Гунастхана
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Гунастхана ( санскрит : «уровни добродетели») — это четырнадцать стадий духовного развития и роста, через которые постепенно проходит душа, прежде чем она достигнет мокши (освобождения). [1] Согласно джайнизму , это состояние души от полной зависимости от кармы до состояния полной диссоциации от нее. Здесь слово добродетель означает не обычное моральное качество, а природу души — знание, веру и поведение.
Обзор
[ редактировать ]Согласно Сарвартхасиддхи , комментарию Пуджьяпада Девананди, в котором дано толкование Таттвартха -сутры (глава 9), 14 Гунастхан (также известных как Доктрина 14 стадий духовного развития): [2] : 213–214, 279–285
- митхья-дришти «обманчивое мировоззрение»
- сасвадана «сохраняющееся просвещенное мировоззрение» или «преходящий вкус»
- самьяк-митхятва «сочетание просветленного и ошибочного мировоззрения» (восхождение души к просветленному мировоззрению)
- самьяг-дришти «просвещенное мировоззрение без самоограничения»
- деша-вирата «просвещенное мировоззрение с частичным самоограничением, но с частичной распущенностью»
- сарва-вирата «просвещенное мировоззрение с полным самоограничением, свободным от распущенности»
- апраматта-вирата «полное самоограничение, свободное от расхлябанности» (становится возможной глубокая медитация)
- апурва-карана «полное самоограничение с грубыми страстями и новыми переживаниями»
- анивритти-карана «полное самоограничение с грубыми страстями и подобными, но постепенно более чистыми переживаниями»
- сукшма-сампарая «полное самоограничение с тонкой мерцающей жадностью»
- упашанта-кашайа «полное самоограничение с подавленными страстями»
- кшина-моха «полное самоограничение с устранением страстей»
- сайога-кевали «всеведение, сопровождающееся умственной, словесной и физической деятельностью»
- айога-кевали «всеведение без деятельности»
Классификация
[ редактировать ]Четырнадцать Гунастхан представляют собой постепенное проявление душой врожденных качеств знания, веры и поведения во все более и более совершенной форме. [3] [4] Ниже приведены этапы духовного развития: [5] [6] [7] Первые четыре связаны с правильным убеждением (рациональностью в восприятии).
- 1. Митхятва (Заблуждение)
- 2. Проклятие
- 3. Мисрадришти (Смешанное верование)
- 4. Авирата самьягдришти (правая вера без обета)
Следующий посвящен малым обетам , т.е. началу правильного поведения.
- 5. Дешавирата (Стадия частичного самоконтроля)
Остальное касается правильного поведения: Махавраты (главные обеты).
- 6. Праматтасамьята (Слегка несовершенные обеты)
- 7. Апраматта самьята (Совершенные обеты)
- 8. Апурвакарана (Новая мыслительная деятельность)
- 9. Аниваттибадара-сампарая (Развитая мыслительная деятельность)
- 10. Сукшма сампарая (Малейшее заблуждение)
- 11. Упашанта-касая (Утихшее заблуждение)
- 12. Ксина касайа (Разрушенное заблуждение)
- 13. Сайога кевали ( Кевала Джняна с вибрацией)
- 14. Айога Кевали ( Мокша )
Четырнадцать этапов
[ редактировать ]Голова | Гунастхана | Значение |
---|---|---|
Вера (Рациональность в восприятии) | 1. Митхятва | Стадия неверного верующего (грубого невежества). Если на этом этапе человек размышляет о своем существовании, происходит временная приостановка: [8]
|
2. Проклятие | Эта гунастхана представляет собой психическое состояние души в процессе или акте отпадения от правильной веры. Здесь са означает «с», а садана означает «истощенный», следовательно, то, что характеризуется истощенной верой. [9] | |
3. Misradrsti | Мишра буквально означает смешанный. На этом этапе человек колеблется между уверенностью и сомнением в правильности убеждений. [9] | |
4. Авирата Самьягдришти | Правильная вера без обета. Когда сомнения человека исчезают, он/она достигает этой стадии и становится самьягдришти (истинно верующим). [10] | |
Начало правильного поведения ( Шравака ) | 5. Дешавирата | Деша означает частичный, а вирата означает обет, то есть соблюдение частичных обетов в стремлении к правильному поведению. [10] |
Правильное поведение (Основные клятвы) | 6. Праматтасамьята | Первый шаг жизни джайнского муни (монаха). [10] Стадия полной самодисциплины, хотя иногда доведенной до колебаний по небрежности. |
7. Апраматта Самьята | Идеальные обеты | |
8. Апурвакарана | Новая мыслительная деятельность. Стадия человека, у которого страсти еще проявляются в грубой форме. | |
9. Аниваттибадара-сампарая | Стадия того, кто практикует процесс, называемый аннивритти карана , и в котором, однако, все еще возникают страсти. | |
10. Сукшма Сампрайя | Малейшее заблуждение. Стадия человека, на котором страсти проявляются в тонкой форме. | |
11. Упасанта-касая | Утихло заблуждение. Стадия того, кто подавил всякую страсть, но еще не обладает всеведением. | |
12. Ксина касая | Разрушенное заблуждение. Стадия того, кто уничтожил всякую страсть, но еще не обладает всеведением. | |
13. Сайога кевали | Всеведение с вибрацией. Са означает «с», а йога относится к трем каналам деятельности: уму, речи и телу. [11] Кевали — это термин, используемый для обозначения всеведущих существ ( арихантас ). Эта стадия характеризуется разрушением всех враждебных ( гхатиа ) карм и достижением всеведения. [12] | |
14. Айога кевали | Стадия всеведения без всякой деятельности. Это последняя стадия Пути, за которой следует разрушение душой агхатиа -кармы . Тех, кто проходит эту стадию, называют сиддхами , и они полностью утвердились в правильной вере, правильном знании и правильном поведении. [12] |
О 12-й стадии упоминается в джайнском тексте «Гомматсара Дживаканда» :
Этот лишенный собственности святой (Ниргрантха), все заблуждения и страсти которого (Моха Кашая) уничтожены, и чьи мысли ясны, как вода, хранящаяся в чистом сосуде из хрустальной Драгоценности, как говорят непривязанные (Победители) (находится в 12-я стадия) уничтожено-заблуждение, или беззаблуждение (Кшина Кашая).
— Гомматсара (62) [13]
Уничтожение причин рабства
[ редактировать ]Вся схема гунастханы в джайнской философии построена в логическом порядке по принципу уменьшения греховности и увеличения чистоты. На первом этапе все пять причин рабства — иррациональные убеждения ( митхятва ), несдержанность ( авирати ), беспечность ( прамада ), страсти ( кашая ) и деятельность ума, речи и тела ( йога ) — действуют в полную силу. . [14] Иррациональные убеждения ( митхятва ) частично подавляются на второй и третьей стадиях и устраняются на четвертой стадии. На пятой и шестой стадиях несдержанность ( авирати ) постепенно поэтапно устраняется. Начиная с седьмой стадии, беспечность устраняется и только страсти и деятельность оказывают свое влияние. С одиннадцатого по тринадцатый все страсти устранены и присутствует только деятельность. На последней стадии нет никакой деятельности, следовательно, нет связывания кармы. [14]
Разрушение кармы
[ редактировать ]Из четырех гхатия-карм даршана-мохиния-карма (карма, вводящая в заблуждение восприятия) разрушается первой на четвертой стадии гунастханы . Чаритра мохиния карма (карма, вводящая в заблуждение) разрушается следующей в двенадцатой гунастхане. Остальные три гхатия-кармы (карма, препятствующая знанию, карма, препятствующая восприятию, и карма, препятствующая энергии) разрушаются на 13-й стадии, а остальные четыре агхатия-кармы (карма, определяющая продолжительность жизни, определяющая тело, определяющая статус и производящая чувства) разрушаются на 13 -й стадии. 14-я или последняя стадия гунастханы. [15]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Джайни, Падманабх (1998), с. 141
- ^ Умасвати (1994). Татиа, Натмал (ред.). То, что есть: Таттвартха Сутра . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-06-068985-8 .
- ^ Джайни 1991 , с. 95.
- ^ Кун, Герман (2001) с. 186–219
- ^ Джайн, Виджай К. (26 марта 2014 г.). «Истопадеша» Ачарьи Пуджьяпады – Золотая беседа . Принтеры Викальп. п. 14. ISBN 9788190363969 .
- ^ Джайни, Падманабх (1998), с. 272–273
- ^ Татиа, Натмал (1994) с. 274–85
- ^ Чампат Рай Джайн 1917 , с. 41, 118.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чампат Рай Джайн 1917 , с. 118.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чампат Рай Джайн 1917 , с. 119.
- ^ Чампат Рай Джайн 1917 , с. 120.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чампат Рай Джайн 1917 , с. 121.
- ^ Джайни 1927 , с. 46.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кун, Герман (2001) с. 87–88
- ^ Джайни, Падманабх (1998), с. 133
Источники
[ редактировать ]- Джайни, Джагмандар-лал (1927). Гомматсара Джива-канда . Альтернативный URL
- Кун, Герман (2001), Карма, Механизм: создай свою собственную судьбу , Wunstorf, Германия: Crosswind Publishing, ISBN 3-9806211-4-6
- Джайни, Падманаб С. (1998), Путь очищения джайнов , Нью-Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-1578-5
- Джайни, Падманаб С. (1991), Гендер и спасение: джайнские дебаты о духовном освобождении женщин , University of California Press , ISBN 0-520-06820-3
- Татиа, Натмал (тр.) (1994), Таттвартха Сутра: То, что исходит от Вачаки Умасвати (на санскрите и английском языке), Ланхэм, Мэриленд: Роуман Альтамира, ISBN 0-7619-8993-5
- Чампат Рай Джайн (1917), Практический путь , Издательство Central Jaina