Лестница Иакова
![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( февраль 2020 г. ) |
Лестница Иакова ( библейский иврит : סֻלָּם יַעֲקֹב , латинизированное: Суллам Яаккх ) — это лестница, ведущая на небеса, которая была показана во сне библейскому патриарху Иакову во время его бегства от своего брата Исава в Книге Бытия (глава 28).
Значение сна обсуждалось, но большинство интерпретаций сходятся во мнении, что он отождествлял Иакова с обязанностями и наследием народа, избранного Богом , как это понимается в авраамических религиях .

Библейское повествование
[ редактировать ]Описание Лестницы Иакова содержится в Бытие 28:10–19:
И вышел Иаков из Вирсавии и пошел в Харан . И пришел он на то место, и пробыл там всю ночь, потому что солнце зашло; и взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте спать. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот ангелы Божии восходящие и нисходящие по нему. И вот, Господь стал подле него и сказал: Я Господь , Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам ее тебе и потомству твоему. И будет семя твое, как прах земной, и распространишься на запад, и на восток, и на север, и на юг. И в тебе и в семени твоем благословятся все племена земные. И вот, Я с тобою, и сохраню тебя, куда бы ты ни пошел, и верну тебя в эту землю; ибо я не оставлю тебя, пока не сделаю того, о чем говорил тебе». И пробудился Иаков от сна своего и сказал: «Воистину, Л. ОРД находится в этом месте; а я этого не знал. И он испугался и сказал: «Как трепетно это место!» это не что иное, как дом Божий, и это врата рая». И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя тому месту : Вефиль , а имя города было Луз . сначала
- Бытие 28: 10–19. [ 1 ]
иудаизм
[ редактировать ]
Классические комментарии Торы предлагают несколько интерпретаций Лестницы Иакова. Согласно Пиркею де-рабби Элиэзеру 35.6-10, лестница символизировала Четыре изгнания, в которых еврейский народ будет страдать до прихода мессии . Сначала ангел, представляющий Нововавилонскую империю, поднялся «вверх» на 70 ступенек, а затем упал «вниз», отсылка к 70-летнему вавилонскому изгнанию . Затем ангел, олицетворявший изгнание империи Ахеменидов, поднялся на несколько ступенек и упал, как и ангел, олицетворявший изгнание Греции ( эллинистический период Царства Птолемеев и Империи Селевкидов ). Лишь четвертый ангел, олицетворявший окончательное изгнание Римской империи , по имени « Едом » (ангелом-хранителем которого был сам Исав ), продолжал подниматься все выше и выше в облака. Иаков боялся, что его дети никогда не освободятся от власти Исава, но Бог заверил его, что в конце дней и Эдом падет. [ 2 ]
Другая интерпретация лестницы объясняет тот факт, что ангелы сначала «поднялись», а затем «спустились». Мидраш поясняет , что Иакова, как святого человека , всегда сопровождали ангелы. Когда он достиг границы земли Ханаанской (будущей Земли Израиля ), ангелы, назначенные на Святую Землю, вернулись на Небеса , а ангелы, назначенные на другие земли, спустились навстречу Иакову. Когда Иаков вернулся в Ханаан, его приветствовали ангелы, приписанные к Святой Земле.
Еще одна интерпретация состоит в том, что местом, где Иаков остановился на ночлег, на самом деле была Мориа , будущий дом Храма в Иерусалиме , который считался «мостом» между Небом и Землей. [ 3 ] Таким образом, лестница означает «мост» между Небом и Землей. Более того, лестница намекает на дарование Торы как на еще одну связь между небом и землей. В этой интерпретации также важно, что слово «лестница» ( иврит : סלם , латинизированное : суллам ) и название горы, на которой была дана Тора, Синай ( סיני ), имеют одинаковую гематрию (числовое значение букв). .
Эллинистический еврейский философ Филон , родившийся в Александрии ( ок . 50 г. н.э. ), представляет свою аллегорическую интерпретацию лестницы в первой книге своего « De somniis» . Там он дает четыре интерпретации, которые не являются взаимоисключающими: [ 4 ]
- Ангелы представляют души , нисходящие в тела и поднимающиеся из них (некоторые считают, что это самая яркая ссылка Филона на учение о реинкарнации ).
- Во второй интерпретации лестница — это душа человека, а ангелы — логосы Бога , поднимающие душу вверх в беде и спускающиеся в сострадании.
- В третьем представлении сон изображает взлеты и падения в жизни «практикующего» (добродетели против греха ).
- Наконец, ангелы представляют постоянно меняющиеся дела людей.
Повествование о Лестнице Иакова было использовано вскоре после разрушения Второго Храма во время осады Иерусалима (70 г. н. э.) в качестве основы для псевдоэпиграфической Лестницы Иакова . Это письмо, сохранившееся только на старославянском языке , интерпретирует опыт Патриархов в контексте мистицизма Меркавы .
Вершина холма с видом на израильское поселение Бейт-Эль к северу от Иерусалима, которое, как полагают некоторые, было местом сна Иакова, является туристическим направлением во время праздника Суккот . [ 5 ]
христианство
[ редактировать ]
Иисус сказал в Иоанна 1:51 «И сказал ему: истинно, истинно говорю тебе: отныне вы увидите небо отверстым и ангелов Божиих : восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Это утверждение было истолковано как связывание или причастность Иисуса к лестнице, поскольку Христос устраняет разрыв между Небом и Землей. Иисус представляет себя как реальность, на которую указывает лестница; как Иаков увидел во сне воссоединение Неба и Земли, Иисус воплотил это воссоединение, образно говоря, лестницу, в реальность. Адам Кларк начала XIX века , методистский теолог и библеист , уточняет:
Под восходом и нисхождением ангелов Божьих следует понимать, что между небом и землей должно теперь открыться постоянное общение через посредство Христа, который был Богом, проявленным во плоти. Наш благословенный Господь представлен в качестве посредника как посланник Божий к людям; а ангелы, восходящие и нисходящие к Сыну Человеческому, — это метафора, взятая из обычая отправлять гонцов или гонцов от принца к его послу в иностранном дворе, а от посла обратно к принцу. [ 7 ]
Тема лестницы в небо часто используется отцами Церкви . Ириней во втором веке описывает христианскую церковь как «лестницу восхождения к Богу». [ 8 ]
В третьем веке Ориген [ 9 ] объясняет, что в жизни христианина есть две лестницы: аскетическая лестница, по которой душа поднимается по земле посредством — и в результате — возрастания добродетели, и путешествие души после смерти, восхождение на небеса к свет Божий.
в четвертом веке. Григорий Назианзин [ 10 ] говорит о восхождении по лестнице Иакова последовательными ступенями к совершенству, трактуя лестницу как аскетический путь, а Григорий Нисский повествует [ 11 ] что Моисей взошел по Лестнице Иакова, чтобы достичь небес, где вошел в скинию нерукотворенную , придавая тем самым Лестнице ясный мистический смысл. Аскетическое толкование встречается и у святителя Иоанна Златоуста , который пишет:
И так, поднявшись как бы по ступенькам, доберемся до неба по лестнице Иакова. Ибо мне кажется, что в этом видении лестница означает в загадке постепенное восхождение посредством добродетели, посредством которой мы можем подняться с земли на небо, не используя материальные ступени, но улучшая и исправляя нравы. [ 12 ]

«Лестница Иакова» как аналогия духовной подвижнической жизни пользовалась широким влиянием благодаря классическому произведению «Лестница божественного восхождения» Иоанна Лествичника . Таким образом, картезианский монах Гиго II использовал его в качестве вдохновения для описания шагов Lectio Divina , а современный философ Питер Крифт использовал его в своей апологетике . [ 13 ]
Лестница Иакова изображена на фасаде Батского аббатства в Англии, где ангелы взбираются вверх и вниз по лестницам по обе стороны от главного окна на западном фасаде.
-
Лестница Иакова, ок. 1925 , иллюстрация в американской книге библейских рассказов для детей.
-
Картина «Сон Иакова» в кампусе Христианского университета Абилина
ислам
[ редактировать ]В исламе Иаков ( араб . يَعْقُوب , латинизированный : Якуб ) почитается как пророк и патриарх . Мусульманские учёные провели параллель между видением лестницы Иаковом. [ 14 ] и Мухаммеда событие Мираджа . [ 15 ] Лестница Иакова интерпретировалась как один из многих символов Бога , и многие считают, что Лестница Иакова представляет в своей форме суть ислама, который подчеркивает следование «прямому пути». Ученый двадцатого века Мартин Лингс описал значение лестницы с точки зрения исламского мистицизма:
Лестница сотворенной Вселенной — это лестница, явившаяся во сне Иакову, который видел ее простирающейся с Неба на землю, с ходящими по ней вверх и вниз Ангелами; и это также «прямой путь», ибо на самом деле путь религии — это не что иное, как путь самого творения, прослеженный от его конца обратно к его Началу.
— Лингс, Мартин. Книга уверенности. п. 51.
См. также
[ редактировать ]- Ас-Сират
- сумеречные лучи
- « Джек и бобовый стебель »
- «Якобслейтер» — незаконченная оратория Арнольда Шёнберга.
- Мороженое Locus , вдохновленное Антоном Брукнером
- « Ближе, Боже мой, к Тебе », слова гимна (написаны в 1841 году) Сары Фуллер Флауэр Адамс
- Космический лифт
- Лестница в небеса (значения)
- Лестница божественного восхождения
- Траястримша
- Бифрёст (еще один пример связи с царством богов в мифологии)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бытие 28: 10–19.
- ^ «Пиркей Дерабби Элиезер 35:6-10» . www.sefaria.org .
- ^ «Иерусалимский храм | Иудаизм» . Британская энциклопедия . Проверено 26 мая 2020 г.
- ^ Верман, Марк (осень 2005 г.). « Реинкарнация в еврейском мистицизме и гностицизме (рецензия)» . Шофар . 24 (1): 173–175. дои : 10.1353/шо.2005.0206 . S2CID 170745364 . Проверено 14 июня 2010 г.
- ^ Брески, Бен (30 сентября 2012 г.). «Музыкальные события Суккота изобилуют в Израиле» . Аруц Шева . Проверено 6 октября 2012 г. - через israelnationalnews.com.
- ^ Ивз, Моррис; Эссик, Роберт Н.; Вискоми, Джозеф (ред.). «Сон Иакова, объект 1 (Батлин 438) «Сон Иакова» » . Архив Уильяма Блейка . Проверено 25 сентября 2013 г.
- ^ Кларк, Адам (1817). Святая Библия, с авторизованного тр., с прим. и критические замечания .
- ^ Ириней, Против ересей , III, 24, 1.
- ^ Ориген, Проповедь н. 27 о Числах , о Книмах 33:1–2.
- ^ Григорий Назианзин, Проповедь н. 43 (Надгробная речь на Великого Св. Василия) , 71
- ^ Григорий Нисский, Жизнь Моисея , стр. 224–227.
- ^ Златоуст, Иоанн. «н. 83,5». Проповеди на Евангелие от Иоанна – через CCEL.org.
- ^ Хиггинс, Грегори К. (5 марта 2019 г.). Оживление образов: теология и человеческое творчество . Wipf и Stock Publishers. стр. 58–77. ISBN 978-1-4982-2450-5 . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Касир, Ибн. «История Якуба (Иакова)» . SunnahOnline.com . Проверено 7 сентября 2017 г.
- ^ Мурата, Сатико; Читтик, Уильям С. (1994). Видение ислама (PDF ) п. 85.
Внешние ссылки
[ редактировать ]