Jump to content

Сиддхачакра

Сиддхачакра из Гуджарата, Индия, ок. 1500

Сиддхачакра — популярная янтра или мандала (мистическая диаграмма), используемая для поклонения в джайнизме . [1] [2] Он также известен как Навапада в традиции Шветамбара и Навадевта в традиции Дигамбара . В традиции Шветамбары это связано с Намокар-мантрой . [3] [4] [5] [6] Это связано с легендой о царе Шрипале и его жене Майанасундари. Он изображается в виде Калаши с сердцевиной цветущего лотоса, олицетворяющего Навападу, в центре, окруженного охраняющими божествами на лепестках. Его используют в некоторых ритуалах.

Этимология

[ редактировать ]

Сиддха означает освобожденную душу, а чакра означает колесо. Считается, что поклонение Сиддхачакре приводит к освобождению от циклов жизни внутри универсального «колеса», известного как нирвана . [2] Это также означает «круг совершенства». Навапада означает «девять лепестков» по ​​отношению к центру янтры, а Навадевта означает «девять божеств». [4] [5] Его также называют «святым колесом». [7]

Две основные секты джайнизма, Шветамбара и Дигамбара , различаются в своей концепции Сиддхачакры . Первые пять божеств, известные как Панч Пармешти (пять высших существ), одинаковы в обеих традициях, тогда как остальные четыре различны. Они традиционно были известны как Навапада в традиции Шветамбара и Навадевта в традиции Дигамбара . [8]

Шветамбар

[ редактировать ]

Сиддхачакра, скорее всего, изначально имела только Панч Пармести , Арихант в центре и остальные четыре в лепестках в четырех разных направлениях. Возможно, оно было вдохновлено Намаскара Валайей, основанной на Намокар-мантре, как и в некоторых более старых Сиддхачакрах . Четыре последние строки, описывающие пхашрути (благо), изображены в дополнение к лепесткам в четырех углах. Они описаны Ачарьей Хемачандрой в Йогашастре . Он также отметил, что Ваджрасвами (57–57 гг. До н.э.) заимствовал его из утерянного текста Видьянуправад парвы . [8]

Похоже, что остальные четыре пады были добавлены позже. Ачарья Динкара (1411 г. н. э.) описал Навападу в Нандьяврата Мандале . Нирванакалика (ок. 11 век) описала его, но заменила Тапу на Сучи-видью . [8]

Ратнамандира Гани или Ачарья Ратнашекхара написал о легенде о Шрипале в Сири-Сиривала-Кахе в Пракрите вместе с Сиддхачакрой Пуджей в 1372 или 1362 году нашей эры, что является самым ранним известным упоминанием. [9] Более поздняя популярная версия под названием Шрипал Раджано Рас была написана в 1682 году нашей эры Винайвиджаем и Яшовиджаем. [2] [8] [9] [10]

Король Шрипала в рукописи Шрипала Раджано Раса 17 или 18 века.

Действие легенды происходит во времена двадцатого джайнского Тиртханкара Мунисувраты , около 1,1 миллиона лет назад, согласно джайнским традициям. Жили-были король по имени Сингхарт и королева Камальпрабха из Чампанагара. Его брат Аджитсен после смерти захватил Чампанагар. Чтобы спасти пятилетнего Шрипала от его дяди, Камальпрабха сбежал из города и оставил его с группой прокаженных , преследуемых солдатами. Шрипал также заразился проказой. Он сменил имя на Умар Рана и стал лидером группы. [2] [9] [10] [11]

В конце концов он достиг Удджайна , где правил король Праджапал. В гневе из-за неуважения к нему со стороны его дочери Майанасундари он выдал ее замуж за прокаженного Шрипала. Они встретили джайнского монаха Мюнхандру, который посоветовал им провести ритуал под названием Аямбил Оли, посвященный центральной Навпаде в Сиддхачакре. Он вылечил проказу Шрипала и 700 других прокаженных. Позже он завоевал Удджайн и Чампанагар. [3] [5] [11] [12] [13]

иллюстрированный

[ редактировать ]

Навдевата был изображен как Пратиштха-видхи-мандала в Пратиштха-тилаке Немичандры (ок. 15 века). Он также был описан в «Пратиштха-Сиродхаре» Ашадхара, «Джин-самхите» Индрананди (ок. 10 века) и «Паратиштха-Кальпа-Типпанам» Кумудчанрой.

Джинасамхита Экасамдхи (ок. 1250 г. н. э.) подробно описала его, изображая похожим на Брихад Сиддхачакру . [ нужна ссылка ]

Маленькая Сиддхачакра в рукописи Шрипала Раджано Раса, датируемая 17 или 18 веком.
Брихад Сиддхачакра (большая форма)

Есть два типа Сиддхачакры. У маленьких типов есть только центральная часть, изображающая Навпаду , в которую входят только Арихант , Сиддха (освобожденные души), Ачарья (лидеры), Упадхьяя (учителя) и Садху (монахи) вместе с остальными четырьмя. Большие типы включают в себя все описанные ниже структуры, называемые Брихад Сиддхачакра или Сиддхачакра Махаянтра . Маленькие типы часто встречаются в джайнских храмах и на резных изображениях, тогда как более крупные встречаются в форме латунных пластин или сделаны из различной чечевицы во время ритуалов в особых случаях. [1] [2] [6]

Структура

[ редактировать ]

Он изображается в виде Калаши с глазом с обеих сторон и сердцевиной из полностью распустившегося лотоса. Он имеет множество кругов лепестков, обозначающих различные концепции джайнизма . [5] [6]

Навапада Сиддхачакры
Сиддхачакра Махаянтра

Калаша изображается в виде горшка с большим основанием и горлышком, обычно закрытым крышкой или увенчанным венцом из листьев манго и кокоса. Его украшают одеждой и орнаментами в изображениях. Вокруг калаши изображены два глаза, символизирующие правильную веру и правильное знание. [2] [5] [6]

На шее Калаши находятся девять маленьких горшков, известных как Нав Нидхи , которые описывают девять видов богатства или сокровищ. находятся девять святынь, посвященных Наваграхе У подножия Калаши , что указывает на девять «космических влиятельных лиц». [2] [3] [5] [6]

В основе находится полностью распустившийся лотос со множеством кругов лепестков, обозначающих различные концепции джайнизма . Навпада (Девять элементов) находится в центре, окруженном кругами лепестков, называемых валайя . Количество кругов, образуемых лепестками на разных изображениях, варьируется, но обычно кругов десять. [3] [5] [6] [14]

[ редактировать ]

Навапада – это сердцевина лотоса. [15] Навапада включает в себя пять высших существ, обладающих добродетелями, Гуни или Панч Пармешти , и четыре правильных добродетели, Гуны , согласно традиции Шветамбары . Их качества описаны в 108 писаниях. [1] [2] [3] [4] [14] Их также изображают на серебряных или медных пластинах для поклонения. [6] [16] В традиции Дигамбара он имеет тот же Панч Пармешти , но остальные четыре элемента другие. [8]

Нет. Шветамбар иллюстрированный Место Описание Цвет Атрибуты
1 Арихант центр просветленная душа, которая учит мир пути освобождения 12
2 Сиддха Верхний центр освобожденная душа, проживающая в Мокше 8
3 Ачарья Верно наставник, лидер Сангхи (сообщества) 36
4 Упадхьяя Нижний центр человек, обладающий знаниями, который учит других 25
5 Садху Левый Джайнские монахи и монахини 27
6 Даршан Это было страшно Верхний правый Правильная вера/джайнский образ 67
7 Гьян Чайтьялая Внизу справа Правильное Знание/ Джайнский храм 51
8 характер Дхармачакра Вверху слева Правильное поведение/Колесо Дхармы 70
9 Способ Шрута Внизу слева Правильные аскезы/ джайнские писания 50

Навапада окружен кругами лепестков, называемых валайя , которые описывают различные концепции и охраняющих божеств как мантры. [5] [6]

Номер круга. Лепесток Описанная концепция Примечания Подробности
1 Ядро Арьяндрапад Часть Навпады Арихант из Навапады , много раз как мантра
2 Малый круг гласные на санскрите Гласные и звуки
3 8 лепестков 8 подошв Часть Навпады Другие 8 членов Навапады
4 16 лепестков 49 основных звуков на санскрите Гласные и звуки
5 8 разделов 48 лабдхи силы высших душ в группе по 6 человек в каждой секции
6 8 разделов 8 следов Гуру с мантрой, имеющей имена 2 лепестка, каждый на двух полюсах имеют священную мантру: Хрим и Клим.
7 8 разделов 8 богинь Джая Деви и др. Охраняющие божества [3]
8 16 лепестков 16 Адхиштаяк Дев Основные божества
9 16 лепестков 16 Vidya devi Богини
10 48 лепестков 48 сопутствующих божеств 24 Якша и 24 Якшини

У некоторых есть дополнительные лепестки, описывающие четыре вира (бога-охранника) и десять дигпал (защитников десяти направлений). [3]

Окружение

[ редактировать ]

Солнце и луна изображены на правой и левой стороне Калаши соответственно . В четырех углах расположены четыре святилища с охраняющими божествами: Кшетрапала , Вималешвар, Чакрешвари и Апрасиддха Сиддха Чакрадхистанак. изображаются король Шрипал и королева Маянасундари Иногда по бокам Калаши по легенде. [1] [2] [5] [6] [14]

из латунного металла, Янтра Сиддхачакра используемая для поклонения.
[ редактировать ]

Навапада Арадхана связана с легендой о Шрипале-Маянасундари. [13] Навапада Арадхана выполняется путем медитации на Навападу и выполнения аямбила. У аямбила каждый день едят только одну еду из простой пищи без каких-либо специй, сахара, соли, масла, сливочного масла, молока, овощей и фруктов. Его проводят девять дней два раза в год. Его зовут Аямбил Оли. Он приходится на месяцы Чайтра (март/апрель) и Ашвин (сентябрь/октябрь) джайнского календаря . [3] [6] [9] [10] [11] [12] [17] Шествие Сиддхачакры проводится в городах, известных как Джалаятра . [7]

Сиддха Чакра Пуджа

[ редактировать ]

Это сложный ритуал, занимающий полдня, в ходе которого на полу из чечевицы создается целая Сиддхачакра. Мантры читаются вместе с проведением пуджи, начиная с центра Сиддхачакры и двигаясь наружу. [2] [3] [5] [9]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Сиддхачакра Махаянтра (32)» . herenow4u.net. 6 июля 2010 г. Проверено 11 января 2013 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Мардия, К.В. «ДЕТАЛИ СИДДХАЧАКРЫ» (PDF) . ImageSet Оригинал . Йоркширский джайнский фонд . Проверено 11 января 2013 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Сиддхачакра» . Институт джайнологииИнститут джайнологии . Джайнпедия.орг. п. 1 . Проверено 11 января 2013 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уайли, Кристи Л. (2009). От А до Я джайнизма (38-е изд.). Пугало Пресс. п. 198. ИСБН  9780810868212 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж М. Уитни Келтинг (2009). Ритуалы героических жен, истории и достоинства джайнского женитьбы . Издательство Оксфордского университета. стр. 33–107. ISBN  9780195389647 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Фишер, Эберхард; Джайн, Джьотиндра (1978). Джайнская иконография . Том. 1. БРИЛЛ. стр. 2–4. ISBN  9789004052598 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сангаве, Вилас Адинатх (1980). Сообщество Джайнов . Популярный Пракашан. п. 235. ИСБН  9780317123463 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Шах, Умакант П. Шах (1987). Джайна-Рупа-Мандана . Том. 1. Публикации Абхинава. п. 226.ISBN  9788170172086 . Проверено 29 декабря 2012 г.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Келтинг, М. Уитни . «Майнасундари» . Джайнпедия. стр. 1–4 . Проверено 11 января 2013 г.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Келтинг, М. Уитни . «Аямбил Охи» . Джайнпедия. стр. 1–3 . Проверено 11 января 2013 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Король Шрипал и Майана Сундари» . Джайнский электронный мир. 27 июня 2012 года . Проверено 11 января 2013 г.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Харман, Уильям П.; Радж, Сельва Дж. (2007). Общение с божествами: ритуальный обет в Южной Азии . СУНИ Пресс. стр. 193–195. ISBN  9780791467084 .
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Корт, Джон (2001). Джайны в мире: религиозные ценности и идеология в Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 162–163. ISBN  9780195132342 .
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Шри Сиддха Чакра (43)» . herenow4u.net. 16 июля 2010 года . Проверено 11 января 2013 г.
  15. ^ «Джайнские символы» (PDF) . Джайнский университет . Проверено 11 января 2013 г.
  16. ^ Глазенапп, Хельмут фон (1999). Джайнизм: индийская религия спасения . Том 14. Мотилал Банарсидасс, с. 427. ИСБН  9788120813762 .
  17. ^ «Шри Нав-Паджини Пуджа – Краткое объяснение» . jsdg.org . Проверено 11 января 2013 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1f1ff6e0b67e700ac83e011a17cfad85__1717330020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1f/85/1f1ff6e0b67e700ac83e011a17cfad85.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Siddhachakra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)