Бог
Часть серии о |
Теизм |
---|
Деизм |
---|
Бог ( Классическая латынь : [ˈd̪e.ʊs] , Церковная латынь : [ˈd̪ɛː.us] ) — латинское слово, означающее « бог » или « божество ».Латинские deus и dīvus («божественный»), в свою очередь, произошли от протоиндоевропейского * deiwos , «небесный» или «сияющий», от того же корня , что и *Dyēus , реконструированный главный бог протоиндоевропейского пантеона. .
В классической латыни deus ( женский род dea ) было существительным общего характера. [1] относится к божеству , тогда как в техническом использовании божество или дива обозначало фигуру, ставшую божественной, например, обожествленный император . В поздней латыни Deus стал использоваться главным образом для обозначения христианского Бога . Его унаследовали романские языки галисийский и португальский Deus , каталонский и сардинский Déu , французский и окситанский Dieu , фриульский и сицилийский Diu , итальянский Dio , испанский Dios и (для еврейского бога ) Ladino דייו/דיו Dio/Dyo и т. д. и кельтскими языками в валлийском Duw и ирландском Dia .
Родственники
[ редактировать ]Хотя латинский deus можно перевести как и имеет внешнее сходство с греческим θεός theós , что означает «бог», это ложные родственники . Истинный родственник — древнегреческий Зевс , царь олимпийских богов в греческой мифологии ( аттический греческий : Ζεύς , латинизированный: Зевс , Аттический греческий: [zděu̯s] или [dzěu̯s] ; Дорический греческий : Δεύς , латинизированный: Deús , Дорический греческий: [děu̯s] ). В архаический период начальная буква Zeta произносилась так, что аттическое Ζεύς фонетически транслитерировалось бы как Zdeús или Dzeús , от протоэллинского *dzéus .
Объединив форму deus с древнеримским словом «отец» ( лат . pater , [ˈpa.t̪ɛr] ), можно получить имя мифического римского эквивалента Зевса: бога неба Диспитера ( [d̪iˈɛs.pɪ.t̪ɛr ] ), позже названный Юпитером или Юпитером , от прото-курсивного *djous patēr , произошедшего от протоиндоевропейского корня *Dyḗws*Pahtḗr , буквально означающего « Небесный Отец ». От того же корня происходит греческий звательный падеж «О отец Зевс» ( аттический греческий : Ζεῦ πάτερ , латинизированный: Zeû páter ), откуда также происходит имя индуистского бога неба Дьяу Пит ( ведический санскрит : Dyáuṣpitṛ́ , द्यौष्पि तृ ), и протогерманский *Tīwaz или Tius, отсюда древнескандинавский Týr . [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Латинская Библия
[ редактировать ]Латинский Deus последовательно переводит греческое Θεός Theós как в Vetus Latina так и Иеронима , в Вульгате . В Септуагинте греческий Теос , в свою очередь, передает еврейское Элохим (אֱלוֹהִים, אלהים), как в Бытие 1:1:
- Масоретский текст на библейском иврите : В начале сотворил Бог небо и землю. латинизировано : Брешит бара Элохим и хашамаим с гаарец.
- Септуагинта Койне Греческий : В начале сотворил Бог небо и землю. латинизировано : En Archê epoíēsen ho Theòs tòn Ouranòn kaì tḕn gen.
- Вульгата на латыни : В начале сотворил Бог небо и землю.
- Русский: В начале Бог сотворил небо и землю.
В богословской терминологии
[ редактировать ]Слово «де-нас» является корнем слова «божество » и, следовательно, деизма , пандеизма и полидеизма , которые представляют собой теории, в которых любая божественная фигура отсутствует и не вмешивается в человеческие дела. Это любопытное обстоятельство происходит от использования слова «деизм» в 17 и 18 веках в отличие от преобладающего « теизма », веры в активно вмешивающегося Бога:
Новая религия разума будет известна как деизм. У него не было времени для творческих дисциплин мистицизма и мифологии . Оно отвернулось от мифа об откровении и от таких традиционных «тайн», как Троица, которые так долго держали людей в плену суеверий . Вместо этого он заявил о своей верности безличному «Деусу». [9]
было написано К 1888 году в Британской энциклопедии : «Хотя deus и theos эквивалентны, деизм стали отличать от теизма. Первое слово впервые появилось в 16 веке, когда оно использовалось для обозначения антитринитарных взглядов. В 17-м веке века его стали применять к мнению, что свет природы — это единственный свет, в котором человек может познать Бога, поскольку человечеству не было дано никакого особого откровения». [10] Последователи этих теорий, а иногда и последователи пантеизма , могут иногда называть Бога «Деусом» или «Богом», чтобы прояснить, что обсуждаемая сущность не является теистическим «Богом». Артур Кларк подхватывает это употребление в своем романе «3001: Последняя одиссея» . Уильям Блейк сказал о деистах, что они поклоняются «Богу язычников, Богу этого мира и Богине Природы, Тайне, Вавилону Великому, Дракону-друиду и скрытой блуднице». [11]
В картезианской философии фраза deus deceptor иногда используется для обсуждения возможности существования злого Бога, который пытается обмануть нас. Этот персонаж связан со скептическим аргументом относительно того, как много мы действительно можем знать, если злой демон пытается помешать нашим знаниям. Другой - deus otiosus («праздный бог»), бог-творец, который в значительной степени уходит из мира и больше не участвует в его повседневной деятельности. Похожая концепция - это концепция deus absconditus («скрытого бога») Фомы Аквинского . Оба относятся к божеству, существование которого людям нелегко познать посредством созерцания или изучения божественных действий. Концепция deus otiosus часто предполагает бога, который устал от участия в этом мире и которого заменили более молодые и активные боги, тогда как deus absconditus предполагает бога, который сознательно покинул этот мир, чтобы спрятаться в другом месте.
Латинские фразы со словом "deus"
[ редактировать ]Nobiscum deus («Бог с нами») был боевым кличем поздней Римской империи и Византийской империи . Имя Амадей переводится как «из любви к Богу». Родительный/дательный падеж dei встречается в таких фразах, как римско-католическая организация Opus Dei (дело Божие), Agnus Dei ( «Агнец Божий» ) и Dei Gratia ( «По милости Божией» ). Аблативный/дательный падеж deo встречается в выражениях Deo Optimo Maximo (Богу, самому хорошему, самому великому).
- Агнус Деи
- Деус из машины
- Бог бездействует / Бог скрыт
- Бог или природа
- Бог воля
- Два
- Самый щедрый Бог
- Опус Деи
- Самый предусмотрительный Бог
- Могучий Проводник, Истинный Бог
- Бог – правитель всего
- Бог вещей, упорная энергия
- Рекс Бог
- Возвышенный Бог
- Будьте здоровы
- Единородный сын Божий
- Голос народа, голос Бога
См. также
[ редактировать ]- Бог (слово) (германское слово)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Общее имя : Сервий , примечание к Энеиде 12.139.
- ^ Чарльтон Т. Льюис и Чарльз Шорт (1879). Латинский словарь . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- ^ Чарльтон Т. Льюис (1891). Элементарный латинский словарь . Нью-Йорк: Харпер и братья.
- ^ Лидделл и Скотт (1889). Греко-английский лексикон среднего уровня . Нью-Йорк: Харпер и братья.
- ^ Лидделл и Скотт (1940). Греко-английский лексикон . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- ^ Зима, Вернер (2003). Язык во времени и пространстве . Вальтер де Грюйтер . стр. 134–135. ISBN 978-3-11-017648-3 .
- ^ Бопп, Ф.; Уилсон, HH (1851 г.). «Эдинбургское обозрение, или Критический журнал» . XCIII–XCIV. А&С Черный : 171.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Мюллер, Фридрих Макс (1902). Жизнь и письма досточтимого Фридриха Макса Мюллера . Лонгманс, Грин и компания. стр. 506–507.
- ^ Карен Армстронг, История Бога (1993), стр. 310.
- ^ Томас Спенсер Бэйнс, изд., Британская энциклопедия: словарь искусств, наук и общей литературы , девятое издание, том 23, 1888, стр. 234.
- ^ Сэмюэл Фостер Дэймон, Моррис Ивз, Словарь Блейка: идеи и символы Уильяма Блейка , 1988, стр. 103.