Сиддхачакра

Часть серии о |
Джайнизм |
---|
![]() |
Сиддхачакра — популярная янтра или мандала (мистическая диаграмма), используемая для поклонения в джайнизме . [1] [2] Он также известен как Навапада в традиции Шветамбара и Навадевта в традиции Дигамбара . В традиции Шветамбары это связано с Намокар-мантрой . [3] [4] [5] [6] Это связано с легендой о царе Шрипале и его жене Майанасундари. Он изображается в виде Калаши с сердцевиной цветущего лотоса, олицетворяющего Навападу, в центре, окруженного охраняющими божествами на лепестках. Его используют в некоторых ритуалах.
Этимология
[ редактировать ]Сиддха означает освобожденную душу, а чакра означает колесо. Считается, что поклонение Сиддхачакре приводит к освобождению от циклов жизни внутри универсального «колеса», известного как нирвана . [2] Это также означает «круг совершенства». Навапада означает «девять лепестков» по отношению к центру янтры, а Навадевта означает «девять божеств». [4] [5] Его также называют «святым колесом». [7]
История
[ редактировать ]Две основные секты джайнизма, Шветамбара и Дигамбара , различаются в своей концепции Сиддхачакры . Первые пять божеств, известные как Панч Пармешти (пять высших существ), одинаковы в обеих традициях, тогда как остальные четыре различны. Они традиционно были известны как Навапада в традиции Шветамбара и Навадевта в традиции Дигамбара . [8]
Шветамбар
[ редактировать ]Сиддхачакра, скорее всего, изначально имела только Панч Пармести , Арихант в центре и остальные четыре в лепестках в четырех разных направлениях. Возможно, оно было вдохновлено Намаскара Валайей, основанной на Намокар-мантре, как и в некоторых более старых Сиддхачакрах . Четыре последние строки, описывающие пхашрути (благо), изображены в дополнение к лепесткам в четырех углах. Они описаны Ачарьей Хемачандрой в Йогашастре . Он также отметил, что Ваджрасвами (57–57 гг. До н.э.) заимствовал его из утерянного текста Видьянуправад парвы . [8]
Похоже, что остальные четыре пады были добавлены позже. Ачарья Динкара (1411 г. н. э.) описал Навападу в Нандьяврата Мандале . Нирванакалика (ок. 11 век) описала его, но заменила Тапу на Сучи-видью . [8]
Ратнамандира Гани или Ачарья Ратнашекхара написал о легенде о Шрипале в Сири-Сиривала-Кахе в Пракрите вместе с Сиддхачакрой Пуджей в 1372 или 1362 году нашей эры, что является самым ранним известным упоминанием. [9] Более поздняя популярная версия под названием Шрипал Раджано Рас была написана в 1682 году нашей эры Винайвиджаем и Яшовиджаем. [2] [8] [9] [10]
Легенда
[ редактировать ]
Действие легенды происходит во времена двадцатого джайнского Тиртханкара Мунисувраты , около 1,1 миллиона лет назад, согласно джайнским традициям. Жили-были король по имени Сингхарт и королева Камальпрабха из Чампанагара. Его брат Аджитсен после смерти захватил Чампанагар. Чтобы спасти пятилетнего Шрипала от его дяди, Камальпрабха сбежал из города и оставил его с группой прокаженных , преследуемых солдатами. Шрипал также заразился проказой. Он сменил имя на Умар Рана и стал лидером группы. [2] [9] [10] [11]
В конце концов он достиг Удджайна , где правил король Праджапал. В гневе из-за неуважения к нему со стороны его дочери Майанасундари он выдал ее замуж за прокаженного Шрипала. Они встретили джайнского монаха Мюнхандру, который посоветовал им провести ритуал под названием Аямбил Оли, посвященный центральной Навпаде в Сиддхачакре. Он вылечил проказу Шрипала и 700 других прокаженных. Позже он завоевал Удджайн и Чампанагар. [3] [5] [11] [12] [13]
иллюстрированный
[ редактировать ]Навдевата был изображен как Пратиштха-видхи-мандала в Пратиштха-тилаке Немичандры (ок. 15 века). Он также был описан в «Пратиштха-Сиродхаре» Ашадхара, «Джин-самхите» Индрананди (ок. 10 века) и «Паратиштха-Кальпа-Типпанам» Кумудчанрой.
Джинасамхита Экасамдхи (ок. 1250 г. н. э.) подробно описала его, изображая похожим на Брихад Сиддхачакру . [ нужна ссылка ]
Типы
[ редактировать ]

Есть два типа Сиддхачакры. У маленьких типов есть только центральная часть, изображающая Навпаду , в которую входят только Арихант , Сиддха (освобожденные души), Ачарья (лидеры), Упадхьяя (учителя) и Садху (монахи) вместе с остальными четырьмя. Большие типы включают в себя все описанные ниже структуры, называемые Брихад Сиддхачакра или Сиддхачакра Махаянтра . Маленькие типы часто встречаются в джайнских храмах и на резных изображениях, тогда как более крупные встречаются в форме латунных пластин или сделаны из различной чечевицы во время ритуалов в особых случаях. [1] [2] [6]
Структура
[ редактировать ]Он изображается в виде Калаши с глазом с обеих сторон и сердцевиной из полностью распустившегося лотоса. Он имеет множество кругов лепестков, обозначающих различные концепции джайнизма . [5] [6]


Калаша
[ редактировать ]Калаша изображается в виде горшка с большим основанием и горлышком, обычно закрытым крышкой или увенчанным венцом из листьев манго и кокоса. Его украшают одеждой и орнаментами в изображениях. Вокруг калаши изображены два глаза, символизирующие правильную веру и правильное знание. [2] [5] [6]
На шее Калаши находятся девять маленьких горшков, известных как Нав Нидхи , которые описывают девять видов богатства или сокровищ. находятся девять святынь, посвященных Наваграхе У подножия Калаши , что указывает на девять «космических влиятельных лиц». [2] [3] [5] [6]
Лотос
[ редактировать ]В основе находится полностью распустившийся лотос со множеством кругов лепестков, обозначающих различные концепции джайнизма . Навпада (Девять элементов) находится в центре, окруженном кругами лепестков, называемых валайя . Количество кругов, образуемых лепестками на разных изображениях, варьируется, но обычно кругов десять. [3] [5] [6] [14]
Навапада
[ редактировать ]Навапада – это сердцевина лотоса. [15] Навапада включает в себя пять высших существ, обладающих добродетелями, Гуни или Панч Пармешти , и четыре правильных добродетели, Гуны , согласно традиции Шветамбары . Их качества описаны в 108 писаниях. [1] [2] [3] [4] [14] Их также изображают на серебряных или медных пластинах для поклонения. [6] [16] В традиции Дигамбара он имеет тот же Панч Пармешти , но остальные четыре элемента другие. [8]
Нет. | Шветамбар | иллюстрированный | Место | Описание | Цвет | Атрибуты |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Арихант | центр | просветленная душа, которая учит мир пути освобождения | 12 | ||
2 | Сиддха | Верхний центр | освобожденная душа, проживающая в Мокше | 8 | ||
3 | Ачарья | Верно | наставник, лидер Сангхи (сообщества) | 36 | ||
4 | Упадхьяя | Нижний центр | человек, обладающий знаниями, который учит других | 25 | ||
5 | Садху | Левый | Джайнские монахи и монахини | 27 | ||
6 | Даршан | Это было страшно | Верхний правый | Правильная вера/джайнский образ | 67 | |
7 | Гьян | Чайтьялая | Внизу справа | Правильное Знание/ Джайнский храм | 51 | |
8 | характер | Дхармачакра | Вверху слева | Правильное поведение/Колесо Дхармы | 70 | |
9 | Способ | Шрута | Внизу слева | Правильные аскезы/ джайнские писания | 50 |
Валая
[ редактировать ]Навапада окружен кругами лепестков, называемых валайя , которые описывают различные концепции и охраняющих божеств как мантры. [5] [6]
Номер круга. | Лепесток | Описанная концепция | Примечания | Подробности |
---|---|---|---|---|
1 | Ядро | Арьяндрапад | Часть Навпады | Арихант из Навапады , много раз как мантра |
2 | Малый круг | гласные | на санскрите | Гласные и звуки |
3 | 8 лепестков | 8 подошв | Часть Навпады | Другие 8 членов Навапады |
4 | 16 лепестков | 49 основных звуков | на санскрите | Гласные и звуки |
5 | 8 разделов | 48 лабдхи | силы высших душ | в группе по 6 человек в каждой секции |
6 | 8 разделов | 8 следов Гуру | с мантрой, имеющей имена | 2 лепестка, каждый на двух полюсах имеют священную мантру: Хрим и Клим. |
7 | 8 разделов | 8 богинь | Джая Деви и др. | Охраняющие божества [3] |
8 | 16 лепестков | 16 Адхиштаяк Дев | Основные божества | |
9 | 16 лепестков | 16 Vidya devi | Богини | |
10 | 48 лепестков | 48 сопутствующих божеств | 24 Якша и 24 Якшини |
У некоторых есть дополнительные лепестки, описывающие четыре вира (бога-охранника) и десять дигпал (защитников десяти направлений). [3]
Окружение
[ редактировать ]Солнце и луна изображены на правой и левой стороне Калаши соответственно . В четырех углах расположены четыре святилища с охраняющими божествами: Кшетрапала , Вималешвар, Чакрешвари и Апрасиддха Сиддха Чакрадхистанак. изображаются король Шрипал и королева Маянасундари Иногда по бокам Калаши по легенде. [1] [2] [5] [6] [14]
Ритуалы
[ редактировать ]
Навапада Арадхана и Аямбил Оли
[ редактировать ]Навапада Арадхана связана с легендой о Шрипале-Маянасундари. [13] Навапада Арадхана выполняется путем медитации на Навападу и выполнения аямбила. У аямбила каждый день едят только одну еду из простой пищи без каких-либо специй, сахара, соли, масла, сливочного масла, молока, овощей и фруктов. Его проводят девять дней два раза в год. Его зовут Аямбил Оли. Он приходится на месяцы Чайтра (март/апрель) и Ашвин (сентябрь/октябрь) джайнского календаря . [3] [6] [9] [10] [11] [12] [17] Шествие Сиддхачакры проводится в городах, известных как Джалаятра . [7]
Сиддха Чакра Пуджа
[ редактировать ]Это сложный ритуал, занимающий полдня, в ходе которого на полу из чечевицы создается целая Сиддхачакра. Мантры читаются вместе с проведением пуджи, начиная с центра Сиддхачакры и двигаясь наружу. [2] [3] [5] [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Сиддхачакра Махаянтра (32)» . herenow4u.net. 6 июля 2010 г. Проверено 11 января 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Мардия, К.В. «ДЕТАЛИ СИДДХАЧАКРЫ» (PDF) . ImageSet Оригинал . Йоркширский джайнский фонд . Проверено 11 января 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Сиддхачакра» . Институт джайнологииИнститут джайнологии . Джайнпедия.орг. п. 1 . Проверено 11 января 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уайли, Кристи Л. (2009). От А до Я джайнизма (38-е изд.). Пугало Пресс. п. 198. ИСБН 9780810868212 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж М. Уитни Келтинг (2009). Ритуалы героических жен, истории и достоинства джайнского женитьбы . Издательство Оксфордского университета. стр. 33–107. ISBN 9780195389647 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Фишер, Эберхард; Джайн, Джьотиндра (1978). Джайнская иконография . Том. 1. БРИЛЛ. стр. 2–4. ISBN 9789004052598 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сангаве, Вилас Адинатх (1980). Сообщество Джайнов . Популярный Пракашан. п. 235. ИСБН 9780317123463 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Шах, Умакант П. Шах (1987). Джайна-Рупа-Мандана . Том. 1. Публикации Абхинава. п. 226.ISBN 9788170172086 . Проверено 29 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Келтинг, М. Уитни . «Майнасундари» . Джайнпедия. стр. 1–4 . Проверено 11 января 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Келтинг, М. Уитни . «Аямбил Охи» . Джайнпедия. стр. 1–3 . Проверено 11 января 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Король Шрипал и Майана Сундари» . Джайнский электронный мир. 27 июня 2012 года . Проверено 11 января 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Харман, Уильям П.; Радж, Сельва Дж. (2007). Общение с божествами: ритуальный обет в Южной Азии . СУНИ Пресс. стр. 193–195. ISBN 9780791467084 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Корт, Джон (2001). Джайны в мире: религиозные ценности и идеология в Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 162–163. ISBN 9780195132342 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Шри Сиддха Чакра (43)» . herenow4u.net. 16 июля 2010 года . Проверено 11 января 2013 г.
- ^ «Джайнские символы» (PDF) . Джайнский университет . Проверено 11 января 2013 г.
- ^ Глазенапп, Хельмут фон (1999). Джайнизм: индийская религия спасения . Том 14. Мотилал Банарсидасс, с. 427. ИСБН 9788120813762 .
- ^ «Шри Нав-Паджини Пуджа – Краткое объяснение» . jsdg.org . Проверено 11 января 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- М. Уитни Келтинг (2009). Ритуалы героических жен, истории и достоинства джайнского женитьбы . Издательство Оксфордского университета. стр. 33–107. ISBN 9780195389647 .