Сатья

Сатья ( санскрит : सत्य ; IAST : Сатья ) — санскритское слово, переводимое как истина или сущность. [3] это также относится к добродетели В индийских религиях , подразумевающей правдивость в своих мыслях, речи и действиях. [4] В йоге сатья — одна из пяти ям , добродетельное воздержание от лжи и искажения реальности в своих выражениях и действиях. [5]
Этимология и значение
[ редактировать ]В Ведах и более поздних сутрах значение слова сатья развивается в этическую концепцию правдивости и важной добродетели. [4] [6] Это означает быть правдивым и соответствовать реальности в своих мыслях, словах и действиях . [4]
Сатья имеет родственные слова в ряде разнообразных индоевропейских языков , включая слова «sooth» и «sin» на английском языке , « istina » (« истина ») на русском , « sand » (правдивый) на датском , « sann » на датском. Шведский и « хайтья » на авестийском , литургическом языке зороастризма , . [7]
Суббота
[ редактировать ]Сат ( санскрит : सत् ) является корнем многих санскритских слов и понятий, таких как саттва («чистый, правдивый») и сатья («истина»). Санскритский имеет несколько значений или корень сат переводов: [8] [9]
- «Абсолютная реальность»
- « Факт »
- « Брахман » (не путать с брахманом )
- «то, что неизменно»
- «то, что не имеет искажений»
- «то, что находится за пределами различий времени, пространства и личности»
- «то, что пронизывает вселенную во всем ее постоянстве»
Сат — распространенный префикс в древнеиндийской литературе, который по-разному подразумевает то, что является хорошим, истинным, подлинным, добродетельным, существующим, происходящим, реальным, существующим, устойчивым, продолжительным или существенным; например, сат-шастра означает истинное учение, сат-ван означает тот, кто предан истине. [10] : 329–331 [8] В древних текстах слова-слияния, основанные на Сат, относятся к «Вселенскому Духу, Вселенскому Принципу, Существу, Душе Мира, Брахману ». [11] [12]
Отрицание сат — это асат , то есть заблуждение, искаженное, ложное, мимолетное впечатление, неверное, недействительное и ложное. [10] : 34 [8] Концепции сат и асат хорошо выражены в Павамана-мантре из « Брихадараньяка-упанишад» (1.3.28):
Асато немного грустно | Веди меня от заблуждения к истине |
Сат — одна из трех характеристик Брахмана , описанных в «Сат-чит-ананде» . [12] Эта связь между сат , «истиной», и Брахманом , высшей реальностью, также выражена в индуистской космологии, где Сатьялока , высшее небо индуистской космологии , является обителью Брахмана .
индуизм
[ редактировать ]Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Ведическая литература
[ редактировать ]Сатья – центральная тема Вед. Оно приравнивается и считается необходимым понятием Рта ( ऋतं , ṛtaṃ ) — то, что правильно соединено, порядок, правило, природа, равновесие, гармония. [1] [13] рита является результатом сатьи , поскольку В Ведах [ двусмысленный ] регулирует и обеспечивает работу Вселенной и всего, что в ней. [14] Сатья считается необходимой, и без нее Вселенная и реальность разваливаются, не могут функционировать. [14]
В Ригведе противостоят рите и сатье анрита и . асатья (ложь) [1] Истина и правдивость считаются формой почтения к божественному, а ложь — формой греха. Сатья включает в себя действия и речи, которые являются фактическими, реальными, правдивыми и почтительными по отношению к Рите в книгах 1, 4, 6, 7, 9 и 10 Ригведы. [2] Однако сатья касается не только прошлого, которое находится в контексте Вед, но также имеет контекст настоящего и будущего. [ нужны разъяснения ] От Николая [ нужны разъяснения ] утверждает, что в Ригведе « Сатья — это модальность действия в мире Сат , как истина, которая должна быть построена, сформирована или установлена». [2]
Упанишады
[ редактировать ]Сатья широко обсуждается в различных Упанишадах, включая Брихадараньяка-упанишад , где сатья называется средством достижения Брахмана , а также Брахманом (Бытием, истинным «я»). [15] [16] В гимне 1.4.14 Брихадараньяка-упанишады Сатья (истина) приравнивается к Дхарме (морали, этике, закону праведности). [17] как
Нет ничего выше Закона праведности ( Дхармы ). Слабый побеждает сильного по Закону праведности. Воистину, этот Закон есть Истина ( Сатья ); Поэтому, когда человек говорит Истину, они говорят: «Он говорит Правду»; и если он говорит Правду, они говорят: «Он говорит Истину!» Ибо оба суть одно.
Тайтирия-упанишады В гимне 11.11 говорится: «Говори Сатью (истину), веди себя в соответствии с Дхармой (моралью, этикой, законом)». [18] [17]
Истина ищется, восхваляется в гимнах Упанишад и считается той, которая в конечном итоге всегда побеждает. утверждает : Например, Мундака-упанишада в книге 3, главе 1, [19]
Только истина торжествует, а не ложь [20]
Перевод 1: Победит только истина , а не ложь. [21]
Перевод 2: В конечном итоге торжествует истина , а не ложь. [22]
Перевод 3: Преобладает правда , а не ложь. [23]- Мундака Упанишада, 3.1.6. [19]
Сандилья-упанишада Атхарванаведы в главе 1 включает десять воздержаний. [24] как добродетели в изложении йоги. Он определяет сатью как «говорение истины, которая способствует благополучию существ посредством действий ума, речи или тела». [25]
Деуссен утверждает, что сатья описывается в основных Упанишадах с двумя уровнями значений: один как эмпирическая истина о реальности, другой как абстрактная истина об универсальном принципе, бытии и неизменности. Обе эти идеи объясняются в ранних Упанишадах, составленных до 500 г. до н.э. , путем разбиения слова сатья или сатьям на два или три слога. В более поздних Упанишадах идеи развиваются и выходят за рамки сатьи как истины (или правдивости) и Брахмана как Существа, Бытия, реального Я, вечного. [26]
Эпосы
[ редактировать ]Шанти Парва из Махабхараты утверждает: «Праведники считают, что прощение, истина, искренность и сострадание являются главными (из всех добродетелей). Истина — это суть Вед». [27]
В «Эпосе» неоднократно подчеркивается, что сатья — это основная добродетель, потому что все и вся зависят от сатьи и полагаются на нее . [28]
Слово истины хорошо, и нет ничего выше истины | Говорить правду – это похвально. Нет ничего выше истины. Все поддерживается истиной, и все покоится на истине. Даже грешные и свирепые, клянутся хранить истину между собой, отбрасывают все основания для ссор и, соединяясь друг с другом, ставят перед собой свои (греховные) задачи в зависимости от истины. Если бы они вели себя несправедливо по отношению друг к другу, они, без сомнения, были бы уничтожены. |
— Махабхарата, глава CCLIX: Шанти Парва. [28] |
Йога-сутры
[ редактировать ]В «Йога-сутрах» Патанджали написано: «Когда человек твёрдо утвердился в высказывании истины, плоды действий становятся ему подвластны». [29] В Йога-сутре сатья — это одна из пяти ям , илидобродетельные ограничения наряду с ахимсой (воздержанием от насилия или причинения вреда любому живому существу); астея (воздержание от воровства); брахмачарья (целибат или воздержание от сексуальной измены партнеру); и апариграха (воздержание от алчности и жажды). Патанджали рассматривает сатью как воздержание от лжи в своих действиях (тело), словах (речь, письмо) или чувствах/мыслях (ум). [5] [30] В учении Патанджали человек не всегда может знать правду или всю правду, но он знает, создает ли он, поддерживает или выражает ложь, преувеличение, искажение, выдумку или обман. [29] В йоге Патанджали Сатья — это добродетель воздержания от такой лжи либо посредством молчания, либо посредством изложения истины без какой-либо формы искажения. [31]
Джайнизм
[ редактировать ]Сатья — один из пяти обетов, предписанных в джайнских агамах . Сатью также проповедовал Махавира . [32] Согласно джайнизму, нельзя лгать и говорить то, что не похвально. [ фрагмент предложения ] [33] : 61 Основной причиной лжи является страсть, и поэтому говорят, что она причиняет химсу (вред). [33] : 66
Согласно джайнскому тексту Сарвартхасиддхи : «то, что причиняет боль и страдания живым, не заслуживает похвалы, независимо от того, относится ли это к реальным фактам или нет». [34]
Согласно джайнскому тексту Пурушартхасиддхьюпайя : [33] : 33
Все эти подразделения (оскорбление, ложь, воровство, распутство и привязанность) являются химсой как потворством этим осквернениям чистой природы души. Ложь и т. д. упоминаются отдельно только для того, чтобы ученик мог понять это посредством иллюстраций.
- Пурушартхасиддхьюпайя (42)
буддизм
[ редактировать ]Термин сатья (пали: сакка ) переводится на английский как «реальность» или «истина». В терминах Четырех Благородных Истин ( ариясакча ) на пали можно записать как сакча , татха , ананнататха и дхамма .
«Четыре благородные истины» ( ария-сакка ) представляют собой кратчайший синтез всего учения буддизма. [ нужна ссылка ] разнообразные доктрины тройственного палийского канона , поскольку в него включены все без исключения . Это истина о страдании (мирском умственном и физическом явлении), о происхождении страдания ( танха , жажда), об исчезновении страдания ( Ниббана или нирвана ) и о Благородном Восьмеричном Пути , ведущем к прекращению страдания ( восемь сверхмирских факторов ума). [35]
сикхизм
[ редактировать ]Сикхские верования |
---|
|
![]() | этом разделе В слишком много цитат . ( ноябрь 2016 г. ) |
- Почему ты так счастлив, если знак зодиака не соответствует действительности?
- Те, у кого нет Достояний Истины, как они смогут обрести покой?
- Ложное дело, ману тану хой.
- Совершая свои лживые дела, их умы и тела становятся ложными.
- Фахи Фате Мирг Джиу Духу Гано Нит Рой
- Подобно оленям, попавшим в капкан, они страдают в ужасных муках; они постоянно кричат от боли.
- Хотэ потаи на павахи тин хари гур дарсу на хой ॥
- Фальшивые монеты не поступают в казну; они не обретают Благословенного Видения Господа-Гуру.
- Хоте джати на пати хай Хоти на sejhsi кои. Хоте касти на пати хай Хоти на сэйжси кои ॥
- Ложные не имеют социального статуса и чести. Никто не добивается успеха посредством лжи.
- Хоте Хоту Камавана Айе Гая Пати Хой 3.
- Практикуя ложь снова и снова, люди приходят и уходят в реинкарнации и теряют свою честь.
- Нанак Ману объяснил Гур Кай Сабди Салах.
- О Нанак, наставь свой ум через Слово Шабада Гуру и восхваляй Господа.
- Рам наам ранги ратья бхару на бхарму тинах.
- Те, кто проникнуты любовью к Имени Господню, не обременены сомнениями.
- Хари Джапи Лаха Следующий Нирбхау Хари Ман Маха.
- Те, кто повторяет Имя Господа, получают огромную прибыль; Бесстрашный Господь пребывает в их умах.
— Гуру Грантх Сахиб, 4.23.
Гурмукхи не любят лжи; они пропитаны Истиной; они любят только Истину. Шактам, неверным циникам, не нравится Истина; ложные являются основой ложного. Проникнувшись Истиной, вы встретите Гуру. Истинные поглощены Истинным Господом.
- Гурубани, Гимн 3, [36]
Девиз индийской эмблемы
[ редактировать ]
Девиз герба Республики Индия — Сатьямева Джаяте , что буквально переводится как «Только истина торжествует».
См. также
[ редактировать ]- Дхарма - ключевое понятие в индийской философии и восточных религиях, имеющее множество значений.
- Рта - Ведический принцип универсального природного порядка.
- Сакка - буддийский термин, означающий «настоящий» или «истинный».
- Сатнам – «Сатнам» было концепцией Гуру Нанака джи.
- Сатьялока – обитель индуистского бога Брахмы.
- Сатья Юга - первая из четырех юг (эпох) в индуистской космологии.
- Трансценденталы – Истина, красота и добро.
- Истина – соответствие факту или реальности.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хиндери, Родерик (1996). Сравнительная этика в индуистской и буддийской традициях . Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 51–55. ISBN 978-81-208-0866-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с де Николас, Антонио Т. (2003). Медитации через Риг Веду . iUniverse. стр. 162–164. ISBN 978-0595269259 .
- ^
- Макдонелл, Артур А. (1892). Санскритско-английский словарь . Азиатские образовательные услуги. стр. 330–331 . ISBN 9788120617797 .
- Клостермайер, Клаус К. (2003). «Индуизм, история науки и религии» . Ван Хейсстин, Дж. Вентцель Вреде; Хауэлл, Нэнси Р.; Грегерсен, Нильс Хенрик; Уайлдман, Уэсли Дж.; Барбур, Ян; Валентин, Райан (ред.). Энциклопедия науки и религии . Томсон Гейл. п. 405 . ISBN 0028657047 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тивари, Кедар Натх (1998). «Достоинства и обязанности в индийской этике». Классическая индийская этическая мысль . Мотилал Банарсидасс. п. 87 . ISBN 978-8120816077 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гарг, Ганга Рам, изд. (1992). Энциклопедия индуистского мира . Том. 3. Издательская компания «Концепт». п. 733. ИСБН 8170223733 .
- ^ Дханд, А. (2002). «Дхарма этики, этика дхармы: вопросы идеалов индуизма». Журнал религиозной этики . 30 (3): 347–372. дои : 10.1111/1467-9795.00113 .
- ^
- Кафедра классики и древней истории Оклендского университета, изд. (1979). «Пруденциа, тома 11–13». Оклендский университет Биндери: 96 .
Таким образом, семантическую связь можно сравнить с санскритским термином, обозначающим «моральный закон», дхарму (родственную латинскому Firmus) и «истину» satya (родственную английскому слову «правда» и греческому, имеющему хорошо известное значение в мысли Платона...
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) [ нужна проверка ] - Кан, Чарльз Х. (2009). Очерки о бытии . Издательство Оксфордского университета. п. 23 . ISBN 978-0191560064 .
Производное от этого причастия до сих пор служит обычным словом для слов «истина» и «истина» в таких далеких друг от друга языках, как датский песок и сандхед) и хинди (sac, satya). В английском языке есть родственная форма этого древнего индоевропейского причастия «быть» в словах «правда», «предсказатель».
- Рассел, Джеймс Р. (2009). «Иней Голубиной книги». В Эллисон, Кристина; Йойстен-Прушке, Анке; Вендтланд, Антье (ред.). От Даэны до Дина . Отто Харрасовиц Верлаг. п. 186 ф105. ISBN 978-3447059176 .
Средний. haiθya-, от глагола «быть» — истина в смысле «то, каковы вещи на самом деле» — соответствует его родственным словам, санскр. сатья- , рус. истина .
- Кафедра классики и древней истории Оклендского университета, изд. (1979). «Пруденциа, тома 11–13». Оклендский университет Биндери: 96 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Монье-Вильямс, Монье (1872). Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически составленный с особым упором на родственные индоевропейские языки . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 1052–1054 .
- ^ Ишваран, Каригудар (1999). Аскетическая культура: отречение и мирское участие . Лейден: Брилл. стр. 143–144. ISBN 978-90-04-11412-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Макдонелл, Артур Энтони (2004). Практический словарь санскрита с транслитерацией, акцентуацией и этимологическим анализом . Мотилал Банарсидасс Publ. ISBN 978-81-208-2000-5 .
- ^ Чаудхури, Х. (1954). «Концепция Брахмана в индуистской философии». Философия Востока и Запада . 4 (1): 47–66. дои : 10.2307/1396951 . JSTOR 1396951 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ауробиндо, Шри; Басу, Арабинда (2002). «Садхана Плотина». В Грегориосе, Паулос (ред.). Неоплатонизм и индийская философия . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. стр. 153–156. ISBN 978-0-7914-5274-5 .
- ^ Справочник по мировым религиям: межконфессиональное руководство по религии и духовности . Новато, Калифорния: Библиотека Нового Мира. 2000. стр. 52–55. ISBN 978-1-57731-121-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Холдредж, Барбара (2004). «Дхарма». В Миттале, Сушил; Терсби, Джин Р. (ред.). Индуистский мир . Нью-Йорк: Рутледж. п. 215. ИСБН 0-415-21527-7 .
- ^ Брихадараньяка Упанишада . Перевод Мадхавананды Свами (третье изд.). Адвайта Ашрам. 1950. Раздел V.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джонстон, Чарльз (23 октября 2014 г.). Мухья Упанишады: Книги скрытой мудрости . Кшетра. п. 481. ИСБН 978-1495946530 . Для обсуждения Сатьи и Брахмана , стр. 491–505, 561–575.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хорш, Пол (2004). «От мифа о творении к мировому закону: ранняя история Дхармы». Журнал индийской философии . 32 (5–6). Перевод Уитакера, Джаррод: 423–448. дои : 10.1007/s10781-004-8628-3 . S2CID 170190727 .
- ^ «Таиттирия Упанишада» . Санскритские документы .
Сатьям Вад Дхармам чара, сатьям вада дхармам чара
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Иасваран, Э. (2007). Упанишады . Нилгири Пресс. п. 181. ИСБН 978-1586380212 .
- ↑ Мундака Упанишада (санскрит) Wikisource
- ^ Анантамурти, UR; Мехта, Сукету; Анантамурти, Шарат (2008). «Сострадательный космос» . Ежеквартальный журнал Индийского международного центра . 35 (2). Международный центр Индии: 18–23. ISSN 0376-9771 . JSTOR 23006353 . Проверено 7 сентября 2023 г.
- ^ Лал, Бридж (2011). Видение перемен: речи и сочинения А. Д. Пателя, 1929–1969 гг . Издательство Австралийского национального университета. п. XXI. ISBN 978-1921862328 .
- ^ Мюллер, Ф. Макс , изд. (1884). «Мундака Упанишада». Упанишады, часть 2 . Священные книги Востока. Том. XV. Перевод Мюллера Ф. Макса . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 38–40 .
- ↑ Патанджали называет пять ограничений вместо десяти. Полный список десяти воздержаний в Сандилья-упанишаде таков: ахимса , сатья , астея , брахмачарья , дайя , арджава , кшама , дхрити , митахара и шауча.
- ^ Нараянасвами Айяр, К. (1914). Тридцать малых Упанишад . Мадрас: Васанта Пресс. стр. 173–174. ОСЛК 23013613 .
- ^ Дойссен, Поль (1908). Философия Упанишад . Перевод Гедена, AS Эдинбург: T&T Clark. стр. 128–133 .
- ^ Датт, Манмата Нат, изд. (1903). «Мокшадхарма парва». Махабхарата: Шанти парва . ССС.12 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Мокшадхарма Парва». Махабхарата, Ванти Парва, Том II . Калькутта: Пратапа Чандра Рэй, Bharata Press. 1891. с. 344 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Патанджали (сентябрь 2012 г.). «Сутра номер 2.36». Йога-сутры . Перевод Равиканта, Б. Санскритские труды. стр. 140–150. ISBN 978-0988251502 .
- ^ Палхивала, Аадил (28 августа 2007 г.). «Обучение Яме в классе асан» . Журнал йоги .
- ^ Брайант, Эдвин (19 апреля 2011 г.). « Ахимса в традиции йоги Патанджали». В Розене, Стивен (ред.). Пища для души: вегетарианство и традиции йоги . Прегер. стр. 33–48. ISBN 978-0313397035 .
- ^
- Сангаве, Вилас Адинатх (2006) [1990]. Аспекты джайнской религии (5-е изд.). Бхаратия Джнанпитх . п. 67. ИСБН 8126312734 .
- Шах, Умакант Премананд (20 октября 2023 г.), учитель Махавира-джайна , Британская энциклопедия
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джайн, Виджай К. (2012). «Пурушартха Сиддхьюпайя: реализация чистого Я» Ачарьи Амритчандры, с переводом на хинди и английский язык . Принтеры Викальп. ISBN 978-8190363945 .
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Джайн, С.А. (1992) [1960], Реальность (английский перевод Сарвартхасиддхи Шримата Пуджьяпадачарьи) (второе изд.), Jwalamalini Trust, стр. 197,
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «четыре благородные истины» . Оксфордский справочник . Проверено 28 мая 2024 г.
- ^ Шри Гуру Грантх Сахиб, стр. 23. Полный Шабад