Бог в индуизме
Часть серии о |
Теизм |
---|
Часть серии о |
индуизм |
---|
В индуизме концепция Бога варьируется в различных религиозно-философских традициях . [6] Индуизм включает в себя широкий спектр верований о Боге и Божественности, таких как генотеизм , монотеизм , политеизм , панентеизм , пантеизм , пандеизм , монизм , агностицизм , атеизм и нетеизм . [9]
Формы теизма упоминаются в Бхагавад-гите . Эмоциональная или любовная преданность ( бхакти ) главному богу, такому как аватары Вишну Шива ( и например, Кришна), Деви ( появившаяся в период раннего средневековья ), теперь известна как движение Бхакти . [10] [11] Современный индуизм можно разделить на четыре основные теистические индуистские традиции: вайшнавизм , шиваизм , шактизм и смартизм . Вайшнавизм, Шиваизм и Шактизм поклоняются индуистским божествам Вишну , Шиве и Деви как Верховному Богу соответственно или рассматривают все индуистские божества как аспекты одной и той же Высшей Реальности или вечного и бесформенного метафизического Абсолюта , называемого в индуизме Брахманом , или, в переводе с санскритской терминологии Сваям-Бхагаван («Сам Бог»). Другие второстепенные секты, такие как Ганапатья и Саура, сосредотачиваются на божествах Ганеше или Сурье как Верховном.
Индусы, следующие Адвайта Веданте, считают атман , индивидуальную душу в каждом живом существе, таким же, как Вишну, Шиву или Деви. [12] [13] [14] или, альтернативно, тождественно вечному и бесформенному метафизическому Абсолюту, называемому Брахманом . [21] Такая философская система Адвайты или недуализма , разработанная в веданты школе индуистской философии , особенно изложенная в Упанишадах , была популяризирована индийским философом, ведическим ученым, учителем и мистиком Ади Шанкарой в 8 веке нашей эры. и оказал огромное влияние на индуизм. [22] [23] [24] Поэтому адвайтины верят, что Брахман — это единственное Высшее Существо ( Пара Брахман ) и Высшая Реальность , которая существует за пределами (неправильно) воспринимаемой реальности мира множества объектов и преходящих личностей. [25]
Индуисты, следующие Двайта Веданте, считают, что дживатман (индивидуальное «я») и вечный и бесформенный метафизический Абсолют, называемый в индуизме Брахманом , существуют как независимые реальности и что они фундаментально различны. [26] [27] Такая философская система Двайты или дуализма , развитая в веданты школе индуистской философии , особенно изложенная в Ведах , была популяризирована индийским философом, ведическим знатоком и теологом Мадхвачарьей в 13 веке нашей эры и стала еще одним большое влияние на индуизм. [28] В частности, влияние философии Мадхвачарьи было наиболее заметным и выраженным в школе Чайтаньи бенгальского вайшнавизма . [29]
Генотеизм, катенотеизм и эквитеизм
[ редактировать ]К тому, что является одним
Они зовут его Индрой, Митрой, Варуной, Агни,
и он — небеснокрылый Гарутман.
Тому, что Едино, мудрецы дают множество титулов.
- Ригведа 1.164.46
Перевод: Клаус Клостермайер [30] [31]
Генотеизм — термин, используемый такими учёными, как Макс Мюллер, для описания теологии ведической религии . [32] [33] Мюллер отметил, что в гимнах Ригведы , старейшего священного писания индуизма, упоминается множество божеств, но они восхваляются последовательно как «единый высший, верховный Бог» (в некоторых традициях называемый саччиданандой ), либо как «одна верховная богиня». [34] утверждая тем самым, что сущность божеств была единой ( экам ), а божества были не чем иным, как плюралистическими проявлениями одной и той же концепции божественного (Бога). [33] [35] [36]
Идея о том, что может существовать и существует множество точек зрения на один и тот же божественный или духовный принцип, повторяется в ведических текстах. Например, кроме гимна 1.164 с этим учением, [30] более древний гимн 5.3 Ригведы гласит :
Ты при рождении — Варуна , о Агни .Когда ты зажжен, ты — Митра .В тебе, о сын силы, сосредоточены все боги.Ты Индра для смертного, приносящего подношение.Вы арийец , если вас считают обладателем таинственные имена девиц, о Самодостаточная.
Термины, связанные с генотеизмом, — монолатризм и катенотеизм . [39] Последний термин является расширением «генотеизма» от καθ' ἕνα θεόν ( кат'хена теон ) — «один бог за раз». [40] Генотеизм относится к плюралистической теологии, в которой различные божества рассматриваются как имеющие единую, эквивалентную божественную сущность. [33] Некоторые ученые предпочитают термин монолатрия генотеизму, чтобы обсуждать религии, в которых один бог занимает центральное место, но существование или положение других богов не отрицается. [39] [36] Другой термин, связанный с генотеизмом, — «эквитеизм», обозначающий веру в то, что все боги равны. [41]
«Кто действительно знает?
Кто здесь провозгласит это?
Откуда оно было произведено?
Откуда это творение?
Боги пришли позже,
с созданием этой вселенной.
Кто тогда знает, откуда оно возникло?»
- Насадия Сукта , Риг Веда , 10:129-6. [42] [43] [44]
Панентеизм и нетеизм
[ редактировать ]Концептуализация божественного или Единого в ведическую эпоху, утверждает Джинин Фаулер, более абстрактна, чем монотеистический Бог, это Реальность, стоящая за феноменальной вселенной. [45] Ведические гимны трактуют это как «безграничный, неописуемый, абсолютный принцип», таким образом, ведийское божество представляет собой нечто вроде панентеизма , а не простого генотеизма. [45]
В позднюю ведическую эпоху, примерно в начале эпохи Упанишад ( ок. 800 г. до н. э. ), возникают теософские спекуляции, развивающие концепции, которые ученые по-разному называют недуализмом или монизмом , а также формы нетеизма и пантеизма . [45] [46] [47] Примером сомнения в концепции Бога, помимо найденных в ней генотеистических гимнов, являются более поздние части Ригведы , такие как Насадия Сукта . [48]
Индуизм называет метафизическое абсолютное понятие Брахманом , включающим в себя трансцендентную и имманентную реальность. [49] [50] [51] Различные школы мысли интерпретируют Брахмана как личный , безличный или трансперсональный. Ишвар Чандра Шарма описывает это как «Абсолютную Реальность, за пределами всех двойственностей существования и несуществования, света и тьмы, времени, пространства и причины». [52]
Влиятельные древние и средневековые индуистские философы, утверждает профессор философии Рой Перретт, преподают свои духовные идеи миру, созданному ex nihilo , и «эффективно обходятся вообще без Бога». [53] В индуистской философии существует множество различных школ. [54] Его нетеистические традиции, такие как санкхья, ранняя ньяя, мимамса и многие веданты, такие как адвайта, не предполагают существование всемогущего, всемогущего, всеведущего и всеблагого Бога (монотеистического Бога), в то время как его теистические традиции постулируют существование личного Бога, оставленного на произвол судьбы. выбор индуса. Основные школы индуистской философии объясняют мораль и природу существования через доктрины кармы и самсары , как и в других индийских религиях. [55] [56] [57]
Монотеизм
[ редактировать ]Монотеизм – это вера в единого Бога-творца и отсутствие веры в какого-либо другого Создателя. [58] [59] Индуизм не является монолитной религией, и различные секты могут или не могут утверждать или требовать такой веры. Религия в индуизме считается личной верой, и последователи могут свободно выбирать различные интерпретации в рамках кармы и самсары . Многие формы индуизма верят в своего рода монотеистического Бога, например, кришнаизм с полиморфным теизмом, некоторые школы Веданты и Арья Самадж . [60] [61] [62]
Адвайта Веданта , например, поддерживает монизм и считает Брахмана неизменным и неотличимым от реальности. Таким образом, Брахман неотличим от индивидуального «я», или Атмана . [15] [63] , считают, что эта концепция Хотя некоторые, такие как Дэвид Адамс Лиминг и Гэвин Флад в некоторой степени напоминает монотеистические концепции бога, поскольку все остальные считаются проявлениями Брахмана . [15] [64]
Некоторые средневековые мусульманские ученые, такие как аль-Бируни и Амир Хосров , описывали индуизм как фундаментально монотеистический по своей природе и приписывали политеистическое поклонение недостатку образования. [65]
Монотеистический Бог Мадхвачарьи
[ редактировать ]Мадхвачарья (1238–1317 гг. Н. Э.) разработал теологию Двайты , в которой Вишну был представлен как монотеистический Бог, подобный основным мировым религиям. [66] [67] Его сочинения заставили некоторых, таких как Джордж Абрахам Грирсон , предположить, что он находился под влиянием христианства . [68] Однако современные ученые исключают влияние христианства на Мадхвачарью. [68] [69] поскольку нет никаких доказательств того, что когда-либо существовало христианское поселение, где Мадхвачарья вырос и жил, или что между ним и кем-то, знающим Библию и христианские повествования, происходил обмен или обсуждение идей. [70] Более того, многие приверженцы считают сходство поверхностным и несущественным; например, Мадхвачарья постулирует три одновременно вечные фундаментальные реальности, состоящие из Высшего Существа (Вишну или Параматмана), индивидуального Я ( дживатмана ) и неодушевленной материи. [71]
Мадхвачарью неправильно воспринимали и искажали как христианские миссионеры, так и индуистские писатели во времена учености колониальной эпохи. [72] [70] Сходство в первенстве единого Бога, дуализм и различие между человеком и Богом, преданность Богу, Сыну Божию как посреднику, предопределению, роли благодати в спасении, а также сходство в преданиях о чудесах в христианстве. и традиция Двайты Мадхвачарьи послужила основой для этих историй. [72] [70] Среди христианских писателей творчески утверждал Г. А. Грирсон, что идеи Мадхвы, очевидно, были «заимствованы из христианства, вполне возможно, пропагандировались как соперник центрального учения этой веры». [73] По словам Сармы, среди индуистских писателей С.К. Васу творчески переводил произведения Мадхвачарьи, чтобы отождествить Мадхвачарью с Христом, а не сравнивать их идеи. [74]
Брахман
[ редактировать ]Многие традиции индуизма разделяют ведическую идею метафизической высшей реальности и истины, называемой Брахманом . По мнению Джана Гонды , Брахман обозначал «силу, присущую звуку, словам, стихам и формулам Вед» в самых ранних ведических текстах. Раннее ведическое религиозное понимание Брахмана претерпело ряд абстракций в индуистских писаниях, последовавших за ведическими писаниями. Эти писания раскроют обширный объем знаний о природе Брахмана, первоначально раскрытой в Ведах. Эти индуистские традиции, возникшие из ведических писаний или отождествляемые с ними и поддерживающие идею метафизической конечной реальности, идентифицируют эту конечную реальность как Брахмана. Индуистские приверженцы этих традиций в индуизме почитают индуистские божества и, по сути, все сущее как аспекты Брахмана. [75] [76] Божества в индуизме не считаются всемогущими, всемогущими, всеведущими и всеблагими, а духовность считается поиском окончательной истины, которая возможна несколькими путями. [77] [78] [79] Как и в других индийских религиях, в индуизме божества рождаются, живут и умирают в каждой кальпе (эоне, цикле существования). [80]
В индуизме Брахман означает высший универсальный принцип, высшую реальность во вселенной . [81] [82] [83] В основных школах индуистской философии это материальная, действенная, формальная и конечная причина всего сущего. [82] [84] [85] Это всепроникающая, бесполая, бесконечная, вечная истина и блаженство, которые не меняются, но являются причиной всех изменений. [81] [86] [87] Брахман как метафизическая концепция представляет собой единое связующее единство, стоящее за разнообразием всего, что существует во вселенной. [81] [88]
Брахман — это ведическое санскритское слово, и в индуизме оно концептуализируется, как утверждает Поль Дойссен , как «творческий принцип, реализованный во всем мире». [89] Брахман – это ключевая концепция Вед , которая широко обсуждается в ранних Упанишадах . [90] Веды концептуализируют Брахмана как Космический Принцип. [91] В Упанишадах оно по-разному описывается как Сат-чит-ананда (истина-сознание-блаженство). [92] [93] и как неизменная, постоянная, высшая реальность. [86] [94] [примечание 1] [примечание 2]
Брахман обсуждается в индуистских текстах с концепцией Атмана (Я), [90] [97] личный , [примечание 3] безличный [примечание 4] или Пара Брахман , [примечание 5] или в различных сочетаниях этих качеств в зависимости от философской школы. [98] В дуалистических школах индуизма, таких как теистическая Двайта Веданта , Брахман отличается от Атмана (Я) в каждом существе и в этом разделяет концептуальную структуру Бога в основных мировых религиях. [85] [66] [99] В недвойственных школах индуизма, таких как монистическая Адвайта Веданта , Брахман идентичен Атману, Брахман присутствует везде и внутри каждого живого существа, и во всем существовании существует связанное духовное единство. [87] [100] [101]
Упанишады содержат несколько маха-вакьев или «Великих высказываний» о концепции Брахмана: [102]
Текст | Упанишады | Перевод | Ссылка |
---|---|---|---|
Я Брахман Ахам Брахмасми | Брихадараньяка Упанишада 1.4.10 | «Я Брахман» | [103] |
Эта душа — Брахман айам атма брахма | Брихадараньяка Упанишада 4.4.5 | «Я – это Брахман» | [104] |
Всё есть Брахман сарвам кхалвидам брахма | Чандогья Упанишада 3.14.1 | «Все это Брахман» | [105] |
Единственный, уникальный экам эвавидиям | Чандогья Упанишада 6.2.1 | «Этот [Брахман] один, без второго» | [106] |
Ты суть тат твам аси | Чандогья Упанишада 6.8.7 и след. | «Ты есть это» («Ты — Брахман») | [107] [108] |
Мудрость – это Брахман Праджнанам Брахма | Айтарейя Упанишада 3.3.7 | «Знание – это Брахман» | [109] |
Сагуна и Ниргуна
[ редактировать ]Хотя подшколы индуизма, такие как Адвайта Веданта, подчеркивают полную эквивалентность Брахмана и Атмана , они также толкуют Брахман как сагуна Брахман — Брахман с атрибутами, и ниргуна Брахман — Брахман без атрибутов. [110] Ниргуна Брахман — это Брахман, какой он есть на самом деле, однако сагуна Брахман позиционируется как средство реализации ниргуна Брахмана , но школы индуизма объявляют сагуна Брахман в конечном итоге иллюзорным. [111] Концепция сагуна Брахмана , например, в форме аватаров , рассматривается в этих школах индуизма как полезный символизм, путь и инструмент для тех, кто все еще находится в своем духовном путешествии, но эта концепция в конечном итоге отбрасывается полностью просветленный. [111]
Движение Бхакти в индуизме построило свою теософию вокруг двух концепций Брахмана — Ниргуны и Сагуны . [112] Ниргуна Брахман представлял собой концепцию Абсолютной Реальности как бесформенной, без атрибутов и качеств. [113] Сагуна Брахман, напротив, был задуман и развит как имеющий форму, атрибуты и качества. [113] Эти две традиции имеют параллели в древних пантеистических непроявленных и теистических явленных традициях соответственно, и их можно проследить до диалога Арджуна-Кришна в Бхагавад-Гите . [112] [114] Это тот же Брахман, но рассматриваемый с двух точек зрения: одна — с Ниргуни точки зрения знания , а другая — с точки зрения любви Сагуни , объединенных как Кришна в Гите. [114] Поэзия Ниргуна- бхакты была Джнана-шрайи , или имела корни в знании. [112] Поэзия Сагуны бхакты была према-шрайи , или укорененной в любви. [112] В Бхакти упор делается на взаимную любовь и преданность, когда преданный любит Бога, а Бог любит преданного. [114]
Концепции движения Бхакти Ниргуна и Сагуна Брахмана сбивают с толку ученых, особенно традиция Ниргуни , поскольку она предлагает, как утверждает Дэвид Лорензен, «искреннюю преданность Богу без атрибутов, даже без какой-либо определяемой личности». [115] Тем не менее, учитывая «горы литературы о бхакти Ниргуни », добавляет Лорензен, бхакти Ниргуна Брахмана было частью реальности индуистской традиции наряду с бхакти Сагуна Брахмана . [115] Это были два альтернативных способа представления Бога во время движения бхакти. [112]
Ишвара
[ редактировать ]Йогасутры Патанджали используют термин Ишвара в 11 стихах: с I.23 по I.29, II.1, II.2, II.32 и II.45. С момента выхода Сутры индуистские учёные спорят и комментируют, кто или что такое Ишвара ? Эти комментарии варьируются от определения Ишвары от «личного бога» до «особого я» и «всего, что имеет духовное значение для человека». [116] [117] Уичер объясняет, что, хотя краткие стихи Патанджали можно интерпретировать как теистические, так и нетеистические, концепция Ишвары Патанджали в философии йоги действует как «преобразующий катализатор или руководство, помогающее йогину на пути к духовному освобождению». [118]
Патанджали определяет Ишвару (санскрит: Ишвар) в стихе 24 Книги 1 как «особое Я ( пуруша-вишеша )», [119]
трогают желания последствий страданий, действий и Санскрит: Верховную Личность Бога последствий.
– Йога-сутры I.24
Эта сутра йогической философии индуизма добавляет характеристики Ишвары как особого «Я», на которое не влияют (अपरामृष्ट, aparamrsta ) препятствия/невзгоды (क्लेश, klesha ), обстоятельства, созданные прошлыми или текущими действиями (कर्म, карма ), плоды своей жизни (विपाक, випака ) и свои психологические склонности/намерения (आशय, ашая). [120] [121]
Среди различных сект индуизма , практикующих путь бхакти, основанных на школе йоги в индуизме, Ишвара означает только определенное божество, такое как Шива .
Боже мой
[ редактировать ]Сваям Бхагаван , санскритский богословский термин, представляет собой концепцию абсолютного представления монотеистического Бога как самого Бхагавана в индуизме . Богословская интерпретация сваям-бхагавана различается в каждой традиции, и в переводе с санскрита этот термин литературно означает « Сам Бхагаван » или «непосредственно Бхагаван ». [122] Более ранние комментаторы, такие как Мадхвачарья, переводили термин Сваям Бхагаван как «тот, кто обладает бхагаваттой »; что означает «тот, кто обладает всеми хорошими качествами». [123] Этот термин редко используется для обозначения других форм Кришны и Вишну в контексте определенных религиозных текстов, таких как Бхагавата Пурана , а также в других сектах вайшнавизма.
Богословская интерпретация Сваям Бхагавана различается в зависимости от традиции, и буквальный перевод этого термина понимается по-разному. В переводе с санскритского языка термин «литературный» означает « Сам Бхагаван » или «непосредственно Бхагаван ». [122] Другие перевели это просто как « Сам Господь ». [124]
Традиция Гаудия-вайшнавов часто переводит его с точки зрения первобытного Господа или изначальной Личности Бога , но также рассматривает такие термины, как Верховная Личность Бога и Верховный Бог , как эквиваленты термина Сваям Бхагаван , и может также решить применить эти термины к Вишну, Нараяна и многие из связанных с ними Аватаров . [125] [126] Однако следует отметить, что хотя принято говорить о Вишну как об источнике аватаров, это лишь одно из имен бога вайшнавизма , который также известен как Нараяна , Васудева и Кришна, и за каждым из этих имен стоит — божественная фигура, приписываемая главенствующей роли в вайшнавизме . [127]
Кришнаизм
[ редактировать ]В индуизме Кришне поклоняются с разных точек зрения. [128] [129] Кришнаизм — это традиция, связанная с вайшнавизмом, в которой Кришна считается Сваям Бхагаваном , что означает «Сам Бог», и этот титул используется исключительно для обозначения Кришны как Верховного Бога. [130] [131] Кришнаитские традиции индуизма или считают его источником всех аватаров и источником самого Вишну таким же, как Нараяна . Поэтому его считают Сваям Бхагаваном . [132] [133] [123]
В Гаудия-вайшнавов богословии , ориентированном на Кришну , титул Сваям Бхагаван используется исключительно для обозначения Кришны . [134] Кришна признан Сваямом Бхагаваном в верованиях Гаудия-вайшнавизма и Двайты индуистской философии. подшколы [135] Пуштимаргская традиция , [136] в Нимбарка-сампрадае , где Кришна считается источником всех других аватаров, а также источником самого Вишну. [135] [137] Гаудия-вайшнавы и последователи традиции Пуштимарг и Нимбарка-сампрадаи используют Гопала Тапани Упанишаду , [138] и Бхагавата Пурана , чтобы поддержать их мнение о том, что Кришна действительно является Сваям Бхагаваном . Это убеждение было обобщено автором XVI века Дживой Госвами в некоторых его произведениях, таких как «Кришна-сандарбха» . [122]
Вайшнавизм
[ редактировать ]В других субтрадициях вайшнавизма Кришна является одним из многих аспектов и аватаров Вишну (например, Рама), распознаваемых и понимаемых с помощью эклектичного набора точек зрения и точек зрения. [128] Вайшнавизм – одна из самых ранних традиций, ориентированных на Бога, берущая свое наследие из Вед . [132] [133] [139]
Когда последователи Вишну-центрированных сампрадай вайшнавизма описывают Кришну как « Сваям Бхагавана », это относится к их вере в то, что Кришна является одним из самых высоких и полных из всех аватаров и считается « парипурна Аватарой », полным во всех отношениях и одинаковым. как оригинал. [140] По их мнению, Кришна описывается в « Бхагавата-пуране» как Пурнаватара (или полное проявление) Бхагавана, тогда как другие воплощения называются частичными.
В шри-вайшнавизме Кришна рассматривается как один из многих аватаров Нараяны или Вишну. [141] [127] Субтрадиция шри-вайшнавизма почитает богиню Лакшми и бога Вишну как эквивалент. [142] и считает, что его корни уходят корнями в древние Веды и тексты Панчаратры на санскрите. [143]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ "не подлежит сублатации" , [94] последний элемент диалектического процесса, который нельзя устранить или уничтожить (нем. «aufheben»).
- ^ Это также определяется как:
- Неизменная, бесконечная , имманентная и трансцендентная реальность , которая является Божественной Основой всей материи , энергии , времени, пространства , бытия и всего, что находится за пределами этой Вселенной ; это единый высший, универсальный дух. [95]
- Единый высший, всепроникающий Дух, который является источником и опорой феноменальной вселенной . [96]
- ^ Сагуна Брахман , с качествами
- ^ Ниргуна Брахман , без качеств
- ^ Верховный
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед , Том 1, Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-8120814684 , страницы 67-85, 227, 284, 308, 318, 361-366, 468, 600-601, 667, 772.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нарайанан, Васудха (2018) [2009]. «Боги, богини и божественные силы (обзорная статья)». В Басу, Элен; Якобсен, Кнут А .; Малинар, Анжелика; Нарайанан, Васудха (ред.). Энциклопедия индуизма Брилла . Том. 1. Лейден : Издательство Brill . дои : 10.1163/2212-5019_BEH_COM_103 . ISBN 978-90-04-17641-6 . ISSN 2212-5019 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Липнер, Джулиус Дж. (2010) [1998]. Индусы: их религиозные верования и обычаи (второе изд.). Лондон и Нью-Йорк : Рутледж . п. 8. ISBN 978-0-415-45677-7 . OCLC 698586925 .
минимальном смысле, описанном для того, чтобы индусы приняли его как , индуиста [...] не обязательно быть религиозным в или совершенно обоснованно описывать себя как индуиста. Можно быть политеистом или монотеистом, монистом или пантеистом, даже агностиком, гуманистом или атеистом, и при этом считаться индуистом.
- ^ Лестер Курц (ред.), Энциклопедия насилия, мира и конфликтов, ISBN 978-0123695031 , Академическое издательство, 2008 г.
- ^ М.К. Ганди, Сущность индуизма , редактор: В.Б. Кхер, Navajivan Publishing, см. стр. 3; По словам Ганди, «человек может не верить в Бога и при этом называть себя индуистом».
- ^ [2] [3] [4] [5]
- ^ Чакраварти, Ситансу С. (1991). «Индуистская перспектива» . Индуизм, образ жизни . Дели : Мотилал Банарсидасс . стр. 70–71. ISBN 978-81-208-0899-7 . OCLC 925707936 .
Согласно индуизму , разные религии — это всего лишь альтернативные пути к одной и той же духовной цели. Таким образом, хотя духовность является необходимым стремлением человека, религия, которой следует человек, не обязательно должна быть одинаковой для всех. [...] Первое индуистское писание, Ригведа , датируемое по крайней мере 4000 лет назад, говорит: «Истина одна, хотя мудрецы называют ее разными именами». Махабхарата . , в которую входит Гита , изобилует высказываниями, означающими, что религиозные потоки, хотя и разделены, но направляются к одному и тому же океану божественности
- ^ Смарт, Ниниан (10 ноября 2020 г.) [26 июля 1999 г.]. «Политеизм» . Британская энциклопедия . Эдинбург : Британская энциклопедия, Inc. Архивировано из оригинала 11 ноября 2020 года . Проверено 25 апреля 2021 г.
- ^ [2] [3] [7] [8]
- ^ Джун МакДэниел Индуизм , Джон Корриган, Оксфордский справочник по религии и эмоциям , (2007) Oxford University Press , 544 страницы, стр. 52-53 ISBN 0-19-517021-0
- ^ Карен Печелис (2014), Воплощение бхакти, Oxford University Press, ISBN 978-0195351903 , страницы 3–4, 15–28.
- ^ Мариасусай Дхавамони (1999), Индуистская духовность, GB Press, ISBN 978-8876528187 , стр. 129.
- ^ Olivelle 1992 , стр. 80–81, 210 со сносками.
- ^ Ганеш Тагаре (2002), Философия Пратьябхиджны, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120818927 , страницы 16–19.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Лиминг, Дэвид А. (2014). «Брахман». В Лиминге, Дэвид А. (ред.). Энциклопедия психологии и религии (2-е изд.). Бостон : Springer Verlag . п. 197. дои : 10.1007/978-1-4614-6086-2_9052 . ISBN 978-1-4614-6087-9 .
Для индуистов , особенно последователей традиции Адвайта Веданты , Брахман — это недифференцированная реальность, лежащая в основе всего существования. Брахман — это вечная первопричина, присутствующая везде и нигде, за пределами времени и пространства, неопределимый Абсолют . Боги — воплощения Брахмана. Можно сказать, что все, что есть Брахман. И можно утверждать, что Брахман — это монотеистическая концепция или, по крайней мере, монистическая , поскольку все боги — предположительно любой традиции — являются проявлениями Брахмана, реальными только потому, что Брахман существует.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Халлиган, Фредрика Р. (2014). «Атман». В Лиминге, Дэвид А. (ред.). Энциклопедия психологии и религии (2-е изд.). Бостон : Springer Verlag . стр. 134–135. дои : 10.1007/978-1-4614-6086-2_54 . ISBN 978-1-4614-6087-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рам-Прасад, Чакраварти (2018) [2010]. «Брахман». В Басу, Элен; Якобсен, Кнут А .; Малинар, Анжелика; Нарайанан, Васудха (ред.). Энциклопедия индуизма Брилла . Том. 2. Лейден : Издательство Brill . дои : 10.1163/2212-5019_BEH_COM_2050070 . ISBN 978-90-04-17893-9 . ISSN 2212-5019 .
- ^ Уильям Уэйнрайт (2012), Концепции Бога. Архивировано 23 марта 2015 года в Wayback Machine , Стэнфордская энциклопедия философии, Стэнфордский университет.
- ^ У Мурти (1979), Самскара, Oxford University Press, ISBN 978-0195610796 , стр. 150.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Диссанаяке, Вимал (1993). «Тело в индийской теории и практике» . В Касулисе, Томас П.; Эймс, Роджер Т.; Диссанаяке, Вимал (ред.). «Я» как тело в азиатской теории и практике . Серия SUNY: Тело в культуре, истории и религии. Олбани, Нью-Йорк : SUNY Press . п. 39. ИСБН 0-7914-1079-Х . OCLC 24174772 .
Упанишады , или внутреннего « составляют основу индуистской философской мысли , а центральной темой Упанишад является тождество Атмана и Брахмана я» и космического «я». [...] Если мы придерживаемся мысли, что Брахман — это космический принцип, управляющий вселенной, а Атман — его физический коррелят, то суть мысли Упанишад можно кратко изложить в формуле Брахман = Атман.
- ^ [15] [16] [17] [18] [19] [20]
- ^ Индич 2000 , с. VII.
- ^ Фаулер 2002 , стр. 240–243.
- ^ Бранниган 2009 , с. 19, Цитата: « Адвайта Веданта — самая влиятельная философская система в индуистской мысли».
- ^ [15] [16] [17] [20]
- ^ Игнатий Путиадам (1985). Вишну, вечно свободный: исследование концепции Бога Мадхвы . Серия диалогов. п. 227.
- ^ Брайант, Эдвин (2007). Кришна: Справочник (Глава 15, Дипак Сарма) . Издательство Оксфордского университета. п. 358. ИСБН 978-0195148923 .
- ^ Н. В. Исаева (1993). Шанкара и индийская философия . СУНИ Пресс. п. 253. ИСБН 978-0791412817 .
- ^ Б. Н. Кришнамурти Шарма (1986). Философия Шри Мадхвачарьи . Публикации Мотилала Банарсидаса. п. 22. ISBN 9788120800687 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Клаус К. Клостермайер (2010). Обзор индуизма: третье издание . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 103 со сноской 10 на странице 529. ISBN 978-0-7914-8011-3 .
- ^ См. также перевод Ригведы Гриффита: Wikisource.
- ^ Сугиртараджа, Шарада, «Представляя индуизм: постколониальная перспектива» , Routledge, 2004, стр. 44;
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Чарльз Талиаферро; Виктория С. Харрисон; Стюарт Гетц (2012). Рутледж-спутник теизма . Рутледж. стр. 78–79. ISBN 978-1-136-33823-6 .
- ^ Уильям А. Грэм (1993). За пределами письменного слова: устные аспекты Священного Писания в истории религии . Издательство Кембриджского университета. стр. 70–71. ISBN 978-0-521-44820-8 .
- ^ Илай Алон; Итамар Грюнвальд; Итамар Сингер (1994). Концепции Другого в ближневосточных религиях . БРИЛЛ Академик. стр. 370–371. ISBN 978-9004102200 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кристоф Эльзас (1999). Эрвин Фальбуш (ред.). Энциклопедия христианства . Вм. Б. Эрдманс. п. 524. ИСБН 978-90-04-11695-5 .
- ^ Герман Ольденберг (1988). Религия Веды . Мотилал Банарсидасс. п. 51. ИСБН 978-81-208-0392-3 .
- ^ См. также перевод этого гимна Гриффитом: Wikisource.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Монотеизм и политеизм , Британская энциклопедия (2014)
- ^ Интернет-словарь этимологии: катенотеизм
- ^ Карл Олсон (2007). Многоцветие индуизма: тематико-историческое введение . Издательство Университета Рутгерса. стр. 8–9. ISBN 978-0-8135-4068-9 .
- ^ Кеннет Крамер (январь 1986 г.). Мировые Писания: Введение в сравнительное религиоведение . Паулист Пресс. стр. 34–. ISBN 978-0-8091-2781-8 .
- ^ Дэвид Кристиан (1 сентября 2011 г.). Карты времени: введение в большую историю . Издательство Калифорнийского университета. стр. 18–. ISBN 978-0-520-95067-2 .
- ^ Упиндер Сингх (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. стр. 206–. ISBN 978-81-317-1120-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джинин Д. Фаулер (2002). Перспективы реальности: введение в философию индуизма . Сассекс Академик Пресс. стр. 43–44. ISBN 978-1-898723-93-6 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Джеймс Л. Форд (2016). Божественный поиск, Восток и Запад: сравнительное исследование конечных реальностей . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 308–309. ISBN 978-1-4384-6055-0 .
- ^ Ниниан Смарт (2013). Йог и преданный (Возрождение Рутледжа): взаимодействие между Упанишадами и католическим богословием . Рутледж. стр. 46–47, 117. ISBN. 978-1-136-62933-4 .
- ^ Джессика Фрейзер (2013). Рассел Ре Мэннинг (ред.). Оксфордский справочник естественного богословия . Издательство Оксфордского университета. стр. 172–173. ISBN 978-0-19-161171-1 .
- ^ PT Раджу (2006), Идеалистическая мысль Индии, Routledge, ISBN 978-1406732627 , стр. 426 и глава заключения, часть XII.
- ^ Джеффри Бродд (2003). Мировые религии: путешествие открытий . Пресса Сент-Мэри. стр. 43–45. ISBN 978-0-88489-725-5 .
- ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120814684 , стр. 91.
- ^ Ишвар Чандра Шарма, Этическая философия Индии , Harper & Row, 1970, стр.75.
- ^ Рой В. Перретт (2013). Философия религии: индийская философия . Рутледж. стр. xiii–xiv. ISBN 978-1-135-70322-6 .
- ^ Джон Боукер (1975). Проблемы страдания в религиях мира . Издательство Кембриджского университета. стр. 194, 206–220. ISBN 978-0-521-09903-5 .
- ^ Кауфман, Уитли Р.П. (2005). «Карма, перерождение и проблема зла». Философия Востока и Запада . 55 (1): 15–32. дои : 10.1353/pew.2004.0044 . S2CID 159781530 .
- ^ Фрэнсис Клуни (2005), в «Блэквеллском спутнике индуизма» (ред.: Гэвин Флуд), Уайли-Блэквелл, ISBN 0631215352 , страницы 454–455;
Джон Боукер (1975). Проблемы страдания в религиях мира . Издательство Кембриджского университета. стр. 194, 206–220. ISBN 978-0-521-09903-5 . ;
Чад В. Мейстер (2010). Оксфордский справочник по религиозному разнообразию . Издательство Оксфордского университета. стр. 163–164. ISBN 978-0-19-534013-6 . - ^ Фрэнсис X. Клуни (1989), Зло, Божественное всемогущество и человеческая свобода: Теология кармы Веданты , Журнал религии, Vol. 69, № 4, стр. 530-548
- ^ Брюс Триггер (2003), Понимание ранних цивилизаций: сравнительное исследование, Cambridge University Press, ISBN 978-0521822459 , страницы 473-474.
- ^ Чарльз Талиаферро и Эльза Дж. Марти (2010), Словарь философии религии, Bloomsbury Academic, ISBN 978-1441111975 , страницы 98-99.
- ^ Эрик Экройд (2009). Божественность в вещах: религия без мифа . Сассекс Академик Пресс. п. 78. ИСБН 978-1-84519-333-1 . , Цитата: «Ревнивый Бог, говорящий: «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня», принадлежит иудейско-христианско-мусульманской традиции, а не индуистской традиции, которая терпит всех богов, но не является монотеизмом, монизмом, да , но не монотеизм».
- ^ Фрэнк Уэйлинг (2010). Понимание индуизма . Данидин Академик Пресс. п. 19. ISBN 978-1-903765-36-4 .
- ^ Хироши Обаяши (1992). Смерть и загробная жизнь: взгляды мировых религий . Прегер. п. 145. ИСБН 978-0-275-94104-8 .
- ^ Рам-Прасад, Чакраварти (2018) [2010]. «Брахман». В Басу, Элен; Якобсен, Кнут А .; Малинар, Анжелика; Нарайанан, Васудха (ред.). Энциклопедия индуизма Брилла . Том. 2. Лейден : Издательство Brill . дои : 10.1163/2212-5019_BEH_COM_2050070 . ISBN 978-90-04-17893-9 . ISSN 2212-5019 .
- ^ Флад, Гэвин Деннис (23 июля 2020 г.). Индуистский монотеизм . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108584289 . ISBN 978-1-108-58428-9 .
- ^ Фридманн, Йоханан. «Средневековые мусульманские взгляды на индийские религии». Журнал Американского восточного общества (1975): 214–221.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Майкл Майерс (2000), Брахман: сравнительное богословие, Рутледж, ISBN 978-0700712571 , страницы 124–127.
- ^ Шарма 1962 , с. 7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сабапати Куландран и Хендрик Кремер (2004), Благодать в христианстве и индуизме, Джеймс Кларк, ISBN 978-0227172360 , страницы 177-179.
- ^ Джонс и Райан 2006 , с. 266.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шарма 2000 , стр. 609–611.
- ^ Сарма 2000 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сарма 2000 , стр. 19–25.
- ^ Сарма 2000 , стр. 20.
- ^ Сарма 2000 , стр. 22–24.
- ^ Джеймс Лохтефельд, Брахман , Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Том. 1: AM, Rosen Publishing. ISBN 978-0823931798 , стр. 122.
- ^ Гэвин Флуд (1996), Введение в индуизм, издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0521438780 , страницы 84–85.
- ^ ;
Харви П. Альпер (1991). Понимание мантр . Мотилал Банарсидасс. стр. 210–211. ISBN 978-81-208-0746-4 . - ^ Гай Бек (2005), Альтернативные Кришны: региональные и народные вариации индуистского божества, State University of New York Press, ISBN 978-0791464151 , стр. 169, примечание 11.
- ^ Брюс Триггер (2003), Понимание ранних цивилизаций: сравнительное исследование, Cambridge University Press, ISBN 978-0521822459 , страницы 441-442, Цитата: [Исторически...] люди воспринимали гораздо меньше различий между собой и богами, чем приверженцы современных монотеистических религий. Божества не считались всеведущими или всемогущими, и редко считались неизменными или вечными».
- ^ У. Дж. Уилкинс (2003). Индуистские боги и богини . Курьер. п. 354. ИСБН 978-0-486-43156-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лохтефельд, Джеймс Г. (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма . Том. 1. Издательская группа «Розен» . п. 122. ИСБН 978-0823931798 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б П.Т. Раджу (2006), Идеалистическая мысль Индии , Рутледж, ISBN 978-1406732627 , стр. 426 и глава заключения, часть XII.
- ^ Фаулер 2002 , с. 49–55 (в Упанишадах), 318–319 (в Вишистадвайте), 246–248 и 252–255 (в Адвайте), 342–343 (в Двайте), 175–176 (в Санкхья-йоге).
- ^ Мариасусай Дхавамони (2002), Индо-христианский диалог: богословские зондирования и перспективы, Rodopi Press, ISBN 978-9042015104 , страницы 43–44.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б О школе дуализма в индуизме см.: Фрэнсис X. Клуни (2010), Индуистский Бог, Христианский Бог: Как разум помогает сломать границы между религиями , Oxford University Press, ISBN 978-0199738724 , страницы 51–58, 111–115;
О монистической школе индуизма см.: Б. Мартинес-Бедард (2006), Типы причин у Аристотеля и Шанкары , Диссертация – Департамент религиоведения (консультанты: Кэтрин МакКлимонд и Сандра Дуайер), Университет штата Джорджия, стр. 18–35. - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фаулер 2002 , стр. 53–55.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бродд, Джеффри (2009). Мировые религии: путешествие открытий (3-е изд.). Пресса Сент-Мэри. стр. 43–47 . ISBN 978-0884899976 .
- ^ Фаулер 2002 , стр. 50–53.
- ^ Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120814684 , стр. 91.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стивен Филипс (1998), Энциклопедия философии Routledge: от Брахмана до Дерриды (редактор; Эдвард Крейг), Routledge, ISBN 978-0415187077 , страницы 1–4.
- ^ Гудман, Хананья (1994). Между Иерусалимом и Бенаресом: сравнительные исследования иудаизма и индуизма . Издательство Государственного университета Нью-Йорка . п. 121. ИСБН 978-0791417164 .
- ^ Раджу 1992 , стр. 228.
- ^ Элиот Дойч (1980), Адвайта Веданта: философская реконструкция, Гавайский университет Press, ISBN 978-0824802714 , Глава 1
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Поттер 2008 , стр. 6–7.
- ^ Бродд, Джеффри (2003). Мировые религии . Вайнона, Миннесота: Saint Mary's Press. ISBN 978-0-88489-725-5 .
- ^ Джон Боукер (редактор) (2012), Оксфордский словарь мировых религий , Oxford University Press. [1]
- ^ Фаулер 2002 , стр. 49–53.
- ^ Клаус К. Клостермайер (2007), Обзор индуизма , третье издание, State University of New York Press, ISBN 978-0791470824 , Глава 12: Атман и Брахман - Я и все
- ^ Томас Падият (2014), Метафизика становления , Де Грюйтер, ISBN 978-3110342550 , страницы 155–157.
- ^ Арвинд Шарма (2007), Адвайта Веданта: Введение , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120820272 , страницы 19–40, 53–58, 79–86.
- ^ Джон Э. Уэлшонс (2009), Одна душа, одна любовь, одно сердце , Библиотека Нового Мира, ISBN 978-1577315889 , страницы 17–18.
- ^ Джонс, Констанс (2007). Энциклопедия индуизма . Нью-Йорк: Издательство информационной базы. п. 270. ИСБН 978-0816073368 .
- ^ Санскритский и английский перевод: С. Мадхавананда, Брихадараньяка-упанишада 1.4.10, Брихадараньяка-упанишада - Шанкара Бхашья, стр. 145
- ^ Санскритский и английский перевод: С. Мадхавананда, Брихадараньяка-упанишада 4.4.5, Брихадараньяка-упанишада - Шанкара Бхашья, страницы 711–712
- ^ Санскрит: Чандогья Упанишада 1.1 ॥Глава III॥. Викиисточник
Английский перевод: Макс Мюллер, Чандогья Упанишада 3.14.1 Oxford University Press, стр. 48;
Макс Мюллер, Упанишады в Google Книгах , Routledge, страницы xviii–xix. - ^ Санскрит: Чандогья Упанишада 1.2, Глава шестая. Викиисточник
Английский перевод: Макс Мюллер, Чандогья Упанишада 6.2.1 Oxford University Press, стр. 93;
Макс Мюллер, Упанишады в Google Книгах , Routledge, страницы xviii–xix. - ^ Санскрит: Чандогья Упанишада 1.2, Глава шестая. Викиисточник
Английский перевод: Роберт Хьюм, Чандогья Упанишада 6.8, Тринадцать основных Упанишад, Oxford University Press, страницы 246–250 - ^ А.С. Гупта, Значения слова «То, что Ты есть» , Философия Востока и Запада, Vol. 12, № 2, стр. 125–134.
- ↑ Санскрит: Айтарейя Упанишад, Wikisource
Английский перевод: Макс Мюллер, Айтарейя Упанишада 3.3.7, также известный как Айтарейя Араньяка 2.6.1.7 Oxford University Press, стр. 246 - ^ Анантананд Рамбачан (2001), Иерархии в природе Бога? Ставя под сомнение различие «Сагуна-Ниргуна» в Адвайта Веданте , Журнал индуистско-христианских исследований , Том. 14, № 7, страницы 1–6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уильям Уэйнрайт (2012), «Концепции Бога». Архивировано 23 марта 2015 г. в Wayback Machine , Стэнфордская энциклопедия философии , Стэнфордский университет (дата обращения: 13 июня 2015 г.)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Карен Печилис Прентисс (2014), Воплощение бхакти , Oxford University Press, ISBN 978-0195351903 , стр. 21.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джинин Д. Фаулер (2012), Бхагавад-Гита , Sussex Academic Press, ISBN 978-1845193461 , страницы xxvii–xxxiv.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джинин Д. Фаулер (2012), Бхагавад-Гита , Sussex Academic Press, ISBN 978-1845193461 , страницы 207–211.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвид Лоренцен (1996), Похвала бесформенному Богу: Тексты Ниргуни из Северной Индии , State University of New York Press, ISBN 978-0791428054 , стр. 2
- ^ Ллойд Пфлюгер, Чистота личности и сила в Йогасутре, в теории и практике йоги (редактор: Кнут Якобсен), Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120832329 , страницы 38-39.
- ^ Харихарананда Аранья (2007), Парабхактисутра, Афоризмы о возвышенной преданности (переводчик: Чаттерджи), в «Божественных гимнах с афоризмами высшей преданности», Kapil Math Press, Калькутта, страницы 55–93; Харихарананда Аранья (2007), Вечно освобожденный принцип Ишвары и Пуруши, в «Божественных гимнах с высшими афоризмами преданности», Kapil Math Press, Калькутта, страницы 126-129
- ^ Ян Уичер (1999), Целостность йога-даршана: пересмотр классической йоги, State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-3815-2 , стр. 86
- ^ Агаше, К.С. (1904). Патанджалайогасутрани . Пуна: Анандашрам. Мистер. 102.
- ^ aparAmRSTa , клеза, карма, випака и ашая. Архивировано 17 августа 2017 года в Wayback Machine ; Санскритско-английский словарь, Кельнский университет, Германия
- ^ Ллойд Пфлюгер (2008), Чистота личности и сила в Йогасутре, в теории и практике йоги (редактор: Кнут Якобсен), Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120832329 , страницы 31–45.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гупта, Рави М. (2007). Чайтанья Вайшнава Веданта Дживы Госвами . Рутледж. ISBN 978-0-415-40548-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Димок-младший, EC; Димок, EC (1989). Место сокрытой луны: эротический мистицизм в культе вайшнавов-сахаджиев Бенгалии . Издательство Чикагского университета. стр. 132
- ^ К. Клостермайер (1997). Лекции Чарльза Стронга, 1972–1984 гг . Кротти, Академический паб Роберта Б. Брилла. п. 206. ИСБН 978-90-04-07863-5 .
Для своих поклонников он не аватара в обычном смысле этого слова, а Сваям Бхагаван, сам Господь.
с.109 Клаус Клостермайер переводит просто как "Сам Господь" - ^ Кнапп, С. (2005). Сердце индуизма: восточный путь к свободе, расширению возможностей и просветлению - . iUniverse. «Кришна — изначальный Господь, изначальная Личность Бога, поэтому Он может распространить Себя в неограниченные формы со всеми энергиями». стр. 161
- ^ Ким Нотт (1993). «Современные богословские тенденции в движении Харе Кришна: теология религий» . Архивировано из оригинала 3 января 2013 года . Проверено 12 апреля 2008 г. ... « Бхакти , высший путь, — это путь предания Господу Кришне, путь чистого преданного служения Верховной Личности Бога».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Матчетт (2000) , с. 4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Махони, WK (1987). «Перспективы различных личностей Кришны». История религий . 26 (3): 333–335. дои : 10.1086/463085 . JSTOR 1062381 . S2CID 164194548 .
- ^ См. Макдэниел, июнь, «Народный вайшнавизм и Тхакур Панчаят : жизнь и статус среди деревенских статуй Кришны» в Beck 2005 , стр. 39
- ^ Гупра, 2007, стр.36, примечание 9.
- ^ Том, посвященный двухсотлетию Бхагавана Сваминараяна, 1781-1981. п. 154: ...Шри Валлабхачарья [и] Шри Сваминараян... Оба они обозначают высшую реальность как Кришну, который является одновременно высшей аватарой, а также источником других аватар. В этом контексте процитируем Р. Каладхара Бхатта. «В этой трансцендентной преданности (Ниргуна Бхакти) единственное Божество» — это Кришна. Новые измерения в философии Веданты - Страница 154 , Сахаджананда, Веданта . 1981 год
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дельмонико, Н. (2004). История индийского монотеизма и современного чайтанья-вайшнавизма . ISBN 978-0-231-12256-6 . Проверено 12 апреля 2008 г.
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Элкман, С.М.; Госвами, Дж. (1986). «Таттвасандарбха» Дживы Госвамина: исследование философского и сектантского развития движения Гаудия-вайшнавов . Паб Мотилал Банарсидасс.
- ^ ( Гупта 2007, стр.36, примечание 9)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кеннеди, Монтана (1925). Движение Чайтанья: исследование вайшнавизма Бенгалии . Х. Милфорд, издательство Оксфордского университета.
- ^ Флуд, Гэвин Д. (1996). Введение в индуизм . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 341 . ISBN 978-0-521-43878-0 . Проверено 21 апреля 2008 г.
Гэвин Флуд.
«Раннее поклонение вайшнавов фокусируется на трех божествах, которые сливаются воедино, а именно Васудеве-Кришне, Кришне-Гопале и Нараяне, которые, в свою очередь, отождествляются с Вишну. Проще говоря, Васудеве-Кришне и Кришне-Гопале поклонялись группы, обычно называемые как Бхагаваты, а Нараяне поклонялась секта Панчаратры». - ^ Далмиа-Людериц, В. (1992). Харишчандра из Банараса и переоценка вайшнавского бхакти в конце девятнадцатого века . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-41311-4 . Проверено 12 апреля 2008 г.
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Б.В. Трипурари (2004). Гопала-тапани Упанишад . Аударья Пресс. ISBN 978-1-932771-12-1 .
- ^ Клостермайер, К. (1974). «Бхактирасамритасиндхубинду Вишванатхи Чакравартина». Журнал Американского восточного общества . 94 (1): 96–107. дои : 10.2307/599733 . JSTOR 599733 .
- ^ «Сапфагири» . tirumala.org. Архивировано из оригинала 21 ноября 2008 года . Проверено 3 мая 2008 г. Парашара Махариши, отец Вьясы , посвятил самую большую Амшу (часть) в Вишну Пуране описанию Шри Кришны Аватара, Парипурны Аватара . И согласно собственным (наставлениям) упадеши Господа Кришны , «тот, кто знает (тайны) Его (Кришны) Джанмы (рождения) и Кармы (действий), не останется в сансаре ( пунар джанма наити-маам эти ) и достигнет Его после покидая смертную оболочку». (БГ 4.9). Парашара Махариши заканчивает Амшу 5 пхашрути в том же ключе ( Вишну Пурана.5.38.94 ).
- ^ Брайант, Эдвин Фрэнсис (2007). Кришна: Справочник . Издательство Оксфордского университета. п. 18. ISBN 978-0-19-514891-6 .
- ^ Матчетт (2000) , стр. 4, 77, 200.
- ^ Лестер, Роберт С. (1966). «Рамануджа и шри-вайшнавизм: концепция Прапатти или Шаранагати». История религий . 5 (2): 266–269. дои : 10.1086/462526 . JSTOR 1062115 . S2CID 162224010 .
Библиография
[ редактировать ]- Бек, Гай Л., изд. (2005). Альтернативные Кришны: региональные и народные вариации индуистского божества . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. ISBN 978-0-7914-6415-1 .
- Брэнниган, Майкл (2009), Нахождение баланса: учебник традиционных азиатских ценностей , Rowman & Littlefield , Rowman & Littlefield, ISBN 978-0739138465
- Элкман, С.М.; Госвами, Дж. (1986). «Таттвасандарбха» Дживы Госвамина: исследование философского и сектантского развития движения Гаудия-вайшнавов . Паб Мотилал Банарсидасс.
- Флуд, Г.Д. (2006). Тантрическое тело: тайная традиция индуистской религии . ИБ Таурис. ISBN 978-1-84511-012-3 .
- Фаулер, Джинин Д. (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма , Sussex Academic Press, ISBN 978-1898723936 [ постоянная мертвая ссылка ]
- Индич, Уильям (2000), Сознание в Адвайта Веданте , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120812512
- Матчетт, Фреда (2000), Кришна, Господь или Аватара? отношения между Кришной и Вишну: в контексте мифа об Аватаре, представленном Харивамшей, Вишнупураной и Бхагаватапураной , Суррей: Routledge, ISBN 978-0-7007-1281-6
- Оливель, Патрик (1992). Самньяса Упанишады . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195070453 .
- Поттер, Карл Х. (2008), Энциклопедия индийской философии: Адвайта Веданта вплоть до Шанкары и его учеников , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited
- Раджу, ПТ (1992), Философские традиции Индии , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited
- Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2006), Энциклопедия индуизма , информационная база, ISBN 9780816075645
- Шарма, Б. Н. Кришнамурти (1962). Философия Шри Мадхвачарьи . Мотилал Банарсидасс (перепечатка 2014 г.). ISBN 978-8120800687 .
- Шарма, Б. Н. Кришнамурти (2000). История школы веданты Двайта и ее литературы, 3-е издание . Мотилал Банарсидасс (перепечатка 2008 г.). ISBN 978-8120815759 .
- Сарма, Дипак (2000). «Является ли Иисус индуистом? С.Ч. Васу и многочисленные искажения фактов о Мадхве» . Журнал индуистско-христианских исследований . 13 . дои : 10.7825/2164-6279.1228 .
- Дельмонико, Н. (2004). История индийского монотеизма и современного чайтанья-вайшнавизма . ISBN 978-0-231-12256-6 . Проверено 12 апреля 2008 г.
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - Гупта, Рави М. (2007). Чайтанья Вайшнава Веданта из «Чатурсутри тика» Дживы Госвами . Рутледж. ISBN 978-0-415-40548-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Идея Бога в индуизме , А.С. Вудберн (1925), Журнал религии
- GRETIL etext: Транслитерированный санскритский текст всего произведения – Бхагавата-пурана (uni-goettingen.de).
- Шримад Бхагаватам - слава, темы, датировка, соответствие Веданта-сутре