Прашастапада
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
неортодоксальный | |
Прашастапада ( санскрит : प्रशस्तपाद ) был древнеиндийским философом. Он написал Падартха-дхарма-санграху (Сборник свойств материи) и комментарий под названием Прашастапада Бхашья к сутрам Канады Вайшешика - (около 2 века до н.э.); оба текста представляют собой всеобъемлющие книги по физике. В этих текстах Прашастапада обсуждает свойства движения. [1] Ганганатх Джа перевел Прашастападу Бхашью , которая была опубликована в 1916 году. [2] Прашаста или Прашаста ( санскрит : प्रशस्त) означает восхваляемый или достойный похвалы, восхваляемый или похвальный, хвалимый или похвальный или восхваляемый. [3]
Даянанда Сарасвати пишет, что Сутры Канады и Падартхадхармасанграха Прашастапады не демонстрируют большого влияния системы ньяя . [4] Прашастапада Бхашья на самом деле является не комментарием, а независимым сборником принципов школы Вайшешика. [5] Удаяначарья из школы Навья-Ньяя , автор «Лакшанавали» , в котором даны определения терминов вайшешики, и Ньяя Кусуманджали , представляющий собой систематическое описание теизма ньяя, который также принадлежал Митхиле , написали «Киранавали» , который представляет собой комментарий к Прашастападе Бхашье . [6]
Прашастападу можно ориентировочно датировать второй половиной VI века н.э. [7] Философия вайшешики признает двадцать четыре гуны или качества, присущие субстанциям; к ним относятся семнадцать гун, перечисленных Канадой, и семь гун - гурутва (тяжесть), драватва (текучесть), снеха (вязкость), дхарма (достоинство), адхарма (недостаток), шабда (звук) и самскара (способность), - добавленные Прашастападой. Вьомавати Вьомашекхары, Ньяякандали Шридхары, Киранавали Удаяны и Лилавати Шриватсы — хорошо известные комментарии к его произведениям. [8]
Прашастапада относится к типу восприятия, которое представляет собой простую интуицию ( алочана ) правильной формы ( сварупа ) сущности, которая представляет собой постижение недифференцированного ( авибхктам ) целого, возникающего в результате познания его конкретных универсалий. Это предварительный этап. Он отличается от Дигнаги , для которого детерминанты познания являются субъективными конструкциями, наложенными на данное, а конструктивное познание не является восприятием; Прашастапада, который был реалистом, утверждает, что детерминанты являются объективными составляющими реальности, а их концептуальные корреляты не являются интерсубъективными вымыслами. [9] Прашастапада, переопределив субстанцию как таковую, обладатель атрибутов открыл новую сферу деятельности, отделив космологическое от логического измерений концепций. Его комментарий затмил Вайшешика-сутры и стал основным средством для более поздних комментариев. [10] Прашастапада описывает растворение земли, воды, воздуха и огня с точки зрения их атомных составляющих, но исключает пространство, поскольку оно неатомарно. Что касается соединения и разъединения атомов, он включает высшую волю или порядок в качестве руководящего принципа вселенского растворения, которое преодолевает естественную карму атомов. [11]
Канада не имеет прямого отношения к Ишваре (Богу), но Прашастапада видит в Ишваре причину вселенной. [12] но не объясняет, как Бог творит. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Премендра Приядарши. Современная физика в Древней Индии . Scribd.com. п. 7.
- ^ Хетукар Джа (1992). Ганганат Джа . Сахитья Академия. п. 48. ИСБН 9788172013752 .
- ^ В. С. Апте (1957). Практический санскритско-английский словарь . Цифровые словари Южной Азии.
- ^ Сатья Пракаш (1975). Очерк ведической философии Даянанды . Даянанд Санстан. п. 43.
- ^ Энциклопедия восточной философии и религии . Издательский дом Global Vision. 2005. с. 386. ИСБН 9788182200739 .
- ^ Вишнулок Бихари Шриваства (1 апреля 2012 г.). Словарь индологии . Издательство V&S. п. 323. ИСБН 9789350572351 .
- ^ Поттер, Карл Х., изд. Энциклопедия индийской философии, том 2: Индийская метафизика и эпистемология: традиция Ньяя-Вайшешики до Гангеши. Том. 2. Издательство Принстонского университета, 2015. С. 282.
- ^ Рошен Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. стр. 151, 314. ISBN. 9780143414216 .
- ^ Энциклопедия азиатской философии . Страница маршрута = 419. 19 октября 2006 г. ISBN 9781134691159 .
- ^ Рэндалл Коллинз (30 июня 2009 г.). Социология философий . Издательство Гарвардского университета. п. 234. ИСБН 9780674029774 .
- ^ Нараян, Р.Х. (2007). «Ньяя-Вайшешика: индийская традиция физики». arXiv : физика/0701077 .
- ^ Рошен Далал (2010). Религии Индии . Пингвин заказывает Индию. п. 380. ИСБН 9780143415176 .
- ^ Бюллетень Института культуры Миссии Рамакришаны Том 54 . 2003. с. 163.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Падартхадхармасамграха и Ньяякандали корректура английского перевода Ганганатхи Джа, 1915 г. (включая глоссарий)