Тьяга
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
![]() |
Тьяга ( санскрит : त्याग ) — санскритское слово, означающее «жертвенность, отказ от щедрости, отказ, отказ от чего-либо ценного». [ 1 ] [ 2 ] а также «отречение» в зависимости от контекста. [ 3 ] [ 4 ] Это этическая концепция в индуизме, буддизме и джайнизме.
Этимология
[ редактировать ]Тьяга означает – жертва, отречение, оставление, отставка, пожертвование, оставление, щедрость, уход. [ 5 ] Тьяга, которая представляет собой не просто физическое отречение от мира, отличается от саньясы ; Саньяса, происходящая от корня, означает – «полный отказ», Тьяга означает – «щедро отдавать то, что можно было бы, вероятно, сохранить». [ 6 ]
индуизм
[ редактировать ]Тьяга, или отказ, означает отказ от всех тревог ради наслаждения плодами действий; Благодаря практике этого вида тьяги, привносящей дисциплину в повседневную деятельность, преодолевается кратковременное беспокойство о том, чтобы насладиться плодами действий. Это субъективный отказ от эгоизма и желаний. [ 7 ]
Ягья – это Тьяга . Ведическая – «стремление к интерпретация отказа ( tyāga ) от плодов ритуальных действий, включая – agnistomena svargakāmo yajeta небесам», этот отказ можно найти выраженным во фразе – agnaye idam na mama – «это для Агни, а не для для меня» – произносит яджамана во время жертвоприношения. [ 8 ]
Теджобинду Упанишада, принадлежащая Кришна-яджурведе, объясняет, что в Тьяге («отречении») человек отказывается от проявлений или объектов вселенной посредством познания Атмана , то есть Сат и Чит , и это практикуется мудрецами как дающий немедленное спасение. [ 9 ] Таким образом, Кайвалья Упанишада изображает состояние человека на пути отречения ( тьяга ) как ставшего свободным от всякой привязанности к мирскому и который, следовательно, знает и ощущает себя только как единая божественная сущность, живущая во всем. [ 10 ]
Тьяга из Бхагавад-гиты
[ редактировать ]Мокша состоит в обеспечении прочной свободы от рабства существования в форме рождения и смерти и осознании Бога, который есть не что иное, как Блаженство (Брахман). Глава XVIII Бхагавад-гиты посвящена саньясе и тьяге, путям знания и действия, которые являются средствами достижения мокши. Кришна говорит Арджуне , что хотя санньяса понимается как отказ от всех действий, мотивированных желаниями, а тьяга состоит в отказе от плодов всех действий; что от всех действий стоит отказаться, поскольку они содержат меру зла, что не стоит избегать жертвоприношений, благотворительности и покаяния, существует три вида Тьяги – Саттвика , Раджасика и Тамасика (Шлока XVIII.4). В то время как акты жертвоприношения, благотворительности и покаяния, очистители мудрецов, должны совершаться без привязанности и надежды на награду, Кришна утверждает - मोहात्तस्य परित्यागस्तामसः (отказ от предписанных обязанностей через невежество) нежелательно, это тамасика форма тьяги ; если это произошло из-за कायक्लेशभयात्तयजेत् (оставления из-за страха физического напряжения), то это Раджасика форма ; если это -
- То действие, которое суждено совершить, называется кармой, о Арджуна.
- Такой отказ от привязанности и ее плодов считается саттвическим. (Шлока XVIII.9)
- «Предписанный долг, который выполняется просто потому, что он должен быть выполнен, отказавшись от привязанностей и плодов, единственный и признан саттвикой формой отречения».
После этого Арджуне рассказывают о признаках отречения саттвика-человека и о том, что, поскольку никто, обладающий телом, не может полностью отказаться от всех действий, только тот, кто воздерживается от запрещенных действий и тех, которые мотивированы желанием, и совершает обязанностей, отказывается от плодов действий, называется человеком отречения; ему не достаются никакие плоды действий (Шлока XVIII.11-12). [ 11 ] В предыдущих беседах Кришна рекомендовал Арджуне действия, которые следует выполнять как долг (гл.III.19); Он велел ему совершать предписанные действия (гл.III.8), быть свободным от привязанностей (гл.III.9,19 и гл.II.48) и не иметь стремления к плодам действий (гл.II). .47); Кришна рекомендовал Саттвика-тьягу . [ 12 ]
Саньяса и Тьяга
[ редактировать ]Санньяса буквально означает – отбрасывание, абсолютное отвержение, формальная монашеская жизнь; в Бхагавад-гите это означает – психическое состояние полного отречения, бескомпромиссного отказа от всего недостойного и недостойного, сильного бесстрастия к вещам мира, как внутренним, так и внешним. Тьяга буквально означает – отказ, отказ от всего, что препятствует реализации Самости; в Бхагавад-гите оно означает – отречение в смысле отказа от плодов действия. Саньяса является внешней, хотя и основана на внутренней предрасположенности; Тьяга полностью ментальна, это состояние мысли и отношения. Арджуне настойчиво говорят, что можно действовать и не накапливать никакой кармы; это вопрос сознания. [ 13 ]
В этом контексте Чинмаянанда отмечает, что отказ — это истинное содержание статуса отречения: санньяса без духа тьяги — это всего лишь пустое зрелище; настоящее отречение предназначено для подъема к более благородному статусу самореализации, ведущему к более широким полям самовыражения, к более полному образу жизни и к большему опыту радости. [ 14 ] И Ауробиндо объясняет, что: «Санньяса в терминологии мудрецов означает отказ от желаемых действий. В этом смысле Тьяга, а не саньяса, является лучшим путем. но желание, которое придает им такой характер, должно быть удалено от нас... Духовная передача всех работ Учителю и его Шакти - это настоящая санньяса в учении Гиты.... Сущность отречение, истинная Тьяга, истинная санньяса — это не какое-то эмпирическое правило бездействия, а бескорыстная душа, бескорыстный ум, переход от эго к свободной безличной и духовной природе». [ 15 ]
Самодисциплина также становится формой саттвика-тьяги , в ходе которой человек обретает контроль над негативными эмоциями и поведением, такими как гнев, жадность и гордость. [ 16 ] Бхагавад-гита предлагает действие как ступеньку на пути духовного восхождения, как эффективное средство очищения ума посредством усердно развиваемой умственной дисциплины в действии; истинный плод Тьяги — возвышенное чувство покоя и удовлетворения, даже если оно влечет за собой небольшой физический дискомфорт. [ 17 ]
Джайнизм
[ редактировать ]Согласно Таттвартха-сутре аскета , дхарма состоит из десяти элементов, то есть абстрактных добродетелей, а именно: кшама («терпение»), мардава («смирение»), арджава («честность»), шауча («отсутствие желаний»), сатья («смирение»). правдивость»), самьяма («самодисциплина»), тапас («самоумерщвление»), тьяга («отречение»), акинчанья («бедность») и брахмачарья («целибат»). Хемачандра признал только двух из десяти пратьяхьян, а именно. санкета-пратьяхьяна и аддха-пратьакхьяна , первая из восьми типов является символической, и преданный воздерживается от приема пищи в течение некоторого времени, благодаря чему отречением он напоминает свой ум к своим религиозным обязанностям; последний носит ритуальный характер, также связан с воздержанием от еды или отказом от нее и имеет определенную методологию, которую необходимо принять. Ахимса-врата, практикуемая шветамбрами, подразумевает отказ от убийства. пять видов тьяг По сути, в одиннадцать пратим входят , а именно. сачитта-тйага пратима , стадия отказа от сырой пищи; арамбха-тьяга пратима , стадия отказа от всякой профессиональной деятельности; париграха-тьяга пратима , стадия публичной передачи собственности сыну или родственнику; анумати-тьяга пратима , стадия ухода из дома и воздержания от советов по домашним вопросам, и уддишта-тьяга пратима , стадия отказа от еды, специально приготовленной для себя, то есть стадия поиска милостыни, как монах, которой обычно следуют Шветамбры , Дигамбарас и Авасьяка-Чурни . Немичандра приводит список из восьмидесяти четырех асатан, в который входят сачиттанам атаяга , или неспособность удалить разумные объекты, и адживе тьяга , или неспособность удалить неразумные объекты. [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Монье Монье-Вильямс, Тьяга , Санскритский словарь английского языка, Oxford University Press, стр. 456
- ^ ВСАпте. Практический санскритско-английский словарь . Цифровые словари Южной Азии. Архивировано из оригинала 24 февраля 2021 г. Проверено 18 февраля 2014 г.
- ^ Капил Н. Тивари (1998). Измерение отречения в Адвайте . Мотилал Банарсидасс. п. 50. ISBN 978-81-208-0825-6 .
- ^ Роберт Уильямс (1991). Джайна-йога: обзор средневековых шравакачар . Мотилал Банарсидасс. стр. 34–35. ISBN 978-81-208-0775-4 .
- ^ «Санскритский словарь» . Spokensanskrit.de.
- ^ Джинин Д. Фаулер (2012). Бхагавад-гита: текст и комментарии для студентов . Пресса Сассексской Академии. п. 273. ИСБН 9781845193461 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Пунам Шарма (16 ноября 2004 г.). Управленческая этика: дилеммы в принятии решений . МУДРЕЦ. п. 106. ИСБН 9780761932499 .
- ^ Фриц Стаал (1996). Ритуалы и мантры: Правила без смысла . Мотилал Банарсидасс. п. 121. ИСБН 9788120814127 .
- ^ ИсламКатоб. Тридцать малых упанишад . Исламские книги. п. 79.
- ^ Пол Дойссен (сентябрь 1997 г.). Шестьдесят Упанишад Вед . Мотилал Банарсидасс. п. 791. ИСБН 9788120814677 .
- ^ Джаядаял Гояндака. Шримадбхагавадгита Таттвавивечани . Гита Пресс, Горакхпур. стр. 659–669.
- ^ Чхаганлал Г. Каджи (2004). Философия Бхагавад-гиты: изложение . Издательство Генезис. ISBN 9788177558708 .
- ^ ИсламКотоб. Бхагавад Гита: Полный комментарий . Исламские книги. п. 248 250.
- ^ «18», «Святая Гита» , перевод Чинмаянанды Сарасвати , «Миссия Чинмайя» (опубликовано в 1960 г.), 1996 г., с. 1127,1138, OCLC 1076025298 , Викиданные Q108731212
- ^ Ауробиндо (март 1996 г.). Бхагавад Гита и ее послание . Лотос Пресс. стр. 252–256. ISBN 9780941524780 .
- ^ Пуджан Рока (апрель 2006 г.). Бхагавад Гита об эффективном лидерстве . iUniverse. п. 139. ИСБН 9780595370405 .
- ^ Чинмаянанда. Искусство создания человека. Часть 2 . Миссия Чинмайя. п. 339. ИСБН 9788175974692 .
- ^ Р. Уильямс (1991). Джайна-йога: обзор средневековых сарвакачар . Мотилал Банарсидасс. стр. 34, 69, 173, 227. ISBN. 9788120807754 .