Jump to content

Критика джайнизма

Джайнизм участвовал в дебатах с другими философскими и религиозными традициями, в которых его теории и практики его последователей подвергались сомнению и оспариванию.

Критика наготы и патриархата

[ редактировать ]

Падманабх Джайни

[ редактировать ]

Падманабх Джайни, исследовав писания секты Дигамбара, описал несколько критических замечаний: [1]

  1. Ритуалы и аскетические практики : Джайни отмечает, что акцент на крайних аскетических практиках, таких как публичная нагота и отказ от всего имущества, приводит к уменьшению внимания к духовному росту и большему вниманию к менее важным ритуальным практикам. [1]
  2. Дихотомия мирянина и аскета : Джайни критикует резкое различие между аскетами и мирянами, которое приводит к отсутствию духовной свободы среди людей. [2]
  3. Авторитет Священных Писаний : Джайни подвергает сомнению то, что дигамбары полагаются на весьма ограниченный набор священных писаний, которые не полностью представляют джайнские принципы и учения, которым следует секта Шветамбара . Джайни ставит под сомнение неприятие дигамбарами канонических писаний Шветамбара. Он утверждает, что это неприятие приводит к отсутствию единства и фрагментации внутри джайнизма. Он также указывает, что тому, что дигамбары полагаются на более поздние тексты как на подлинные писания, может не хватать исторической и текстовой строгости. [3]
  4. Гендер и нагота : Джайни решительно утверждает, что практика публичной наготы может усилить патриархальное отношение и ограничить женскую духовную свободу. Дигамбары считают, что женщины должны переродиться мужчинами, чтобы достичь спасения, что Джайни критикует за гендерную исключительность и неравенство. [4] Он утверждает, что женская нагота не одинаково ценится и не допускается в традиции дигамбара , которая значительно ограничивает женскую духовную свободу, поскольку вера дигамбара утверждает, что мокши невозможно достичь без наготы. Далее он утверждает, что мужская нагота ведет к маскулинизации духовности. Джайни также упоминает, что в секте дигамбара исторически доминировали мужчины, а женщины сталкивались с рядом препятствий на пути к духовности и ее эволюции. [1] Его взгляды поддерживает Пол Дандас, который утверждает, что отказ дигамбаров от одежды может также означать их неприятие женского телесного опыта, поскольку одежда часто ассоциируется с женской скромностью и домашним хозяйством. [5]
  5. Историческое развитие : Джайни также предполагает, что традиция дигамбара могла возникнуть в ответ на индуизм , адживику и буддизм , а не исключительно внутри джайнизма . [3]

Налини Бальбир

[ редактировать ]

Налини Бальбир раскритиковала взгляды дигамбаров на освобождение женщин и выступает за более инклюзивную и гендерно-равную интерпретацию Священных Писаний. Она излагает свою критику следующим образом:

  1. Гендерная предвзятость : Бальбир рассматривает веру дигамбаров в то, что женщины не способны достичь освобождения в своем нынешнем рождении, как гендерную дискриминацию.
  2. Биологический детерминизм : писания дигамбара приписывают духовные ограничения женщин их биологии и считают их нечестивыми. Бальбир критикует эту точку зрения как узкую и устаревшую.
  3. Отсутствие библейской основы : Бальбир утверждает, что повествование о том, что женщины не могут достичь освобождения, не поддерживается древними джайнскими писаниями ( каноном Шветамбары ) и основано на более поздних комментариях.
  4. Противоречие с джайнскими принципами : Бальбир указывает, что эта точка зрения противоречит фундаментальному джайнскому принципу равенства и возможности для всех живых существ достичь освобождения.
"The Digambara sect's view that women cannot achieve liberation in their present birth is a 'biological determinism' that is not supported by Jain scriptures. This view is a 'patriarchal interpretation' that has been 'superimposed' on the original teachings of Mahavira."

- Nalini Balbir in "Women in Jainism" (2005)[6]

Кристи Л. Уайли

[ редактировать ]

Кристи Л. Уайли, исследователь джайнизма , также раскритиковала взгляды секты дигамбара на освобождение женщин. В частности, она выделяет следующие критические моменты: [7]

  1. Исключительные практики и патриархальные интерпретации : женщины исключены из высшего духовного статуса в джайнизме (достижения освобождения) писаниями секты дигамбара. Уайли считает дигамбарские интерпретации джайнских писаний патриархальными и предвзятыми по отношению к женщинам.
  2. Отсутствие свободы воли : дигамбары отрицают фундаментальную возможность достижения освобождения (высшего статуса в джайнской духовности) собственными усилиями, вместо этого требуя от них полагаться на посредников-мужчин.
  3. Несоответствия джайнским принципам : Уайли указывает, что эти взгляды несовместимы с фундаментальным принципом «равного потенциала всех живых существ для достижения освобождения». Она добавляет, что такие взгляды могут представлять собой «символическое насилие» в отношении женщин.
  4. Текстовые манипуляции в которой доминируют мужчины, : она утверждает, что секта дигамбаров, выборочно интерпретировала и манипулировала существующими и древними джайнскими текстами, чтобы поддержать свои взгляды, игнорируя отрывки, подчеркивающие духовный потенциал женщин.

Другие религии

[ редактировать ]

Писания других религий и школ мысли, таких как буддизм , ислам и сикхизм, также критикуют и осуждают публичную наготу, за которой следуют монахи дигамбара . [8] [9] [10]

Критика доктрин

[ редактировать ]

Джайнская теория кармы с давних времен подвергалась сомнению со стороны Веданта и Санкхья ветвей индуистской философии . В частности, индуисты-веданта считали позицию джайнов о верховенстве и могуществе кармы, в частности ее настаивание на невмешательстве какого-либо Высшего Существа в судьбу душ, настикой или атеистической . [11] Например, в комментарии к Брахма-сутрам (III, 2, 38 и 41) Ади Шанкара утверждает, что изначальные кармические действия сами по себе не могут привести к надлежащим результатам в какое-то время в будущем; также и сверхчувственные, неразумные качества, такие как адришта — невидимая сила, являющаяся метафизической связью между работой и ее результатом, — сами по себе не могут опосредовать соответствующее, справедливо заслуженное удовольствие и боль. Таким образом, плоды, по его мнению, должны быть получены посредством действия сознательного агента, а именно, высшего существа ( Ишвары ). [12] [примечание 1]

Сильный упор джайнизма на доктрину кармы и интенсивный аскетизм также подвергся критике со стороны буддистов. Так, « Саньютта Никая» повествует историю Асибандхакапутты, старосты, который изначально был учеником Махавиры . Он спорит с Буддой , говоря ему, что, согласно Махавире (Нигантха Натапутта), судьба или карма человека определяется тем, что он делает обычно. Будда отвечает, считая эту точку зрения неадекватной, заявляя, что даже закоренелый грешник проводит больше времени, «не совершая греха», и лишь некоторое время действительно «совершает грех». [13]

В другом буддийском тексте Маджхима Никайя Будда критикует акцент джайнов на разрушении ненаблюдаемых и непроверяемых типов кармы как средстве прекращения страданий, а не на устранении злых психических состояний, таких как жадность, ненависть и заблуждение, которые можно наблюдать и проверять. [14] Будда также критикует джайнскую аскезу, связанную с различными аскезами, утверждая, что он, Будда, становится счастливее, когда не практикует аскетизм. [15] [примечание 2]

Признавая сложность и изощренность джайнской доктрины, Падманабх Джайни сравнивает ее с индуистской доктриной перерождения и указывает, что джайнские провидцы умалчивают о точном моменте и способе перерождения, то есть о возвращении души в мир. чрево после смерти. [16] Критике подвергается и концепция нитья-нигоды , которая гласит, что существуют определенные категории душ, которые всегда были нигодами . Согласно джайнизму, нигоды — это низшая форма чрезвычайно микроскопических существ, имеющих кратковременную продолжительность жизни, живущих колониями и пронизывающих всю вселенную. По мнению джайнов, вся концепция нитья-нигоды подрывает концепцию кармы, поскольку у этих существ явно не было ранее возможности совершать какие-либо кармически значимые действия. [17]

Джайнская карма также подвергается сомнению на том основании, что она приводит к угасанию духа, когда люди страдают от жизненных невзгод, потому что ход их жизни определяется кармой. [18] Часто утверждают, что представление о карме как о скоплении горы плохих поступков, нависшей над нашими головами без всякого выхода, ведет к фатализму. Однако, как говорит Пол Дандас , джайнская теория кармы не подразумевает отсутствие свободы воли или действия тотального детерминистского контроля над судьбами. [19] Более того, учение о карме не поощряет фатализм среди своих верующих из-за веры в личную ответственность за действия и в то, что аскетизм может искупить злую карму и можно достичь спасения, подражая жизни джинов. [20]

Анекантавада

[ редактировать ]

Доктрины анекантавады и сьядавады подвергаются критике на том основании, что они порождают определенную степень нерешительности и неуверенности и могут усугублять проблемы, а не решать их. Критики утверждают, что джайнская эпистемология утверждает свои собственные доктрины, но не способна отрицать противоречивые доктрины и, следовательно, обречена на провал. Утверждается, что если реальность настолько сложна, что ни одна доктрина не может ее адекватно описать, то сама анекантавада , будучи единой доктриной, должна быть неадекватной. [21] Эту критику, по-видимому, предвосхитил Ачарья Самантабхадра , который сказал: «С точки зрения прамана (средства познания) это анеканта (многостороннее), но с точки зрения найи (частичного взгляда) это эканта». (односторонний)». [22]

В защиту доктрины джайны отмечают, что анекантавада стремится примирить явно противоположные точки зрения, а не опровергнуть их.

Анекантавада подверглась большой критике со стороны ведантистов, особенно Ади Шанкарачарьи (9 век н.э.). Шанкара выступил против некоторых принципов джайнизма в своей бхасье на Брахмасутру (2:2:33–36). Его основные аргументы сосредоточены на анекантаваде : [23]

Невозможно, чтобы противоречивые атрибуты, такие как бытие и небытие, одновременно принадлежали одной и той же вещи; точно так же, как наблюдение учит нас, что вещь не может быть одновременно горячей и холодной. Третья альтернатива, выраженная в словах — они либо таковы, либо не таковы, — приводит к познанию неопределенной природы, которая является источником истинного знания не более, чем сомнение. Таким образом, средства познания, объект познания, познающий субъект и акт познания становятся одинаково неопределенными. Как могут его последователи действовать в соответствии с доктриной, суть которой совершенно не определена? Результатом ваших усилий является совершенное знание, а не совершенное знание. Наблюдения показывают, что только тогда, когда известно, что какой-то курс действий имеет определенный результат, люди приступают к нему без колебаний. Следовательно, человек, провозглашающий доктрину совершенно неопределенного содержания, не заслуживает того, чтобы его слушали, так же, как пьяный или сумасшедший.

- Ади Шанкарачарья , Брахмасутра , 2.2:33–36.

Однако многие полагают, что Шанкара не может решить проблему подлинной анекантавады . Отождествляя сьядаваду с саншаявадой , он вместо этого обращается к « агностицизму », который утверждал Санджая Белатхапутта . [24] Многие авторы, такие как Пандья, считают, что Шанкара упустил из виду, что утверждение существования объекта относится к самому объекту, а его отрицание - к тому, чем объект не является. Таким образом, подлинная анекантавада рассматривает положительные и отрицательные свойства объекта одновременно и без каких-либо противоречий. [24]

Другой буддийский логик Дхармакирти высмеивал анекантаваду в «Праманаварттиккаарике» : [24] «Если убрать дифференциацию, все вещи имеют двойственную природу. Тогда, если кого-то умоляют есть творог, то почему он не ест верблюда?» Намек очевиден; если творог существует по природе творога и не существует по природе верблюда, то человек имеет право есть верблюда, поскольку, поедая верблюда, он просто ест отрицание творога. Ачарья Акаланка , согласившись с тем, что Дхармакирти может быть прав с одной точки зрения, взял на себя смелость возразить: [24]

Человек, который критикует, не понимая точки зрения prima facie, действует как шут, а не как критик. Будда родился оленем, а олень родился Буддой; но Будда очарователен, а олени — всего лишь еда. Точно так же из-за силы сущности, с указанием ее различий и сходств, никто не стал бы есть верблюда, если бы его попросили съесть творог.

Критика религиозных практик

[ редактировать ]

образование ребенка

[ редактировать ]

Бал дикша или посвящение несовершеннолетних в монашеский сан подвергается критике как нарушение прав детей . [25] [26] Несколько активистов по защите прав детей и правительственных учреждений подвергли сомнению эту практику и в некоторых случаях вмешались. Некоторые джайнские институты рассматривают это как вмешательство в религиозные дела. Законность вопроса обсуждалась в судах [27] [28] а высокий суд Гуджарата посоветовал штату и центральному правительству принять закон, ограничивающий эту практику. [29] [30] С 1955 года четыре попытки добиться принятия в парламенте законопроекта против Балдикши потерпели неудачу. Уведомление в газете от 13 июля 2009 года, в котором говорилось, что Бал Дикша , практикуемая в джайнизме, не подпадает под положения или юрисдикцию Закона о правосудии по делам несовершеннолетних, было отмечено, но позже было признано поддельным, и было возбуждено дело о подделке. [29] [30] [31] [32] [33]

Саллекхана

[ редактировать ]

Саллекхана — это религиозная клятва постепенного сокращения потребления пищи и жидкости, которую соблюдают неизлечимо больные или старые ученики-джайны. Его широко называют голоданием до смерти, поскольку при этом происходит сокращение потребления пищи. Он практикуется с одобрения джайнских монахов и может длиться более 12 лет и более. Было подано ходатайство о том, чтобы Высокий суд Раджастана признал эту практику незаконной. В ответ джайнская община заявила, что эта практика представляет собой религиозную деятельность, защищенную статьей 25 конституции Индии. [34] [35] В августе 2015 года Высокий суд Раджастана заявил, что эта практика не является основным принципом джайнизма, и запретил ее, сделав ее наказуемой в соответствии со статьями 306 и 309 IPC (Содействие самоубийству). [36] Но несколько дней спустя Верховный суд Индии отменил постановление Высокого суда. [37]

Статус женщин

[ редактировать ]

Джайнизм включает женщин в свою четверную сангху , религиозный орден джайнских мирян, мирянок, монахов и монахинь. [38] Ранние писания Шветамбары налагали ограничения на вступление в ряды монахинь беременных женщин, молодых женщин и тех, у кого есть маленький ребенок. [39] Тем не менее, количество монахинь, указанное в этих текстах, всегда вдвое превышало количество монахов. Паршванатха и Махавира , два исторических тиртханкара джайнизма, имели огромное количество женщин-преданных и аскетов. [39] Более того, ограничения на вступление некоторых женщин в ряды монахинь были связаны не только с джайнизмом, но и с бывшим патриархальным индийским обществом в целом.

Согласно писаниям Шветамбары, таким как «Чхедасутра» , женщинам было предоставлено меньше власти, чем их коллегам-мужчинам. [39] В комментариях говорится, что это происходит потому, что следует избегать вещей, которые могут поставить под угрозу обет целомудрия. Налини Бальбир пишет, что в этих текстах пронизано убеждение в том, что женщины более хрупкие, чем мужчины. [40]

Секта джайнизма дигамбар считает, что женщины должны переродиться мужчинами, чтобы достичь освобождения. [41] Дигамбары утверждают, что женщины не могут принимать более высокие обеты аскетического отречения. [42]

тиртханкаров , Однако секта Светамбар не согласна с этой позицией, считая, что одна из Маллинатх , была женщиной. [41] и даже сегодня большинство монахов Светамбара — женщины. [43]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ О джайнском опровержении теории Бога как оператора и распределителя кармы см. Джайнизм и некреационизм .
  2. VIII века В джайнском тексте «Аштакапракаранам» (11.1–8) Харибхадра опровергает буддийскую точку зрения о том, что аскеза и покаяние приводят к страданиям и боли. По его мнению, страдания происходят из-за прошлой кармы, а не из-за покаяния. Даже если покаяние приводит к некоторым страданиям и усилиям, его следует предпринимать, поскольку это единственный способ избавиться от кармы. Он сравнивает это с усилиями и усилиями, предпринимаемыми бизнесменом для получения прибыли, что делает его счастливым. Точно так же аскезы и покаяния приносят блаженство подвижнику, желающему освобождения. См. Харибхадрасури, Синха, Ашок Кумар и Джайн, Сагармал (2000), с. 47
  1. ^ Jump up to: а б с «Пол и спасение» . публикация.cdlib.org . Проверено 31 июля 2024 г.
  2. ^ Джайни, Падманаб С. (1998). Джайнский путь очищения . Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN  978-81-208-1578-0 .
  3. ^ Jump up to: а б Джайни, Падманаб С. (1998). Джайнский путь очищения . Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN  978-81-208-1578-0 .
  4. ^ Джайни, Падманаб С. (1998). Джайнский путь очищения . Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN  978-81-208-1578-0 .
  5. ^ Дандас, Пол (2 сентября 2003 г.). Джайны . Рутледж. ISBN  978-1-134-50165-6 .
  6. ^ Бальбир, Налини. «Женщины в джайнизме» .
  7. ^ Уайли, Кристи Л. (2009). Джайнизм от А до Я. Пугало Пресс. ISBN  978-0-8108-6821-2 .
  8. ^ Ади Грантх: Или Священное Писание сикхов . Вм. Х. Аллен. 1877.
  9. ^ «Путеводитель по буддизму от А до Я» . www.buddhisma2z.com . Проверено 1 августа 2024 г.
  10. ^ «Нагота» . Проверено 1 августа 2024 г.
  11. ^ Панди 1978 , с. 1
  12. ^ Райхенбах, Брюс Р. (апрель 1989 г.), «Карма, причинно-следственная связь и божественное вмешательство» , Philosophy East and West , 39 (2): 135–149 [145], doi : 10.2307/1399374 , JSTOR   1399374 , заархивировано из оригинала. 27 октября 2009 г. , получено 29 декабря 2009 г.
  13. ^ Малаласекера 2003 , с. 211
  14. ^ Томас 1975 , стр. 205–206.
  15. ^ Бронкхорст 1993 , стр. 29–28
  16. ^ Джайни 2000 , с. 124
  17. ^ Джайни 2000 , с. 128
  18. ^ Калхатги 1988 , с. 184
  19. ^ Дандас 2002 , с. 101
  20. ^ Кришан 1997 , с. 50
  21. ^ Уэбб, Марк Оуэн. «Джайнская философия» . Интернет-энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 2 марта 2008 года . Проверено 18 марта 2008 г.
  22. ^ Pandya, V. (2001) p. 5210
  23. ^ Накамура, Хаджим (1992), стр. 169–70
  24. ^ Jump up to: а б с д Pandya, V. (2001) pp. 5209–10
  25. ^ Энакши Гангули Тукрал; Бхарти Али (1 января 2005 г.). Статус детей в Индии Inc. HAQ Центр по правам ребенка. п. 10. ISBN  978-81-901638-3-5 .
  26. ^ «Введение в должность 9-летней девочки, когда Джайн Садхви начинает судебную бурю по поводу прав ребенка» . Индия сегодня . 14 июня 2004 г. Проверено 10 мая 2015 г.
  27. ^ «Бал Дикша: Последнее слушание 1 августа» . Индийский экспресс . 13 июля 2009 г. Проверено 10 мая 2015 г.
  28. ^ «Балдикша» . Сифи . 03.05.2015. Архивировано из оригинала 10 сентября 2015 г. Проверено 10 мая 2015 г.
  29. ^ Jump up to: а б «Рамешбхай С. Вора и 5 против штата Гуджарат, 8 мая 2015 г.» . Индийский Канун . Проверено 10 мая 2015 г.
  30. ^ Jump up to: а б админ (09.05.2015). «ХК приказывает правительству Гуджарата обуздать Бал Дикшу» . Гуджарат Глобал . Архивировано из оригинала 3 мая 2016 г. Проверено 10 мая 2015 г.
  31. ^ «Джайны празднуют победу Бал Дикши» . ДНК . 10 июня 2009 г. Проверено 10 мая 2015 г.
  32. ^ Чокси, манси (08.06.2009). «Джайны заполняют храм, чтобы приветствовать «позитивные шаги» Центра на пути к бал дикше» . Таймс оф Индия . Проверено 10 мая 2015 г.
  33. ^ Наир, Манодж Р. НаирМаной Р. (9 мая 2009 г.). «Джайны хотят опеки над мальчиком «Бал Дикша» Шубхамом» . Зеркало Мумбаи . Проверено 10 мая 2015 г.
  34. ^ "Ежегодник по делам Индии 2007", стр. 18, Махендра Гаур
  35. ^ «BBC – Религии – Джайнизм: Пост» .
  36. ^ «ХК Раджастана запрещает ритуал голодания «Сантара», заявляет, что пост до смерти не является основным принципом джайнизма-I News - IBNLive Mobile» . ИБНлайв . 10 августа 2015 г. Проверено 10 августа 2015 г.
  37. ^ «Верховный суд оставляет в силе постановление Высокого суда Раджастана, объявляющее «Сантару» незаконной» . 31 августа 2015 г. Проверено 4 сентября 2015 г.
  38. ^ Бальбир 1994 , с. 121.
  39. ^ Jump up to: а б с Бальбир 1994 , с. 122.
  40. ^ Бальбир 1994 , с. 122-123.
  41. ^ Jump up to: а б «Религии - Джайнизм: Джайнские секты» . Би-би-си. 11 сентября 2009 г. Проверено 28 сентября 2011 г.
  42. ^ Рой Портер , Микулаш Тейх , изд. (сентябрь 1994 г.). Сексуальные знания, сексуальная наука: история отношения к сексуальности . Архив Кубка. стр. 71–72. ISBN  9780521448918 .
  43. ^ «Энциклопедия женщин и религии в Северной Америке: истории создания коренных американцев», стр. 693, Розмари Скиннер Келлер, 2009 г.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5b9926c6cd244808ea30ab966d649e67__1722513540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/67/5b9926c6cd244808ea30ab966d649e67.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Criticism of Jainism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)