Jump to content

Критика пандеизма

Критика пандеизма по-разному осуществлялась сторонниками других богословских моделей, особенно атеизма и теизма . Сторонники пандеизма сами опубликовали сборники, содержащие критику с различных точек зрения, в том числе написанные с христианской , иудейской , исламской , новой мысли и атеистической точек зрения, в рамках усилий по повышению осведомленности и дебатов относительно пандизма. [1] Иногда идеологические противники обвиняли политических и религиозных деятелей в том, что они тайно являются пандистами, чтобы оклеветать обвиняемых.

Теология

[ редактировать ]

Оппозиция эпохи Просвещения

[ редактировать ]
Одно из первых применений пандеизма, описывающее его как «абсурдный для нас и вредный для Высшего Существа».

В 1834 году издатель Джованни Сильвестри посмертно опубликовал том проповедей итальянского падре Филиппо Наннетти ди Бибулано (он же Филиппо Нани, падре да Лохано; 1759–1829), который назвал пандеизм одним из убеждений, которые он осуждал, критикуя «евреев, мусульман , язычники , раскольники , еретики , пандеисты , деисты и беспокойные, беспокойные духи». [2] Наннетти далее конкретно раскритиковал пандеизм, заявив: «Тебе, роковой пандеист! Законы, создающие природу, случайны и изменчивы, а не другое существо по существу с силами, движимыми движениями и развитием». [3] В 1838 году другой итальянский френолог Луиджи Феррарезе в «Memorie Riguardanti la Dottrina Frenologica» («Мысли о доктрине френологии») критически охарактеризовал философию Виктора Кузена как доктрину, которая «находит разум вне человеческой личности, объявляя человека частицей Бога». , вводя своего рода духовный пандизм, абсурдный для нас и вредный для Высшего Существа ». [4]

В 1897 году преподобный Генри Грэттан Гиннесс критически написал, что в Индии «Бог есть все, и все есть Бог, и, следовательно, всему можно поклоняться… Ее пандеизм — это столпотворение». [5]

Постпросвещенческая оппозиция

[ редактировать ]

Позднее противодействие пандизму исходило как со стороны теистических, так и атеистических или нетеистических направлений.

Теистическая критика

[ редактировать ]

Автор иудаизма Роджер Прайс обвинил пандеизм в отсутствии сообщества, заявив, что «пандеизм, кажется, существует в социальном вакууме», без «ни религиозной литературы, ни молитв, ни обрядов, ни ритуалов, ни кодексов поведения, ни праздников, ни требований или даже возможности для приверженцев объединиться ради общей цели шире, чем обсуждение богословских тонкостей». [6] В обзоре ключевого современного текста «Пандеизм: Антология» в журнале Paradigm Explorer отмечается, что «за исключением одного упоминания, любовь бросается в глаза своим отсутствием, а переживание божественного как любви является основой мистического теизма». [7]

Итальянский богослов Джордано Бруно , взгляды которого многие считают выражением формы пандеизма, [8] [9] [10] [11] [12] был арестован в 1592 году по обвинению в богохульстве и ереси. В 1600 году папа Климент VIII объявил Бруно еретиком, и инквизиция вынесла смертный приговор. [13] после чего Бруно был сожжен на костре . [14] Все работы Бруно были внесены в Index Librorum Prohibitorum в 1603 году. Более 400 лет спустя кембриджский компаньон Йозефа Ратцингера отметил, что Йозеф Ратцингер , который позже станет Папой , особенно «критически относился к… пандеизму [Бруно]». [15]

Христианский апологет Джон Оукс описал пандеизм как «случайный и слабый союз» пантеизма и деизма. [16] В 1996 году пастор Боб Берридж [17] [18] Женевского института реформаторских исследований [19] написал в своем обзоре «Исследования реформатской теологии» эссе на тему «Указы Божии». [20] также идентифицируя идею о том, что Бог становится вселенной, несовместимой с христианством:

Все действия сотворенного разума — это не просто действия Бога. Он создал вселенную существ, которые, как говорят, действуют свободно и ответственно и являются непосредственными причинами своих моральных действий. Когда люди совершают зло, это не действия Бога-Творца и Хранителя. Если бы Бог был непосредственной причиной каждого действия, все события были бы «Богом в движении». Это не что иное, как пантеизм или, точнее, пандеизм. [21] [20]

Берридж не согласен с тем, что это так, порицая, что «Творец отличен от своего творения. Реальность вторичных причин — это то, что отличает христианский теизм от пандеизма». [20] В заключение Берридж предлагает своему читателю определить, почему «название Бога творцом греха требует пандеистического понимания вселенной, эффективно устраняющего реальность греха и морального закона». [20] [21]

В газетной статье пастора Адриен Грин в 2018 году пандеизм описывался как продукт «смущенных умов», и что «пандеизм застыл в 18 веке, а затем естественным образом наткнулся на кирпичную стену вопросов без ответов» и что в настоящее время он в моде из-за политкорректности. . [22] Затем та же газета опубликовала ответ защитника пандеизма. [23] В 2022 году министр Брент Прайс охарактеризовал пандеизм как «очень современную обманчивую религиозную концепцию, нацеленную на неосведомленных и неспасенных людей», объяснив свою точку зрения, что «эта ложная религиозная точка зрения является причиной того, что многие пришли к убеждению, что Бог, Создатель Вселенной, больше не существует, потому что Он стал вселенной и теперь является вселенной». [24]

В исламе выдвигается критика, в которой утверждается, что «с юридической точки зрения стирание различий между Богом и вселенной обязательно влечет за собой то, что по сути не может быть шариата , поскольку деонтическая природа Закона предполагает существование кого-то который командует (амир) и другие, которые являются получателями команды (ма'мур), а именно Бог и его подданные». [25]

Нетеистическая критика

[ редактировать ]

Некоторые богословы подвергли особой критике пандеистическое представление о Творце, полностью ставшем вселенной. Примером может служить Уильям Уокер Аткинсон в своей книге «Мастерство бытия» 1911 года : [26]

Будет видно, что этот факт Неизменности РЕАЛЬНОСТИ, если его ясно понять, должен служить для опровержения и опровержения ошибочных теорий некоторых школ пантеизма, которые утверждают, что «Бог становится Вселенной, превращаясь во Вселенную». Таким образом, стремятся отождествить Природу с Богом, посредством чего, как сказал Шопенгауэр, «вы показываете Богу дверь». Если Бог изменяет Себя в Феноменальную Вселенную, тогда Бог не существует, и нам больше не нужно беспокоиться о Нем, поскольку он совершил самоубийство посредством Изменения. [26]

Отрывок Аткинсона по этому поводу был идентифицирован как критика пандеизма. [27] Он утверждает, что если бы Бог развивался или совершенствовался, будучи бесконечным существом, его нужно было бы проследить до некоторой точки, когда он имел «бесконечно неразвитое состояние и состояние». [26] Но это утверждение было сделано до появления научных знаний, определяющих начало Вселенной во времени и связывающих время с пространством, так что время не существовало бы так, как мы его знали до существования Вселенной.

В книге «Пандеизм: Антология» атеист Дэн Дана критикует пандеизм как просто ненужный, несмотря на признание того, что у него меньше недостатков, чем у других богословских моделей. [28]

В качестве обвинения

[ редактировать ]

В нескольких случаях теологические и идеологические оппоненты выдающихся людей или движений обвиняли их в том, что они являются пандистами, как в приведенном выше примере Феррарезе, описывающего философию Виктора Кузена в негативных терминах как форму пандеизма. [4] Кальвинистский богослов Русас Джон Рашдуни резко критиковал католическую церковь в своей книге « Один и многие: исследования философии порядка и предельности» 1971 года , написав: «Позиция Папы Павла была близка к пандеизму, а пандеизм логическое развитие вируса эллинской мысли» и далее, что «искренний идеалист, безоговорочно пандеист в вере, глубоко озабоченный проблемами мира и времени, может быть папой -гибеллином , а гибеллины Данте, наконец, одержал победу». [29] Адвентистский богослов Берт Б. Бич звучала критика писал в 1974 году, что «во время Ватиканского Собора со стороны кругов ВСЦ » о том, что «экуменизм был заражен «пандеистскими» и синкретическими тенденциями». [30]

Барак Обама и Папа Франциск — два человека, которых идеологические противники обвинили в том, что они тайно являются пандистами.

Во время президентских выборов в США в 2008 году психолог Алан Дж. Липман написал вымышленную пародию на «Доктора Негатива», объединив пандеизм с такими понятиями, как употребление наркотиков , супружеская измена , кубизм и смешанные браки, как вещи, в которых кандидат Джон Маккейн мог обвинить политического оппонента. Барак Обама . [31] В следующем году консервативный блоггер Марк Финкельштейн фактически назвал Обаму вместе с Элом Гором и New York Times обозревателем Гейл Коллинз пандистами в статье под названием «С днем ​​пандеизма от Гейл Коллинз». [32] Коллинз, отметив совпадение Пасхи и Песаха, приходящихся на одну и ту же неделю, написал, что «американцы с менее религиозными наклонностями могут с нетерпением ждать предстоящих празднований Дня Земли, когда президент планирует сделать что-то, пока еще не анонсированное, но, несомненно, особенное, и День посадки деревьев, когда ходят слухи, что он не просто посадит дерево, но и лично восстановит лес на большой территории народа Мали». Финкельштейн ответил, что:

Защита окружающей среды, по сути, стала религией, а День Земли фактически стал религиозным праздником. Вчерашние пандеисты, поклонявшиеся деревьям и ручьям, стали членами различных экологических групп, занимающихся примерно тем же самым. Такие люди, как Эл Гор, другие и, возможно, занимающийся восстановлением лесов Обама, стали их шаманами последних дней. [32]

Папа Франциск также был назван противниками его папства «пандеистом, который верит не в трансцендентного Бога и Творца католицизма, но в имманентный «божественный принцип» язычества, животворящую мировую душу ( anima mundi). ) внутри Вселенной», описанный как кредо, «удивительно похожее на синтез систем верований лорда Шефтсбери (так в оригинале), Фридриха Шлейермахера , Бенедикта Спинозы , Огюста Конта и Пьера Тейяра де Шардена ». [33] [34]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Проект антологии пандизма» . Проверено 7 февраля 2019 г.
  2. ^ Отец Филиппо Наннетти из Бибулано (он же Филиппо Нани, Падре да Лохано), в «Проповедях и панегириках отца Филиппо Нани из Лоханы» , Джованни Сильвестри, издатель, 1834, с. 284, Проповедь XVIII: Чудеса: «Но эта предопределенная религия с знаменательным чудотворцем находится в мире. Где? У какого народа? На каком берегу? В еврейских синагогах, или в мешитах Азии? В китайских пагодах, или в женевском обществе евреи, мусульмане, язычники, раскольники, еретики, пандеисты, деисты, беспокойные и беспокойные гении». («Но эта религия, предопределенная сигналом чудотворца, где она находится? У каких людей? На каких берегах? В еврейских синагогах или мечетях Азии? Пагода в китайском или в обществе в Женеве? Евреи, мусульмане, язычники , раскольники, еретики, пандеисты, деисты и беспокойные, беспокойные духи».)
  3. ^ Отец Филиппо Наннетти из Бибулано (он же Филиппо Нани, Падре да Лохано), в «Проповедях и панегириках отца Филиппо Нани из Лоханы» , Джованни Сильвестри, издатель, 1834, с. 286, Проповедь XVIII: Чудеса: «Тебе, роковой Пандеист! Законы сотворенной природы случайны и изменчивы; по сути, они представляют собой не что иное, как движение и развитие движущих сил». («Для тебя, роковой пандеист! Законы, создающие природу, случайны и изменчивы, а не другое существо по существу с силами, движимыми движениями и развитием».)
  4. ^ Перейти обратно: а б Луиджи Феррарезе (1838). Мемуары о френологическом учении . п. 15. Учение, которое в силу своего не очень осмотрительного идеализма оскорбляет не только веру, но и самый разум (система Канта): необходимо было бы вскрыть опасные заблуждения, как в отношении религии, так и в отношении морали, этого французского психолога, который он соблазнил умы (Кузен), указав, как его предприимчивая и дерзкая философия разрушает барьеры священного богословия, ставя свой собственный авторитет превыше всего другого: она профанирует тайны, объявляя их отчасти лишенными смысла, а отчасти принижая их к вульгарным намекам и простым метафорам; заставляет, как заметил один ученый критик, откровение сменить свое место на инстинктивное мышление и утверждение без размышления и помещает разум вне личности человека, объявляя его частицей Бога, разновидностью духовного пандеизма путем введения абсурдного для нас и вредное для Высшего Существа, что наносит серьезный ущерб его свободе и т. д. и т. п.
  5. ^ Генри Грэттан Гиннесс , « Первые впечатления от Индии », в книге Джона Харви Келлогга и Международной ассоциации здоровья и трезвости, «Медицинский миссионер» (1897), страницы 125-127.
  6. ^ Роджер Прайс, «Кошерный ли пандеизм для евреев», Пандеизм: антология творческого разума , John Hunt Publishing, 2019.
  7. ^ « Философия-духовность », Paradigm Explorer (2017/2), стр. 66.
  8. ^ Макс Бернхард Вайнштейн, Взгляды на мир и жизнь, выходящие из религии, философии и восприятия природы (1910), стр. 321
  9. Пауэлл, Кори С., «Защищая Джордано Бруно: ответ соавтора «Космоса». Архивировано 16 ноября 2019 г. в Wayback Machine , Discover , 13 марта 2014 г.: «Бруно воображает, что все планеты и звезды имеют душу. (часть того, что он подразумевает под тем, что все они имеют один и тот же «состав»), и он использует свою космологию как инструмент для продвижения анимистической или пандеистской теологии».
  10. ^ Майкл Ньютон Кис (2019). Невероятное: 7 мифов об истории и будущем науки и религии . стр. 149–150.
  11. Дэвид Сешнс, « Как «Космос» искажает историю религии и науки », The Daily Beast , 23 марта 2014 г.: «Бруно, например, был «пандеистом», то есть верил, что Бог превратил себя во всю материю. и перестал существовать как отдельная сущность сам по себе».
  12. ^ Тарик Годдард , Книга повторения героизма (2022), стр. 25.
  13. ^ Обсуждается в Доротеи Уэйли Сингер, Джордано Бруно, Его жизнь и мысли , Нью-Йорк, 1950, гл. 7.
  14. ^ Фицджеральд, Тимоти (4 декабря 2007 г.). Беседа о цивилизованности и варварстве . Издательство Оксфордского университета. п. 239. ИСБН  978-0-19-804103-0 . Проверено 11 мая 2017 г.
  15. ^ Дэниел Кардо, Уве Майкл Ланг, Кембриджский компаньон Джозефа Ратцингера (2023), стр. 266.
  16. ^ «Каков ваш ответ на пандизм? – Доказательства христианства» .
  17. ^ Женевский институт реформаторских исследований .
  18. Домашняя страница Боба Берриджа. Архивировано 11 октября 2004 г. в Wayback Machine .
  19. ^ Женевский институт реформаторских исследований .
  20. ^ Перейти обратно: а б с д Боб Берридж, « Собственное богословие: Урок 4 – Постановления Божьи », Обзорные исследования реформатского богословия , Женевский институт реформатских исследований (1996).
  21. ^ Перейти обратно: а б Кнуджон Мэпсон, «Краткая история пандеизма», Пандеизм: антология (2017), стр. 31.
  22. ^ Эдриенн Грин (30 октября 2018 г.). «Спросите… Пастор: Вселенная — это не Бог; Бог создал вселенную» (PDF) . Регистрация публикаций. Архивировано из оригинала (PDF) 29 декабря 2022 г.
  23. ^ Кнуджон Мэпсон (29 декабря 2022 г.). «Пандеизм… автор отвечает на заблуждения» . Регистрация публикаций. Архивировано из оригинала 29 декабря 2022 г.
  24. ^ Брент Прайс, доктор министров, Будьте готовы к евангелизации: личный евангелизм, меняющий правила игры , 2022, стр. 137.
  25. ^ Ахмад ибн Абд аль-Халим ибн Таймия, Ваэль Б. Халлак, Ибн Таймия против греческих логиков , 1993, xxvi.
  26. ^ Перейти обратно: а б с Уильям Уокер Аткинсон, Мастерство бытия , 1911, страницы 56–59.
  27. Аткинсон, Уильям Уокер (27 января 2017 г.). «Аксиомы реальности - завершено». В Мэпсоне, Кнуйон. Пандеизм: Антология . Издательство Джона Ханта. стр. 438–444. ISBN   978-1785354120
  28. ^ Дэн Дана, Пандеизм: Антология (2016).
  29. ^ Русас Джон Рашдуни , Один и многие: исследования философии порядка и предельности (1971 [2007]), гл. VIII-7, с. 142-143.
  30. ^ Берт Беверли Бич , Экуменизм: благо или проклятие? (1974), с. 259 (цитата Джорджа Х. Уильямса, Размеры римско-католического экуменизма (1965), стр. 31–32).
  31. ^ Доктор Алан Дж. Липман , Импульсивно нерефлексивный дуэт в... «Маккейн становится отрицательным!» , Глава государства доктора Алана Дж. Липмана: политическая психология и медиапсихология , суббота, 4 октября 2008 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б «С Днем пандеизма от Гейл Коллинз» (11 апреля 2009 г.).
  33. ^ Крамер, отец Пол (6 сентября 2016 г.). «Религия Хорхе Бергольо — масонство (натурализм, рационализм, пандеизм») . Архивировано из оригинала 12 июня 2018 г.
  34. ^ Халик, Либор (12 марта 2017 г.). «Почему этот католический священник Пол Крамер не считает Папу Франциска истинным Папой» . Глория.TV .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 57a1010f1f1bbb0fe6e2a09e48ed44f6__1720003320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/f6/57a1010f1f1bbb0fe6e2a09e48ed44f6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Criticism of pandeism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)