Первобытная история

Первобытная история — это название, данное учеными-библеистами первым одиннадцати главам Книги Бытия в еврейской Библии . Эти главы передают историю первых лет существования мира . [1]
Основная масса материала рассказывает о том, как Бог создал мир и все его существа и поместил первых мужчину и женщину ( Адама и Еву ) в свой Эдемский сад , как первая пара была изгнана из присутствия Бога, о первом последовавшем за этим убийстве и Решение Бога уничтожить мир и спасти только праведного Ноя и его сыновей; новое человечество затем произошло от этих сыновей и распространилось по всему миру, но, хотя новый мир был таким же греховным, как и старый, Бог решил никогда больше не уничтожать мир потопом, и история закончилась Фаррой , отцом Авраама , от которого произошел избранный Богом народ. [2]
Обычно считается, что первобытная история была завершена вместе с остальной частью Книги Бытия в V веке до нашей эры, но значительное меньшинство ученых датирует ее III веком до нашей эры, указывая на разрывы между содержанием работы и другие части еврейской Библии .
Структура и содержание
[ редактировать ]История содержит некоторые из самых известных библейских историй, а также ряд генеалогий, построенных вокруг пятикратного повторения формулы толедот («Это поколения...»): [3]
- Толедот неба и земли ( Бытие 1:1–4 :26)
- Повествование о сотворении Бытия (объединенное Гексамерон или шестидневная история космического творения из Бытия 1 и история сотворения, ориентированная на человека, из Бытия 2)
- Повествование Эдема (история Адама и Евы и того, как они были изгнаны из присутствия Бога)
- Каин и Авель и первое убийство
- Книга Толедот Адама (5:1–6:8) (в еврейском языке есть слово «книга»)
- первая из двух генеалогий Бытия , кенеи , потомки Каина, изобретавшие различные аспекты цивилизованной жизни
- вторая генеалогия, потомки Сифа, третьего сына Адама, линия которого ведет к Ною и Аврааму
- Сыны Божьи , сочетающиеся с «дочерями человеческими»; нефилимы ; , «известные люди» Причины, по которым Бог разрушил мир (первый рассказ)
- Толедот Ноя (6–9:28)
- Причины, по которым Бог вызвал Потоп (второй рассказ), его предупреждение Ною и строительство ковчега
- в повествование о потопе в книге Бытия, котором мир разрушен и воссоздан
- Завет Бога с Ноем , в котором Бог обещает никогда больше не уничтожать мир водой.
- Ной-земледелец (изобретение вина), его пьянство, трое его сыновей и проклятие Ханаана
- Толедот ) сыновей Ноя (10:1–11:9
- Таблица народов ( сыновья Ноя и происхождение народов мира) и как они оказались рассеяны по Земле через Вавилонскую башню )
- Толедот ) Сима (11:10–26
История состава
[ редактировать ]Источники в Бытии
[ редактировать ]Ученые в целом согласны с тем, что Тора , собрание из пяти книг, первой из которых является Бытие , приобрела что-то вроде своей нынешней формы в V веке до нашей эры. [4] Однако почти полное отсутствие всех персонажей и событий, упомянутых в «Первобытной истории», в остальной части еврейской Библии, привело значительное меньшинство ученых к выводу, что эти главы были составлены намного позже, чем последующие, возможно, в III веке. до нашей эры. [5]
Бытие опирается на ряд различных «источников», включая Жреческий источник , Яхвистский и Элохистский – последние два часто упоминаются вместе как «несвященнические», но Элохист не присутствует в первобытной истории и «несвященнический». «Священник» и «Яхвист» можно рассматривать здесь как взаимозаменяемые термины. [6] Следующая таблица основана на книге Роберта Куглера и Патрика Хартина «Введение в Библию», 2009 г.: [7]
Стих | Священнический | Яхвист |
---|---|---|
1:1–2:4а | История создания А | — |
2:4б–4:26 | — |
|
5:1–24 | Потомки Адама | — |
6:1–8 | — |
|
6:9–13 | Причина потопа | — |
6:14–8:22 |
| |
9:1–17 | — | Завет Ноя |
9:18–27 |
| |
10:1–32 | Таблица Наций | |
11:1–9 | — | Вавилонская башня |
11:10–32 | Потомки Ноя | — |
Связь первобытной истории с Бытие 12–50
[ редактировать ]Бытие 1–11 мало связано с остальной частью Бытия. [8] Например, имена его персонажей и его география – Адам (человек) и Ева (жизнь), Земля Нод («Странствие») и т. д. – носят скорее символический, чем реальный характер, и большая часть повествований состоит из списков. из «первых»: первое убийство, первое вино, первый строитель империи. [9] Примечательно, что почти ни один из людей, мест и историй в ней никогда не упоминается где-либо еще в Библии. [9] Это заставило некоторых ученых предположить, что история представляет собой позднюю композицию, прикрепленную к Бытию и Пятикнижию и служащую введением. [10] Вопрос о том, насколько поздно, является предметом споров: на одной крайности находятся те, кто считает это продуктом эллинистического периода, и в этом случае это не может быть раньше, чем первые десятилетия IV века до нашей эры; [5] , датируют яхвистский источник с другой стороны, некоторые ученые, в частности Джон Ван Сетерс доперсидским периодом изгнания (6 век до н.э.) именно потому, что первобытная история содержит так много вавилонского влияния в форме мифа. [11] [Примечание 1] Дэвид М. Карр утверждает, что последнее издание досвященнической версии повествований, вероятно, датируется серединой VII века до нашей эры, в период неоассирийской гегемонии. [12]
Месопотамские (и египетские) мифы и первобытная история
[ редактировать ]Многочисленные месопотамские мифы (и один египетский миф) нашли отражение в первобытной истории. [13] Миф об Атрахасисе , например, был первым, в котором зафиксирован Великий потоп, и, возможно, лежит в основе истории о Ноевом потопе . [14] В следующей таблице представлены мифы, лежащие в основе различных библейских образов. [15]
Библейская история | Месопотамский (египетский) миф |
---|---|
Повествование о сотворении мира: Бытие 1 | Энума Элиш , вавилонский миф о сотворении мира, имеет начало, очень похожее на Бытие 1, относится к таким сущностям как «Бездна» (ивр. Техом ), приходит к космологии, очень похожей на ту, что в Бытие 1:6, и показывает аналогичную забота об отсчете времени через создание небесных тел. Сотворение Богом человечества по Его образу также напоминает месопотамские мифы, как и верховенство человека над природой. Кроме того, то, как Бог творит посредством устного слова в Бытие 1, отражает египетскую Мемфисскую теологию , в которой бог Птах творит мир посредством речи. |
Повествование о сотворении мира: Бытие 2 | Эпос Атрахасис рассказывает, как боги создали человечество из праха. |
Эдемский сад | Бог и богиня Энки и Нинхурсаг наслаждались Древом Жизни; змей в Бытии напоминает бога Апсу из «Энума Элиш». |
Каин и Авель | Каину и Авелю соответствуют боги Думузи и Энкимду. |
Генеалогии | Список шумерских царей , как и список потомков Каина, объясняет происхождение элементов цивилизации. Енох , седьмой в линии Адама и взятый Богом, отражает царя Энмердуранки и мудреца Утуабзу , также седьмого в их линии, взятых жить с богами. [16] [17] |
Рассказ о потопе в книге Бытие | О Великом потопе рассказывается в нескольких версиях, начиная с начала 2-го тысячелетия; как и в более позднем мифе Бытия, они рассказывают, как человечество выживает благодаря одному герою и его семье. |
Вавилонская башня (Бытие 11) | Хотя не существует месопотамского мифа, связанного с Вавилонской башней, ученые сходятся во мнении, что за этой историей стоят вавилонские зиккураты , или храмы-башни. |
Темы и богословие
[ редактировать ]Создание, разрушение и воссоздание
[ редактировать ]История рассказывает, как Бог создает хороший мир (каждое действие в Бытие 1 заканчивается тем, что Бог отмечает его как хороший), [18] и как зло загрязняет его через непослушание (история Эдема) и насилие (Каин и Авель). [1]
Хронология
[ редактировать ]Повествование о сотворении мира в книге Бытия знаменует собой начало библейской хронологии , сложной системы маркеров, как скрытых, так и явных, отмечающих вымышленную 4000-летнюю историю мира. [19] [Примечание 2] Время от сотворения мира до Авраама рассчитывается путем сложения возраста патриархов, когда рождается их первый ребенок. [20] Кажется возможным, что период Потопа не предполагается включать в подсчет. [21] - например, Сим, родившийся за 100 лет до Потопа, «родил» своего первого сына через два года после него, то есть ему должно быть 102 года, но в Бытие 11: 10–11 указывается, что ему всего 100 лет, предполагая, что время было приостановлено. . [22] Период от рождения третьего сына Сима Арпахшада (на второй год после Потопа) до переселения Авраама в Ханаан составляет 365 лет, [23] отражая продолжительность жизни Еноха, составляющую 365 лет, количество дней в году. [24] Между Адамом и Потопом было 10 Патриархов, а между Потопом и Авраамом — 10 — Септуагинта добавляет еще одного предка, так что вторая группа — это 10 Патриархов от Потопа до Фарры. [25] У Ноя и Фарры по три сына, из которых первый в каждом случае является самым важным. [26]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ См. Джон Ван Сетерс, «Пролог к истории: Яхвист как историк в книге Бытия» (1992), стр. 80, 155–56.
- ^ «Как много истории лежит в основе истории Бытия? Поскольку действие первобытной истории не представлено как происходящее в плоскости обычной человеческой истории и имеет такое большое сходство с древней мифологией, говорить о ней очень надуманно. его повествования вообще исторические». Левенсон, 2004, стр. 155–56.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бленкинсопп 2011 , с. ix.
- ^ Бленкинсопп 2011 , с. 1.
- ^ Бленкинсопп 2011 , с. 4.
- ^ Эннс 2012 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б Гмиркин 2006 , стр. 240–241.
- ^ Карр 2000 , с. 492.
- ^ Куглер и Хартин 2009 , стр. 85.
- ^ Сэйлхамер 2010 , с. 301 и фн.35.
- ^ Перейти обратно: а б Бленкинсопп 2011 , с. 2.
- ^ Сэйлхамер 2010 , с. 301.
- ^ Гмиркин 2006 , с. 6.
- ^ Карр 2020 , с. 245.
- ^ Кванвиг 2011 , стр. 1.
- ^ Кванвиг 2011 , стр. 2–3.
- ^ Куглер и Хартин 2009 , стр. 53–54.
- ^ Боргер, Р. (1974). Серия заклинаний Бит Месери и вознесение Еноха. Журнал ближневосточных исследований, 33 (2), 183–196. http://www.jstor.org/stable/544732 стр.192
- ↑ Утуабзу (9 октября 2015 г.)
- ^ Стихи 10, 12, 18, 21, 25 и 31.
- ^ Левенсон 2004 , с. 11.
- ^ Рюитен 2000 , с. 124.
- ^ Наджм и Гийом 2007 , с. 6.
- ^ Гийом 2007 , с. 252–253.
- ^ Франц Делич, Новый комментарий к Бытию. 2 тома, Wipf and Stock Publishers, 2001. с. 363
- ^ Альтер 1997 , с. 28.
- ^ Дэвис 2008 , с. 27.
- ^ Мэтьюз 1996 , с. 38.
Библиография
[ редактировать ]- Альтер, Роберт (1997). Бытие: перевод и комментарии . WW Нортон и компания. ISBN 978-0393070262 .
- Бленкинсопп, Джозеф (2011). Сотворение, несотворение, воссоздание: дискурсивный комментарий к Бытию 1-11 . Нью-Йорк: Bloomsbury T&T Clark. ISBN 978-0-567-37287-1 .
- Карр, Дэвид М. (2000). «Бытие, Книга» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль ; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Карр, Дэвид М. (2020). Формирование Бытия 1–11: библейские и другие предшественники . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190062545 .
- Дэвис, Филип Р. (2008). Воспоминания о Древнем Израиле . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664232887 .
- Дэй, Джон (2014). От сотворения мира до Вавилона: исследования Бытия 1–11 . Блумсбери. ISBN 9780567370303 .
- Дэй, Джон (2021). От сотворения мира до Авраама: дальнейшие исследования Бытия 1–11 . Издательство Блумсбери. ISBN 9780567703118 .
- Эннс, Питер (2012). Эволюция Адама . Книги Бейкера. ISBN 9781587433153 .
- Герц, Ян Кристиан (1994). «Становление первобытной истории» . В Эвансе, Крейг А .; Лор, Джоэл Н.; Петерсен, Дэвид Л. (ред.). Книга Бытия: состав, восприятие и интерпретация . Айзенбрауны. ISBN 9789004226579 .
- Гмиркин, Рассел Э. (2006). Беросс и Бытие, Манефон и Исход Блумсбери. ISBN 9780567134394 .
- Гийом, Филипп (2007). «Прослеживание происхождения субботнего календаря в священническом повествовании» . В Цви, Эхуд Бен (ред.). Взгляды на Еврейские Писания (II, том 5) . Горгиас Пресс. ISBN 9781593336127 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Хесс, Ричард С .; Цумура, Дэвид Тошио , ред. (1994). «Я изучал надписи до потопа»: древние ближневосточные, литературные и лингвистические подходы к Бытию 1–11 . Источники для библейских и богословских исследований. Том. 4. Озеро Вайнона, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-88-9 .
- Хьюз, Джереми (1990). Тайны времени: миф и история в библейской хронологии . А&С Черный. ISBN 9780567629302 .
- Куглер, Роберт; Хартин, Патрик (2009). Введение в Библию . Эрдманс. ISBN 9780802846365 .
- Кванвиг, Хельге (2011). Первобытная история: вавилонская, библейская и енохическая: интертекстуальное чтение . БРИЛЛ. ISBN 978-9004163805 .
- Левенсон, Джон Д. (2004). «Бытие: введение и аннотации». В Берлине Адель ; Бреттлер, Марк Цви (ред.). Еврейская учебная Библия . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195297515 .
- Мэтьюз, Калифорния (1996). Бытие 1-11 . Издательская группа B&H. ISBN 9780805401011 .
- Наджм, С.; Гийом, доктор философии (2007). «Юбилейный календарь, спасенный от потопа» . В Цви, Эхуд Бен (ред.). Взгляды на Еврейские Писания II, Том 5 . Горгиас Пресс. ISBN 9781593336127 . Архивировано из оригинала 17 декабря 2014 г.
- Рюитен, Жак ТАГМ (2000). Интерпретация первобытной истории: переписывание Бытия 1–11 в Книге Юбилеев . БРИЛЛ. ISBN 9004116583 .
- Сэйлхамер, Джон Х. (2010). Смысл Пятикнижия: Откровение, состав и толкование . Межвузовская пресса. ISBN 9780830878888 .
- Томпсон, Томас Л. (2014). «Повествовательное повторение и сравнительная литература» . В Томпсоне, Томас Л .; Вайденбаум, Филипп (ред.). Библия и эллинизм: греческое влияние на еврейскую и раннехристианскую литературу . Рутледж. ISBN 9781317544258 .