Космический океан
Космический океан , первозданные воды или небесная река — это мифологический мотив , который представляет мир или космос, окутанный огромным первозданным океаном. Космический океан, встречающийся во многих культурах и цивилизациях, существовал до сотворения Земли. Из первобытных вод возникла Земля и весь космос. Космический океан представляет или воплощает хаос. Представление о водном хаосе лежит также в основе широко распространенного мотива всемирного потопа, произошедшего в древние времена. Возникновение Земли из воды и сдерживание глобального потопа или подземных вод обычно представляют как фактор космического порядка.
В мифах о творении первичный океан обычно разделяется на верхнюю и нижнюю границы воды (т.е. космические водоемы, расположенные над небом или под землей) путем создания твердой структуры, известной как твердь . Некоторые космологии изображают мировую равнину окруженной круговой рекой-океаном, например Океан в греческой космологии или Раха в зороастрийской космологии . [ 1 ]
Космический океан также присутствует в мифологии древних египтян , древних греков , авраамов , древних индийцев , древних персов , шумеров и зороастрийцев . Она играет заметную роль в древней ближневосточной , библейской и других космологиях.
Первичный космический океан
[ редактировать ]В мифах о сотворении первозданные воды часто представляются заполнившими всю вселенную и являющимися первым источником богов . Акт творения – это создание обитаемого пространства, отдельного от окружающих вод. [ 2 ] Космический океан — это форма Вселенной до ее создания. [ 3 ]
Океан безграничен, неупорядочен, неорганизован, аморфен, бесформен, опасен и ужасен. В некоторых мифах его какофония противопоставляется упорядоченному ритму моря. [ 4 ]
Хаос может быть персонифицирован как вода или неорганизованное взаимодействие воды и огня. Превращение хаоса в порядок – это также переход от воды к суше. [ 5 ] Во многих древних космогонических мифах океан и хаос равнозначны и неразделимы. Океан остается за пределами космоса даже после возникновения суши. При этом способность океана к генерации реализуется в появлении из него Земли и наличии в океане мифологического существа, способствующего зарождению или, наоборот, ревностно защищающего «старый порядок» и предотвращает начало цепи рождений из океана. [ 4 ]
Общие темы
[ редактировать ]Ю. Е. Березкин и Е. Н. Дувакин обобщают мотив первичных вод так: «Вода первична. Земля пускается в воду, появляется над водой, вырастает из куска твердого вещества, помещенного на поверхность воды, или жидкой грязи. , с острова в океане, обнажается, когда вода спадает и т. д.» [ 6 ]
Повсеместно распространена идея о главенстве океана как стихии, из недр которой возникает или создается Земля. [ 2 ] Это изображение присутствует во многих мифологиях мира. [ 7 ]
В Северной Азии и Северной Америке распространен миф о ныряльщике с Земли. В этом мифе бог-творец ныряет в космический океан, чтобы вырастить и сформировать Землю. [ 8 ] Ныряющая птица, вылавливающая ком земли из первозданного океана, часто появляется в мифологиях коренных народов Америки и самодийских народов . В тотемических мифах люди-птицы часто представлены как фратриальные предки . Мировые яйца — распространенная тема в мифах о сотворении мира. добывают Водоплавающие птицы из вод ил, из которого постепенно создается суша. [ 8 ]
В полинезийской мифологии Мауи ловит рыбу на островах в океане. В скандинавской мифологии боги поднимают землю, а Тор ловит « змея Средиземья », обитающего на дне океана. В древнеегипетской мифологии сама Земля выходит на поверхность в виде холма. В « Брахмане» говорилось, что Праджапати вынул Землю из воды, приняв облик вепря . [ 5 ]
В мифологиях многих азиатских стран, в которых присутствует образ бескрайнего и вечного первозданного океана или моря, присутствует мотив сотворения Земли небесным существом, спустившимся с неба и мешающим водам океана. железной дубинкой, копьем или другим предметом. В результате образуется конденсат, который дает начало Земле. В японской мифологии острова Японии возникли из пены, поднятой в результате смешивания вод океана с копьем богов ( Идзанаги и Идзанами ). В мифологиях монгольских народов роль уплотнителя океанских вод играет ветер, создающий из них молочную субстанцию, которая затем становится твердью Земли. По мнению калмыков, из этой млечной жидкости рождались растения, животные, люди и боги. В индийской мифологии есть аналогичный миф о пахтании Молочного океана. [ нужна ссылка ]
Мифы о мировом океане повсеместно сопровождаются мифами о его сдерживании, когда Земля уже была создана, и мифами о попытках океана вернуть себе безраздельное господство. В китайской мифологии существует представление о гигантской впадине или яме, определяющей направление вод океана и отводящей излишки воды. Во многих мифологиях есть многочисленные повествования о потопе. [ нужна ссылка ]
Известно противопоставление двух типов мифов (например, в Океании ) — о земле, погружающейся в океан, и об отступлении океана или моря. Примером первого типа является легенда о происхождении острова Пасхи , записанная на этом острове. В мифе о сотворении народа нганасан сначала Земля была полностью покрыта водой, затем вода спала и обнажила вершину Шайтанского хребта Койка-моу. На эту вершину падают первые два человека – мужчина и женщина. В мифе о создании Туамоту создатель Тане , «Проливающая Вода», создал мир в водах повелителя вод Пуны и призвал свет, положивший начало созданию Земли. [ 4 ]
Широко распространен мотив космогонической борьбы с драконом или змеем в плане подавления воды и хаоса. Змей в большинстве мифологий ассоциируется с водой, часто как ее похититель. Он грозит либо наводнением, либо засухой, то есть нарушением меры, водного «баланса». Поскольку космос отождествляется с порядком и мерой, хаос связан с нарушением меры.
- Ра-Атум борется со змеем Апепом в древнеегипетской религии
- Индра со Вритрой змеем в исторической ведической религии.
- Энлиль или Мардук побеждает прародительницу Тиамат , жену Апсу , олицетворения темных вод хаоса, принявшего облик дракона
- Энки , Нинурта или Инанна оспаривают владельца подземного мира Кура в месопотамской религии.
- Тиштрия ( Сириус ) с антибогом Апаошей в древнеиранской религии
- Библия с описывает борьбу Яхве драконами и морскими чудовищами, олицетворяющими хаос ( Раав , Техом , Левиафан ).
- Героическая борьба Юя Великого с космическим потопом заканчивается убийством коварного хозяина воды Гунгуна и его «близкого соратника», – девятиголового Сянлю , в китайской мифологии . [ нужна ссылка ]
Повествование о сотворении мира в книге Бытия содержит сильно сокращенное описание Яхве и Техома. [ 9 ]
Переход от бесформенной водной стихии к суше — важнейший акт, необходимый для превращения хаоса в пространство. Следующий шаг в том же направлении — отделение неба от земли, что, пожалуй, по существу совпадает с первым актом, учитывая первоначальное отождествление неба с океанами. Но именно повторение акта – сначала вниз, а затем вверх – привело к выделению трех сфер – земной, небесной и подземной, что представляет собой переход от бинарного деления к троице. Средняя сфера, земля, противостоит водному миру внизу и миру небесному вверху. Возникает трихотомическая схема космоса, включающая необходимое пространство между землей и небом. Это пространство часто изображают в виде космического дерева . Земля и небо почти повсеместно представлены как женские и мужские, супружеская пара, стоящая в начале теогонического или теокосмогонического процесса. В то же время женское начало иногда ассоциируется со стихией воды и с хаосом; обычно оно мыслится со стороны «природы», а не «культуры». [ нужна ссылка ]
Мифические существа, олицетворяющие хаос, побежденные, скованные и свергнутые, зачастую продолжают существовать на окраинах космоса, по берегам океанов, в подземном «нижнем» мире, в каких-то особых частях неба. В скандинавской мифологии йетнары , первобытные великаны, предшествуют времени и располагаются на окраине земного круга в холодных местах вблизи океанов. [ 5 ]
В мировых культурах
[ редактировать ]Шумерская космология
[ редактировать ]В шумерской мифологии существовал образ первоначальной морской пучины — Абзу , на месте которой поселился самый деятельный из богов Энки , олицетворявший землю, пресную воду и земледелие на орошаемых землях. [ 5 ] Вначале все пространство мира было заполнено океаном, не имевшим ни начала, ни конца. Вероятно, считалось, что он вечен. В его недрах таилась праматерь Намму. В ее чреве возникла космическая гора в форме полушария, ставшая впоследствии землей. Дуга из блестящей жести, вертикально опоясывающая полусферу, позже стала небом. В вавилонской версии в бескрайнем первозданном Океане не было ничего, кроме двух чудовищ — праотца Апсу и праматери Тиамат . [ 4 ]
Египетская космология
[ редактировать ]В древнеегипетской мифологии вначале вселенная состояла только из огромного хаотического космического океана, а сам океан назывался Ну . В некоторых версиях этого мифа в начале времен Мехет-Верет , изображаемая в виде коровы с солнечным диском между рогами, рождает солнце, которое, как говорят, поднялось из вод творения и породило бог Солнца Ра в некоторых мифах. [ 10 ] Вселенная была захвачена огромной массой первобытных вод, и среди этого первобытного хаоса возник Бенбен , пирамидальный курган. был цветок лотоса , С Бенбеном [ 11 ] и тогда, когда он расцвел, появился Ра. [ 12 ] Существовало множество версий появления солнца, и говорили, что оно вышло прямо из кургана или из цветка лотоса, выросшего из кургана, в форме цапли, сокола, жука-скарабея или человеческого ребенка. [ 13 ] [ 14 ] В Гелиополе творение приписывали Атуму , божеству, тесно связанному с Ра, которое, как говорили, существовало в водах Ну как инертное потенциальное существо.
Некоторые направления египетской космологии, по-видимому, также имели представление о реке-океане, окружающем Землю, поскольку одно из слов, обозначающих море, шен-вер , означает «великий окружающий». [ 15 ]
Понятие хаоса этимологически связано с тьмой ( кек ), но прежде всего с хаосом в виде первичного океана (Ню) или, в германском варианте, пяти божественных пар, представляющих разные его аспекты. Главный холм отождествляется с богом Солнца Ра . Водному хаосу противостоит выступающий из него первый земной холм, с которым в Гелиополе ассоциируется Атум (как Ра-Атум), а в Мемфисе — Птах . Первоначально существующий океан олицетворяется в образе «отца богов» Ну. В историческую эпоху океан, находившийся под землей, дал начало реке Нил. В гераклеопольской версии мифа отмечается внутренняя связь океана и хаоса. [ 4 ]
Греческая космология
[ редактировать ]Представления раннегреческой космологии об океане демонстрируют типологически более продвинутую стадию, когда образ Океана становится объектом «донаучных» исследований и натурфилософии . Океан представлен прежде всего как величайшая мировая река (Hom. Il. XIV 245), [ 4 ] окружающий землю и море, [ 16 ] порождающие реки, источники, морские течения (XXI 196), приют солнца, луны и звезд, которыми они поднимаются из океана и входят в него (VII 422; VIII 485). Река Океан касается моря, но не смешивается с ним. [ 4 ] На крайнем западе океан омывает границы между миром жизни и смерти. [ 17 ]
У Гомера Океан не имеет начала. В «Теогонии 282» Гесиод представляет народную этимологию имени Пегас происходящую от πηγή pēgē «весна, колодец», имея в виду « пегаев Океана , , где он родился». [ 18 ] У Гомера и Гесиода Океан — живое существо, прародитель всех богов и титанов (Hom. Il. XIV 201, 246), но были у Океана и родители. По Гесиоду, Океан — сын старейшего из титанов Урана и Геи ( «Теогония», 133). [ 4 ] Океан — брат и муж Тефиды , от которой он породил все реки и источники. [ 16 ] – три тысячи дочерей – океанид ( Теогония 346–364) и столько же сыновей – речных потоков ( Теогония 367–370). [ 17 ] Боги почитают Океана как престарелого родителя, заботятся о нем, хотя он живет в одиночестве. [ 4 ] Океан не участвовал в битве титанов против Зевса и сохранил свою власть и доверие олимпийцев . Океан — отец Метиды , мудрой жены Зевса (Аполлод. I 2, 1). Известен своим миролюбием и добротой (Еврипид безуспешно пытался примирить Прометея с Зевсом; Prometheus Bound 284–396). [ 17 ] Геродот содержит критику мифологической концепции Океана как поэтического изобретения (Геродот. II, 23, ср. также IV 8, 36 и др.). Еврипид называл океан морем ( Орест 1376). С этого времени установилась тенденция различать большое внешнее море — океан — и внутренние моря. Позднее Еврипид начинает делить океан на части: Эфиопский океан , Эритрейский океан, Галльский океан, Германский океан , Гиперборейский океан и т. д. [ 4 ]
Индийская космология
[ редактировать ]В индийской космологии существует идея тьмы и бездны, а также первичных вод, порожденных ночью или хаосом. [ 5 ] Древние индийские мифы об океанах содержат как типичные, так и оригинальные мотивы. В Мандале 10 Ригведы первоначальное состояние Вселенной представлено как отсутствие существующего и несуществующего, воздушного пространства и неба над ним , смерти и бессмертия, дня и ночи, но наличие воды и беспорядочного движения. В водах вечного океана существовало животворящее начало, порождённое силой тепла и рождающее всё остальное. Другая мандала Ригведы содержит иную версию: «Закон и истины родились из разожженного жара...», отсюда и бушующий океан. Из бушующего океана родился год, распределяя дни и ночи.
В Ригведе неоднократно упоминается порождающая сила океана («множественный», он ревет при первом своем разливе, порождая творения, носитель богатства), его тысячи потоков, текущих из глубин, говорится, что океан – это супруга рек. Космический океан образует каркас космоса, отделяя его от хаоса. Океан олицетворяет Варуна , который ассоциируется как с разрушительной и неконтролируемой силой вод Мирового океана, так и с плодотворными водами, приносящими людям богатство. [ 4 ]
Миф о пахтании молочного океана содержит мотив противостояния стихий воды и огня. В результате быстрого вращения загорается оборот — гора Мандара , но деревья и травы испускают свои соки в высыхающий океан. Этот мотив перекликается с тунгусскими мифами о сотворении земли небесным существом, которое с помощью огня высушивает часть первозданного океана, возвращая таким образом место земле. Мотив борьбы воды и огня в связи с темой мирового океана присутствует и в других традициях.
В индийской мифологии характерен образ бога-творца ( Брахмы или Вишну ), плавающего по первичным водам в цветке лотоса, на наге Шеше . [ 5 ]
Курма , также известный как «Черепаха», является аватаром Вишну, который изображается пахтающим космический океан. [ 19 ] Вишну принимает форму черепахи, чтобы держать палку, которой пахтают космический океан. [ 19 ]
Зороастрийская космология
[ редактировать ]Вурукаша — название небесного моря в зороастрийской мифологии. Оно было создано Ахура Маздой , а в его середине стоял Харвисптохм или «дерево всех семян». [ 20 ] Другой космический океан из персидской мифологии — Фраккард ( среднеперсидский : plʾhwklt , авестийский : Вурукаша также называется Варкаш ). ; на среднеперсидском языке [ 21 ]
Согласно Вендидаду , Ахура Мазда послал чистые воды Вурукаши на землю, чтобы очистить мир, и отправил воду обратно в небесное море Пуитика . Позже это явление было интерпретировано как приход и уход прилива. В центре Ворукаши располагалось Харвисптохм или «дерево всех семян», содержащее семена всех растений мира. На дереве сидит птица Синамру , которая заставляет ветку ломаться и семена разбрасывают все вокруг, когда она садится. [ 20 ]
В центре Вурукаши также растет Гаокерена или «Белая Хаома », считающаяся «королем целебных растений». [ 22 ] Он окружен десятью тысячами других целебных растений. [ 20 ]
В более поздние времена Вурукаша была связана с Персидским морем , а Пуитика — с Оманским заливом . [ 20 ]
Библейская космология
[ редактировать ]В первой библейской истории творения мир создан как пространство внутри воды или Техома и, следовательно, окружен ею. «Бог сказал: «Да будет пространство посреди воды, чтобы отделять воду от воды». Бог создал пространство, и отделил воду, которая была под пространством, от воды, которая была над пространством. И стало так». ( Бытие 1:6 ). Неясно, относятся ли эти верхние воды к облакам или к «небесному океану» за звездами. Однако есть намеки на то, что космический океан был окутан густыми облаками.
В Книге Исхода космический океан — это Ям Суф и упоминается в Исходе 15:4, « Песне моря» . Армия фараона была брошена в «море вымирания». Яхве поднимает Египет из этого моря. [ 23 ] Саргон II , правитель Неоассирийской империи Говорят, что , мыл свое оружие в космическом океане. Космический океан снова упоминается в Иисусе Навине 1 :4 и обозначается как граница вселенной. [ 23 ]
В мифе о Ноевом ковчеге после сорока дней и ночей дождя космический океан затопляет землю. [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Оберлис 2023 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б Бакстон, Смит и Болле, 2022 г.
- ^ Вятт 2001 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Toporov 2008 , pp. 751–752.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мелетинский 2006 .
- ^ Березкин и Дувакин 2021 .
- ^ Гринвуд 2015 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б «Поклонение природе | Ритуалы, анимизм, религии и история | Британника» . www.britanica.com . Проверено 18 апреля 2023 г.
- ^ Уотхэм, AE (1910). «Миф о Яхве-Техоме» . Библейский мир . 36 (5): 329–333. дои : 10.1086/474395 . ISSN 0190-3578 . JSTOR 3141790 . S2CID 144762059 .
- ^ Полное собрание богов и богинь Древнего Египта .
- ^ «Древнеегипетские мифы о сотворении мира: от водного хаоса до космического яйца» . Музей Гленкэрн . 13 июля 2021 г. Проверено 21 мая 2023 г.
- ^ «Лотос – Лесной монастырь Суннатарам» . www.sunnataram.org . Проверено 21 мая 2023 г.
- ^ Аллен, Среднеегипетский , с. 144.
- ^ Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон. стр. 206–207 . ISBN 0-500-05120-8 .
- ^ Хильбер 2020 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Корш 1894 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б с Тахо-Годи 2008 , с. 751.
- ↑ Отмечается Карлом Кереньи , «Герои греков» связь с источником pege ». , 1959:80: «В самом имени Пегас выражена
- ^ Jump up to: а б Лазер 2014 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с д Дарместетер 1880 , стр. 54.
- ^ «Фраккард» . Энциклопедия Ираника .
- ^ Дармштадт 1880 , с. 69
- ^ Jump up to: а б с Вятт 2001 , с. [ нужна страница ] .
Источники
[ редактировать ]- Beryozkin, Yury [in Russian] ; Duvakin, Evgeny Nikolaevich (2021). "Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам" [Thematic classification and distribution of folklore and mythological motifs by areas]. B3A. Primary waters, A810 (in Russian).
- Бакстон, Ричард Джорджия; Смит, Джонатан З.; Болле, Кес В. (11 ноября 2022 г.). «миф» . Британская энциклопедия .
- Дарместетер, Джеймс (1880). Священные книги Востока . Издательство Оксфордского университета .
Том 4: Зенд Авеста , Часть I: Вендидад
- Гринвуд, Кайл (2015). Священное Писание и космология: чтение Библии между древним миром и современной наукой . Межвузовская пресса. п. 63. ИСБН 978-0-8308-9870-1 .
- Хилбер, Джон В. (2020). Космология Ветхого Завета и божественное приспособление: подход теории релевантности . Каскадные книги.
- Korsh, M. (1894). A. S. Suvorina (ed.). Краткий словарь мифологии и древностей [ Concise Dictionary of Mythology and Antiquities ].
- Лазер, Тэмми (2014). Боги и богини Древней Индии . Британская энциклопедия. ISBN 978-1-62275-391-8 .
- Мелетинский, Елеазар (2006). «ХАОС И КОСМОС. КОСМОГЕНЕЗ» [ХАОС И КОСМОС| КОСМОГЕНЕЗ]. Поэтика мифа . Архивировано из оригинала 6 марта 2019 года . Проверено 6 марта 2019 г.
- Оберлис, Томас (2023). Религия Ригведа . Издательство Оксфордского университета.
- Takho-Godi, Aza (2008). "Океан" [Ocean]. In S. A. Tokarev. M. (ed.). Мифы народов мира : Энциклопедия . Soviet Encyclopedia. Archived from the original on March 6, 2019.
- Топоров, Владимир (2008). «Океан Мировой» . Мифы народов мира: Энциклопедия. (на русском языке). стр. 751–752 . Архивировано из оригинала 13 марта 2013 года.
- Вятт, Николас (2001). Пространство и время в религиозной жизни Ближнего Востока . А&С Черный. стр. 55–133. ISBN 978-0-567-04942-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стиссель, Лена (1995). Мифы о сотворении мира со всего мира (на шведском языке). Альмквист и Викселл. ISBN 91-21-14467-2 .
- Стоянов, Юрий (февраль 2001 г.). «Исламская и христианская неортодоксальная водная космогония османского периода — параллели и контрасты» (PDF) . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 64 (1): 19–33. дои : 10.1017/S0041977X01000027 . JSTOR 3657539 . S2CID 162583636 . ИНИСТ 1157309 ПроКвест 214039469 .