Яхвист


- J: Яхвист (10–9 века до н.э.) [ 1 ] [ 2 ]
- E: Элохист (9 век до н.э.) [ 1 ]
- Dtr1: ранний (7 век до н.э.) девтерономист . историк-
- Dtr2: позже (6 век до н.э.) девтерономист . историк-
- P *: Священник (VI–V века до н.э.). [ 3 ] [ 2 ]
- D †: Девтерономист
- А: Редактор
- ДХ: Девтерономическая история (книги Иисуса Навина , Судей , Самуила , Царств )
Яхвист , является одним из , или Яхвист , часто сокращенно J наиболее широко признанных источников Пятикнижия ( Торы ), наряду с Второзаконием , Священническим источником и Элохистом . Существование яхвистского текста вызывает некоторые споры: ряд ученых, особенно в Европе, отрицают, что он когда-либо существовал как последовательный независимый документ. [ 4 ] Тем не менее, многие ученые предполагают его существование. [ 5 ] Яхвист назван так из-за характерного использования термина Яхве ( нем . Jahwe ; иврит : יהוה ) для обозначения Бога. [ 6 ]
Фон
[ редактировать ]Современные учёные сходятся во мнении, что в основе Пятикнижия лежат отдельные источники, но существуют большие разногласия относительно того, как эти источники использовались авторами при написании первых пяти книг Библии. [ 7 ] о Документальная гипотеза том, что священнические редакторы сплели повествования из нескольких независимых источников в единый текст Пятикнижия, доминировала на протяжении большей части 20-го века, но сейчас консенсус вокруг этой гипотезы распался. Ее критики отводят гораздо большую роль редакторам , которые, по их мнению, добавляют много собственного материала, а не просто пассивно объединяют документы. [ 8 ]
Простая форма документальной гипотезы была усовершенствована и ее собственными сторонниками. Наиболее заметным изменением последних десятилетий является признание того, что отдельные документы E и J вообще не подлежат восстановлению, поскольку большая их часть была удалена первым редактором JE; или что документ E никогда не был независимым, а скорее был частью документа J. [ 9 ]
Характеристики
[ редактировать ]В J Яхве является антропоморфной фигурой как физически ( Бытие 3:8 , Бытие 11:5 , Исход 17:7 ), так и в личностном плане, как когда Авраам торговался с Яхве о судьбе Содома и Гоморры ; или во время исхода , когда Яхве угрожал уничтожить неверных израильтян и вместо этого воскресить потомков Моисея , но «смягчился и не навлек на свой народ бедствия», когда Моисей отговорил его. [ 10 ]
J испытывает особую озабоченность по поводу Иуды , включая ее отношения с соперником и соседом Эдомом ; о иудейских городах, таких как Иерусалим ; и решительно поддерживает легитимность монархии Давида . J также критикует другие колена Израиля , предполагая, что Северного царства столица Сихем была основана после резни коренных жителей ( Бытие 34 ). [ 11 ]
Интерпретация Кугана
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( июнь 2021 г. ) |
Майкл Д. Куган предлагает три повторяющиеся темы в яхвистской традиции: отношения между людьми и почвой, разделение между людьми и Богом и прогрессирующая человеческая коррупция. [ 12 ]
J уникален тем, что подчеркивает тесную связь между людьми и почвой. Этот мотив впервые встречается в Бытие 2:4б–3:24, когда «первый человек назван Адамом, потому что он взят из земли [ Адама на иврите]». Изначально человек живет в гармонии с почвой, но после того, как человек вкусит от дерева познания добра и зла , Яхве проклинает почву, обрекая человека трудиться ради пропитания и возвращаться в землю после смерти. Позже Каин — земледелец ( адама ), и после убийства своего брата Каин проклят от земли . Гармония между человеком и почвой, по-видимому, восстанавливается с появлением Ноя , человека почвы, который принесет выжившему человечеству облегчение от тяжелого труда. Пьянство Ноя также связывает людей с почвой, ее продуктами и разложением.
Другая повторяющаяся тема — граница между божественным и человеческим царствами. В Бытии 3:22 , съев запретный плод , мужчина и женщина становятся подобными богам и изгоняются из Эдемского сада , уничтожая свое бессмертие и божественное благословение. Эта тема также просматривается в Бытие 6: 1–4 в сексуальном союзе сыновей Божьих с человеческими женщинами: Яхве объявляет это преступлением и ограничивает продолжительность жизни их потомков. [ 12 ] В Бытие 11:1–9 стремится Вавилонская башня подняться в божественную сферу, но ей мешают, когда Яхве сбивает с толку человеческий язык.
Третья тема – прогрессирующая коррупция человечества. Бог создает мир «очень хороший», без хищничества и насилия, но за непослушанием Евы следует убийство Каином его брата Авеля , пока Яхве не решает уничтожить его развращенные создания с помощью Потопа . Коррупция возвращается после Потопа, но Бог признает, что Его творение несовершенно. [ 12 ]
Дата
[ редактировать ]Юлиус Веллхаузен , немецкий ученый XIX века, ответственный за классическую форму документальной гипотезы, не пытался датировать J более точно, чем монархический период истории Израиля . [ 13 ] В 1938 году Герхард фон Рад поместил J при дворе Соломона , ок. 950 г. до н. э., и утверждал, что целью его написания было предоставить богословское обоснование единого государства, созданного отцом Соломона Давидом . [ 14 ] Это было общепринятым до тех пор, пока в решающем исследовании 1976 года Х. Х. Шмида « Der sogenannte Jahwist» («Так называемый Яхвист») не утверждалось, что J знал пророческие книги 8-го и 7-го веков до нашей эры, в то время как пророки не знали традиций Тора, то есть J, не могла быть раньше VII века. [ 15 ] Меньшая часть ученых относят J еще позже, в период изгнания и / или после изгнания (VI–V века до н.э.). [ 5 ]
Объем
[ редактировать ]Ниже приводится запись библейских историй, которые, по общему мнению широкого академического сообщества, были написаны источником J:
Бытие
[ редактировать ]«Яхвист» начинается с истории творения в Бытие 2:4 (история творения в Бытие 1 взята из P), [ 16 ] за этим следует история Эдемского сада, Каин и Авель, потомки Каина, Нефилимы, история о потопе (тесно переплетающаяся с параллельным рассказом из Р), потомки Ноя , инцидент инцеста в шатре Ноя из 6-й главы Бытия, Таблица Наций и Вавилонская башня . [ 17 ] Эти главы составляют так называемую «Первобытную историю» , историю человечества до Авраама, а J и P содержат примерно одинаковое количество материала. «Яхвист» представляет собой большую часть оставшейся части Книги Бытия, материала, касающегося Авраама, Исаака , Иакова и Иосифа . [ 18 ]
Те, кто сегодня следует классической документальной гипотезе, описывают текст J, охватывающий Бытие 2: 4 до Бытия 35, с окончанием переименования Иакова в Израиль и завершением создания патриархов двенадцати колен. Повествование об Иосифе кажется дополнением к северному повествованию «Е» из-за более неземной, активной и пророческой природы Бога по сравнению с реактивным и антропоморфным Богом текста J. [ 19 ] Последние дополнения к тексту P обрамляют повествования J. «Клей» текста P можно увидеть в Бытие 1 (обрамляющем книгу), Бытие 5 пересказывает Бытие 1 и дает характерные детали жреческого происхождения Адама и, среди других мест, Бытие 35, соединяя патриархальные повествования текста J с «E». Повествование об Иосифе с большим количеством подробностей о происхождении считалось важным для авторов после изгнания с целью восстановления нации в период второго храма.
Исход
[ редактировать ]![]() | Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( июнь 2021 г. ) |
Ученые спорят относительно того, какая часть Исхода связана с J, а какая с E, поскольку, начиная с Исхода 3, источник E также относится к Богу как к Яхве. J содержит большую часть материала Исхода 1–5 , но тесно переплетается с E. Таким образом, трудно определить, какая часть Исхода 1–15 представляет собой J, а какая — E; однако легко увидеть параллельную цепочку Р, которая также рассказывает о рабстве Израиля и собственных чудесах Исхода.
Покинув Египет, J приводит собственный рассказ о высвобождении воды из скалы и о дожде Богом манны на израильтян. После этого в Исходе почти нет материалов J, за исключением рассказа Джея о Десяти заповедях, также известного как Ритуальный декалог . Джей обычно не занимается правом. [ 20 ]
Левит
[ редактировать ]![]() | Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( июнь 2021 г. ) |
![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2021 г. ) |
Подавляющее большинство ученых приписывают почти всю книгу «Левит» П. [ 21 ]
Числа
[ редактировать ]![]() | Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( июнь 2021 г. ) |
J начинается с Чисел 10–14 , исхода с Синая , истории соглядатаев, боящихся великанов в Ханаане , и отказа израильтян войти в землю обетованную , что затем навлекает гнев Яхве, осуждающего им предстоит странствовать по пустыне следующие сорок лет. J возобновляется в главе 16, историей восстания Дафана и Авирама , которая была соединена с рассказом о восстании Корея Редактором из P. Обычно также считается, что J представляет собой большую часть глав с 21 по 24, охватывая историю бронзового змея, Валаама и его говорящего осла (хотя Фридман приписывает это Е) и, наконец, заканчивая первыми стихами Ереси Ваала. Пеор . [ 22 ]
Второзаконие
[ редактировать ]Большая часть Второзакония была составлена в эпоху реформ Иосии писателем Второзакония, или D. Однако, когда Редактор включил Второзаконие в завершенное Пятикнижие, события смерти Моисея были перенесены из конца Чисел во Второзаконие. Таким образом, одно из сообщений о смерти Моисея во Второзаконии принадлежит J, хотя ученые спорят, какие именно стихи сюда входят.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вивиано 1999 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Гмиркин 2006 , с. 4.
- ^ Вивиано 1999 , с. 41.
- ^ Рёмер 2006 , с. 9: «Даже ученые, все еще придерживающиеся этой [документальной] модели , такие как, например, Хорст Зеебасс, должны признать: «Среди всех источников критической теории Пятикнижия J является самой нестабильной».
- ^ Jump up to: а б Баден 2009 , стр. 305–313.
- ^ Гилберт 2009 , с. 31.
- ^ Ван Сетерс 1998 , стр. 13–14.
- ^ Ван Сетерс 1998 , с. 13.
- ^ Куглер и Хартин 2009 , с. 49.
- ^ Фридман 1987 .
- ^ Баден, Джоэл (2012). Состав Пятикнижия: обновление документальной гипотезы . США: Издательство Йельского университета. стр. 30–31. ISBN 978-0-300-15263-0 .
- ^ Jump up to: а б с Куган 2009 , с. 47.
- ^ Гудер 2000 , с. 12.
- ^ Ремер 2006 , стр. 10-16.
- ^ Кэмпбелл и О'Брайен 1993 , с. 10.
- ^ Браун, Раймонд Э. (1990). Библейский комментарий Нового Иеронима . Нью-Джерси: Прентис Холл. п. 4. ISBN 0-13-614934-0 .
- ^ Куглер и Хартин 2009 , с. 55.
- ^ Куглер и Хартин 2009 , с. 65.
- ^ Куган, Майкл (2019). Краткое введение в Ветхий Завет: Еврейская Библия в ее контексте, 4-е издание . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0190903756 .
- ^ Фридман 1987 , с. 251.
- ^ Куглер и Хартин 2009 , с. 85.
- ^ Куглер и Хартин 2009 , с. 97.
Ссылки
[ редактировать ]- Баден, Джоэл С. (2009). J, E и редакция Пятикнижия . Мор Зибек. ISBN 9783161499302 .
- Бленкинсопп, Джозеф (2004). Сокровища старые и новые: очерки богословия Пятикнижия . Эрдманс. ISBN 9780802826794 .
- Кэмпбелл, Энтони Ф; О'Брайен, Марк А. (1993). Источники Пятикнижия: тексты, введения, аннотации . Крепость Пресс. п. 10 . ISBN 9781451413670 .
- Куган, Майкл Д. (2009). Краткое введение в Ветхий Завет . Издательство Оксфордского университета.
- Доузман, Томас Б; Шмид, Конрад (2006). Прощание с Яхвистом? . СБЛ. ISBN 9781589831636 .
- Фридман, Ричард Эллиот (1987). Кто написал Библию? . Харпер Сан-Франциско. ISBN 0060630353 .
- Гилберт, Кристофер (2009). Полное введение в Библию . Паулист Пресс. ISBN 9780809145522 .
- Гмиркин, Рассел (2006). Беросс и Бытие, Манефон и Исход Блумсбери. ISBN 978-0-567-13439-4 .
- Гудер, Паула (2000). Пятикнижие: история начала . Т&Т Кларк. ISBN 9780567084187 .
- Куглер, Роберт; Хартин, Патрик (2009). Введение в Библию . Эрдманс. ISBN 9780802846365 .
- Мэнсфилд, Кларимонд (1922). Книга Яхве (Библия Яхве): фрагменты примитивного документа в семи ранних книгах Ветхого Завета, написанные неизвестным гением девятого века, Бостон, Массачусетс: Издательство Cornhill.
- Мерфи, Тодд Дж (2003). Карманный словарь для изучения библейского иврита . Межвузовская пресса. ISBN 9780830814589 .
- Ремер, Томас (2006). «Неуловимый Яхвист: Краткая история исследований» . В Томасе Б. Доузмане, Конраде Шмиде (ред.). Прощание с Яхвистом? . СБЛ. ISBN 9781589831636 .
- Ван Сетерс, Джон (1998). «Пятикнижие». В Маккензи, Стивен Л.; Грэм, Мэтт Патрик (ред.). Еврейская Библия сегодня: введение в критические вопросы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664256524 .
- Вивиано, Полина А. (1999). «Критика источников» . В Хейнсе, Стивен Р.; Маккензи, Стивен Л. (ред.). Каждому свое значение: введение в библейскую критику и ее применение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25784-2 .