Jump to content

Гунастхана

Иллюстрация Гунастанов

Гунастхана ( санскрит : «уровни добродетели») — это четырнадцать стадий духовного развития и роста, через которые постепенно проходит душа, прежде чем она достигнет мокши (освобождения). [1] Согласно джайнизму , это состояние души от полной зависимости от кармы до состояния полной диссоциации от нее. Здесь слово добродетель означает не обычное моральное качество, а природу души — знание, веру и поведение.

Согласно Сарвартхасиддхи , комментарию Пуджьяпада Девананди, в котором дано толкование Таттвартха -сутры (глава 9), 14 Гунастхан (также известных как Доктрина 14 стадий духовного развития): [2] : 213–214, 279–285 

  1. митхья-дришти «обманчивое мировоззрение»
  2. сасвадана «сохраняющееся просвещенное мировоззрение» или «преходящий вкус»
  3. самьяк-митхятва «сочетание просветленного и ошибочного мировоззрения» (восхождение души к просветленному мировоззрению)
  4. самьяг-дришти «просвещенное мировоззрение без самоограничения»
  5. деша-вирата «просвещенное мировоззрение с частичным самоограничением, но с частичной распущенностью»
  6. сарва-вирата «просвещенное мировоззрение с полным самоограничением, свободным от распущенности»
  7. апраматта-вирата «полное самоограничение, свободное от расхлябанности» (становится возможной глубокая медитация)
  8. апурва-карана «полное самоограничение с грубыми страстями и новыми переживаниями»
  9. анивритти-карана «полное самоограничение с грубыми страстями и подобными, но постепенно более чистыми переживаниями»
  10. сукшма-сампарая «полное самоограничение с тонкой мерцающей жадностью»
  11. упашанта-кашайа «полное самоограничение с подавленными страстями»
  12. кшина-моха «полное самоограничение с устранением страстей»
  13. сайога-кевали «всеведение, сопровождающееся умственной, словесной и физической деятельностью»
  14. айога-кевали «всеведение без деятельности»

Классификация

[ редактировать ]

Четырнадцать Гунастхан представляют собой постепенное проявление душой врожденных качеств знания, веры и поведения во все более и более совершенной форме. [3] [4] Ниже приведены этапы духовного развития: [5] [6] [7] Первые четыре связаны с правильным убеждением (рациональностью в восприятии).

  • 1. Митхятва (Заблуждение)
  • 2. Проклятие
  • 3. Мисрадришти (Смешанное верование)
  • 4. Авирата самьягдришти (правая вера без обета)

Следующий посвящен малым обетам , т.е. началу правильного поведения.

  • 5. Дешавирата (Стадия частичного самоконтроля)

Остальное касается правильного поведения: Махавраты (главные обеты).

  • 6. Праматтасамьята (Слегка несовершенные обеты)
  • 7. Апраматта самьята (Совершенные обеты)
  • 8. Апурвакарана (Новая мыслительная деятельность)
  • 9. Аниваттибадара-сампарая (Развитая мыслительная деятельность)
  • 10. Сукшма сампарая (Малейшее заблуждение)
  • 11. Упашанта-касая (Утихшее заблуждение)
  • 12. Ксина касайа (Разрушенное заблуждение)
  • 13. Сайога кевали ( Кевала Джняна с вибрацией)
  • 14. Айога Кевали ( Мокша )

Четырнадцать этапов

[ редактировать ]
Четырнадцать этапов на пути к освобождению
Голова Гунастхана Значение
Вера
(Рациональность
в восприятии)
1. Митхятва Стадия неверного верующего (грубого невежества). Если на этом этапе человек размышляет о своем существовании, происходит временная приостановка: [8]
  • Первые три энергии даршанамохании-кармы (препятствующей правильной вере)
  1. митхятва
  2. самьяга митхьятва
  3. самьяк пракрити
  • Анантнубандхи . (самый сильный) тип гнева, гордости, обмана и жадности
2. Проклятие Эта гунастхана представляет собой психическое состояние души в процессе или акте отпадения от правильной веры. Здесь са означает «с», а садана означает «истощенный», следовательно, то, что характеризуется истощенной верой. [9]
3. Misradrsti Мишра буквально означает смешанный. На этом этапе человек колеблется между уверенностью и сомнением в правильности убеждений. [9]
4. Авирата Самьягдришти Правильная вера без обета. Когда сомнения человека исчезают, он/она достигает этой стадии и становится самьягдришти (истинно верующим). [10]
Начало правильного поведения
( Шравака )
5. Дешавирата Деша означает частичный, а вирата означает обет, то есть соблюдение частичных обетов в стремлении к правильному поведению. [10]
Правильное поведение
(Основные клятвы)
6. Праматтасамьята Первый шаг жизни джайнского муни (монаха). [10] Стадия полной самодисциплины, хотя иногда доведенной до колебаний по небрежности.
7. Апраматта Самьята Идеальные обеты
8. Апурвакарана Новая мыслительная деятельность. Стадия человека, у которого страсти еще проявляются в грубой форме.
9. Аниваттибадара-сампарая

Стадия того, кто практикует процесс, называемый аннивритти карана , и в котором, однако, все еще возникают страсти.

10. Сукшма Сампрайя Малейшее заблуждение.

Стадия человека, на котором страсти проявляются в тонкой форме.

11. Упасанта-касая Утихло заблуждение. Стадия того, кто подавил всякую страсть, но еще не обладает всеведением.
12. Ксина касая Разрушенное заблуждение.

Стадия того, кто уничтожил всякую страсть, но еще не обладает всеведением.

13. Сайога кевали Всеведение с вибрацией.

Са означает «с», а йога относится к трем каналам деятельности: уму, речи и телу. [11] Кевали — это термин, используемый для обозначения всеведущих существ ( арихантас ). Эта стадия характеризуется разрушением всех враждебных ( гхатиа ) карм и достижением всеведения. [12]

14. Айога кевали Стадия всеведения без всякой деятельности. Это последняя стадия Пути, за которой следует разрушение душой агхатиа -кармы . Тех, кто проходит эту стадию, называют сиддхами , и они полностью утвердились в правильной вере, правильном знании и правильном поведении. [12]

О 12-й стадии упоминается в джайнском тексте «Гомматсара Дживаканда» :

Этот лишенный собственности святой (Ниргрантха), все заблуждения и страсти которого (Моха Кашая) уничтожены, и чьи мысли ясны, как вода, хранящаяся в чистом сосуде из хрустальной Драгоценности, как говорят непривязанные (Победители) (находится в 12-я стадия) уничтожено-заблуждение, или беззаблуждение (Кшина Кашая).

Гомматсара (62) [13]

Уничтожение причин рабства

[ редактировать ]

Вся схема гунастханы в джайнской философии построена в логическом порядке по принципу уменьшения греховности и увеличения чистоты. На первом этапе все пять причин рабства — иррациональные убеждения ( митхятва ), несдержанность ( авирати ), беспечность ( прамада ), страсти ( кашая ) и деятельность ума, речи и тела ( йога ) — действуют в полную силу. . [14] Иррациональные убеждения ( митхятва ) частично подавляются на второй и третьей стадиях и устраняются на четвертой стадии. На пятой и шестой стадиях несдержанность ( авирати ) постепенно поэтапно устраняется. Начиная с седьмой стадии, беспечность устраняется и только страсти и деятельность оказывают свое влияние. С одиннадцатого по тринадцатый все страсти устранены и присутствует только деятельность. На последней стадии нет никакой деятельности, следовательно, нет связывания кармы. [14]

Разрушение кармы

[ редактировать ]

Из четырех гхатия-карм даршана-мохиния-карма (карма, вводящая в заблуждение восприятия) разрушается первой на четвертой стадии гунастханы . Чаритра мохиния карма (карма, вводящая в заблуждение) разрушается следующей в двенадцатой гунастхане. Остальные три гхатия-кармы (карма, препятствующая знанию, карма, препятствующая восприятию, и карма, препятствующая энергии) разрушаются на 13-й стадии, а остальные четыре агхатия-кармы (карма, определяющая продолжительность жизни, определяющая тело, определяющая статус и производящая чувства) разрушаются на 13 -й стадии. 14-я или последняя стадия гунастханы. [15]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джайни, Падманабх (1998), с. 141
  2. ^ Умасвати (1994). Татиа, Натмал (ред.). То, что есть: Таттвартха Сутра . Роуман и Литтлфилд. ISBN  978-0-06-068985-8 .
  3. ^ Джайни 1991 , с. 95.
  4. ^ Кун, Герман (2001) с. 186–219
  5. ^ Джайн, Виджай К. (26 марта 2014 г.). «Истопадеша» Ачарьи Пуджьяпады – Золотая беседа . Принтеры Викальп. п. 14. ISBN  9788190363969 .
  6. ^ Джайни, Падманабх (1998), с. 272–273
  7. ^ Татиа, Натмал (1994) с. 274–85
  8. ^ Чампат Рай Джайн 1917 , с. 41, 118.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чампат Рай Джайн 1917 , с. 118.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чампат Рай Джайн 1917 , с. 119.
  11. ^ Чампат Рай Джайн 1917 , с. 120.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чампат Рай Джайн 1917 , с. 121.
  13. ^ Джайни 1927 , с. 46.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кун, Герман (2001) с. 87–88
  15. ^ Джайни, Падманабх (1998), с. 133

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 40acaabea98c5ccfcb8c1c5eb7064d9c__1719890640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/9c/40acaabea98c5ccfcb8c1c5eb7064d9c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gunasthana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)