Библейская космология

Библейская космология – это описание Вселенной и ее законов в Библии . [1] [2] Библия формировалась на протяжении многих столетий с участием многих авторов и отражает меняющиеся модели религиозных убеждений ; следовательно, его космология не всегда последовательна. [3] [4] Библейские тексты также не обязательно отражают верования всех евреев или христиан на момент их написания: большинство текстов, составляющих еврейскую Библию или, в частности, Ветхий Завет , представляют верования лишь небольшой части древних израильтян. община, представители поздней иудейской религиозной традиции, сосредоточенной в Иерусалиме и посвятившей себя исключительно поклонению Яхве . [5]
Древние израильтяне представляли Вселенную как плоскую дискообразную Землю, плавающую по воде, небо вверху и подземный мир внизу. [6] Люди населяли Землю при жизни и подземный мир после смерти; смертные не могли попасть на небеса, а подземный мир был морально нейтральным; [7] [8] только в эллинистические времена (около 330 г. до н.э. ) евреи начали принимать греческую идею о том, что это будет место наказания за проступки и что праведники будут наслаждаться загробной жизнью на небесах. [8] В этот период также старая трехуровневая космология в значительной степени уступила место греческой концепции сферической Земли, подвешенной в пространстве в центре ряда концентрических небес . [9]
Вступительные слова повествования о сотворении мира (Бытие 1:1–26) суммируют точку зрения библейских редакторов на то, как возник космос: «В начале сотворил Бог небо и землю»; Яхве , Бог Израиля, нес полную ответственность за творение и не имел соперников, что подразумевало превосходство Израиля над всеми другими народами. [10] Поздние еврейские мыслители, переняв идеи греческой философии, пришли к выводу, что Божья Мудрость , Слово и Дух проникли во все сущее и придали им единство. [11] Христианство, в свою очередь, приняло эти идеи и отождествило Иисуса с Логосом (Словом) : «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Иоанна 1:1 ). [12] Интерпретация и изложение библейской космологии была формализована в жанре письма среди христиан и евреев, называемом гексаемальной литературой . Жанр вошел в моду во второй половине IV века, после того как он был введен в христианские круги Гексамероном Василия Кесарийского . [13] [14]
Космогония (происхождение космоса)
[ редактировать ]
Божественная битва и божественная речь
[ редактировать ]В древнем Израиле существовали две разные модели процесса творения. [15] В модели « логос » (речи) Бог говорит и формирует несопротивляющуюся дремлющую материю в эффективное существование и порядок ( Псалом 33 : «Словом ЯХВЕ сотворены небеса, и дыханием уст Его все воинства их; Он собирает вверх по водам, как насыпь, хранит Бездну в сводах»); во второй модели, или модели « агона » (борьбы), Бог сражается с морскими чудовищами в начале мира, чтобы продемонстрировать свое владычество и власть. [16] Псалом 74 напоминает модель агона: он начинается с плача по поводу того, что Бог оставил свой народ и его невзгоды, а затем просит его вспомнить свои прошлые дела: «Это ты разбил Море своей силой, разбил головы чудовищ в воды; это Ты сокрушил головы Левиафана, оставив их в пищу обитателям пустыни..." [16] В этом мировоззрении моря представляют собой изначальные силы беспорядка, а работе творения предшествует божественная битва (или « теомахия »). [17]
Создание модели «агона» имеет следующую сюжетную линию: (1) Бог как божественный воин сражается с монстрами хаоса , в число которых входят Море , Смерть , Таннин и Левиафан ; (2) Мир природы вступает в битву, и монстры хаоса терпят поражение; (3) Бог восседает на божественной горе, окруженный меньшими божествами; (4)Он говорит, и природа рождает тварный мир, [18] или, по мнению греков, космос . Этот миф был подхвачен в более поздней еврейской и христианской апокалиптической литературе и спроецирован в будущее , так что космическая битва становится решающим актом в конце мировой истории: [18] таким образом, Книга Откровения (конец I века н.э.) рассказывает, как после окончательной победы Бога над морскими чудовищами в космосе будут открыты Новые Небеса и Новая Земля , в котором «моря больше не будет» ( Откровение 21 :1). [19]
Повествование о сотворении мира (Бытие 1) является квинтэссенцией мифа о сотворении «логоса» . Как и модель «агона», она начинается с тьмы и несотворенного первозданного океана : [20] Бог разделяет и удерживает воды, но не создает их из ничего . [21] Бог начинает каждый творческий акт устным словом («Сказал Бог: да будет...») и завершает его дарованием имени. [22] Создание посредством речи характерно не только для Ветхого Завета: оно занимает видное место в некоторых египетских традициях . [23] Однако существует разница между египетской и еврейской мифологиями логоса: в Бытие 1 божественное слово Элохимов представляет собой акт «превращения»; слово египетского бога-творца, напротив, представляет собой почти магическую активацию чего-то, присущего предтворению: как таковое оно выходит за рамки концепции указа (божественного действия) и становится чем-то более похожим на Логос Евангелия от Иоанна . [23]
Именование: Бог, Мудрость, Тора и Христос.
[ редактировать ]В древнем мире вещи не существовали до тех пор, пока они не были названы: «Имя живого существа или предмета было... самой сутью определяемого, а произнесение имени должно было создать то, что было произнесено». [23] В Ветхом Завете до изгнания (до 586 г. до н.э.) не было равных Яхве на небесах, несмотря на продолжающееся существование собрания подчиненных божеств-слуг, которые помогали принимать решения по вопросам на небе и на земле. [24] после изгнания Авторы традиции Мудрости (например, Книга Притчей , Песнь Песней и т. д.) развивают идею о том, что Мудрость, позже отождествленная с Торой , существовала до творения и была использована Богом для создания вселенной: [4] «Присутствующая с самого начала Мудрость берет на себя роль главного строителя, в то время как Бог утверждает небеса, ограничивает хаотичные воды и формирует горы и поля». [25] Заимствуя идеи греческих философов, которые считали, что разум объединяет вселенную, традиция Мудрости учила, что Божья Мудрость, Слово и Дух являются основой космического единства. [11] Христианство, в свою очередь, переняло эти идеи и применило их к Иисусу: Послание к Колоссянам называет Иисуса «...образом невидимого Бога, первенцем всякой твари...», а Евангелие от Иоанна отождествляет его с творящим слово («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»). [12]
Космография (форма и строение космоса)
[ редактировать ]
Небеса, Земля и подземный мир
[ редактировать ]Еврейская Библия изображала мир, состоящий из трех частей: небо ( шамаим ) вверху, земля ( эрес ) посередине и подземный мир ( шеол ) внизу. [26] После 4-го века до нашей эры это постепенно было заменено греческой научной космологией сферической Земли, окруженной множеством концентрических небес. [9]
Космический океан
[ редактировать ]Трехчастный мир небес, Земли и подземного мира плавал в Техоме , мифологическом космическом океане, который покрывал Землю, пока Бог не создал небосвод, чтобы разделить его на верхнюю и нижнюю части и открыть сушу; [27] С тех пор мир защищен от космического океана твердым куполом небесного свода. [28]
Техом :6 и далее) , враждебен или был враждебен Богу: он противостоял Ему в начале мира ( Псалом 103 но бежал из сухой земли по Его упреку; теперь он установил для него границу или барьер, который он не может преодолеть (Иеремия 5:22 и Иов 38:8–10). [29] Космическое море — дом чудовищ, которых побеждает Бог: «Силою Своею он успокоил море, разумом своим поразил Раав!» (Иов 26:12 и далее). [29] (Раав — исключительно еврейское морское чудовище; другие, включая Левиафана и таннин , или драконов, встречаются в угаритских текстах; не совсем ясно, идентичны ли они Морю или являются помощниками Моря). [30] «Бронзовое море», которое находилось во дворе Храма в Иерусалиме, вероятно, соответствует «морю» в вавилонских храмах, олицетворяющему апсу , космический океан. [31]
В Новом Завете победа Иисуса над бурным морем показывает, как божество-победитель подавляет силы хаоса: простое слово повеления Сына Божьего успокаивает врага ( Марка 4 :35–41), который затем попирает своего врага, ( Иисус ходит по воде – Марка 6:45, 47–51). [32] В Откровении , где архангел Михаил изгоняет дракона ( сатану ) с неба («И началась на небе война, Михаил и ангелы его напали на дракона...» – Откровение 12 :7), мотив можно проследить до Левиафан в Израиле и Тиамат , океан-хаос, в вавилонском мифе отождествлялись с Сатаной через интерпретацию змея в Эдеме . [33]
Небеса
[ редактировать ]
Форма и структура
[ редактировать ]В Ветхом Завете слово шамаим обозначало и небо/атмосферу, и жилище Бога. [35] Ракия – видимое небо – представляла собой твердую перевернутую чашу над Землей , или небосвод окрашенную в синий цвет небесного океана над ней. [36] Дождь, снег, ветер и град хранились в хранилищах за пределами ракии , в которых были «окна», через которые они могли войти – воды Ноева потопа вошли, когда «небесные окна» открылись. [37] Небеса простирались до самых дальних краев Земли и совпадали с ними (т.е. касались их) (например, Второзаконие 4:32); [38] люди, глядя вверх с Земли, видели пол небес, который они также видели как Божий престол, сделанный из прозрачного голубого лазурита (Исход 24: 9–10) и (Иезекииль 1:26). [39] Ниже этого был слой воды, источник дождя, который был отделен от нас непроницаемой преградой – твердью (Бытие 1:6–8). Дождь также может храниться в небесных цистернах (Иов: 38:37) или хранилищах (Второзаконие 28:12) рядом с хранилищами ветра, града и снега. [40]
Грамматически слово шамаим может быть как двойственным (два), так и множественным (более двух), не исключая единственного числа (один). [41] В результате неясно, было ли в Ветхом Завете одно, два или более небес. [42] но, скорее всего, он был только один, и такие фразы, как «небеса небесные», должны были подчеркнуть необъятность Божьего царства. [38]
У вавилонян было более сложное представление о небе, а во время вавилонского изгнания (6 век до н.э.) влияние вавилонской космологии привело к идее множественности небес среди евреев. [43] Это продолжилось и в Новом Завете: в Откровении , очевидно, есть только одно небо, но в Послании к Евреям и в посланиях к Колоссянам и Ефесянам их больше одного, хотя они и не уточняют, сколько именно. [44] а апостол Павел рассказывает о своем посещении третьего неба, места, по современному мнению, где райский сад. находится [45] Ссылка на «третье небо» может относиться к одной из двух космологических систем, существовавших в древности: в одной космос был разделен на семь небес, а в другой - на три. [46]
Бог и небесные существа
[ редактировать ]
Израиль и Иуда, как и другие ханаанские царства, изначально имели полный пантеон богов. [47] Главой древнего ханаанского пантеона был бог Эль , но со временем Яхве заменил его в качестве национального бога, и они слились. [47] Остальные боги теперь подчинялись Яхве: «Кто на небе может сравниться с Яхве, как Яхве среди божественных существ? Бог, которого боятся в Совете святых существ...?» (Псалом 89:6–9). [48] В Книге Иова « Небесный совет» Сыны Божьи (бене элохим) встречаются на небесах, чтобы рассмотреть события на Земле и решить судьбу Иова. [49] Один из их числа - « Сатана », буквально «обвинитель», который путешествует по Земле, подобно персидскому имперскому шпиону (Иов датируется периодом Персидской империи), сообщая и проверяя лояльность людей. Богу. [49]
Небесные светила ( небесные воинства – Солнце, Луна и звезды) [ нужна ссылка ] им поклонялись как божествам, практика, которую Библия не одобряет и в отношении которой праведный Иов протестует против своей невиновности: «Если бы я посмотрел на солнце, когда оно сияло, или на луну... и мои уста поцеловали бы мою руку, это также было бы беззаконие..." [50] Вера в божественность небесных тел объясняет отрывок из Книги Иисуса Навина 10:12, который обычно переводится как Иисус Навин просит Солнце и Луну стоять на месте, но на самом деле Иисус Навин произносит заклинание, чтобы гарантировать, что бог солнца и бог луны, которые поддерживал своих врагов, не давал им оракулов. [51]
В более ранних текстах Ветхого Завета бене элохим были богами, но впоследствии они стали ангелами. [52] «посланники» ( малаким ), которых Иаков видит поднимающимися и спускающимися по «лестнице» (на самом деле небесной горе) между небом и землей. [53] В более ранних работах посланники были анонимными, но в период Второго Храма (539 г. до н. э. – 100 г. н. э.) им начали давать имена, и в конечном итоге они превратились в обширные ангельские ордена христианства и иудаизма. [47] Таким образом, боги и богини, которые когда-то были выше или равными Яхве, сначала стали равными ему, затем подчиненными богами и, наконец, превратились в ангелов на его службе. [47]
Рай и человеческая душа
[ редактировать ]В древнейших частях Ветхого Завета нет понятия человеческой души или вечной жизни. [8] Смерть — это выход дыхания, которое когда-то Бог вдохнул в прах; всех людей ждет одна и та же участь в Шеоле, призрачное существование без знания и чувств (Иов 14:13; Когелот 9:5), и нет никакого способа что смертные могут попасть на небеса. [8] Спустя столетия после вавилонского изгнания появилась вера в загробную жизнь и послесмертное возмездие в еврейской апокалиптической литературе . [8] Примерно в то же время Библия была переведена на греческий язык, и переводчики использовали греческое слово paradaisos ( «Рай »), обозначающее сад Божий. [54] и Рай оказался на небесах. [45]
Земля
[ редактировать ]Космическая география
[ редактировать ]В период Ветхого Завета Землю чаще всего представляли как плоский диск, плавающий на воде. [21] Эта концепция, очевидно, была очень похожа на ту, что изображена на вавилонской карте мира примерно 600 г. до н. э.: единый круглый континент, ограниченный круглым морем, [56] а за морем - ряд равноотстоящих друг от друга треугольников, называемых нагу , «отдаленные регионы», по-видимому, острова, хотя, возможно, и горы. [57] Ветхий Завет также называет острова рядом с Землей; ( Псалом 96:1 ) это «концы земли» согласно Исаии 41:5 , крайний край кругового горизонта Иова (Иов 26:10), где небесный свод поддерживается горами. [58] Другие отрывки Ветхого Завета предполагают, что небо покоится на столбах (Псалом 75:3, 1 Царств 2:8, Иов 9:6), на основаниях (Псалом 18:7 и 82:5) или на «опорах» (Псалом 104: 5). [59] Книга Иова представляет космос как огромный шатер, пол которого — Земля, а сам шатер — небо; с краев неба Бог подвешивает Землю над «ничем», имея в виду огромный Океан, надежно поддерживаемый привязанностью к небу (Иов 26:7). [60] Хотя технические средства, с помощью которых Яхве удерживает землю от погружения в воды хаоса, неясны, тем не менее ясно, что он делает это в силу своей личной власти. [61]
В Откровении 7:1 автор Откровения предположил, что Земля плоская. [62] Идея о том, что Земля представляет собой сферу, была разработана греками в VI веке до нашей эры, а к III веку до нашей эры она была общепринята образованными римлянами и греками и даже некоторыми евреями. [63]
Храмы, горы, сады и реки
[ редактировать ]В космологии древнего Ближнего Востока космический бог-воин после победы над силами хаоса создал мир и построил свой земной дом — храм. [64] Как бездна , глубочайшая бездна, была местом Хаоса и Смерти, так и храм Божий принадлежал высокой горе. [65] В древней Иудее горой и местом расположения Храма был Сион (Иерусалим), [64] пуп и центр мира (Иезекииль 5:5 и 38:12). [66] Псалмы описывают Бога, восседающего на троне над Потопом (космическим морем) в своем небесном чертоге (Псалом 29:10), вечного царя, который «полагает бревна горниц Своих в водах» (Псалом 104:3). Самаритянское Пятикнижие идентифицирует эту гору как гору Гаризим , что также косвенно признает Новый Завет (Иоанна 4:20). Этот образ напоминает месопотамского бога Эа , который помещает свой трон в Апсу , первобытных пресных водах под землей, и ханаанского бога Эла , описанного в цикле Ваала как имеющего свой дворец на космической горе, которая является источником первозданного океана. водные источники. [67]
Точка соединения небесного и земного царств изображается как земной «сад Божий», связанный с храмом и царским дворцом. [68] В Иезекииля 28:12–19 сад в Эдеме помещается на горе богов; [69] в Бытие 2–3 местоположение Эдема более неопределенно, просто далеко «на востоке», [70] но в обоих случаях есть сильное предположение, что сад примыкает к храму или дворцу. [71] В Иерусалиме земной Храм был украшен мотивами космоса и Сада. [72] и, как и другие древние ближневосточные храмы, его три части составляли символический микрокосм: от внешнего двора (видимый мир земли и моря) через Святое место (видимые небеса и сад Божий) к Святому Святая (невидимое небо Божие). [73] Образ космической горы и сада Иезекииля вновь появляется в Новозаветной Книге Откровения , применительно к мессианскому Иерусалиму , его стены, украшенные драгоценными камнями, «река воды жизни», текущая из-под его престола (Откровение 22: 1–2). [74]
Поток из-под земли (подземный океан пресной воды?) оплодотворяет Эдем, а затем разделяется на четыре реки, идущие по всей земле (Бытие 2:5–6); в Иезекииля 47:1–12 (см. Храм Иезекииля ) и у других пророков поток вытекает из самого Храма, заставляет пустыню цвести и превращает Мертвое море из соленого в свежее. [75] Однако подземные воды неоднозначны: они являются источником животворящих рек, но они также связаны со смертью (Иеремия 2:6 и Иов 38:16-17 описывают, что путь в Шеол лежит через воду, а врата его - расположен у подножия горы на дне морей). [76]
Преисподняя
[ редактировать ]
Шеол и Ветхий Завет
[ редактировать ]Под землей находится Шеол , обитель рефаимов ( теней), [78] хотя не совсем ясно, все ли умершие стали тенями или только «сильные мертвецы» (сравните Псалом 88:10 с Исайей 14:9 и 26:14). [79] В некоторых библейских отрывках говорится, что Бога нет в подземном мире: «В смерти нет памяти о Тебе, в преисподней кто возблагодарит Тебя?» (Псалом 6). [80] Другие подразумевают, что сами мертвые в каком-то смысле полубожественны, как тень пророка Самуила , которого называют элохимом , тем же словом, которое используется для обозначения Бога и богов. [81] В других отрывках говорится о власти Бога над Шеолом, как и над всем остальным Его творением: «Если они (нечестивые) закопаются в Шеол, оттуда рука Моя возьмет их…» (Амос 9:2). [82]
Межзаветный период
[ редактировать ]Ветхозаветный шеол был просто домом для всех мертвых, как хороших, так и плохих. [83] В эллинистический период грекоязычные евреи Египта , возможно, под влиянием греческой мысли, пришли к убеждению, что добро будет идти непосредственно к Богу, тогда как нечестивцы действительно умрут и отправятся в царство Аида , бога подземного мира. , где они, возможно, будут страдать от мучений. [84] Книга Еноха , датируемая периодом между Ветхим и Новым Заветами, разделяет мертвых на хорошо освещенную пещеру для праведных и темные пещеры для нечестивых. [85] и дает первому источник, что, возможно, означает, что это «живые» (т. е. родниковые) воды жизни. [86]
Новый Завет
[ редактировать ]В Новом Завете притча Иисуса о богаче и Лазаре отражает идею о том, что нечестивцы начали свое наказание в аиде сразу после смерти. [84]
Сатана и конец времени
[ редактировать ]Гадес в Новом Завете — это временное место содержания, которое будет использоваться только до конца времен , когда его обитатели будут брошены в ров геенны или озеро огненное (Откровение 20:10–14). [87] Это озеро либо находится под землей, либо уйдет под землю, когда появится « новая земля ». [87] Сатана не обитает в подземном мире и не контролирует его – его сферой деятельности является человеческий мир – и он должен быть брошен в огонь только в конце времен. [87] В Ветхом Завете он появляется не как враг Бога, а как его служитель, «своего рода генеральный прокурор с следственными и дисциплинарными полномочиями», как в Книге Иова . [87] И только ранние отцы церкви отождествляли его со змеем в Эдемском саду и стали рассматривать как активного бунтовщика против Бога, стремящегося помешать божественному плану для человечества. [87]
См. также
[ редактировать ]- Аллегорические интерпретации Книги Бытия
- допотопный
- Вавилонская астрономия
- Вавилонская космология
- Библейские названия звезд
- Хронология Библии
- Классическая планета
- Космогония
- Космологический аргумент
- Креационистские космологии
- Плоская Земля
- Рассказ о сотворении мира Бытие
- Геоцентризм
- Эллинистический иудаизм
- Еврейская эсхатология
- Список тем, характеризуемых как лженаука
- Мандейская космология
- Мормонская космология
- Религиозная космология
- Семь небес
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лукас 2003 , с. 130
- ^ Найт 1990 , с. 175
- ^ Бернштейн 1996 , с. 134: «Канон еврейской Библии [...] был сформирован из [...] разнообразных сочинений, написанных многими мужчинами и женщинами в течение длительного периода времени, при самых разных обстоятельствах и в свете меняющихся моделей поведения. религиозные верования и практики [...] Действительно, в этой книге исследуются вопросы, касающиеся конца жизни человека, природы смерти, возможности божественного суда и вытекающего из этого вознаграждения или наказания [...]. просто слишком важно, чтобы найти единственное решение, единогласно принятое за почти тысячелетие написания Библии».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Берлин 2011 , с. 188
- ^ Райт 2002 , с. 52: «Религиозная идеология, пропагандируемая в большинстве текстов, которые сейчас составляют еврейскую Библию, отражает верования лишь небольшой части древней израильской общины: поздние иудейские люди, которые собирали, редактировали и передавали библейские материалы, были, большая часть — представители религиозной традиции, сосредоточенной в Иерусалиме, которая поклонялась исключительно богу Яхве».
- ^ Аун 2003 , с. 119: «Архаическая космология представляла мир как трехуровневый космос, состоящий из Земли в виде плоского диска посередине, окруженного рекой Океан (греческая версия) или плавающей на воде (израильская версия), с небом вверху и подземным миром внизу [...]»
- ^ Райт 2002 , стр. 117, 124–25.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ли 2010 , стр. 77–78.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ауне 2003 , с. 119: «В эллинистический период геоцентрическая модель Вселенной в значительной степени заменила старую трехуровневую модель Вселенной, поскольку греческие мыслители (такие как Аристотель и Эратосфен) предположили, что Земля представляет собой сферу, свободно подвешенную в пространстве».
- ^ Райт 2002 , с. 53: «Библейские тексты всех исторических периодов и самых разных литературных жанров демонстрируют, что в яхвистских кругах, то есть среди людей, поклонявшихся Яхве как главному богу, Бог всегда понимался как Тот, Кто один создал небо, Землю и все это в них [...] Яхве, израильский бог, не имел соперников, и в мире, где народы утверждали, что их боги были высшими существами во вселенной и что все остальные подчинялись им, это утверждение израильтян. ибо превосходство Яхве позволило им представить, что ни одна другая нация не может соперничать с ней [...]. Такие фразы, как «Яхве, Бог Всевышний, Творец неба и земли» [...] и связанные с ними фразы для Яхве как создателя. и всемогущий владыка космоса имеют параллели в более ранней ханаанской терминологии для бога Эла [...] Фактически, израильтяне не создали эти фразы, а унаследовали их от более ранних ханаанских цивилизаций. Более того, более поздние редакторы еврейской Библии использовали их. служить их особой монотеистической теологии: их бог — верховный бог, и только он создал вселенную».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кайзер 1997 , с. 28
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пэрриш 1990 , стр. 183–84.
- ^ Робертс 2019 , с. 199–200.
- ^ Кочанчик-Бониньска 2016 , стр. 161–162.
- ^ Фишбейн 2003 , с. 34
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фишбейн 2003 , стр. 34–35
- ^ Фишбейн 2003 , с. 39
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ауне 2003 , с. 118
- ^ Мэби 2008 , с. 50
- ^ Мэби 2008 , стр. 47–48.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Берлин 2011 , с. 189
- ^ Уолтон 2006 , с. 190.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уолтон 2011 .
- ^ Пейдж Ли 1990 , стр. 176–77.
- ^ Пэрриш 1990 , с. 183
- ^ Райт 2002 , с. 54.
- ^ Ринггрен 1990 , стр. 91–92.
- ^ Райкен и др. 1998 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ринггрен 1990 , с. 92
- ^ Ринггрен 1990 , с. 93
- ^ Ринггрен 1990 , с. 98
- ^ Вятт 2001 , стр. 105–06.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вятт 2001 , стр. 106–07.
- ^ Райт 2002 , стр. 36–37: Волнистые линии внизу этой сцены обозначают воду, а под водой находится твердое основание, в которое вписаны четыре звезды. Эти воды, таким образом, являются небесными водами над небом. На этой табличке изображен бог Шамаш, восседающий на троне небесного царства над звездами и небесным океаном.
- ^ Пеннингтон 2007 , с. 41
- ^ Пеннингтон 2007 , с. 42
- ^ Райт 2002 , с. 57
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Райт 2002 , с. 54
- ^ Райт 2002 , с. 56=
- ^ Райт 2002 , с. 57=
- ^ Пеннингтон 2007 , стр. 40–41.
- ^ Коллинз 2000 , стр. 23–24.
- ^ Коллинз 2000 , с. 24
- ^ Коллинз 2000 , с. 68
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ли 2010 , с. 147
- ^ Уайт 2008 , стр. 93–94, №14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Райт 2002 , с. 63
- ^ Райт 2002 , стр. 63–64.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хабель 2001 , с. 67
- ^ Деист 2000 , стр. 120–21
- ^ Деист 2000 , с. 121
- ^ Найт и Левин 2011 , с. никто
- ^ Райт 2002 , стр. 61–62.
- ^ Бреммер 1999 , стр. 1, 19
- ^ Кил 1997 , с. 20
- ^ Кил 1997 , стр. 20–22.
- ^ Горовиц 1998 , стр. 30 и далее.
- ^ Кил 1997 , с. 22
- ^ Кил 1997 , с. 40
- ^ Хартли 1988 , с. 366.
- ^ Кил 1997 , с. 40.
- ^ Фермер 2005 , с. 33.
- ^ Даль и Говен 2003 , с. 17.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хоппе 2000 , стр. 24.
- ^ Кил 1997 , с. 114
- ^ Миллс 1998 , с. xi
- ^ Мэби 2008 , с. 44
- ^ Бернетт 2010 , с. 71
- ^ Тиггелаар 1999 , с. 37
- ^ Ноорт 1999 , с. 28
- ^ Джиллингем 2002 , с. 19
- ^ Смит 2003 , с. 169
- ^ Бил 2004 , стр. 58–59.
- ^ Делюмо и О'Коннелл 2000 , с. 5
- ^ Бауч 2003 , стр. 71–72.
- ^ Бауч 2003 , стр. 72–73.
- ^ Берлин 2011 , с. 285
- ^ Бернштейн 1996 , стр. 141–42.
- ^ Хабель 1975 , с. 136
- ^ Бернштейн 1996 , с. 143
- ^ Бернштейн 1996 , стр. 138–39.
- ^ Бернштейн 1996 , с. 144
- ^ Бернштейн 1996 , с. 139
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Келли 2010 , стр. 121–22.
- ^ Делюмо и О'Коннелл 2000 , с. 24
- ^ Бауч 2003 , с. 74
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Келли 2010 , с. 122
Библиография
[ редактировать ]- Ауне, Дэвид Э. (2003). "Космология". Вестминстерский словарь Нового Завета и раннехристианской литературы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664219178 .
- Бауч, Келли Кобленц (2003). Исследование географии 1 Еноха 17-19 . Брилл. ISBN 9789004131033 .
- Бил, ГК (2004). Храм и миссия Церкви . Межвузовская пресса. ISBN 9780830826186 .
- Берлин, Адель (2011). «Космология и творение» . В Берлине Адель; Гроссман, Максин (ред.). Оксфордский словарь еврейской религии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199730049 .
- Бернштейн, Алан Э. (1996). Формирование ада: смерть и возмездие в древнем и раннехристианском мире . Издательство Корнельского университета. ISBN 0801481317 .
- Бреммер, Дж. Н. (1999). «Рай в Септуагинте». В Люттихейзене, Джерард П. (ред.). Интерпретация рая: изображения библейского рая в иудаизме и христианстве . Брилл. ISBN 9004113312 .
- Бернетт, Джоэл С. (2010). Где Бог?: Божественное отсутствие в еврейской Библии . Крепость Пресс. ISBN 9781451411072 .
- Коллинз, Адела Ярбро (2000). Космология и эсхатология в еврейском и христианском апокалиптическом учении . Брилл. ISBN 9004119272 .
- Даль, Эдвард Х.; Говен, Жан-Франсуа (2003). Сфера Мунди . McGill-Queen's Press - MQUP. ISBN 9780773521667 .
- Дэвис, Уильям Дэвид (1982). Территориальное измерение иудаизма . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520043312 .
- Деист, Фердинанд Э. (2000). Материальная культура Библии: введение . Шеффилд Академик Пресс. ISBN 9781841270982 .
- Делюмо, Жан; О'Коннелл, Мэтью (2000). Вестминстерский словарь Нового Завета и раннехристианской литературы . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 9780252068805 .
- Фермер, Рональд Л. (2005). Откровение . Чалис Пресс. ISBN 9780827232907 .
- Фишбейн, Майкл (2003). Библейский миф и раввинистическое мифотворчество . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-826733-9 .
- Фретхайм, Теренс Э. (2003). «Небеса» . В Гоуэне, Дональд Э. (ред.). Вестминстерский богословский словарь Библии . Издательство Вестминстерского университета. ISBN 9780664223946 .
- Джиллингем, Сьюзен (2002). Изображение, глубина и поверхность . Континуум. ISBN 9781841272979 .
- Хабель, Норман К. (1975). Книга Иова . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521099431 .
- Хабель, Норман К. (2001). «Земля прежде всего: обратная космология в Иове» . В Хейбеле, Норман К.; Вурст, Ширли (ред.). История Земли в традициях мудрости . Шеффилд Академик Пресс. ISBN 9781841270869 .
- Хартли, Джон Э. (1988). Книга Иова . Эрдманс. ISBN 9780802825285 .
- Хесс, Ричард С. (2007). Израильские религии: археологический и библейский обзор . Бейкер Академик Пресс. ISBN 9781441201126 .
- Хиберт, Теодор (2009). «Генезис» . В О'Дэй, Гейл Р.; Петерсен, Дэвид Л. (ред.). Богословский комментарий к Библии . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9781611640304 .
- Хоппе, Лесли Дж. (2000). Святой город: Иерусалим в богословии Ветхого Завета . Литургическая пресса. ISBN 9780814650813 .
- Горовиц, Уэйн (1998). Космическая география Месопотамии . Айзенбрауны. ISBN 9780931464997 .
- Джанин, Хант (2002). Четыре пути в Иерусалим . МакФарланд. ISBN 9780786412648 .
- Кайзер, Кристофер Б. (1997). Креационная теология и история физической науки . Брилл. ISBN 9004106693 .
- Киль, Отмар (1997). Символика библейского мира . Айзенбрауны. ISBN 9781575060149 .
- Келли, Генри А. (2010). «Ад с чистилищем и двумя лимбами» . В Морейре, Изабель; Тоскано, Маргарет (ред.). Ад и его загробная жизнь: исторические и современные перспективы . Издательство Эшгейт. ISBN 9780754667292 .
- Киттель, Герхард; Фридрих, Герхард, ред. (1985). «Космос» . Богословский словарь Нового Завета . Эрдманс. ISBN 9780802824042 .
- Найт, Дуглас А. (1990). «Космология» . В Уотсоне Э. Миллсе (ред.). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865543737 .
- Найт, Дуглас А.; Левин, Эми-Джилл (2011). Значение Библии: чему нас могут научить еврейские Писания и христианский Ветхий Завет . ХарперКоллинз. ISBN 9780062098597 .
- Кочанчик-Бониньска, Каролина (2016). «Представление о космосе согласно Василию Великому о Гексамероне » (PDF) . Студия Пельплинские . 48 : 161–169.
- Ли, Санг Мейнг (2010). Космическая драма спасения . Мор Зибек. ISBN 9783161503160 .
- Лукас, Э.Л. (2003). "Космология". В Александре Т. Десмонд; Бейкер, Дэвид В. (ред.). Словарь Ветхого Завета: Пятикнижие . Межвузовская пресса. ISBN 9780830817818 .
- Мэйби, Ф.Дж. (2008). «Хаос и смерть» . В Лонгмане, Тремпер; Эннс, Питер (ред.). Словарь Ветхого Завета . Межвузовская пресса. ISBN 9780830817832 .
- Миллс, Уотсон Э. (1998). "Введение" . Комментарий Мерсера к Библии: Пятикнижие/Тора . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865545069 .
- Ноорт, Эд (1999). «Ган-Эден в контексте мифологии еврейской Библии» . В Люттихейзене, Джерард П. (ред.). Интерпретация рая: изображения библейского рая в иудаизме и христианстве . Брилл. ISBN 9004113312 .
- О'Дауд, Р. (2008). «Творение образов» . В Лонгмане, Тремпер; Эннс, Питер (ред.). Словарь Ветхого Завета . Межвузовская пресса. ISBN 9780830817832 .
- Олсон, Дэниел К. (2003). «1 Енох» . В Данне, Джеймс; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Пейдж Ли, Х. (1990). «Совет Небесный» . В Уотсоне Э. Миллсе (ред.). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865543737 .
- Пэрриш, В. Стивен (1990). «Творение» . В Уотсоне Э. Миллсе (ред.). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865543737 .
- Парсонс, Майкал (2008). Действует . Бейкер Академик. ISBN 9781585588213 .
- Пеннингтон, Джонатан Т. (2007). Небо и земля в Евангелии от Матфея . Брилл. ISBN 978-9004162051 .
- Пердью, Лео Г. (1991). Мудрость в восстании: метафорическое богословие в книге Иова . Шеффилд Академик Пресс. ISBN 9780567649010 .
- Рейке, Бо (2001). "Ад" . В Мецгере Брюс Мэннинг; Куган, Майкл Дэвид (ред.). Оксфордский путеводитель по идеям и вопросам Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195149173 .
- Ринггрен, Хельмер (1990). "Сладкий картофель" . В Боттервеке, Г. Йоханнес; Ринггрен, Хельмер (ред.). Богословский словарь Ветхого Завета . Эрдманс. ISBN 9780802823304 .
- Робертс, Александр (2019). «Повторный перевод Шестимерных проповедей Василия Абдаллаха ибн аль-Фадла Антиохийского». В Барбаре, Роггема; Трейгер, Александр (ред.). Святоотеческая литература в арабских переводах . Брилл. стр. 198–240. дои : 10.1163/9789004415041_009 .
- Рохберг, Франческа (2010). На пути Луны: вавилонское небесное гадание и его наследие . Брилл. ISBN 978-9004183896 .
- Райкен, Леланд; Уилхойт, Джим; Лонгман, Тремпер; Дюрье, Колин; Пенни, Дуглас; Рид, Дэниел Г., ред. (1998). «Космология» . Словарь библейских образов . Межвузовская пресса. ISBN 9780830867332 .
- Сарна, Наум М. (1997). «Туманы времени: Бытие I-II» . В Фейрике, Ада (ред.). Бытие: Мир мифов и патриархов . Нью-Йорк: Нью-Йоркский университет Пресс. п. 560. ИСБН 0-8147-2668-2 .
- Сейболд, Клаус (1990). Знакомство с псалмами . Т&Т Кларк. ISBN 9780567054234 .
- Смит, Марк С. (2003). Истоки библейского монотеизма . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198030812 .
- Стордален, Терье (2000). Отголоски Эдема . Питерс. ISBN 9789042908543 .
- Тиггелаар, Эйберт Дж. К. (1999). «Рай и рай» . В Люттихейзене, Джерард П. (ред.). Интерпретация рая: изображения библейского рая в иудаизме и христианстве . Брилл. ISBN 9004113312 .
- Уолтон, Джон Х.; Мэтьюз, Виктор Х.; Чавалас, Марк В., ред. (2000). Библейский комментарий IVP: Ветхий Завет . Межвузовская пресса. ISBN 9780830814190 .
- Уолтон, Джон Х. (2006). Древняя ближневосточная мысль и Ветхий Завет: введение в концептуальный мир еврейской Библии . Бейкер Академик. ISBN 0-8010-2750-0 .
- Уолтон, Джон Х. (2011). Бытие . Зондерван. ISBN 9780310866206 .
- Уэлч, Джон Вудленд (2009). Нагорная проповедь в свете Храма . Эшгейт. ISBN 9780754651642 .
- Райт, Дж. Эдвард (2002). Ранняя история неба . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195348491 .
- Уайт, Поэль (2008). «Космология Павла: свидетельства Римлянам, 1 и 2 Коринфянам и Галатам» . В Пеннингтоне, Джонатан; Макдонаф, Шон (ред.). Космология и теология Нового Завета . Т&Т Кларк. ISBN 9780199730049 .
- Райт, Дж. Эдвард (2004). «Куда Элайджа?» . В Хазоне, Эстер Г.; Сатран, Дэвид; Клементс, Рут (ред.). Вещи раскрытые: исследования ранней еврейской и христианской литературы в честь Майкла Э. Стоуна . Брилл. ISBN 9004138854 .
- Вятт, Ник (2001). Пространство и время в религиозной жизни Ближнего Востока . Издательство Шеффилдского университета. ISBN 9781841272887 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с библейской космологией, на Викискладе?