Муртипуджака
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Муртипуджака (букв. «Поклоняющийся изображениям»), также известный как Дераваси («храмовник») [1] или Мандир Марги («последователь храмового пути»), [1] — крупнейшая секта шветамбарского джайнизма . [ нужна ссылка ] Муртипуджака-джайны отличаются как от Шветамбара Стханакаваси, так и от Шветамбара Терапантхи- джайнов тем, что они поклоняются изображениям Тиртханкаров . Муртипуджака может также в целом описывать представителей традиций Шветамбара и Дигамбара , которые используют идолов ( мурти ) в своем поклонении ( пуджа ). [2]
Соглашения и разногласия
[ редактировать ]По словам Налини Бальбир, все секты Шветамбара согласны с «авторитетом канонических писаний Шветамбара с небольшими различиями; утверждениями о монашеском происхождении от Судхармана , за исключением Упакеша Гаччи ; [и] белых монашеских одеждах [для] монахов и монахинь». [3] Однако, несмотря на эти общие черты, между каждой из сект существует центральное разделение в отношении использования изображений в богослужении.
Действительно, ранний джайнский реформатор Лонка Шах использовал термин «муртипуджака», чтобы классифицировать джайнов, поклоняющихся образам, от других видов. [3] Лонка обычно представлен в его биографиях как писец, живший в регионе Гуджарат в 15 веке. [4] Его профессия позволила ему получить доступ ко многим джайнским писаниям и рукописям, в которых, как он интерпретировал, отсутствуют упоминания о строительстве храмов или поклонении изображениям, несмотря на то, что и то, и другое было распространено в то время, а также идолы, принадлежавшие ко времени поклонения Господу Махавире. Он утверждал, что эти практики были духовно опасны, обосновывая их нарушением ахимсы , принципа ненанесения вреда, центрального для джайнской религии и философии. [5] По словам Лонки, изменение формы земли для строительства храмов приводит к уничтожению микроскопических организмов, а ритуалы пуджи влекут за собой «тонкие формы вреда» посредством материальных подношений, таких как цветы или благовония. [6]
Длительное влияние Лонки высветило аниконический импульс внутри строгого доктринального понимания джайнского учения. Секты Шветамбара Стханакаваси и Терапантхи принимают этот импульс, соглашаясь с Лонкой, что наиболее подходящей формой религиозной практики является мысленное поклонение ( бхава-пуджа), которое уже совершается нищими , поскольку опора на изображения и храмы указывает на привязанность к объектам. это «духовно контрпродуктивно». [7]
Муртипуджака-джайны отвечают на критику мурти-пуджи двумя способами: во-первых, раскрывая, что она на самом деле преобладает в Священных Писаниях; и, во-вторых, говоря, что изображения необходимы для духовных практик мирян. Монах Атмарам (1837–1896), который первоначально был монахом Шветамбара Стханакаваси, а затем стал лидером нищенствующих монахов Ачарьей Виджаянандасури, прочитав ранние джайнские тексты на пракрите и их санскритские комментарии, обнаружил множество упоминаний о поклонении изображениям. [8] Это заставило его поверить, что позиция немуртипуджака на самом деле «противоречит джайнским писаниям». [8]
Муни Бхадранкавиджая считал поклонение изображениям средством развития нравственности путем восхваления качеств Тиртханкаров и выполнения связанных с ними аскетических практик. Таким образом, учитывая его дисциплинарный характер, «поклонение изображениям разрушит самые разнообразные кармы». [9] Бхадранкаравиджая также утверждал, что, учитывая нынешнюю космическую эпоху, миряне не могут созерцать Тиртханкаров без помощи какой-либо ментальной опоры или образа. Таким образом, ключевым элементом ответа Муртипуджи на споры о поклонении изображениям является рассмотрение изображений как инструмента для развития лучших духовных практик , особенно среди мирян.
Другие различия
[ редактировать ]Помимо использования изображений в поклонении, шветамбара-муртипуджака-джайны отличаются использованием мухпатти . Мухпатти . — это небольшой прямоугольный кусок ткани, закрывающий рот, который традиционно используется для предотвращения причинения вреда мелким организмам путем их вдыхания или выдыхания на них [10] , нищие Муртипуджака По словам Пола Дандаса просто будут держать его на месте, когда это необходимо, в таких ситуациях, как чтение Священных Писаний. [11] [12] Напротив, нищие Шветамбара Стханакаваси и Терапантхи постоянно носят мухпатти , за исключением времени еды. Миряне будут держать подобную ткань перед ртом во время определенных ритуалов, целью которых является «предотвратить загрязнение священных предметов дыханием [мирян]». [13] Однако Кристи Уайли отмечает, что на самом деле это ткань, отличная от мухпатти. [10]
Гаччи
[ редактировать ]Произведено от слова «дерево» или, как предполагает Уайли, от слов «идти» или «путешествовать вместе». [14] - Нищенствующие Шветамбара Муртипуджака делятся на ордены, основанные на их ученической линии передачи, известные гачча как . Появившись между 11 и 16 веками, каждая из гачча заявляла, что представляет собой «более истинную» версию джайнизма, чем другая, и они часто горячо спорили друг с другом в полемических дебатах и сочинениях, в которых доказывалась слабость нищенствующих правил. Несмотря на это, у каждого из гаччх был общий предок, и их соответствующие записи восходят к ученику Тиртханкары Махавиры , Судхарману. [3] Хотя с VII–VIII веков появилось около 84 отдельных гачч, о которых до сих пор говорят, похоже, сохранились только следующие:
- Таба Гачча (1228 г. н.э.)
- Харатара Гачча (просто восходит к 11 веку н.э.)
- Тристутик Гачча ( Раджендра Сури , конец 19 века)
- Анчала Гачча (1179 г. н.э.)
- Пайчанд или Паршвачандра Гачча (датировано?)
Как упоминалось ранее, Упакеша Гачча также считается сектой Шветамбара, которая в конечном итоге вымерла в конце средневековой эпохи. [15] В отличие от перечисленных выше орденов, они заявляют о своем происхождении от 23-го Тиртханкара Паршванатхи . [3] По словам Флюгеля, некоторые ученые Упакеша Гачча, такие как Девагупта Сури, считали «причинение вреда живым существам, причиненное во время строительства храмов и при подготовке пуджи с цветами, фруктами и водой, формой неизбежного или профессионального насилия ( арамбхаджа химса )». [16] В этом смысле они совпадают с другими сектами Муртипуджи и их убеждениями в том, что некоторые формы насилия допустимы или, по крайней мере, перевешиваются ценностью храмов и ритуалов пуджи .
Ежегодные фестивали
[ редактировать ]Ежегодные фестивали Светамбара Муртипуджак согласно гуджаратскому календарю: [17]
- Картак (октябрь-ноябрь)
- Яркий 1: Новый год / Просветление Гаутамы Свами
- Яркий 5: Знание пятое (Джнан Панками)
- Яркий 5: Богатство Пятый (Лабх Панками)
- Яркий 14: Четырехмесячный Четырнадцатый (Картак Каудаш)
- Яркий 15: Картак Полнолуние (Картак Пунам)
- Магсар (ноябрь-декабрь)
- Яркий 11: Тишина одиннадцатая (Маун Агьярас)
- Темная 10: Пош Десятый (Пош Дашами)
- Пош (декабрь-январь)
- Маг (январь-февраль)
- Фаган (февраль-март)
- Яркий 14: Четырехмесячный Четырнадцатый (Фаган Каудаш)
- Тьма 8: Начало Варшитапа
- Кайтра (март-апрель)
- Яркий 7–15: Аямбил Охи
- Яркий 13: Махавир Джаянти
- Вайшах (апрель-май)
- Яркий 3: Бессмертный Третий (Акха Тридж)
- Иет (май-июнь)
- Асах (июнь-июль)
- Яркий 14: Четырехмесячный Четырнадцатый (Асад Каудаш)
- Яркий 15: Начало Комасу
- Шраван (июль-август)
- Темное 13 декабря: Начало Парьюшана
- в Бхадарве (август-сентябрь)
- Яркий 4/5: Самватсари
- Асо (сентябрь-октябрь)
- Яркий 7–15: Аямбил Охи
- Тьма 13: Тринадцатое богатство (Дхан Терас)
- Тёмный 14: Чёрный Четырнадцатый (Кахи Каудас)
- Тьма 15: Дивахи / Поклонение бухгалтерской книге / Освобождение Махавира
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уайли, Кристи (2004). Джайнизм от А до Я. Лэнхэм, Мэриленд: The Scarecrow Press, Inc., с. 138. ИСБН 978-0810868212 .
- ^ Лонг, Джеффри (2009). Джайнизм: Введение . Лондон, Великобритания: IB Tauris & Co. Ltd., с. 200. ИСБН 978-1845116262 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бальбир, Налини (5 сентября 2014 г.). «Шветамбара Мурти-пуджака» . Джайнпедия: Вселенная джайнов онлайн . Архивировано из оригинала 22 мая 2017 года . Проверено 22 мая 2017 г.
- ^ Дандас, Пол (2002). Джайны . Лондон, Великобритания: Routledge. п. 246. ИСБН 978-0415266062 .
- ^ Дандас, Пол (2002). Джайны . Лондон, Великобритания: Routledge. п. 249. ИСБН 978-0415266062 .
- ^ Корт, Джон (2010). Создание Джины: рассказы об иконах и идолах в истории джайнов . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 5 . ISBN 978-0195385021 .
- ^ Лонг, Джеффри (2009). Джайнизм: Введение . Лондон, Великобритания: IB Tauris & Co. Ltd., с. 20. ISBN 978-1845116262 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Корт, Джон (2010). Создание Джины: рассказы об иконах и идолах в истории джайнов . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 6 . ISBN 978-0195385021 .
- ^ Дандас, Пол (2002). Джайны . Лондон, Великобритания: Routledge. п. 206. ИСБН 978-0415266062 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уайли, Кристи (2004). Джайнизм от А до Я. Лэнхэм, Мэриленд: The Scarecrow Press, Inc., с. 150. ИСБН 978-0810868212 .
- ^ Дандас, Пол (2002). Джайны . Лондон, Великобритания: Routledge. п. 252. ИСБН 978-0415266062 .
- ^ Джайнский мир. «Подсекты Шветамбары» . Джайнский мир . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ Дандас, Пол (2002). Джайны . Лондон, Великобритания: Routledge. п. 253. ИСБН 978-0415266062 .
- ^ Уайли, Кристи (2004). Джайнизм от А до Я. Лэнхэм, Мэриленд: The Scarecrow Press, Inc., с. 87. ИСБН 978-0810868212 .
- ^ Дандас, Пол (2002). Джайны . Лондон, Великобритания: Routledge. п. 149. ИСБН 978-0415266062 .
- ^ Крыло 2008 , с. 185.
- ^ Корт, Джон Э. (2001). Джайны в мире . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, США. п. 143. ИСБН 0-19-513234-3 .
Ссылки
[ редактировать ]- Бальбир, Налини (2014). «Шветамбара Мурти-пуджака» . Джайнпедия: Вселенная джайнов онлайн.
- Корт, Джон (2010). Создание Джины: рассказы об иконах и идолах в истории джайнов . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195385021 .
- Дандас, Пол (2002). Джайны . Лондон, Великобритания: Routledge. ISBN 978-0415266062 .
- Флюгель, Питер (2006). «Демографические тенденции в джайнском монашестве» . Исследования по истории и культуре джайнов: споры и диалоги . Тейлор и Фрэнсис. стр. 312–398. ISBN 978-0-203-00853-9 .
- Флюгель, Питер (2008). «Неизвестная Лонка: традиция и культурное бессознательное». В Налини Бальбир; Колетт Кайя (ред.). Джайноведение . 12-я Всемирная конференция по санскриту, Хельсинки, 13–18 июля 2003 г. Дели: Мотилал Банарсидас. стр. 181–279. ISBN 978-8120832473 .
- Лонг, Джеффри (2009). Джайнизм: Введение . Лондон, Великобритания: IB Tauris & Co. Ltd. ISBN 978-1845116262 .
- Уайли, Кристи Л. (2004). Джайнизм от А до Я. Лэнхэм, Мэриленд: The Scarecrow Press, Inc. ISBN 978-0810868212 .