменен, лишен желаний и гнева, я отстранен.
Я — Единая Сущность, безграничность, предельное сознание.
Я — безграничное Блаженство, существование и трансцендентное Блаженство.
Я — Атман, который наслаждается собой.
Я — Сакчитананда, вечная, просветленная и чистая.
Философия Веданты
[ редактировать ]Философия Веданты понимает саччидананду как синоним трех фундаментальных качеств Брахмана. В Адвайта Веданте , утверждает Вернер, это возвышенное блаженное переживание безграничного, чистого сознания и представляет собой единство духовной сущности высшей реальности. [7]
Сатчитананда — это эпитет Брахмана , который в индуизме считается неописуемой, единой, окончательной и неизменной реальностью. [2] [38] [39]
Философия вайшнавов
[ редактировать ]Тулсидас идентифицирует Раму как Сатчитананду . [40]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Определение и значение Сат-чит-ананды» . Словарь английского языка Коллинза . Проверено 16 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Девадутта Кали (2005), Девимахатмьям: Во славу богини, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120829534 , стр. 365, Цитата: «Саччидананда, существо-сознание-блаженство, тройной эпитет, пытающийся описать единый, неописуемый Брахман».
- ^ Jump up to: а б с Джонс и Райан 2006 , с. 388.
- ^ Пулигандла 1997 , с. 222.
- ^ Jump up to: а б Раджу 2013 , с. 228.
- ^ Поттер 2008 , с. 6-7.
- ^ Jump up to: а б с Вернер 2004 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Гураджада Сурьянараяна Мурти (2002), Парататтваганнититадаршанам, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120818217 , стр. 303.
- ^ Jump up to: а б с д и Джеймс Лохтефельд (2002), «Сатчидананда» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, том. 2: Новая Зеландия, Rosen Publishing, ISBN 0-8239-2287-1 , стр. 578
- ^ Jump up to: а б Сэр Монье Монье-Уильямс, суббота , Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически составленный с особым упором на родственные индоевропейские языки, Oxford University Press (перепечатано: Motilal Banarsidass), ISBN 978-8120831056 , стр. 1134.
- ^ Сугиртхараджа 2004 , с. 115.
- ^ Сэр Монье Монье-Уильямс, Cit , Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически составленный с особым упором на родственные индоевропейские языки, Oxford University Press (перепечатано: Motilal Banarsidass), ISBN 978-8120831056 , стр. 395.
- ^ Jump up to: а б Джеймс Лохтефельд (2002), «Ананда» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, том. 1: AM, Rosen Publishing, ISBN 0-8239-2287-1 , стр. 35
- ^ Jump up to: а б Констанс Джонс; Джеймс Д. Райан (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. п. 28. ISBN 978-0-8160-7564-5 .
- ^ ван Буйтенен, JAB (1979). « Ананда, или Все желания исполнены» . История религий . 19 (1): 28. ISSN 0018-2710 . JSTOR 1062420 .
- ^ Jump up to: а б Сэр Монье Монье-Уильямс, Ананда , Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически составленный с особым упором на родственные индоевропейские языки, Oxford University Press (перепечатано: Motilal Banarsidass), ISBN 978-8120831056 , стр. 139.
- ^ Васант Мерчант (2000), Савитри: легенда и символ - современный эпос Шри Ауробиндо, Международный журнал гуманитарных наук и мира, том. 16, нет. 1, стр. 29-34
- ^ Джин Холм и Джон Боукер (1998), Индуизм, в «Изображении Бога» , Bloomsbury Academic, ISBN 978-1855671010 , стр. 71.
- ^ Джулиан Вудс (2001), Судьба и человеческая инициатива в Махабхарате, Государственный университет Нью-Йорка, ISBN 978-0791449820 , стр. 201.
- ^ Адриан Гастингс и др. (2000), Оксфордский справочник христианской мысли, Oxford University Press, ISBN 978-0198600244 , стр. 324
- ^ Клаус Клостермайр (2007), Обзор индуизма, 3-е издание, State University of New York Press, ISBN 978-0791470817 , стр. 246.
- ^ Хилко Виардо Шомерус и Хамфри Палмер (2000), Шайва Сиддханта, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120815698 , стр. 44.
- ^ Шерма, Рита (1998), Лэнс Э. Нельсон (редактор), Очищение земного тела Бога: религия и экология в индуистской Индии , State University of New York Press, стр. 116, ISBN 978-0791439241
- ^ Холдредж, Барбара (2004). Миттал, С; Терсби, Дж. (ред.). Индуистский мир . Рутледж. стр. 241–242. ISBN 0415215277 .
Философская система Шанкары основана на монистической онтологии, в которой только Брахман, универсальная целостность существования, объявляется реальным. В своей сущностной природе как ниргуна (без атрибутов) Брахман представляет собой чистое существо (Сат), сознание (Чит) и блаженство (Ананда) и совершенно не имеет формы, не имеет различий, неизменен и безграничен. Как сагуна (с атрибутами) брахман принимает форму Ишвары, господина, [...] Мокша достигается только посредством знания (джняна, видья), поскольку, когда зарождается знание, индивидуальное «я» пробуждается к своей истинной природе как Атман, универсальное Я, тождественное Брахману.
- ^ Синха, Лалита (7 марта 2019 г.). «Путь воина: борьба с проблемами Интерлока мечом мудрости» . Малайская литература . 22 (2). Открытый университет Вавасан : 198–230. дои : 10.37052/ml.24(2)no3 . ISSN 2682-8030 . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Кристофер Ки Чаппл (2010), Бхагавад-Гита: издание к двадцатипятилетию, State University of New York Press, ISBN 978-1438428420 , страница xviii
- ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120814684 , страницы 433-437, 464-475, 484-493.
- ^ Анантананд Рамбачан (2006), Мировоззрение Адвайты: Бог, мир и человечество, State University of New York Press, ISBN 978-0791468517 , страницы 40–43.
- ^ Мариасусай Дхавамони (2002), Индо-христианский диалог: богословские взгляды и перспективы, Родос, ISBN 978-9042015104 , страницы 68-70.
- ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120814684 , страницы 110-117.
- ^ Клаус Витц (1998), Высшая мудрость Упанишад: Введение, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120815735 , страницы 227-228.
- ^ Дхавамони, Мэри Сусай (2002). Индо-христианский диалог: богословские аспекты и перспективы . Родопи. стр. 100-1 68–70. ISBN 9789042015104 .
- ^ Хаттангади, Сандер (2015). «Техобинду Упанишад» (PDF) (на санскрите). п. 8 . Получено 12 января. ; Цитата: Я вечно чистое, неисчерпаемое Существо сознания и блаженства. Я — вечно просветленный, чистый и трансцендентный блаженство .
- ^ Мирча Элиаде (1970), Йога: бессмертие и свобода, Princeton University Press, ISBN 0-691017646 , страницы 128-129.
- ^ Флуд, Гэвин Д. (1996), Введение в индуизм , издательство Кембриджского университета, стр. 96 , ISBN 978-0521438780
- ^ Jump up to: а б Айянгар, Т. Р. Шриниваса (1938). Йога-упанишады . Адьярская библиотека. стр. 42–43.
- ^ Хаттангади, Сандер (2015). «Техобинду Упанишад» (PDF) (на санскрите). стр. 7–8 . Проверено 12 января 2016 г.
- ^ Лохтефельд, Джеймс Г. (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. стр. 593 , 578, 604. ISBN. 9780823931798 .
- ^ Элиот Дойч (1980), Адвайта Веданта: философская реконструкция, Гавайский университет Press, ISBN 978-0824802714 , Глава 1
- ^ Макфи 2004 , с. 26.
Библиография
[ редактировать ]- Макфи, Дж. М. (2004), Рамаян Тулсидаса или Библия Северной Индии , Kessinger Publishing
- Поттер, Карл Х. (2008), Энциклопедия индийской философии: Адвайта Веданта вплоть до Шанкары и его учеников , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited
- Пулигандла, Рамакришна (1997), Основы индийской философии , Нью-Дели: DK Printworld (P) Ltd.
- Раджу, П.Т. (2013), Философские традиции Индии , Routledge, стр. 228, ISBN 9781135029425 , получено 8 июня 2015 г.
- Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2006), Энциклопедия индуизма , Infobase Publishing, стр. 388, ISBN 9780816075645
- Сугиртараджа, Шарада (2004), «Представляя индуизм: постколониальная перспектива» , Routledge, стр. 115, ISBN 9781134517206
- Вернер, Карел (2004), Популярный словарь индуизма , Routledge, ISBN 9781135797539